Масло И-20А: характеристики, применение и особенности


Смазочный продукт и20 относится к категории индустриальных масел, представляющие собой нефтяные вещества, полученные в результате дистилляции, с различными степенями вязкости. Получают его в результате глубокой нефтяной переработки.

В производственной сфере процесс изготовления может производиться несколькими способами:

  • фракционная обработка мазута с дистилляцией;
  • выработка гудронов с деасфальтизацией;
  • методом остаточной выработки с подбором степени вязкости.

Все смазывающие составы регламентируются по ГОСТ 2079988. Согласно принятому стандарту, они разделяются на следующие виды:

  1. Трансмиссионные масла, применяемые для узловых систем авто;
  2. Индустриальные масла и20б, и20а;
  3. Моторные смазки для двигателя транспортного средства;
  4. Реактивные добавки, применяемые для смазывания турбореактивных систем.

Для стационарной производственной техники, расположенной в отапливаемых зонах помещения, используют масла с низким уровнем вязкости и небольшим количеством присадок. Они используются для смазывания текстильных, швейных машин и узловых механизмов измерительных приборов.

Что касается масел с высокой степенью вязкостью, то их чаще всего используют для открытых систем для смазывания подшипников, компрессоров и зажимов станков. Применение индустриальной жидкости с набором присадок способствует нормализации давления, уменьшению рывков, улучшению работы гидравлической системы. Кроме того, смазки, защищают металлические поверхности от коррозийного воздействия.

Добавки с низким уровнем качества используют для закалки металла, для пропитки и защиты от коррозии. Очень часто производственные операции, связанные с машиностроением (полировкой, зачисткой, шлифовкой) выполняются в смазочных ваннах. В качестве смазывающего вещества используют жидкости и20. Применяются они и для консервации металла. Водно-масляные консистенции на базе продукта и20 актуальны для охлаждения. Низкосортные масла используют для смазывания опалубки железобетонных конструкций.

Индустриальные масла выпускаются в объемных емкостях – это могут быть канистры на 1 л или бочки на 200 л. Для транспортировки используют железнодорожные цистерны. Стоимость ИМ зависит от изготовителя и уровня исполнения, а также наличия добавок.

Технические характеристики

Рассматривая технические характеристики следует учитывать, что индустриальная смазка существенно отличается от гидравлической жидкости и автомасла, а также прочих нефтепродуктов. Индустриальные масла получили широкое применение при средних температурах эксплуатации. В состав входит нефть и сера. Получается смазка при глубокой переработке нефтепродуктов.

Характеристики масла И-20А и его аналогов

Марка И-20А соответствует следующим эксплуатационным свойствам:

  1. Плотность может варьироваться в различном диапазоне, зависеть от состава.
  2. Вязкость во многом зависит от предыдущего показателя, а также температуры эксплуатации.
  3. Температурные режимы. Температура застывания является важным показателем, который стоит учитывать при выборе смазки. Для рассматриваемой марки показатель составляет -15 градусов Цельсия. Достигнуть этого показателя смогли за счет включения в состав различных присадок. Температура вспышки определяет то, насколько горючее вещество.
  4. Цвет продукта указывает на состав вещества. Для измерения применяется штатный колориметр типа ЦНТ.
  5. Зольность характеризует соотношение твердого остатка к общей массе смазки. Вредные примеси после сгорания остаются в качестве осадка.
  6. Защитные свойства, которыми обладает состав. За счет добавления различных веществ повышается антикоррозионная стойкость. Стоит учитывать, что за счет подобной смазки основные элементы механизма на протяжении длительного периода не ржавеют.
  7. Антипенные и деэмульггирующие свойства.
  8. Кислотное число. Этот показатель определяет то, насколько качественным продукт. Для очистки состава могут применяться различные технологии очистки. Слишком высокий показатель концентрации серы и окислов способствует преждевременному износу защитных механизмов. Кислотное число должно составлять 0,03 мг на один грамм смазки.
  9. Стабильность против окисления. Практически все разновидности смазки могут окисляться при воздействии кислорода. За счет этого существенно снижаются характеристики, вещество служит намного меньше. За счет добавления различных добавок существенно повышается защита состав от воздействия окружающей среды.

Характеристики могут во многом зависеть от качества изготовления смазывающей консистенции. Некоторые параметры указываются в инструкции по эксплуатации, другие выдерживаются в соответствии с установленными стандартами.

Скачать ГОСТ 20799-88

Достоинства и недостатки

К плюсам смазки И 20а относятся такие факторы.

  1. Продление срока службы обслуживаемых механизмов.
  2. Низкая стоимость.
  3. Достаточная термоокислительная стабильность.
  4. Возможность использования в качестве основы для более технологичной формулы.
  5. Широкий температурный диапазон применения.
  6. Огромная сфера использования в индустриальном оборудовании.

К недостаткам индустриального масла И20 пользователи относят большое количество подделок, устаревшие показатели защитной пленки (состоянием на 2022 год имеются более эффективные предложения конкурентов). Также выделяется малый срок службы, необходимость частой замены. Однако все минусы нивелируются положительными качествами продукта.

Плотность и вязкость

Индустриальное масло И-20 обладает двумя основными характеристиками: плотностью и вязкостью. Они определяют не только область применения, но и многие другие особенности применения. Согласно установленным стандартам:

  1. Плотность смазывающей консистенции должна быть 890 кг/м3 при температуре около 20 градусов Цельсия. Стоит учитывать, что плотность и вязкость масла И-20 взаимосвязаны.
  2. Вязкость также является важным показателем смазывающих материалов. Стоит учитывать, что вещество должно выдерживать свой показатель вязкости при изменении температуры. При показателе 40 градусов Цельсия вязкость составляет 29-35 мм2/с.

Процесс производства масла

Серьезное изменение характеристик вязкости может привести к тому, что конструкция начнет быстро изнашиваться. При трении может повышаться температура, и это приведет к изменению основных эксплуатационных качеств смазки.

Что используют в качестве эксплуатационных материалов для техники торговой марки МТЗ

Суть выбора варианта масла для использования во время эксплуатации тракторов состоит в определении смазки, в наибольшей степени соответствующей условиям работы машин. Неправильное определение типа масла приводит к увеличению износа деталей агрегатов, неоправданным затратам на приобретение дорогих смазочных материалов, перерасходу масел и снижению срока эксплуатации механизмов машины.

Моторные масла

Используемые при эксплуатации силовых установок смазочные жидкости маркируются буквой М (моторное) и разделяются на виды и подвиды, обозначаемые идущими после нее другими буквенными обозначениями и цифрами.

Разделяют шесть видов – А, Б, В, Г, Д, Е.

Смазки групп А и Б предназначаются для нефорсированных и малофорсированных двигателей.

Используемые при эксплуатации средне и высокофорсированных силовых агрегатов смазки групп В и Г имеют одинаковый состав присадок и отличаются друг от друга количеством присадочных компонентов – в маслах класса Г их больше.

Смазки групп Д и Е применяются исключительно для силовых агрегатов судов и стационарных дизелей.

Входящие в состав маркировки масел цифры 1 и 2 указывают на тип двигателя, для эксплуатации которого предназначена смазка: 1 – карбюраторные силовые установки, 2 – рассчитанные на потребление дизельного горючего двигатели.

Большинство машин производства МТЗ-Холдинг оснащаются среднефорсированными и высокофорсированными силовыми установками, работающими с использованием дизельного топлива, при эксплуатации которых применяют моторные масла В2 и Г2.

https://youtube.com/watch?v=9urJ59wjNhw

Для двигателей тракторов и других агрегатов лучше всего использовать вид масла, указанный в инструкции по эксплуатации.

При необходимости допускается проводить смешивание различных масел одной группы, предназначенных для эксплуатации во время одного и того же сезона. Смешивать смазки разных групп и сезонности категорически запрещается.

Трансмиссионные смазки

Имеющие сходное с моторными смазками назначение трансмиссионные масла предназначены для работы при более высоких нагрузках, меньшей, чем у двигателя температуре элементов и скорости их движения.

Маркировка трансмиссионных масел включает в себя:

  1. Указывающие на область применения заглавные буквы: Т (трансмиссионное), А (автомобильное) и С (изготовленное из сернистого сырья);
  2. Строчные буквы п (присадка) или д (дистилят);
  3. Цифровое значение вязкости.

Иногда в конце маркировки смазки встречается буква В, указывающая на улучшенные качества. Такая смазка является улучшенной модификацией своей базовой версии.

Наибольшее применение при эксплуатации трансмиссионных блоков тракторов нашли маловязкие смазки ТАп-15В, ТСп-10 и ТСп-15К. Эти сорта масел используются круглогодично при эксплуатации промежуточной опоры, а также главных и конечных передач ведущих мостов с ежегодной заменой.

Наиболее адаптирована к условиям низких температур смазка ТСп-10, используемая круглогодично при эксплуатации тракторов в северных регионах.

Для гидросистем тракторов

В гидравлических системах тракторов используют разделяющиеся на 10 классов вязкости специализированные гидравлические масла, моторные смазки для дизельных и бензиновых установок, а также индустриальные смазки И-20Л и И-ЗОА.

Так, при эксплуатации МТЗ-80 и 82 в масляный бак гидросистемы трактора может заливаться моторное масло М12Г1, а также летом смазки М10Г2, М10В2, М12Г2 и М8Г2, М8В2, М8Б1, М8В1 – зимой.

Для смазки трущихся элементов тракторов используются антифрикционные смазочные вещества Литол-24, ЦИАТИМ-201. № 158 и различные виды солидолов.

Применение индустриального масла

Следует учитывать, что масло индустриальное И-20А имеет определенную область применения. Если его применят не по назначению, то вещество не обеспечивает требуемую степень смазки. Масло веретенное И-20А предназначено для замедления изнашивания основных элементов в следующих устройствах:

  1. Прокатные станки.
  2. Металлорежущие конструкции.
  3. Оборудование, предназначенное для прессования.
  4. Насосы различного предложения.
  5. Текстильные машины, применение которых связано с изготовлением различных изделий.
  6. Вентиляторы, предназначенные для подачи воздуха.
  7. Для смазывания различного промышленного оборудования.

Применение масла И-20А в качестве смазки

Основные качества смазывающих веществ определяют то, что рассматриваемая марка может применяться только в случае возникновения несерьезного давления между трущимися элементами. Примером использования можно назвать смазывание движущихся элементов открытой пары.

Кроме этого, применение масла И-20А позволяет:

  1. Защитить поверхность от коррозии.
  2. Отвести излишки температуры от трущихся поверхностей.
  3. Очистить металлическую поверхность от загрязнений.
  4. Не допускается пенообразование.

Стоит учитывать, что при эксплуатации рабочей среды она начинает стареть. При этом происходит снижение эксплуатационных качеств, к примеру, теряется эластичность. Для решения проблемы требуется специальная фильтрующая конструкция. Кроме этого, проводится полная или частичная замена рабочей среды.

Классификация продукции по назначению

Схема производства автомасла.

Все жидкости, используемые в промышленности, по назначению можно разделить на 4 группы. Существует и классификация по уровню эксплуатационных свойств, здесь выделяют 5 подгрупп. Кроме того, масла разделяют на 18 классов (по кинематической вязкости, которую измеряют при 40°С).

Жидкости делят и по назначению. Это деление соответствует ISO 3498-79, кроме того, оно учитывает требования стандарта ISO 6743/0-81. Подразделение по вязкости осуществляется в соответствии с ISO 3448-75.

Введение ГОСТ 17479.4-87 поспособствовало унификации всего ассортимента жидкостей, которые используются в промышленности.

Аналоги масла марки И-20А

Масло индустриальное характеризуется определенными эксплуатационными характеристиками, которые свойственны нескольким маркам. Зарубежные производители также выпускают подобные смазывающие вещества, но маркировка проводится при применении других стандартов.


ВМГЗ-45 — аналог И-20А


Аналог масла И-20А Shell Morlina S2 B 32

Аналоги могут иметь несколько иные характеристики. Больше всего уделяется внимание вязкости и плотности, а также температуре эксплуатации. Предложение отечественных производителей обходится намного дешевле, но зарубежные продукты зачастую служат дольше и имеют более привлекательные эксплуатационные характеристики.

Особенности индустриальных масел

Они полностью соответствуют классификации ISO и ГОСТ. Их принято выделять как отдельную категорию смазочных продуктов. Индустриальные добавки применяются для авиационных, гидравлических, автомобильных масел. Главным их преимуществом является приспособленность к эксплуатации в тепловых зонах. То есть жидкости активно применяются для стационарных установок. Химический состав отличается от масел, используемых для автомобильных нужд.

Если речь идет о базовом продукте для создания масляных веществ под группой и20, то здесь стоит выделить нефть с низким или средним уровнем содержании серы. На предварительном этапе для создания жидкости выполняются работы по глубокой переработке нефти.

Специалисты выделяют несколько технологий по изготовлению смазочных продуктов и20:

  • Дистилляция – переработка мазута вакуумным путем;
  • Обработка гудронов с высоким содержанием деасфальтизатов;
  • Технология компаундирования – масляное соединение, полученное в результате первых двух способов при соблюдении показателей вязкости и плотности.

Свойства и характеристики индустриальных масел идентичны нефтяным, полученным в результате дистилляции с различным уровнем вязкости. В отраслевом производстве необходимо применять легкие и дешевые смазочные составы, без добавления синтетических компонентов и присадок. Поскольку для оборудований, применяемых в закрытых помещениях, невозможно использовать сезонные масла. Поэтому рекомендуется смазывать оборудование ИМ и20а – оно хорошо выдерживает температурные нагрузки.

Применение разных марок

Индустриальные масла марок И-5 и И-8А применяются в контрольно-измерительных приборах, малонагруженных высокоскоростных механизмах и различных технологических линиях по изготовлению кремов, жированию кож и пр.

Среди масел данной группы наибольшее распространение получило масло И-12А: узлы трения металлорежущих станков, текстильных машин, объемные гидроприводы, подшипники электродвигателей и т.д.

Такие марки масел, как И-20А, И-30А, И-40А и И-50А нашли свое применение в гидросистемах строительных и дорожных машин, различного станочного оборудования, мало- и средненагруженных зубчатых передачах и т.п.

В высокоскоростных механизмах (текстильные машины, сепараторы, металлорежущие станки и пр.) используются маловязкие масла общего назначения марок И-5А и И-8А. Также для этих же целей могут быть применены масла марок ИГП-2, ИГП-4, ИГП-6, ИГП-8 и ИГП-14, но с улучшенными антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными свойствами.

В малонагруженных гидравлических системах, не предъявляющих высоких требований к качеству масел, применяют преимущественно индустриальные масла общего назначения с требуемым значением показателя вязкости.

Такие масла, как ИГП-18, ИГП-30, ИГП-38, ИГП-49 способствуют надежной работе автоматических линий, редукторов, прессов, вариаторов и гидросистем станков.

Масла с большей вязкостью (ИГП-72, ИГП-91, ИГП-114) нашли свое применение в тяжелом прессовом оборудовании, червячных и зубчатых редукторах.

Аналоги масел ИГП-30 и ИГП-49 – ВНИИ НП-403 и ВНИИ НП-406, также могут быть использованы в гидросистемах станков и автоматических линий.

Специализированные масла марок ИРп-40, ИРп-75, ИРп-150 со специальными присадками применяются в зубчатых передачах, работающих при повышенных нагрузках, включая ударные, а также в циркуляционных системах.

Масла серий ИСП (ИСП-25, ИСП-40, ИСП-65, ИСП-110) обладают повышенной смазочной способностью. Эта особенность и способствует их использованию в редукторах, коробках скоростей и подач, мотор-редукторах, а также других механизмах станочного оборудования и автоматических линий. Тяжелые масла марок ИГП-152 и ИГП-182 применяются для аналогичных целей.

Вязкие масла серии ИТП (марки ИТП-200 и ИТП-300), содержащие противозадирные, антиокислительные и антифрикционные присадки, используются для смазывания тяжелонагруженных зубчатых и червячных редукторов, подшипников, коробок скоростей, а также узлов, которые работают при высоких нагрузках и температуре.

Если имеем дело с малонагруженными зубчатыми передачами, в том числе с открытыми, или подъмно-транспортными машинами, то необходимо применять специальные трансмиссионные масла (нигролы) с минимальной рабочей температурой -10 ºС (летнее) и -20 ºС (зимнее).

Для направляющих скольжения используют масла, способствующие равномерному, медленному и точному перемещению сопрягаемых поверхностей суппортов, столов и других составных частей станков. В большинстве случаев это масла серий ИНСп.

Например, индустриальное масло марки ИНСп-40 нашло свое применение в горизонтальных направляющих станков. Масло ИНСп-65 – для тяжелонагруженных горизонтальных и вертикальных направляющих при общей системе смазки. ИНСп-110 – для вертикальных и горизонтальных направляющих, в том числе горизонтальных с вертикальными гранями большой площади.

В случае эксплуатации высокоскоростных прядильных машин для смазывания их направляющих скольжения используется масло ВНИИ НП-401.

Индустриальные масла специального назначения нашли свое применение в узких и специфических областях, поэтому тут детально не рассматриваются.

Требования

Соответственно, отличаются также и требования, предъявляемые к маслам такого типа. Базовым условием использования индустриальных масел в легконагруженных узлах трения (подшипниках скольжения и сопряженных с ними узлов, шпинделях) является возможность поддержания вязкости и высокого индекса вязкости на необходимом уровне при рабочих температурах. Также необходимо следить за оптимальностью пьезокоэффициента вязкости.

Если индустриальное масло применяется в гидросистеме металлорежущего станка, автоматической линии, пресса или другого подобного оборудования, то к нему предъявляются требования маслосжимания и гарантирования необходимой вязкости при рабочих давлениях и температурах.

Главной отличительной чертой подвижных узлов станков с направляющими скольжения является возможность их скачкообразного перемещения при малых скоростях скольжения (от 0,016 до 3 мм/с) и контактных давлениях (не выше 1МПа). Это так называемые фрикционные колебания. Они препятствуют равномерной подаче инструмента, а также снижают качество и точность обработки. Исходя из изложенного выше, можно сформулировать главное требование к маслам, которые предназначены для смазывания направляющих скольжения – это хорошие смазочные и противоскачковые свойства.

Маслам, предназначенным для смазывания зубчатых передач, приходится работать в самых тяжелых условиях. Это является следствием того, что в промышленных редукторах рабочие температуры могут меняться в довольно широких пределах, начиная от температуры окружающей среды и заканчивая 130 ºС и выше. Высокими также являются скорости на линии зацепления червячных редукторов (до 25 м/с). На индустриальные масла действует энергия, порой превышающая 1кДж/кмоль, а напряжение сдвига при этом составляет порядка 104…105 Па.

Требования к маслам этой подгруппы также выдвигаются соответствующие: высокие противоизносные, противозадирные и антифрикционные свойства, способность стабилизировать коэффициент трения, обеспечение плавного и устойчивого скольжения. Также необходимо на оптимальном уровне поддерживать показатели вязкости, индекса вязкости, пъезокоэффициента вязкости. Температура вспышки должна быть достаточно высокой, а температура застывания низкой.

Реализация

Продают масла индустриальные производители, а также сбытовые предприятия. Отгрузка продукции осуществляется, как правило, в железнодорожных цистернах. Некоторые изготовители предлагают различную фасовку продукции: от литровых канистр до бочек объемом более 200 л.

Стоимость продукции зависит от разных факторов. Соотношение качества и цены покупатели определяют самостоятельно, основываясь на основных свойствах товара. На стоимость продукции влияют также тарифы на перевозку.

Разделение в зависимости от области применения

Индустриальные масла в зависимости от области применения условно делят на две группы: общего и специального назначения.

В последнее время разработка легированных индустриальных масел привела к увеличению объемов производства и ассортимента смазочных масел.

Из группы масел общего назначения на данный момент можно выделить масла для высокоскоростных механизмов, направляющих скольжения станочного оборудования, гидравлических систем и зубчатых передач промышленного оборудования.

Что касается маркировки, то во всех марках индустриальных масел цифра после буквы показывает величину кинематической вязкости при температуре 50 ºС.

Область применения индустриальных масел общего назначения – это смазывание наиболее широко распространенных узлов и механизмов различного оборудования.

По составу масла данной группы представляют собой очищенные дистиллятные и остаточные или смесь дистиллятных и остаточных масел без присадок.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]