Что такое такелажная скоба? Правила использования и стандартные размеры по ГОСТу омегообразных и прямых такелажных скоб


Грузозахваты | 25.06.2017

Для работ с различными грузоподъёмными механизмами очень часто используется такелажная скоба. Её назначение – обеспечить надёжное соединение между собой элементов грузоподъёмных приспособлений – тросов, канатов и т. д. Несмотря на предельную простоту конструкции, размеры и исполнения такелажных скоб стандартизированы несколькими ГОСТ, ведомственными нормами, а также зарубежными стандартами (в частности, DIN 82101).

Особенности использования

Если необходимо создать постоянное или долговременное соединение, рекомендуется использовать скобы с предохранительными болтами. Если соединение будет непостоянным, лучше отдать предпочтение приспособлениям с винтовым штифтом. Кроме того, для каждого конкретного случая необходимо подбирать скобы с подходящими показателями грузоподъемности. Она может составлять от 330 кг до 150 тонн.
Штифт нужно не просто вворачивать до отказа в отверстие скобы, но и дополнительно зажимать ключом. Если обнаружена неправильная посадка штифта, приспособление нельзя использовать для проведения работ. В этом случае штифт можно заменить аналогичным по характеристикам. Запрещено вводить в эксплуатацию такелажные скобы с видимыми внешними дефектами.

Как продлить срок службы?

Условно мероприятия по продлению срока службы чалок разделим на два пункта:


Правильное хранение


Правильная эксплуатация

Правильное хранение

Сначала разберем основные тезисы, связанные с хранением строп.

Организуйте место хранения ГЗП, огражденное от воздействий разрушающих факторов. Раскаленный металл, краска, нефтепродукты, химические вещества, движение каких-либо механизмов в зоне хранения – все это может повредить чалку.

Храните стропы в подвешенном состоянии или на специально отведенных стеллажах. Особенно это актуально для канатных строп. Скручивание и хранение на полу или земле станет причиной преждевременного выхода из строя.

Не храните канатные и текстильные стропы рядом с источниками высокой температуры (возле отопительного котла или доменной печи). Синтетическая ткань может попросту оплавиться. А смазка, которой пропитан сердечник каната, при разогреве активно выступает наружу и быстро вытирается во время работы с чалкой. Со временем это станет причиной появления ржавчины и трения проволок свивки «на сухую», что приведет к их быстрому износу и обрыву.

Правильная эксплуатация

В большей мере на срок службы чалок влияет правильная эксплуатация. Для продления срока службы строп придерживайтесь следующих правил.

Используйте чалки по назначению. Раскаленные заготовки и емкости с расплавленным металлом перемещайте цепными стропами. Грузы без выступающих острых поверхностей транспортируйте канатными или текстильными стропами. Для северных регионов используйте специальные стропы с климатическим исполнением ХЛ.

Не превышайте допустимую грузоподъемность. Повышенная нагрузка приведет к растяжению чалок и деформации звеньев цепи, изменению структуры свивки каната или ткани.

Если есть на грузе монтажные петли – используйте их. Непредусмотренные инструкцией способы строповки – частая причина повреждения чалок или срыва груза.

Избегайте прямого контакта тросовой чалки с угловатыми грузами. Используйте подложки с плавными переходами на поверхности контакта со стропами. Подложки предохранят от изгибов чалки под острыми углами. Полученный при строповке угловатых грузов изгиб на канатном стропе выровнять не получится.

Не используйте чалки для высвобождения защемленных или примерзших грузов. Динамические нагрузки в этом случае могут повредить ГЗП.

Не подтаскивайте стропами без отрыва от поверхности нахождения даже легкие грузы.

Своевременно устраняйте некритичные повреждения строп. Восстанавливайте поврежденные крюковые замки. Убирайте дефекты с внешних поверхностей коушей. Если концы чалки закреплены зажимами (DIN 1142 или DIN 741) – обязательно следите, чтобы все пластины и крепежные болты с гайками были на месте.

Также следите за наличие идентификационных бирок на всех эксплуатируемых чалках. Не забывайте осматривать стропы раз в 10 дней с записью в журнал осмотра ГЗП. Помните: в случае инцидента, связанного со срывом груза, проверяющий в первую очередь изымет журнал осмотра.

Как выбрать типоразмер такелажной скобы?

Параметрами выбора являются предельная грузоподъёмность, которая допускается изделием (при этом нормативный запас прочности должен быть не менее 5), размеры скобы в плане, условия эксплуатации изделия. В частности, не допускается работа с такелажными скобами, поверхность которых имеет хотя бы один участок коррозии; именно поэтому преимущественно используются детали, которые прошли цинкование или окрашивание красками, устойчивыми к повышенной влажности окружающего воздуха. Цена оцинкованных такелажных скоб всегда выше, чем окрашенных.

Важное значение имеет также и способ штамповки скоб. В частности, при холодной гибке прутка в нём возникают значительные напряжения изгиба, которые снижают прочность детали при её эксплуатации

Горячештампованные такелажные скобы после деформирования подлежат очистке от окалины и последующей термообработке, поэтому твёрдость их в итоге достигает тех же нормативных значений – для обычных сталей НВ 155…160, для нержавеющих НВ 280…310, но концентраторы напряжения отсутствуют.

Проверку работоспособности такелажной скобы можно выполнить при помощи зависимости:

— Q – расчётная нагрузка на изделие;

— Mmax — наибольший изгибающий момент, который возникает при подъёме груза (устанавливается по марке стропа);

— r – радиус закругления при переходе от зева скобы к её стенкам.

Существуют практические соотношения между диаметром скобы и наибольшим грузом, который можно поднять с её помощью. Для прямой скобы, изготовленной из углеродистой стали, такие соотношения приведены далее:

  • При d = 5 мм Q = 80 кг;
  • При d = 10 мм Q = 300 кг;
  • При d = 16 мм Q = 800 кг;
  • При d = 22 мм Q = 1500 кг.

Для омегообразной такелажной скобы:

  • При d = 6 мм Q = 330 кг;
  • При d = 10 мм Q = 750 кг;
  • При d = 16 мм Q = 2000 кг;
  • При d = 25 мм Q = 6500 кг;
  • При d = 32 мм Q = 9500 кг.

Цены на такелажные скобы, в зависимости от способа их изготовления, конструкции и размеров колеблются в диапазоне 80…5000 руб.

Сферы применения такелажных скоб достаточно разнообразны. В зависимости от типа изделия они могут встречаться как в быту, так и в машиностроении или во время проведения строительных работ. Но далеко не все знают о том, как правильно пользоваться данными изделиями. Итак, рассмотрим основные нюансы.

Первое, и одно из главных правил, гласит: во время работы со скобами нельзя производить какие-либо виды термообработки. Использование, к примеру, сварки способно значительно уменьшить грузоподъемные свойства рассматриваемого приспособления.

Следующим моментом, о котором следует помнить, является то, что при фиксировании перемещаемого материала штифт должен ввинчиваться в проушину до отказа. Проушина и заплечник штифта должны как можно плотнее прилегать друг другу. Для обеспечения максимального «заворачивания» штифта необходимо использовать инструменты, что обеспечит закручивание элемента в проушину на полную глубину резьбы.

Третий пункт: типоразмеры штифта и скобы должны совпадать. В противном случае посадка заплечника будет нарушена. Также, неправильная посадка может быть следствием тугой резьбы, изогнутой формой скобы и прочих дефектов. Если подобные недостатки присутствуют на приспособлении, то оно не может быть применено и нуждается в замене.

Приняв решение купить скобу такелажную, следует брать во внимание вероятность ударных нагрузок при перемещении материалов. Учитывая условия, в которых скоба будет использована, необходимо выбирать то изделие, значение грузоподъемности которого будет максимальным

При работе с рассматриваемыми изделиями крайне важно избегать перегрузки такелажного крепления. Вес должен распределяться одинаково вдоль линейной оси скобы, т.е

под прямым углом к оси штифта. Если данное условие не соблюдено, то возникают угловые нагрузки. Последние – допустимы, однако не должны противоречить требованиям ГОСТа. На участке крепления скобы к стропам велика вероятность появления дополнительной нагрузки на данное плечо. Этот показатель регулирует угол крепления – чем его величина ниже, тем нагрузка меньше. Нельзя также допускать того, чтобы нагрузка распределялась не по оси скобы. Для исключения подобной вероятности к концам штифта прикрепляются шайбы-прокладки.

При работе с рассматриваемыми изделиями следует обеспечить неподвижность груза на всем пути его перемещения. Это необходимо потому, что вращение материала практически всегда сопровождается отвинчиванием штифта. Чтобы предотвратить это, следует применять скобы с предохранительным болтом.

Соблюдение таких простых рекомендаций позволит избежать опасных случаев и значительно продлит срок службы используемой такелажной скобы.

Типовые правила

Стропальщик должен работать, когда у него находится схема строповки. Она не всегда может быть под рукой. Поэтому для погрузки или выгрузки необходимо знать и применять правила строповки по стандартным схемам.

  1. Строительные элементы (плиты, блоки и т.п.) перемещаются с захватом крюками за специальные петли. При этом количество строп и петель подбирается равным, иначе конструкция может разрушиться.
  2. Грузы длиной не более 2 м перемещаются с помощью захвата кольцевой стропой на удавку.
  3. Длинномерные изделия захватываются петлями двух строп при расстоянии от краев не более чем на 1/4 длины. Угол между ними не должен превышать 90 за счет правильного выбора их длины.
  4. Листовой металл перемещается с помощью захвата специальными эксцентриками или струбцинами. Чтобы не повредить его поверхность, применяются подкладки из дерева, резины и т. п.
  5. Строповка оборудования производится за специальный такелаж: петли, закладные, крюки, рым-болты и др.
  6. Неиспользуемые ветви стропа не должны мешать транспортировке. Их укрепляют, чтобы при перемещении концы не задевали встречные предметы.
  7. Не допускается провисание или изгиб стропа на ребрах груза. Тросы нагружаются равномерно.
  8. Крюк должен подходить по размерам к петле или рым-болту.
  9. Такелажные работы следует обязательно проводить в присутствии лица, ответственного за их безопасность, когда имеется нестандартная или разработанная схема строповки.

Крановщику подаются следующие команды:

  • майна — опускание;
  • вира — подъем;
  • харе — стоп.

Скобы такелажные (ОСТ5Р.2312-79)

Такелажные скобы используются для быстрого и надежного соединения отрезков канатов и цепей или прикрепления их к обуху, рыму и т.д. Представляют собой полукруглую или омегаобразную скобу, концы которой соединяются болтом или штифтом.

Нередко скоба такелажная снабжается предохранительной гайкой или чекой, которая препятствует произвольному раскрытию.

Выделяют такелажные скобы общего назначения и грузоподъемные. Для изготовления грузоподъемных скоб используется сталь более высокого качества. Допустимая нагрузка, на которую рассчитана скоба, может составить от 200 кг до десятков и сотен тонн.

Вся продукция соответствует государственным и отраслевым стандартам.

Скобы такелажные тип СА

Скобы такелажные (серьги, шаклы) тип СА предназначены для крепления стальных канатов, цепей. Они применяются в составе подъемных и статичных систем в качестве съемных связок.

С помощью скоб можно присоединить к оборудованию:

  • проволочные цепи
  • стальные тросы
  • разного рода приспособления.

Штырь на шаклах необходим для стальных канатов. Скобы такелажные СА имеют прочное оцинкованное покрытие. Их коэффициент запаса прочности равен 6:1.

Допускаемая нагрузка, кН (тс)BDdd1HH1LМасса, кг, не более
мм.
2 (0,2)1216683047370,04
3 (0,3)13198103657430,08
5 (0,5)16249124064490,13
8 (0,8)202811165382610,25
10(1,0)223113165689680,36
12 (1,2)223113185689680,38
16 (1,6)2536162067105790,51
20 (2,0)3040202475120961,00
25 (2,5)32482227801311041,38
32 (3,2)38572433901481162,17
40 (4,0)426528361051711313,07
50 (5,0)457532391101851474,25
63 (6,3)528036401302121655,78
80 (8,0)608640481452351857,99
100 (10,0)65100455216526720311,27
125 (12,5)70110485818029021614,25
160 (16,0)80120506420532223317,65
200 (20,0)90130607223036226826,59
250 (25,0)95140657226040228937,47
320 (32,0)105160759028044432549,50
400 (40,0)110170809530047434261,30

блок судовой одношкивный для сигнальных флагов мск 1-100Скобы такелажные тип СБ

Скобы такелажные (серьги, шаклы) тип СБ прямая с осью предназначена для крепления и натяжения такелажной оснастки. С ее помощью можно присоединить непосредственно к раскрепляемому объекту:

  • тросы,
  • цепи,
  • канаты и так далее.

Коэффициент запаса прочности равен 6:1. Наносится надежное оцинкованное покрытие.

Скоба тип СБ представляет собой металлическую петлю, выполненную из круглого профиля, которая дает возможность быстро соединить и применить цепь, трос, канат. Отверстия, расположенные на ее концах, соединяются «пальцем»- специальным поперечным элементом. .Типоразмер изделия определяется допускаемой рабочей нагрузке в кН и тоннах.

Допускаемая нагрузка, кН (тс)BDdd1HH1LМасса, кг, не более
мм
2 (0,2)1216683048340,05
3 (0,3)1319810365839,50,09
5 (0,5)1624912406544,50,13
8 (0,8)20281116538253,00,25
12 (1,2)22311318569058,00,38
16 (1,6)253616206710670,00,61

Скобы такелажные тип Р

Скобы такелажные тип Р из высокопрочной стали, предназначены для работы с растительными канатами и представляют собой металлическую петлю, имеющую на конце отверстия для соединения пальцем, штифтом. Это надежный поперечный элемент. Изделия используются в устройствах:

  • судов,
  • кораблей,
  • прочих плавучих средств.

Они предназначены для быстрого и надежного крепления в такелажных устройствах и приспособлениях. Их коэффициент запаса прочности равен 6:1.

Скоба и винт имеют прочное оцинкованное покрытие. Строповые дугообразные скобы тип Р с предохранительным болтом незаменимы в подъемных и статичных системах. Они служат соединительным элементом для фиксации.

Скобы с винтовыми штифтами позволяют решать временные задачи, тр

Допускаемая нагрузка, кН (тс)BDdd1HH1LМасса, кг, не более
мм
1 (0,1)1816683552420,06
2 (0,2)22198104566510,11
3 (0,3)28249125580600,16
5 (0,5)323113166598750,41
8 (0,8)4036162094134930,77
12 (1,2)484020241141601121,32
16 (1,6)565724271281861322,31
20 (2,0)666528331452121533,58

ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

5.1. Для проверки соответствия стропов требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные испытания.

5.2. При приемо-сдаточных испытаниях каждый строп проверяют на соответствие требованиям пп. 3.7 — 3.10, 3.12 — 3.15 и 3.17.

На соответствие требованиям пп. 3.3 — 3.22 проверяют 10 % стропов от партии в случае заделки концов канатов опрессовкой алюминиевой и стальной втулками, включая первый и последний строп, и 2 % — в случае заделки концов канатов заплеткой.

Общее число проверяемых стропов не должно быть менее 2.

Партия стропов должна состоять из изделий одного типа и грузоподъемности, изготовленных из каната с одного барабана (бухты) и деталей из одной партии.

Партия деталей должна состоять из деталей одного типоразмера, изготовленных из металла одной марки и совместно прошедших термообработку.

При индивидуальном изготовлении на соответствие требованиям п. 3.3 проверяют каждый строп.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

5.3. Крюки, карабины и звенья следует проверять на соответствие требованиям:

пп. 3.16, 3.18 — 3.21, 3.22 (подрез), 3.24 — все изделия;

п. 3.3 — 2 % изделий от партии;

ГОСТ 8479-70 — все заготовки крюков, изготовленные методом свободной ковки и первый и последний крюк от партии, изготовленные методом горячей штамповки;

п. 3.22 (непровар) — 2 % звеньев от партии;

п. 3.25 (твердость стали) — 1 % скоб разъемных звеньев и карабинов; звеньев треугольных, овоидных и овальных; заготовок крюков от партии.

У заготовок крюков предел текучести и относительное удлинение металла надлежит проверять в объеме, указанном в табл. 12.

Таблица 12

Размер партии Число заготовок крюков
До 6 включ. 1
Св. 7 до 30 » 2
» 31 до 200 » 3
» 200 5

Образцы для испытаний заготовок крюков, изготовляемых методом свободной ковки, должны вырезаться из припуска на заготовки, а изготовляемых методом горячей штамповки — из тела заготовки крюка или из отдельно кованной пробы по режиму, установленному для штамповок из металла той же плавки.

Временное сопротивление разрыву и ударную вязкость стали следует проверять по требованию потребителя.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

5.4. При получении неудовлетворительных результатов проверки по какому-либо из показателей должна производиться повторная проверка по этому показателю удвоенного числа образцов, взятых от той же партии.

В случае неудовлетворительных результатов повторной проверки партию бракуют.

Размеры изделий

Размеры отечественных омегообразных скоб всегда строго согласовываются с размерными параметрами грузовых строп, изготавливаемых согласно ГОСТ 25573-82. Нормативный документ регламентирует толщину скоб, применяемых со стропами 2СК и выше, и расстояние между участком канатной ветви и захватом

Перечисленное особенно важно учитывать при использовании детали в паре с канатными ветвями, имеющими переходное звено. В таком случае главное значение отводится следующим размерным значениям:

  • Общей длине детали;
  • Высоте изделия до оси фиксирующего элемента;
  • Зеву скобы, который в свою очередь зависит от габаритов сопрягаемой части коуша и толщины каната.

Исходя из рассмотренных размеров подводится итог касательно того, допустимо ли практическое использование омегообразной (якорной) или прямой скобы. Первая применяется при многоплечевом устройстве такелажа и в случае недостаточного для монтажа закрепляющего болта расстояния. Вторая берется, когда не ожидается зажима груза и при достаточном пространстве для свободного расположения всех элементов.

Определять типоразмер такелажных скоб еще необходимо и исходя из вида поднимаемого материала. Как правило детали производятся из прокатной стали Ст.5 и Ст.3 согласно ГОСТ 380, хотя в отдельных случаях могут применяться и качественные цементируемые стали, такие как сталь 20. Тем не менее при подъеме предметов из магнитных материалов стоит использовать скобы из нержавеющей стали, например, 10X17H13M2 или 08X18H10.

Маркировка и грузоподъёмность цепных стропов

Гост 25573-82. стропы грузовые канатные для строительства. технические условия (с изменениями n 1, 2)
Цепные стропы имеют типовую конструкцию: цепь, состоящая из нескольких звеньев, два переходных звена и опционно – концевое овальное звено, которое может соединяться с переходными звеньями разъёмным, либо неразъёмным способами. Ключевой классификационный признак – количество цепей. По этому параметру различают:

  1. Стропы одноветвевые (маркируются 1СЦ).
  2. Стропы двухветвевые (2СЦ).
  3. Стропы трёхветвевые (3СЦ).
  4. Стропы четырёхветвевые (4СЦ).
  5. Стропы в виде единичной цепной ветви, которая может быть разомкнутой (ВЦ), и замкнутой, в виде кольца (УСЦ-К).

Цепные стропы более сложного исполнения получают комбинированием вышеперечисленных видов.

Классификацию цепных строп производят также по их грузоподъёмности, которая определяется классами прочности отдельных частей приспособления. Чем выше класс прочности, тем меньше удельная материалоёмкость цепных строп, и выше их долговечность.

На практике используются стропы следующих классов прочности:

  • 3-го класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 100 кг;
  • 5-го класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 300 кг;
  • 8 класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 800 кг;
  • 10 класса — предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 1200 кг;
  • 12 класса — предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 3150 кг;

Нагрузки указаны из расчёта на одну цепь. При повышении температуры эксплуатации более, чем 200ºС допустимые нагрузки снижаются на 10…15%.

Внутри каждого из классов, цепные стропы различают также по диаметру цепного звена. Приведенные выше нормативы соответствуют изделиям, диаметр цепи для которых имеет минимальное значение, предусмотренное стандартом. Например, цепная стропа класса прочности 10 с диаметром звена не 4, а 22 мм, обладает установленной грузоподъёмностью 22 т.

ГОСТ на немеханизированные исполнения цепных строп отсутствует, поэтому их изготовление производится согласно нормативным требованиям РД 11-07-2007. В стандартное обозначение данных приспособлений вводят такие их характеристики как класс прочности, условное наименование/тип, установленную для диапазона температур -40º…+200ºС грузоподъёмность и длину в мм. Например, обозначение 10-4СЦ-17,0-6500 соответствует грузовому канатному стропу 10 класса прочности, четырёхветвевому, с допустимой нагрузкой на каждую ветвь 17 т, длиной 6500 мм. В обозначение могут входить и дополнительные элементы, например, климатический класс.

Цепные стропы могут комплектоваться не только захватными крюками, но также концевыми ограничителями, что отмечается в паспорте на изделия.

Класс прочности данных изделий определяется маркой стали, из которой производятся цепные звенья. Для цепных строп 3 и 5 классов звенья изготавливаются из стали Ст.3 ГОСТ 380, что удобно для последующей сварки. В остальных случаях звенья производят из цементуемых конструкционных сталей типа Сталь 20 ГОСТ 1050. Для особо тяжёлых условий эксплуатации звенья и соединительные элементы выполняют из низколегированных строительных сталей типа 18Г2С или 20ГС по ГОСТ 19281.

Это интересно: Зенковка по металлу — назначение и особенности применения — ГОСТ, конструкция, виды, применение

Критерии выбора строительного степлера

При выборе степлера для работы стоит обратить внимание, безопасен ли он. Известные фирмы, которые занимаются выпуском таких приборов, тщательно продумывают этот вопрос

Основной защитной функцией является невозможность работы степлера на холостом ходу. Это означает, что инструмент будет выдавать крепеж только тогда, когда он прислонен к детали. Перед покупкой тэкера нужно убедиться, что такая защита в нем есть.

Наличие смотрового окошка является не только приятной, но и удобной функцией. Оно может быть даже у дешевой китайской модели. В окошко можно увидеть, сколько скоб в данный момент находится в приборе.

У прибора должна быть удобная ручка, об этом позаботились производители известных брендов. Инструмент просто приятно держать в руке.

Практичной считается модель, в которой силу удара можно регулировать. Такую возможность имеют многие аппараты, среди них есть и механические.

Перед покупкой запасных скоб нужно знать, с каким типом работает ваш прибор. Эту информацию можно найти на упаковке прибора, в инструкции или на самом корпусе. В крайнем случае можно записать название модели. Опытный продавец по названию, сможет определить тип нужной вам скобы.

Материалы для крепежных элементов

Поскольку назначение скоб будет разным, то и материал для их изготовления используется также разный:

  • алюминий;
  • медь;
  • сталь;
  • оцинкованная нержавеющая сталь.

Крепеж, изготовленный из алюминия, самый дешевый. Его применяют практически везде, так как он практически не ржавеет. Но вот с жесткими материалами, а также в тех местах, где большая нагрузка, его лучше не использовать.

Медные скобы применяются к нежестким материалам. Несмотря на то что они совсем не ржавеют, их цена ограничивает их распространение. Они применяются в строительстве, в основном под обоями или под штукатуркой, так как от них не образуется никаких пятен и потеков.

Крепежи из стали встречаются закаленные и незакаленные. Закаленное изделие стоит немного дороже, но в процессе использования оно намного прочнее и надежнее. Недостатком стальных изделий является то, что в процессе эксплуатации они имеют свойство окисляться и ржаветь.

Изделия из нержавеющей стали и оцинкованные являются самыми прочными и надежными креплениями. Из такого материала изготавливаются практически все фирменные скобы от производителей степлеров.

Несмотря на материал, из которого могут быть изготовлены крепежи, встречаются изделия с обычными ножками и с заточенными. Заточенные будут легче заходить в любой материал, поэтому и силы удара для них нужно меньше. Работая с ручным скобострелом и применяя заточенные скобы, усилий придется прилагать немного. Если использовать не заточенный материал, то на инструмент нужно будет сильно давить, чтобы скоба полностью вошла в материал и сделала нужный зажим. Забивая несколько сотен, а может, и тысяч скоб в день, стоит задуматься о форме ножки, чтобы облегчить свой труд.

Применение

В настоящее время такелажные скобы широко используются в строительстве, в сфере грузоперевозок, а также на производстве. Они незаменимы в сфере энергетики, в сельском хозяйстве, в качестве крепёжных элементов, применяемых в работе речных портов.

Без такелажных скоб невозможно осуществить любые погрузочно-разгрузочные манипуляции или выполнить крепление канатов.

Также необходимость в такелажных скобах возникает, когда нужно надёжно закрепить грузы на платформах. Примечательно, что для крепления предметов на достаточно долгий срок существуют специальные такелажные скобы, снабжённые предохранительными элементами.

Классификация

По форме, материалу изготовления, конструкции скобы бывают следующих разновидностей:

  • U- образные и омега-образные такелажные скобы;
  • в зависимости от диаметра фиксатора – под палец либо под штифт;
  • по наличию дополнительного крепежа, исключающего произвольное отвинчивание пальца;
  • в зависимости от диапазона рабочих температур – теряющие заявленные в паспорте изделия прочностные качества при температурах ниже -40 градусов или нет;
  • в зависимости от покрытия скобы – позволяющие либо не позволяющие производить работы в условиях агрессивной окружающей среды или при высоких температурах.

Как классифицируют цепные стропы?

Гост 8696-74. трубы стальные электросварные со спиральным швом общего назначения. технические условия (с изменениями n 1-6)

Помимо количества ветвей (а зачастую в зависимости от него) стропы также различаются по самому главному параметру, отвечающему за их функциональность – грузоподъёмности. Условно её можно определить как сумму устойчивости всех отдельных элементов стропов к долговременным стационарным нагрузкам. Соответственно, чем выше класс прочности стропа, тем большую нагрузку он сможет выдержать без риска обрыва, и тем дольше прослужит.

Класификация строп

Различают следующие основные классы прочности:

  • 3 класс – максимальная нагрузка не может превышать 100 кг;
  • 5 класс – 300 кг;
  • 8 класс – 800 кг;
  • 10 класс – 1200 кг;
  • 12 класс – 3150 кг.

Ещё один параметр внутриклассового различия стропов – диаметр звеньев. Чем он выше, тем крепче будет сама цепь. Указанные выше значения являются стандартными, актуальными для стропов с минимальным диаметром звена; по мере его увеличения грузоподъёмность стропа может возрасти до значения в 1,5-2 раза выше определённого классом прочности.

Рекомендуем купить

Скобы такелажные

Скачать прайс лист

https://www.youtube.com/watch?v=52g8m6_4YAE

Скобы такелажные для крепления груза – это омегообразные элементы, используемые для крепления тросов и цепей, для их монтажа к различным конструкциям. Петли крепежные применяются для создания растяжек, перемещения грузов разного характера. Особенности: скобы для крепления груза быстро снимаются, обеспечивают надежность крепления.

Схожая по области применения скоба такелажная прямая с винтовым штифтом используется для обработки груза и создания временных связок, а для долгосрочных, постоянных соединений необходима скоба или крепежная петля для груза с гайкой и предохранительным шплинтом. Кроме того, если в ходе производственных операций палец испытывает принудительные вращательные движения, то рекомендуется использовать именно шплинтованные скобы для крепления груза.

В зависимости от того, какая петля для крепления груза вам требуется, нужные изделия вы непременно подберете в каталоге .

Скобы прямого типа

Скоба такелажная винтовая СА тип G-210 Г/п, тВес, кгЦена, руб.

Подробнее…
0,500,0530
0,750,0834,00
1,000,1349,00
1,500,2067,00
2,000,2780,00
3,250,57130,00
4,751,20185,00
6,501,43275,00
8,502,15375,00
9,503,06492,00
12,004,11780,00
13,505,28965,00
17,007,231350,00
25,0012,102260,00
35,0019,203590,00
55,0032,507130,00
85,0070,00дог.

Скоба такелажная шплинт СА тип G-2150 Г/п, тВес, кгЦена, руб.

0,500,0640
0,750,1045,00
1,000,1565,00
1,500,2280,00
2,000,3490,00
3,250,67135,00
4,751,14195,00
6,501,74318,00
8,502,52420,00
9,503,45605,00
12,004,90840,00
13,506,241100,00
17,008,391555,00
25,0014,203520,00
35,0021,203980,00
55,0038,609250,00
85,0056,0015000,00
120,0095,00дог.

Скобы омегообразного типа

Скоба такелажная винтовая СИ тип G-209 Г/п, тВес, кгЦена, руб.

Подробнее…
0,500,0532
0,750,0938,00
1,000,1453,00
1,500,1770,00
2,000,3383,00
3,250,62135,00
4,751,07195,00
6,501,64300,00
8,502,28425,00
9,503,36585,00
12,004,31885,00
13,506,141040,00
17,007,801285,00
25,0012,602400,00
35,0020,403740,00
55,0038,907900,00
85,0070,00дог.

Скоба такелажная шплинт СИ тип G-2130 Г/п, тВес, кгЦена, руб.

0,500,0540
0,750,1045,00
1,000,1562,00
1,500,2283,00
2,000,36105,00
3,250,76145,00
4,751,23217,00
6,501,79330,00
8,502,57475,00
9,503,75600,00
12,005,31905,00
13,507,181190,00
17,009,431600,00
25,0015,402650,00
35,0023,704180,00
55,0044,6110000,00
85,0070,0016000,00
120,00120,0дог.

Виды цепных строп

Классификация рассматриваемого изделия может проводиться по самым различным признакам. Примером можно назвать нижеприведенный список:

  1. Грузоподъемность, которая варьирует в диапазоне от 1 до 67 тонн.
  2. Длина изделия может варьировать в пределе от 0,5 до 20 метров. при этом некоторые варианты исполнения могут изготавливаться под заказ и обладать другими свойствами.
  3. Тип захвата, применяемый для груза. Строп цепной кольцевой характеризуется тем, что оба конца фиксируются на специальном соединительном звене.

Довольно широкое распространение строп цепных одноветвевых можно связать с тем, что изделие характеризуется небольшим весом и достаточной прочностью для транспортировки различных механизмов. Грузоподъемные двухветвевые стропы также довольно распространены. На производственных линиях можно встретить несколько вариантов исполнения, которые выбираются в зависимости от особенностей конкретного случая транспортировки. Также есть и универсальные изделия, получившие широкое распространение.

Скоба такелажная — стандарты, виды, размеры, особенности применения и правила монтажа (100 фото)

Скоба такелажная или омегообразная – это приспособление, используемое при работе со статичными и грузоподъёмными механизмами. Подобная крепёжная конструкция играет роль съёмной связки для присоединения различных металлических канатов и цепей. Её главное достоинство заключается в простоте устройства. Цена на такелажные скобы зависит от их вида.

Разновидности скоб

Как видно на фото такелажных скоб, они могут быть следующих видов:

  • Полярные. Такие изделия можно эксплуатировать при морозах в -40°С.
  • Обычные. Подобные крепежи предназначены для работы в нормальных температурных условиях.

В зависимости от вида защитного покрытия крепёжные детали делятся на те, которые позволяют работать с горячими заготовками, и те, применение которых возможно в условиях химически активной среды.

По внешнему виду выделяют скобы:

  • Омегообразные. Омегообразная такелажная скоба получила своё название из-за изогнутой формы в виде латинской омеги.
  • Прямые. Прямые такелажные скобы имеют U-образный вид.

Также стоит отметить, что скобы могут быть оснащены дополнительными фиксаторами. Чаще всего подобную функцию выполняет болт с корончатой гайкой, обеспечивая надёжность крепления.

Ещё скобы такелажные бывают:

  • С предохранительным контрящим болтом. Применяется для задач постоянного характера.
  • С винтовым штифтом. Применяется для решения временных задач.

Кроме того, существует классификация по размерам такелажных скоб. Подбирая изделие, следует исходить из следующих факторов:

  • толщины фиксируемых деталей;
  • коэффициента динамической нагрузки;
  • планируемой величины груза.

Крепёжные элементы могут, помимо всего, иметь разную грузоподъёмность. Данный параметр может колебаться от 0,33 т до 150 т. На его величину влияют особенности термической обработки изделия, его размеры и химический состав используемого сплава.

Контролируют производство скоб ГОСТ 2224-72 и ГОСТ 2224-93.

Геометрические параметры такелажных скоб

Размеры крепежей регулируют положения ГОСТ 25573-82. Данный норматив регламентирует толщину изделий, применяемых в комплексе со стропами от 2 СК, а ещё расстояние между захватом и участком канатной ветви.

Важнейшую роль играют такие параметры, как длина элемента, его высота до оси фиксатора, зев крепления. После их подробного рассмотрения и делается вывод о допустимости применения на практике того или иного вида скобы.

Если такелаж многоплечевой или расстояния для установки закрепляющего болта недостаточно, то лучшим решением будет омегообразный крепёж. В других случаях предпочтение обычно отдают прямым моделям.

Подбирать типоразмер нужно также, учитывая тип поднимаемого материала. Говоря о металле, используемом для производства такелажных крепежей, чаще всего применяют прокатную сталь, реже – цементируемую. На строительном рынке можно встретить и продукцию из нержавейки.

Тонкости выбора размера

Выбирать типовой размер скобы нужно, исходя из следующих вещей:

  • условия эксплуатации изделия;
  • размер элемента в плане;
  • максимальная грузоподъёмность.

Важнейшее значение имеет способ штамповки. От него зависит прочность скобы.

Любые коррозийные разрушения на поверхности крепления не допустимы. Оптимально, если крепёж будет окрашен и оцинкован.

Рекомендации по применению

Перед тем, как приобрести подобные изделия, нужно внимательно проверить:

  • соответствие корпуса и штифта (учитываются все параметры);
  • отсутствие повреждений в резьбовой части;
  • наличие разводного шплинта;
  • отсутствие следов изношенности и деформаций;
  • качество поверхности крепления.

Также нужно убедиться, что скобы не подвергались термическому воздействию – оно негативно влияет на показатель максимальной грузоподъёмности. Кроме того, необходимо помнить, что запрещается менять форму крепёжных изделий, используя сварку, изгиб или нагрев.

Такелажная скоба – вещь нужная. Она пригодится в любом хозяйстве. Особенно, если вы часто занимаетесь строительными работами.

Выбор этого изделия требует ответственного подхода. Следует покупать скобы лишь от проверенных производителей. Известный бренд послужит своеобразной гарантией качества. Полезными будут также советы опытных специалистов.

Изготовление


Изготавливается скоба такелажная преимущественно из углеродистой стали, т.е., инструментальной или нелегированной конструкционной, в которую, для придания повышенных прочностных характеристик скобе, могут быть добавлены легирующие элементы. Такие скобы в процессе цинкования покрываются антикоррозийным защитным покрытием. В результате изготовления и оцинковки, скобы сверхустойчивы к высоком нагрузкам, к влаге, экстремальным температурам. Рассчитаны скобы на нагрузку от 300кг до 100-160 тонн. Такелажные скобы имеют маркировку, указывающую на качество и характеристику безопасности, соответственно их нужно использовать строго определенного вида, предназначенного для решения той или иной конкретной задачи.

Такелажная скоба: ГОСТы и размеры

Наименованиеа (мм)в (мм)с (мм)d (мм)Рабочая нагрузка (кг)
Скоба такелажная М-520105580
Скоба такелажная М-6241266100
Скоба такелажная М-8321688200
Скоба такелажная М-1040201010300
Скоба такелажная М-1248241212500
Скоба такелажная М-1664321616800
Скоба такелажная М-20763820201100
Скоба такелажная М-22884422221500
Скоба такелажная М-251005025252000

Производство такелажных скоб осуществляется в строгом соответствии основным стандартам принятым в этой отрасли: — ГОСТ 2224 — DIN 82016 и DIN 82101 — Технические условия ОСТ 5.2312-79 — Стандарт Евросоюза EN 13889.Скобы такелажные зарубежных производителей соответствуют скобам по ОСТ 5.2312-79 они имеют практически одинаковую градацию грузоподъёмности, но значительно меньше по своим размерам. Размерная линейка такелажных скоб имеет достаточно широкий диапазон. Характеристика скобы включает в себя тип, максимальную нагрузку, основные размеры данного изделия и его массу.

Сравнение

Корзина

Что такое такелажная скоба? Стандарты размеров, современные виды, правила и особенности выбора

Такелажные скобы применяются при работе по подъему и перемещению различных грузов. Основная задача приспособления – надежная сцепка элементов грузоподъемного механизма. В виду того, что в процессе эксплуатации на изделия оказывается серьезная физическая нагрузка, их изготовление регламентируется отечественными ГОСТами и зарубежными техническими нормами.

О видах такелажных скоб, с фото и иллюстрациями, их назначении, способах изготовления и устройстве пойдет речь в статье.

Классификация

По форме, материалу изготовления, конструкции скобы бывают следующих разновидностей:

  • U- образные и омега-образные такелажные скобы;
  • в зависимости от диаметра фиксатора – под палец либо под штифт;
  • по наличию дополнительного крепежа, исключающего произвольное отвинчивание пальца;
  • в зависимости от диапазона рабочих температур – теряющие заявленные в паспорте изделия прочностные качества при температурах ниже -40 градусов или нет;
  • в зависимости от покрытия скобы – позволяющие либо не позволяющие производить работы в условиях агрессивной окружающей среды или при высоких температурах.

Максимально допустимая нагрузка на скобу определяется как ее геометрической формой, так и материалом, из которого она изготовлена, и последующей ее термообработкой.

Действующий ГОСТ и его требования

Выбор той или иной конкретной скобы определяется испытываемыми ею в процессе эксплуатации статическими и динамическими нагрузками, размерами элементов крепежа и условий, в которых она будет эксплуатироваться. Данные об изделии можно узнать из его паспорта, а также ознакомившись с ГОСТ 2224-93.

Нормы ГОСТ оговаривают следующие параметры изделия:

  • пригодные для изготовления такелажных скоб марки стали;
  • применяемые для изготовления технологические процессы – ковка, горячая либо холодная гибка;
  • предъявляемые к рабочей поверхности требования;
  • возможные места для маркировки изделия и содержание маркировки;
  • информация о методике контроля качества изготавливаемых изделий;
  • описание процесса консервации и расконсервирования.

Как подобрать размер скобы

Скоба подбирается в соответствии с размерами грузовых строп, регламентируемыми требованиями ГОСТ 25573-82. Это в частности касается толщины скобы и пальца, дистанции между захватом и свободным участком троса.

Наиболее значимы следующие параметры:

  • зев такелажной скобы, пропорционально толщине применяемого троса;
  • длина внутренней части;
  • общая длина;
  • толщина скобы и пальца.

В зависимости от параметров троса, а также предполагаемой механической нагрузки, выбирают либо прямую, либо омегообразную такелажную скобу. Прямой скобой пользуются, если достаточно рабочего пространства для элементов крепежа, и не предполагается случаев зажима груза.

Омегообразную, или якорную скобу применяют, когда нет места для пальца, или при пользовании многоплечевыми такелажными приспособлениями.

Требуемые размеры скобы можно определить по ее номеру, соответствующему максимально допустимой нагрузке на нее. Кроме того, различные материалы, из которых изготавливают скобы, имеют различные значения допустимых нагрузок при одинаковых геометрических размерах и формах изделия.

Выбор типоразмера такелажных скоб

Главное условие выбора той или иной скобы – оказываемое на нее усилие в процессе эксплуатации должно быть впятеро меньше максимально допустимого для данного вида изделия.

В случае признаков коррозии на поверхности скобы, она признается непригодной к дальнейшей эксплуатации. По этой причине наибольшей популярностью пользуются оцинкованные, в худшем случае – окрашенные антикоррозийной краской изделия. Стоимость оцинкованных изделий выше, чем у окрашенных или необработанных.

В зависимости от способа производства различается и прочность – изготовленные методом холодной гибки, скобы обладают значительно меньшей прочностью относительно произведенных путем горячей гибки и последующей термообработки. Это свойство обусловлено сильным напряжением изгиба у первого типа скоб.

При той же толщине скобы и пальца, якорные такелажные скобы выдерживают нагрузку в 2,5 раза больше, чем прямые. Существуют специальные таблицы, показывающие зависимость между диаметром скобы и максимально допустимой для нее нагрузкой.

Разновидности цепных стропов

Гост 25930-83. крышки пластмассовые для цилиндрических соединителей. технические условия (с изменениями n 1, 2)

Все стропы данного вида имеют схожую конструкцию – рабочую цепь, состоящую из определённого количества типовых звеньев, двух переходных (для крепления рабочего крюка и самого стропа) и одного концевого, отличающегося большими размерами и предназначенного для соединения с переходными звеньями. Соединения могут быть как разъёмными, так и неразъёмными; для осуществления первых зачастую используются карабинные конструкции.

Основной признак, по которому цепные стропы отличаются друг от друга – количество цепей (их ещё называют ветвями). Соответственно, изделия с наибольшим количеством ветвей используются для подъёма наиболее сложных (из-за смещённого центра тяжести или неравномерного расположения точек строповки) грузов. По данному параметру различают следующие виды стропов:

  • одноветвевые (1СЦ);
  • двухветвевые (2СЦ);
  • трёхветвевые (3СЦ);
  • четырёхветвевые (4СЦ);
  • универсальные, включающие в себя одну ветвь, которая может быть как замкнутой (УСЦ-К), так и разомкнутой (ВЦ).

Также возможно производство более сложных конструкций, совмещающих в себе сразу несколько вышеуказанных типов. Обычно их изготавливают на заказ по специальному техническому проекту, который составляется с учётом предполагаемых нагрузок и специфики грузоподъёмных работ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]