ГОСТ 13943-86 Скачать DOC-файл Скачать PDF-файл ГОСТ 13943-86 Группа Г11 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССРКОЛЬЦА


Примечания

  1. ГОСТ 13940-86 Кольца пружинные упорные плоские наружные концентрические и канавки для них. Конструкция и размеры. Разработчик — Государственный комитет СССР по стандартам
  2. ГОСТ 13942-86 Кольца пружинные упорные плоские наружные эксцентрические и канавки для них. Конструкция и размеры. Разработчик — Государственный комитет СССР по стандартам
  3. ГОСТ 13941-86 Кольца пружинные упорные плоские внутренние концентрические и канавки для них. Конструкция и размеры. Разработчик — Государственный комитет СССР по стандартам
  4. ГОСТ 13943-86 Кольца пружинные упорные плоские внутренние эксцентрические и канавки для них. Конструкция и размеры. Разработчик — Государственный комитет СССР по стандартам

Внутренние

Эти виды колец используются, чтобы фиксировать детали внутри каждого узла. Они нужны в техническом устройстве, чтобы предотвращать перемещение вращающихся деталей, с помощью твердого фиксирования. Рассматриваемый тип выпускается по следующим техническим документациям.

ГОСТ 13941

Для этого ГОСТа характерен такой тип кольца, который имеет идентичную ширину окружности. Такой вид используется, чтобы создавать фиксацию с упором. Также применяется в подшипнике, рычаге, втулке. Изготавливают рассматриваемый тип из высокопрочной стали.

Источник

Съемники стопорных колец для снятия и установки

Кольцевое стопорное крепление широко применяются при конструировании и изготовлении различных механизмов. Они ограничивают или блокируют осевое перемещение валов, штоков и подшипников. Кольцо изготавливается из упругой пружинной стали. Оно имеет узкий разрез, рядом с которым расширяется в округлые площадки. В центре этих площадок предусмотрены отверстия для губок съемника стопорных колец. В корпусе детали, обойме или в самом валу протачивается узкий паз, в него заводится кольцо в сжатом состоянии, когда площадки сведены вместе вставленными в отверстия губками съемника и зазор практически отсутствует. Из-за упругой деформации кольца длина его окружности уменьшается, и оно свободно проходит в паз. После того, как губки разжимаются, крепление под действием сил упругости возвращается в первоначальную форму, и плотно фиксируется в паз, осуществляя зажим стопорного кольца. Это делает невозможным осевое перемещение закрепляемой детали- при приложении к ней осевых усилий кольцевое стопорное крепление, упираясь в паз, пресекает движение.
Кольца могут быть внешние, надеваемые на цилиндрическую деталь снаружи, и внутренние, вставляемые в паз, отфрезерованный или проточенный во внутренней поверхности цилиндрического отверстия, глухого или сквозного. Различаются и съемники, предназначенные для таких колец. Внешние имеют меньшие габариты, а для внутренних используются щипцы для стопорных колец с удлиненными губками

Если внешнее кольцевое крепление еще можно поставить и снять с использование подручных средств, то для внутреннего, да еще и находящегося в некотором углублении, съемник- это единственная возможность для аккуратного монтажа и демонтажа колец без риска поранить пальцы или сломать деталь.

В обиходе съемники стопорных кольцевых креплений из-за внешнего сходства часто называют клещами, круглогубцами или плоскогубцами. Технически это некорректно, поскольку по типу инструмента они относятся к щипцам.

Съемники относятся к точному инструменту, они должны выдерживать большие кратковременные нагрузки. Поэтому делают их из высокопрочной инструментальной стали. Часто для экономии веса и снижения цены из высокопрочных сплавов выполняют только губки, испытывающие максимальные нагрузки. Изготовители предлагают широкий выбор съемников для самых разных типоразмеров колец. Некоторые комплектуют наборы из нескольких съемников для самых популярных размеров, другие пошли по пути выпуска универсальных съемников. В комплект такого устройства входит несколько пар сменных губок, которые можно быстро переставлять по мере необходимости.

Если инструмент приобретается для разовых работ, нет смысла гнаться за брендом, одно-два крепления дешевая китайская продукция снимет не хуже, чем именитая. Но если оснастка покупается для постоянной работы, например, в автосервис, то, безусловно, следует остановиться на продукции известной марки. Такие производители используют самые передовые технологии и инженерные решения, их продукция оснащается дополнительными функциями, облегчающими работу и повышающими ее безопасность.

Они применяют винтовые шарниры, позволяющие обеспечить исключительно плавный и ровных ход рукоятей. Специальная форма рабочих поверхностей исключает соскакивание кольца. Ограничительный винт дает возможность регулировать диапазон хода губок, предотвращая излишнее растяжение или сжатие материала кольца, могущее привести к его поломке. Механизм разъемной блокировки позволяет зафиксировать стопорное крепление в растянутом состоянии, экономит энергию работника и позволяет точнее и быстрее завести кольцо к посадочному месту. Эргономичные рукоятки не травмируют руки и снижают утомляемость работника, он может эффективно работать целую смену.

И где экономия?!

Однако при каждом последующем ремонте по замене 3-х крестовин методом кернения и необходимой балансировки, клиент вынужден заплатить за ремонт опять 6600 руб. без стоимости крестовин, а при замене крестовин в узлах, переделанных под стопорные кольца, всего лишь 1800 руб., так как замена одной крестовины у нас стоит 600 руб. и при правильной замене балансировка не требуется.

Так же следует отметить, что замену крестовин методом кернения можно произвести один – максимум два раза, затем не остается места для кернов, а замену крестовин в узлах под стопорные кольца можно производить неоднократно, по мере необходимости и без балансировки!

Каждый клиент решает сам, что ему выгоднее — мы лишь объясняем и помогаем сделать правильный выбор!

Что это такое?

Лучше всего пояснить, что такое стопорная гайка, поможет ее сравнение с обычными образцами. «Классика» при взаимодействии с болтом гарантирует вполне надежное соединение. Но это сохраняется только до появления стабильных интенсивных вибраций. Через какое-то время они нарушают механическое сцепление, и начинается ослабление, откручивание. Теоретически стопор можно обеспечить при помощи контргаек и гроверных шайб.

Вот почему стопорные (самоконтрящиеся) гайки востребованы очень широко, и значимость их с годами только вырастает. Существует довольно много видов такого крепежа. Выпуск стопорных гаек в России регулируется нормами ГОСТ.

Так, шестигранные стальные гайки с автоматическим стопорением должны отвечать ГОСТ Р 50271-92. Изделия без гальванического покрытия рассчитываются на температуру от – 50 до 300 градусов. При наличии гальванопокрытия предельно допустимый нагрев составляет 230 градусов. Если в гайке есть вставки из неметаллических материалов, критический уровень температуры — 120 градусов. Стандарт нормирует:

  • напряжение при пробной нагрузке;
  • уровень твердости по шкале Виккерса;
  • уровень твердости по шкале Роквелла;
  • величину крутящего момента.

Самостопорящиеся гайки могут сберечь преобладающий крутящий момент даже при многочисленных закручиваниях и откручиваниях. Нормируются также химические составы применяемых сталей. Вставки гаек, отвечающие за преобладающий крутящий момент, нельзя делать из стальных сплавов — для этой цели нужны совсем другие материалы. Стандарту соответствуют и крепежи из автоматной стали (если ее использование не нарушает соглашение о поставке). Наибольшее содержание серы в гаечной стали должно составлять 0,24%.

Нормативный акт строго запрещает использование материала с водородной хрупкостью

Это особенно важно при нанесении специальных покрытий

В стандарте жестко расписаны температурные требования при эксплуатации — стабильное использование при температуре воздуха от + 10 до + 35 градусов. При необходимости может производиться дополнительное исследование этих свойств посредством натурного испытания. Стандарт охватывает самостопорящиеся гайки из цельного металла или с неметаллическими элементами, которые имеют:

  • треугольную нарезку ИСО 68-1;
  • сочетания диаметров и шагов, прописанные в ИСО 261 и ИСО 262;
  • большой промежуток нарезов (М3 — М39);
  • малый промежуток нарезов (М8х1 — М39х3).

Стопорные кольца и их назначение

Чтобы ограничить перемещение подшипника, оси, вала или прочих деталей, во многих механизмах используются стопорные кольца (их еще называют разрезными шайбами). Эти детали имеют сходство со стопорными шайбами, но их главное отличие в присутствии сквозного разреза. Для изготовления разрезной шайбы используется высокопрочная пружинная сталь. Конструктивно эта деталь имеет вид шайбы с прорезью. Возле прорези имеются две площадки с отверстиями, которые называются ушками. Именно посредством этих ушек осуществляется снятие и установка деталей.

Принцип работы таких устройство достаточно простой — при сжатии или разжимании кольца, что осуществляется посредством воздействия специальным инструментом на ушки детали, происходит изменение длины окружности. Разрезная шайба в сжатом или разжатом состоянии заводится в паз, после чего отпускается. При этом осуществляется его сжатие или разжимание, посредством чего охватывается вал, фиксируя подшипник, и исключая его осевое перемещение.

Это интересно!
Свое применение стопорные кольца нашли во многих сферах производства. В быту такие детали также встречаются, например, на велосипедах, мотоциклах, дверных ручках, в конструкции различных бытовых приборов и инструментов.

Внутренние стопорные кольца DIN 472, SEG W

В некоторых случаях, помимо выполнения функции удерживания деталей, стопорные кольца различной толщины также определяют величину люфта.

Стопорные кольца удобны для монтажа и занимают мало места. Применение их освобождает от необходимости выполнять валы со ступеньками, буртиками или резьбой под гайки. Они могут выдерживать значительные осевые нагрузки.

Недостаток крепления стопорными кольцами — ослабление деталей кольцевыми выточками. Этот недостаток особенно ощутим в валах. У колец, установленных на валах, посадочный натяг ослабляется под действием центробежных сил. При очень высоких частотах вращения необходимо страховать кольца от выхода из канавок. По типу монтажа различают стопорные кольца осевой и радиальной сборки. По способу изготовления стопорные кольца делят на точеные, проволочные и штампованные.

Виды съемников стопорных колец

Таким образом, основываясь на информации из предыдущего абзаца, можно выделить два типа съемников стопорных колец:

  1. Съемники внешних стопорных колец (обычно обозначаются английской аббревиатурой EX, от слова external – внешний). При сжатии ручек съемника губки съемника будут разжиматься, соответственно кольцо будет растягиваться и увеличиваться в диаметре. Такие съемники чаще всего применяются для снятия стопорных колец на полуосях автомобиля.
  2. Съемники внутренних стопорных колец (обычно обозначаются английской аббревиатурой IN, от слова internal – внутренний). При сжатии ручек съемника губки съемника будут также сжиматься, соответственно кольцо будет сжиматься и уменьшаться в диаметре. Такие съемники чаще всего применяются для снятия стопорных колец на ступичных подшипниках автомобиля.

Указанные выше два вида съемников являются основополагающими, более подробно о характеристиках съемников мы поговорим ниже.

Вставка поршня во внутренний диаметр цилиндра

Если при ремонте уплотнительная поверхность блока цилиндров не подвергалась чистовой обработке, то основательно очистите её от остатков прокладки. Тщательно очистите все резьбовые отверстия от грязи, масла и охлаждающей жидкости, которая возможно ещё там есть. Проведите всю работу по очистке, прежде чем вставлять поршни в диаметры цилиндров. Смочите свежим моторным маслом все поверхности в поршне

Не забудьте поршневой палец и шатунный подшипник! При монтаже обращайте внимание на направление поршня (маркировка для монтажа на днище поршня, клапанных карманах). Очистите внутреннее отверстие цилиндра ещё раз ветошью и смочите его также моторным маслом

Проверьте Вашу натяжную ленту поршневого кольца на наличие повреждений и вмятин, устраните их и при необходимости поменяйте инструмент. При монтаже поршня обращайте внимание на то, чтобы натяжная лента или коническая монтажная втулка ровно лежала на уплотнительной поверхности головки блока цилиндров,

При монтаже поршня не должно быть сильного давления. Если поршень не хочет скользить внутри цилиндра, непременно проверьте натяжную ленту поршневого кольца. Не перекручивайте место открытия ленты таким образом, чтобы оно находилось на том же месте, где и стыковые концы колец.

Не устанавливайте поршни в двигатель без монтажного инструмента (риск получения травмы, опасность повреждения кольца). Если для монтажа используется рукоятка молотка, то на днище поршня может действовать только вес самого молотка. Никогда не используйте молоток для того, чтобы силой вогнать поршень в диаметр цилиндра! Если поршневые кольца не ломаются уже при монтаже, они всё-таки могут погнуться, и из-за этого не достаточнохорошо выполнять своё задание.

Монтаж с применением силы вредит не только кольцам, но также может повредить поршень

Это важно особенно для поршней бензиновых двигателей. У нихжаровые или рабочие пояса очень тонкие, и при ударе кольца легко надламываюся или совсем разламываются

Результат: потеря мощности и скорый (и дорогой) ремонт.

Избегайте того, чтобы грязь и песок попадали в диаметр цилиндра, после того, как поршни уже встроены. Положите при необходимости чистую ткань на/в отверстия, чтобы предотвратить загрязнение. Особенно тогда, когда работы проходят в пыльной обстановке и/или вне помещения.

Обзор видов и размеров

В одном из вариантов применяется метод «натяга». Резьба имеет некоторый положительный допуск. Когда деталь закручивают, в промежутке между витками создается интенсивное трение. Оно-то и фиксирует крепеж на болтовом стержне; соединение не потеряет стабильности даже при мощной вибрации.

Некоторые версии поставляются с кольцом из нейлона. Обычно их размер колеблется от М4 до М16. Крепеж со вставкой может иметь прочное либо особо прочное исполнение. Чаще всего предполагается применение в связке с болтом (винтом). В некоторых случаях практикуется дополнительное оснащение шайбой; ее роль — сокращение опасности раскручивания соединения.

Иногда самостопорящаяся гайка имеет фланец — ее легко распознать по шестигранной форме. Существуют еще и версии с буртом, который дополнительно помогает стопорению. Что касается размеров, то тут все просто и строго:

  • М6 — высотой от 4,7 до 5 мм, высота захвата для ключа – не менее 3,7 мм;
  • М8 — с шагом нарезов 1 либо 1,25 мм (второй вариант стандартный, прочие габариты указываются в заказе и в маркировке);
  • М10 — нормативной высотой от 0,764 до 0,8 см, при наименьшем уровне ключевого захвата 0,611 см.

Размеры внешних стопорных колец DIN 471 (тяжелые), SEG Z (мм)

d1 — диаметр вала s — толщина кольца d3 — внутренний диаметр кольца а — ширина ушка b — макс. ширина кольца d5 — диаметр отверстия m — ширина канавки n — высота выступа d4 — диаметр окружности

d1sd3аbd5d2mnd4
151,513,84,82,4214,31,61,125,1
161,514,752,5215,21,61,226,5
201,7518,55,532191,851,531,6
25223,26,43,4223,92,151,738,5
30227,96,54,1228,62,152,143,7
352,532,26,74,22,5332,65349,1
402,536,574,42,537,52,653,854,7
452,541,57,54,72,542,52,653,860,8
50345,885,12,5473,154,566,8
55350,88,55,42,5523,154,572,9
60355,895,82,5573,154,578,9
d1sd3аbd5d2mnd4

Щипцы для стопорных колец

Стопорные кольца — довольно распространенный вид крепежа, который используется в автомобилестроении и других областях легкой и тяжелой промышленности.

Обычно они предназначены для фиксации деталей на валах или отверстиях других деталей. Различаются на внешние и внутренние, в соответствии со способом крепления.

Так, например, внешние устанавливаются непосредственно на вал, а внутренние — на отверстия.

Это не совсем правильно с точки зрения терминологии, так как приспособление представляет собой щипцы. В настоящий момент производители предлагают широкий ассортимент такого инструмента, мы разберем плюсы и минусы каждого из типов и расскажем о самых интересных моделях.

Надеемся, эта информация поможет выбрать и купить съемник стопорных колец, который окажется наиболее удобным для решения ваших задач.

Конструкция и особенности съемников стопорных колец

Итак, съемники стопорных колец представляют собой разновидность шарнирно-губцевого инструмента. Они обладают классической конструкцией — две рукоятки с губками соединены между собой при помощи шарнирного соединения. Их ключевое отличие — исполнение рабочего профиля.

Губки инструмента представляют собой наконечники, которые вставляются в пазы колец. Причем они могут отличаться между собой по определенным конструктивным особенностям. Наибольшее распространение получили следующие виды:

  • Съемники стопорных колец так называемого «японского типа», для которых характерна крайне высокая прочность. Губки инструмента имеют заостренную форму с насечками. Объективно о недостатках данного вида: в редких случаях наконечники могут ненадежно фиксироваться в пазе.
  • «Европейский тип» имеет на конце рабочей части специальную фаску, за счет которой достигается достойная фиксация кольца. Главный недостаток евротипа — такая конструкция существенно ослабляет наконечник, что приводит к меньшей долговечности инструмента.
  • Также встречаются съемники стопорных колец с впрессованными наконечниками из твердосплавной стали. Такие приспособления лишены вышеописанных недостатков, однако и цена на них значительна выше стоимости двух предыдущих типов.

Классификация съемников стопорных колец и их характеристики

К ключевым характеристикам щипцов для стопорных колец относятся:

  • Диапазон захвата губок.
  • Длина рукояток. Определяет усилие, которое может передать инструмент. Чем больше длина рукояток, тем с большим усилием щипцы могут воздействовать на кольца.
  • Материал изготовления. Напрямую влияет на прочностные характеристики приспособления. Рекомендуем щипцы из усиленных сплавов, таких как хром-ванадиевый.

Что касается классификации, то все щипцы для стопорных колец делятся на два вида: сжим и разжим. Также имеет значение форма наконечника — она может быть прямой или загнутой. Таким образом, все съемники можно классифицировать на четыре вида:

  • Прямые на сжим (для внутренних).
  • Прямые на разжим (для внешних).
  • Загнутые для внутренних.
  • Загнутые для внешних.

Наборы и универсальные съемники стопорных колец со сменными губками

Для достижения наибольшей эффективности и для комфортной работы с кольцами разного типа лучше всего купить набор съемников стопорных колец или универсальное приспособление со сменными губками:

  • Наборы.
    В таком случае пользователь получает четыре пары щипцов с разным видом наконечников (загнутые и прямые) как для внешних, так и для внутренних колец.
  • Универсальные приспособления.
    На рукоятки таких съемников могут устанавливаться различные губки — прямой или загнутой формы, работающие на сжим или разжим.

Рекомендуем обратить внимание на наиболее продвинутые и функциональные модели, такие как универсальный съемник стопорных колец Licota ATB-0100. Они обладают уникальными преимуществами, в числе которых:

  • Переключения режима сжима на разжим осуществляется при помощи специального рычага, благодаря чему увеличивается скорость работы.
  • В комплект входят сменные губки, что обеспечивает снятие и установку съемником стопорных колец различного размера.
  • Наконечники щипцов выставляются и фиксируются в любом положении от 0 до 180 градусов, за счет чего приспособление можно использовать в самых неудобных и трудных для доступа местах.

Снятие стопорных колец

Снятие стопорных разрезных шайб проводится двумя основными методами:

  • С частичной разборкой основного механизма. При этом узел, содержащий кольцо, демонтируется. Он фиксируется в тисках или другом зажимном приспособлении на рабочем столе, и снимать деталь можно в удобных условиях теплой и хорошо освещенной мастерской.
  • Без частичной разборки. Удел, подлежащий ремонту, не демонтируется, его разборка и замена деталей происходит в менее удобных условиях, зачатую на открытом воздухе.

И в том, и в другом случае снять стопорную деталь лучше с использованием специальных съемников, соответствующих типу и размеру стопорного крепления.

Читать также: Листогиб из швеллера своими руками

Если же их по каким- либо причинам нет под рукой, умельцы приспосабливают тот или иной универсальный инструмент или дорабатывают его, изготавливая съемник своими руками. Такой подход может быть оправдан, если требуется срочно снять одно или два кольца. При больших объемах работ съемники заводского производства демонстрируют свое превосходство по целому ряду признаков:

  • прочность;
  • надежность;
  • удобство и скорость работы;
  • безопасность.

Опытные мастера сформулировали ряд рекомендаций, как снять стопорную шайбу со ступичного подшипника передней подвески:

  1. Стойка снимается с автомобиля и зажимается в тиски.
  2. Молотком выбивается ступица.
  3. Легкими постукиваниями малого молотка по бортику внутреннего стопорного кольца ослабляется его контакт с пазом.
  4. Далее подходящим по типу и размеру кольцесъемником нужно снять кольцевое крепление. При отсутствии штатного инструмента некоторые умельцы ухитряются снять стопор двумя тонкими отвертками.
  5. После выпрессовки и замены подшипника нужно проверить его положение: передний торец должен быть на уровне дальней стенки паза для установки стопорной детали.
  6. Съемником сжимается кольцо и подносится к пазу. После совмещения по всему периметру рукоятки понемногу ослабляются, и деталь встает на место.

Рекомендации, как снять задний ступичный подшипник, и его стопорное кольцо, выглядят следующим образом:

Снять колесо и тормозной барабан. Плоской отверткой осторожно поддеть и снять сальник. Кольцо снять с внутреннего диаметра подходящим по размеру и типу съемником. Снять внутреннюю обойму подшипника. Выбить внешнюю обойму легкими постукиваниями по бородку и снять ее.

После смазки или замены подшипника собрать узел в обратном порядке.

Не экономь 1000руб., а сэкономь 5000руб.!

Крестовины карданных валов современных легковых и коммерческих автомобилей установлены методом кернения. По мере эксплуатации крестовины выходят из строя и требуется их замена.

Замена крестовин производится двумя способами – кернением или переделкой узлов под стопорные кольца.

осуществяет замену крестовин, как керненим, так и переделкой под стопорные кольца.

Преимущество переделки под стопора не оспоримо и доказывается простым подсчетом потраченых денежных средств на ремонт.

Приспособление для снятия стопорных колец своими руками

У многих, наверное, бывали случаи, когда нужно открутить винтик с нестандартной головкой, снять/одеть детальку в труднодоступном месте и т.д. и т.п. В общем обзор посвящен как раз такому специфическому инструменту, необходимость в котором возникает не чаще раза в год, но когда он нужен, то лучше если он будет. Кому интересно — заглядываем под «кат»

Как-то мне понадобилось заменить косильную катушку для триммера — старая «умерла». Ну, ясное дело, отвертка и руки у меня есть. Открутил что откручивается, снял что снимается… И вот засада.

В глубине сибирских На валу сидит стопорное кольцо, снятие которого без спец-инструмента занимает довольно длительное время.

С помощью 2-х гвоздей, плоской отвертки, раза с 20-го я это колечко таки снял (одевать гораздо проще), но наткнувшись на «али» на этот товар, я решился таки на покупку, благо цена была не высокая, да и купон Welcomeback_User_Coupon_Oct_R1_2_1 на $2 пришелся как нельзя кстати.

Через 3 дня продавец предоставил мне номер отслеживания, а спустя 16 дней я получил бандерольку.

Клещи упакованы в блистер, на обратной стороне которого имеется инструкция по эксплуатации.

В комплекте идут дополнительные насадки под 45° и 90° для различных «ситуаций». Клещи универсальные — работают как на разжимание (для снятия стопорного кольца с вала), так и на сжимание (если сидит внутри трубки).

Достаточно нажать на центральный подпружиненый штырек, вытянуть «замок», вытащить его, а затем надеть насадку с другой стороны клещей на штыри и снова зафиксировать. Вуаля! Таким образом соблюден принцип «лишнего инструмента в доме не бывает» и при следующей замене катушки, когда она снова развалится, будет сэкономлено 20 минут времени и много нервов.

Ну конечно же не ради одного ремонта триммера я купил эти клещи, кольца есть во многих инструментах, которые рано или поздно придется разбирать/смазывать/чинить.

Стопорные кольца широко применяются в конструкциях самых различных механизмов, чтобы зафиксировать вал, шток, ось вращения или подшипник. Они применяются в водопроводных вентилях ив коробках передач, в судовых редукторах и в космических станциях. Если требуется заменить или отремонтировать узел механизма, кольцо требуется снять. Для этого служат специальные инструменты — кольцесъемники.

Что такое стопорное кольцо

Из-за похожего названия и формы кольца многие путают стопорное кольцо со стопорной шайбой. Несмотря на схожесть названия и внешнего вида, у них принципиально разные функции.

Стопорная шайба фиксирует резьбовое соединение, предотвращая вращательное движение гайки или головки болта.

Стопорное кольцевое крепление препятствует осевому перемещению подшипника, вала, оси вращения или другого конструктивного элемента.

На деталях механизма, которые необходимо зафиксировать от осевого перемещения, протачивают или фрезеруют узкий пал, чуть шире высоты кольца. Кольцо в сжатом или растянутом состоянии заводят в паз и отпускают. Деталь сжимается, охватывая вал, или разжимается, фиксируя подшипник в отверстии.

Чтобы снять крепление, требуется также разжать или свести ушки.

Кольцевые стопорные крепления широко используются во всех отраслях машиностроения, от часового производства до горно-обогатительной техники, от бумагоделательных машин до велосипедов, от бытовой техники до космических кораблей.

Виды стопорных колец

Существует два основных вида стопорных кольцевых соединений:

  • Внутренние. Служат для фиксации деталей внутри отверстий. Используются при креплении подшипников. Ушки выступают внутрь. Для установки их нужно сжать, чтобы длина внешней окружности уменьшилась, завести деталь во внутренний паз и отпустить ушки. Деталь распрямится и частично попадет в паз, а частично будет выступать из него. Эта выступающая часть и не даст подшипнику, упирающемуся в нее, двигаться в осевом направлении. Чтобы снять крепление, ушки нужно развести.
  • Внешние. Применяются для крепления деталей на валах, осях, штоках. Надеваются на вал снаружи, ушки выступают на внешнюю сторону изделия, разрез между ними минимальный. Для монтажа ушки раздвигают, длина внутренней окружности изделия увеличивается, и его можно надеть на вал или ось, подвести в проточенному пазу. После этого ушки отпускают, деталь под действием сил упругости сжимается, плотно садится в паз, оставляя снаружи кольцевой бортик. Он и не даст детали перемещаться в осевом направлении. Чтобы снять такую деталь, ушки сводят вместе.

Канавка под стопорные кольца внутренние

Крепление подшипников на валах и в отверстиях корпусов

Самым простым способом крепления подшипников на валах и в отверстиях корпуса является крепление с натягом, когда фиксация подшипника достигается с помощью сил трения между обоймой подшипника и поверхностью вала (отверстия). Но, в случае использования радиальных подшипников, этот способ применим только при соблюдении высокой точности монтажа и только при низких нагрузках на узел подшипника. Установить подшипник точно получается не всегда – возникает некоторая несоосность между осью вращения подшипника и осью вала (отверстия), увеличивающая нагрузку на подшипник. Также часто присутствуют осевые нагрузки на подшипник.
В таких случаях, а также, просто при наличии высоких нагрузок на подшипник, требуется применение дополнительных фиксирующих элементов, которые удержат подшипник в его финальном положении. Для этих целей используется различный крепёж:

Рассмотрим далее основные способы установки и закрепления подшипников с помощью дополнительного крепежа.

Крепление подшипника на валу стопорной гайкой

Это самый распространённый способ фиксации подшипника на валу с использованием вспомогательного крепежа. Используется как при концевом креплении подшипника на валу, так и при промежуточном. При монтаже на валу внутренняя обойма подшипника должна упереться либо в заплечики или бортик на валу (левая схема на рисунке), либо в промежуточную втулку (правая схема на рисунке). Для затяжки и фиксации финального положения подшипника используется крепёжная пара: Гайка круглая шлицевая ГОСТ 11871-88 (поз.2 на рисунке) + Шайба стопорная многолапчатая ГОСТ 11872-89 (поз.1 на рисунке).

Одну из лапок шайбы, предупреждающую проворачивание шайбы на валу (т.е. внутреннюю), заводят в изготовленный паз на валу; после затяжки гайки одну из наружных лапок отгибают в совпадающий паз гайки.

Применяют два основных способа фиксации стопорной многолапчатой шайбы на валу. При первом способе фиксирующую внутреннюю лапку отгибают «от гайки», при втором – «под гайку». Паз на валу во втором случае должен быть более глубоким, поэтому на практике, обычно, предпочитают первый способ. Иногда, если допускает толщина стенок вала, паз делают настолько глубоким, чтобы в него можно было ввести фиксирующую внутреннюю лапку многолапчатой шайбы без отгиба. Это повышает надежность фиксации соединения.

Паз можно заменить сквозной прорезью в валу. При этом способе фиксации сильно ослабляется вал. Этот способ применим только при концевой установке подшипника на валу, тогда как предыдущие способы используют и при промежуточной установке подшипников (например, на ступенчатых валах).

Крепление подшипника упорным стопорным кольцом

Очень технологичный, удобный и недорогой способ, позволяющий сэкономить место, ускорить монтаж и демонтаж – использование упорных пружинных стопорных колец для фиксации подшипников качения на валах и в отверстиях в корпусе. Кольца, изготовленные из пружинной стали, позволяют многократно собирать и разбирать подшипниковый узел.

Также, наряду с эксцентрическими, для фиксации подшипников используются концентрические пружинные стопорные кольца: для валов – кольца упорные стопорные наружные по ГОСТ 13940-86, для отверстий в корпусе – кольца упорные стопорные внутренние по ГОСТ 13941-86.

В случае, когда на подшипниковый узел действуют большие осевые нагрузки, упорные концентрические кольца по ГОСТ 13940-86 и по ГОСТ 13941-86 могут быть использованы дополнительно в комбинации с эксцентрическими кольцами. При этом упорное концентрическое кольцо, забирает на себя часть изгибающего момента от осевых нагрузок и разгружает стопорное эксцентрическое кольцо, отвечающее за цельность подшипникового узла.

В случае применения стопорных колец для фиксации подшипников, при проектировании подшипникового узла, необходимо учитывать и контролировать предельно допустимую осевую нагрузку стопорного кольца, чтобы избежать его разрушения при эксплуатации.

Крепление подшипника торцевой крышкой и торцевой шайбой

При установке подшипников на концу вала можно воспользоваться торцевыми шайбами по ГОСТ 14734-69 или специальными. Такие торцевые шайбы фиксируются с помощью одного или нескольких болтов или винтов, которые не дают шайбе проворачиваться относительно вала. Пример такой схемы с торцевыми шайбами приведен на следующем рисунке:

Читать также: Сталь 12х17 характеристики применение

При необходимости зафиксировать внешнюю обойму подшипника используют торцевые крышки, также на болтах.

Крепление подшипника с помощью конической стяжной или закрепительной втулки

Использование в машинах и механизмах подшипников больших размеров и веса очень затрудняет их монтаж и демонтаж. В таких случаях рекомендуется применение подшипников с конической внутренней обоймой. Подшипники с коническим отверстием используют также для тяжелонагруженных подшипников. Такие подшипники удобны в монтаже/демонтаже и очень «выносливы» в работе, но имеют существенный недостаток: большие осевые нагрузки, направленные по оси от меньшего конуса к большему, могут привести к заклиниванию подшипника, и, даже к разрушению.

При установке конического подшипника непосредственно на вал достигается хорошее центрирование, но для этого вал должен иметь конический участок, выполненный с высокой точностью обработки, что приводит к удорожанию вала. Кроме того, со временем, от динамических нагрузок, при аварийной ситуации или от многократного монтажа/демонтажа подшипника конический участок вала теряет необходимую точность – «слизывается»- и приходится заменять дорогостоящий вал. Прекрасным с точки зрения экономии, в этом случае, является техническое решение с использованием конических стяжных и закрепительных втулок, имеющих коническую наружную поверхность и цилиндрическую внутреннюю – переходных втулок, позволяющих закрепить конические подшипники на гладком, и даже грубо обработанном, цилиндрическом валу. Стяжные и закрепительные втулки имеют продольный разрез вдоль оси, позволяющий им разжиматься и сжиматься в диаметре. Они значительно упрощают монтаж подшипников с коническим отверстием на цилиндрические ступенчатые валы. Недостатком применения втулок является ухудшение центрирования вала, так как добавляется ещё одна посадочная поверхность.

Подшипники с конической внутренней обоймой при установке непосредственно на вал фиксируются, как и подшипники с цилиндрической обоймой, с помощью крепёжной пары: Гайка круглая шлицевая ГОСТ 11871-88 (поз.2 на рисунке) + Шайба стопорная многолапчатая ГОСТ 11872-89 (поз.1 на рисунке).

Монтаж подшипника с помощью конической стяжной втулки происходит следующим образом: втулку запрессовывают в коническое отверстие подшипника и полученную конструкцию одевают на вал. При этом подшипник упирается в ступеньку или неподвижную деталь на валу.

Пример установки подшипника с коническим отверстием с помощью конической стяжной втулки на цилиндрическом валу приведен на рисунке:

Закрепительная втулка, в отличие от стяжной, имеет конус на наружной поверхности, направленный в другую сторону (если у стяжной втулки больший диаметр конуса расположен на гаечном конце, то у закрепительной втулки больший диаметр конуса расположен на свободном конце втулки). Использование закрепительной втулки позволяет расположить подшипник на любом отрезке цилиндрического вала без всяких дополнительных ступенек, опор и неподвижных деталей – исключительно за счёт силы трения между валом, втулкой и подшипником.

Фиксация закрепительной втулки осуществляется той же крепёжной парой, что и для стяжной втулки: Гайка круглая шлицевая ГОСТ 8530-90 (поз.2 на рисунке) + Шайба стопорная многолапчатая ГОСТ 8530-90 (поз.1 на рисунке). Схема установки подшипника с помощью закрепительной втулки на гладком валу приведена на рисунке:

В случае установки закрепительной втулки на ступенчатом цилиндрическом валу, для повышения надёжности, рекомендуется использовать дополнительную распорную втулку:

DIN 472 Кольцо стопорное внутреннее

для отверстия, пружинное упорное эксцентрическое. Диаметр отверстия от 8 до 300 мм.

  • Сталь пружинная
  • Сталь с покрытием: гальваническая оцинковка
  • Нержавеющая сталь: 1.4034, 1.4122, 1.4310, 1.4568

Таблица размеров внутренних стопорных колец DIN 472 для отверстий (нормальный тип) в мм

d1sd3аbd5d2mnd4
80.88.72.41.118.40.90.63
90.89.82.51.319.40.90.63.3
10110.83.21.41.210.41.10.63.7
11111.83.31.51.211.41.10.64.1
121133.41.71.512.51.10.84.9
13114.13.61.81.513.61.10.95.4
14115.13.71.91.714.61.10.96.2
15116.23.721.715.71.11.17.2
16117.33.821.716.81.11.28
17118.33.92.11.717.81.11.28.8
18119.54.12.22191.11.59.4
19120.54.12.22201.11.510.4
20121.54.22.32211.11.511.2
d1sd3аbd5d2mnd4
21122.54.22.42221.11.512.2
22123.54.22.52231.11.513.2
241.225.94.42.6225.21.31.814.8
251.226.94.52.7226.21.31.815.5
261.227.94.72.8227.21.31.816.1
281.230.14.82.9229.41.32.117.9
301.232.14.83231.41.32.119.9
311.233.45.23.22.532.71.32.620
321.234.45.43.22.533.71.32.620.6
341.535.55.43.32.535.71.62.622.6
351.537.85.43.42.5371.6323.6
361.538.85.43.52.5381.6324.6
371.539.85.53.62.5391.6325.4
381.540.85.53.72.5401.6326.4
401.7543.55.83.92.542.51.853.827.8
421.7545.55.94.12.544.51.853.829.6
451.7548.56.24.32.547.51.853.832
471.7550.56.44.42.549.51.853.833.5
481.7551.56.44.52.550.51.853.834.5
50254.26.54.62.5532.154.536.3
d1sd3аbd5d2mnd4
52256.26.74.72.5552.154.537.9
55259.26.852.5582.154.540.7
56260.26.85.12.5592.154.541.7
58262.26.95.22.5612.154.543.5
60264.27.35.42.5632.154.544.7
62266.27.35.52.5592.154.546.7
63267.27.35.62.5662.154.547.7
652.569.27.65.83682.654.549
682.572.57.86.13712.654.551.6
702.574.57.86.23732.654.553.6
722.576.57.86.43752.654.555.6
752.579.57.86.63782.654.558.6
782.582.58.56.83812.654.560.1
802.582.58.57383.52.655.362.1
822.587.58.57385.52.655.364.1
85390.58.67.23.588.53.155.366.9
88393.58.67.43.591.53.155.369.9
90395.58.67.63.593.53.155.371.9
92397.58.77.83.595.53.155.373.7
953100.58.88.13.598.53.155.376.5
983103.598.33.5101.53.155.379
1003105.59.28.43.5103.53.155.380.6
d1sd3аbd5d2mnd4
10241089.58.53.51064.15682
10541129.58.73.51094.15685
10841159.58.93.51124.15688
110411710.493.51144.15688.2
112411910.59.13.51164.15690
115412210.59.33.51194.15693
1204127119.73.51244.15696.9
1254132111041294.156101.9
13041371110.241344.156106.9
135414211.210.541394.156111.5
140414711.210.741444.156116.5
145415211.410.941494.156121
15041581211.241554.157.5124.8
15541641211.441604.157.5129.8
16041691311.641654.157.5132.7
1654174.51311.841704.157.5137.7
1704179.513.512.241754.157.5141.6
1754184.513.512.741804.157.5146.6
1804189.514.213.241854.157.5150.2
1854194.514.213.741904.157.5155.2
d1sd3аbd5d2mnd4
1904199.514.213.841954.157.5160.2
1954204.514.213.842004.157.5165.2
2004209.514.21442054.157.5170.2
210522214.21442165.159180.2
220523214.21442265.159190.2
230524214.21442365.159200.2
240525214.21442465.159210.2
250526214.21442565.159220.2
260527516.21652685.1512226
270528516.21652785.1512236
280529516.21652885.1512246
290530516.21652985.1512256
300531516.21653085.1512266
d1sd3аbd5d2mnd4

Читать также: Виды оправок для фрезерного станка

Обозначения: d1 – диаметр отверстия s – толщина кольца d3 – наружный диаметр кольца а – ширина ушка b – макс. ширина кольца d5 – диаметр отверстия m – ширина канавки n – высота кромки d4 – диаметр окружности

Аналог DIN 472:

ГОСТ 13943-86 – пружинные упорные плоские внутренние эксцентрические кольца классов точности А, В и С и канавки для них, предназначенные для закрепления от осевого смещения подшипников качения и других деталей в отверстиях диаметром от 8 до 320 мм.

Вы можете заказать и купить внутренние стопорные кольца DIN 472 оптом по договорным ценам.

192007, Санкт-Петербург, ул. Курская, 27

Торговый Дом Нева продает оптом крепёж стандартов DIN, ГОСТ, оцинкованные метизы и высокопрочные крепёжные изделия. Поставки строительного крепежа осуществляются во все регионы России.

Стопорные кольца представляют собой разновидность специальных крепежных элементов. С их помощью возможно выполнить фиксацию различных деталей, например, подшипников качения в различных механизмах. Несмотря на то, что эти изделия называются кольцами, их контур не бывает замкнут. Тем не менее, за счет округлой формы стопорные кольца

имеют достаточно высокий уровень прилегания к рабочей поверхности по всему периметру. Исходя из конструкционной формы, данные изделия подразделяются на следующие разновидности:

  • Внутренние стопорные кольца
  • Наружные стопорные кольца

Собственно, внутренние стопорные кольца

устанавливаются непосредственно в отверстии механизмов, а
наружные стопорные кольца
, в свою очередь, предназначены для установки на валах. Их монтаж осуществляется в специальные пазы, которые часто также называются канавками или же проточками. При этом устанавливаются они таким образом, чтобы наружу выступала определенная часть корпуса. Именно этот выступающий элемент функционирует как плечо, воспринимая нагрузку и позволяя детали удерживаться в месте ее расположения.

Примечательно, что стопорные кольца

могут иметь различные варианты конструкционного исполнения. Например, существуют как
эксцентрические стопорные кольца
, так и
кольца стопорные концентрические
. Отличие между ними заключается в том, что эксцентрические обладают неравномерной толщиной сечения, которая значительно увеличивается возле краев. При этом в самом расширении проделывается специальное отверстие. Из-за такого вида они чем-то визуально напоминают уши, благодаря чему довольно часто и называются ушками.

Читать также: Оборудование для мини бизнеса в домашних условиях

А вот стопорные кольца

концентрического типа ушек уже не имеют. Ширина сечения этого типа будет равномерной по всему периметру. Тем не менее, эксцентрические изделия смогут выдержать более высокие осевые нагрузки как раз таки за счет своей конструкции. Однако и те, и те стопорные кольца в целом остаются очень хорошо сбалансированными при вращении и способны выдержать серьезные механические воздействия, а также агрессивные вещества. Добиться этих особенностей им во многом помогает как раз таки материал их изготовления:

  • Конструкционная рессорно-пружинная сталь 65Г
  • Конструкционная рессорно-пружинная сталь 60С2А
  • Жаропрочная коррозионно-стойкая сталь 40Х13

В некоторых случаях материалом изготовления могут стать заменители данных марок стали. Иногда производство выполняется из совершенно других сплавов, наиболее подходящих под эксплуатационные условия. Как правило, стопорные кольца

имеют специально покрытие из кадмия или цинка, которое защищает их поверхность от элементов, вызывающих коррозию. Заготовкой для производства стопорных колец может служить стальная лента или проволока, при этом изготовление происходит либо посредством штамповки, либо же лазерной резки.

В случае, когда используется проволока, стопорные кольца

будут иметь округлое сечение. А вот изделия, выполненные из стальной ленты будут обладать уже прямоугольным сечением. Эти и другие характеристики регламентируют специальные стандарты изготовления. Каждый из них предписывает разные конструкционные особенности, однако у всех из них действуют одинаковые предписания к качеству поверхности. В частности, она должна быть без любых визуальных дефектов, например, трещин, сколов, заусенцев, неровностей и прочих изъянов.

Таблица стопорных колец

Разновидность исполнения стопорных колец

Пружинное упорное плоское эксцентрическое внутреннее

Пружинное упорное плоское концентрическое внутреннее

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]