Стропы — приспособление для подъема и перемещения грузов. В его основе может быть канат, цепь или трос. Приспособление должно хорошо фиксировать груз, который нужно транспортировать, обеспечивая при этом безопасность для работников и сохранность товара.
Грузоподъемные стропы, вне зависимости от того, в какой области их применяют, должны находиться в соответствии с государственными стандартами. Сертификация этого вида продукции обязательна.
Стропы используют в строительстве, в промышленных отраслях, в сельском хозяйстве. По материалу они могут быть канатными, цепными и текстильными.
Канатные стропы
Канатные стропы выдерживают как очень низкую (-40 градусов), так и очень высокую температуру (400 градусов). Канат делается из проволоки, сплетенной в стренги.
Такая конструкция делает возможным раннее обнаружение истирания и, соответственно, предотвращение внезапного разрыва грузоподъемного приспособления.
Цена стропа зависит от его типа, длины и грузоподъемности.
Например, канатный одноветвевой строп длиной в 1 метр и грузоподъемностью 32 килограмма стоит 111 рублей. Десятиметровый строп, удерживающий 10 тонн — 5350 рублей. Чем больше ветвей, тем дороже строп.
Модели
Существует два способа производства канатных стропов:
- опрессовка втулкой из алюминия (завтуливание);
- ручное плетение (заплетка);
- Одноветвевой строп (1 СК). Состоит из одной канатной ветви.
- Двухветвевой строп (2 СК). Широко применяется на промышленных предприятиях, на складах.
- Четырехветвевой строп (4 СК). В конструкции есть звено и 4 канатные ветви. Часто используется при строительстве, на складах и на предприятиях.
- Канатная ветвь (ВК). Концы ветви заделывают или заплеткой, или опрессовкой.
- Кольцевой строп (СКК). Крюк соприкасается с грузом.
- Петлевой строп (СКП). Как и кольцевой, обеспечивает соприкосновение крюка с грузом. Один из самых распространенных видов канатных стропов.
Классификация по классам прочности
Грузоподъемность приспособления зависит от прочности отдельных его частей. По классам прочности цепные стропы принято делить на несколько типов:
- 3-й класс – грузоподъемность до 100 кг.
- 5-й класс – нагрузка до 300 кг;
- 8-й класс – грузоподъёмность не должна превышать 800 кг;
- 10-й класс – можно поднимать грузы до 1,2 т;
- 12-й класс – предназначен для транспортировки грузов до 3,1 т.
При выборе класса прочности следует учитывать, что приведенные параметры действительны для эксплуатации при температуре до 200 градусов.
Цепные стропы
Цепной строп — это цепь из стальных звеньев, соединенных друг с другом путем сварки. Очень прочная конструкция, гибкая и удобная. Выдерживают грузы с острыми краями.
Такие стропы просто ремонтировать. Их не портят кислоты, открытый огонь, низкие температуры. По сравнению с канатными стропами, цепные весят больше.
Стоимость одноветвевого цепного стропа с грузоподъемностью 1 тонна — около 1000 рублей, 8 тонн — примерно 5000 рублей.
Модели
- Одноветвевой строп (1СЦ). Может использоваться при экстремально низкой или высокой температуре.
- Двухветвевой строп (2СЦ). За счет двух ветвей обладает большими грузоподъемными возможностями, чем 1СЦ. Если нагрузка критическая, звенья цепи растянутся, но не разорвутся. Используют в такелажных работах и при строительстве. Строп вешают на крюк крана. Можно корректировать длину ветвей.
- Четырехветвевой строп (4 СЦ). Этот строп называют также цепным пауком. Состоит из звена и четырех ветвей из цепей. Применяется для подъема и транспортировки нестандартного по форме груза.
- Ветвь цепная (ВЦЦ). Обычно служит запчастью для ремонта цепного стропа, но может применяться и автономно для соединения груза и грузоподъемной техники.
- Кольцевой строп (УСЦ). По-другому называется универсальным. Цепь в таком случае имеет вид кольца. Применяется для подъема и транспортировки грузов в экстремальных температурных условиях. Подходит для перемещения грузов с острыми контурами.
Маркировка
На бирке, прикрепленной к стропу обязательно наличие следующих сведений:
- вид стропа (количество ветвей и их материал);
- грузоподъемность в тоннах;
- длина стропа в миллиметрах;
- порядковый номер;
- дата проведения тестирования приспособления на заводе;
- название завода-изготовителя;
Преимущества:
- гибкость и подвижность – это позволяет применять различные варианты строповки;
- допускаются работы при температуре от -40? (но без ударных нагрузок) до +200? (с ограничениями по предельному весу – до +500?), а также в агрессивных жидкостях и при открытом огне;
- долгий срок службы за счет ремонтопригодности – поврежденные звенья можно заменить;
- наибольшая безопасность по сравнению с другими видами стропов – деформация отдельных звеньев сразу заметна;
- применение ограничительных крюков в верхней части стропа позволяет укоротить длину цепи, если это необходимо.
Текстильные стропы
Отличаются от других видов строп большей универсальностью. В качестве материала для текстильных строп используют полиэстеровую ленту.
Такие грузоподъемные приспособления не портят груз при его перемещении. Цвет стропа зависит от того, какую нагрузку может выдерживать его конструкция.
Стропы защищает специальная ткань, что удлиняет их срок службы. Не составляет особого труда поведение их под груз и прикрепление к крюку крана. Они не портятся от контакта с нефтью, водой, кислотами.
Они могут применяться в любых климатических условиях. Не теряют своих свойств и при резком перепаде температуры.
Текстильный строп шириной в 30 миллиметров, длиной в 1 метр и грузоподъемностью 1 тонна стоит 140 рублей. Девятиметровый с такой же грузоподъемностью — 730 рублей.
Модели
- Ленточные стропы. Нужны, чтобы поднимать и перемещать разные грузы, которые требуют осторожного с ними обращения — мягкого захвата. Покрытие, форма, структура товара при этом не нарушаются.
- Круглопрядные стропы. Производят их из очень прочного полиэстерового кольцевого волокна. При помощи таких стропов поднимают и транспортируют большие по размерам (до ста тонн), но требующие деликатного обращения, грузы.
Маркировка
- СТК — стропы текстильные кольцевые, из одного или нескольких слоев.
- СТП — стропы текстильные петлевые, из одного или нескольких слоев.
На бирке указывается грузоподъемность стропа (0,5… 50 тонн), его тип, длина, вид петли (кольца).
Может быть и такая маркировка: 1СТ. Это означает, что в текстильном стропе одна ветвь.
Идентифицирующая маркировка
Так как же убедиться, что вы используете правильный строп для работы? Каждое изделие имеет бирку или другую идентифицирующую маркировку, в которой указан, как минимум, синтетический материал и номинальная нагрузка, а также название производителя, товарный знак или логотип. Причем, цвет бирки соответствует определенному материалу:
- СИНИЙ: полиэстер (PES)
- ЗЕЛЕНЫЙ: полиамид (PA)
- КОРИЧНЕВЫЙ: полипропилен (PP)
Если какая-либо часть бирки отсутствует или неразборчива, оснастка не подходит для использования и должна быть выведена из эксплуатации.
Определение грузоподъемности текстильных строп по цвету
Система цветового кодирования является частью многочисленных правил, принятых в области подъемных работ с использованием текстильных грузозахватных приспособлений. Правила требуют, чтобы для визуальной идентификации предела безопасной рабочей нагрузки текстильных стропов использовались разные цветовые коды.
Цвет | Максимальная нагрузка, т |
Фиолетовый | 1 |
Зеленый | 2 |
Желтый | 3 |
Серый | 4 |
Красный | 5 |
Коричневый | 6 |
Синий | 8 |
Оранжевый | более 10 |
Варианты исполнения текстильных строп
Требования к конструкции, материалам и безопасности грузовых строп общего назначения из текстильной ленты определены в документах РД и ТУ, которые разработаны специалистами компаний-производителей.
Расшифровка некоторых обозначений текстильных строп:
- СТК
– кольцевой - СТП
– одиночный петлевой с мягкими петлями - 1СТ
,
2СТ
,
3СТ
,
4СТ
– одно-, двух-, трех- и четырехветвевой с крюками и кольцом
К круглопрядным изделиям добавляется буква «К»:
- СТКК
– кольцевой круглопрядный - СТПК
– одиночный петлевой круглопрядный
Виды строп и обозначение
Самыми популярными и универсальными являются кольцевые (СТК) и петлевые (СТП) стропы. Кольцевая конфигурация предназначена для обвязки грузов (не для зацепа) и позволяет пользователю поворачивать точки контакта крюка и груза, что увеличивает долговечность лент.
Петлевые часто называют «тряпичными чалками», их окончания (петли) обернуты дополнительным материалом, чтобы предотвратить быстрый износ и повреждение в точках контакта.
Грузозахватные приспособления 1СТ, 2СТ, 3СТ, 4СТ позволяют организовать подъем груза за одну, две, три или четыре такелажные точки захвата. Их ветви объединены верхним силовым кольцом для навески на крановый крюк и могут иметь различные исполнения по металлическим концевым элементам (крюки, кольца, скобы).
Кольцевой строп СТК
Траверсы
Траверсы — это специальное приспособления съемного типа для захвата груза. Оно сохраняет товар во время погрузки и разгрузки и может использоваться для подъема длинного груза, а также там, где ограничена высота.
Траверсы производятся по чертежам, в зависимости от задачи, которую они должны будут выполнить. Делают монтажные траверсы, магнитные и грузоподъемные.
Грузоподъемные траверсы поднимают подкрановые балки и тормозную систему. Штырем захват закрепляется к балке под краном. Когда подкрановая балка устанавливается в проектном положении, штырь убирается. Траверсы прикрепляют крюками к специальной площадке.
Магнитным траверсам, для того чтобы удерживать груз не нужно энергии извне. Магнитное поле, создаваемое приспособлениями, не мешает работе соседних механизмов. Длина траверсы меняется при помощи 2-х цилиндров. Возможна длина груза 12 метров.
Как влияет угол наклона стропы на грузоподъемность?
Когда стропы используются под углом во время подъема, их грузоподъемность снижается, так как создается дополнительное натяжение ветвей. По мере увеличения угла между стропами, разрывное усилие на каждую ногу растет. Допустимыми являются углы до 90° и не более 120°.
К примеру, если угол α равен 90°, то каждая нога стропы испытывает нагрузку, равную 71% от веса груза. А при α равном 120° на каждую ногу уже приходится усилие равное весу груза. В любом случае, стропальщик должен учитывать угловое напряжение ветвей и использовать понижающие коэффициенты для грузоподъемности.
При прямом подъеме (вертикальное расположение сцепного устройства) коэффициент равен 1, значит можно использовать полную грузоподъемность стропы.
При строповке «на удавку» коэффициент равен 0,8, то есть грузоподъемность чалки снижается на 20%.
При способе строповки «корзина», если ветви располагаются вертикально под углом 90° к горизонтали, применяется коэффициент 2, и грузоподъемность стропа удваивается.
Захваты
Чтобы упростить работы по строповке грузов, стропы оснащаются звеньями, выполняющими роль захватов. Захваты могут быть разными по принципу действия, по устройству и по размерам.
Часто применяются для организации производства массовых товаров — там, где надо транспортировать много однотипных грузов.
Захваты делают из легированной и низколегированной стали, а за счет этого, приспособления получаются небольшие и легкие.
Типы захватов
- Клещевой. Напоминает ножницы, концы которых захватывают груз или часть груза.
- Эксцентриковый. Груз держат эксцентрики. Обычно применяют для транспортировки плоских грузов.
- Зажимный. Зажимает груз, удерживая его.
- Вилочный. Захват находится под грузом.
- Коромысловый. Рабочий орган такого захвата похож на коромысло. Применяют его для работы с грузом, у которого есть отверстия.
- Клиновой. Рабочий орган захвата заклинивает в отверстии транспортируемого груза.
- Штыревой. Штырь закрепляют в отверстии перемещаемого груза.
- Магнитный. При помощи таких захватов поднимают, перемещают и удерживают ферромагнитные грузы. Груз держат магниты большой мощности. Их можно эксплуатировать в течение 15 лет. Такой вид захвата удобен в применении, т. к. не нужно использовать стропы. Магнит рабочей поверхностью касается груза, специальный рычаг включает магнитное поле. Если вернуть рычаг в начальное положение, поле выключается.
Нормы и правила выбраковки стропов
Согласно требований правил безопасности стропальщики должны проводить осмотр стропов непосредственно перед их применением, а лица, ответственные за содержание грузоподъемных машин и безопасное производство работ грузоподъемными машинами должны проводить осмотр стропов (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней, а редко используемых съемных грузозахватных приспособлений перед выдачей их в работу.
При осмотре стропов необходимо обращать внимание на состояние лент, цепей, тросов, концевых элементов, подвесок, карабинов и места их креплений и вовремя выбраковывать стропы с недопустимыми дефектами
Браковка текстильных стропов:
— отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе; — узлы на несущих лентах стропов; — поперечные порезы или разрывы ленты; — продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% от всей длины ленты стропа или единичные разрывы длиной не более 50 мм; — местные расслоения лент стропа, кроме мест заделки краев лент, на длине, в сумме более 0,5 м на одном крайнем или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва); — местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва), а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов лент; — поверхностные обрывы нитей лент общей длиной более 10% от ширины ленты, вызванные механическим воздействием острых кромок груза; — повреждения лент от воздействия химических веществ (кислота, щелочь, растворители, нефтепродукты и т. д.) общей длиной более 10% от ширины и длины стропа или единичные более 10% от ширины и длиной более 50 мм; — выпучивание нитей из ленты стропа на расстоянии более 10% ширины ленты, в том числе сквозных отверстий диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов; — прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты стропа от воздействия брызг расплавленного металла или наличие более трех отверстий при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий; — загрязнение лент нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т. д. более 50% от длины стропа; — расслоение нитей лент стропа.
Браковка канатных стропов:
— отсутствует (или повреждена) бирка или паспорт на строп; — узлы, перекручивание, перегибы и заломы на канатах; — если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает (для стропов из каната двойной свивки) 3d – 4, 6d – 6, 30d – 16; — уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более; — уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более; — уменьшение диаметра каната на 10% из-за повреждений сердечника; — обрыв хотя бы одной пряди; — выдавливание сердечника; — повреждения из-за воздействия температуры или электрического дугового разряда; — деформация коуша или износ его сечения более чем на 15%; — трещины на опрессовочной втулке или изменения его размера более чем на 10% от первоначального; — на крюках или других захватных элементах отсутствуют предохранительные замки; — при отсутствии или повреждении маркировочной бирки; — с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки; — с крюками, не имеющими предохранительных замков.
Браковка цепных стропов:
— отсутствует (или повреждена) бирка или паспорт на строп; — отсутствует или не читается маркировка на элементах стропа; — разность длин ветвей стропа, при его свободном провисе более 15 мм; — при удлинении звена цепи, звеньев навесных и подвесок более 5% от первоначального размера; — при уменьшении диаметра сечения звеньев цепи и звеньев, навесных вследствие износа более чем на 8%; — на крюках или других захватных элементах отсутствуют предохранительные замки.