Точность превыше всего | 10.08.2016
Для разных видов измерений нужна своя точность. Размеры деталей обычно измеряют микрометром. Но что делать, если измерить нужно не саму деталь, а отверстие в ней? Сегодня, мы поговорим о малоизвестном инструменте для которого не составит труда дать значение с точностью до сотых миллиметров для блока цилиндров вашего автомобиля.
Что измеряют прибором
Перед тем как купить или воспользоваться любым измерительным прибором, нужно первоначально выяснить, что можно им измерить. Главная задача нутромера — определить расстояние от одной поверхности к другой внутри паза. Особенно востребованным является прибор при необходимости проведения измерений в местах, куда невозможно достать штангенциркулем.
Замеры внутренних размеров можно выполнить обычной линейкой, для чего необходимо приложить ее к стенкам измеряемого объекта, и снять показания. Однако такой инструмент не эффективен в случае необходимости получения высокоточных значений, которые очень важны в технике. Доли миллиметров играют очень большую роль, поэтому специально для измерения размеров внутренних полостей был разработан инструмент под названием нутромер.
С его помощью выполняется два вида измерений — абсолютным и относительным методом. Для определения абсолютных значений используется микрометрический нутромер. Принцип его работы схож с микрометром. Предварительно инструмент необходимо разместить внутри отверстия, а затем снять показания. Прибор позволяет получить абсолютные значения в миллиметрах.
Относительный способ предусматривает использование индикаторного нутромера (отличается по конструкции от микрометрического), который предварительно следует перевести в рабочее положение. С его помощью не определяется размер, а выявляется отклонение по всей длине поверхности.
Прибор измеряет следующие параметры детали:
- диаметр отверстий круглого, квадратного, овального и других видов сечений;
- ширину паза;
- расстояния в сложных по форме деталях.
Устройства являются просто незаменимыми инструментами для токарей и фрезеровщиков, которые вытачивают различные металлические детали вручную. Используется прибор в мастерских по ремонту двигателей внутреннего сгорания и прочих механизмов и узлов.
Телескопический штихмас
Устройство телескопического штихмаса похоже на устройство микрометра. Точность измерения – 0,01 мм. Предназначен для проверки горизонтальных и вертикальных поверхностей, овальности, конусности валов, отверстий и цилиндров.
Измерительные части штихмаса делают из следующих видов стали:
- цементуемых углеродистых 15 и 20 (Цементуемые стали используются для изготовления деталей, работающих на износ и подвергающихся действию переменных и ударных нагрузок);
- углеродистых 12А;
- шарикоподшипниковой ШХ15;
- инструментальных легированных Х и ХГ.
Для того, чтобы измерительные поверхности сохранялись как можно дольше, их хромируют, азотируют или делают наплавку из прочного сплава.
Что происходит с зазором между поршнем и цилиндром
В процессе правильной эксплуатации двигателя происходит естественный процесс и зазор между поршнем и цилиндром сужается. Это происходит исходя из условий постоянной эксплуатации в высоком температурном режиме деталей.
Кроме того, причиной сужения зазора между поршнем и цилиндром может являться неправильная регулировка движущихся деталей, температурная перегрузка или перекос цилиндров. Не следует забывать, что блоки цилиндров всё чаще выполнены из алюминиевых материалов, которые имеют двойной коэффициент расширения, по сравнению с легированным чугуном.
Уменьшенный зазор между поршнем и цилиндром приводит к тому, что возникает полусухое трение, и, как результат, повышается температура деталей блока цилиндров. Постепенно смазка прекращается вообще и следствием исчезновения зазора являются первые задиры на поршне.
Практически всегда итогом диагностики состояния блока цилиндров является ремонт цилиндров и элементов поршневой группы двигателя. Полностью определить степень дефектов поршней, гильз и остальных деталей, можно только после разборки головки блока цилиндров.
Добравшись до поршневой группы приступаем к дефектовке цилиндров и поршней. Основными измерительными приборами при измерении диаметров являются: микрометр – для поршней и нутромер (индикаторный калибр) для измерения диаметра цилиндра.
Как замерить зазор поршневых колец
На первом этапе вам нужно просто визуально осмотреть деталь. На ней не должно быть трещин или каких-либо других дефектов. Если вы заметили даже мелкое механическое повреждение элемент нужно заменить на новый.
Также не помешают некоторые профилактические процедуры
Головку поршня нужно очистить от нагара, при этом особое внимание необходимо уделить канавкам, которые находятся под кольцами. Только после этих процедур можно приступать к осмотру зазора
Так как колец в устройстве всего три. Для каждого существуют свои параметры:
- Верхнее компрессионное 1-0.04-0,075 мм.
- Нижнее компрессионное 2-0,03-0,065 мм.
- Маслосъемное 3-0,02-0,055 мм.
При замерах будьте крайне внимательны. Для каждого кольца существует свой оптимальный размер зазора. Для большей точности воспользуйтесь микрометром. Это прибор, который позволяет с предельной точностью замерить все нужные вам параметры. Для этого существуют специальные щупы, позволяющие легко и быстро снять показания с канавок.
Что такое нутромер и его назначение
Другое название измерительного инструмента, который приравнивается к штангенциркулю и микрометру, звучит как штихмас. Его достоинством является возможность проводить измерения с высокой точностью до 0,01 мм, а величина погрешности при этом не превышает 0,006 мм.
Высокая точность измерений внутренних диаметров нужна не только в производственной отрасли. Пользуются инструментом ювелиры, занимающиеся производством украшений, мастера по ремонту обуви, специалисты по ремонту двигателей внутреннего сгорания и т.п. В отличие от радиусомера, нутромер способен определять внутренние расстояния в труднодоступных местах (в углублениях).
Прибор применяется в следующих случаях:
- При изготовлении деталей, имеющих внутренние полости.
- Для определения степени износа, например, стенок цилиндров ДВС.
- Проверка соответствия реальных размеров заявленным производителем.
Нутромер позволяет проверить точность разных приборов и провести их аттестацию. Перед тем, рассмотреть конструкцию штихмаса, разберемся с разновидностями приборов.
Смотрите также
Замена масла в двс киа спортейдж 3- Масляный насос какого типа применяется в двс
- Манометр для измерения давления масла в двс
- Нужно ли промывать двс при замене масла
Как правильно проверить уровень масла в двс- Замена масла и масляного фильтра в двс
- Субару форестер почему потряхивает двс на холостых
- Где находится номер двс на хендай акцент
- Двс сура календарь мероприятий на 2022 год
- Где находится номер двс на хендай акцент
- С какой целью применяется наддув в двс
Нормы соответствия поршней и цилиндров
Прежде всего, занявшись ремонтом поршневой группы, вы должны знать, что существуют группы диаметров поршней, и таблицы номинальных размеров цилиндров и поршней. Именно на эту информацию и нужно ориентироваться в дальнейшем.
Диаметр поршней классифицируется по наружному диаметру на 5-ть классов: A, B, C, D, E через каждые 0,01 мм размера. Плюс категории по диаметру отверстия под поршневой палец через каждые 0,004 мм. Эти данные в виде цифры (категория отверстия) и буквы (класс поршня) маркируются на днище поршня.
Существуют расчетные нормы, которым должен соответствовать зазор между поршнем и цилиндром. Для новых деталей он должен быть 0,05 – 0,07 мм. Для бывших в эксплуатации деталей зазор между поршнем и цилиндром не должен превышать 0,15 мм.
Собственно для того и осуществляется промер зазора между поршнем и цилиндром. Чтобы либо приобрести поршни именно того класса, что и цилиндры. В случае если у эксплуатируемого двигателя зазор между поршнем и цилиндром превысил 0, 15 мм, то вам необходимо приступать к подбору поршней к цилиндрам, с максимальным приближением к расчетному размеру.
Предварительно должна производиться расточка цилиндров максимально приближенная к ближайшему по значению ремонтному размеру. Плюс нужно не забыть оставить припуск примерно в 0,03 мм для хонингования поверхности цилиндра после расточки. А вот теперь можно и за поршнями.
При хонинговке необходимо выдерживать диаметр, чтобы при установке поршня зазор соответствовал допустимой максимальной цифре зазора новых деталей – 0,045 мм.
Поршни измеряются микрометром, а цилиндры нутромером. Диаметр цилиндра измеряют в четырёх поясах и двух перпендикулярных плоскостях.
Подбирая поршни к цилиндрам, помимо номинального либо ремонтного размера, нужно обязательно учитывать массу поршней. Она бывает нормальная, увеличенная или уменьшенная на 5 грамм. К поршням ремонтной группы, кроме всего, подбираются ремонтные кольца, тоже ремонтных размеров.
Определившись с зазором между поршнем и цилиндром, вы легко подберете нудные размеры, и после проведенной расточки цилиндра (по необходимости) установите поршень.
Удачи вам при определении зазора между поршнем и цилиндром.
Возникла куча вопросов (начал капиталить двигу. )
- Авторизуйтесь для ответа в теме
#1 levka
- Новый опелевод
- Cообщений: 15
- Пол: Мужчина
- Город: КурГан
- Авто: ascona C 1.6 1986 c16lz карб
Сообщение отредактировал levka: 13 Февраль 2010 — 20:54
- Наверх
#2 Dmitriy294
- Пол: Мужчина
- Интересы: Все,что АВТО.
- Авто: Commodor A
- Скайп: Dmitriy294
- Реальное имя: Дима
- Место жительства: Санкт-Петербург
Ну для начала,что бы не сомневаться отвези к расточникам и они тебе скажут точить или нет.а если точить то под какой размер.Потом покупаешь поршни с кольцами и с ними опять к расточникам.так будет вернее. но если неровность прощупывается.то вероятнее всего точить.
- Наверх
#3 tonche
- Пол: Мужчина
- Интересы: Автомобили, компьютеры
- Авто: ТАЗ 2104i, Лада Гранта Кросс, АЗЛК 2141
- Реальное имя: Антон
- Место жительства: Балашиха, Роисся
С уважением, tonche
- Наверх
#4 levka
- Пол: Мужчина
- Город: КурГан
- Авто: ascona C 1.6 1986 c16lz карб
- Наверх
#5 tonche
- Пол: Мужчина
- Интересы: Автомобили, компьютеры
- Авто: ТАЗ 2104i, Лада Гранта Кросс, АЗЛК 2141
- Реальное имя: Антон
- Место жительства: Балашиха, Роисся
С уважением, tonche
- Наверх
#6 Serega
- Пол: Мужчина
- Интересы: —
- Авто: был OPEL REKORD 2.2i АКПП, сейчас Омега 2.5TD АКПП 98 гв.
- Скайп: serega_ess
- Реальное имя: Серёга
- Место жительства: колхоз Дзepжинcк в Белараше
- Наверх
#7 mantazavr
- Пол: Мужчина
- Интересы: opel manta gsi 2.0
- Авто: манта б
- Реальное имя: наиль
- Место жительства: москва
- Наверх
#8 levka
- Пол: Мужчина
- Город: КурГан
- Авто: ascona C 1.6 1986 c16lz карб
- Наверх
#9 tonche
- Пол: Мужчина
- Интересы: Автомобили, компьютеры
- Авто: ТАЗ 2104i, Лада Гранта Кросс, АЗЛК 2141
- Реальное имя: Антон
- Место жительства: Балашиха, Роисся
С уважением, tonche
- Наверх
#10 михмех
- Пол: Мужчина
- Авто: Опель Рекорд ц купе
- Реальное имя: Михаил
- Место жительства: Санкт-Петербург
Сообщение отредактировал михмех: 14 Февраль 2010 — 21:34
- Наверх
#11 opelist
- Пол: Мужчина
- Авто: ОPЕL
- Реальное имя: Серёга
- Место жительства: Россия г. Саратов
либо чё СМС 89271277465 серёга продам запчасти с этих машин :
Омега А 88 год С20NE Сенатор А1 79 год 2.0S Рекорд караван Е2 83 год С20NE Рекорд седан Е2 83 год С20NE Сенатор Б 88 год С30NE
- Наверх
#12 михмех
- Пол: Мужчина
- Авто: Опель Рекорд ц купе
- Реальное имя: Михаил
- Место жительства: Санкт-Петербург
Виды нутромеров
Нутромер — это измерительный прибор, который классифицируется на два основных вида. Отличаются приборы по способу проведения измерительных манипуляций. Они бывают:
- Микрометрические — предназначены для определения точного расстояния в миллиметрах.
- Индикаторные — отличаются конструктивно от микрометрических, и предназначены они для определения разницы реального размера от шаблонного. Обычно такие приборы являются незаменимыми инструментами мастеров, занимающихся ремонтом и расточкой двигателей внутреннего сгорания.
Особенности технология гильзования
применяет профессиональные нутромеры, которые позволяют измерить внутренние линейные размеры цилиндрических отверстий с точностью до 0,01 мм. В процессе проведения диагностики наши опытные мастера делают заключение о состоянии поверхностей и необходимости гильзовки цельнолитого блока цилиндров или ремонте (замене) заводских гильз.
Стоимость и сложность ремонта гильз цилиндров поршневой группы зависят от конструктивных особенностей двигателя и типа используемых гильз:
- замена «мокрых» гильз (соприкасаются с охлаждающей жидкостью) – технологически несложный процесс, который может выполняться вручную;
- установка «сухих» гильз (не соприкасаются с охлаждающей жидкостью) более трудоемка, насыщена различными вспомогательными работами и должна выполняться силами опытных мастеров с применением спецоборудования и химических составов.
Большинство современных двигателей внутреннего сгорания обустроены именно «сухими» гильзами и должны ремонтироваться профильными специалистами.
Независимо от типа гильзы они должны быть прочными, устойчивыми к высоким температурам и не бояться коррозии.
Конструкция микрометрического нутромера
Микрометрический нутромер обозначается НМ, и служит для измерения внутренних размеров абсолютным методом, то есть позволяет узнать точное значение расстояния. Составными элементами приборов являются:
- Барабан — вращающаяся часть с нониусной шкалой для определения показаний. При вращении барабана происходит перемещение стержней.
- Головка — соединительный элемент барабана со съемным стержнем и удлинителями.
- Стопорный винт или зажим — фиксирует прибор в неподвижном состоянии.
- Удлинитель — конструктивная часть прибора, которая применяется в зависимости от размера измеряемой детали.
- Наконечник — важная часть прибора для проведения измерений.
Конструкция микрометрического нутромера представлена на фото выше. Стоит отметить, что такой инструмент предназначен для измерения расстояний от 50 до 2500 мм. Для определения диаметра деталей с размером от 5 до 50 мм используются приборы с боковыми губками.
Нутромер для измерения абсолютных значений может иметь не только микрометрическую шкалу для снятия показаний, но и индикаторную. Такие приборы выпускаются в трех типоразмерах с измеряемым диапазоном от 1250 до 10000 мм.
Для их обозначения используется аббревиатура НМИ — нутромер микрометрический индикаторный. Измерительные инструменты поставляются в деревянных футлярах, которые обеспечивают продолжительный срок службы приборов, защищая их от негативного воздействия различных факторов.
Калькулятор расчета объёма двигателя
Объем двигателя автомобиля – величина постоянная, не изменяющаяся с годами эксплуатации. От этого значения силового агрегата главным образом зависит количество выдаваемых им лошадиных сил.
Мощность имеет ключевое значение при оформлении ежегодного страхования авто, вдобавок влияя на динамику скорости транспортного средства. Чтобы узнать искомое значение, опираются на крутящий момент, расход воздуха, скорость разгона до ста километров в час и др.
Калькулятор расчета мощности двигателя автомобиля — эффективное средство для тех, кто стремится узнать, сколько сил у мотора.
Конструкция и устройство индикаторного нутромера
Для измерения внутренних расстояний относительным способом применяются индикаторные нутромеры. Для их обозначения применяется аббревиатура НИ, а выпускаемые модели отличаются друг от друга диапазоном измерений. Устройства состоят из удлинительного стержня со штоком внутри, стрелочного указателя со шкалой, а также непосредственно рабочей части называемой наконечником.
В приборах модели НИ-10 и НИ-18 в качестве механизма для передачи усилия перемещения подвижного стержня используется клиновая передача, а в инструментах марки от НИ-50 до НИ-450 применяется рычажная конструкция. Только на моделях нутромеров НИ-700 и НИ-1000 не применяются передаточные механизмы, так как стержень контактирует непосредственно с отсчетным устройством.
Рукоятка прибора выполняется из материалов, обладающих низкой теплопроводностью. Это необходимо для того, чтобы тепло от рук не влияло на результаты измерений. Стержни являются рабочими элементами, которые закрепляются на наконечнике в зависимости от расстояния между стенками измеряемой детали.
Это интересно! Стержни обычно поставляются вместе с прибором, что расширяет его измерительные возможности. Изготавливаются они из твердых марок стали, что необходимо для предотвращения малейших деформаций при измерениях. Это важно учитывать, если запланировали изготовить стержень самостоятельно. Сложностей в этом нет, так как нужно подобрать подходящую заготовку из закаленной стали, и нарезать в ней резьбу, соответствующую наконечнику прибора.
На стрелочном указателе индикаторного штихмаса находится две шкалы. Одна шкала является основной (цена ее деления составляет 0,001 мм), и она показывает величину относительного отклонения от исходного положения, а вторая служит для указания количества полных оборотов основной стрелки (один полный оборот равен 1 мм).
Приборы индикаторного типа предназначены не для определения точных размеров внутренних отверстий, а для выявления наличия отклонений на внутренней поверхности детали по всей длине. Величина их погрешности находится в пределах от 0,025 до 0,15 мм. Индикаторные нутромеры классифицируются на два вида — механические или стрелочные и цифровые или электронные. Устройства электронного типа характеризуются высокой точностью и простотой использования. Их главный недостаток — цена, которая в 2 раза выше, чем стоимость аналогового прибора.
При необходимости получения высокоточных значений применяется прибор НИ-В, который отличается от классических моделей конструкцией измерительной головки. Ее точность составляет 1 мкм. Служат такие инструменты специально для того, чтобы сделать высокоточные замеры маленьких отверстий.
Это интересно! Работа относительного нутромера заключается в передаче величины усилия или степени сжатия стержня на индикаторный указатель.
Стоит отметить, что определенной классификации по конструкции нутромеров не существует. Они делятся на два вида — микрометрические и индикаторные. Каждый из видов имеет свои подвиды, которые отличаются по конструкции и типу контакта с поверхностью. Они бывают рычажными, конусными, клиновыми, цанговыми, шариковыми, телескопическими, с боковыми губками и другие. В материале рассмотрим, как пользоваться нутромером (штихмасом) индикаторного и микрометрического типа, а также, что нужно сделать перед тем, как проводить измерения, и от чего зависит точность получаемых результатов.
Объём двигателя
Формула расчета цилиндра известна еще со школьной программы – объем равен произведению площади основания на высоту. И для того чтобы вычислить объем двигателя автомобиля либо мотоцикла также нужно воспользоваться этими множителями. Рабочий объём любого цилиндра двигателя рассчитывается так:V=πr²h где,
h — длина хода поршня мм в цилиндре от ВМТ до НМТ (Верхняя и Нижняя мёртвая точки)
r — радиус поршня мм
п — 3,14 не именное число.
Как узнать объем двигателя.
Для расчета рабочего объема двигателя вам будет нужно посчитать объем одного цилиндра и затем умножить на их количество у ДВС. И того получается:
Vдвиг = число Пи умножено на квадрат радиуса (диаметр поршня) умноженное на высоту хода и умноженное на кол-во цилиндров.
Поскольку, как правило, параметры поршня везде указываются в миллиметрах, а объем двигателя измеряется в см. куб., то для перевода единиц измерения, результат придется разделить еще на 1000.
Заметьте, что полный объем и рабочий, отличаются, так как поршень имеет выпуклости и выточки под клапана и в него также входить объем камеры сгорания. Поэтому не стоит путать эти два понятия. И чтобы рассчитать реальный (полный) объем цилиндра, нужно суммировать объем камеры и рабочий объем.
Определить объем двигателя можно обычным калькулятором, зная параметры цилиндра и поршня, но посчитать рабочий объем в см³ нашим, в режиме онлайн, будет намного проще и быстрее, тем более, если вам расчеты нужны, дабы узнать мощность двигателя, поскольку эти показатели напрямую зависят друг от друга.
Расчет объема ДВС калькулятором
Чтобы посчитать объем интересующего вас двигателя нужно внести 3 цифры в соответствующие поля, — результат появится автоматически. Все три значения можно посмотреть в паспортных данных автомобиля или тех. характеристиках конкретной детали либо же определить, какой объем поршневой поможет штангенциркуль.
Таким образом, если к примеру у вас получилось что объем равен 1598 см³, то в литрах он будет обозначен как 1,6 л, а если вышло число 2429 см³, то 2,4 литра.Также замете, что при одинаковом количестве цилиндров и рабочем объеме двигатели могут иметь разный диаметр цилиндров, ход поршней и мощность таких моторов так же будет разной. Движок с короткоходными поршнями очень прожорлив и имеет малый КПД, но достигает большой мощности на высоких оборотах. А длинноходные стоят там, где нужна тяга и экономичность.
Следовательно, на вопрос «как узнать объем двигателя по лошадиным силам» можно дать твердый ответ – никак. Ведь лошадиные силы хоть и имеют связь с объемом двигателя, но вычислить его по ним не получится, поскольку формула их взаимоотношения еще включает много разных показателей. Так что определить кубические сантиметры двигателя можно исключительно по параметрам поршневой.
Зачем нужно проверять объем двигателя
Чаще всего узнают объем двигателя когда хотят увеличить степень сжатия, то есть если хотят расточить цилиндры с целью тюнинга. Поскольку чем больше степень сжатия, тем больше будет давление на поршень при сгорании смеси, а следовательно, двигатель будет более мощным. Технология изменения объема в большую сторону, дабы нарастить степень сжатия, очень выгодна — ведь порция топливной смеси такая же, а полезной работы больше. Но всему есть свой предел и чрезмерное её увеличение грозит самовоспламенением, вследствие чего происходит детонация, которая не только уменьшает мощность, но и грозит разрушением мотора.
Источник
Настройка микрометрического нутромера — пошаговое описание
Для получения точных значений, измеряемых нутромером, понадобится предварительно настроить или отрегулировать прибор. Настройка проводится в следующих случаях:
- когда прибор вводится в эксплуатацию;
- при его применении;
- после продолжительного хранения.
Предварительно нужно оценить состояние прибора. Отсутствие внешних дефектов — это еще не повод говорить об исправности инструмента. Особое внимание уделяется микрометрической шкале и наконечникам. Убедившись в исправности изделия, следует переходить к непосредственному процессу его настройки.
Первоначально следует подготовить необходимые материалы — винтовая пара (микрометрическая головка), удлинители, установочная мера и ключ. Удлинители подбираются в зависимости от номинальной длины, указанной в маркировке. Проверяется первоначально установка прибора на ноль (другими словами выясняем, откалиброван он или нет). Для установки микрометрического нутромера на ноль выполняются следующие действия:
- Убеждаемся в том, что температура окружающей среды составляет в среднем 20 градусов. Отклонения в большую или меньшую сторону на 5 градусов и более недопустимы, так как это повлияет на величину погрешности. Важно также учесть влажность, которая не должна быть выше 80%.
- Соединяем винтовую пару с наконечником.
- Далее берем установочную меру, и прикладываем к ней прибор.
- Вращаем барабан до момента, пока прибор не будет слегка фиксироваться в установочной мере. Плотность соприкосновения фиксируется на ощупь. Измерительные стержни должны касаться рабочей поверхности с небольшим трением. Фиксируется зажимной винт, и проверяем соотношение основной шкалы с нониусной. Прибор считается выставленным на ноль, когда видна следующая картина, как показано на фото ниже (риска с нулевым значением совпадает с отметкой основной шкалы).
- Если значение 0 не совпадают с основной риской, тогда прибор нуждается в регулировке. Для этого извлекаем его из установочной меры, и ослабляем верхнюю гайку, которая показана на фото ниже стрелкой.
- Вместо гайки может быть винт под шестигранник, что зависит от производителя инструмента.
- Барабан с нониусной шкалой вращается до момента совпадения с продольным штрихом стебля. После того, как нулевое значения нониусной шкалы будет совпадать с продольной риской, нужно затянуть винт, который был предварительно ослаблен.
- Повторно выполняются действия, описанные в пункте 3 и 4 с установочной мерой.
Нутромер микрометрический — как пользоваться с фото и подробным описанием
Пользоваться микрометрическим нутромером не сложно, но есть некоторые трудности, с которыми сталкиваются новички, что в итоге приводит к получению неправильных значений. Рассмотрим, технологию работы штрихмасом для измерения широких или больших отверстий.
- Для начала нужно правильно подготовить инструмент к работе. Имеется в виду не его настройка, выполненная в предыдущем пункте, а использование соответствующих удлинителей, размер которых зависит напрямую от диаметра измеряемой детали. Для этого следует воспользоваться штангенциркулем, которым измеряется внутренний диаметр детали.
- Измеренное штангенциркулем приблизительное значение поможет подобрать необходимый удлинитель для прибора. Теперь разберемся, как подобрать необходимый удлинитель. На головке прибора указывается его общая длина, например, 75-88 мм или 50-63 мм (зависит от модели прибора). Первое значение говорит о длине без наконечника, а второе — с наконечником. Важно не путать с ГОСТом, так как на головке также указывается номер ГОСТа, например, в виде ГОСТ 10-75.
- Так выглядит маркировка длины прибора, которая указывается на головке инструмента.
- Когда известна общая длина инструмента, а также ориентировочный размер отверстия, которое предстоит измерить нутромером для получения точных значений, не составит подобрать подходящий удлинитель. Удлинители также имеют маркировку, поэтому, если длина измеряемого отверстия составляет 104 мм, тогда к инструменту прикручиваем удлинитель размером 40 мм (для прибора размером 50 мм). Если подходящего удлинителя в наборе нет, тогда собираем его из нескольких составляющих, например, 25 мм и 15 мм.
- Самая сложная часть работ выполнена, и теперь остается произвести измерения. Располагаем прибор внутри отверстия и, вращая барабан, добиваемся соприкосновения наконечников с внутренними стенками детали.
- Прибор должен располагаться в центре детали. Наконечники не должны слишком плотно прижиматься к стенкам, а с незначительным (очень легким) усилием. После этого следует зафиксировать стопорный винт.
- Извлекаем прибор из детали, и проверяем качество фиксации съемного наконечника. Если его крепление ослабло, нужно подтянуть, и произвести повторные измерения.
- После извлечения прибора приступаем к снятию показаний. Если пользовались микрометром, то трудностей с определений показаний нутромера не возникнет.
- Если же впервые слышите о микрометре, тогда показания снимаются следующим образом — сначала считаем общую длину прибора вместе с наконечником. Если используем инструмент длиной 75 мм и головку 25 мм, тогда сразу получаем 100 мм. Далее смотрим на шкалу, и считаем количество рисок. На какую шкалу нужно смотреть? Здесь многие очень часто путаются, но все очень просто. Обратите внимание на расположение ноля. Если он расположен сверху, значит, отсчитываем верхние риски, деление которых равно 1 мм.
- По примеру на фото видим 4 риски, то есть 4 мм. Последняя риска точно совпадает с барабаном, и снизу после нее нет больше рисок, поэтому на нижнюю шкалу не смотрим. Теперь считаем сотые доли мм по нониусной шкале. Смотрим на отметку нониуса, которая совпадает с продольной шкалой. Цена деления нониуса равна 0,01 мм, поэтому по примеру видим, что значение составляет 0,01 мм. Складываем полученные данные, и получаем: 100 + 4 + 0,01 = 104, 01 мм. Это точный диаметр отверстия измеренной детали.
Это интересно! Чтобы убедиться в правильности проведенных измерений, рекомендуется повторить процесс, но уже измеряя расстояние (диаметр) внутренней поверхности заготовки в другой плоскости.
Справедливости ради нужно отметить, что нижняя шкала на нутромере имеет деление 0,5 мм. Как видно из описания, пользоваться микрометрическим нутромером совсем не трудно, и с этой задачей справится каждый, если предварительно прочитает инструкцию. На видео ниже показано, как пользоваться микрометрическим нутромером, особенности его настройки и считывания показаний.
Не забывайте учитывать погрешность прибора. Ее величина обязательно указывается в паспортных данных к каждой модели.
Общее понятие о компрессии
В среде автолюбителей компрессию зачастую путают со степенью сжатия, указанной в инструкции по эксплуатации авто. Это разные понятия, хотя некоторая связь между ними присутствует.
Компрессия — переменная величина, отражающая реальное давление в каждом цилиндре, измеряемое при вращении коленчатого вала стартером. Она никогда не указывается в техническом паспорте автомобиля, поскольку зависит от ряда факторов:
- герметичности уплотнений цилиндро—поршневой (ЦПГ) и клапанной групп;
- температуры двигателя;
- скорости вращения стартера и заряда аккумуляторной батареи;
- присутствия моторного масла в рабочей зоне, где происходит сжигание топлива.
По реальному давлению в цилиндрах принято судить о степени износа ЦПГ и состоянии клапанов. Чем ниже показатели компрессии, тем хуже условия для сжигания бензина в камерах. Топливовоздушная смесь сгорает не полностью и выделяет меньше энергии, а мощность мотора падает.
Степень сжатия — это постоянная характеристика, равная отношению рабочего объёма (внутренний размер цилиндра вместе с камерой сгорания) к длине хода поршня. Она показывает, во сколько раз сжимается горючая смесь перед вспышкой.
Если степень сжатия — это безразмерная величина, то компрессия измеряется в единицах давления. Самая распространённая на постсоветском пространстве — 1 физическая атмосфера (Атм), но в современных манометрах встречаются и другие:
- 1 Бар (равен 0,99 Атм);
- 1 МПа (9,9 Атм);
- 1 кгс/см2 (0,97 Атм) — использовалась в советские времена;
- 1 psi (0,068 Атм).
Поскольку замер компрессионного сжатия всегда производится с определённой погрешностью, различия в сотых долях между первыми тремя единицами принято игнорировать.
Как пользоваться индикаторным нутромером: инструкция по применению
Порядок действий здесь тот же, что и в прошлом случае: сначала необходимо выполнить настройку прибора, и только после этого можно будет переходить к его непосредственному применению. Расскажем, как решить каждую из этих задач.
Поверка
Для выяснения степени точности проведения измерений и обнуления подойдет калибровочное кольцо или (если его нет) концевая мера, но только со струбциной.
Для обнуления необходимо сделать следующее:
- подобрать подходящий сменный стержень и установить его на металлическую штангу выбранной модели;
- задать устройству соответствующий размер и обеспечить достаточный прижим стопорного винта;
- зафиксировать втулку стебля (а с ней и весь инструмент) в тисках;
- вращать головку до тех пор, пока стрелка не встанет ровно на нулевую отметку.
Калибровка нутромера проводится в уже описанных условиях, актуальных и при эксплуатации: при влажности воздуха до 80% и температуре окружения до 25 градусов Цельсия. Обнулять прибор все так же следует перед каждым использованием. Интервал между поверками, опять же, 1 год, хотя можно осуществлять их и чаще – в случае возникновения каких-то подозрений в том, что текущая погрешность превышает допуски. Главное – придерживаться при этом требований МИ 2192-92.
Коленчатый вал
При неисправности коленчатого вала, можно произвести восстановление. Основная функция здесь лежит на шейках. Если они повреждены их лучше заменить на новые. Особенно при тюнинге двигателя. Но если вы не желаете замены, можно произвести полировку шеек коленчатого вала. Что это даёт? Механическая нагрузка изнашивает детали. И даже незначительные шероховатости недопустимы. Полировка повышает работоспособность и износоустойчивость шеек коленчатого вала. Однако при ремонте двигателя полировка шеек, на практике часто исключается, для снижения стоимости ремонта. Но все-таки лучше полировку шеек делать в комплексе. Или отдельно от ремонта двигателя.
Как пользоваться нутромером индикаторным и важные моменты при работе с инструментом
Индикаторный нутромер отличается от микрометрического не только конструкцией, но еще и назначением. Прибор служит не для получения точных значений расстояния или диаметра, а для определения отклонений от эталонных показаний. Как и в случае с микрометрическим прибором, индикаторный перед началом эксплуатации следует подготовить к работе. Для этого понадобится калибровочное кольцо (шаблон), которое обязательно поставляется вместе с инструментом. Специальная струбцина или микрометр используется для настройки нутромера при подготовке его к измерению больших отверстий.
- Проводить работы необходимо в температурном диапазоне от +15 до +25 градусов.
- Принцип настройки заключается в том, что первоначально следует подобрать сменный стержень, которые поставляются в комплекте или приобретаются отдельно.
- Закрепляется стержень в рабочей части инструмента.
- Если используется микрометр или струбцина, тогда необходимо выставить размер, который соответствует примененному в приборе стержню.
- Через втулку стебля нутромер необходимо зафиксировать в тисках. Однако вместо этого можно в тисках зажать микрометр с предварительно выставленным значением.
- Стержень прибора размещается между измерительными губками микрометра или шаблонной струбциной.
- Далее путем вращения индикаторной головки необходимо совместить стрелку с нулевой отметкой. Чтобы обеспечить вращение индикаторной головки, необходимо ослабить стопорный винт.
На этом процесс настройки считается завершенным, и можно переходить к процедуре измерений. Как правильно пользоваться индикаторным нутромером.
- Подготовленный к работе инструмент необходимо расположить внутри отверстия рабочей частью. Причем стержень прибора должен располагаться строго перпендикулярно.
- Корректировка положения инструмента осуществляется легкими покачиваниями в стороны.
- Теперь самое важное — точное значение определяется по стрелке. Причем она должна указывать на нулевое значение, а при малейшем смещении стержня в стороны, она должна отклониться в правую или левую сторону. Если стрелка указывает на конкретное значение, тогда высчитывается уровень отклонения от нормы.
Прибор достаточно прост в использовании, поэтому трудностей с его применением у людей, освоивших технологию работы, не возникает. Ниже представлен видео материал, в котором показано, как настроить прибор к работе путем выставления его на ноль, а также произвести измерения детали.
Индикаторный нутромер применяется для измерения уровня износа блока цилиндров, шатунов и других деталей. С его помощью можно определить возможность дальнейшей эксплуатации ЦПГ, что зависит от уровня износа стенок цилиндров. Именно при помощи индикаторного устройства можно определить уровень износа, и делать последующие выводы.
Уход за инструментом
Чтобы нутромер служил долго, важно не покупать самую дорогую зарубежную модель, а обеспечить за инструментом правильный уход. Все измерительные приборы требуют особого внимания к условиям хранения и эксплуатации
Нутромер не является исключением, поэтому чтобы инструмент долго служил, необходимо:
- Хранить его в отапливаемых помещениях, и не допускать значительных перепадов температуры.
- При работе не ронять инструмент (особенно стрелочные модели), а также исключить вероятность его контакта с агрессивными средами или водой.
- Если прибор поставляется в упаковке, то именно в ней его необходимо хранить.
Из строя прибор может выйти при неправильной его эксплуатации, поэтому рекомендуется предварительно изучить инструкцию по применению инструмента. Рассмотрев конструкцию, разновидности, типы, а также особенности настройки и применения нутромеров, не составит большого труда воспользоваться инструментами при возникновении такой необходимости.
Публикации по теме
Учимся правильно пользоваться пузырьковыми строительными уровнями
Индикаторная отвертка и ее применение
Виды резьбомеров и особенности определения шага резьбы на болтах и гайках
Учимся делать измерения разными видами микрометров
Работа с микрометрическими нутромерами
В общем случае она делится на два типа: первый – это подготовка (настройка, с целью подтверждения точности регистрации значений, и обнуление), второй – непосредственное снятие показаний. Рассмотрим обе стадии и действия на каждой из них.
Поверка
Общий механизм ее проведения мы приведем ниже, в разделе, посвященном эксплуатации. Здесь же скажем, что осуществляется она лишь в отношении модели, установленной «на ноль». Для этого, при температуре окружения в 20 0С, выполняют следующие действия:
- размещают сферическую головку инструмента между губками меры;
- прижимают необходимые поверхности, вращая барабан;
- фиксируют сборку при помощи специального винта;
- убеждаются, что продольная линия на стебле расположена точно по .
После чего переходят к снятию показаний.
Предлагаем посмотреть, как осуществляется настройка нутромера микрометрического, видеоролик ответит на те вопросы, возникшие в процессе прочтения, и рассказывать о которых в текстовом формате было бы слишком долго.
Все действия следует выполнять в соответствии с ГОСТом 17215-71; согласно данной методике, интервал между поверками – 1 год. Условия для их проведения должны быть неизменно следующими:
- уровень влажности – не более 80%;
- температура в помещении – от +15 до +25 градусов по Цельсию.
Внимание, на ноль прибор необходимо устанавливать перед каждым новым снятием показаний. Чтобы не спровоцировать при этом искажение значений, стоит держать инструмент во время настройки за втулку, которая не нагреется от тепла руки, в отличие от стального стержня.