В общем случае домкрат (от голландского dommekracht) представляет собой механизм, с помощью которого можно поднять и зафиксировать опирающийся на него груз на определенной высоте.
Широко распространенный среди автолюбителей небольшой домкрат (винтовой или гидравлический), приводимый в действие мускульной силой владельца, способен поднять автомобиль на небольшую высоту, достаточную для замены колес на дороге. Однако использовать его при монтаже или демонтаже узлов и агрегатов транспортного средства крайне неудобно. Здесь больше подойдет пневмодомкрат, позволяющий поднять автомобиль на необходимую высоту. Его можно купить в автомагазине или изготовить самостоятельно.
Принцип работы пневматического подъемника
Работает пневматический домкрат, используя свойства сжатого воздуха. В герметичной камере, куда поступает воздух, нагнетаемый компрессором, постепенно создается большое давление.
Расширяющиеся под действием сжатого воздуха резиновые подушки упираются в груз и постепенно поднимают его на заданную высоту. По окончании работ воздух стравливают, давление внутри подушек при этом уменьшается и груз плавно опускается.
В процессе ремонта автомашины специалисты СТО и автолюбители используют самые разные варианты исполнения пневмопоъемников — от подкатных пневматических домкратов до полимерных надувных подушек и самодельных конструкций.
Разновидности надувных подъемников
Все домкраты на основе резиновой подушки имеют схожее устройство: это конструкция из резины, расширяющаяся благодаря поступлению газа или сжатого воздуха внутрь. Принято различать лишь методики увеличения объема подушки:
- с применением специального компрессора. Воздух подается внутрь подушки внешним прибором — механическим или автоматизированным насосом. Достоинством этого варианта является отсутствие какого-либо неприятного аромата, потому что не нужно применять выхлопную трубу машины. Также домкрат не будет зависеть от работоспособности автомобиля. Минус — устройство будет показывать минимальную эффективность при слабой мощности компрессора;
- с помощью автомобильной выхлопной системы. Газ в подушку закачивается с помощью обыкновенной выхлопной трубы. Преимущество этого способа — быстрота закачки и отсутствие потребности в использовании дополнительного оборудования. К минусам стоит отнести токсичный газ, а также зависимость от исправности транспортного средства.
Также домкраты классифицируются по способности поднимать определенную массу.
Классификация пневмодомкратов
Пневматические подъемники, которые используются при ремонте различных транспортных средств можно условно разделить на четыре типа:
- переносные;
- подкатные;
- канавные;
- платформы.
Домкраты переносного типа
Переносные пневмодомкраты представляют собой резиновый или полимерный баллон с прочными эластичными стенками. Для подъема транспортного средства этот баллон заполняется воздухом, который нагнетается компрессором, или отработанным газом из выхлопной трубы автомобиля.
Несмотря на то, что такая конструкция выглядит достаточно хлипкой, она в состоянии обеспечить подъемную силу порядка 3…4 тонн. При этом время, которое уходит на подъем авто-машины, не превышает 2…3 минут.
Кроме того переносные пневмодомкраты:
- не требуют технического обслуживания, так как в них отсутствуют изнашивающиеся детали;
- можно использовать даже в тех случаях, когда под автомобилем отсутствует ровная твердая поверхность.
Подкатные
Пневмодомкрат подкатного типа представляет собой тележку на колесиках, оборудованную эластичной пневмоподушкой и стопорными элементами, обеспечивающими неподвижность конструкции после установки ее под автомобилем.
Домкраты из пневмоподушки обеспечивают подъем автомобиля на высоту до 50 см.
Для вывешивания транспортного средства подкатный домкрат устанавливается под его днищем, после чего подсоединяется к компрессору высокого давления. Использование компрессора, нагнетающего воздух в пневмоподушку, позволяет домкрату поднять автомобиль на необходимую высоту за несколько секунд.
Канавные
Канавный пневмоподъемник (траверса) необходим в тех случаях когда требуется осуществить регулировку углов установки колес или выполнить другие виды ремонтных работ, для которых нужно вывесить одну из осей автомобиля.
Его использование позволяет создать дополнительное пространство в зоне ремонта, что делает последний более комфортным. Кроме того траверса может перемещаться вдоль оси смотровой ямы, благодаря чему ее можно разместить любом, удобном для автослесаря месте. Монтируют траверсу на смотровой яме или стоечном подъемнике. На рынке можно встретить модели сила подъема которых превышает 4 т.
Конструктивно канавный подъемник представляет собой раму с подъемной балкой и мощной пневмоподушкой. При этом стопорный механизм позволяет легко зафиксировать подъемную балку на необходимой высоте.
Для рамных автомобилей конструкцией предусмотрены быстросъемные удлинители со сменными обрезиненными пятками. При подъеме автомобиля вся нагрузка передается на раму. Оснащается такой домкрат усиленной трехсекционной пневмоподушкой со специальными армирующими поясами в резиновом литье.
Пневмоплатформы
Пневматическая платформа предназначена для быстрого подъема колесного транспортного средства на удобную для качественного шиномонтажа высоту.
При помощи такой платформы можно вывесить всю ходовую часть автомашины и обслуживать одновременно все 4 колеса.
При этом кроме шиномонтажных работ можно осуществлять и другие виды мелкого ремонта, такого, например, как замена:
- шаровых опор;
- рулевых наконечников;
- тормозных колодок и пр.
С помощью пневмоплатформы можно поднять автомобиль на высоту порядка 400…500 мм. При этом устройство оснащено специальным предохранительным стопором, рычаг которого по завершении подъема необходимо установить в положение фиксации груза.
Принцип работы, устройство и комплектация домкрата-подушки
Этот автоподъемник работает благодаря увеличению внутреннего объема специальной резиновой подушки. Она заполняется воздухом или газом с помощью выхлопной трубы авто или компрессора.
Комплектация устройства:
- сама резиновая подушка;
- шланг, необходимый для подключения источника воздуха или газа к устройству;
- пара ковриков, защищающих подушку от смещения или разрыва;
- переходник, предназначенный для подсоединения к компрессору;
- чехол для транспортировки и хранения оборудования.
Домкрат воздушный может применяться для подъема автомобильного транспорта в самых разных случаях:
- при замене автоколес;
- для установки на колеса цепи, которая предотвращает скольжение по ледяной и снежной поверхности;
- для вытаскивания автомобиля из колеи;
- при пересечении песчаной местности;
- чтобы вытащить транспортное средство из снега или льда при буксовании.
Домкрат надувного типа также нередко применяют в строительстве, при стыковке труб, спасательных и монтажных мероприятиях. Его конструкция дает возможность поднимать разные грузы. Подушка очень универсальна — она используется и на неровных, и на песчаных, и на заболоченных поверхностях.
Надувной тип подъемника, в сравнении с другими разновидностями, можно применять на неровных и мягких покрытиях. Он может поднять машину массой до трех тонн.
Технические характеристики
Пневматический домкрат обладает определенным набором технических характеристик.
Среди них основными считаются:
- грузоподъемность, т — не более 4;
- высота подъема груза, см — 35…75 см;
- высота подхвата, см — не более 15 см;
- рабочее давление, атм — от 2 до 9.
Эти параметры могут незначительно варьироваться в зависимости от типа и классификационной принадлежности конкретного пневмодомкрата.
Преимущества и недостатки
Среди преимуществ, свойственных пневмодомкратам пользователи отмечают:
- простоту и удобство в эксплуатации
- высокую грузоподъемность;
- минимальную высоту подхвата;
- большую высоту подъема, обеспечивающую беспроблемное проведение ремонтных работ;
- отсутствие физических усилий для подъема груза;
- большую площадь опоры, которая обеспечивает высокую надежность подъема и устойчивость механизма и, кроме того, не повреждает днище транспортного средства;
К недостаткам пневматических домкратов относятся:
- возможность повреждения эластичных полимерных или резиновых стенок пневматических баллонов и подушек;
- невозможность использования при низких температурах — стенки пневмоподушек при температуре окружающего воздуха ниже -10°
- долговечность эластичных материалов, из которых изготавливают баллоны и пневмоподушки значительно меньше, чем у металлических деталей аналогов.
Преимущества подъемников надувного типа
У этого оборудования есть масса достоинств по сравнению с обыкновенными, гидравлическими, реечными и винтовыми домкратами. К ним можно отнести следующие:
- не нужно прикладывать физические усилия для того, чтобы поднять груз;
- сложенную подушку можно поместить под любой элемент машины, даже при минимальном расстоянии от днища до земли;
- устройством можно пользоваться абсолютно во всех условиях местности;
- домкрат надувного типа весит не больше пары килограммов и является очень компактным в сдутом состоянии.
Критерии выбора при покупке
На отечественном рынке оборудования и аксессуаров для ремонта автомобилей представлено большое количество самых разнообразных подъемных механизмов, среди которых сравнительно небольшую нишу занимают пневматические домкраты.
Специалисты советуют автолюбителям при выборе пневмодомкрата обращать особое внимание на:
- величину грузоподъемности, которая должна быть больше массы поднимаемого автомобиля хотя-бы на 200…300 кг;
- высоту подъема;
- высоту подхвата, которая не должна быть больше величины клиренса автомобиля;
- максимально допустимое давление в пневмоподушках, исходя из того, что подушки низ-кого давления подходят только для подъема легковых автомобилей.
Кроме того, выбирая пневмодомкрат, необходимо четко представлять себе, для чего он нужен. Например, если его придется брать с собой в поездку, то он должен быть легким, мобильным и компактным, а при использовании пневматического домкрата в гараже можно приобрести и более громоздкий, но зато многофункциональный агрегат.
При выборе пневматического домкрата для своего автомобиля обратите вни-мание на производителей этого вида техники. Имейте в виду, что только качественное оборудование дает возможность осуществить ремонт автомобиля быстро и комфортно. Ведь если материалы, из которых изготовлены пневмокамеры и шланги, не боятся про-колов и порезов, то и пневмодомкрат прослужит вам долго.
Как сделать пневмодомкрат своими руками
Технические характеристики пневмодомкратов, сделанных своими руками, должны обеспечивать надежное вывешивание как минимум того транспортного средства, которым пользуется автовладелец.
Так, например, если пневмодомкрат будет использоваться для подъема легкового автотранспорта, то его грузоподъемность может быть в пределах 1,5…2-х тонн. Если же владелец подъемника ездит на грузовичке типа «ГАЗель», то грузоподъемность домкрата должна быть несколько больше — порядка 2,5…3 т.
Приступая к самостоятельному изготовлению пневмоподъемника необходимо учитывать и величину дорожного просвета у автомобиля. В тех случаях, когда клиренс небольшой или автомобиль часто застревает в грязи, высота подхвата у домкрата должна быть не более 10 см.
Как правило основным элементом самодельного пневмодомкрата является пневмоподушка подвески любого грузовика или автобуса. Однако простейшую конструкцию можно изготовить и без нее, используя, например, отрезок канализационной трубы.
Простейший пневмоподъемник
Для изготовления простейшего пневматического домкрата понадобятся:
- небольшой отрезок канализационной трубы диаметром 110 мм;
- две заглушки того же диаметра, что и труба;
- муфта диаметром 110 мм;
- шланги;
- 2 золотника для бескамерных автомобильных шин;
- деревянный брусок;
- шланг;
- клей;
- литол;
- наждачная бумага;
- нож;
- ножовка по металлу;
- дрель;
- краник для стравливания воздуха;
- автомобильные хомутики;
- небольшой водопроводный тройник.
Путем несложных манипуляций из этих элементов можно достаточно быстро собрать простейший пневмодомкрат.
Последовательность действий при этом такова:
- от одной из заглушек отрезают нижнюю часть, оставляя при этом примерно 20 мм от бортика;
- наждачной бумагой или ножом зачищают край среза от заусенцев;
- по центру полученной детали сверлят отверстие диаметром 10 мм, в которое затем встав-ляют предварительно смазанный клеем золотник;
- снимаем с муфты резиновое кольцо, промазываем открывшуюся поверхность клеем и ставим кольцо на место;
- точно также промазываем клеем края заглушки с золотником и вклеиваем ее в муфту;
- от куска трубы диаметром 110 мм ножовкой отрезаем часть длиной 10 см и затем эту часть разрезаем вдоль;
- разрезанную вдоль трубу вставляем в муфту, размечаем и отрезаем от нее еще кусок таким образом, чтобы она лежала в муфте ровно;
- вклеиваем полученную деталь в муфту;
- сверху приклеиваем еще один кусок трубы длиной 5 см;
- на золотник надевают шланг и затягивают его хомутом;
- в деревянном бруске вырезают паз под золотник со шлангом и затем приклеивают к до-щечке изготовленную ранее деталь;
- в шланг вставляют водопроводный тройник, надевают на один из его отводов еще один отрезок шланга с краником для стравливания воздуха из домкрата;
- от второго золотника отрезают его широкую часть;
- на свободный конец водопроводного тройника надевают небольшой отрезок шланга, вставляют в него обрезанный золотник и затягивают шланг хомутиком. Именно сюда будет подаваться воздух от компрессора;
- смазывают внутреннюю поверхности муфты литолом и вставляем в нее изготовленный ранее поршень;
- сверху поршня можно приклеить круг, вырезанный из листовой резины или фанеры.
- Установив полученный пневмодомкрат под автомобиль и подав туда под небольшим давлением воздух из компрессора, можно поднять автомобиль на высоту, которой будет достаточно, например, для замены колеса.
Пневматический домкрат подкатного типа
Своими руками можно изготовить и пневмодомкрат более совершенной конструкции. Для этого необходимо раздобыть прочную прорезиненную подушку. Подойдет, например, подержанная пневматическая подушка подвески грузовика или автобуса. Приступая к изготовлению пневматического подкатного домкрата необходимо четко представлять себе его конструкцию
Кроме старой, подходящей по размеру и грузоподъемности автомобильной подушки для из-готовления пневматического домкрата подкатного типа понадобятся:
- шланг, оснащенный шаровыми кранами для подачи и стравливания воздуха;
- металлическая станина на колесиках, которая займет часть дорожного просвета под авто-мобилем и обеспечит достаточную степень свободы шлангу подачи воздуха.
Соединив в определенной последовательности все вышеуказанные элементы получим простой подкатной домкрат. Один из вариантов его конструктивного исполнения можно увидеть на фото:
Не забудьте, что домкрат во время работы не должен повредить детали и лакокрасочное покрытие автомобиля. Для этого его опорную поверхность дополнительно прикрывают резиновым или фанерным листом
Механизм нагнетания воздуха
Немаловажное значение при эксплуатации самодельного домкрата имеет механизм с помощью которого внутрь пневмоподушки от грузовика подается воздух. С этой ролью хорошо справляется гаражный компрессор, работающий от централизованной сети электропитания напряжением ~220 вольт и обеспечивающий давление 6 и более атмосфер. С помощью такого компрессора можно вывесить автомобиль на высоту до 0,5 м за несколько секунд.
Используют и компрессор, работающий от бортовой сети автомобиля, обеспечивающий подачу воздуха под давлением не менее 2-х атмосфер, но такой вариант годится только в условиях, когда иначе приподнять автомобиль не представляется возможным.
Видеоинструкция: как сделать пневмодомкрат из подушки от фуры
Стоит обратить внимание, что подушки от подвески высокотонажных автомобилей можно дешево купить в любом автопарке TIR или вовсе получить бесплатно. Это не разборка, их там попросту списывают и выбрасывают. Главное внимательно смотреть на целостность, чтобы не лопнула в самый неподходящий момент.
Особенности эксплуатации
До полного расправления подушка похожа на плоский мешок из резины. Для применения приспособления необходимо сделать следующее.
- Поместить домкрат под машину и ровно ее расправить.
- Снизу и сверху приспособления положить специальные коврики, которые идут в комплекте с устройством.
- Перекрыть соединение клапана со шлангом — это необходимо для той цели, чтобы воздушные массы обратно не выходили из подушки.
- Подключить шланг к устройству подачи воздуха или газа — выхлопная труба или компрессор.
- Надуть подушку можно с применением выхлопной трубы или специального генератора.
- Контролировать объем домкрата. Если заметите неравномерную накачку, то следует сразу же остановить подачу газа или воздуха.
- После полной накачки подушки, шланг автоматически снимется с выхлопной трубы, а клапан будет удерживать воздух внутри конструкции.
Эти домкраты пользуются особой популярностью среди владельцев автомобилей-внедорожников, которые регулярно передвигаются по пересеченной местности. Этот подъемник полезен во многих ситуациях.
При установке подушки необходимо внимательно следить за тем, чтобы рядом с конструкцией не было острых или нагревающихся предметов, в противном случае она может проколоться или расплавиться. Коврики обеспечивают защиту лишь снизу и сверху — при закачке воздуха в подушку ее стенки, как правило, расширяются и нередко касаются автомобиля.
Нежелательно также пользоваться надувным домкратом при минусовых температурах, потому что емкость в этом случае может утратить свою герметичность.
Меры безопасности
При работе с пневматическим домкратом требуется неукоснительно соблюдать требования техники безопасности, оговоренные в инструкциях по их эксплуатации. При этом нужно помнить, что домкрат не является страховочным устройством и предназначен только для подъема автомобиля.
В связи с этим в обязательном порядке необходимо зафиксировать:
- колеса автомобиля при помощи противооткатных упоров, которые не допустят самопроизвольного перемещения транспортного средства во время проведения ремонта;
- кузов автомобиля на необходимой высоте, использовав для этого страховочные упоры.
Кроме того нужно проверить и убедиться в том, что колеса автомобиля заторможены стоя-ночной тормозной системой.
Не превышайте грузоподъемность домкрата. В тех случаях, когда пневмодомкрат оборудован предохранительным клапаном, настроенном изготовителем и предотвращающим превышение нагрузки, изменять заводские настройки запрещается.