Индустриальное масло И 40 разработано по примитивной технологии перегонки сырой нефти. Однако, несмотря на простоту формулы, лубрикант отличается высокими эксплуатационными характеристиками, что стало причиной массового применения в промышленном оборудовании. Готовая жидкость причисляется к категории легированных смазок, изготовленных из сернистой нефти. Для потребителя, изделие представляется в качестве дистиллята. Технология перегонки подразумевает использование селективного метода очистки сырья.
Сфера применения
Одной из ключевых особенностей веретенки является способность долгое время сохранять свои технико-эксплуатационные свойства при рабочих температурах в диапазоне от 50 до 60 °C. Также она выдерживает кратковременный скачок до 100–120 °C без потери своих качеств. Но продолжительные или слишком частые высокотемпературные режимы приводят к окислению масла и ухудшению его свойств, поэтому для таких условий.
К прочим отличительным чертам этой разновидности индустриальных масел относятся:
- дешевизна и простота производства;
- стабильность индекса вязкости (умеренное её изменение по мере роста рабочих температур);
- достойный уровень защиты узлов от трения и коррозии;
- повышенный уровень чистоты;
- совместимость с легированными смазочными материалами идентичной вязкости.
Веретенка используется в качестве рабочей жидкости в гидросистемах промышленных машин и механизмов, рассчитанных на высокоскоростную работу при малых нагрузках и плюсовой температуре. Помимо этого, она применяется для смазывания шпиндельных узлов, подшипников, втулок, зубчатых передач.
Немногим реже веретенка используется в измерительных приборах, но в этой сфере главным её конкурентом являются легированные индустриальные масла аналогичной вязкости.
Ещё один вариант использования веретенки в промышленности — в качестве сырьевой базы при изготовлении более вязких или легированных минеральных масел с присадками. Смазывающе-охлаждающие эмульсии на основе веретенки активно применяются при резке материалов.
Отработанная же веретенка используется для приготовления смесей, используемых при закалке и воронении стали, обработки металлов абразивами в масляной среде, для консервации готовой продукции металлопроката. А в быту чистая веретенка незаменима при обработке движущихся узлов швейных машин, смазывания дверных петель, замков и прочих мелких подвижных конструкций, требующих защиты от коррозии и износа, но не испытывающих больших нагрузок.
Преимущества и недостатки масла И-40А
У описываемого продукта немало положительных характеристики и возможностей. За счет простоты изготовления и некоторой универсальности, многие потребители отдают предпочтение именно этому составу. В качестве основных плюсов можно выделить такие моменты:
- Экономное расходование и доступная цена. Средняя стоимость смазки – от 80 рублей за литр.
- Масло легко заменить другими составами, при этом, качество останется прежним.
- Длительный период работы. Масло не расслаивается, поскольку в нем нет присадок. Продукт «стареет» постепенно, пока окончательно не придет в негодность под влиянием серьезной нагрузки и температуры.
- Срок эксплуатации можно продлить, если дополнительно установить фильтры для очистки продукта.
- Прекрасно сопротивляется окислению. Даже попадание влаги в жидкость не может стать причиной изменения ее состава.
- Обеспечение надежной антикоррозийной защиты. Все элементы системы покрываются мазкой и не поддаются негативному воздействию окружающей среды.
- Широкий температурный режим работы и химическая нейтральность. Масло сохраняет качество даже при высоких или низких температурах, а также, не оказывает негативного влияния на резиновые и пластиковые детали.
Дополнить сказанное можно тем, что продукт иногда становится основой для создания других масле с промежуточной вязкостью. Из недостатков можно указать высокая конкуренция на рынке ГСМ, поскольку сегодня много более качественных и универсальных составов.
Применение
Индустриальные масла с комплексом присадок (антиокислительной, противоизносной, антикоррозионной и др.) применяются для смазывания подшипников, направляющих скольжения, редукторов и наполнения гидравлических систем промышленного оборудования.
В отличие от транспорта, широко применяются маловязкие масла с минимумом присадок — для смазки движущихся частей измерительных приборов, текстильных машин и т. п. или, наоборот, сравнительно густые высокоадгезионные масла для открытых узлов типа цепных приводов, зажимных механизмов станков
Для скользящих направляющих и гидравлики специфичны «противоскачковые» присадки, предотвращающие рывки при страгивании пары; это важно для увеличения точности позиционирования и исключения колебаний при движении тихоходных узлов.
Дешёвые, отработанные или регенерированные индустриальные масла применяются в операциях закалки (для охлаждения) и воронения (как пропитка пористой окисной плёнки) чёрных металлов. Обработка абразивными порошками — шлифовка, притирка, полировка — также часто проводится в среде масла, как правило — дешёвого минерального, то есть индустриальных марок.
- Веретенное масло — применение
Масло используется для консервации и упаковки (промасленная бумага) готовой продукции металлообработки, но в этой области активно вытесняется специальными «липкими» смазками и полимерными плёнками.
Эмульсии на основе индустриальных масел, воды и эмульгаторов применяются в качестве смазывающе-охлаждающих жидкостей при обработке материалов резанием, в строительстве для смазки опалубки бетонных конструкций, для жирования кож.
Пример индустриального масла — масло для швейных машин.
Где применяется индустриальное масло И-40А?
Смазка реализуется в разных формах, но выгоднее всего приобретать ее в бочках на 50 литров. Для промышленного предприятия – это хороший способ экономии, а для торговой точки – возможность продавать состав на розлив. Благодаря наличию определенных технических характеристик, масла И-40А считаются практически универсальными.
Использовать смазку можно для разных узлов и агрегатов. Основное направление в использовании продукта – это обеспечение антифрикционной защиты. Смазочный состав с такими параметрами может применяться так:
- в редукторах малой и средней загруженности, поскольку при сильной нагрузке смазка будет выдавливаться на поверхность;
- в МКПП зубчатого типа, кроме автомобильных коробок передач;
- на углах скольжения или качения (рельсы, направляющие, роликовые платформы среднего веса).
В качестве дополнительного направления в использовании смазки И-40А можно назвать гидравлику. Масло можно заливать в цилиндры и применять в силовых системах. Здесь важно учитывать наличие допусков и исключение условий, когда смазка может утратить свою структуру.
Производство веретенного масла
Существует два способа получения качественной веретенки по ГОСТу.
- Основа из чистого дистиллята. В перегонных аппаратах, в условиях глубокого вакуума, мазут (из нефти) возгоняется под воздействием высокой температуры. Практически отсутствуют сернистые фракции. Качество такого масла очень высокое, а стоимость вполне демократичная.
- Смесь продукта дистилляции и остаточного сырья. С целью удешевления производства, применяется деасфальтизованный гудрон. Основа получается сернистая или малосернистая (в зависимости от пропорций остаточного сырья). Для смазки ненагруженных механизмов такое масло применяется без ограничений. А вот для высоко оборотистых узлов и для гидравлики – оно не подходит.
Расфасовка традиционная: от литровых бутылок до 200 л бочек. Для бытового применения (дверные петли, швейные машинки и пр.) предусмотрены компактные масленки.
Веретенное масло, произведенное по техническим условиям
Помимо ГОСТовской продукции, нефтеперерабатывающие предприятия выпускают веретенку по ТУ 38.1011232-89. Чтобы не заставлять покупателя вычитывать параметры на этикетке, этот тип масла выпускается в отдельной группе «АУ».
Это продукт эконом класса, что не мешает его широкому распространению. Производится оно из малосернистых и сернистых парафинистых нефтепродуктов. Для выделения основы из сырья, применяется гидрогенизация.
Несмотря на то, что веретенка серии «АУ» является самостоятельным продуктом, готовым к применению, она может использоваться в качестве сырья. На ее основе производятся другие смазки, с повышенным качеством.
В чистом виде применяется в основном для смазки малонагруженных узлов и механизмов. При рабочей температуре от -35° до +90°, используется в качестве рабочей жидкости гидроприводов. Это ограничивает область применения, но при этом позволяет сэкономить.
Кинематическая вязкость такой смазки составляет 16-22, этот показатель не дотягивает даже до веретенного масла по ГОСТ: И-20А. К тому же, масло серии «АУ» сильно застывает при минусовой температуре. Еще один недостаток – низкая температура вспышки — 167°. Это накладывает дополнительные ограничения.
Особенности выбора веретенного масла
При выборе веретенки для смазки механизмов и применения в качестве рабочего тела гидроприводов машин важно учитывать:
- условия эксплуатации (от этого зависит температура застывания);
- значения вязкости при нормальной, самой высокой и наиболее низкой рабочей температуре (определяются по специальным номограммам);
- максимальную температуру в рабочей зоне (температура вспышки должна быть выше этого показателя).
С ростом давления веретенка становится более вязкой (таблица 5), что может стать причиной сбоев в работе оборудования.
Давление, МПа | Рост вязкости, % | Давление, МПа | Рост вязкости, % |
7 | 20…25 | 100 | В 5 раз |
15 | 35…40 | 200 | В 20 раз |
20 | 50…60 | 300 | В 60 раз |
50 | 300 | 350 | В 120 раз |
Для быстрого определения динамической вязкости веретенного масла при разных величинах рабочего давления применяется номограмма:
Масло индустриальное и-40а (и-40): технические характеристики, госты и очистка
Если веретенное масло используется в гидросистемах высокого давления или узлах трения с большими удельными нагрузками, его вязкость рассчитывают по формуле:
где υp и υ0 – показатели динамической вязкости при давлении (р) и атмосферном давлении (0) соответственно; α – постоянный коэффициент для данной марки.
Из-за нагрева во время работы оборудования масло становится менее плотным, в связи с чем возможны его утечки, снижение мощности гидроприводов.
Особенности продукта
И-40 относится к классу смазок для индустриального применения, получаемых из нефти с нормальной или малой сернистостью, при помощи очистки селекторами. За качество продукта отвечает ГОСТ 20799-88, нормирующий изготовления промышленных смазок. Разновидность И-40 маркируемая как И-40А исключает из состава механические и немеханические примеси, в связи с чем может быть использована в широком перечне технологических агрегатов.
Скачать ГОСТ 20799-88
Характеристики И-40:
- От 55 до 74 мм2/с кинетической вязкости масла при температуре в 35 градусов Цельсия.
- Кислотность не выше 0,04 мгКОН/г.
- Зольность не выше 0,01%.
- Отсутствие примесей.
- Плотность масляного элемента вплоть до 880 кг/м3.
- Минимально возможная рабочая температура – до -15 градусов Цельсия.
- Максимальная температура, при которой происходит выброс искры – более 200 градусов Цельсия.
- Приращение смол не более 3%.
- Отсутствие растворителей в составе.
Свойства масла И-40
По техническим характеристикам масло И-40А, как и другие промышленные смазки, не должно включать в свой состав примеси согласно ГОСТу 20799-88. Отсутствие инородных компонентов является гарантом как надежности применения самого масла, так и продолжительной жизни компонентов технического оборудования. Однако чересчур жесткие условия работы, такие как превышение нормы температур и давления могут привести к окислению масла.
Буква “И” в названии продукта обозначает его принадлежность к индустриальным жидкостям. И не с проста. С недавних пор из-за путаницы в маркировках был организован новый ГОСТ под номером 17479.4-87 включающий все основные характеристики масел предназначенных для обслуживания промышленных агрегатов и оборудования и предписанных мировыми нормами с кодировкой ISO 3448-75 и ISO 6743/0-81, благодаря которым официальным обозначением индустриальных масел стала буква “И”.
Скачать ГОСТ 17479.4-87
По умолчанию масло И-40А применимо для широко распространенных механизмов по типу станочного оборудования, где И-40А применяется для обслуживания гидравлической системы станка. Также оно популярно в среде автоматических линий, механических и гидравлических прессов.
Масло И-40 в упаковке
Ранее на территории Российской Федерации отсутствовала система классифицирующая индустриальные жидкости. Деление происходило на две группы: по общему и специальному назначению, которые в свою очередь распределялись уже по кинетической вязкости по достижению температур от 50 до 100 градусов по Цельсию.
Предельная температура в 140 градусов Цельсия и плотность масла И-40 позволяют применять его в технических узлах подвергаемым воздействию высоких температур. Однако не стоит применять его в агрегатах, работа которых происходит при низких температурах, так как И-40 застывает при температуре в -15 градусов по Цельсию.
Опасность индустриальных масел для человека и окружающей среды
При соблюдении правил транспортировки и хранения по ГОСТ 1510 гарантийный срок годности индустриальных масел составляет 5 лет с даты изготовления. Далее их применение допускается после проверки качества по ГОСТ 20799-88.
Согласно ГОСТ 12.1.007 опасность индустриальных масел для организма человека зависит от ПДКр.з. (предельно допустимой концентрации углеводородных паров в воздухе рабочей зоны): при ПДКр.з. = 300 мг/м3 они относятся к 4-му классу опасности, при ПДК р.з. = 5 мг/м3 – к 3-му.
Отработанные смазочные материалы относятся к промышленным отходам 3-го класса опасности, поэтому требуют специализированной утилизации или переработки.
Что такое веретенка применительно к современным смазочным материалам?
Исходя из исторического определения, становится ясно, что масло веретенка, не что иное, как индустриальная смазка. Применение из перечня также соответствует современным технологиям. А заполнение гидравлических цилиндров оружейных лафетов – это работа гидравлики в современных механизмах.
Откуда взялся термин «веретенка»? Одно из первых применений – смазывание веретен промышленных текстильных машин (отсюда и название). Изначально использовались растительные масла и деготь, но такая смазка не выдерживала длительной эксплуатации в условиях высоких оборотов.
Приходилось останавливать ткацкий станок, и производить полную замену технических жидкостей с очисткой подшипников трения. Это тормозило процесс, и снижало производительность труда.
Масло турбинное тп-22с: технические характеристики, гост и очистка
С появлением веретенки, проблема была устранена. Новое масло заливалось на длительный срок, не меняло свойств от перегрева, и могло пополняться прямо во время работы станка.
Применительно с современным индустриальным маслам, это продукт дистилляции гудронов, без добавления загустителей и присадок: соответственно обладающее низким коэффициентом вязкости. Под эти характеристики подходит весь спектр индустриальных и гидравлических масел, включая популярное И-20А. Тем не менее, вязкость веретенного масла имеет определенный диапазон значений. Если верить маркетинговой классификации, под понятие «веретенка» попадают такие индустриальные масла, как И-20А, И-40А, И-50А.
Производители с одной стороны ссылаются на ГОСТ-20799-88, а с другой – используют на упаковке традиционное название. Покупатели, не зная достоверно, что это такое веретенное масло, используют его не по назначению. При этом, смазываемым механизмам наносится непоправимый вред, а гидравлика не выдерживает штатной нагрузки.
Общий совет при выборе масла
Не следует обращать внимание на вековые традиции, исторические справки, и советы «бывалых» механиков. Формула: «Я 50 лет лью веретенку в любые агрегаты, и всё работает, как часы…», может не сработать на современном оборудовании
Посмотрим на характеристики масла веретенного под различными индексами (И-20А, И-40А и пр.).
- И-20А: кинематическая вязкость 25-35;
- И-40А: кинематическая вязкость 51-75;
- И-50А: кинематическая вязкость 90-110.
Эти масла применяются в качестве рабочего состава гидравлических систем строительной и дорожной техники, тяжелый обрабатывающих станков, прессов, кузнечных молотов.
Кроме того, бесприсадочное масло низкой вязкости отлично подходит для смазки шестеренных передач с малой и средней нагрузкой. При условии постоянной подачи веретенки в рабочую зону, ее можно использовать для направляющих в устройствах скольжения.
Есть прямая и обратная зависимость применения от вязкости.
- высокая вязкость – больше нагрузка, меньше скорость;
- низкая вязкость – средняя и легкая нагруженность механизмов, быстроходные механизмы.
Эксплуатационные параметры смазки
Индустриальное И-40 А масло располагает такими техническими характеристиками:
- кинематическая вязкость при плюс сорока градусах – 51-75 кв. мм/с;
- индекс кислотности – менее 0,05 мгKOH/г;
- концентрация зольных элементов – менее 0,01 процента;
- посторонние частицы – отсутствуют;
- плотность – 890 кг/куб. м;
- температура замерзания – минус пятнадцать градусов;
- температура вспыхивания – плюс двести градусов;
- растворители – отсутствуют;
- повышение индекса кислотности – 0,4 мгKOH/г;
- увеличение содержания смол – три процента.
Производители И-20А
Сегодня масло И-20А выпускают многие нефтеперерабатывающие компании, поскольку устойчивый спрос имеется, а производство масла обходится довольно дешево.
Основные производители в России:
- Башнефть-Новойл. Компания располагается в Уфе и производит множество масел, в том числе, И-20А. Качество продукции, по отзывам, хорошее, Цены вполне конкурентные;
- Роснефть. Штаб-квартира этой компании находится в Москве, а нефтеперерабатывающие заводы расположены по всей России. Помимо всего прочего, компания производит и масла, среди которых присутствует И-20А;
- Лукойл. Входит в число ведущих нефтяных компаний России, экспортирует свою продукцию в 24 страны. В ассортименте компании, конечно же, присутствует марка И-20А. Качество стабильно хорошее;
- Газпром-Нефть. Компания имеет свои производства, помимо этого, продает сырье множеству заводов, как в России, так и за рубежом. Качество отличное, цены слегка завышены.
Преимущества
Благодаря простоте состава и универсальности характеристик, потребитель часто отдает предпочтение именно этому продукту.
- Экономичность. Это самый недорогой вариант на фоне конкурентов, обладающих избыточными характеристиками, тем не менее, включенными в стоимость.
- Заменяемость масла иными составами, при этом характеристики качества остаются неизменными.
- Продолжительность работы. Благодаря отсутствию присадок, индустриальное масло И-40А не подвержено расслоению. Естественная структура состава медленно стареет, если не нарушаются температурные и нагрузочные условия работы.
- Возможность продлить срок эксплуатации, посредством установки фильтровальных станций для очистки материала.
Это может быть мобильная установка, либо система фильтрации в процессе эксплуатации. Важно: 100% восстановление эксплуатационных характеристик после очистки не обеспечивается. Происходит лишь отделение механических примесей и грязевых взвесей. - Высокая сопротивляемость окислению. Даже при попадании небольшого количества влаги, базовые характеристики продукта принципиально не изменяются.
- Надежная антикоррозийная защита. Внутренние и внешние узла, покрытые маслом (или погруженные в него) не подвержены воздействию воды и других жидкостей, со средней степенью химической агрессивности.
- Широкий температурный режим использования позволяет работать с данными маслами в условиях жаркого климата и умеренных морозов. Это свойство используется при эксплуатации И-40А в дорожной и строительной технике.
- Химическая нейтральность. При взаимодействии с маслом И-40А не повреждаются резиновые и пластиковые уплотнители. Персоналу, работающему с этим составом, не требуются специальные средства защиты: при попадании масла на открытые участки кожи применяются бытовые моющие средства.
- Индустриальное масло И-40А может применяться в качестве основы для создания иных масел с промежуточной вязкостью.
Главное конкурентное преимущество – широкий ассортимент отечественного продукта. Как следствие, низкая стоимость: нет необходимости закупки зарубежных (более дорогих) аналогов.