Что такое точильно-шлифовальный станок и для чего он применяется?


Описание

Данное токарно-шлифовальное устройство производилось на станкостроительном заводе в г. Орша. Сразу после начала производства было отмечено, что агрегат относительно недорогой и отвечает всем тогдашним стандартам. Позже, аппарат продемонстрировал еще и неплохие показатели надежности и долговечности в использовании. Даже в наши дни, ремонт агрегата и замена его ключевых узлов стоит относительно недорого.

Кроме того, станок отличается универсальностью в сравнении с другими устройствами такого класса. Его широко применяют в различных сферах производства и для выполнения различных работ, в число которых входят:

  1. Полировка деталей (после замены круга).
  2. Снятие фаски, шлифование и обработка деталей из металла.
  3. Заточка и шлифование инструментов для сверления и точения.
  4. Заточка любых слесарных инструментов.

Примечательно, что данное устройство нередко продается в комплекте со специальным пылесосом, который очищает рабочие поверхности от производственных отходов. Исходя из технических и функциональных особенностей станка, чаще всего его применяют на небольших предприятиях, но и в домашних мастерских его тоже можно встретить.

Стоит отметить, что для домашнего использования этот агрегат может оказаться слишком мощным или чересчур большим.

Сведения о производителе токарного станка Универсал-В

Токарный настольный многофункциональный станок Универсал-В (ТШ3-01) выпускался на предприятии Воткинский машиностроительный завод, основанный в 1759 году.

Металлорежущие станки на Воткинском машиностроительном заводе выпускаются начиная с 1956 г. Это вертикально-фрезерные станки 6Н13, ВМ127, ВМ127М, универсально-фрезерные ВМ130, ВМ133, горизонтально-фрезерные станки с ЧПУ ВМ500ПМФ4, ВМ501ПМФ4, а также токарный настольный станок Универсал-В.

В настоящее время ОАО «Воткинский завод» головное предприятие ракетно-космического комплекса и изготовитель широкой гаммы гражданской продукции.

Станки, выпускаемые Воткинским машиностроительным заводом

  • 6Н13П
    — станок вертикальный консольно-фрезерный, 400 х 1600
  • 6Р13Ф3
    — станок консольно-фрезерный вертикальный с ЧПУ, 400 х 1600
  • 6Р13рФ3
    — станок консольно-фрезерный вертикальный с ЧПУ, 400 х 1600
  • ВМ127
    — станок консольно-фрезерный вертикальный, 400 х 1600
  • ВМ127М
    — станок консольно-фрезерный вертикальный, 400 х 1600
  • ВМ-130
    — станок фрезерный широкоуниверсальный, 250 х 630
  • ВМ501ПМФ4
    — станок горизонтально-фрезерный с ЧПУ и АСИ, Ø 250
  • Универсал-В
    — станок токарно-винторезный настольный, Ø 150

Конструктивные особенности

Станок ТШ 3, на первый взгляд, похож на свои модели-предшественники – аппараты ТШ 1 и ТШ 2. У станка классическая компоновка – на станине установлен электромотор, который приводит в движение рабочий вал.

Каждая из точильных головок, которые одеты на вал, имеет защитные приспособления со сквозным отверстием для установки обрабатываемых элементов. Фиксация заготовок осуществляется при помощи специальных площадок, которые находятся возле каждого рабочего узла.

К другим конструктивным особенностям станка относят:

  • Для защиты оператора от производственных отходов, над рабочими зонами установлены прозрачные щитки.
  • В конструкции аппарата предусмотрена лампа для освещения участка выполнения работ.
  • Габариты позволяют устанавливать устройство в небольших помещениях.
  • Специальное реле блокирует работу двигателя в случае превышения допустимых норм нагрузки.
  • Чрезвычайная жесткость станины обеспечивается специальными металлическими листами с ребрами жесткости.
  • Станина сконструирована таким образом, что у оператора есть возможность контролировать параметры рабочей зоны.
  • Высота станка позволяет работать на нем даже без верстака, но перед установкой аппарата на пол следует проверить его ровность и точность.

Ключевые изменения в конструкции станка, по сравнению с предыдущими моделями данной линейки, сделаны с целью повышения безопасности оператора и упрощения его работы со станком. Материалы, из которых создаются ключевых узлы агрегата, значительно повышают долговечность его работы.

Меры предосторожности при работе с оборудованием

  • Осознанное соблюдение мер безопасности во время работы, а также при транспортировке и установке в помещении.
  • В электрической схеме обеспечить исправность прибора аварийного обесточивания.
  • Рабочее помещение оборудовать в противопожарном отношении.
  • В зоне доступности расположить принадлежности и препараты неотложной медицинской помощи.
  • Рабочую одежду подгонять так, чтобы исключить случайный контакт с вращающимися механизмами.

Прототипом нового токарно-винторезного МеталМастер -1830, осталась модель ТШ-3 станка ещё до перестроечной, советской марки Универсал – 3. Выглядит эстетично, оборудован плавным управлением привода, оснащен электроникой. А, главное, станок совершил качественный переход из любительского в разряд профессионально продвинутой машины для металлообработки.

Строение станка

На рисунке изображены ключевые узлы агрегата.

  1. Привод устройства.
  2. Станина.
  3. Бабка шпиндельная.
  4. Суппорт.
  5. Бабка задняя.
  6. Электрооборудование.

Детальнее стоит рассказать об электрическом оборудовании агрегата. Оператор защищен от поражения током посредством рабочей изоляции и заземляющего провода. Электрооборудование находится в специальной коробке в задней части устройства. Коробка плотно закрывается при помощи крышки с двумя винтами, один из которых выполняет функцию заземления.

На станине расположена направляющая цилиндрического типа, которая вместе с плоской направляющей станины является базисом для основных механизмов устройства. На левой стороне передней бабки находится кронштейн, к которому крепится электромотор станкового привода.

Под защитным кожухом кронштейна располагаются элементы привода вращения и привода подач. Под кожухом передней части станины находится винт передвижения суппорта (продольного).

Описание работы электросхемы токарного станка Универсал-В

Питание электрооборудования осуществляется от однофазной сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц.

Пуск и останов электродвигателя осуществляется с помощью реле KV (см. рис.14), которое управляется кнопками SB2 (пуск) и SB1 (останов). При пуске реле KV включается и становится на самопитание, подключая своими контактами электродвигатель к сети и обеспечивая нулевую защиту, т.е. отключение электродвигателя при отсутствии напряжения в сети. Защита электродвигателя от перегрузки производится пускозащитным реле А, которое разрывает пусковую цепь, отчего отключается реле KV. Повторный пуск возможен только через 15-50 с, т.е. после возвращения элементов тепловой защиты пускозащитного реле А в исходное положение.

При пуске электродвигателя увеличение его пускового момента происходит за счет подключения контактами пускозащитного реле А пускового конденсатора С1 параллельно рабочему конденсатору С2. После разгона электродвигателя и уменьшения, пускового тока конденсатор С1 отключается.

Реверсирование электродвигателя осуществляется с помощью переключателя SA, который при среднем (вертикальном) положении рукоятки обеспечивает отключение электродвигателя, т.е. его останов даже при включенном реле KV. Рукоятку следует оставлять в нейтральном положении

Система и органы управления

Ключевые узлы управления показаны на схеме.

  1. Ручка для регулировки движения подач. С ее помощью можно активировать суппорт и выбрать направление его движения.
  2. Ручка регулировки основного движения. Активировать прямое или реверсное движение шпинделя, останавливает его работу.
  3. Рукоятка передвижения суппорта (поперечного).
  4. Рукоятка передвижения резцедержателя.
  5. Ручка для фиксации пиноли.
  6. Рукоятка передвижения суппорта (продольного).

Особенности агрегата ТШ 3М

Станок для производства токарных и фрезерных работ модели ТШ3 выполнен по схеме с классической компоновкой. В список функциональных узлов и частей входят:

  • станина, формирующая каркас жесткости агрегата;
  • передняя бабка с зажимным блоком шпинделя;
  • блок задней бабки с узлом фиксации пиноли;
  • суппорт для установки основного рабочего органа;
  • блок электрооборудования.

В систему привода входит двигатель электрического тока, который передает крутящий момент через шкив. Схема подключения стандартная: при помощи кабеля, вилки.

Инженерным решением станка ТШ 3М, отличающим его от других агрегатов того же класса, является конструкция станины. В нее входят металлические листы, оснащенные ребрами жесткости, что позволило добиться оптимальных показателей прочности при малой конечной массе узла.

Особенности конструкции

По сравнению с предшественниками, моделями ТШ1, ТШ2, станок ТШ3М получил множество дополнительных узлов и технических мер, призванных обезопасить оператора и позволить ему лучше контролировать рабочую зону, качество выполняемой операции. В список особенностей оснащения входят:

  • щитки из прозрачного пластика, стекла, защищающие от выброса стружки, абразивов;
  • лампа освещения рабочей зоны с изменяемым положением;
  • защитное реле двигателя, блокирующее передачу мощности на шкивное колесо привода при перегрузках.

Конструкция характеризуется высоким уровнем удобства, хорошим обзором рабочей зоны, комфортом расположения оператора и производства им разных действий. Это достигнуто путем продуманного расположения функциональных узлов станка на станине.

Модифицирована конструкция блока точильных головок. Установка рабочего органа проста, для фиксации в большинстве случаев достаточно зажать один винт. Однако для увеличения безопасности каждая головка оснащена защитными приспособлениями, а жесткое позиционирование заготовок производится площадками рабочего узла.

Технические характеристики

Характеристики модели ТШ3 следующие:

  • технологическая масса (станок без установленного блока головок) — 220 кг;
  • габариты 660х600х1370 для высоты, глубины по блоку привода, ширины соответственно;
  • посадочный диаметр кругов для шлифовки или заточки — 127 мм;
  • максимальный диаметр кругов, которые можно использовать на устройстве — 400 мм;
  • питание 380В, три фазы;
  • мощность электропривода 3 кВт;
  • номинальная скорость реза 20 мм/с.

Привод станка оснащен системой стабилизации оборотов и при нормальной нагрузке обеспечивает вращение патрона шпинделя со скоростью 950 об/мин.

Правила эксплуатации

Правила эксплуатации станка ТШ3 включают как базовый набор действий, так и некоторые требования, обусловленные конструктивными особенностями оборудования.

  1. Метод установки и опора для станка должны обеспечивать жесткость, не допускать смещений, а также резонансных вибраций.
  2. Заземление оборудования — обязательно.
  3. Начинать работать с деталями следует только после разгона вала до номинальной скорости вращения.
  4. Не допускается установка станка в помещениях с обозначенным уровнем взрывоопасности, а также при хранении в них горючих веществ.
  5. Подручники не должны устанавливаться выше, чем на 10 мм директрисы оси шлифовального круга.
  6. Минимальный зазор между деталью и абразивным кругом не должен быть менее 3 мм, не должен превышать половину толщины предмета.

При эксплуатации станка в список обязательных мер входит (до его пуска) проверка заземления, состояния силового кабеля и вилки, надежности крепления кожухов, рабочих органов, приспособлений. Тестируется исправность путем пуска агрегата в холостом режиме на 5 минут.

К работам с ТШ3 не допускается персонал без специального допуска, квалификации, профессии. Использование спецодежды (брюки, спецовка с длинным рукавом и плотно застегиваемыми манжетами), включая защитный берет и очки — обязательно. По завершении работ проводится очистка пылесборника, станины, иных элементов конструкции от грязи, пыли, металлической стружки.

Технические показатели

Сфера применения и класс аппарата определяются его основными техническими характеристиками. Габариты станка тоже играют немаловажную роль. У данного станка следующие размеры:

  • длина – 137 см;
  • высота – 60 см;
  • ширина – 60 см;
  • вес – 220 кг.

Предельный наружный диаметр точильных кругов станка составляет 40 см. Внутренний диаметр точильного круга 12,7 см. Рабочий вал агрегата вращается со скоростью 950 оборотов в минуту. Максимальная скорость резки – 20 мм за секунду. Мощность электромотора составляет 3 кВт.

Технические характеристики станка Универсал-В

Наименование параметраУниверсал-В
Основные параметры станка
Наибольший диаметр заготовки над станиной, мм150
Наибольший диаметр заготовки над поперечными направляющими суппорта, мм90
Наибольшая длина заготовки в центрах (РМЦ), мм250
Рекомендуемая глубина точения за один проход, мм
Максимальная глубина точения за один проход, мм
Максимальный размер державки резца, мм8 х 8
Наибольший диаметр сверления по стали, мм6
Передняя бабка. Шпиндель
Диаметр сквозного отверстия в шпинделе, мм15
Конус в шпинделе передней бабкиМорзе 2
Присоединение патрона к шпинделюМ27
Число ступеней частот прямого вращения шпинделя9
Частота прямого вращения шпинделя, об/мин200..3200
Диаметр изделия, зажимаемого в патроне, мм4..70
Ход гильзы передней бабки, мм30
Суппорт (поперечный ползун). Подачи
Наибольшее продольное перемещение каретки суппорта, мм215
Перемещение суппорта продольное на одно деление лимба, мм0,05
Наибольшее поперечное перемещение суппорта, мм90
Перемещение суппорта поперечное на одно деление лимба, мм0,05
Наибольшее перемещение резцовых салазок (верхний суппорт, составной ползун), мм
Угол поворота резцовых салазок, град
Пределы продольных рабочих подач суппорта, мм/об0,05..0,175
Пределы шагов нарезаемых резьб метрических, мм0,2..2,5
Пределы шагов нарезаемых резьб дюймовых, ниток на дюйм
Задняя бабка
Наибольшее перемещение пиноли, мм30
Конус задней бабкиМорзе 2
Электрооборудование
Номинальное напряжение питания, В220 в 50 Гц
Электродвигатель постоянного тока главного привода, кВт0,37
Габариты и масса станка
Габариты станка (длина ширина высота), мм690 х 410 х 230
Масса станка, кг62

    Список литературы:

  1. Настольный станок Универсал-В (ТШ3). Руководство по эксплуатации, 1992
  2. Ачеркан Н.С. Металлорежущие станки, Том 1, 1965
  3. Батов В.П. Токарные станки., 1978
  4. Белецкий Д.Г. Справочник токаря-универсала, 1987
  5. Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1972. (1к62)
  6. Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1979. (16к20)
  7. Модзелевский А. А., Мущинкин А.А., Кедров С. С., Соболь А. М., Завгородний Ю. П., Токарные станки, 1973
  8. Пикус М.Ю. Справочник слесаря по ремонту станков, 1987
  9. Схиртладзе А.Г., Новиков В.Ю. Технологическое оборудование машиностроительных производств, 1980
  10. Тепинкичиев В.К. Металлорежущие станки, 1973
  11. Чернов Н.Н. Металлорежущие станки, 1988

Связанные ссылки. Дополнительная информация

  • Школьные токарные станки
  • Заводы производители токарных станков
  • Классификация и основные характеристики станков токарной группы
  • Выбор подходящего станка для металлообработки
  • Многозаходная резьба. Способы нарезания многозаходных резьб на токарном станке
  • Графические знаки для токарных станков
  • Фрикционная муфта токарно-винторезного станка
  • Методика проверки и испытания токарно-винторезных станков на точность
  • Концы шпинделей токарных станков
  • Токарные патроны. Разновидности, особенности выбора и эксплуатации
  • Справочник токарных станков

Главная О компании Новости Статьи Прайс-лист Контакты Справочная информация Интересное видео Деревообрабатывающие станки КПО Производители

Советы по применению

Перед началом эксплуатации агрегата следует проверить заземления станка и состояние защитных кожухов. Особое внимание необходимо обратить на исправность электрического кабеля и вилки. Перед началом обработки деталей, дайте станку поработать несколько минут в холостом режиме.

При работе с аппаратом придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Люфт между точильным кругом и обрабатываемой заготовкой должен быть в два раза меньше толщины предмета.
  2. Агрегат следует установить на пол или специальный верстак с учетом веса станка. Устройство должно стоять надежно, не шататься, иначе это негативно скажется на точности обработки заготовок.
  3. Обтачиваемые детали следует устанавливать выше горизонтальной линии, которая проходит через центр точильного круга. Подручники устанавливают с учетом этой необходимости.
  4. Станок работает от сети трехфазного типа с напряжением 380 В.
  5. Нельзя начинать работу с агрегатом, если у него проблемы с заземлением.
  6. Станина и другие узлы устройства требуют регулярного ухода и очистки от производственных отходов.
  7. К работе со станком следует преступать в защитных очках и в соответствующей одежде.
  8. В помещение, где установлен станок, не должны находиться взрывоопасные материалы и легковоспламеняющиеся вещества.
  9. Устройство с поврежденными или неработающими узлами нельзя эксплуатировать при любых обстоятельствах.
  10. Начинать работу с заготовкой следует только после полной раскрутки основного вала. В противном случае оператор рискует нанести повреждения себе или станку.

Видео: обзор токарного станка ТШ-3.

Меры предосторожности при работе с оборудованием

  • Осознанное соблюдение мер безопасности во время работы, а также при транспортировке и установке в помещении.
  • В электрической схеме обеспечить исправность прибора аварийного обесточивания.
  • Рабочее помещение оборудовать в противопожарном отношении.
  • В зоне доступности расположить принадлежности и препараты неотложной медицинской помощи.
  • Рабочую одежду подгонять так, чтобы исключить случайный контакт с вращающимися механизмами.

Прототипом нового токарно-винторезного МеталМастер -1830, осталась модель ТШ-3 станка ещё до перестроечной, советской марки Универсал – 3. Выглядит эстетично, оборудован плавным управлением привода, оснащен электроникой. А, главное, станок совершил качественный переход из любительского в разряд профессионально продвинутой машины для металлообработки.

Важные нюансы

Как и любые другие механизмы, узлы данного станка могут выходить из строя. Вот наиболее распространенные поломки и примерные способы их устранения:

  • Если в станке стучат подшипники, то следует их заменить как можно скорее. Продолжая эксплуатировать станок с неисправными подшипниками, вы ставите под угрозу работоспособность других узлов аппарата.
  • Мотор создает слишком много шума или быстро нагревается. В этом случае необходимо проследить за состоянием обмотки двигателя или полностью его заменить.
  • Причиной внезапной остановки мотора могут быть сбои в работе электросети или проблемы с пусковым механизмом.
  • О неисправности электродвигателя также свидетельствует его неспособность набрать полные обороты. Часто это происходит из-за проблем с подачей электричества или из-за поломки мотора. Если проблема с электрической сетью постоянно мешает работать – следует приобрести специальный стабилизатор. Если же неисправен сам двигатель, то, его придется заменить.

Без особой необходимости разбирать станок самостоятельно не рекомендуют. Но если обнаружилась поломка и вы уверены, что сможете ее починить, то перед разборкой станка его следует полностью отключить от электросети. После этого разбирайте проблемный узел и постарайтесь устранить поломку.

Помните, что намного легче предотвратить поломки, чем их устранять! Чтобы повысить сроки эксплуатации станка придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Соблюдайте все правила использования станка.
  2. Регулярно и своевременно проводите очистку основных узлов агрегата.
  3. Проверяйте состояние электросети и электрического оборудования станка.
  4. Вовремя смазывайте все ходовые части устройства.

Republished by Blog Post Promoter

ТШ-3, примите новичка в свои ряды?

Привет всем! Вечером закончил борьбу с освещением балкона и приступил к разборке своего станочка. Проблемы озвученные уважаемым John Do в полном объеме! После снятия защиты увидел и кривизну сверления, и гнутые уши защиты. Защита действительно стоит в распор. Осмотр винта показал его кривизну с вершиной вместе стыка. Дабы исключить ошибочные версии было принято решение снять ходовой винт. Как и сказал

anrkaid, резьба действительно 14. Окрутил два симметричных болта гайки. Выбил один из штифтов (очень хорошо подошла выколотка от штатного набора ВАЗ, которая вставлялась в отверстия свечного ключа как вороток). Снял маховик продольного перемещения, открутил шайбу. Извлек заднюю часть винта. На этом этапе чем-то помешала задняя бабка, открутив два болта спереди снизу и болт крепящий заднюю часть (извините в терминах не силен, может у неё есть какое-то название), спокойно наклонил её на себя, открутил отверткой болтик рычага фиксации, снял его. Ось этого рычага – болт. Выкрутил отделил нижнюю часть. Бабка снята. Без проблем извлек винт. Распустив все болты понял, что причина всё-таки в паре гайка винт. Время ещё позволяло и было решено не останавливаться на достигнутом. Переместив суппорт назад был снят патрон. На очереди шкив и двигатель. Снятие шкивов не вызвало затруднений, все снималось легко. При попытке отсоединения двигателя обратите внимание на дальний нижний болт – он натяжной. Открутив стопорную пластину этого винта легко извлек его. После этого удалось снять двигатель. Далее второй шкив. Потом блок шестерен подач, не разбирая, вместе с основанием. Открутил три болта и снял кожух вместе с нижним шкивом. На шпинделе обнаружился ощутимый перекат, подшипники, без нагрузки, шумные нужна замена. Снятие шпинделя тоже простое и интуитивно понятное, шесть болтов, по три с каждой стороны и гайка. На моём станке шпиндель установлен на двух подшипниках 7206А роликовых радиально-упорных c коническими роликами. Используется в рулевом управлении советских автобусов и в передних ступицах (внутренняя опора) МОСКВИЧА 2140. Остатки смазки в подшипниках превратились в твердые куски смеси абразива и не пойми, чего ещё. Наибольшую трудность вызвал следующий и последний узел, блок шестерен переключения направления подачи (за правильность названия не ручаюсь). Обнаружено закусывание при вращении этого блока шестерен, но с этим буду разбираться чуть позже. Открутить переднюю гайку удалось только, сломав штифт под большой шестерней. Шестерня снята, далее скоба переключения (визуально – такое ощущение что она имеет изгиб). Проблем со снятием не возникло. На большой черной шайбе с тремя шестеренками был замечен резьбовой стопор, выкручен, на шайбе есть паз под отвертку, при попытке сдвинуть шайба имеет люфт, но не выходит. Вовремя остановился. Обратил внимание что слегка смещается круглая направляющая. Отпустил задний винт. Направляющая выдвинулась вместе с блоком шестерен. На направляющей есть ещё один резьбовой стопор, его можно увидеть только, выдвинув направляющую. Кстати, передние болты крепления этой направляющей были отпущены полностью. Станок разобран. В ближайшие дни ревизия патрона, шестерен, проверка двигателя.

P.S. Как сказал Николай, комплектация действительно достойная, одна из причин покупки именно этого экземпляра.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]