Станок ДИП-300, набор таблиц, шильд


Описание

В 1930 году на Московском станкостроительном было принято решение о разработке нового станка токарного, стандартного, сокращенно ТС. Несколько позже его переименовали в ДИП-200– Догоним И Перегоним
, по главному лозунгу первой пятилетки, где 200 — высота центров над станиной. В качестве прототипа был избран токарно-винторезный станок
немецкой фирмы VDF
. В апреле 1932 года началась подготовка выпуска первой партии станков ДИП-200.

25 апреля 1932 года был собран и опробован первый советский универсальный токарно-винторезный станок с коробкой скоростей — ДИП-200. К концу 1932 года было выпущено 25 ДИПов.

В 1934

году на Московском станкостроительном осваивается выпуск тяжелых универсальных токарно-винторезных станков станков ДИП-300(1д63), ДИП-400(1д64), ДИП-500(1д65).

В 1944

году производство этих станков было передано на
Рязанский станкостроительный завод РЗС, основанный в 1944 году, Тбилисский станкостроительный завод им. Кирова и Ейский станкостроительный завод.
В 1956

Рязанский станкостроительный завод выпустил первую промышленную партию станков серии ДИП-300 — модель – РМЦ 1400, 2800.

В 1968

году запущено в производство следующее поколение серии — модель 1м63,1м63Б.

С 1973

года начало серийного выпуска токарных станков:16к30,16к30Ф3,1М63БФ101,16М30Ф3,1П756ДФ3.

Тбилисский станкостроительный завод им. Кирова выпускал станки:1Д63А,1М63Д , 1М63ДФ101.

В 1992

году начало серийного выпуска станка 1М63Н- последней модели серии ДИП-300.

Правила эксплуатации

При установке и эксплуатации токарно-винторезного станка 163 пользователь этого оборудования должен следовать указаниям, изложенным в главах 1 и 2 его «Руководства по эксплуатации». Они включают в себя следующие разделы:

  • техника безопасности;
  • порядок установки, монтажа и первого пуска;
  • наладка и режимы работы;
  • регулировка;
  • система смазки;
  • спецификация быстроизнашивающихся деталей.

Порядок ввода в действие и эксплуатации станка 163 не отличается от аналогичного токарного оборудования. Единственно, что обращает на себя внимание — это очень подробные указания по наладке и режимам работы.


ДИП-300 станок токарно-винторезный универсальный. Назначение и область применения

Универсальный токарно-винторезный станок модели ДИП-300 (по классификации ЭНИМС 1д63) — первый советский станок с коробкой скоростей и диаметром обработки над станиной 615 мм, как и все другие ДИПы ( ДИП-200,ДИП-300, ДИП-400,ДИП_500), разработан и производился на Московском станкостроительном заводе Красный Пролетарий с 1930 по 1950-е годы.

Токарный станок ДИП-300 предназначен для выполнения самых разнообразных работ в центрах, цанговых или кулачковых патронах по черным и цветным металлам, включая точение конусов, а также для нарезания метрических, модульных, дюймовых резьб.

Токарный станок ДИП-300 (1д63а) способен обрабатывать относительно крупные заготовки диаметром до 615 мм и длиной 1500 или 3000 мм.

Передний конец шпинделя резьбовой М120 х 6, внутренний конус Морзе 5, отверстие в шпинделе 70 мм, диаметр обрабатываемого прутка 68 мм.

Шпиндель станка ДИП-300 (1д63а) установлен на двухрядные роликовые подшипники спереди и в коническом роликовом подшипнике сзади. Осевая нагрузка на шпиндель воспринимается шариковым упорным подшипником.

Шпиндель получает 18 ступеней частот прямого и обратного вращения от шестиваловой коробки скоростей в передней бабке станка. Установка нужной скорости осуществляется тремя рукоятками на передней стенке передней бабки.

Пуск, останов и включение ускоренного обратного хода осуществляется фрикционной пластинчатой муфтой. Муфта управляется рукоятками на станине у передней бабки и на фартуке.

На входной вал коробки соростей движение поступает через ременную передачу от асинхронного электродвигателя мощностью 10 кВт.

Передний конец шпи

нделя выполнен по ГОСТ 12593 (DIN 55027, ИСО 702-3-75) под поворотную шайбу, с центрирующим коротким конусом 1:4 (7°7′30″), , номинальный диаметр конуса D = 139,719 мм, условный размер конца шпинделя — 6. Внутренний (инструментальный) конус шпинделя — Морзе 6.

  • Номинальный диаметр конуса D = 139,719 мм, условный размер конца шпинделя — 8
  • Внутренний (инструментальный) конус шпинделя — Морзе 6
  • Стандартный диаметр токарного патрона — Ø 250, Ø 315, Ø 400, Ø 500 мм, исполнение — тип 2 (под поворотную шайбу)
  • Диаметр сквозного отверстия — Ø 47 мм
  • Наибольший диаметр прутка — Ø 45 мм

Коробка подач типа Нортон даёт возможность нарезать (без звена увеличения шага):

  • метрические резьбы с шагом от 1 до 192 мм
  • дюймовые резьбы от 24 до 1/4 ниток на один дюйм
  • модульные резьбы с модулями от 0,5 до 48
  • питчевые резьбы от 96 до 7/8

без смены шестерён на гитаре.

Коробка подач получает движение от коробки скоростей через гитару — сменные шестерни с приклоном. В переднюю бабку включены механизмы, дающие возможность изменить направление движения суппорта и ускорить это движение (увеличить шаг резьбы) в 4 и в 16 раз.

Для изготовления резьбы повышенной точности ходовой винт может быть подключен через сменные шестерни гитары помимо механизма коробки подач.

По ходовому валику суппорт получает подачи: продольные от 0,10 до 1,6 мм и поперечные от 0,04 до 0,59 мм за один оборот шпинделя.

Фартук суппорта токарного станка ДИП-300 (1д63а) снабжен механизмом падающего червяка, который дает возможность автоматического включения подачи от ходового винта при нарезании резьбы в обоих направлениях и одновременно предохраняет станок от поломок в случае перегрузки. Отключение осуществляется с точностью 0,02 мм от упора на станине.

Технические характеристики

Как и большинство токарного оборудования, 160-е токарно-винторезные станки выпускались в двух модификациях, у которых максимальная длина продольной обработки отличалась в два раза. В стандартном варианте межцентровое расстояние составляет 2800 мм, а длина точения — 2520 мм. В укороченной версии — соответственно 1400 и 1260 мм.

Предельные диаметры обточки (по паспорту) у этого станка составляют:

  • над направляющими — 630 мм;
  • над кареткой — 350 мм.

Проходное отверстие в шпинделе у ранних моделей было Ø70 мм, позднее его увеличили до 80 и 90 мм. Диаметр трехкулачкового зажимного патрона – 320 мм Паспортная мощность двигателя привода шпинделя — 14 кВт.

Спецификация органов управления токарно-винторезным станком ДИП-300 (1д63а)

    1. Рукоятка для установки числа оборотов шпинделя
  • Рукоятка для установки числа оборотов шпинделя
  • Рукоятка для реверсирования хода суппорта
  • Рукоятка для увеличения шага резьбы
  • Рукоятка для установки числа оборотов шпинделя
  • Рукоятка для установки резьб Витворта и метрических
  • Рукоятка для установки шага резьбы
  • Рукоятка переключения подач (конуса Нортона)
  • Рукоятка для установки резьб метрических и модульных
  • Рукоятка для включения ходового винта или валика
  • Рукоятка для включения и реверсирования станка
  • Рукоятка для реверсирования хода суппорта при обточке
  • Маховик для ручного продольного перемещения суппорта
  • Рукоятка для выключения подачи и включения после автоматической установки
  • Рукоятка для переключения продольной и поперечной подачи и блокировки маточной гайки ходового винта
  • Рукоятка для включения маточной гайки ходового винта
  • Рукоятка для включения и реверсирования станка
  • Рукоятка для поперечной подачи суппорта вручную
  • Рукоятка для закрепления резцовой головки
  • Рукоятка для подачи резцовых салазок
  • Рукоятка для закрепления пиноли задней бабки
  • Кнопочная станция

Управление токарно-винторезным станком ДИП-300 (1д63а)

Коробка скоростей

В зависимости от положения работающего пуск, остановка и перемена направления вращения шпинделя про изводится рукояткой 11 у передней бабки или рукояткой 17 у фартука. Эти рукоятки управляют двухсторонней фрикционной пластинчатой муфтой и тормозом, находящимися внутри коробки скоростей. Тормоз действует автоматически в среднем выключенном положении муфты, обеспечивая быструю остановку механизма коробки скоростей и шпинделя. При перестановке указанных рукояток в одно из крайних положений нужно, не торопясь, переводить их до среднего положения, а затем энергично ставить в нужное крайнее положение.

Рукоятки 1, 2 и 5 для изменения скорости вращения шпинделя нужно переставлять только на тихом ходу или при остановленном станке.

Коробка подач

Подачи и резьбы устанавливаются рукоятками 6(А), 7(В), 9(С) и переключателем конуса Нортон 8 согласно таблицы, находящейся на крышке коробки по дач. Включение ходового винта или ходового валика производится рукояткой 10(Д). Для непосредственной передачи вращения от гитары на ходовой винт, коробку подач выключают рукояткой 6(А), а рукоятку 7(В) ставят в среднее положение. Это бывает необходимо при нарезании резьб повышенной точности или со специальным шагом с помощью особого на бора сменных шестерен гитары. Переставлять рукоятки коробки подач можно только на тихом ходу.

Фартук и суппорт

Включение и выключение механизмов подачи суппорта производится рукояткой 14 падающего червяка, находящегося внутри фартука. Ручная подача суппорта осуществляется при помощи рукояток 18 и 20.

Автоматическое выключение продольной и поперечной подачи суппорта осуществляется при помощи механизма падающего червяка в момент перегрузки под действием большого усилия резания, или других сопротивлений (упор на станине) вдоль направления подачи. Этим механизмом станок предохраняется от поломки и создается возможность получения точных размеров изделия при работе по упору. Для этой цели предусмотрена передача вращения червяку и червячному колесу от валика червяка через сидящую на валике муфту, сцепляющуюся своими винтовыми выступами на горце с такими же выступами червяка под действием нажатия пружины. При увеличении сопротивления в системе передач суппорта и фартука, доходящего до величины, на которое не рассчитано отрегулированное нажатие пружины на муфту, валик червяка, продолжая вращаться, заставит муфту посредством винтовых выступов червяка отжиматься от него и сжимать пружину.

При этом движении муфты по валику она поворачивает рычаг с рукояткой 14, поддерживающий червяк в поднятом положении и зацепленным червячной шестерней; червяк па дает и выходит из зацепления с шестерней. Для включения подачи червяк вводится в зацепление с шестерней поднятием его с помощью рукоятки 14.

При закреплении резцедержательной головки суппорта рукояткой 19 необходимо следить, чтобы фиксирующий штифт входил в отверстие на нижней плоскости головки. Этот штифт вынимать не следует, так как при помощи его достигается правильная установка головки. Для закрепления суппорта на станине при поперечной обточке или обточке верхней части суппорта необходимо затянуть прижимную планку направляющих станины болтом с выступающей квадратной головкой на перед ней части каретки с правой стороны.

Задняя бабка

Поперечное перемещение корпуса задней бабки по мостику, необходимое при точении конусных изделий, осуществляется при помощи 2-х винтов 1 с передней и задней стороны в нижней части корпуса. После ослабления винта 2, прижимающего поперечную переднюю направляющую плоскость паза корпуса к выступу мостика, ослабляется винт с той стороны, куда нужно переместить бабку, и затягивается противоположный винт 1. Винт 2 после окончания установки снова затягивается. Установка центра бабки точно по центру шпинделя производится путем совмещения рисок на платиках «К», расположенных с задней стороны мостика и корпуса бабки. По отношению к мостику смещение бабки воз можно на 10 — 15 мм. Для перемещения пиноли задней бабки необходимо предварительно рукояткой 21 (см. схему управления) освобождать прижим, которым пиноль закрепляется при работе в центрах.

Упор

Упор, перестанавливаемый и закрепляемый на станине, предусмотрен для обточки изделия на определенную длину при продольном точении путем автоматического выключения подачи при соприкосновении с упором каретки. Упор устанавливается на направляющих станины в начале на — глаз и укрепляется винтом прихвата, а затем винтом регулировки производится точная установка.

Регулировка рабочих частей станка


Регулировка подшипников шпинделя станка ДИП-300

Передняя конусная шейка шпинделя вращается в специальном регулируемом двухрядном роликовом подшипнике с цилиндрическими роликами. Для выборки люфта передний подшипник шпинделя регулируется изнутри передней бабки путем подтяжки внутреннего кольца подшипника 1 с помощью гайки 2.

Регулировка заднего конического подшипника 3 вместе с упорным шарикоподшипником 4 производится с наружной стороны передней бабки гайками 5. После регулирования подшипников следует проверить шпиндель на радиальный отжим. Для этого в коническое отверстие шпинделя вставляется оправка с коническим хвостом (конус 80 метрический) и дли ной цилиндрической части 50 — 55 мм не менее 300 мм.

К центрирующей шейке шпинделя подводится наконечник индикатора и за цилиндрический конец оправки вручную производится отжатие шпинделя. При этом отклонение стрелки индикатора не должно превышать 0,015 мм. Кроме этого шпиндель должен легко провертываться вручную, если муфту фрикциона поставить во включенное положение.

Передний подшипник шпинделя № 3182128 имеет основные размеры 140 х 210 х 53.

Смазка подшипников шпинделя обеспечивается поступлением масла при разбрызгивании в имеющиеся углубления в верхней части коробки скоростей.

Регулировка фрикционной пластинчатой муфты коробки скоростей (фиг. 2)

В случае буксования фрикционной муфты на рабочем ходу, она должна быть немедленно отрегулирована, т. к. от трения дисков сильно будет нагреваться и станок не будет работать нормально. Регулировка фрикционной муфты производится нажимными гайками 1, навинченными на кольцо 2. Поворот нажимной гайки может быть произведен лишь после того, как защелка 3 вдавлена в кольцо 2. При включен ной муфте один из концов коромысла 4 дол жен находиться под горизонтальной плоскостью паза муфты переключения 5.

Регулировка поперечного перемещения задней бабки токарно-винторезного станка ДИП-300 (1д63а)

Устранение слабины (люфта) в направляющих нижней и верхней суппорта токарно-винторезного станка ДИП-300 (1д63а)


Устранение слабины в направляющих суппорта станка ДИП-300 (1д63а)
При появлении люфта производится подтяжка соответствующих клиньев 1 или 2 с помощью винтов 3 и 4, ввинченных в торцы верхней и нижней частей суппорта.

Регулировка вертикального зазора в задней направляющей каретки суппорта токарно-винторезного станка ДИП-300 (1д63а)


Регулировка зазора в направляющей каретки суппорта станка ДИП-300
Зазор между задней направляющей каретки и станины регулируется подтягиванием планок 1 винтами 2 с фиксацией последних контр гайками 3. После регулировки зазор должен быть не более 0,02 мм.

Устранение мертвого хода винта поперечного перемещения суппорта токарно-винторезного станка ДИП-300 (1д63а)


Устранение мертвого хода винта поперечного перемещения суппорта станка ДИП-300
«Мертвый ход» винта поперечного хода суппорта, возникающий при износе гайки, может быть устранен подтягиванием клина 3, вставленного между половинками гайки. Предварительно надо ослабить винт 1 и после выбора люфтов вновь его затянуть. «Мертвый ход» винта поперечной подачи должен быть не более двух делений лимба.

Регулировка натяжения пружины падающего червяка фартука токарно-винторезного станка ДИП-300 (1д63а)


Устранение слабины в направляющих суппорта токарно-винторезного станка ДИП-300
Регулирование нажатия пружины 1 на муфту сцепления падающего червяка с его вали ком осуществляется затяжкой или ослаблением гайки 2, навинченной на правый конец этого валика. При уменьшении нажатия гайка должна перемещаться вдоль по валу вправо, а при увеличении нажатия — влево. Нельзя допускать при регулировке пружины полного сжатия ее «виток к витку», т. к. при этом предохранительная муфта теряет свое назначение и может произойти повреждение механизмов фартука и суппорта в случае перегрузки. Рекомендуется силу нажатия пружины регулировать в соответствии с сечением снимаемой при обработке стружки.

Регулировка зазора направляющей верхней и нижней половин маточной гайки ходового винта токарно-винторезного станка ДИП-300 (1д63а)


Регулировка зазора маточной гайки ходового винта станка ДИП-300
При появлении люфта производится подтяжка планки 1 винтами 2 с фиксацией последних контргайками 3.

Ограничение сближения верхней и нижней половин маточной гайки ходового винта токарно-винторезного станка ДИП-300 (1д63а)


Ограничение сближения маточной гайки ходового винта станка ДИП-300
Необходимая свобода вращения винта при включенной гайке без излишнего осевого зазора между витками резьбы винта и гайки осуществляется перемещением упорного штифта 1, находящегося в вертикально просверленном отверстии нижней половины гайки с помощью расположенного внизу винта 2. Винт фиксируется контргайкой 3.

Регулировка тормозной ленты коробки скоростей

Производится изменением натяжения ее с помощью гаек болта, прикрепленного к концу ленты. Гайки находятся вверху на задней наружной стороне корпуса коробки скоростей. Регулировку нужно производить при выключенном электродвигателе, проверяя на тихом ходу силу торможения и ослабление ленты при включенном положении фрикционной муфты, как при прямом, так и при обратном ходе. При проверке электродвигатель включается.

Основные преимущества станка 1М63

Высокую популярность оборудования обеспечили точность и качество производимых операций, его надежность и долговечность. Монолитные опоры и жесткая основа токарного станка 1М63 РМЦ 1400, 2800, стойкие к износу направляющие и другие элементы конструкции обеспечили возможность высокоскоростной обработки твердосплавных металлов. Позволяют максимально использовать все возможности обработки на высоких скоростях конструкция и материал станины станка, шпинделя и каретки, а также надежность используемых деталей и узлов.

Основные конструктивные особенности и преимущества:

  • Широкие возможности применения рабочих инструментов из твердых и специальных сплавов.
  • Высокая жесткость шпиндельного узла, нижней части суппорта и станины. Позволяет проводить обработку на высоких скоростях.
  • Специальный мотор для обеспечения продольного и поперечного перемещения суппорта в процессе работы.
  • Возможность регулировки шага резьбы при нарезке. Для этого предусмотрена возможность смены колес на гитаре и изменения параметров коробки подач токарно-винторезного станка.
  • Движение верхней части. Необходимо для обработки длинных и коротких конических деталей.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]