Штихель по металлу для гравировки
Штихель — главный инструмент для гравировки по металлу. Гравер держит в руке острый и прочный резец снабженный полукруглой деревянной или пластмассовой рукояткой для упора ладонью. Режущая кромка может быть разной формы для выполнения различных гравировальных операций. Многие граверы не довольствуются магазинными покупками, а изготавливают свой инструмент самостоятельно.
Делаем штихель для гравировки по металлу
Изготовление штихеля простейшей конструкции доступно домашнему мастеру, владеющему слесарными навыками. Для этого за основу берут:
- напильник или надфиль;
- рессорный лист;
- часть обоймы подшипника.
Главное, чтобы сталь была высокопрочной и упругой. Прочность необходима для того, чтобы штихель успешно резал металл заготовки, долго не тупился и держал заданную форму заточки. Упругость позволит инструменту не сломаться под нагрузкой.
Более качественный резец можно получить методом ковки, но для этого следует иметь хорошие кузнечные навыки и располагать кузницей. Штихель из надфиля будет заметно уступать кованому и по прочности, и по гибкости.
Прежде, чем начинать пилить и ковать металл, следует построить чертеж инструмента. Потребуется не только масштабное изображение самого резца, но и чертеж ручки.
Как выковать штихель
Начинающие граверы обходятся покупными штихелями или переделанными из напильников. Зрелые мастера часто чувствуют потребность в надежном кованом резце.
Самостоятельное изготовление кованого штихеля требует владения кузнечными навыками на среднем уровне. Инструкция, как сделать штихель методом горячей ковки, приведена ниже.
Ковка разбивается на следующие основные этапы:
- ковка заготовки;
- закаливание;
- окончательная обработка и доводка.
Во время ковки необходимо постоянно следить за температурой детали. Она определяется пирометром или традиционным методом- по цвету накала. В начале процесса деталь должна быть светло- желтой, на последних операциях-светло-красной.
Хорошо прогретую заготовку нужно клещами выхватить из горна и уложить на наковальню. Легкими частыми ударами сбивается окалина. Чтобы получить прямоугольник, применяется техника поперечной протяжки. Для формирования треугольной формы детали- ее протягивают продольно на краю наковальни, повернув под необходимым углом. Сходным приемом выполняется протяжка и для трапецеидальной формы сечения.
Более сложным образом кузнец добивается ромбообразного сечения. Сначала проводится протяжка на острие в одну сторону, затем изделие переворачивается и протягивается в обратную сторону. Часть детали при этом придется отрубить.
Следующая операция- протяжка хвостовой части резца. ее нужно дополнительно прокалить и протянуть до образования пирамидального хвостика.
Можно переходить к следующему этапу – закалке. Закаливание углеродистых сплавов проводят в следующей последовательности:
- нагреть изделие до 805 ±15 °С;
- быстро опустить в холодную воду;
- проверить степень закалки надфилем: если он скользит по металлу, не образуя стружки, то нужная твердость достигнуть;
- при образовании стружки закалку следует провести повторно.
И завершающий этап — мехобработка. На абразивном круге штихелю придается окончательная форма. Здесь же затачивают лезвие до требуемой остроты. Окончательная доводка выполняется на мелкозернистом круге.
Штихель по металлу для гравировки своими руками
Делаем штихель для гравировки по металлу
Изготовление штихеля простейшей конструкции доступно домашнему мастеру, владеющему слесарными навыками. Для этого за основу берут:
- напильник или надфиль;
- рессорный лист;
- часть обоймы подшипника.
Главное, чтобы сталь была высокопрочной и упругой. Прочность необходима для того, чтобы штихель успешно резал металл заготовки, долго не тупился и держал заданную форму заточки. Упругость позволит инструменту не сломаться под нагрузкой.
Более качественный резец можно получить методом ковки, но для этого следует иметь хорошие кузнечные навыки и располагать кузницей. Штихель из надфиля будет заметно уступать кованому и по прочности, и по гибкости.
Прежде, чем начинать пилить и ковать металл, следует построить чертеж инструмента. Потребуется не только масштабное изображение самого резца, но и чертеж ручки.
Как выковать штихель
Начинающие граверы обходятся покупными штихелями или переделанными из напильников. Зрелые мастера часто чувствуют потребность в надежном кованом резце.
Самостоятельное изготовление кованого штихеля требует владения кузнечными навыками на среднем уровне. Инструкция, как сделать штихель методом горячей ковки, приведена ниже.
Ковка разбивается на следующие основные этапы:
- ковка заготовки;
- закаливание;
- окончательная обработка и доводка.
Во время ковки необходимо постоянно следить за температурой детали. Она определяется пирометром или традиционным методом- по цвету накала. В начале процесса деталь должна быть светло- желтой, на последних операциях-светло-красной.
Хорошо прогретую заготовку нужно клещами выхватить из горна и уложить на наковальню. Легкими частыми ударами сбивается окалина. Чтобы получить прямоугольник, применяется техника поперечной протяжки. Для формирования треугольной формы детали- ее протягивают продольно на краю наковальни, повернув под необходимым углом. Сходным приемом выполняется протяжка и для трапецеидальной формы сечения.
Более сложным образом кузнец добивается ромбообразного сечения. Сначала проводится протяжка на острие в одну сторону, затем изделие переворачивается и протягивается в обратную сторону. Часть детали при этом придется отрубить.
Следующая операция- протяжка хвостовой части резца. ее нужно дополнительно прокалить и протянуть до образования пирамидального хвостика.
Можно переходить к следующему этапу – закалке. Закаливание углеродистых сплавов проводят в следующей последовательности:
- нагреть изделие до 805 ±15 °С;
- быстро опустить в холодную воду;
- проверить степень закалки надфилем: если он скользит по металлу, не образуя стружки, то нужная твердость достигнуть;
- при образовании стружки закалку следует провести повторно.
И завершающий этап — мехобработка. На абразивном круге штихелю придается окончательная форма. Здесь же затачивают лезвие до требуемой остроты. Окончательная доводка выполняется на мелкозернистом круге.
Назначение штихеля
Для гравировки мастеру требуется комплект штихелей по металлу разной формы для гравировки различных элементов изображения. Самые распространенные- это:
- шпиц — это резец в форме клина с уклоном от 30 до 40°, применяется для оформления контура изображения и четких элементов большой глубины;
- мессер – напоминает нож, уклон клина от 15 до 30°, им выполняют тонкие детали;
- флах — похож на лезвие стамески шириной 0,15-6 мм, им выбирают впадины в рисунке;
- бол — округлое острие радиусом 0,2-0,6 мм, с его помощью выбирают полукруглые впадины, из которых формируют текстовые элементы рисунка;
- граб — ромбовидное сечение, им выбирают крупные элементы на вогнутых элементах;
- фассет — трапециевидное сечение с углом заточки лезвия от 50 до 115°, применяется для формирования изображений высокой сложности;
- шатир — лезвие имеет зубчатую форму с расстоянием между зубцами от 0,1 до 0,5 мм, его применяют для получения нескольких параллельных штрихов.
Штихеля для резьбы по металлу другой формы используются редко, при реставрационных работах и при выполнении особо сложных изображений.
Гравировка штихелем по металлическим поверхностям
Штихельная гравировка по металлу требует от гравера верного глаза, твердой руки и художественного вкуса, но прежде всего- терпения и усидчивости. Необходимо также определиться с материалом для заготовок.
Медные и латунные больше подходят для начинающего мастера.
Более опытные граверы работают и по другим цветным металлам, и по мягким стальным сплавам, используя специфические способы гравировки и усовершенствованный инструмент.
Все, что необходимо для гравировки из инструмента и оборудования- это рабочий стол и набор штихелей. На первом этапе освоения технологии ручной гравировки рекомендуется добиться устойчивого качества прямых и извилистых штрихов. Когда они стали получаться уверенно, можно перейти к более сложным элементам изображения.
Перед началом нанесения гравировки на заготовку мастер традиционно проверяет остроту заточки штихеля, проводя по кончику ногтя. Если полоску удается срезать без усилия и нажима- острота достаточная. Ручка зажимается в рабочей руке, большой и указательный пальцы охватывают резец в 10-20 мм от острия.
Лезвие упирают в поверхность заготовки под углом 35-45°, далее угол резко уменьшают до 5-10°, при этом кусочек металла вырезается из заготовки и формируется штрих. Для начинающих не рекомендуется ограничить их длину 3-4 мм. С приобретением опыта начнут получаться и более длинные.
Виды штихелей
Кроме традиционного, ручного инструмента, в последнее время все большее распространение получают механизированные резцы. Форма лезвия у них точно такая же, как и у ручного, но нажим на резец осуществляется за счет механического привода. В зависимости от типа привода различают следующие виды штихелей:
- электроштихель;
- пневмоштихель.
Электромеханический штихель можно купить, а можно сделать своими руками. Это потребует серьезных навыков в электротехнике и конструировании.
Гораздо проще конструкция и технология изготовления пневмоштихеля по металлу. Для его сборки достаточно выточить (или подобрать подходящий) цилиндр и поршень, который под воздействием подаваемого через патрубок сжатого воздуха будет ударять по хвостовику штихеля.
Назначение штихеля
Для гравировки мастеру требуется комплект штихелей по металлу разной формы для гравировки различных элементов изображения. Самые распространенные- это:
- шпиц — это резец в форме клина с уклоном от 30 до 40°, применяется для оформления контура изображения и четких элементов большой глубины;
- мессер – напоминает нож, уклон клина от 15 до 30°, им выполняют тонкие детали;
- флах — похож на лезвие стамески шириной 0,15-6 мм, им выбирают впадины в рисунке;
- бол — округлое острие радиусом 0,2-0,6 мм, с его помощью выбирают полукруглые впадины, из которых формируют текстовые элементы рисунка;
- граб — ромбовидное сечение, им выбирают крупные элементы на вогнутых элементах;
- фассет — трапециевидное сечение с углом заточки лезвия от 50 до 115° , применяется для формирования изображений высокой сложности;
- шатир — лезвие имеет зубчатую форму с расстоянием между зубцами от 0,1 до 0,5 мм, его применяют для получения нескольких параллельных штрихов.
Штихеля для резьбы по металлу другой формы используются редко, при реставрационных работах и при выполнении особо сложных изображений.
Виды штихелей, применяемых в гравировании
Гравирование
Гравирование относится к одному из самых древних приемов обработки металлов. Оно представляет собой выдавливание на металлической поверхности рельефного изображения или орнамента.
В древности применяли исключительно ручное гравирование штихелями и другими граверными инструментами, а вот научно-технический прогресс буквально «освободил» мастерам руки. Теперь редко кто вырезает вручную — повсеместно применяется механизированное гравирование или лазерная гравировка.
Работа гравировщика достаточно трудна и требует немалой сноровки. Даже для того, чтобы нанести на металл прямую черту одинаковой толщины, нужен опыт, а уж ломаные или закругленные линии по силам только маститым граверам.
Сначала подготавливают металлическую поверхность — ее красят акварельной белой краской и наносят карандашом рисунок. После этого берут штихель и начинают прорезать, варьируя силу нажатия на инструмент. Если гравировку на металле делают под глянец, тогда используют фассетенштихель, а если гравировка под чернение или эмаль, тогда обычным штихелем.
В ювелирном деле часто используется двухмерное плоскостное гравирование для вида, которое выполняется за ювелирным и граверным верстаками с помощью тисков, крепежных шайб, финагеля. С помощью этой ювелирной техники можно наносить монограммы, узоры, рельефы, контуры, орнаменты, фоны и т.д. Гравировку используют в оформлении накладок колец, печаток, обручальных колец и т.д. Граверный верстак значительно расширяет спектр ювелирных задач и позволяет выполнять гравирование на посуде, портсигарах, часах, пудреницах и многих других предметах обихода.
Инструмент гравировщика:
· -деревянные ручные тиски для гравирования колец
· -крепежные шайбы для закрепки плоских и выпуклых изделий наподобие серег, брошей, подвесок
· -настольная деревянная струбцина для зажатия в граверную подушку пластин, медалей, колец, серебряной посуды
· -шаровые деревянные тиски имеют большую мобильность и могу менять положение гравируемого предмета по отношению к штихелю
· -кранц или граверная подушка — кожаный мешок, набитый песком, для быстрого изменения положения относительно граверных приспособлений
· -штихель или резец — хорошо заточенный гравировальный клинок грибовидной формы, выполненный из закаленной инструментальной стали. У штихеля есть несколько разновидностей: грабштихель (для больших вогнутых поверхностей), фасеттенштихель (для точных линий и узоров).
Виды штихелей, применяемых в гравировании
Мессерштихель — резец с ножеобразным клинком. Резцы этого типа в поперечном сечении имеют форму вытянутого остроугольного треугольника, как у полотна обычного ножа. Отсюда и немецкое название этого режущего инструмента. Слово «мессер» в переводе на русский означает «нож». Этим резцом выполняют на металле тонкие, почти волосяные, сильно углубленные линии. Чтобы обеспечить необходимую жесткость клинку мессерштихеля, его спинка должна иметь ширину не менее 2,5 мм. Шпицштихель — остроконечный резец. «Шпиц» означает «острый». В сечении резец имеет форму остроконечного треугольника, у которого две боковые стороны представляют собой дуги. Спинка у него плоская, а боковые грани выпуклые. Это универсальный, резец применяется для самых разнообразных граверных работ: им размечают рисунок, прорезают контуры изображения, подрезают остроугольные элементы гравировки. Шпицштихель используют также для выполнения на металле различных надписей каллиграфическим шрифтом. Углубляя или выводя ближе к поверхности кончик резца, регулируют ширину прорезаемой канавки. Но наиболее широкие линии получают при гравировании боковой цилиндрической поверхностью штихеля. Флахштихель (фляхштихель) — плоский резец, у которого задняя плоская грань всегда параллельна спинке. «Флах» в переводе на русский язык означает «плоский», «ровный». Флахштихель применяется для гравирования канавок с плоским дном шириной от 3,5 мм до 5 мм. Используют его для удаления металла при углублении фона в обронной гравировке. Ювелиры применяют флахштихели для чистовой обработки деталей изделий. Болтштихель — это круглый или полукруглый резец. Без перевода нетрудно догадаться, что боковые поверхности болт-штихеля цилиндрические. Болтштихелем можно вырезать в металле желобки шириной от 0,1 мм до 5 мм. В обронных работах этот инструмент применяется при гравировании криволинейных углублений узоров, шрифтовых надписей, для моделирования выступающих элементов изображений. Болтштихелем выбирают углубленные участки фона. Тонкие болтштихели можно сделать из стальных игл и спиц различной толщины. Поскольку клинок из иглы не может иметь нужную жесткость, его насаживают на удлиненную деревянную рукоятку. Надо сказать, что удлиненные рукоятки применяются также для коротких клинков всех типов штихелей. Шатирхштихель, или фаденштихель,— это штриховой резец. Если на нижней грани флахштихеля нарезать продольные бороздки с острыми гребнями, то при проведении кончиком такого штихеля по металлу на его поверхности образуются параллельные штрихи. Такой резец называют шатирштихелем или фаденштихилем (в ксилографии подобный резец называют репштихелем). Оба эти названия, принятые в гравировании металла, отражают ту или н9 иную особенность инструмента. «Фаден» в переводе на русский означает «нить» — это значит, что резцом можно проводить нитевидные штрихи. В другом названии инструмента первая часть слова «шатир» означает «тушевать», «оттенять». Такое название ему дано потому, что он используется при нанесении на металл теней и полутонов в штриховых гравированных рисунках. Хранить штихели нужно на деревянной подставке. Наиболее распространены круглые подставки с вращающимися деревянными дисками, которые позволяют быстро найти нужный инструмент. Можно также сделать несколько подставок для каждого вида штихелей. В одной подставке можно держать, например, шпицштихели, в другой — болтштихели и т. д. Подставки размещают на рабочем столе с правой стороны.
Гравировка штихелем по металлическим поверхностям
Штихельная гравировка по металлу требует от гравера верного глаза, твердой руки и художественного вкуса, но прежде всего- терпения и усидчивости. Необходимо также определиться с материалом для заготовок. Медные и латунные больше подходят для начинающего мастера. Более опытные граверы работают и по другим цветным металлам, и по мягким стальным сплавам, используя специфические способы гравировки и усовершенствованный инструмент.
Все, что необходимо для гравировки из инструмента и оборудования- это рабочий стол и набор штихелей. На первом этапе освоения технологии ручной гравировки рекомендуется добиться устойчивого качества прямых и извилистых штрихов. Когда они стали получаться уверенно, можно перейти к более сложным элементам изображения.
Перед началом нанесения гравировки на заготовку мастер традиционно проверяет остроту заточки штихеля, проводя по кончику ногтя. Если полоску удается срезать без усилия и нажима- острота достаточная. Ручка зажимается в рабочей руке, большой и указательный пальцы охватывают резец в 10-20 мм от острия.
Лезвие упирают в поверхность заготовки под углом 35-45°, далее угол резко уменьшают до 5-10°, при этом кусочек металла вырезается из заготовки и формируется штрих. Для начинающих не рекомендуется ограничить их длину 3-4 мм. С приобретением опыта начнут получаться и более длинные.
Ручная гравировка по металлу штихелем – Справочник металлиста
В настоящее время существует большое количество различных станков и оборудования, позволяющих выполнять гравировку. Для нанесения гравировки используются различные технологические решения и методы. Для того чтобы Вы могли представить разновидности гравировки мы подготовили этот материал.
Поскольку в литературе не обнаружено классификации видов гравировки, в этом материале мы провели ее.
Все замечания принимаются. можно оставить внизу страницы.
Что такое гравировка?
Гравировка гравировки, мн. нет, ж. (спец.). Действие по глаг. гравировать.( Толковый словарь Ушакова)
Гравировка (от фр. graver — вырезывать).
1) Занятие гравера. 2) штрихи на гравюре. (
b) Штрихи на гравюре. (
Гравировка ж. 1) а) Техника нанесения изображения, орнамента, надписи и т.п. на поверхность твердых материалов. б) Изображение, орнамент, надпись и т.п., выполненные таким способом. 2) разг. То же, что: гравирование. (Толковый словарь Ефремовой)
Гравировка Создание или корректирование изображения на формном материале ручным или механическим путем при помощи резца, штихеля и пр. Используется при изготовлении печатных форм для способа металлографии.(Полиграфический словарь)
Гравировка (от фр. graver — вырезывать). 1) Занятие гравера. 2) штрихи на гравюре. (
Гравировка от франц. graver, вырезывать. а) Занятие гравера. b) Штрихи на гравюре. (
Методы гравировки
1. Ручная гравировка — штихелем
2. Механизированная гравировка без удаления металла. Гравировка с применением гравировального оборудования, станков
2.2. Алмазная гравировка (гравировка стальным гравером) на станках с числовым программным управлением. Глубина гравировки от 10 мкм до 100мкм. Глубина гравировки определяется силой давления гравера на материал, углом заточки гравера, твердостью материала, количеством проходов гравера.
При алмазной гравировке образуется углубление в металле, которое соответствует углу заточки инструмента.
Алмазный или стальной гравер с равной скоростью и равным нажимом перемещается по поверхности материала, оставляя за собой канавку. При этом виде гравировки металл не удаляется.
При достаточной жесткости станка образуется ровное гладкое углубление в металле — так называемая «алмазная грань».
Алмазная гравировка на стали с эффектом гильоширования
Пример ювелирного изделия с алмазной гравировкой
2.3 Растровая гравировка (фотогравировка) — разновидность гравировки при котором изображение гравируется точками — растром. Для нанесения растровой гравировки (фотогравировки) могут использоваться гравировальные станки:
Ювелирные гравировальные станки Magic 5/50, Magic 20, Magic 7/70. Гравировка растровых изображений производится алмазным гравером. Глубина гравировки от 10мкм до 120мкм. Глубина гравировки зависит от твердости/мягкости металла, угла заточки гравера, давления гравера на металл
Пример растровой гравировки сделанной на станке Magic
Ударные фотопринтеры по металлу Roland MPX 70 Roland MPX 90 — В этих принтерах электромагнитная головка с закрепленной алмазной иглой перемещается с помощью ЧПУ и шаговых двигателей. Каждое наносимое алмазом углубление в металле соответствует по глубине градиенту цвета точки растрового изображения. Черный цвет — нет точки.
Белый цвет — самая глубокая точка. За счет малого размера алмазного гравера, точки в металле получаются настолько малого диаметра, что их возможно нанести с разрешение до 525 dpi. При фотогравировке ударным способом получаются реалистичные фотографии на металле.
Глубина гравировки при этом способе от 10мкм до 70 мкм — ограничивается слабой силой удара гравера по металлу.
Пример фотогравировки на станке Roland MPX 70
Механизированная гравировка с удалением металла
3.1. Ручная гравировка бормашиной. Металл удаляется бормашиной в которой закреплен инструмент — фреза, гравер и т.п.
3.2 Гравировка на станка с ЧПУ с помощью резца — Гильош. При таком виде гравировки металл удаляется заточенным резцом. Глубина от 10мкм до 1-1,5мм. Для гравировки резцом требуются жесткая станина станка, чтобы избежать биения резца
Фрезерование
4.1. Фрезерование на фрезерно-гравировальных станках с ЧПУ. При фрезеровании используются фрезы или конические граверы, которые вращаются с частотой 5000-30000 об/мин и удаляют металл. Глубина гравировки фрезерованием может быть любая — ограничивается длиной режущей части гравера или фрезы.
Пример гравировки выполненной фрезерованием на станке Magic.
Комбинирование фрезерования и алмазной гравировки позволяет изготавливать ювелирные изделия различной сложности и изысканного дизайна
Лазерная гравировка Выжигание
Для лазерной гравировки используются лазерные граверы или лазерные маркеры. Для лазерной гравировки по НЕметаллическим изделиям используются газовые CO2 лазеры.
Для гравировки по металлическим и неметаллическим изделиям используют волоконные лазеры. При лазерной гравировке на металле остается
Лазерный луч при воздействии на материал в точке фокусировки разогревает материал до температуры горения или испарения.
Лазерный луч генерируется с определенной частотой, поэтому лазеры делают растровую гравировку. Чем чаще располагаются точки от воздействия лазера, тем выше разрешение гравировки.
Также разрешение лазерной гравировки зависит от диаметра пятна контакта лазера с материалом (диаметром луча лазера)
Макро-фотосъемка лазерной гравировки
Лазерные граверы делают гравировку в основном на плоских изделиях или при наличии ротационной оси, то на цилиндрических изделиях.
Примеры лазерной гравировки по металлу
Ручная гравировка
Услуги по ручной гравировке временно не предоставляются. Можем предложить фрезерную гравировку как альтернативу.
Ручная гравировка – один из традиционных видов отделки, который способен преобразить изделие из любого материала. Любая ручная гравировка по стеклу, дереву и камню требует настоящего таланта и профессиональных навыков в исполнении.
Настоящий мастер с помощью специального оборудования способен не только украсить кольца ручной гравировкой или нанести на часы дарственную надпись. Гравировка ручным гравером может превратить любую вещь, сувенир или предмет одежды в настоящий предмет искусства. Подобная отделка поможет изготовить эксклюзивный аксессуар или добавить изюминку в ваш образ.
Гравировка на оружии
Искушенным ценителям оружия можно сделать ручную гравировку на ружье, обойме, ноже или опасной бритве.
Это может быть затейливый орнамент, рисунок, надпись или монограмма, указывающая на владельца. Такой экземпляр станет коллекционной редкостью и предметом гордости владельца.
Коллекционеры, обратившись к мастеру, могут заказать гравировку на топоре, клинке, эксклюзивном холодном оружии.
Доверить выполнение такой работы можно только профессионалам. Выбирая граверные мастерские в Москве, ручная гравировка для которых является основной деятельностью, можно быть уверенным в отличном результате. Цена ручной гравировки, выполненной на заказ, зависит от сложности и объема работы.
Ручная гравировка по металлу: эксклюзивные изделия
Если вы хотите сделать памятный подарок или украсить предмет интерьера из металла, вас впечатлит выбор вариантов с применением гравировки:
- Гравировку на деталях байка, шлемах, как одна из новомодных тенденций.
- Выполнение жетонов из серебра с ручной гравировкой, нанесение надписей на армейских жетонах.
- Изготовление модных амулетов и талисманов, ручная гравировка на памятных и подарочных орденах (медалях).
- Украшение столовых приборов монограммами.
- Ручная гравировка на серебряных ложках, медалях в подарок для новорожденных, на крещение малыша.
- Выполнение табличек с гравировкой для шкатулок или гравировка на металлических ручках.
- Свадебные аксессуары, такие как замочки с именами, бутылки с поздравительными надписями и гравировка на подарках.
- Ручная гравировка на подарках для выпускников школ и ВУЗов: колокольчиках,
- Нанесение дарственных надписей и монограмм на портсигары, серебряные чехлы для зажигалок, на флешку.
- Отделку дорогих часов (ручная гравировка на часах с дарственной надписью).
- Выполнение табличек из алюминия, латуни, драгметалла с ручной гравировкой для настенных и настольных часов.
- Ручная гравировка на металлической бляшке кожаного ремня, пояса.
Виды штихелей
Кроме традиционного, ручного инструмента, в последнее время все большее распространение получают механизированные резцы. Форма лезвия у них точно такая же, как и у ручного, но нажим на резец осуществляется за счет механического привода. В зависимости от типа привода различают следующие виды штихелей:
Электромеханический штихель можно купить, а можно сделать своими руками. Это потребует серьезных навыков в электротехнике и конструировании.
Гораздо проще конструкция и технология изготовления пневмоштихеля по металлу. Для его сборки достаточно выточить (или подобрать подходящий) цилиндр и поршень, который под воздействием подаваемого через патрубок сжатого воздуха будет ударять по хвостовику штихеля.
Гравировка по металлу с использованием различного оборудования
Если заглянуть в историю, то можно увидеть, что ручная гравировка по металлу известна человечеству около пяти тысяч лет.
Выше были рассмотрены общая технология и методы, с помощью которых выполнить гравирование можно своими руками.
Посмотрим, какое оборудование может для этого использоваться.
[Лазерная гравировка] на металле отличается своей долговечностью. В этом случае используется паста, которая наносится на предмет перед обработкой. При этом паста наносится на непокрытый материал.
Технология следующая: оборудование направляет лазер на предмет, который под воздействием температуры немного переплавляется, меняется в цвете и испаряется.
С помощью лазера можно делать рисунки различной сложности и не только на металле. Цена ювелирных изделий, выгравированных лазером, высокая.
Фото:
Алмазная гравировка позволяет изделию «играть» на свету за счет образования четырехгранных ямок.
Алмазная гравировка выполняется с помощью специальной фрезы, с помощью которой удаляется верхний слой металла, образуя те самые ямки.
Алмазная гравировка считается долговечной, широко применяется в ювелирном деле и сувенирной продукции. Цена на такие изделия не фиксирована, чаще всего, о ней договариваются индивидуально.
Фото:
Нанести рисунок на металл можно, используя для этого фрезерный гравировальный станок, который можно не только купить, но и сделать самому.
Фрезерная обработка в виде такого станка необходима в случае мелкосерийного производства (свое дело). В противном случае, это будет лишними тратами. Станок позволяет сделать точный рисунок за счет жесткости всей конструкции.
Такой станок подходит для различных изделий: сувенирная продукция, ключи, брелоки и пр.
Помимо металла гравировальный станок позволяет обрабатывать дерево, стекло, МДФ и пр. материалы.
Если говорить о небольшом производстве, то такой станок будет просто незаменим, он прост в применении, фрезы двигаются быстро и точно. Исключается брак человеческого фактора.
Гравирование, используя данный станок, получается аккуратным и долговечным.
Штихели
Основным видом режущего инструмента при ручном гравировании являются штихели. В переводе с немецкого слово «штихель» означает «резец». Этот термин сразу дает четкое представление о типе инструмента, применяемого в основном для гравировки по металлу.
Современный резец по металлу, или штихель, состоит из трех деталей: клинка, рукоятки и кольца (рис. 3, б). Рукоятку, имеющую грибовидную форму, вытачивают на токарном станке из древесины твердых пород – бука, березы и др. На тонкий конец ручки насаживают металлическую (обычно латунную) втулку, которая предохраняет деревянную ручку от растрескивания при ее насадке на клинок. В торец ручки со стороны кольца вбивают хвостовик клинка. Снизу, примерно на уровне нижней грани клинка, часть рукоятки срезают. Благодаря этому срезу гравер имеет возможность держать инструмент под небольшим углом к поверхности металла, что обеспечивает снятие тонкой стружки.
Длина ручки может быть разной (от 30 до 70 мм) – гравер подбирает ее по своей руке. Но в наборе штихелей все рукоятки должны иметь одинаковые размеры. Длина клинков вместе с хвостовиками – тоже величина постоянная (100–120 мм), несмотря на различие их сечений.
Клинки штихелей различаются по форме и размеру поперечного сечения. Каждому размеру сечения соответствует определенный номер штихеля, причем чем больше номер, тем больше площадь его поперечного сечения.
Основным качеством штихеля является стойкость его рабочей части. Этому способствуют хорошая заточка и правильная закалка: недокал способствует быстрому притуплению, перекал – выкрашиванию режущей кромки. Необходимо, чтобы штихель не боялся ударов и изгибов, чтобы его режущая кромка не деформировалась и не крошилась во время гравирования. По мере изнашивания режущей кромки штихель перезатачивается, что укорачивает его длину. Гравировать укороченным штихелем трудно. Применяя ручки различных размеров, можно компенсировать изнашивание штихелей и пользоваться ими почти до полного их износа. Набор штихелей профессионального гравера состоит из 60–80 шт. – по 10–16 шт. каждого профиля; в набор входят и специальные штихели.
Штихель по металлу для гравировки своими руками — Токарь
18.12.2019
Монеты, медали нагрудные и медали юбилейные, камни и некоторые ювелирные изделия, украшенные узорами металлическая посуда и оружие — вот далеко не полный перечень граверно-медальерного искусства, с которым нам приходится встречаться достаточно часто.
Гравирование — древнейший способ обработки материала резанием. С камня, кости, дерева или металла резцом снимаются частицы материала, и следом на поверхности возникает изображение.
С самых истоков в характере резьбы наметились два основных подразделения — плоскостное гравирование и рельефная обронь. Первое означает, что изображение выполнено углубленными линиями на плоскости. Второе — выпуклую резьбу, в старину на Руси ее называли «обронь», или «обронная работа». Это название пошло от слова «обирать» (убирать) фон.
Гравирование имеет многовековую историю. Уже в каменном веке первобытный человек с помощью кремневых резцов украшал орнаментами и рисунками орудия охоты и предметы быта, вырезал изображения животных на неподатливых каменных плитках, кусках кости и рога, на стенах пещер.
В поздние эпохи истории ручное резание породило глиптику — искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, резец дал начало и монетному производству Древней Греции и Рима.
Наивысшего развития искусство резания достигло в ХV веке в эпоху итальянского Возрождения, подарив миру изящное искусство медали.
Ручное резание, или, как его сейчас чаще называют, художественное гравирование, — технически довольно сложный вид искусства. Но насколько оно сложно, в той же мере и привлекательно.
Граверно-медальерное искусство было любимым увлечением не только многих живописцев, скульпторов, но и людей весьма далеких профессий (даже одна из русских цариц в качестве своего рукоделия избрала медальерную резьбу).
Кстати, на художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института граверно-медальерным искусством с одинаковым успехом занимаются и юноши и девушки.
Здесь будет рассказано о некоторых секретах граверного мастерства. Наш рассказ адресован художникам-любителям, тем из них, кого привлекает работа с металлом. Следует только заметить, что быстрых успехов добьется тот, кто уже умеет пользоваться слесарным инструментом, кто знаком с работой на металлообрабатывающих станках.
Создание некоторых предметов невозможно, например, без использования сверлильных и токарных станков, без умения нарезать резьбу или, скажем, паять. В граверном деле, как нигде, успех работы и ее трудоемкость зависят от безупречной подготовки инструмента и от знания законов ручного резания.
Поэтому именно на эти моменты в статье будет сделан наибольший упор.
Прежде всего несколько слов о рабочем месте. Резать можно за любым столом, лишь бы он был достаточно прочен. Очень важно подобрать правильное освещение: мягкий свет — естественный или искусственный — должен падать спереди. Резкий свет, отраженный от металла, быстро утомляет зрение, глубокие черные тени на рельефе мешают работать.
Главным инструментом гравера является штихель — стальной резец, насаженный на деревянную грибовидную ручку. В зависимости от назначения штихеля различаются по форме поперечного сечения и по ширине. Для плоскостного и объемного гравирования в основном требуется четыре типа: шпицштихель, мессерштихель, фляхштихель и болштихель.
На первых порах для занятий плоскостным гравированием достаточно изготовить два шпицштихеля и один мессерштихель.
Основные типы штихелей (слева направо): шпицштихель, мессерштихель, фляхштихель, болштихель.
- Шпицштихель
— самый ходовой резец, применяется при выполнении любых граверных работ: для нанесения рисунков и орнаментов, для гравирования шрифтов и монограмм, для выполнения всевозможных разметок и подчисток. - Мессерштихель
— узкий, ножевидный, используется для гравирования тонких и глубоких линий, для передачи тональных отношений в рисунках, необходим при выполнении особо мелких и точных работ.
Для объемного гравирования необходимо изготовить несколько плоских (флях) и полукруглых (бол) штихелей, а также специальные зубильца, повторяющие по форме, но в увеличенном виде ручные резцы.
Фляхштихель
— резец с плоской режущей гранью шириной от десятых долей до нескольких миллиметров.
Болштихель
— полукруглый резец с радиусом скругления режущей грани различной величины в зависимости от выполняемой работы.
Штихеля данного типа применяют как для «обирания» фона (например, в декоративных блюдах), так и для «лепки» формы в медальерных барельефных композициях.
Под медальерные штихеля для удобства подкладывают небольшую латунную пластину, позволяющую работать штихелем наподобие рычага.
Чтобы облегчить и ускорить выборку большого количества металла, пользуются зубильцами.
Если же отдельные мелкие элементы композиции трудно вырезать на необходимую глубину штихелями и зубильцами, используют фигурные пуансоны. По ним ударяют молотком и осаживают металл.
Пуансоны, как и штихеля, изготавливают из инструментальной стали и подвергают термической обработке. Наиболее ходовые пуансоны имеют квадратное сечение 6Х6 мм и длину около 75 мм. В зависимости от назначения бойку пуансона придают соответствующую форму.
Металл для гравирования
Пластинки для первых работ можно приготовить из листовой латуни, меди, мельхиора. Размер их не должен быть слишком велик, что-нибудь 60Х100 мм, толщина от 0,8 до 3 мм.
Выровненные пластинки крепят на деревянные бруски несколько большего размера — так будет удобнее работать. Их набивают гвоздиками или ставят на расплавленный сургуч.
(Отверстия под гвозди зенкуют, чтобы шляпки не выступали над поверхностью.) Пластины шлифуют среднезернистой шкуркой с маслом и тщательно протирают.
Перед тем как нанести карандашный или переводной рисунок, поверхность металла покрывают тонким слоем белой акварели, темперы или гуаши.
Первая проба резца
Начальные работы должны быть, естественно, не слишком сложными. И все-таки с первых шагов нужно учиться резать не только прямые линии, но и кривые и окружности. С учетом этого пожелания выбираются подходящие рисунки. Проще начать, пожалуй, с орнаментов, содержащих завитки, розетки, круги.
Рисунки или орнаментальные композиции, предварительно отработанные на бумаге, переводят на загрунтованную поверхность металла. Это нужно сделать с помощью копировальной бумаги. Затем контуры рисунка прорезаются тонким шпицштихелем.
Вначале берутся за маленькие круги, изменяя направление движения резца (по часовой стрелке и против) с переходом на каждый новый круг.
Гравирование кривых линий позволяет отрабатывать целый комплекс профессиональных движений: кисть правой руки продвигает штихель вперед, левая рука удерживает и поворачивает пластину навстречу резцу, большой палец правой руки направляет движение резца.
Штихель берется в правую руку так, чтобы его ручка упиралась в ладонь, а большой и указательный пальцы крепко охватывали резец в 15-20 мм от носка. Остальные пальцы поддерживают клинок и ручку штихеля сбоку и несколько снизу. Не нужно зажимать резец мертвой хваткой.
Его держат цепко, но чутко, стараясь ощутить кистью малейшие изменения в положении резца по мере следования за узорами. Особенно чутко надо ощущать движение резца при выходе его из металла на поверхность. Не надо стремиться первое время любой ценой удержать штихель от срыва.
Первейшая и главная задача начинающего резчика — научиться понимать и чувствовать металл через резец. С учетом вышесказанных пожеланий начнем первое практическое занятие. Удобно расположив локти на столешнице, указательным и средним пальцами левой руки придерживаем брусок с металлической пластиной.
Пальцы располагаем так, чтобы большой палец правой руки упирался в кончик указательного пальца левой, а носок штихеля проходил бы между расставленными пальцами. Такой прием помогает начинающему граверу удерживать штихель от соскальзывания, а на случай срыва резца предохраняем от ранения руку.
Штихель вводим на нужную глубину в металл под углом примерно 40° к плоскости, и быстро опустив ручку вниз до угла в 5- 10° ( до величины угла отрыва), начинаем гравирование. Чтобы не уставала рука и не терялся контроль над резцом, за один заход вначале режут штрихи не более 3 мм длиной. Периодически нужно делать разминку пальцев и проверять остроту резца.
Овладев в определенной мере приемами резьбы, можно попробовать создать какую-нибудь вещь, украсив его гравировкой. Для начала, например, сделать тарелочку или пепельницу из латуни или меди.
Композицию рисунка можно позаимствовать из книг или, что, конечно лучше, но труднее, сделать самостоятельно, зарисовав, например, какие-нибудь местные достопримечательности.
При разработке собственных композиций можно отталкиваться и от смежных искусств — прорезной резьбы по бересте, хохломской росписи, брать за основу памятники древнего декоративно-прикладного искусства.
Узор гравируют прежде на плоской пластине, а форму тарелочки с загнутыми краями придают позже, по окончании гравирования. Круглую пластину многократно, несильными ударами киянки простукивают по периметру на деревянном «болване» (березовый чурбачок со скругленными краями).
Даже простая утилитарная форма и несложный узор благодаря богатым декоративным свойствам металла могут быть очень интересны. Если же красоту металла подчеркнуть дополнительной обработкой, например полированием, химическим тонированием, воронением и другими присущими только металлу приемами, то впечатление еще более усилится.
Изготовление штихелей
Штихеля, как и весь граверный инструмент, делают обычно из углеродистых инструментальных сталей типа У8, У10, У12. Штихеля из легированных сталей марки ХВГ, ХВ5 хотя и лучше держат заточку, но уступают резцам из углеродистой стали в звонкости штриха при гравировании рукописных шрифтов и монограмм «под глянец».
Изготовление штихелей начинается с опиловки напильниками стальных прямоугольных заготовок длиной 90-100, шириной 9-10 и толщиной 2-3 мм. Им придается форма, напоминающая в поперечном сечении клин. При окончательной обработке образующие клин боковые грани шпицштихелей делают слегка выпуклыми, а мессерштихелей — плоскими.
Изготавливая штихеля, надо соблюдать следующие обязательные условия: 1) поперечное сечение резца должно быть одинаковым по всей его длине; 2) нижняя грань резца должна быть прямой или с незначительным плавным внешним скруглением от середины клинка к носку; 3) режущая грань, полукруглая в сечении, должна иметь постоянную ширину или небольшое расширение в сторону режущей кромки.
У некаленого штихеля сверху делается скос (тогда после закалки легче будет выточить аншлиф на механическом точиле), а с противоположной стороны запиливают пологий язык для насадки ручки. Готовые резцы не следует полировать: блестящий металл бликами раздражает глаза и в работе полированные штихеля неудобны, выскальзывают из пальцев. Следующая операция — закалка.
Что представляют собой штихели
Штихели — это резцы особой формы. В зависимости от того, что именно вы собираетесь делать (например, осуществлять гравировку часов штихелями или гравировку штихелем на кольцах) и от вида обрабатываемого металла применяются резцы различных форм. Каждый из таких резцов носит своё название. К слову «штихель» добавляется приставка — шпиц-, мессер-, граб-, бол- и т. д. Если вы серьёзно решили заняться гравировкой штихелем по металлу, желательно приобрести весь комплект резцов разных форм.
Штихель состоит из трёх основных компонентов кольца, рукоятки и рабочей части (клинка). Рукоятка имеет форму гриба. Как правило, она изготавливается из дерева — бука, дуба, берёзы. На тонкую часть рукоятки надевается втулка. Она необходима для предотвращения растрескивания рукоятки, когда она насаживается на клинок. В торцевую часть рукоятки вбивается хвостовик клинка. Внизу часть ручки немного срезается. Это позволяет мастеру при ручной гравировке по металлу штихелем держать резец под определённым углом к заготовке и, как следствие, снимать очень тонкую стружку.
Длина рукоятки может варьироваться от 3 до 7 см — это определяется удобством работы конкретного гравёра, размерами кисти его руки. Клинки имеют разную форму, но почти одинаковую длину. С учётом размера хвостовика она составляет 10-12 см.
Каждый штихель имеет определённый номер. Этот номер определяется размером поперечного сечения клинка. Чем она больше, тем выше номер.
Одной из важных характеристик штихеля является устойчивость клинка к истиранию. Она во многом зависит от качества заточки и закалки. При недокаливании рабочая часть быстро затупится, перекаливание приведёт к выкрашиванию кромки. Качественно сделанный штихель устойчив к ударному воздействию и изгибанию, кромка его резца не деформируется и не раскрашивается при гравировке штихелем ювелирки.
Со временем режущая кромка неизбежно изнашивается, её следует точить заново. Это приводит к укорачиванию длины клинка, а следовательно, и самого штихеля. Работать коротким штихелем не очень удобно. Решить эту проблему можно, заменив рукоятку на более длинную, затем на ещё более длинную — пока клинок полностью не износится.
Как производится гравировка штихелем металлических изделий
Наиболее подходящие материалы – медь и латунь. Как с эстетической, так и с практической точек зрения. Однако хорошо смотрится и сюжетная гравировка штихелем на алюминии. В крайнем случае, пойдёт и незакалённая сталь, но в этом случае придётся применять больше усилий. Скорее всего, потребуются резцы всех форм для формирования сложного изображения.
Вначале проверяем остроту режущей кромки. Для этого чуть надрезаем ноготь большого пальца. Даже при минимальном усилии должна появиться глубокая отметина. После этого рукоятку штихеля следует удобно закрепить в ладони. Главное – не применять больших усилий. Если штихель подготовлен правильно, достаточно лёгкого нажатия по касательной, чтобы сформировалось хорошо видимое изображение. Ладонь держит рукоятку, а большой и указательный пальцы плотно, но без излишнего нажима фиксируют клинок примерно в 2 см от режущей кромки.
Клинок должен заходить в металлическую поверхность на малую глубину. Требуется менять угол расположения рабочей части. Вначале он должен достигать 30-40 градусов, затем он уменьшается до 5-10 градусов. При этом сила нажатия немного увеличивается. Если вы делаете только первые шаги в гравёрном мастерстве, лучше делать линии длиной не более 4-5 мм, а потом соединять их. Со временем постепенно увеличивайте длину непрерывной линии. Это позволит достичь более высокого качества и точности изображения.
Надеемся, что эти уроки ручной гравировки штихелем по металлу помогут вам в самостоятельной деятельности.
Правила и основные приемы работы гравера со штихелем
Во время работы штихель держат в правой руке, при этом его рукоятка упирается в ладонь. Большой и указательный палец держат полотно штихеля на расстоянии в 15-20 мм от лобовой грани. Остальными пальцами поддерживают штихель — его полотно, ручку сбоку и низ. Локоть находится в подвешенном состоянии, а рука опирается только на большой палец, скользящий по поверхности, на которую наносится гравировка. Он также выступает своеобразным тормозом, то есть предотвращает проскальзывание штихеля вперед. Указательным пальцем регулируется сила надавливания на ребро штихеля, а также направляет его. В самом начале гравировки, пальцы располагают так, чтобы в указательный палец левой руки упирался большой палец правой. Лобовая грань штихеля должна проходить между пальцами. Такое расположение помогает граверам избежать соскальзывания штихеля и защититься от ранения левой руки.
Штихель вводят в металл под углом в 40 градусов к гравируемой плоскости. После этого ручку опускают вниз, приблизительно до угла в 5-10 градусов, и начинают процесс гравирования. Штихель ведется проталкиванием вперед по прямой линии в направлении справа налево.
Поворачивать штихель можно только в небольших пределах, во время гравирования закруглений или кривых линий. При поворотах и изгибах в соответствии с рисунком левая рука поворачивает гравируемую плоскость, которая закреплена в тисках. При этом направление должно быть навстречу движения штихеля.
Штихель следует тщательно и правильно затачивать перед работой. Угол заточки штихеля тем острее, чем мягче материал, на который наносится гравировка. Для мягких металлов угол составляет 45 градусов. При обработке стальных поверхностей его величина достигает 60-65 градусов. Тупой штихель не допускается к работе. Он может соскальзывать, портить всю проделанную работу, а также есть шанс поранить штихелем руку.
При ручном гравировании опыта лучше набираться с использованием больштихеля. Гравер обычно проталкивает инструмент вперед, а канавка тянется за полотном блестящей лентой. Чтобы добиться чистоты среза и так резать металл нужно много учиться.
Самая простая и безопасная техника, когда штихель ведется по полотну, движущемуся зигзагообразно со стороны в сторону. Такой способ предполагает лучшее удерживание штихеля, как это бывает при резьбе по линолеуму или дереву, то есть инструмент обхватывается пальцами с боков, а указательный надавливает на верхнюю грань штихеля.
Когда гравировка длинных линий проводится на металле, то для удобства и безопасности процесса используют латунную пластинку, которую кладут под штихель. Такая подкладка позволяет штихелю работать как рычаг. При этом о подкладку опираются большой палец правой руки и нижняя грань полотна, а средний и указательный пальцы удерживают латунную пластинку на гравируемой поверхности. Штихель направляю к обрабатываемой поверхности под углом в 70 градусов. У опорной подкладки с одной стороны находится скос. Боковые грани, разные по высоте, дают возможность в ходе работы выбрать лучшую для гравирования опору.
Ручное гравирование имеет свои особенности при снятии большого количества металла и оконтурирования выступающего пуансона рабочих частей знаков, букв и прочего. В правой руке зажимается инструмент и с его помощью совершаются пружинящие движения, при этом штихель проталкивается вперед. Большой палец опирается на край заготовки и место, находящееся чуть ниже гравируемой площадки. Нижняя грань полотна штихеля должна без проблем скользить по поверхности на удобном для гравера уровне. Штихель проталкивается вперед небольшими участками, чтобы избежать срывы и соблюсти точность рисунка.
Штихель выполняет прорезы в металле на глубину 0,1-0,2 мм. В процессе нужно следить за состоянием режущей кромки штихеля.
опубликовал Engineer | | опубликовать свою технику
Твитнуть |
<< предыдущая техникаследующая техника >>
Как сделать гравировку по металлу своими руками?
[Художественная гравировка по металлу] способна придавать предмету особенную ценность.
Во-первых, чаще всего, такая работа выполняется индивидуально, вы становитесь обладателем эксклюзивного предмета.
Во-вторых, художественная гравировка выглядит очень красиво.
В-третьих, выполнить ее можно своими руками, в домашних условиях. Гравирование представляет собой нанесение (перенос) рисунка на металлический предмет.
Как сделать гравировку на металле в домашних условиях, какой нужен инструмент или станок или машинка? Какая цена приспособлений для гравировки? Об этом вы узнаете в нашей статье.
Как сделать штихель по металлу своими руками
· 09.09.2019
Нанесение на различные предметы рисунка методом снятия вещества с его поверхности, известно человечеству на протяжении многих тысячелетий.
С появлением новых материалов, возникла необходимость в освоении методов работы позволяющих наносить гравировку на предметы, которые значительно твёрже дерева и камня.
Новые технологии позволяют полностью автоматизировать процесс гравировки при нанесении рисунка на металлическую поверхность, но для домашнего мастера наиболее подходящим вариантом является освоение ручного метода нанесения рисунка.
Гравировка по металлу своими руками возможна в домашних условиях, при наличии инструментов и подходящего помещения для выполнения этого вида работы.
Что необходимо для гравировки
Для ручной гравировки в домашних условиях понадобятся следующие инструменты и материалы:
- Штихель.
- Металлическая заготовка.
- Тиски либо аналогичное приспособление для удержания заготовки в неподвижном состоянии.
Заготовка для нанесения рисунка может быть использована из любого металла, но для начинающих мастеров лучше использовать алюминий или медь.
Штихель представляет собой стержень длиной до 120 мм. Один конец этого инструмента срезан под углом и заточен, другой — установлен в ручку из дерева или пластмассы.
Штихель может быть разной формы, а также отличаться по ширине рабочей поверхности. При отсутствии данного инструмента его можно изготовить самостоятельно при наличии подходящих для этой цели материалов.
Самостоятельное изготовление штихеля
Для изготовления штихеля необходимо использовать инструментальную сталь. Отлично подходит для этой цели металл, который используется в рессорах и шарикоподшипниках. Можно для изготовления режущей поверхности, применить старые напильники и надфили, а также различные фрезы, которые необходимо разрезать на тонкие полосы.
Идеальным материалом для изготовления штихеля для гравировки является сталь марки Р18. Из старых кругов для циркулярных пил можно изготовить большое количество заготовок для производства штихелей в домашних условиях. Далее рабочая часть заготовки затачивается под углом, который позволит сделать на металлической поверхности выемку определённой ширины.
Ручка штихеля изготовляется из древесины твёрдых пород, и должна быть такой ширины, чтобы мастеру удобно было держать инструмент в руке. Рекомендуемая длина этой части штихеля обычно составляет 50 мм.
Ручка в форме гриба, является наиболее подходящей для изготовления этого инструмента, но можно поэкспериментировать и изготовить несколько различных вариантов, и уже в процессе работы выбрать наиболее подходящий вариант.
Подготовка заготовки
Прежде всего следует выбрать заготовку на которой и будет отображаться рисунок. Подобранное изделие должно быть без ржавчины и сколов. Для подготовки поверхности потребуется:
- Наждачная бумага P400.
- Паста ГОИ №1 или №2
Вначале заготовка полируется с помощью наждачной бумаги. Затем производится финишная полировка с помощью пасты ГОИ.
Чтобы исключить повреждение поверхности, при проведении полировочных работ пастой ГОИ, рекомендуется использовать данное средство только №1 или №2.
Также следует произвести, перед финишной полировкой этим средством, следующие действия:
- Подготовить фланелевую ткань и смочить её уайт-спиритом
- Насыпать на смоченную ткань пасту ГОИ.
- Протереть тканью ненужный участок металла для извлечения крупных кусочков, которые могут поцарапать поверхность.
После такой подготовки, равномерными круговыми движения производится полировка заготовки. После окончания полировочных мероприятий, металлический предмет необходимо ополоснуть в керосине и высушить при комнатной температуре.
Процесс нанесения гравировки на металл
Если гравировка металлической поверхности осуществляется впервые, то прежде чем приступить к нанесению основного рисунка, рекомендуется потренироваться на ненужном куске металла.
Идеальным вариантом для таких тренировок, является использование медной пластины. Кусок меди следует надёжно закрепить на деревянной доске с помощью саморезов с широкими шляпками. Когда заготовка будет закреплена, доску укладывают на стол, включают, при необходимости, дополнительное освещение, зажимают режущий инструмент в правой руке, и делают ровную насечку на металлической поверхности.
Чтобы при выполнении ровной линии рука не соскользнула, на поверхности металлической пластины большие пальцы левой и правой руки должны быть соединены и касаться пластины в месте выполнения рисунка.
Указательный палец правой руки, в это время, ложится на резец инструмента, и полностью контролирует процесс нанесения линий. Рекомендуется вначале обучения сделать несколько прямых параллельных полос на заготовке.
Когда ровные участки будут получаться хорошо, можно перейти к выполнению полукруглых линий.
Когда рука уже будет немного набита можно приступать к гравировке рисунка на заготовке. Для проведения данной работы металлический предмет также необходимо надёжно зафиксировать. Для этой цели следует изготовить приспособление аналогичное вышеописанному механизму фиксатора на саморезах.
Общая технология
Техника выполнения бывает ручная и механическая (используется различное оборудование).
Также она подразделяется на штриховую и обронную:
- Техника штриховой гравировки выполняется нанесением контурных линий и штрихов на предмет. Резьба по металлу не глубокая, затрагивает только поверхность предмета;
- Обронная, иначе ее называют трехмерной, механическая глубокая техника позволяет добиться объемного рисунка. См. фото.
Резцовая гравировка выполняется специальным инструментом – штихелем.
Если задаться вопросом, как сделать ее самому и где приобрести эти инструменты, то ответ прост: данный инструмент продается в тех же магазинах, где можно найти различные художественные принадлежности.
Тончайшие линии делаются мессер-штихелем. Если понадобится сделать параллельные линии, то делаются они реп-штихелем.
Для выполнения качественных работ данный инструмент необходимо заточить, для этого используют мелкозернистый брусок, который предварительно смачивают водой, можно маслом.
Доводят штихель «до готовности» изделием из кожи (можно взять старый ремень), покрытым окисью хрома.
Ручная обработка мелких предметов в домашних условиях предполагает наличие специальной подушки, ее легко можно сделать своими руками: берутся два куска материи одинаковых размеров (круглые или квадратные), сшиваются между собой по краю, отступив от него немного, но необходимо оставить небольшой промежуток для того, чтобы можно было засыпать внутрь песок.
Подготовленная форма выворачивается, засыпается просушенный песок, оставшееся отверстие зашивается.
Инструмент для гравирования в виде подушки готов.
Как правильно держать инструмент в руке?
Делать это нужно так, словно вы держите обычную шариковую ручку: указательный палец должен находиться сверху клинка (так называется металлическая часть резца), а большой – придерживает его сбоку.
Работы необходимо выполнять от себя.
В случае, когда нужно изменить направление рисунка, разворачивают подушку с предметом, на котором выполняется нанесение элемента, но не меняют направление движения руки.
Что еще полезно знать о резцах?
Для выполнения гравировки своими руками в домашних условиях сначала желательно потренироваться, чтобы резьба в итоге получилась красивой.
Лучше приобрести набор инструментов: квадратным сечением резцов лучше наносить закругленные линии, круглым сечением лучше делать прямые линии.
При работе очень часто появляются заусенцы, избежать которые не получится, но убрать их можно при помощи шабера.
Как сделать гравировку на металле в домашних условиях
Нанесение на различные предметы рисунка методом снятия вещества с его поверхности, известно человечеству на протяжении многих тысячелетий.
С появлением новых материалов, возникла необходимость в освоении методов работы позволяющих наносить гравировку на предметы, которые значительно твёрже дерева и камня.
Новые технологии позволяют полностью автоматизировать процесс гравировки при нанесении рисунка на металлическую поверхность, но для домашнего мастера наиболее подходящим вариантом является освоение ручного метода нанесения рисунка.
Гравировка по металлу своими руками возможна в домашних условиях, при наличии инструментов и подходящего помещения для выполнения этого вида работы.
Штихель для гравировки
Ручная гравировка дома требует: — Штихель — Заготовка из металла — Что либо твердое удерживающее заготовку из металла, возможно тиски
Новичкам порекомендуем в виде заготовки брать металл более мягкий, например медь или алюминий.
Штихель – это стержень, обычно размером 120 -130 миллиметров. Кончик штихеля срезан под определённым углом и заточен. Второй кончик вставлен в рукоять, обычно деревянный. Штихель для гравировки бывают различной формы и различаются шириной рабочей поверхности. Если данного инструмента нет, его легко можно сделать самому, если есть нужные материалы. Что бы изготовить штихель нужна инструментальная сталь. Тут прекрасно годится металл, используемый в шарикоподшипниках и рессорах. Что бы изготовить режущую поверхность, нужно применить фрезу, надфиль, напильник, нарезав тонкими полосками. Лучшим материалом что бы изготовить штихель для гравировки – сталь марки Р18. Так же можно сделать штихель из кругов циркулярных пил. Затем заготовку затачиваем под углом, что разрешит нам сделать выемку нужной ширины. Если говорить о ручке штихеля из дерева, то делается она обязательно из древесины твердых пород, шириной удобной для мастера держать в руке. Форма гриба – на наш взгляд самый лучший вариант.
Цветная гравировка
Для того чтобы рисунок смотрелся более четко и красиво используют карандаш-стеклограф или тушь.
Для того чтобы эффект от использования данных инструментов оставался как можно дольше, поверхность покрывают бесцветным лаком.
Сделать рисунок более четким можно с помощью иглы и масляных красок. Такой набор позволяет процарапать вспомогательные линии узора, которые впоследствии покрываются краской.
Художественная цветная гравировка позволяет сделать изделие цветным. Для этого те элементы, которые прокрашивать не нужно, покрываются прозрачным лаком.
Как сделать чернение металлического предмета? Специальное оборудование для этого не используется, но необходимы следующие вещества: сера и поташа (карбонат калия) в пропорции 1:2.
Данный состав необходимо поставить на огонь, для этого его пересыпают в жестяную банку. Смесь необходимо постоянно мешать, а огонь не должен быть большим.
Смесь снимают с огня, когда она становится черного цвета. Перед этим ее нужно будет перетереть в ступе, после огня ее также кладут в ступу и снова перетирают (охлажденную).
Чернение происходит следующим образом:
- В полученную смесь добавляется вода (1:9);
- В раствор кладется предмет из латуни;
- Подогревается до тех пор, пока не изделие не приобретет нужный оттенок.
Сделать фон темным можно перед нанесением рисунка. Лак в таком случае не понадобится.
Коричневый цвет предмета можно сделать своими руками, выдержав его в растворе хлористого цинка и медного купороса с добавлением воды (100г, 100г, 200г соответственно).
Ручная покраска в серо-стальной цвет получается из 1 литра воды, двух грамм обычной соли и двух грамм смеси серы и поташи.
Оранжево-красный цвет получается из раствора сернистого калия: 1 грамм вещества на 250 грамм воды.
По окончании работ лак стирается.
Чернение предмета и известная нам чернь – разные вещи. Техника, которая применяется для создания черни, механическая, своими руками выполнить ее не получится.
Гравировка в домашних условиях. Способы
Выше была представлена общая технология нанесения рисунка на металлическую поверхность.
Гравировка на металле в домашних условиях может выполняться любым острым предметом. Рассмотрим несколько способов.
Нанесение выполняется, используя специальный прибор
Для создания качественного рисунка лучше использовать инструмент, который называется гравер. Можно приобрести целый набор для создания линий различных по толщине (см. фото).
Рисунок на поверхности предмета нужно делать, соблюдая следующую технологию:
- Узор можно сделать на предмете самому, воспользовавшись карандашом или маркером, а можно воспользоваться копировальным листком;
- Следующим шагом будет нанесение рисунка гравером на поверхность предмета. Фрезы нужно двигать в одном направлении при хорошем освещении;
- Получившийся результат закрепляется тонким слоем воска или бесцветным лаком.
Нанесение рисунка, используя подручный набор материалов
Что включает в себя набор:
- лак для ногтей;
- зубочистка (спичка);
- соль;
- зарядное устройство для телефона;
- стакан и жидкость для снятия лака.
Цена такого набора – минимальная, фрезы не понадобятся.
Предмет покрывается толстым слоем лака. С помощью зубочистки (спички) царапается узор. В стакан необходимо положить 2 ст. л. соли, залить водой и размешать.
Зарядка от телефона прикладывается к предмету плюсом, а минусом – ко второму любому металлическому предмету.
Второй предмет помещается в стакан с водой, и включается устройство в розетку.
Делать так нужно в течение пяти минут (можно чуть меньше – в зависимости от желаемой глубины травления). По окончанию работ необходимо стереть лак.
Данный метод хорош тем, что не используются фрезы, паста или другие инструменты, только то, что под рукой и цена будет невысока. Таким образом, в домашних условиях можно делать именные ложки, вилки, декоративный набор и прочее и все это своими руками.
Гравирование можно сделать бормашиной
Этот инструмент работает по тому же принципу, как и аппарат в кабинете стоматолога.
Цена прибора составляет около 5000 рублей, поэтому машинка приобретается, когда изделия планируется делать не единожды.
Помимо самого аппарата необходимо приобрести набор насадок, средняя цена одной насадки составляет около 50 рублей.
Нужно отметить, что для работы бормашиной по металлу своими руками нужен фрезерный набор, а цена его тоже впечатляет.
Инструмент и станок сначала тестируются для достижения хорошего результата.
Как сделать гравер своими руками — Металлы, оборудование, инструкции
Нанесение на различные предметы рисунка методом снятия вещества с его поверхности, известно человечеству на протяжении многих тысячелетий.
С появлением новых материалов, возникла необходимость в освоении методов работы позволяющих наносить гравировку на предметы, которые значительно твёрже дерева и камня.
Новые технологии позволяют полностью автоматизировать процесс гравировки при нанесении рисунка на металлическую поверхность, но для домашнего мастера наиболее подходящим вариантом является освоение ручного метода нанесения рисунка.
Гравировка по металлу своими руками возможна в домашних условиях, при наличии инструментов и подходящего помещения для выполнения этого вида работы.
Перенос сложного изображения на металл
Оригинальный способ переноса изображения на металлическое основание осуществляется в такой последовательности:
- На поверхность обрабатываемого металла наносится лак.
- Мягким графитовым карандашом на плёнке из полиэстера рисуется изображение, которое будет выгравировано на заготовке.
- Рисунок накрывается скотчем, прижимается по всей площади к плёнке и аккуратно снимается с неё. При этом на липкой поверхности скотча останется изображение нарисованное ранее.
- Когда лак подсохнет, скотч прикрепляется на поверхность металла, проглаживается валиком или другим мягким предметом, а затем снимается.
После правильного выполнения описанных действий на изделии останется рисунок, по которому можно будет выполнить гравировку.
:
Другие способы гравировки
Кроме ручного способа гравировки в домашних условиях можно осуществить следующие методы рельефного изменения металлической поверхности:
- Химическая гравировка — метод легко выполнить дома даже при наличии обычной поваренной соли и зарядного устройства для телефона.
- Использование бормашины — способ отлично подходит для домашнего использования. Принцип удаления металла этим методом аналогичен ручной гравировке, но вместо штихеля используется бормашина или аналогичное приспособление с вращающимся тонким сверлом.
- Лазерная гравировка — является самым совершенным способом нанесения рисунка на металлическую поверхность, но оборудования для такого вида работ будет стоить слишком дорого. Применение данного метода гравировки оправдано только в том случае, когда увлечение по нанесению рисунков на металл становится профессией и приносит постоянный доход.
:
Заключение
Как сделать гравировку на металле и какой осваивать метод для выполнения этого вида работ, каждый должен решать сам. Для начала рекомендуется приобрести профессиональный инструмент для ручной работы. Поработав некоторое время с ручным инструментом можно переходить к освоению оборудования, которое позволит значительно ускорить процесс выполнение гравировки.
Инструмент для гравировки по металлу рекомендуется приобретать только в специализированных магазинах. При самостоятельном изготовлении штихелей следует обращать внимание на режущую поверхность инструмента, которая должна быть идеально заточенной.
Недостаточно острый со сбитыми углами штихель не позволит выполнить правильную выемку металла. При работе с инструментом также необходимо проявлять осторожность, иначе можно серьёзно пораниться.
Если такая неприятность уже произошла, то следует дезинфицировать и перебинтовать рану.
Соблюдая меры предосторожности и пользуясь качественным инструментом можно создавать в домашних условиях настоящее шедевры ручной работы, которые можно использовать не только в личных целях, но реализовывать на специальных онлайн-аукционах по продаже вещей ручной работы.