Справочник государственных стандартов и нормативных документов

Распечатать


Стропа СТП на 2 т
Синтетические стропы изготавливаются из текстильных волокон, но они достаточно прочные, чтобы поднимать тяжелый вес и защищать дорогие и хрупкие грузы от царапин и продавливания.
Вы устали от громоздких подъемных строп, которые тяжелы и трудны для маневрирования при зацепе и подъеме груза? Вы обеспокоены тем, что цепь или трос повредят, царапают или раздавят ваш хрупкий груз? – Синтетическая стропа может быть лучшим выбором для вашего подъемного оборудования, так как способна обеспечить необходимую гибкость, безопасную строповку и надежную поддержку любого предмета для его перемещения по рабочей площадке или погрузке на транспорт.

Текстильные стропы бывают двух основных видов: плоские (ленточные)

и
круглые (круглопрядные)
. Они могут быть сделаны из самых разных материалов, но чаще всего они изготавливаются нейлона или полиэстера. Эти два материала очень похожи по внешнему виду, и любому, кроме самого опытного человека, сложно отличить их визуально. Это одна из причин, из-за которой вы всегда должны проверять маркировку стропы перед использованием.

Такелажные ленточные стропы из синтетических волокон обладают следующими общими свойствами:

  • Прочность
    — в зависимости от размера стропы из синтетической ткани могут выдерживать нагрузки до 100 тонн.
  • Удобство и безопасность
    – гибкая лента приспосабливается к контуру груза и удерживают его плотным нескользящим захватом.
  • Защита грузов от повреждений
    — в отличие от других строповых материалов, мягкая текстура лямки с меньшей вероятностью повредит, испортит или поцарапает полированные поверхности.
  • Амортизирующая способность
    – минимизирует ударные нагрузки и сотрясения.
  • Термостойкость
    — грузоподъемность синтетического материала не зависит от температур до 82 градусов по Цельсию.
  • Экономичность
    – стропы из синтетической ткани имеют низкую начальную стоимость и длительный срок службы. На них не влияет плесень, гниль или бактерии, они устойчивы к некоторым химическим воздействиям и обладают отличной стойкостью к истиранию.

Синтетические стропы чрезвычайно универсальны, могут использоваться в вертикальных, кольцевых и корзинных сцепках. Их легко транспортировать и устанавливать усилием одного человека, что делает их отличным выбором для подъема грузов общего назначения.

Выбор ленточной стропы по материалу

Первый шаг к выбору грузоподъемной оснастки – это определение материала ленты, подходящего для конкретных условий эксплуатации и характера работ. На выбор предлагается несколько вариантов: нейлон (полиамид), полиэстер (полиэфир), полипропилен. Изучив их свойства, вы сможете понять, какой из них лучше подходит для вашего применения.

При выборе материала для синтетической стропы рекомендуется учитывать устойчивость к определенным химическим веществам, термостойкость и растяжение.

Ниже мы рассмотрим некоторые особенности и характеристики полиэфирных и нейлоновых строп, чтобы помочь вам принять более обоснованное решение.

Особенности строп из полиэстера

  • Растяжение примерно 3% при номинальной грузоподъемности – небольшая амортизирующая способность позволяет лучше контролировать нагрузку во время подъема.
  • Полиэстер — более мягкий материал и менее абразивный к чувствительной или деликатной поверхности.
  • Более низкое поглощение влаги по сравнению с нейлоном, быстрое высыхание.
  • Полиэстеровые стропы можно использовать во взрывоопасных средах (например, в горнодобывающей промышленности), материал не искрящий и не токопроводящий.
  • Устойчивость к кислой среде и взаимодействию с отбеливающими средствами, маслами и жирами.
  • Полиэстер доступен по относительно низкой цене, чем нейлон.
  • Не рекомендуются для щелочных сред, включая альдегиды, простые эфиры и сильные щелочи.
  • Не могут использоваться при температуре выше +90°С или ниже -40°С.

Особенности нейлоновых строп

  • Растяжение 8-10% при номинальной грузоподъемности – это позволяет снизить ударную нагрузку, но большое удлинение необходимо учитывать при подъемах с низкой высотой потолка.
  • Неподверженность воздействию жира и масла.
  • Устойчивость к альдегидам, эфирам и сильным щелочам.
  • Нейлоновые стропы не рекомендованы для кислых сред или для использования с отбеливающими средствами.
  • Высокое влагопоглощение, которое может увеличивать растяжение под нагрузкой.
  • Проводят электричество из-за способности удерживать влагу.
  • Не могут использоваться при температуре выше +90°С или ниже -40°С.

Выводы:

Полиамидные (нейлоновые) стропы более эластичны, они лучше сопротивляются передаче ударных нагрузок на кран. Но при этом они теряют более 15% грузоподъемности во влажном состоянии и их нельзя использовать рядом с кислотами или отбеливателями.

Стропы из полиэстера мягче и лучше прилегают к поверхности грузов. Они имеют низкое удлинение и, следовательно, при возникновении ударной нагрузки передают на кран немного больше мгновенной нагрузки. Их нельзя использовать вблизи эфиров и щелочей, но они устойчивы к воздействию кислот.

И нейлоновые и полиэфирные стропы подходят для легкоповреждаемых грузов, но если вам интересно, какие из них лучше использовать для самых деликатных грузов, та это полиэстер. Химическое покрытие нейлоновой ленты придает ей более грубую текстуру.

Если стропа используется в химически активной среде, обязательно выбирайте материал, который не пострадает. Химические вещества могут быть обнаружены в воздухе или на любой поверхности, с которой может контактировать приспособление. Было бы неразумно поднимать поддон свинцово-кислотных аккумуляторов с помощью нейлоновых строп, а резервуары со щелочью для промышленной очистки с помощью полиэфирных строп. Любой синтетический материал может быть поврежден определенными химическими веществами. Перед использованием строп в химически активных средах следует всегда учитывать их стойкость к агрессивным веществам. При работе с горячими материалами или в очень жарких или холодных условиях нейлоновые или полиэфирные стропы могут быть не лучшим выбором.

Из чего изготавливаются текстильные стропы?

В качестве основного материала, использующегося при производстве текстильных строп используются эластичные тканевые ленты, нечувствительные к температурным перепадам и устойчивые к разрывающим воздействиям. В составе лент могут присутствовать текстильные волокна трёх типов – полиамидные (PA), полиэстеровые (PES) и полипропиленовые (ПП), к которым предъявляются следующие механические требования:

  • термостойкость. Текстильные стропы общего назначения используются для подъёма грузов, температура поверхности которых может колебаться в диапазоне от -40С до +10С. При возможном превышении указанных температур материал должен плавиться, а не гореть;
  • влагостойкость. Определяется так называемым коэффициентом влагопоглощения, который не должен превышать 3-4%;
  • устойчивость к агрессивным химическим соединениям;
  • деформация материала при транспортировке не должна превышать 10-15%;
  • стропы не должны впитывать масла, смазки, жиры и нефтепродукты.

Ещё по теме: Требования к грузовым канатным стропам для строительства по ГОСТ 25573-82

Идентифицирующая маркировка

Так как же убедиться, что вы используете правильный строп для работы? Каждое изделие имеет бирку или другую идентифицирующую маркировку, в которой указан, как минимум, синтетический материал и номинальная нагрузка, а также название производителя, товарный знак или логотип. Причем, цвет бирки соответствует определенному материалу:

  • СИНИЙ: полиэстер (PES)
  • ЗЕЛЕНЫЙ: полиамид (PA)
  • КОРИЧНЕВЫЙ: полипропилен (PP)

Если какая-либо часть бирки отсутствует или неразборчива, оснастка не подходит для использования и должна быть выведена из эксплуатации.

Определение грузоподъемности текстильных строп по цвету

Система цветового кодирования является частью многочисленных правил, принятых в области подъемных работ с использованием текстильных грузозахватных приспособлений. Правила требуют, чтобы для визуальной идентификации предела безопасной рабочей нагрузки текстильных стропов использовались разные цветовые коды.

ЦветМаксимальная нагрузка, т
Фиолетовый1
Зеленый2
Желтый3
Серый4
Красный5
Коричневый6
Синий8
Оранжевыйболее 10

Варианты исполнения текстильных строп

Требования к конструкции, материалам и безопасности грузовых строп общего назначения из текстильной ленты определены в документах РД и ТУ, которые разработаны специалистами компаний-производителей.

Расшифровка некоторых обозначений текстильных строп:

  • СТК
    – кольцевой
  • СТП
    – одиночный петлевой с мягкими петлями
  • 1СТ
    ,
    2СТ
    ,
    3СТ
    ,
    4СТ
    – одно-, двух-, трех- и четырехветвевой с крюками и кольцом

К круглопрядным изделиям добавляется буква «К»:

  • СТКК
    – кольцевой круглопрядный
  • СТПК
    – одиночный петлевой круглопрядный

Виды строп и обозначение

Самыми популярными и универсальными являются кольцевые (СТК) и петлевые (СТП) стропы. Кольцевая конфигурация предназначена для обвязки грузов (не для зацепа) и позволяет пользователю поворачивать точки контакта крюка и груза, что увеличивает долговечность лент.

Петлевые часто называют «тряпичными чалками», их окончания (петли) обернуты дополнительным материалом, чтобы предотвратить быстрый износ и повреждение в точках контакта.

Грузозахватные приспособления 1СТ, 2СТ, 3СТ, 4СТ позволяют организовать подъем груза за одну, две, три или четыре такелажные точки захвата. Их ветви объединены верхним силовым кольцом для навески на крановый крюк и могут иметь различные исполнения по металлическим концевым элементам (крюки, кольца, скобы).

Кольцевой строп СТК

Виды и классификация

Текстильная стропа состоит из двух петель и ленты – свободного отрезка материала между петлями. Длина лент определяет технологические возможности строповки груза. Практическое применение нашли два вида текстильных строп – петлевые и кольцевые. Технологически они различаются разным способом присоединения петлевой части к ленточной.

Петлевые стропы (обозначаются СТП) могут изготавливаться тремя способами:

  1. Сквозным прошиванием ленты своей изнаночной стороной без предварительного скручивания.
  2. Формирования петли путём скручивания концевой ленточной части в кольцо Мёбиуса, в результате чего ширина петли уменьшается, а её жёсткость возрастает.
  3. Складыванием ленточной части вдвое, что соответственно увеличивает прочность петли, но сопровождается повышенным расходом материала.

Поскольку петли воспринимают на себя всю нагрузку, а также непосредственно контактируют с крановым крюком, то сдвоенная петля будет обладать наибольшей долговечностью, а плоская – наименьшей.

Текстильные кольцевые стропы (обозначаются СТК) имеют овальное поперечное сечение, и отличаются повышенной жёсткостью. Однако их прилегание к поверхности груза хуже, чем у ленточных строп. Такие стропы применяются для фиксирования длинномерных грузов. Их цена превышает цену ленточных строп на 10…20%. Для более мягкого охвата кольцевые стропы производятся круглопрядными, и маркируются обозначением СТКК.

Текстильные стропы часто комплектуются овальными стальными кольцами, которые при помощи соединительных скоб навешивают стропы на крюк крана. Применение таких колец снижает износ петли. Для изготовления колец используют строительные среднеуглеродистые стали марок 30ГС или 40Г2, которые подвергаются закалке. В зависимости от количества таких колец различают одно- и многоветвевые стропы. Грузоподъёмность последних при той же ширине, толщине и способе присоединения концов всегда выше. Кроме того, многоветвевые текстильные стропы более равномерно распределяют нагрузку по контактной поверхности крюка, и способствуют более надёжной фиксации кольца в зеве крюка.

Классификацию текстильных строп выполняют не только по их исполнению, но и по допускаемой грузоподъёмности. В частности, одноветвевые текстильные стропы выпускаются в диапазоне ширины от 30 до 3000 мм, при длине от 0,8 до 3 м. Они позволяют безопасно фиксировать грузы массой от 500 кг до 20 тонн. Допускаемая высота прогиба таких строп в нагруженном состоянии не должна быть менее 2 м, поскольку в этом случае угол охвата груза выходит за безопасные пределы (допускается не более 120º). Количество ветвей указывается в маркировке стропы: например обозначение 1СТК указывает на одноветвевую кольцевую текстильную стропу, 4СТП – на четырёхветвевую ленточную и т. д. С увеличением количества ветвей длина стропы уменьшается, что связано с улучшением условий охвата крюка одновременно несколькими кольцами.


Текстильные стропы классифицируются также и по количеству слоёв ленты: при повышенных нагрузках они могут быть двух- и даже трёхслойными. В результате допускаемая нагрузка может быть увеличена на 40…50%.

Важным элементом маркировки текстильных строп является их цвет. Он указывает на предельную грузоподъёмность приспособления:

  • Фиолетовый – грузоподъёмность не более 1000 кг;
  • Зелёный — грузоподъёмность не более 2000 кг;
  • Жёлтый — грузоподъёмность не более 3000 кг;
  • Серый — грузоподъёмность не более 4000 кг;
  • Красный — грузоподъёмность не более 5000 кг;
  • Коричневый — грузоподъёмность не более 6000 кг;
  • Синий — грузоподъёмность не более 8000 кг;
  • Оранжевый — грузоподъёмность более 10000 кг.

Хотите знать всё про цепные стропы?

Что такое круглопрядный строп?

Круглый (круглопрядный) строп представляет собой ветвь с петлями (СТПК) или замкнутое кольцо (СТКК), состоящее из внутреннего несущего сердечника из полиэстера, покрытого износостойкой тканой бесшовной ​​оболочкой из полиэфирной или нейлоновой пряжи. Поскольку основа состоит из пучка полиэфирных нитей, то его тело получается мягким, эластичным и очень прочным.

Круглопрядный строп

Каковы преимущества круглопрядных строп?

Круглые стропы превосходят ленточные в пластичности и грузоподъемности, они способны перекручиваться и сгибаться в любых направлениях, легко заводятся под груз и лучше переносят продолжительные динамические нагрузки.

Тканевый внешний рукав защищает внутренние несущие волокна от механических повреждений, истирания, грязи, замасливания, а также от ультрафиолетового излучения, поэтому срок службы круглопрядных на порядок выше, чем ленточных плоских аналогов.

Круглопрядные кольцевые стропы позволяют организовать практически любой способ строповки, они особенно полезны при подъеме труб, столбов, бревен, цилиндрических предметов и грузов с неровными контурами.

Форма в виде замкнутого кольца позволяет менять места соприкосновения с грузом и продлить срок службы приспособления, а поскольку сердцевинные нити не контактируют напрямую с грузом, нет потери прочности из-за истирания.

Меньшее растяжение (около 3%) при номинальной грузоподъемности предотвращает «отскок» при подъеме. После снятия нагрузки изделие возвращается к исходной длине.

Круглый строп в чехле — это экономичный выбор для подъемных или тяговых систем большой грузоподъемности. Хотя его предпочтительнее использовать для более тяжелых грузов (от 6 тонн), но выбор зависит от ваших личных предпочтений.

Достоинства, отличие от других видов

СТП изготовляют из отрезка ленты, изготовленного из импортного материала полиэстера, с петлями на концах. Кроме петель, на одном конце таких строп могут быть стальные крюки или скобы.
В чём же преимущество таких строп перед другими?

  1. Мягкий, но прочный материал, из которого изготовлены стропы. СТП, в отличие от стальных строп, при подъёме не будет врезаться в груз, тем самым портя его.
  2. Безопасность в перемещении груза. Металлические же стропы способны повредить груз всего лишь одной торчащей стальной нитью.
  3. Простота в использовании. Максимальный комфорт применения – возможность пользоваться без перчаток.
  4. Низкая стоимость.
  5. Малогабаритные размеры. СТП очень легко свернуть и хранить в таком виде. Это невозможно в ситуации с металлическими стропами, в которые встроен пружинящий элемент.
  6. Небольшой вес. Особенно заметно это при перемещении грузов большой массы. С одним стропом повышенной грузоподъёмности вполне справится один рабочий тогда, как со стальными стропами необходима была бы помощь целой бригады.
  7. Повышенная работоспособность. СТП не подвержены влиянию химикатов или воды, они не поддаются коррозии. Быстро приобретают первоначальную форму.

Какой запас прочности у текстильных строп?

Понятие номинальная грузоподъемность относится к предельной рабочей нагрузке, которую по утверждению производителя строп может выдержать. Ленточные и круглопрядные грузозахватные приспособления из высокопрочных синтетических волокон изготавливаются с коэффициентом запаса прочности 6:1, 7:1 и даже 8:1, что означает, что их прочность на разрыв в шесть/семь/восемь раз превышает номинальный предел рабочей нагрузки. Но это не значит, что их можно загружать сверх номинальной грузоподъемности. Ударная и боковая нагрузка отрицательно сказываются на их прочности.

Требования к эксплуатации текстильных строп

Правилами безопасности погрузочно-транспортных работ оговаривается использование только тех видов текстильных строп, что прошли испытания прочности и растяжимости в лабораторных условиях и имеют соответствующий сертификат качества. Не допускается применение повреждённых изделий с истёртыми либо срезанными волокнами, ожогами, а также перекрученных или деформированных каким-либо другим способом.

При износе лент запрещается их ремонт с использованием материалов отличных от тех, что использовались при производстве. Тип плетения минимизирует их механический износ и предохраняет изделие от воздействия сырости; также для снижения воздействия внешних вредных факторов допускается использование специальных чехлов, защитных лент и прокладок, если оно не предполагает снижения либо превышения необходимого предела растяжения стропа.

Данные вспомогательные материалы обеспечивают плотное прилегание обвязки к грузу вне зависимости от его габаритов и фактуры, а также снижают образующееся при этом трение и повышают надёжность фиксации.

Как влияет угол наклона стропы на грузоподъемность?

Когда стропы используются под углом во время подъема, их грузоподъемность снижается, так как создается дополнительное натяжение ветвей. По мере увеличения угла между стропами, разрывное усилие на каждую ногу растет. Допустимыми являются углы до 90° и не более 120°.

К примеру, если угол α равен 90°, то каждая нога стропы испытывает нагрузку, равную 71% от веса груза. А при α равном 120° на каждую ногу уже приходится усилие равное весу груза. В любом случае, стропальщик должен учитывать угловое напряжение ветвей и использовать понижающие коэффициенты для грузоподъемности.

При прямом подъеме (вертикальное расположение сцепного устройства) коэффициент равен 1, значит можно использовать полную грузоподъемность стропы.

При строповке «на удавку» коэффициент равен 0,8, то есть грузоподъемность чалки снижается на 20%.

При способе строповки «корзина», если ветви располагаются вертикально под углом 90° к горизонтали, применяется коэффициент 2, и грузоподъемность стропа удваивается.

Какой срок годности синтетических строп?

Погодные условия, окружающая среда, интенсивность эксплуатации — все это играет активную роль в определении срока службы строп. Во время использования никогда не превышайте номинальную предельную рабочую нагрузку и избегайте ударных нагрузок. В среднем срок годности текстильного ленточного стропа составляет 3 месяца при условии интенсивного использования в одну рабочую смену.

Вы всегда должны минимизировать перемещение стропы по любой поверхности во время подъема, волочение по земле и никогда не вытаскивайте ленту из-под груза. Избегайте теплового воздействия и сварочных брызг, а также использование крюков, скоб и других такелажных элементов с заусенцами и шероховатостями. Не допускайте наезда на ремни транспортными средствами.

Было бы упущением, если бы мы не приняли во внимание возможное истирание синтетических строп. Они могут иметь абразивные повреждения или даже плавиться при комнатной температуре из-за трения, вызванного движением по поверхности под нагрузкой. Всегда учитывайте последствия истирания и различные способы защиты стропы во время использования. Например, вы можете надеть угловые протекторы или накладки (рукава), в местах предполагаемого износа, особенно там, где груз имеет острые края.

Условия хранения также влияют на общую целостность и прочность оснастки, что побуждает потребителей обеспечить оптимальные условия хранения – прохладное сухое место, защищенное от воздействия ультрафиолета, находящееся вдали от химикатов и источников тепла.

Конструктивные особенности:

Материалом для этого вида стропов служит прочная синтетическая ткань (полиэстер, полиэфир, полиамид, лавсан, терилен), которая способна выдерживать достаточно большой вес. При транспортировке их можно компактно свернуть в небольшой рулон. В зависимости от вида стропа количество слоев текстильной ленты может быть от 1 до 4. Цвет означает примерную грузоподъемность для данного приспособления, в отдельных случаях она достигает 100 тонн. В процессе эксплуатации эти стропы растягиваются, но после снятия нагрузки возвращаются к первоначальной форме. Иногда они используются вместе с защитными накладками (чехлами) во избежание повреждения острыми краями груза.

Текстильные стропы должны соответствовать РД 24-СЗК-01-01. На каждом изделии имеется бирка с указанием грузоподъемности, длины, наименования или товарного знака изготовителя, даты выпуска, порядкового номера. Если эти данные нечитаемые или бирка отсутствует, то строп в работу не допускается. Чтобы избежать повреждения текстильных стропов на них не применяют металлические бирки. Обычно используют полипропилен или кожу. Допускается маркировка на самом стропе в месте, где она сохранится до конца срока его службы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]