В общем случае домкрат (от голландского dommekracht) представляет собой механизм, с помощью которого можно поднять и зафиксировать опирающийся на него груз на определенной высоте.
Широко распространенный среди автолюбителей небольшой домкрат (винтовой или гидравлический), приводимый в действие мускульной силой владельца, способен поднять автомобиль на небольшую высоту, достаточную для замены колес на дороге. Однако использовать его при монтаже или демонтаже узлов и агрегатов транспортного средства крайне неудобно. Здесь больше подойдет пневмодомкрат, позволяющий поднять автомобиль на необходимую высоту. Его можно купить в автомагазине или изготовить самостоятельно.
Принцип работы пневматического подъемника
Работает пневматический домкрат, используя свойства сжатого воздуха. В герметичной камере, куда поступает воздух, нагнетаемый компрессором, постепенно создается большое давление.
Расширяющиеся под действием сжатого воздуха резиновые подушки упираются в груз и постепенно поднимают его на заданную высоту. По окончании работ воздух стравливают, давление внутри подушек при этом уменьшается и груз плавно опускается.
В процессе ремонта автомашины специалисты СТО и автолюбители используют самые разные варианты исполнения пневмопоъемников — от подкатных пневматических домкратов до полимерных надувных подушек и самодельных конструкций.
Особенности конструкции пневматического домкрата
Пневматический надувной домкрат представлен удобной и легкой конструкцией, с помощью которой можно заменить колесо или провести ремонтные работы транспортного средства. Конструкция устройства состоит из следующих деталей:
- опорный винт;
- рукоятка;
- воздухопровод;
- основа механизма выполнена из прочного полимерного материала.
С помощью домкрата с пневмоприводом на СТО и автомастерских поднимают авто, у которых минимальный дорожный просвет, для того чтобы провести ремонтные работы. Также часто данную конструкцию используют для проведения аварийных работ и чтобы выехать из заснеженного бездорожья, песка или болотистого грунта.
Многие опытные автомобилисты рекомендуют отдавать предпочтение подкатным пневматическим домкратам, которые представлены подушкой на устойчивой платформе. Чтобы такой подъемник с легкостью можно было передвигать, к нему приделаны маленькие колесики. Пневматическая установка осуществляет подачу воздуха, за счет чего машина будет постепенно подниматься.
Обратите внимание!
При необходимости подъема транспортного средства, у которого малый клиренс (дорожный просвет, составляющий менее 30 см), производителем предусмотрена уникальная схема, благодаря которой сжатие подушки происходит в принудительном порядке.
Классификация пневмодомкратов
Пневматические подъемники, которые используются при ремонте различных транспортных средств можно условно разделить на четыре типа:
- переносные;
- подкатные;
- канавные;
- платформы.
Домкраты переносного типа
Переносные пневмодомкраты представляют собой резиновый или полимерный баллон с прочными эластичными стенками. Для подъема транспортного средства этот баллон заполняется воздухом, который нагнетается компрессором, или отработанным газом из выхлопной трубы автомобиля.
Несмотря на то, что такая конструкция выглядит достаточно хлипкой, она в состоянии обеспечить подъемную силу порядка 3…4 тонн. При этом время, которое уходит на подъем авто-машины, не превышает 2…3 минут.
Кроме того переносные пневмодомкраты:
- не требуют технического обслуживания, так как в них отсутствуют изнашивающиеся детали;
- можно использовать даже в тех случаях, когда под автомобилем отсутствует ровная твердая поверхность.
Подкатные
Пневмодомкрат подкатного типа представляет собой тележку на колесиках, оборудованную эластичной пневмоподушкой и стопорными элементами, обеспечивающими неподвижность конструкции после установки ее под автомобилем.
Домкраты из пневмоподушки обеспечивают подъем автомобиля на высоту до 50 см.
Для вывешивания транспортного средства подкатный домкрат устанавливается под его днищем, после чего подсоединяется к компрессору высокого давления. Использование компрессора, нагнетающего воздух в пневмоподушку, позволяет домкрату поднять автомобиль на необходимую высоту за несколько секунд.
Канавные
Канавный пневмоподъемник (траверса) необходим в тех случаях когда требуется осуществить регулировку углов установки колес или выполнить другие виды ремонтных работ, для которых нужно вывесить одну из осей автомобиля.
Его использование позволяет создать дополнительное пространство в зоне ремонта, что делает последний более комфортным. Кроме того траверса может перемещаться вдоль оси смотровой ямы, благодаря чему ее можно разместить любом, удобном для автослесаря месте. Монтируют траверсу на смотровой яме или стоечном подъемнике. На рынке можно встретить модели сила подъема которых превышает 4 т.
Конструктивно канавный подъемник представляет собой раму с подъемной балкой и мощной пневмоподушкой. При этом стопорный механизм позволяет легко зафиксировать подъемную балку на необходимой высоте.
Для рамных автомобилей конструкцией предусмотрены быстросъемные удлинители со сменными обрезиненными пятками. При подъеме автомобиля вся нагрузка передается на раму. Оснащается такой домкрат усиленной трехсекционной пневмоподушкой со специальными армирующими поясами в резиновом литье.
Пневмоплатформы
Пневматическая платформа предназначена для быстрого подъема колесного транспортного средства на удобную для качественного шиномонтажа высоту.
При помощи такой платформы можно вывесить всю ходовую часть автомашины и обслуживать одновременно все 4 колеса.
При этом кроме шиномонтажных работ можно осуществлять и другие виды мелкого ремонта, такого, например, как замена:
- шаровых опор;
- рулевых наконечников;
- тормозных колодок и пр.
С помощью пневмоплатформы можно поднять автомобиль на высоту порядка 400…500 мм. При этом устройство оснащено специальным предохранительным стопором, рычаг которого по завершении подъема необходимо установить в положение фиксации груза.
Принцип работы пневмодомкрата
Технический прогресс не стоит на месте. Благодаря ему год от года в автоиндустрии появляются более совершенные приспособления. По этой причине не удивляет ситуация, когда автомобилисты вместо обычного домкрата предпочитают пользоваться пневматическим устройством. Оно представляет собой довольно легкую и удобную в использовании надувную конструкцию. Имея её в багажнике, каждый автомобилист сможет без каких-либо осложнений произвести замену пробитого колеса.
В основе работы воздушного домкрата лежит довольно простой принцип: это своеобразная надувная подушка, устанавливаемая под корпусом машины. Это устройство, находящееся в сдутом состоянии, необходимо установить под автомобилем перед проведением шиномонтажа. Его размещение производится со стороны колеса, которое подлежит замене. Говоря другими словами, его располагают так же, как и обычный механический домкрат, которым долгие десятилетия пользовались владельцы «железных коней».
Шланги, которые идут к пневмодомкрату, герметично подсоединяются к выхлопной трубе. Посредством отработанных газов происходит наполнение камеры пневмодомкрата, которая постепенно увеличивается в объёме и тем самым поднимает корпус транспортного средства.
Отметим, что, помимо выхлопных газов для наполнения камеры автомобильного пневматического домкрата может применяться и баллон со сжатым воздухом или же использоваться компрессор. При этом, применяя эти приспособления, владельцу транспортного средства не приходится прилагать каких-либо серьезных физических усилий. Легкость использования этого прибора обеспечена даже для хрупкой девушки, которой для подъёма транспортного средства с помощью этого устройства не придется обращаться за помощью к представителям сильного пола.
После заполнения воздушного мешка до необходимого объема подача в него воздуха прекращается. Наполнение камеры пневмодомкрата имеет довольно креативный характер, поэтому для приведения его в рабочее состояние требуется всего пара минут. Если пробой колеса у вас случился во время поездки, при этом вы ограничены во времени, то использование такого устройства будет актуальным. Регулировка высоты подъема автомобиля с использованием пневматического устройства обеспечивается объемом камеры, заполненной воздухом.
Технические характеристики
Пневматический домкрат обладает определенным набором технических характеристик.
Среди них основными считаются:
- грузоподъемность, т — не более 4;
- высота подъема груза, см — 35…75 см;
- высота подхвата, см — не более 15 см;
- рабочее давление, атм — от 2 до 9.
Эти параметры могут незначительно варьироваться в зависимости от типа и классификационной принадлежности конкретного пневмодомкрата.
Важные характеристики
Существуют определенные характеристики, зная и учитывая которые можно легко подобрать подходящую модель пневмодомкрата для своих нужд.
Грузоподъемность
При выборе такого устройства, как автомобильный пневмодомкрат, необходимо отдавать предпочтение моделям, имеющим несколько большую грузоподъемность, чем вес вашего «железного коня». Если вы являетесь владельцем легкового автомобиля, то следует выбирать пневмодомкрат грузоподъемностью 1,5−2 т. Для того чтобы заменить колесо на «Газели», следует приобретать в свой автомобиль устройство, которое имеет грузоподъемность 2,5−3 т.
Высота подхвата надувного домкрата
Эта характеристика для данных приспособлений является одной из самых важных. Если машина имеет незначительный дорожный просвет или сильно застряла в грязи, то небольшие показатели этого параметра позволят легко приподнять транспортное средство. В таких условиях лучше всего использовать устройства, которые имеют высоту подхвата до 100 мм.
Высота подъема
В большинстве моделей пневмодомкратов эта характеристика не превышает 500 мм. Однако даже этой величины вполне хватает, чтобы приподнять транспортное средство и удобно заменить пробитое колесо. Техника, которая предназначена не только для подъема автомобиля, но и для выполнения такелажных работ, работающая совместно с компрессором, имеет больший показатель этого параметра — 700 мм.
Преимущества и недостатки
Среди преимуществ, свойственных пневмодомкратам пользователи отмечают:
- простоту и удобство в эксплуатации
- высокую грузоподъемность;
- минимальную высоту подхвата;
- большую высоту подъема, обеспечивающую беспроблемное проведение ремонтных работ;
- отсутствие физических усилий для подъема груза;
- большую площадь опоры, которая обеспечивает высокую надежность подъема и устойчивость механизма и, кроме того, не повреждает днище транспортного средства;
К недостаткам пневматических домкратов относятся:
- возможность повреждения эластичных полимерных или резиновых стенок пневматических баллонов и подушек;
- невозможность использования при низких температурах — стенки пневмоподушек при температуре окружающего воздуха ниже -10°
- долговечность эластичных материалов, из которых изготавливают баллоны и пневмоподушки значительно меньше, чем у металлических деталей аналогов.
НАДУВНОЙ ДОМКРАТ
Этот вид подъёмников для автомобилей относится к пневматическому устройству. Надувной вариант устанавливается под днище машины и поднимает её за счёт увеличения объёма резиновой подушки. Максимальный подъём достигается буквально за минуту работы.
УСТРОЙСТВО, ПРИНЦИП РАБОТЫ И КОМПЛЕКТАЦИЯ НАДУВНОГО ДОМКРАТА
Подъёмник работает за счёт увеличения объёма конструкции, которая представляет собой подушку из резины. Она наполняется газом или воздухом за счёт одного из источников — внешнего (компрессора) или выхлопных газов машины.
Элементы и комплектация надувного домкрата:
- сама подушка подъёмника, которую делают из прорезиненного эластичного материала;
- шланг для соединения источника газа или воздуха с ёмкостью устройства;
- 2 коврика для установки сверху и снизу подушки — они защищают от разрыва и смещения;
- переходник на случай, если домкрат будет приводиться в действие компрессором;
- чехол для хранения и переноски устройства.
Критерии выбора при покупке
На отечественном рынке оборудования и аксессуаров для ремонта автомобилей представлено большое количество самых разнообразных подъемных механизмов, среди которых сравнительно небольшую нишу занимают пневматические домкраты.
Специалисты советуют автолюбителям при выборе пневмодомкрата обращать особое внимание на:
- величину грузоподъемности, которая должна быть больше массы поднимаемого автомобиля хотя-бы на 200…300 кг;
- высоту подъема;
- высоту подхвата, которая не должна быть больше величины клиренса автомобиля;
- максимально допустимое давление в пневмоподушках, исходя из того, что подушки низ-кого давления подходят только для подъема легковых автомобилей.
Кроме того, выбирая пневмодомкрат, необходимо четко представлять себе, для чего он нужен. Например, если его придется брать с собой в поездку, то он должен быть легким, мобильным и компактным, а при использовании пневматического домкрата в гараже можно приобрести и более громоздкий, но зато многофункциональный агрегат.
При выборе пневматического домкрата для своего автомобиля обратите вни-мание на производителей этого вида техники. Имейте в виду, что только качественное оборудование дает возможность осуществить ремонт автомобиля быстро и комфортно. Ведь если материалы, из которых изготовлены пневмокамеры и шланги, не боятся про-колов и порезов, то и пневмодомкрат прослужит вам долго.
Как сделать пневмодомкрат своими руками
Технические характеристики пневмодомкратов, сделанных своими руками, должны обеспечивать надежное вывешивание как минимум того транспортного средства, которым пользуется автовладелец.
Так, например, если пневмодомкрат будет использоваться для подъема легкового автотранспорта, то его грузоподъемность может быть в пределах 1,5…2-х тонн. Если же владелец подъемника ездит на грузовичке типа «ГАЗель», то грузоподъемность домкрата должна быть несколько больше — порядка 2,5…3 т.
Приступая к самостоятельному изготовлению пневмоподъемника необходимо учитывать и величину дорожного просвета у автомобиля. В тех случаях, когда клиренс небольшой или автомобиль часто застревает в грязи, высота подхвата у домкрата должна быть не более 10 см.
Как правило основным элементом самодельного пневмодомкрата является пневмоподушка подвески любого грузовика или автобуса. Однако простейшую конструкцию можно изготовить и без нее, используя, например, отрезок канализационной трубы.
Простейший пневмоподъемник
Для изготовления простейшего пневматического домкрата понадобятся:
- небольшой отрезок канализационной трубы диаметром 110 мм;
- две заглушки того же диаметра, что и труба;
- муфта диаметром 110 мм;
- шланги;
- 2 золотника для бескамерных автомобильных шин;
- деревянный брусок;
- шланг;
- клей;
- литол;
- наждачная бумага;
- нож;
- ножовка по металлу;
- дрель;
- краник для стравливания воздуха;
- автомобильные хомутики;
- небольшой водопроводный тройник.
Путем несложных манипуляций из этих элементов можно достаточно быстро собрать простейший пневмодомкрат.
Последовательность действий при этом такова:
- от одной из заглушек отрезают нижнюю часть, оставляя при этом примерно 20 мм от бортика;
- наждачной бумагой или ножом зачищают край среза от заусенцев;
- по центру полученной детали сверлят отверстие диаметром 10 мм, в которое затем встав-ляют предварительно смазанный клеем золотник;
- снимаем с муфты резиновое кольцо, промазываем открывшуюся поверхность клеем и ставим кольцо на место;
- точно также промазываем клеем края заглушки с золотником и вклеиваем ее в муфту;
- от куска трубы диаметром 110 мм ножовкой отрезаем часть длиной 10 см и затем эту часть разрезаем вдоль;
- разрезанную вдоль трубу вставляем в муфту, размечаем и отрезаем от нее еще кусок таким образом, чтобы она лежала в муфте ровно;
- вклеиваем полученную деталь в муфту;
- сверху приклеиваем еще один кусок трубы длиной 5 см;
- на золотник надевают шланг и затягивают его хомутом;
- в деревянном бруске вырезают паз под золотник со шлангом и затем приклеивают к до-щечке изготовленную ранее деталь;
- в шланг вставляют водопроводный тройник, надевают на один из его отводов еще один отрезок шланга с краником для стравливания воздуха из домкрата;
- от второго золотника отрезают его широкую часть;
- на свободный конец водопроводного тройника надевают небольшой отрезок шланга, вставляют в него обрезанный золотник и затягивают шланг хомутиком. Именно сюда будет подаваться воздух от компрессора;
- смазывают внутреннюю поверхности муфты литолом и вставляем в нее изготовленный ранее поршень;
- сверху поршня можно приклеить круг, вырезанный из листовой резины или фанеры.
- Установив полученный пневмодомкрат под автомобиль и подав туда под небольшим давлением воздух из компрессора, можно поднять автомобиль на высоту, которой будет достаточно, например, для замены колеса.
Пневматический домкрат подкатного типа
Своими руками можно изготовить и пневмодомкрат более совершенной конструкции. Для этого необходимо раздобыть прочную прорезиненную подушку. Подойдет, например, подержанная пневматическая подушка подвески грузовика или автобуса. Приступая к изготовлению пневматического подкатного домкрата необходимо четко представлять себе его конструкцию
Кроме старой, подходящей по размеру и грузоподъемности автомобильной подушки для из-готовления пневматического домкрата подкатного типа понадобятся:
- шланг, оснащенный шаровыми кранами для подачи и стравливания воздуха;
- металлическая станина на колесиках, которая займет часть дорожного просвета под авто-мобилем и обеспечит достаточную степень свободы шлангу подачи воздуха.
Соединив в определенной последовательности все вышеуказанные элементы получим простой подкатной домкрат. Один из вариантов его конструктивного исполнения можно увидеть на фото:
Не забудьте, что домкрат во время работы не должен повредить детали и лакокрасочное покрытие автомобиля. Для этого его опорную поверхность дополнительно прикрывают резиновым или фанерным листом
Механизм нагнетания воздуха
Немаловажное значение при эксплуатации самодельного домкрата имеет механизм с помощью которого внутрь пневмоподушки от грузовика подается воздух. С этой ролью хорошо справляется гаражный компрессор, работающий от централизованной сети электропитания напряжением ~220 вольт и обеспечивающий давление 6 и более атмосфер. С помощью такого компрессора можно вывесить автомобиль на высоту до 0,5 м за несколько секунд.
Используют и компрессор, работающий от бортовой сети автомобиля, обеспечивающий подачу воздуха под давлением не менее 2-х атмосфер, но такой вариант годится только в условиях, когда иначе приподнять автомобиль не представляется возможным.
Видеоинструкция: как сделать пневмодомкрат из подушки от фуры
Стоит обратить внимание, что подушки от подвески высокотонажных автомобилей можно дешево купить в любом автопарке TIR или вовсе получить бесплатно. Это не разборка, их там попросту списывают и выбрасывают. Главное внимательно смотреть на целостность, чтобы не лопнула в самый неподходящий момент.
Меры безопасности
При работе с пневматическим домкратом требуется неукоснительно соблюдать требования техники безопасности, оговоренные в инструкциях по их эксплуатации. При этом нужно помнить, что домкрат не является страховочным устройством и предназначен только для подъема автомобиля.
В связи с этим в обязательном порядке необходимо зафиксировать:
- колеса автомобиля при помощи противооткатных упоров, которые не допустят самопроизвольного перемещения транспортного средства во время проведения ремонта;
- кузов автомобиля на необходимой высоте, использовав для этого страховочные упоры.
Кроме того нужно проверить и убедиться в том, что колеса автомобиля заторможены стоя-ночной тормозной системой.
Не превышайте грузоподъемность домкрата. В тех случаях, когда пневмодомкрат оборудован предохранительным клапаном, настроенном изготовителем и предотвращающим превышение нагрузки, изменять заводские настройки запрещается.