Измерить все. Что надо знать при выборе толщиномера и почему ему не стоит слепо доверять


Выбор и покупка автомобиля с пробегом — это непростое мероприятие. Чтобы покупатель не был обманутым, ему необходимо самостоятельно или с помощью специалистов выполнить комплексную проверку ТС. Одно из важнейших условий проверки — удостовериться в том, что автомобиль не участвовал в ДТП. Кузовные детали — это основа транспортного средства, и если какой-либо элемент подвергся деформации, то он либо был заменен, либо же его восстановили при помощи шпаклевки. Как пользоваться толщиномером при проверке кузова автомобиля? Это самый частый вопрос среди новичков, которые обзавелись электронными аппаратами, и намереваются самостоятельно произвести проверочные мероприятия.

Что такое толщиномер

Толщиномером называется такой вид электронного прибора, главным предназначением которого является измерение толщины лакокрасочного покрытия на кузове автомобиля. Такая процедура позволяет заглянуть внутрь под краску, и определить глубину залегания металла. Аппараты такого типа на современном рынке представлены в большом разнообразии. Они отличаются размерами, формой, диапазоном температур и даже типами поверхностей, для которых их можно использовать.

Толщиномеры классифицируют по качеству работы на бюджетные и профессиональные. Рекомендуется выбирать модели, относящиеся к профессиональным устройствам, которые имеют высокую точность, но их главный недостаток — высокая цена. Далеко не всем по карману такие приборы, поэтому используют их обычно специалисты, которые занимаются перепродажами или экспертным оцениванием качества автомобилей.

Это интересно! Если вы запланировали купить автомобиль с пробегом, и при этом собираетесь самостоятельно оценить качество кузовных деталей, тогда лучше использовать профессиональный прибор для оценивания толщины ЛКП. Чтобы сэкономить на приборе, рекомендуется взять его в аренду. Это обойдется намного дешевле, чем покупка профессионального аппарата.

Какой толщиномер лучше выбрать?

Хороший измерительный прибор для замера толщины краски — это тот, который дает повторяемые стабильные результаты и не требует частой калибровки. Что такое повторяемость результатов? Мы имеем в виду, что если мы помещаем толщиномер в одно и то же место несколько раз, то он ДОЛЖЕН давать одинаковый результат КАЖДЫЙ РАЗ! То есть ни в коем случае получаемые значения не должны «прыгать».

Что касаемо калибровки, то, как мы уже сказали, есть устройства, которые требуют калибровки, тогда как более дорогие приборы не нужно калибровать в течение нескольких лет.

Если говорить о калибровочных толщиномерах, то есть устройства, которые необходимо калибровать перед каждым новым замером. Более дорогие требуют калибровки не так часто. Кроме того, калибровочные толщиномеры требуют от того, кто делает замеры, аккуратности. Например, измерительный датчик в таких устройствах должен быть прислонен к кузову очень осторожно, иначе результат замеров будет неправильным.

Но есть модели с ручной калибровкой, которые не покажут результат измерений, если вы прислонили датчик к лакокрасочному покрытию неправильно. Излишне говорить, что последний вид приборов гораздо удобней и лучше.

Электронные толщиномеры также различаются по способу отображения результата: один прибор может иметь дисплей, который дает результат в микрометрах, тогда как более дешевый дает результат, используя всего несколько светодиодов.

К сожалению, на сайтах производителей толщиномеров мы не обнаружили отзывы покупателей. Поэтому перед покупкой стоит прочитать отзывы о выбранном вами устройстве.

Назначение толщиномеров

Толщиномер — это основной инструмент мастера или эксперта, который проверяет автомобиль с пробегом при его покупке. С его помощью выясняется факт перекрашивания автомобиля или отдельных его частей, что возможно при проведении кузовных ремонтов после ДТП. На основании проведенного анализа можно выяснить, какие детали кузова ТС были повреждены, перекрашивались или менялись. В итоге покупатель принимает решение о необходимости приобретения такого авто.

Когда кузов автомобиля повреждается при ДТП, то после его реставрации визуально определить тип дефектов практически невозможно. Именно поэтому и используются приборы — толщиномеры, позволяющие по толщине лакокрасочного покрытия определить не только подверженность ТС перекрашиванию, но еще и характер повреждений.

Использование приборов является рациональным, так как повреждения на кузове невозможно устранить бесследно. Нанести ЛКП на кузов тонким слоем, как это делается на заводе в лакокрасочных цехах, практически невозможно. Кроме отсутствия необходимого оборудования, общий слой материалов на кузове увеличивается при нанесении различных компонентов: шпаклевки и грунтовки. При помощи краски осуществляется сглаживание и выравнивание дефектных участков, что способствует увеличению ее слоя. Именно поэтому при проверке кузова на наличие повреждений используются такие приборы, как толщиномеры, позволяющие определить толщину слоя краски.

Назначение и принцип действия

Толщиномер предназначен для высокоточного измерения толщины магнитных и немагнитных материалов, а также отдельно слоя какого-либо неметаллического соединения, покрывающего металл.

Если говорить о бытовом применении, инструмент активно используют для замера покрытия кузова автомобиля, что позволяет определить места, которые подвергались ремонту.

В этом случае толщина лакокрасочного покрытия либо не соответствует заводским значениям, либо и вовсе наносится на шпаклевку.

Другими словами, любой человек при наличии подходящего толщиномера может самостоятельно проверить эксплуатационное состояние кузова автомобиля, найти локальные места, подвергавшиеся ремонту, что особенно актуально при покупке б/у авто.

Прибор позволяет определить, битый ли автомобиль, а также предположить степень возможных в прошлом повреждений, которые вполне могут повлиять на геометрию кузова, что в итоге снижает безопасность водителя и пассажиров в случае ДТП.

В профессиональной сфере контроль покрасочных работ посредством толщиномеров выполняется оценщиками, малярами, полировщиками и слесарями-кузовщиками в автосервисах.

В сфере строительства толщиномеры применяют для определения толщины покрытий металлоконструкций, бетона, элементов трубопровода.

От принципа действия толщиномера полностью зависит сфера его использования:

  • Электромагнитные модели, измеряющие плотность магнитного поля, применяют для определения толщины покрытия, они подходят для работы с черными металлами, в работе используют эффект Холла и магнитную индукцию.
  • Ультразвуковые устройства – работают за счет ультразвуковых волн, позволяют определять толщину большинства материалов, особенно в случаях, когда доступ есть только к одной стороне исследуемого объекта. Чаще всего применяются для анализа неметаллических покрытий без секционирования и резки. Функционирование основывается на крайне точном измерении времени прохождения звукового импульса через исследуемую деталь. Инструмент используют для замеров по керамике, стали, пластике, в принципе любого материала, за исключением бумаги, дерева, пенопласта.
  • Вихретоковые варианты – в работе используют генерируемое магнитное поле, создающее при контакте с токопроводящей поверхностью вихревые потоки. Применяются для определения толщины непроводящего ток покрытия хорошо проводящих материалов, включая цветные металлы. Наибольшую точность показывают при измерении покрытия алюминия и меди.
  • Магнитные толщиномеры в работе используют свойства магнитов, предназначены для измерения толщины порошкового, лакокрасочного, пластикового и другого твердого немагнитного покрытия. В процессе замера оценивается сила воздействия на магнитное основание постоянного магнита.

Для измерения толщины бумаги и картона, других листовых материалов, вроде ткани и пластиковой пленки, применяют особые стационарные механические толщиномеры, по принципу работы схожие со стрелочными и цифровыми микрометрами.

Контроль толщины мокрого покрытия, например, при его нанесении на детали, осуществляется посредством специальных бесконтактных толщиномеров.

Их работа основывается на методе активного термического сдвига, что позволяет выполнять замеры на расстоянии до 50 см от поверхности покрытия.

Применяются для контроля толщины нанесенных термическим напылением, а также порошковых, полимерных, органических и лакокрасочных покрытий.

Почему нужно пользоваться толщиномером или опасность покупки авто после аварии

Желание не попасть на битый автомобиль приводит к необходимости пользоваться такими приборами, как толщиномеры. Почему же так опасно покупать транспортное средство, участвовавшее в ДТП? Для этого существует несколько причин:

  1. Кузов автомобиля, который был отреставрирован после ДТП, через некоторое время даст о себе знать. На месте повреждения зачастую первоначально происходит отслаивание слоя шпаклевки. Как быстро это произойдет, зависит от качества выполненных работ.
  2. На месте устранения деформации также возникают проблемы в виде образования рыжиков, которые являются главными признаками того, что начался процесс коррозии металла.
  3. Самая большая опасность покупки битого автомобиля в том, что неизвестен характер повреждения. При незначительных ДТП происходит деформация кузовных деталей, которые, в крайнем случае, можно заменить (если отслоится шпаклевка или поржавеет элемент). Если ТС побывало в более серьезном ДТП, то при этом не исключена вероятность деформации геометрии кузова. Исправить геометрию кузова невозможно, а основная опасность такого характера повреждения в том, что снижается уровень безопасности автомобиля. Кроме того, что неизвестно, как поведет себя авто при аварии, так еще и высока вероятность, что в любой момент времени может произойти повреждение несущих деталей.

Осознавая всю важность исправности кузова на покупаемом автомобиле с пробегом, практически ни одна покупка на вторичном рынке не обходится без применения толщиномеров. Это можно сказать волшебная палочка, которая позволяет покупателю определить не только необходимость покупки такого ТС, но еще и его стоимость.

Это интересно! В 80% случаев на вторичном рынке России и Украины происходит продажа автомобилей, побывавших в ДТП. Если любые другие поломки двигателя, тормозной системы или подвески можно устранить, то кузовные детали при их деформации подлежат замене, а нарушенная геометрия кузова вовсе говорит о том, что авто необходимо отправлять на утилизацию. Перекупщики пользуются той ситуацией, что автомастерские могут внешне восстановить кузов до идеального состояния, что позволяет осуществить продажу автомобиля по его рыночной стоимости.

Виды толщиномеров

Различают следующие виды толщиномеров по конструктивным параметрам:

  • магнитные;
  • ультразвуковые;
  • электромагнитные;
  • вихретоковые.

Каждый из них имеет свои особенности, поэтому выясним их для того, чтобы определиться с правильным выбором прибора.

Магнитный толщиномер имеет простейшую конструкцию, поэтому и является одним из самых доступных устройств.

Работает он следующим образом:

  1. Внутри имеется магнит, поле которого изменяется в зависимости от толщины слоя лакокрасочного покрытия.
  2. Соответствующие показания отображает стрелочный указатель (или выводится на дисплей), который отклоняется на соответствующий угол, занимая положение на соответствующем значении градуированной шкалы.

Главным преимуществом прибора является низкая цена, и к тому же, работают устройства без батареек (не все), что также немаловажно. Недостаток только один — высокая погрешность показаний, поэтому сегодня используются устройства крайне редко.

Электромагнитный аппарат в отличие от предыдущего стоит намного дороже, что связано с их более высокой точностью.

Одним из важнейших недостатков электромагнитных толщиномеров является возможность их использования только с металлическими магнитящимися деталями, т.е. определить толщину слоя краски на пластиковом, деревянном, алюминиевом или другом виде материала не получится.

Вихретоковые — в отличие от электромагнитных, могут применяться для определения толщины ЛКП на поверхностях цветных металлов.

Они характеризуются высокой точностью, и стоят дороже, чем предыдущий вид устройств. Одним из важнейших недостатков таковых приборов является прямая зависимость от токопроводящих свойств материала. Это означает, что вихретоковые толщиномеры с высокой точностью показывают толщину ЛКП на алюминиевых, медных и прочих поверхностях, но имеют большую погрешность при работе с металлами.

Ультразвуковые толщиномеры — они являются самыми точными, но еще и универсальными, то есть подходят для работы с различными материалами.

Однако такие особенности накладывают основной минус на устройства — их высокая цена. Используют такие приборы обычно специалисты и мастера на фирменных станциях ТО.

Что касаемо стоимости приборов, то она варьируется в диапазоне от 2 до 30 тысяч рублей. Однако есть устройства и дороже, но используются они исключительно профессионалами своего дела. Если вы рассматриваете вариант толщиномера для себя, тогда не стоит покупать самые дорогие модели. Если вовсе не планируете покупать прибор, но при этом хотите проверить качество кузовных деталей, тогда можно взять прибор напрокат по цене от 500 рублей в сутки. Однако возможность взятия инструмента в аренду не исключает необходимость им научиться работать.

Это интересно! Толщиномер — это прибор, который относится к категории измерительных инструментов.

Выяснив, какие бывают виды толщиномеров, рассмотрим принцип работы каждого из них.

Увидеть все металлы

Сейчас в большинстве толщиномеров используется два основных принципа измерения: электромагнитный и вихретоковый. Не будем вдаваться в физику процесса, а скажем лишь, что у каждого из них есть свои недостатки. Электромагнитные толщиномеры способны оценить только толщину ЛКП, под которым находится ферромагнитная поверхность. Такой прибор будет спокойно показывать весьма точные данные на стальных элементах, но окажется бессилен, если капот или крылья выполнены из алюминия.

Вихретоковые устройства, наоборот, прекрасно работают на элементах из цветных металлов, но при измерениях на черных в результатах появляется значительная погрешность. Конечно, с помощью такого толщиномера вы без проблем увидите шпатлевку на стальном крыле, а вот понять, заводской окрас или вторичный, можно не всегда, особенно если кузов перекрашен полностью, сделано это хорошо и нет разбежки в показаниях на разных элементах.

Так как на современных автомобилях регулярно возникает необходимость измерения толщины ЛКП как на черных, так и на цветных металлах, инженеры пошли по простому пути и поместили в одно устройство два типа датчиков: электромагнитный и вихретоковый. Получился комбинированный толщиномер. Если вы видите, что прибор способен производить измерения как на стали, так и на алюминии, с большой долей вероятности можете быть уверены, что это именно комбинированное устройство. Но лучше уточните у продавца.

Конечно, в продаже встречаются и копеечные магнитные толщиномеры, принцип действия которых основан на фиксации силы, которая требуется для отрыва магнита от поверхности. Это предельно простые устройства с очень условной точностью. Килограмм шпатлевки с их помощью вы, скорее всего, увидите, вторичный косметический окрас – маловероятно.

Кроме того, существуют и ультразвуковые приборы, которые предельно точны и способны измерять большую толщину покрытия, но они дороги, их использование при выборе автомобиля нецелесообразно.

Поэтому оптимальный выбор – комбинированный толщиномер. Но если вы выбираете себе автомобиль из сегмента, в котором никто и никогда не использовал и в ближайшее время не будет использовать цветные металлы, то можете немного сэкономить и приобрести электромагнитный прибор.

Как работает толщиномер или что нужно знать о принципе его функционирования

Разобравшись с важностью такого прибора, как толщиномер, уделим внимание вопросу принципа его функционирования. Зачем нужно знать принцип работы прибора? Пользователю, который решил впервые воспользоваться аппаратом, особенности его функционирования не интересны. Ему главное правильно научиться пользоваться устройством, чтобы определить причастность кузовных деталей авто к деформациям.

Если же вы приобрели профессиональный толщиномер, и занимаетесь предпродажной проверкой автомобилей с пробегом, то узнать принцип работы толщиномера не только нужно, но еще и будет интересно. Зная особенности его работы, специалисту не трудно будет определить наличие дефектов на кузовных деталях, а также отремонтировать инструмент.

Если вы один из таких мастеров, которые приобрели толщиномер, и хотите научится им пользоваться, тогда начнем разбираться в этом вопросе с выяснения принципа работы прибора. Для начала необходимо отметить, что толщиномеры делятся на три основных вида по такому признаку, как типы материалов. Для автомобилей используются приборы, которые рассчитаны на работу с металлическими поверхностями. Это самая распространенная группа толщиномеров. Кроме них, существуют также устройства, позволяющие определять толщину ЛКП на сплавах цветных металлов, а также на древесине, пластике и т.п. Необходимость применения второго и третьего типа возникает для определения качества выполненных работ. Рассмотрим подробно принцип работы каждого типа толщиномера.

Это интересно! Толщиномеры бывают не только со встроенной рабочей частью, но и выносной, однако встречаются они довольно редко. Используются для измерения в труднодоступных местах.

Лучшие толщиномеры в соотношении цена/качество

Представленные устройства оснащены современной технологической базой, обеспечивающей достаточно высокую точность измерений.

Рейтинг ТОП-3 лучших толщиномера по соотношению цены и качества.

CarSys DPM-816E Lite (Fe/nFe)

Модель CarSys DPM-816E Lite (Fe/nFe) является облегченной версией популярного толщиномера с приставкой Pro, прибор использует комбинированный принцип замера и обеспечивает высокую точность показаний.

Девайс обладает низкой погрешностью, стабилен при замерах в одной точке.

Устройство может использоваться при низких температурах. Его скорость отклика не превышает 1 секунды, имеется стабилизация усилия прижима датчика.

Толщиномер обеспечивает измерение покрытий от 0 до 2 мм.

Опция автоопределения момента замера позволяет избежать ложных срабатываний. Прибор оснащен системой автоотключения питания, имеет два режима работы.

Технические характеристики:

  • принцип измерения — комбинированный;
  • точность тестирования — 2%;
  • максимальная толщина — 2000 мкм;
  • калибровка прибора — автоматическая;
  • питание — батарейки AAA;
  • габаритные размеры — 104×43×29 мм;
  • масса устройства — 50 г;
  • особенности — автоотключение, звуковой сигнал.

Преимущества

  • простота использования;
  • доступная цена;
  • хорошая точность;
  • компактные размеры.

Недостатки

  • отсутствие подсветки;
  • не богатая комплектация;
  • долгий отклик.

CarSys DPM-816 PRO (Fe/nFe)

Толщиномер CarSys DPM-816 PRO (Fe/nFe) — это профессиональная, устойчивая к низким температурам модель для точного и стабильного измерения толщины металлов.

Прибор имеет низкую скорость отклика — значение не превышает 1 секунды.

Девайс оснащен мягкой подсветкой дисплея. Его диапазон измерений составляет 0-3 мм.

Устройство способно работать при температуре от -25 до 40 градусов.

Представленный толщиномер умеет автоматически определять основу, распознает оцинкованные поверхности, обеспечен звуковым сигналом и стабилизацией усилия прижима датчика.

Технические характеристики:

  • принцип измерения — комбинированный;
  • точность тестирования — 1%;
  • максимальная толщина — 3000 мкм;
  • калибровка прибора — автоматическая;
  • питание — батарейки AAA;
  • габаритные размеры — 104×43×29 мм;
  • масса устройства — 50 г;
  • особенности — автоотключение, звуковой сигнал.

Преимущества

  • компактность;
  • доступная цена;
  • быстрое измерение;
  • небольшой вес.

Недостатки

  • не эргономичная модель;
  • отсутствие чехла в комплекте;
  • быстрый разряд батарей.

МЕГЕОН 19200

Компактное устройство МЕГЕОН 19200, работающее с использованием принципа магнитной индукции, обеспечит быстрое и точное измерение толщины покрытий на поверхностях из черного или цветного металла.

Оборудование снабжено информативным ЖК-дисплеем с выводом текущих данных, эргономичным корпусом из высококачественного пластика.

Толщиномер имеет малое время отклика — значение составляет всего 0,15 секунды.

Прибор характеризуется широким диапазоном измерения от 0 до 1,8 мм.

Изделие дополнено подсветкой экрана, укомплектовано батарейками ААА-типа и калибровочными пленками.

Технические характеристики:

  • принцип измерения — магнитно-индуктивный;
  • точность тестирования — 1%;
  • максимальная толщина — 1800 мкм;
  • калибровка прибора — ручная;
  • питание — батарейки AAA;
  • габаритные размеры — 62×105×31 мм;
  • масса устройства — 64 г;
  • особенности — непрерывный замер, автоотключение, подсветка дисплея.

Преимущества

  • быстрый отклик;
  • информативная звуковая индикация;
  • демократичный ценник;
  • возможность непрерывного замера.

Недостатки

  • не идеальное качество сборки;
  • требует ручной калибровки;
  • чувствителен к температуре и влажности.

Принцип работы магнитного толщиномера

Для работы с металлами используются магнитные и электромагнитные приборы. Рассмотрим особенности работы электромагнитных толщиномеров, которые являются наиболее востребованными при работе с автомобилями.

В основе принципа работы электромагнитных устройств лежит создание магнитного поля. Чтобы понимать особенности такого явления, рассмотрим на примере:

  1. Представляем себе, что имеется металлический лист, который покрыт краской.

  2. Внутри прибора установлен магнит с проводником. Именно наличие проводника в устройстве отделяет электромагнитные приборы от магнитных, в которых используется стрелочный указатель.
  3. Проводник расположен между магнитом и объектом, толщину ЛКП которого нужно определить.

  4. На концах проводника за счет электромагнитного поля будет наводиться ток, и создаваться разность потенциалов. Величина напряжения учитывается микропроцессором, который пересчитывает ее и выводит толщину ЛКП в цифрах на дисплей.

  5. Чтобы понять принцип работы такого прибора, нужно знать, чем больше плотность ЛКП на металлической пластине, тем меньше величина создаваемого магнитного поля между проводником и стальной пластиной. Это означает, что в проводнике будет наводиться меньшая величина электродвижущей силы.
  6. На основании величины ЭДС, микропроцессор будет выводить на экран соответствующее значение толщины в микронах или миллиметрах.

Принцип работы электромагнитных приборов не сложный для понимания даже тем, кто не знаком с основами электротехники. Именно за счет простоты конструкции, измерители характеризуются доступностью по цене, достаточной точностью и эффективностью использования.

Это интересно! Электромагнитного толщиномера будет вполне достаточно для того, чтобы определить качество ЛКП на автомобиляхс пробегом.

Калибровка толщиномера

Калибровка толщиномера – процесс установления равенства между показателями прибора и реальной толщиной покрытия с учетом допустимой погрешности. Проводится перед первым измерением и далее не реже, чем 1 раз в 3 – 4 месяца. При этом важно знать, что настройки могут сбиваться чаще, если прибор редко используется или хранится зимой в неотапливаемом помещении или, наоборот, при высокой температуре окружающего воздуха (выше +28оС).

Для калибровки прибора используются две пластины: одна – пластиковая, играющая роль ЛКП, вторая – нулевой образец, выполненный из металла, подходящего для измерений для каждого конкретного толщиномера.

Процесс выглядит следующим образом:

  • включить прибор;
  • металлическую пластину уложить горизонтально;
  • нажать кнопку, предназначенную для проведения калибровки;
  • установить прибор на пластину, плотно, но без усилия, прижимая датчик к образцу;
  • сбросить полученные показания;
  • на металлическую пластину уложить пластиковый образец;
  • провести замер;
  • полученный результат сравнить с эталонным значением, указанным на пластиковом образце.

В случае получения ошибочных данных – провести калибровку еще раз. Если в результате выводятся неверные данные или погрешность превышает норматив, установленный заводом-изготовителем, следует обратиться за помощью в магазин или сервисный центр.

Принцип работы толщиномеров вихретоковых для работы с цветными металлами

Если предстоит работать не только с металлическими деталями, но и поверхностями, которые изготовлены из алюминия, меди или других материалов, которые не магнитятся, то определить толщину слоя ЛКП при помощи электромагнитных приборов не получится. Для этого используются аппараты, работающие по принципу создания вихревых токов, поэтому они так и называются — вихретоковые.

Аналогично рассмотрим принцип работы вихретоковых толщиномеров на примере пластинки из алюминия, покрытой краской:

  1. Имеется алюминиевый лист, толщину ЛКП которого необходимо определить.
  2. Для этого в приборе вместо магнита установлены две индуктивных катушки.
  3. Первая катушка служит для создания вихревых потоков, а вторая для фиксации величины магнитного поля.
  4. При помощи первой катушки, на которую подается определенная величина напряжения, создается магнитное поле на поверхности пластины. Образуется оно за счет воздействия электрического поля на деталь.
  5. На поверхности пластины за счет создания магнитного поля формируются вихревые токи.
  6. Эти токи создают другое магнитное поле, которое фиксируется при помощи второй катушки прибора.


    Схема работы вихретоковых толщиномеров

  7. Чем больше слой покрытия детали, тем ниже величина тока на выходе со второй катушки. За счет разности величин тока на первой и второй катушках определяется толщина ЛКП на деталях из материалов, которые не намагничиваются.

Имея представление о том, как работают вихревые толщиномеры, не составит труда произвести ремонт прибора в случае возникновения неисправности.

Осторожно с AliExpress

Для непрофессионального использования точно не нужен Qnix 4500 за 700-800 долларов, но и покупать приборы за 30 долларов не стоит – об этом ниже.

В белорусских магазинах цены на хорошие комбинированные толщиномеры начинаются со 120-130 долларов. Примерно столько же они стоят и на российском Ozon.

Большинство приборов, само собой, производится в Китае. Конструктивно одни и те же модели заказывают разные поставщики и продают под своими брендами. Визуально одинаковые Etari, rDevice, Profiline и т.д. с различными индексами могут быть полностью идентичными и внутри. Но и цены на них, как правило, плюс-минус одинаковые. Если же прибор выглядит аналогично, но стоит втрое дешевле – стоит задуматься, ведь все мы знаем, что у китайцев цена соответствует начинке. Заплатил больше – получил более качественные компоненты, заплатил мало – получил дешевку.

А если поискать аналоги на AliExpress? Здравая идея, наверняка получится их найти. Но нужно внимательно знакомиться с характеристиками и читать отзывы. Ведь вряд ли вам понравится, если вы получите качественное и точное устройство, но оно будет показывать значения в микродюймах (mils) и только.

Совсем дешевые толщиномеры покупать на «Алике» не стоит. Многие из них способны выводить результаты только в тех самых микродюймах или в долях миллиметра. Привычные 150 мкм куда понятнее, нежели 0,15 мм. А некоторые и вовсе округляют только до десятых долей. В итоге поди пойми, 0,2 мм – это 155 микрон или 240.

Кроме того, дешевые устройства имеют большую погрешность, часто достоверно с их помощью можно установить разве что факт наличия шпатлевки.

Дешевый толщиномер с AliExpress

В общем, гнаться за дешевизной не стоит. Если нет желания покупать прибор за 100 и более долларов, его можно взять напрокат – таких предложений сегодня достаточно.

Принцип работы ультразвуковых толщиномеров

Если необходимо работать с разными материалами, то в таком случае следует отдать предпочтение приборам, принцип работы которых основан на ультразвуковом излучении.

Как они работают, рассмотрим далее.

  1. В основе работы таковых приборов используются ультразвуковые датчики.
  2. Датчик излучает сигналы, которые проходят сквозь ЛКП, и достигают самого материала. Это может быть не только дерево или пластик, но еще также металл.
  3. Определение толщины ЛКП осуществляется за счет разницы времени при подаче сигнала и возврате его обратно. Чем больше это значение, тем соответственно толще слой покрытия.

За счет использования ультразвукового излучения осуществляется определение толщины ЛКП с максимальной точностью. Сложность конструкции негативно отражается на стоимости устройств.

Более подробно о принципе работы толщиномеров разных видов можно узнать, посмотрев видео ниже.

Теперь, когда известно, что такое толщиномер, какие бывают виды приборов, и как они работают, можно перейти к рассмотрению вопроса о том, как же пользоваться этим измерительным инструментом. Таким вопросом задаются все начинающие мастера, и благодаря нижеизложенной инструкции, каждый сможет определить, побывал ли рассматриваемый к приобретению автомобиль в ДТП.

Устройство и характеристики

Современный толщиномер представляет собой компактное электронное устройство, состоящее из измерительного блока и датчика, который бывает встроенным и выносным.

Последний позволяет выполнять замеры в ограниченном пространстве или в неудобных точках.

Измерительный блок заключается в корпус, имеющий как классическую прямоугольную, так и с плавными изгибами форму, повышающую эргономичность.

Также портативные устройства со встроенным датчиком нередко имеют пистолетную форму.

Питание осуществляется посредством встроенного аккумулятора или сменных батареек.

На лицевой стороне прибора имеется дисплей, отображающий результаты замеров, а также информацию о настройках.

Управление осуществляется кнопками, обычно расположенными ниже дисплея.

Кроме портативных толщиномеров существуют и стационарные настольные приборы, обычно применяющиеся для контроля пленок и листовых материалов в пределах лаборатории.

Материал

Корпус толщиномера, как правило, изготавливается из ударопрочного пластика, который нередко оснащается прорезиненными вставками, предотвращающими выскальзывание прибора из рук.

Некоторые модели комплектуются съемными резиновыми чехлами, дающими дополнительную защиту от случайных падений и ударов.

Механические модели делают металлическими, а наконечники зонда – твердосплавными или керамическими.

Размеры и вес

Большая часть портативных толщиномеров обладает компактными размерами.

Их длина составляет порядка 100 — 370 мм, ширина около 50 – 250 мм, а весят подобные модели от 60 до 500 грамм, могут иметь горизонтальное и вертикальное позиционирование дисплея.

Вес некоторых приборов способен превысить 1,5 кг, в зависимости от размеров и функционала.

Что касается механических ручных вариантов исполнения, их длина составляет 225 – 425 мм.

Диапазон измерений

Диапазон измерений толщиномера напрямую зависит от его типа, исследуемого материала, может сильно изменятся от модели к модели.

Единицы измерения этого параметра в данном случае – микрометры, составляющие тысячную часть миллиметра, то есть 1 мкм = 0,001 мм.

Для портативных цифровых моделей максимальная измеряемая толщина не превышает 3000 мкм, чего вполне достаточно для проверки, например, ЛКП авто.

Что касается ручных механических приборов для труб и листовых материалов, их диапазон измерений зачастую составляет 0 – 10000 мкм (иногда до 20000 мкм).

Ультразвуковой же инструмент может обладать максимальным значением диапазона вплоть до 300000 мкм, в то время как минимальная отметка составляет 0,1 – 1000 мкм.

Время измерения в одиночном режиме обычно составляет 3 – 5 секунд.

Точность, погрешность и калибровка

Погрешность – один из основных параметров, на который необходимо обращать внимание при выборе толщиномера, зависит она в первую очередь от типа инструмента.

Для качественных ультразвуковых приборов это значение не превышает 1%, для других типов – до 3%, зависит от диапазона измерений.

Допустимое отклонение измерения у механических ручных моделей составляет в среднем 0,018 — 0,022 мм.

Калибровка толщиномеров, как правило, выполняется перед каждым их использованием.

Информация о том, как именно калибровать тот или иной прибор, находится в инструкции, а процедура включает в себя 2 этапа:

  • Установка нулевого значения.
  • Корректировка точности измеряемого параметра.

В комплекте с инструментом идут зачастую калибровочные шайбы известной толщины, имитирующие материалы, работу с которыми поддерживает толщиномер.

Это могут быть как цветные и черные металлы, так и варианты с имитацией лакокрасочного слоя автомобиля.

Современные профессиональные модели имеют автоматическую самокалибровку.

Дополнительные функции

Многие толщиномеры оснащаются дополнительным функционалом, который способен расширить возможности прибора и упростить работу с ним.

Широкое распространение получили следующие дополнения:

  • Встроенная подсветка – позволяет проводить измерения в условиях недостаточного освещения. Представляет собой зачастую светодиодный фонарь для освещения места контакта встроенного датчика с исследуемым материалом.
  • ЖК-дисплей большого размера – отображает хорошо различимые цифры, что позволяет значительно ускорить работу. В идеале обладает собственной подсветкой. Следует отметить, что некоторые простейшие модели для проверки ЛКП автомобиля вместо дисплея имеют три разноцветных индикатора, которые указывают, в каком диапазоне находится толщина слоя краски.
  • Автоматическое отключение – сохраняет заряд батареи, отключая прибор при его бездействии в течении определенного времени.
  • USB-порт – позволяет обмениваться данными с ПК. Некоторые модели поддерживают зарядку посредством USB.

  • Карта памяти – значительно расширяет встроенную память прибора.
  • Автоматическое определение материала основания.
  • Самокалибровка.
  • Различное вспомогательное программное обеспечение – позволяет синхронизировать толщиномер с ПК, производить статистическую обработку, графическое отображение информации, конвертировать данные в соответствующие компьютерные программы, вроде Microsoft Excel.

В зависимости от модели, прибор может оснащаться дополнительно звуковым оповещением, многоязычным интерфейсом, несколькими вариантами датчиков для работы с разными материалами.

Как пользоваться толщиномером: что представляет собой процесс калибровки

Начинать пользоваться толщиномером следует с выполнения обязательной процедуры под названием калибровка. Обычно при покупке недобросовестные продавцы уверяют покупателя в том, что прибор уже настроен и готов к работе. Однако это не всегда так, и ничего не будет страшного, если перед работой вы самостоятельно произведете калибровку.

Для калибровки толщиномера понадобится воспользоваться специальными образцами в виде пластин, которые называются эталонными (в наборе присутствует металлическая и алюминиевая пластины с пленкой, имитирующей слой краски). Обычно они поставляются вместе с прибором, но все зависит от стоимости последнего. Дешевые китайские инструменты могут поставляться без калибровочных пластин. Калибровка проводится в таких случаях:

  • перед первым использованием;
  • при повреждении инструмента;
  • при изменении эталона.

Если прислонить прибор к голой поверхности без ЛКП, то прибор покажет нулевое значение или близкое к нему. После этого переходим к измерению толщины пластины с пленкой. Если толщиномер показывает другие значения (отличающееся от эталонного для пластины), значит, его система нуждается в настройке. В таком случае понадобится произвести калибровку. Для этого выполняем следующие действия:

  1. К поверхности прибора прислоняется калибровочная пластина голой поверхностью, как показано на фото выше.
  2. Далее необходимо нажать на «0».
  3. Прислонить прибор к пластине с эталонной пленкой.

  4. После этого следует нажать на кнопку под названием «мишень». Нажимаем и удерживаем, пока не замигает слово калибровка на дисплее.

  5. Теперь при помощи стрелок вверх и вниз нужно осуществить настройку прибора под соответствующие значения, равные эталонной пленочке.

  6. После этого снова нажимаем на «мишень», тем самым выключая режим калибровки.
  7. Проверяем правильность показаний устройства.
  8. Есть еще один более быстрый способ калибровки. Использовать его рекомендуется в случае, когда прибор начал «глючить». Этот способ называется сброс настроек в системе толщиномера на заводские. В большинстве моделей для этого необходимо нажать на цифру «0» и удерживать. В инструкции к каждой модели такая функция указывается обязательно.

  9. Далее осуществляется установка шкал прибора, и проверка эталонной пленки.

Это интересно! Если прибор поставляется без эталонных пластин, тогда следует воспользоваться подручными средствами или же заказать их.

Каждый прибор имеет соответствующую величину погрешности, которую необходимо учитывать. Не рекомендуется покупать инструменты, если величина погрешности превышает отметку более 15 мкм. После подготовки прибора к эксплуатации, можно переходить к соответствующим манипуляциям.

ГОСТ

Для индикаторных стенкомеров и толщиномеров с ценой деления 0,01 и 0,1 мм технические условия регламентированы действующим ГОСТ 11358-89, для ультразвуковых вариантов введен ГОСТ 28702-90, а для радиоизотопных приборов – ГОСТ 18061-90.

Некоторые толщиномеры внесены в Госреестр средств измерений, имеют соответствующие метрологические сертификаты.

Это значит, что для таких приборов установлены правила метрологической поверки и официальные технические нормативы.

Регистрация в Государственном реестре фактически подтверждает законность использования инструмента на территории РФ.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Для толщиномеров покрытий, внесенных в Госреестр СИ, поверка производится раз в год.

Как нужно пользоваться толщиномером: подробное описание процесса

Начинать проверку кузова автомобиля рекомендуется с крыши. Почему так? Ведь именно крыша является в большинстве случаев менее подверженной повреждениям. Измерив толщину ЛКп на крыше, можно принимать полученное значение за эталонное. Все показатели рекомендуется фиксировать, чтобы иметь возможность их сравнения. На каждой детали следует сделать минимум три измерения (в идеале 5-8), после чего высчитать среднее арифметическое значение. Далее переходим к самой процедуре измерения:

  1. Включаем прибор, и переходим к процессу измерений. Большинство приборов включаются и выключаются автоматически.

  2. Для этого ничего не нужно делать, кроме как прикладывать прибор соответствующей частью к кузову автомобиля.
  3. При этом очень важно, чтобы на поверхности, которая соприкасается с кузовом, не было загрязнений. Кузов автомобиля также должен быть чистым, иначе показатели будут некорректными.

Сложность работы толщиномером в том, что необходимо определить самостоятельно, подвергался ли кузов рихтовочным работам, а также перекраске и т.п. Для этого важно знать следующее:

  1. При заводской покраске толщина ЛКП составляет в пределах от 90 до 160 микрон. В миллиметрах это значение варьируется в пределах от 0,09 до 0,16 мм.
  2. Не только для разных моделей автомобилей это значение отличается, но еще и для одной и той же марки.
  3. Если на кузовной детали автомобиля толщина ЛКП выходит за верхний предел свыше 160 микрон, то высока вероятность того, что этот участок или элемент подвергался рихтовке.
  4. Как правильно найти эталон ЛКП для конкретного автомобиля? Для этого осуществляем замеры на крыше. Делается 9 замеров в разных точках, и если все значения примерно одинаковые, значит, этот слой ЛКП является эталонным.


Таблица толщины лакокрасочного покрытия для разных марок и моделей автомобилей

Если слой краски на крыше составляет, к примеру, 0,1 микрон, значит, на остальных деталях это значение должно быть с незначительными расхождениями. В процесс измерений могут обнаруживаться различные признаки и особенности, указывающие на следующее:

  1. Превышение слоя краски на кузовном элементе свыше 50 микрон — деталь с высокой долей вероятности попросту была подкрашена по причине небольшой царапины. Переживать в этом случае не стоит, но задуматься о том, что еще где-то есть более серьезные дефекты необходимо. Проверять такую машину нужно тщательнее.
  2. Превышение нормы на 300 и более микрон свидетельствует о том, что машина со 100% вероятностью побывала в ДТП. Такое большое расхождение свидетельствует о наличии слоя шпаклевки и грунтовки.
  3. Если же показатели составляют свыше 1000 микрон, то такой автомобиль точно нужно обходить стороной. Причиной того является его причастность к серьезному ДТП, в котором не исключено, что была поведена геометрия кузова.

Проверять кузов автомобиля толщиномером необходимо тщательно, внимательно и не торопясь. Ведь от этого зависит, как долго прослужит кузов покупаемого авто с пробегом, и насколько ТС будет безопасным. Отсутствие уверенности в том, что сможете сделать все правильно, может привести к покупке ТС после ДТП. Если имеется возможность, поучаствуйте в проверке автомобиля с профессионалом, чтобы впоследствии научиться выполнять эту процедуру. Ниже на видео инструкция, как пользоваться толщиномером, что о нем нужно знать при эксплуатации и очень много другой полезной информации для начинающих автоэкспертов.

Как измерить микрон?

Микрометр (русское обозначение: мкм, международное: µm; от греч. μικρός «маленький» + μέτρον «мера, измерение») — дольная единица измерения длины в Международной системе единиц (СИ). Равна одной миллионной доле метра (10−6 метра или 10−3 миллиметра): 1 мкм = 0,001 мм = 0,0001 см = 0,000001 м.

Интересные материалы:

Почему эпоха просвещения так называется? Почему Фандом Бтс называется Арми? Почему фильм Бумер так называется? Почему г Кривой Рог так называется? Почему георгиевская ленточка называется георгиевской ленточкой? Почему гидра так называется? Почему гиппопотам так называется? Почему Горький оставил название на дне? Почему город Архангельск носит такое название? Почему город Йошкар Ола так называется?

Популярные модели толщиномеров или на что обратить внимание при выборе прибора

Если запланирована покупка толщиномера, тогда ниже представлен рейтинг лучших моделей, на которые стоит обратить внимание:

  1. ET-11P — удобный в эксплуатации прибор с величиной погрешности не более 3%. Поставляется вместе с калибровочными пластинами и пленкой на 102 мкм, имитирующей эталонную толщину ЛКП. Удобство основывается на том, что прибор сконструирован по типу пистолета. Ориентировочная цена составляет около 9 тысяч рублей.

  2. RGK TM-17 — многофункциональный прибор, который поставляется в удобном кейсе. В комплекте имеются две калибровочные пластины и пленка. Точность прибора составляет 0,1 микрон в пределах измерений до 100 микрон, и 1 микрон в диапазоне от 100 до 1700 микрон. Позволяет осуществлять измерения не только точечно, но еще и непрерывно. Его можно также настроить на допустимую величину отклонения. Ориентировочная цена — 9-10 тысяч рублей.

  3. Etari ET 600 — компактный инструмент с величиной погрешности до 1,8% до 500 микрон, и 2,2% при измерении в диапазоне от 500 до 1500 микрон. Комплектуется прибор разными пластинами и пленками в количестве 4 штук для осуществления более точной калибровки. Поставляется в чехле, а ориентировочная цена составляет 10000 рублей.

Выбирая инструмент, обратить внимание нужно не только на функционал и возможности, а также удобство использования. Не менее популярными являются следующие модели толщиномеров:

  • EM-2271;
  • ET-555;
  • GM200.

Все устройства имеют одинаковые способы использования, о чем было подробно описано в материале. В завершении стоит подвести итог, и отметить, что такой высокоточный измерительный прибор требует правильного хранения. Все устройства изготавливаются на базе микропроцессоров, поэтому хранить их необходимо в сухих и теплых помещениях, не допуская воздействия влаги и прочих воздействий. Только в этом случае прибор будет служить долго, и давать корректные результаты измерений.

Критерии выбора толщиномера

Современное оборудование для измерения толщины материала имеет встроенный/выносной датчик, цифровой дисплей, автономное питание.

При выборе толщиномера следует обратить внимание на ряд важных параметров:

  • Принцип измерения. Существует несколько видов устройств с разными принципами действия. Электромагнитные толщиномеры работают только с магнитными металлическими поверхностями. Вихретоковые приборы способны определять толщину любого (в том числе цветного) металла. Ультразвуковые устройства обеспечивают измерение практически всех материалов, включая металл, пластик и дерево.
  • Точность показаний. Данный параметр определяет величину погрешности, с которой производится измерение. Погрешность в 1-2 процента обеспечивает достаточную точность замера. Более грубые приборы используются для примерной оценки толщины материала или покрытия.
  • Диапазон измерений. Современное электронное оборудование позволяет работать с материалами толщиной до 1800-3000 мкм. Этого достаточно для измерения, например, лакокрасочного покрытия автомобиля. Чем выше значение, тем универсальней применение устройства.
  • Метод калибровки. Приборы с автокалибровкой просты в использовании, от пользователя не требуется совершать каких-либо сложных действий. Ручная калибровка востребована профессионалами — это достаточно долгий процесс с применением специальных пленок и вводом точных значений измеряемых поверхностей.
  • Источник питания. Современные портативные толщиномеры могут получать питание от батарей или аккумуляторов, некоторые модели поддерживают связку с мобильными устройствами. Аккумуляторные девайсы требуют периодической подзарядки, оборудование с батарейками — замены севших источников энергии.
  • Дополнительные возможности. Различные полезные опции повышают функциональность прибора. Это автоотключение для сохранения заряда батареи, водонепроницаемое исполнение для защиты электроники от влаги, встроенная память для сохранения результатов измерений, сканирование покрытия в режиме реального времени и другие возможности.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]