Для безопасности грузоподъемных и погрузочно-разгрузочных работ стропы, соединительные элементы, захваты, блоки и другие приспособления должны проходить регулярный осмотр. Правила и порядок проведения осмотра разрабатываются либо специализированной организацией, либо квалифицированным инженерно-техническим персоналом в соответствии с государственными рекомендациями по охране труда. Для этого в первую очередь составляется журнал осмотра, куда записываются результаты по каждому отдельному приспособлению. На основании результатов осмотра принимается решение о том, можно ли подпускать приспособление к дальнейшей работе или нет.
Правила осмотра канатного стропа
При наружном, визуальном осмотре стропа определяют:
- соответствие данным технического паспорта на оборудование (обозначение, наименование);
- общее состояние;
- качество петель, ветвей каната, соединительных элементов, захватов;
- качество заделки свободного конца стропа.
Осмотр дефектов, обрывов проводится визуально и при помощи лупы с десятикратным увеличением (при необходимости).
Инструментальный осмотр канатных стропов предполагает замеры выявленных дефектов:
- истончение каната в диаметре;
- степень коррозийного износа, истирания, обрывов, перегиба;
- уровень волнистости стропов;
- длина ветвей стропа, разница между заявленными длинами в заводских характеристиках и фактической длиной.
Измерения проводятся при помощи линейки, рулетки, микрометра и штангенциркуля.
Внутренний осмотр канатных стропов нужен для определения технического состояния, целостности внутренних прядей и сердечника. Такой осмотр проводят выборочно, в основном для стропов, которые при инструментальном осмотре показали наибольшее количество дефектных повреждений (наличие коррозии, истиранием отдельных проволок).
Для внутреннего осмотра проблемного участка стропа с одной стороны он жестко фиксируется зажимом. При помощи второго зажима строп поворачивается против направления свивки так, чтобы пряди проволоки освободили для осмотра сердечник.
Раскрыв свивку стропа можно выявить обрывы, повреждения и деформации, состояние сердечника, уменьшение диаметра, степень износа отдельных прядей.
Важно. После осмотра рекомендуется этот участок канатного стропа смазать изнутри и снаружи.
Браковка текстильных стропов
Нормы и правила выбраковки текстильных строп предписывают не допускать к их работе в следующих случаях:
- Когда на изделии отсутствует ярлык или информацию на нем невозможно прочитать.
- Если на ленте имеют место узлы, порезы, другие разрушения, в сумме составляющие больше 10% общей длины, или обнаруживается одиночный разрез размером свыше 50мм.
- Наличие расслоений текстиля (кроме кромки) в сумме более, чем полметра.
- При загрязнении текстильных строп продуктами нефтепереработки, смолой, красками, грязью более 50%.
- При обнаружении дефектов зацепных механизмов.
Выбраковка текстильных стропов реализуется и в том случае, если они не выдерживают испытания под статическим грузом на протяжении 3 минут, который должен превышать нормативную грузоподъемность на 30%.
Как правильно хранить
Необходимо предусмотреть место для хранения грузозахватных приспособлений, защищенное от негативного воздействия внешних факторов – воздействия раскаленным металлом, загрязнения химическими веществами, механических повреждений. Хранить стропы следует в подвешенном виде либо на специальных стеллажах. Особенно это касается канатных изделий. Если стропы будут находиться на земле в скрученном виде, это может вызвать их преждевременный выход из строя.
Не рекомендуется располагать грузовые стропы вблизи источников тепла (доменных печей, отопительного оборудования). Синтетические изделия могут оплавиться. Смазка, содержащаяся в сердечнике каната, будет выступать наружу и быстрее расходоваться в процессе эксплуатации чалок. Это может стать причиной возникновения сухого трения проволок и появления ржавчины, способных повлечь быстрый износ и разрыв изделий.
Нормы выбраковки строп
Текстильные стропы
Для оценки исправности текстильные стропы должны пройти визуальный осмотр на соответствие маркировки с паспортом, исправность швов и петель, соединительных элементов и захватов. Они также должны пройти инструментальный осмотр на определение размеров и дефектов. При выявлении следующих недостатков текстильные стропы не должны подпускаться к работе.
Процессы, происходящие в структуре ленты текстильных строп при контакте с выше перечисленными веществами, визуально не всегда заметны, однако могут привести к необратимым изменениям самого материала, из которого изготовлены стропы. Если же контакт строп с химически активными веществами всё же произошёл — не ленитесь лишний раз провести осмотр строп на предмет наличия явных дефектов.
При эксплуатации строп в условиях повышенных температур, лента строп, преимущественно изготавлеваемая из полиэстера или полиамида, и служащая материалом текстильных строп, теряет свою прочность и становится хрупкой, а при значительном привышении допустимых температурных режимов — может поплавиться и даже воспламениться. Как можно понять, в таком состоянии стропы не пригодны для дальнейшей эксплуатации.
Этот дефект чаще всего возникает либо при грубом несоблюдении соответствия между рабочей грузоподъёмностью строп и поднимаемым весом груза, либо при подъёме текстильными стропами грузов с явно неровной поверхностью. Так или иначе, если Вы при проведении осомтра обнаружили данный дефект на ваших стропах, их необходимо вывести из эксплуатации.
Причина возникновения данного дефекта по своей природе схожа с дефектом, указанным в предыдущем пункте. Текстильные стропы служат долго и правильно лишь в том случае, если вся рабочая часть строп находится в надлежащем состоянии. А наличие даже таких, на первый взгляд незначительных, повреждений является первым звоночком к тому, что к состоянию ваших строп нужно .
Ещё один из часто возникающих дефектов, причиной которого является эксплуатация текстильных строп при подъёме грузов с острыми кромками, без использования защитных подкладок или же специальных чехлов. Даже небольшой порез или надрез ленты стропа может привести к обрыву стропа в самый неподходящий момент. Не доводите до такого, используйте защитные приспособления, а в случае возникновения такого дефекта — незамедлительно выводите стропы из эксплуатации.
Как далеко не уедешь на автомобиле с пробитыми шинами, так и не поработаешь текстильными стропами, у которых имеется данный дефект. Наличие сквозных отверстий в ленте стропов при воздействии нагрузок может привести к увеличению площади отверстий и, как следствие, обрыву строп.
Лента текстильного стропа по своей сути является переплетённым полотном, определённым образом сшитым в несколько слоёв. Данный дефект возникает либо из-за естественного уменьшения плотности расположения нитей ленты, как следствие чередования приложения и снятия нагрузок, либо из-за локальных механических повреждений ленты от многократного соприкосновения с неровной поверхностью перемещаемых грузов. Суть проблемы кроется в уменьшении однородности структуры ленты и сопутствующего этому процессу критического снижения допустимой рабочей нагрузки. Именно по причине наличия данных изменений в структуре ленты производители строп вынуждены отказать клиентам в ремонте текстильных стропов. А если уж говорить по правде, то текстильные стропы вовсе не подлежат ремонту.
Да, текстильные стропы обладают практически такой же степенью компактности и удобства эксплуатации, как и цепные. Их так же можно сложить в коробку или смотать в кучу и сложить куда-нибудь до того момента, когда они понадобятся вновь, если конечно Вы не используете их 24/7. Но такой способ хранения может привести к тому, что стропы спутаются и даже завяжутстя в узел. Ситуация практически такая же, как с наушниками для смартфона в кармане. Проблема в том, что когда дело доходит до того, чтобы использовать стропы довольно часто попросту нет времени на то, чтобы их должным образом распутать. Эксплуатация строп в таком виде приводит к неравномерному распределению нагрузки внутри ленты стропа и, в конечном счёте, выходу текстильного стропа из строя.
Также отдельно следует выделить случай, когда узел на текстильном стропе образовался не в результате спутывания ленты, а как попытка сэкономить денег путём связывания двух кусков стропа ранее вышедшего из строя в результате несоблюдения данных правил выбраковки. Эксплуатация таких стропов КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Источник: podyom-texnika-sar.ru
Что нужно знать и учитывать при осмотре цепных стропов
При инспекции цепных стропов надо проверить наличие и соответствие маркировки, целостность и состояние конечных звеньев цепи, соединительное оборудование. Также строп осматривается по всей длине, для выявления явных дефектов, сколов, растяжения и деформации звеньев.
Инструментальные замеры при осмотре позволяют определить:
- состояние звеньев цепи стропа (диаметр, наличие растяжения, длину);
- процент износа;
- наличие критических деформаций, сколов;
- соответствие длины стропа и каждой ветви, разность длин ветвей.
Важно, чтобы коэффициент запаса прочности цепных стропов соответствовал заявленному в технических характеристиках на данную номенклатуру такелажного оборудования.
Общий осмотр грузозахватных приспособлений
При осмотре оборудования для захвата грузов (крюков, блоков, соединительных приспособлений) необходимо определить визуально и при помощи измерительного оборудования наличие следующих дефектов:
- соответствие заявленным рабочим характеристикам;
- состояние;
- трещины, сколы, износ;
- работоспособность.
Выбраковка грузозахватного оборудования проводится при трещинах, обрывах, рабочем износе на 10 процентов, деформациях (изгиб, изменение угла крепления, дефекты соединений).
По результатам всех этапов осмотра каждой стропы (каната), заполняется журнал планового осмотра грузоподъемного оборудования. Выполняется выбраковка (стропы не допускаются к дальнейшей эксплуатации) или разрешается допуск оборудования к грузоподъемным работам.
Плановый осмотр стропов, с занесением данных инспекции в журнал – необходимое требование техники безопасности.
№ | Обозначение | Наименование | Количество | Материал | Масса 1 шт. | Масса всех | Примечания | Подпись |
1 | ГОСТ 7667-80 | Канат стальной 23,5 | 1 | 87 | 87 | Нет |