Шпигованный мат

Зажимы для троса: виды, как подобрать и закрепить

Распечатать

Тросовый или канатный зажим — это такое такелажное изделие, которым фиксируются петли на стальных канатах либо сращиваются канаты. Казалось бы, все очень просто, но:

  1. Эти элементы такелажа используют в высоконагруженных конструкциях, из чего вытекает, что они должны изготавливаться из металла, устойчивого к трению, поперечным и продольным деформациям. Как это достигается?
  2. В строительных работах, например, на тросы крепят несколько зажимов, расположенных друг за другом. Может быть так, что нагрузка выше, чем допустимая для единицы крепления. Простое увеличение числа слабых креплений никак не поможет зафиксировать конструкцию. Почему?

Эти и другие детали по полочкам раскладываем в статье.

Введение

Заводской вариант крепежа

В отличие от верёвки, стальной трос очень трудно, практически невозможно привязать к точке крепления. Для этой цели применяются специальные крюки, карабины и другие приспособления.

Но для того, чтобы их присоединить к тросу, последний должен иметь на своём конце петлю. Вопрос можно решить следующим образом:

Действие №1 Разметка троса

Отметка места окончания петли при помощи скотча

Сначала необходимо прикинуть примерные размеры петли, согнув конец троса и отметив место его контакта с тросом. Сделать это можно при помощи скотча или изоляции.

Действие №2 Расплетение конца троса

Необходимо отделить три нити при помощи отвёртки

Трос необходимо расплести от его конца до сделанной отметки при помощи отвёртки. Сделать это достаточно просто. Обычно, трос состоит и 6 сплетённых нитей.

И начать распутывание троса, вращая одну из групп нитей в направлении по часовой стрелке

Процесс продолжается до достижения отмеченной скотчем точки.

Распутывание троса до достижения отмеченной скотчем точки

Процесс продолжается до достижения отмеченной скотчем точки.

Трос, расплетённый на необходимую длину

Действие №3 Формирование петли

Трос, подготовленный к формированию петли

Одна из получившихся групп нитей остаётся в распрямлённом положении, а другая сгибается до момента касания её конца и отмеченной точки.

Разновидности тросов по направлению свивки

1. Крестовые – пряди свиваются в трос в обратную по отношению к направлению свивки проволоки сторону. 2. Односторонние – направление одинаковое. 3. Тройные – применяется свивка 1-го типа, но при этом проволоки и пряди свиты в разных направлениях. 4. Комбинированные – в таких изделиях одновременно применяются лево- и правостороннее направления свивки.

Кроме того, тросы подразделяются на крутящиеся и малокрутящиеся. Материал, из которого выполнен сердечник, также делит их на органические, однопрядные или стальные проволочные.

Теперь можно подробно рассмотреть, как заплести трос самому. Инструменты, необходимые при выполнении работы:

  • отвертка;
  • плоскогубцы;
  • кусачки;
  • ножницы по металлу;
  • проволока;
  • перчатки.

Основные этапы работ

На следующем этапе зажимаем шпильку в тисках, берем болгарку и прорезаем шпильку до середины, чтобы получилось отверстие.

С торцов шпильки вставляем два конца тросика и продеваем их через «окошко» в центральной части.

После этого накручиваем на шпильку две гайки, и затягиваем их, чтобы прижать концы тросика. Естественно, затягивать нужно не от руки, а с помощью гаечных ключей.

Процесс выполнения работы

1. Концы обычного семипрядного троса ровно обрезаем болгаркой либо обрубаем молотком (его острой частью). 2. Расплетаем трос на 50-70 см и при помощи отвертки делим его на две части. В одной получается три пряди, а в другой — четыре. 3. Свиваем пряди обеих частей между собой. 4. Делаем петлю с диаметром не менее 10 см. 5. Сгибаем первую четырехпрядную часть навстречу другой, которую помещаем в изгибы основного троса. 6. Концы сплетенных нитей поочередно обкручиваем вокруг импровизированного черенка. 7. Затем каждую свободную прядь закручиваем поочередно вокруг черенка, вплетая в петлю, и повторяем процесс. 8. После этого, накладывая последующий на предыдущий, накрываем концы всех прядей. В итоге таких манипуляций получаем две нити, которые необходимо разместить с помощью отвертки между петельными. В этом месте лучше заделать кусочками трубок, расплющив их, либо применить изолирующую ленту. Это поможет в дальнейшем избежать травм.

Нюансы при работе с разными видами тросовых зажимов

Используя зажим для троса важно учитывать такие параметры, как гарантированное усилие зажима и предельный диаметр троса. Не менее важное значение имеют и размеры, так как вне зависимости от вида, рекомендуется пользоваться сразу несколькими зажимами (как минимум, тремя!), особенно при работе с грузами, вес которых не способен гарантировать безопасный подъем или перемещение.

При наличии гайки, изготовленной по ГОСТ 5915-70, и пружинной шайбы (ГОСТ 6402-70) для канатов диаметром от 5 до 62 миллиметров применяются зажимы, выполненные по стандарту DIN 741. В данном случае конструкция элемента позволяет воспользоваться стопорной планкой, что в свою очередь гарантирует более надежное крепление скобы и троса.

Прижимная колодка выполняется методом штамповки с использованием стали марки от Ст.3кп и выше. Применение литых колодок при производстве допускается только для изделий, эксплуатация которых предусматривает небольшие зажимные усилия.

Запрещается использование зажимных тросов, не имеющих цинкованного антикоррозионного покрытия!

Что касается крепежных элементов с плоским зажимом, то в таких должна использоваться резьба, выполненная по ГОСТ 24705-81. В данном случае пластины применяются для фиксации тросов диаметром от 4,6 до 30 миллиметров. Для изготовления накладок должна использоваться сталь марки Ст.3.

При последовательном применение сразу нескольких зажимов шаг между ними должен составлять не менее 6 диаметров троса.

Двойные зажимы Duplex воспринимают срезающее усилие за счет болтового соединения, в результате чего диаметр крепежа будет напрямую зависеть от диаметра троса. При этом рекомендуется придерживаться следующих соотношений:

  • Крепеж М10 – для 10-12-мм тросов;
  • Крепеж М8 – для 8-мм тросов;
  • Крепеж М6 – для 6-мм тросов;
  • Крепеж М5 – для 4-5-мм тросов;
  • Крепеж М4 – для 2-3-мм тросов.

Не рекомендуется пользоваться клиновыми зажимами при подъеме грузов. Связано этом с пониженными эксплуатационными нагрузками на крепеж, так как оси действия сил в данном случае будут совпадать, не вызывая напряжений среза. DIN 15315 регламентирует эксплуатационные характеристики клиновых зажимов. В случае с винтовым прижимом каната либо троса к опорной части клина применяется высокопрочный, классом прочности, как минимум, 5.6, крепеж, обработанный специальным защитным антифрикционным материалом.

Важно подметить, что такое соединение изредка нужно подтягивать!

Зажим типа «бочонок» зачастую производится с использованием алюминия, а потому не годится для работы с тросами с большим диаметром. Диапазон диаметров при этом ограничивается 2-8 миллиметрами. Преимуществами зажима выступает его компактность и отсутствие каких-либо выступающих частей, что дает возможность применять его в условиях небольшого пространства.

Узлы для связывания

«Бабий» и прямой узел

Эти два узла очень похожи по внешнему виду, а при вязке отличаются всего одним моментом. Уясните этот момент и никогда не пользуйтесь «бабьим» узлом в ответственных ситуациях.

Прямой узел самый простой. Но имеет свойство крепко затягиваться при нагрузках и «ползти», особенно на жестких, мокрых или покрытых льдом веревках.

Учимся правильно вязать прямой узел

Рифовый узел

Это тот же прямой узел только здесь дополнительно завязывается «бант» для облегчения развязывания.

Рыбацкий узел

Оригинальный способ связать веревки – по сути, два простых узла упираются друг в друга. Можно без боязни использовать для веревок примерно одинаковой толщины. Из минусов – при переменной нагрузке «ползет».


Первый простой узел


Второй простой узел


Затягиваем


Можно дополнительно завязать контрольные узлы, что узел меньше «полз»

Встречный узел

Этим узлом можно связать веревки любых размеров, ленты, а также ленту с веревкой. Держит хорошо и не развязывается.


Белая веревка протягивается по траектории зеленой

Узел «встречная восьмерка»

Принцип завязывания такой же как и у встречного узла, только за основу берется не простой узел, а «восьмерка». Можно применить для тросов разных диаметров. При этом его преимущество, как и прошлого узла, в том, он «не ползет».


Белая веревка — по траектории зеленой

Шкотовый узел

Этот узел можно как быстро завязать, так и развязать. Положительное свойство – не портит тросы, т.к. узел не затягивается. Из минусов – скользит на синтетических веревках (леска, полипропиленовый шпагат), а также может развязаться при «прыгающих» нагрузках. Затягиваем


Можно сделать контрольные узлы

Узел «грейпвайн»

Принцип действия как и у рыбацкого узла. Сильно затягивается при нагрузке, надежен. Подойдет для веревок одинаковых и разных диаметров, лесок. Первый узел готовВторой узел готов


Два узла стягиваются вместе

Узел Хантера

Лучше всего использовать на мягких веревках, капроновых нитях, а также лентах. Может расползаться при переменной тяге. Для правильного завязывания может потребуется небольшая практика.

Змеиный узел

Нужно связать леску – этот узел подойдет лучше всего. Надежное соединение для веревок из любого материала. Но завязать не очень просто, т.к. надо зажимать завитки во время вязки, чтобы они не раскрутились.


Не забудьте посередине узла оставить «окошко» для пропуска концов веревки


Протягиваем концы веревки в «окошко»


Затягиваем

Скорняжный узел

Хороший узел для сильной тяги. Легко развязать, не смотря на свойство сильно затягиваться. Подходит и для синтетических скользких нитей и шпагатов.

Докерский узел

Хорошо подходит для связывания веревок разной толщины, привязывания веревки к петле, но плох тем, что разваливается при переменных нагрузках.

Плоский узел

Очень интересный узел. Он никогда сильно не затянется, не портит веревки, т.к. отсутствуют резкие перегибы. Легко развязать после снятия тяги. Узел лучше сперва затянуть вручную, чтобы при наложении нагрузки он не перекрутился. При тяге некоторое время «ползет», но потом стабилизируется и отлично держит. Особенно хорошо проявляются его свойства, если после вязки узла концы каждой веревки прикрепить к основной веревке. Этот узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложена значительная сила).

Как заплести трос?


Схема и алгоритм процесса не настолько сложны, как может показаться неопытному человеку. 1. Как можно ровнее обрубаем концы троса, а если концы его жил загнуты или неровные, то немного расплетаем каждую прядь и ножницами или кусачками отрезаем дефектные участки. Удобно обрубать концы, положив их на металлический рельс или на кувалду и нанося удары по одному и тому же месту острым краем молотка. Как правило, уже после 10-15 таких ударов концы троса оказываются обрубленными. 2. Не менее чем на полметра от края расплетаем трос на пряди. 3. Определяем необходимый нам диаметр будущей петли и, отмерив это расстояние от края нерасплетенного троса, берем 2 пряди. К диаметру будущей петли нужно прибавить 3-5 см, так как она при плетении обязательно уменьшится в своих размерах. Делаем петлю из выбранных прядей, завернув их. 4. Любой конец нити раскручивается и заводится в переплетенные пряди. Другой нужно обмотать в обратную сторону. Если длина позволяет, то из получившихся трех прядей можно сплести косичку, поочередно вплетая нити. 5. Третья прядь закручивается вокруг косички, затем в нее вплетается петля, и вокруг косы снова делается оборот. Проволоки в процессе плетения пропускаются таким образом, что предыдущая всегда идет навстречу следующей. 6. Затем все концы проволок прячутся внутрь косички, а получившиеся две пряди при помощи отвертки или плоскогубцев прячут внутрь. 7. Получившуюся косу желательно затянуть хомутами в двух или трех местах. Можно применить обычную проволоку, которую плотно обматывают вокруг троса и затем туго стягивают пассатижами. Выступающие концы такого хомута также прячут внутрь косички, чтобы они не мешали.

По окончании работы желательно обособить место проведения операции, например изолирующей лентой. Она поможет скрепить между собой концы стальных проволок и предотвратит в будущем повреждения рук того, кто будет этим тросом пользоваться.

Говоря о том, как заплести трос, следует помнить: для того чтобы получить прочное и надежное соединение, во время свивки необходимо укладывать пряди симметрично и равномерно на них надавливать. Периодический обжим свитых прядей станет дополнительной гарантией того, что вся конструкция получит достаточную прочность.

Общая информация о тросах

В сфере сельскохозяйственного и транспортного машиностроения, в строительной, нефтяной и угольной индустрии, в сферах речного и морского транспорта применяются канаты и тросы из нержавеющей или обычной, но при этом надежной и прочной стали. Обычно они используются в качестве основы различных транспортных, грузоподъемных и дорожных механизмов. Если рассматривать канат из стали внимательно, можно заметить, что это гибкое металлическое изделие, состоящее из перекрученных между собой прядей из стальной проволоки. Количество прядей в каждом отдельно взятом тросе может быть разным, как и количество проволок, из которых скручена каждая из них. Поверх прядей на трос часто наносят цинковое или алюминиевое покрытие, улучшающее его антикоррозионные качества. Оцинкованная труба (или аналог из нержавейки), покрытая таким специальным составом, прослужит намного дольше, чем без него. Если вы не знаете, как заплести стальной трос, схема с описанием внизу обязательно вам помогут.

Внутри стального каната обычно находится сердечник, основная задача которого – не позволить развиться поперечной деформации в изделии и провалиться скрученным прядям проволоки к центру. Это обязательный атрибут любого каната или троса, производимого из органики, металла, натуральных или синтетических материалов. Другими словами, сердечник — это внутренний каркас для его прядей. Знание устройства стальных канатов или тросов поможет понять, как правильно заплести трос самостоятельно.

Устройство

(на примере троса от )

  • Направляющий (путевой) трос НТ-ГДЗС – текстильный канат, состоящий из арамидного сердечника в текстильной оплетке общим диаметром 5,0 мм, уложенный в сумку. Концы троса заделаны в коуши с карабинами. Длина троса 50 метров. По всей длине троса вплетена нить с флуоресцентным эффектом и установлены маячки яркого желто-зеленого цвета.
  • Сумка – текстильная емкость с возможностью ношения на плече, ремне или ноге с креплением посредствам ремней. Сумка предназначена для укладки и переноски направляющего троса. Сумка имеет отверстие через которое трос, закрепленный на посту безопасности, при движении звена ГДЗС беспрепятственно разматывается, не создавая помех движению. Внутри сумки имеется петля для фиксации второго конца троса посредствам карабина. На лицевой стороне сумки имеется накладной карман для размещения комплекта ключей подключения дополнительных направляющих тросов НТ-ГДЗС.
  • Карабин – соединительный элемент для закрепления направляющего троса.
  • Маячок – конструктивное эллипсовидное утолщение на направляющем тросе, выполненное из пластических материалов. Маячки размещены по всей длине направляющего троса группами 3+1, что облегчает ориентацию в условиях ограниченной видимости.


Движение по направляющему тросу звена ГДЗС по маячкам (фото с сайта: https://www.spotvi.ru)

Какой трос выбрать – синтетический или металлический?

Существует два типа лебедочных тросов:

  • металлические.
    Эти изделия отличаются сравнительно низкой стоимостью. К их достоинствам относятся высокая прочность и долговечность. Среди недостатков следует выделить низкую эластичность и сравнительно высокий уровень травмоопасности (можно случайно пораниться о металлический ворс);
  • кевларовые.
    Синтетические тросы более податливы и эластичны, поэтому они гораздо лучше наматываются на барабанные валы. Кроме того, такие изделия весят меньше в сравнении с металлическими.

Необходимо учитывать, что синтетическое волокно боится абразивных частиц. Фрагменты песка, попавшие в лебедку, могут постепенно перетирать кевлар, в результате чего рано или поздно может произойти обрыв. Поэтому после поездок необходимо осматривать лебедочную конструкцию и удалять из нее частицы песка.

Испытания на разрыв

Возьмем трос с двумя плетенными петлями по той же технологии, но меньшего диаметра.

Закрепим по краям домкрата.

При нагрузке чалка не распускается, поскольку, чем сильнее натяжение, тем крепче удерживаются вжатые пряди.

В итоге порвался сам трос, петли остались целыми.

Причины обрыва

Если произошел обрыв лебедочного троса, нужно в первую очередь выяснить причины возникновения этой поломки. В противном случае ситуация будет повторяться снова и снова, так как вполне возможно, что неисправность возникла из-за неправильной эксплуатации лебедочного механизма. Чаще всего повреждение троса в этом устройстве происходит по трем причинам:

  • непрофессиональная замена троса на лебедке.
    Если установка выполнена с нарушением технологических норм, это повышает вероятность возникновения преждевременных поломок. В таком случае обрыв может произойти при первом же использовании лебедки. Чтобы не допустить подобных ситуаций, нужно строго придерживаться технологии или поручать укладку троса на лебедку профессиональным автомеханикам;
  • заводской брак.
    Барабанный механизм, крепежные элементы или сам трос могут оказаться бракованными. Очевидно, что такие детали не прослужат долго. Лебедочный механизм с бракованными компонентами не сможет выдерживать больших нагрузок, поэтому вероятность преждевременного обрыва существенно увеличивается;
  • повышенные нагрузки.
    Если диаметр троса окажется слишком малым, его волокна будут постепенно разрываться. В итоге произойдет полный обрыв и лебедочное устройство выйдет из строя. Поэтому перед покупкой необходимо заранее выяснить, сколько весит ваш автомобиль, и сообщить эту информацию продавцу – тот подберет трос с наиболее подходящим диаметром.

Как завязать петлю на тросе?

Если по каким-то причинам вы решите попробовать завязать петлю, а не расплетать трос и свивать пряди, как было рассмотрено выше, то можно воспользоваться старинным морским узлом, наиболее простым – дубовым. Алгоритм данного способа того, как заплести стальной трос, представлен ниже:

  1. Сложите вдвое конец троса и заверните его таким образом, чтобы получилось кольцо.
  2. Петлю, которая образовалась на конце, проденьте в кольцо и крепко затяните. Получится крепкий и весьма надежный узел. Его главный недостаток в том, что при натяжении он очень сильно затягивается и потом его довольно сложно развязывать.

Теперь вы сможете сами починить стальной трос, поскольку знаете, как заплести трос в петлю, и впредь такая поломка не причинит вам особых хлопот.

Инструкция по установке зажимов

Как было сказано выше, зажимы широко используются для создания петель и сращивания тросов. При проведении подобных работ требуется соблюдать технологические нормы, поскольку неправильная установка может снизить предельную рабочую нагрузку магистрального узла на 40%.

Для начала необходимо убедиться в том, что:

  • На изделии нет зазубрин, вмятин и трещин.
  • Размер изделия соответствует размеру троса.

Традиционные зажимы

Шаг первый. Первый элемент крепежа располагается на небольшом расстоянии от свободного конца петли. Гайки или болты затягиваются поочередно до достижения требуемого момента силы.

Шаг второй. Второй размещается ближе к петле, так, чтобы она имела минимальный ход деформации. Ход можно проверить, сплюснув петлю по направлению к зажиму после установки.

Шаг третий. Третий позиционируется точно между первыми двумя. При этом учитывается, что ответные части зажимов (те, со стороны которых затягиваются гайки или болты) должны быть направлены вверх.

Шаг четвертый. На отрезок магистрали подается нагрузка, равная или большая, чем требуемая. Проверяется затяжка гаек или болтов и, при необходимости, увеличивается.

При сращивании алгоритм действий по установке зажимов будет тем же.

Плоские — Simplex и Duplex

Используются в тех же случаях, что и традиционные, однако обладают иной конструкцией. Рассмотрим ниже их установку на примере DUPLEX.

Шаг первый. Убедиться в том, что изделие комплектно, детали исправны, гайки ходят по резьбе не внатяг.

Шаг второй. При создании петли расположить изделие ближе к ее началу, при создании петли либо сращивании позиционировать трос внутри зажима как показано на рисунке.

Шаг третий. Установить ответную часть и затянуть гайками. Подать нагрузку на конструкцию, равную или большую, чем нужно. Проверить затяжку гаек, при необходимости ее увеличить.

Установка зажима SIMPLEX

Установка зажима DUPLEX

Спецзажимы

Применительно к специальным видам зажимов привести общий алгоритм действий нельзя, однако, поскольку позиционировать их, кроме как по назначению, возможным не представляется, плотная затяжка крепежных элементов решает вопрос их надежной установки.

Различие конструкций

Технические условия подразумевают различное оборудование при изготовлении тросов, но есть основные правила, которых придерживаются все производители. Трос по своей структуре не является одной сплошной нитью. Для его сборки применяется определенное количество стальных жил, которые переплетаются между собой. В конструкции присутствует сердечник, вокруг которого осуществляется намотка. Сердечником необязательно может выступать металл. В некоторых решениях он не несет основной нагрузки, но обеспечивает форму конечного изделия. Кроме того, его функцией является сохранение округлости при механическом воздействии. Сердечник, как и остальные элементы покрывается антикоррозионным составом, который основан на цинке или алюминии.

Кроме металлических сердечников, для тросов может быть использован трос из хлопка, пленка, манила или сизаль. Органические материалы имеют свойство разрушаться под воздействием бактерий и гнилостных процессов. Именно поэтому для прочности требуется их обработка специальными составами. В качестве них выступают различные смазки, которые также снижают трение компонентов, что уменьшает внутреннее напряжение. Было бы неправильно не упомянуть о возможности применения в качестве сердечника различных синтетических нитей. Чаще всего их изготавливают из полиамида, который имеет отличные прочностные характеристики. Часть из полиамидных нитей укладывается как разделитель между металлическими компонентами троса, что исключает трение и продлевает срок службы. Преимуществом таких решений является снижение веса конструкции.

Обратите внимание! Металлическими сердечниками могут выступать пластины или проволока, который также изолированы от остальных компонентов.

Все стальные канаты классифицируются по уровню гибкости:

  • жесткие;
  • средней гибкости;
  • повышенной гибкости.

Основным критерием, по которому выполняется такое разграничение является количество и материал сердечника. В первом варианте сердечником является 42 проволоки и дополнительные органические составляющие. Для средней гибкости количество проволок в сердечнике увеличено до 72, а в гибких и вовсе достигает 144 штук, которые разделены на 6 отдельных прядей.

Трос

Трос стальной — это сложное механическое устройство, в котором много движущихся частей, работающих в тандеме для поддержки и перемещения объекта или груза. В отраслях подъема и такелажа, трос прикрепляется к крану или подъемнику и оснащены вертлюгами, скобами или крюками для крепления к грузу. Он также используется, для подъема и опускания лифтов и поддержка подвесных мостов или башен.

Трос металлический, имеет уникальную конструкцию, состоящую из стальных проволок, которые образуют отдельные пряди, уложенные по спирали вокруг центрального сердечника.

Канат стальной, является предпочтительным подъемным устройством по многим причинам. Его уникальный дизайн состоит из нескольких стальных проволок, которые образуют отдельные нити, уложенные по спирали вокруг сердечника. Эта структура обеспечивает прочность, гибкость и способность справляться с изгибающими напряжениями. Различные конфигурации материала, проволоки и структуры жилы обеспечат различные преимущества для конкретного применения подъема, включая:

  • сила;
  • гибкость;
  • сопротивление истиранию;
  • сопротивление раздавливанию;
  • усталостное сопротивление;
  • устойчивость к коррозии;
  • сопротивление вращению.

Тем не менее, способы крепления канатов, для вашего подъема требует тщательного обдумывания. Наша цель — помочь вам понять, какие есть приспособления для закрепления концов проволочного каната на грузозахватных устройствах, способы крепления грузового каната к барабану, а также другие методы крепежа и фиксации стальных канатов. Это позволит вам выбрать наиболее эффективный способ установки и долговечную работу металлического троса.

Огон на канате или тросе

Говоря о том, как заплести трос – стальной или из другого материала, следует упомянуть и о том, что можно сделать огон. Это немного сложнее. На некотором расстоянии от конца троса делается прочная временная марка, такими же марками закрепляются и концы его прядей. После этого следует распустить конец каната.

В форме петли трос укладывается на поверхность (желательно твердую), пробиваются все его пряди. Пробивок делают несколько, но особое внимание уделяют первой, так как она является самой важной из них. Надежность и прочность огона обеспечивается в основном именно первой пробивкой. Это тоже приемлемый способ того, как заплести трос. Схема не вызовет трудностей.

Как сделать встречный узел?

Пошагово классическая вязка встречного узла выглядит так:

  1. На одной веревке вяжем обычную восьмерку. Для этого один конец троса нужно загнуть и сделать петлю. …
  2. Свободный конец веревки нужно продеть в первую петлю сформировавшейся восьмерки. …
  3. Если вязка была выполнена правильно, получится переплетенная восьмерка.

9 дек. 2022 г.
Интересные материалы:

Где лучше посадить древовидный пион? Где лучше посадить ель Коника? Где лучше посадить фундук? Где лучше посадить голубику? Где лучше посадить гортензию Метельчатую? Где лучше посадить гортензию на солнце или в тени? Где лучше посадить гортензию на участке? Где лучше посадить гортензию? Где лучше посадить грушу? Где лучше посадить яблоню на даче?

Как сделать зажимы для троса своими руками?

Тросовые зажимы используются во многих отраслях. Нет такой отрасли, где бы они не нашли себе применения. Но часто без такого небольшого приспособления не сделать и обычные бытовые работы. Особенно в них нуждаются автовладельцы. Потребуется металлическая трубка небольшого диаметра, пара металлических пластинок и несколько болтов с гайками. Металлическую трубку необходимо загнуть дугой. Диаметр трубы должен быть таким, чтобы в него мог войти трос, который планируется использовать. В отверстие трубы необходимо ввести трос до тех пор, пока конец не появится снаружи.

Потом конец необходимо вытянуть из трубы на расстояние от 10-15 см, далее конец троса и сам трос нужно будет накрыть пластинками снизу и сверху, и пластинки плотно соединить между собой при помощи прочных болтов. Данное приспособление удачно подходит для изготовления петель. Если нужно соединить два троса между собой, то тогда надо подобрать трубку с большим диаметром. Надо учитывать, что в одно отверстие нужно просунуть два троса, но только в разном направлении. Пластинки также подбираются с учетом диаметра тросов. Такой зажим всегда пригодится в домашних делах, только надо учитывать, что он не приспособлен для больших нагрузок, но попытаться использовать его в качестве буксира вполне возможно.

Источники:

https://www.muzel.ru/article/cplecny/korotkii_cplecen_na_ctalnom_troce.htm https://mys.ru/Article_196.html https://metizorel.ru/canatkon.html https://remoskop.ru/klinovyj-zazhim-stalnogo-trosa.html

6.3. Такелажные работы с тросами

Главная / Издания / Литература / Книжная полка / Справочник по морской практике
Бензели, найтовы, стопорки, марки
. Перевязка двух тросов для удержания вплотную называется б е н з е л е м. При соединении растительных и синтетических тросов используют лини, шкимушгар. Стальные тросы соединяются низкоуглеродистой оцинкованной проволокой или бензельным тросом. В зависимости от места и способа наложения тросовые бензели бывают круглые или прямые, коренные, плоские, полубензели, стопорки и стопорные бензели (рис. 6.3).

Рис. 6.3. Бензели и марки: 1 — круглый бензель; 2 — коренной бензель; 3 — стопор- ка; 4 — простая марка; 5 — марка со змейкой; 6 — марка с пробивкой

К р у г л ы й (п р я м о й) б е н з е л ь применяют для прочного соединения двух параллельно идущих тросов. При наложении бензеля на растительные и синтетические тросы один конец линя обделывают очком. При накладывании бензеля на растительные тросы их соединяют вместе, насмаливают и обертывают смоленой клетневиной. Проведя через очко ходовой конец линя, накладывают первый ряд шлагов возможно туже. На шлаги укладывают сложенный петлей в сторону начала бензеля линь (протаску). Второй ряд шлагов поверх протаски накладывают слабее. Затем ходовой конец линя проводят через очко протаски, которая вытягивается. Таким образом ходовой конец линя продевают под верхний ряд шлагов. Чтобы предотвратить расползание прямого бензеля, его крыжуют (вяжут поперек задвижной штык) и ходовой конец прихватывают по тросу. Прямой бензель на синтетические тросы накладывают подобным же образом, но тросы не насмаливают. Чтобы предотвратить сползание бензеля, тросы обертывают тесьмой, поверх которой и накладывают бензель.

Наложение бензелей на стальные тросы имеет следующие особенности. Для предотвращения сползания бензеля тросы в месте его наложения клетнюют. Проволочный бензель накладывают начиная с его средней части одним концом по другому, протянутому вдоль тросов, и поверх протаски. Когда положено необходимое число шлагов, ходовой конец с помощью протаски протягивается под них. Затем подобным же образом бензель накладывается вторым концом, который также протягивается под второй ряд шлагов. Концы бензеля туго обтягивают и обшивают парусиной.

Шлаги проволочного бензеля рекомендуется накладывать полумушкелем или толстым драйком, чтобы предотвратить образование калышек.

К о р е н н о й б е н з е л ь применяется в том случае, когда на середине троса необходимо образовать огон. Для этого в нужном месте на тросе делают петлю, которую закрепляют бензелем, накладывая его на оба троса через петлю. Коренной бензель всегда ставится с крыжом, причем крайние шлаги делают слабее, чтобы при загибании концов троса все шлаги бензеля обтянулись равномерно.

П л о с к и й б е н з е л ь служит для соединения двух тросов, оканчивающихся огонами. При изготовлении плоского бензеля конец линя крепится к одному из огонов, другой продевается поочередно в оба огона в одном направлении, образуя восьмерки. Затем бензель крыжуют в средней части. Плоский бензель проволочным тросом изготовляется аналогично, но работа ведется одновременно двумя концами. П о л у б е н з е л ь применяется при временном соединении тросов, когда они не подвергаются значительным натяжениям. Накладывают полубензель всегда в один ряд шлагов, а затем с помощью протаски затягивают под них ходовой конец. Для большей надежности полубензель заканчивают змейкой (см. марка со змейкой).

С т о п о р к а используется для стопорения смежных тросов (лопарей талей, швартовых, шлагов тросовых талрепов). Накладывают стопорку шкимушгаром. Закрепив конец удавкой на одном из тросов, обносят шлаги восьмеркой. Затем кладут прямые шлаги между восьмерками и делают крыж. С т о п о р н ы й б е н з е л ь является разновидностью стопорки и используется для прочного соединения тросов. В отличие от стопорки стопорный бензель накладывают от середины двумя концами. Наложив шлаги восьмеркой, тросы обносят прямыми шлагами между восьмерочными, пока оба конца не сойдутся в середине бензеля. Затем их пробивают навстречу друг другу и крыжуют обе половины бензеля.

М а р к и. Для предотвращения самопроизвольного распускания тросов при различных такелажных работах на их концах делают марки. Марками заканчивают также различные оплетки и отмечают необходимые места на снастях. На растительных тросах для маркировки употребляются лини или каболки из того же троса; на стальных — смоленый шкимушгар или низкоуглеродистая оцинкованная проволока.

П р о с т а я м а р к а выполняется обвивкой троса 12—15 шлагами. Ходовой конец линя пропускают в петлю и затягивают коренным концом под шлаги марки.

М а р к а со з м е й к о й является разновидностью простой марки, которую для прочности дополняют змейкой. Змейка выполняется ходовым концом линя.

М а р к у с п р о б и в к о й накладывают на концах снастей бегучего такелажа. Для этого конец линя укладывают вдоль троса между прядями и туго обтягивают 10—12 шлагами. Затем ходовой конец пробивают под ближайшую прядь, проводят поверх марки в обратном направлении, пробивают под следующую прядь и т. д. Для предохранения от распускания на конце марки вяжут узел восьмерку.

Тренцевание растительных и стальных тросов

(рис. 6.4) производят для выравнивания их поверхностей, чтобы предотвратить скапливание воды между прядями. Материалом для тренцевания служит смоленый шкимушгар, линь или тонкий трос.

Рис. 6.4. Тренцевание троса

Перед тренцеванием трос туго растягивают талями и смазывают древесной смолой. Число треней должно быть равно числу прядей троса. Каждая трень укладывается между прядями троса и прогоняется драйком в направлении спуска троса. Затем трень укрепляют марками со змейкой, а ее концы обтягивают и закрепляют, пробивая между прядями троса. При тренцевании тросов кабельной работы помимо трени по обе ее стороны укладывают две полутрени меньшего диаметра.

Клетневание тросов

(рис. 6.5) производят для предохранения от перетирания, сырости и ржавления. На стальных тросах клетень также кладется под бензель, чтобы предотвратить его сползание. В качестве клетневины используется старая парусина, нарезанная под углом к основанию, в качестве клетня — линь, шкимушгар, низкоуглеродистая оцинкованная проволока.

Рис. 6.5. Клетневание троса

Оттренцованный и растянутый втугую трос покрывают смолой и обертывают по спуску клетневиной. Концы клетневины закрепляют марками. Клетень накладывают на трос в направлении, обратном спуску троса, закрепив коренной конец удавкой. Последние 5—6 шлагов клетня накладывают с некоторой слабиной, проводят под них ходовой конец и шлаги туго обтягивают. Толстые тросы клетнюют полумушкелем, тонкие — с помощью такелажной лопатки. При накладывании бельного клетня трос не смолится, а слегка насаливается.

Сращивание (сплеснивание) тросов

. Сплеснем называется соединение двух тросов одинаковой толщины или одного троса в месте разрыва. Сплесни бывают короткие и длинные (разгонные). Короткий сплесень более прочен (уменьшает разрывную крепость троса до 10—15%), но в месте соединения образует утолщение. Поэтому он не применяется, когда трос необходимо пропустить через блок. Длинный сплесень утолщения троса не дает, но приводит к потере разрывной крепости троса до 15—25%. Хороший сплесень получается, если не нарушается положение прядей в тросе и все пряди пробиваются в одном порядке. Натяжение пробиваемых прядей должно быть одинаковым.

К о р о т к и й с п л е с е н ь на р а с т и т е л ь н о м т р о с е (рис. 6.6). На расстоянии 40—80 см от концов тросов (в зависимости от их толщины) накладывают временные марки. Тросы распускают до марок на пряди, которые также маркируют. Затем тросы сдвигают вплотную так, чтобы каждая прядь одного из них располагалась между двумя смежными прядями другого троса. С помощью свайки пробивают ходовые концы прядей одного троса под коренные концы прядей (после марки) другого троса по правилу: через одну под одну и против спуска. По окончании пробивки первого троса на втором осторожно срезают марку и начинают пробивать его пряди в первый трос по указанному правилу. Для постепенного уменьшения толщины сплесня перед третьей пробивкой из каждой пряди вырезается половина каболок (половинная пробивка), при выполнении четвертой — еще половина (четвертная пробивка). Перед пробивкой для облегчения работы пряди натираются воском. Для увеличения срока службы весь сплесень (кроме средней части) клетнюют (от концов к середине).

Рис. 6.6. Короткий сплесень на растительном тросе

Д л и н н ы й ( р а з г о н н ы й ) с п л е с е н ь на р а с т и т е л ь н о м т р о с е (рис. 6.7) готовится так же, как и короткий, но пряди распускаются на большую длину (до 2—3 м). Сдвинув тросы вплотную, на одном из них срезают марку и выплетают прядь на расстояние до 1,5 м. Вместо выплетенной пряди вплетают прядь первого троса и связывают их полуузлом по часовой стрелке. Подобным же образом в пеовый трос вплетают пряди второго троса. Затем все вплетенные пряди пробивают под ближайшие коренные и обрезают концы. Места пробивок околачивают мушкелем и клетнюют. Для прочности сплесня необходимо стремиться сохранить тугую свивку прядей и располагать полуузлы на одинаковом расстоянии от середины. Так, на тросах с окружностью 40—45 мм это расстояние принимается равным 1,2—1,5 м; на тросах средней толщины — около 2 м; на очень толстых тросах — порядка 3,0—3,5 м.

Рис. 6.7. Длинный сплесень на растительном тросе

С п л е с н и в а н и е т р о с о в и з и с к у с с т в е н н о г о в о л о к н а имеет свои особенности. Если трос в процессе изготовления не был подвергнут термостабилизации, при изготовлении короткого сплесня его распущенные пряди через каждые 10 см необходимо обмотать тесьмой, чтобы предотвратить распускание. При изготовлении длинного сплесня в этих же целях распущенные пряди обматываются тесьмой по всей длине.

При изготовлении короткого сплесня делают три полные пробивки, две половинные и две четвертные. Изготовление длинного сплесня такое же, как растительного троса. Для заглаживания (оплавления) обрезанных концов прядей можно использовать паяльник или любой нагретый металлический предмет.

К о р о т к и й с п л е с е н ь на с т а л ь н о м т р о с е. При подготовке тросов к сплесниванию на некотором расстоянии от их концов накладывают временные марки (для тросов окружностью 50 мм — на расстоянии 250 мм; для тросов окружностью 100 мм — на расстоянии 800 мм). Трос распускают на пряди, на концах которых накладывают марки. Затем тросы сближают до временных марок, чтобы пряди каждого троса располагались между смежными прядями другого. Пряди укладываются попарно вдоль тросов. Пробивка выполняется сначала прядями одного троса, а затем другого по правилу: через одну под две, против спуска, т. е. каждая ходовая прядь проводится над ближайшей коренной и затем пробивается под две следующие.

Пробивка выполняется пять раз полными прядями, затем половинная и четвертная. Толщину сплесня можно уменьшить: половину прядей пробивать в трос четыре раза; остальные — пять раз. По окончании пробивки оставшиеся концы прядей обрубают, сплесень околачивают и клетнюют.

Д л и н н ы й с п л е с е н ь на с т а л ь н о м тро- се применяется в редких случаях, так как он приводит к значительной потере разрывной крепости троса (25—30%). При подготовке к сплесниванию на тросы накладывают марки из расчета, чтобы расстояние между крайними сростками было: для тросов диаметром 12—15 мм — не менее 2 м; диаметром 25 мм — 3 м и диаметром 32 мм — 4 м. Концы тросов распускают на пряди, которые выводятся из троса попарно.

Тросы сдвигают, чтобы парные пряди одного троса располагались между парными прядями другого троса. После снятия марок выводят парные пряди одного троса, а на их место укладывают парные пряди другого, и наоборот. Связывание встречных прядей полуузлами производится поодиночке. Затем концы прядей пробиваются в трос по правилу: через одну под две и против спуска, после чего оставшиеся концы прядей обрубаются. Места скрепления прядей и пробивок клетнюют мягкой луженой проволокой.

Разновидностью длинного сплесня является в в о д в т р о с н о в о й п р я д и вместо поврежденной. Для этого поврежденная прядь отвивается на необходимую длину (как при изготовлении длинного сплесня), а вместо нее вводится новая прядь. Новая прядь для растительного троса должна быть предварительно намочена и вытянута на 1/2 своей длины. Связывание встречных прядей осуществляется, как и при изготовлении длинного сплесня. Введение новой пряди уменьшает крепость растительного троса примерно на 30%, а стального на 20%.

Заделка огонов

. Постоянная петля, сделанная на конце или в середине троса, называется огоном***. В зависимости от формы и способа изготовления огоны делятся на простые, подкововидные, разрубные, связанные и рангоутные.

П р о с т о й о г о н на т р е х п р я д н о м р а с т и т е л ь н о м т р о с е (рис. 6.8) заделывают, положив марки на трос и пряди. Трос сгибают в петлю необходимого размера и пробивают две пряди по правилу: через одну под одну и против спуска. Затем огон поворачивают на 180° и пробивают третью прядь. Всего делают три пробивки, причем третья — половинная. Для увеличения прочности огона половина сплесня клетнюется.

Рис. 6.8. Простой огон на растительном тросе

О г о н на ч е т ы р е х п р я д н о м т р о с е делается рассмотренным выше способом, с той лишь разницей, что первая прядь пробивается под две коренные, остальные — под одну прядь. Последующие пробивки выполняются под одну прядь.

О г о н на с и н т е т и ч е с к о м т р о с е выполняется по рассмотренным выше правилам, причем пробивки выполняются в такой последовательности: три полные, две половинные и две четвертные.

П р о с т о й о г о н на с т а л ь н о м т р о с е готовится так же, как и на растительном. Однако пробивка имеет свои особенности. Например, в шестипрядном тросе она выполняется следующим образом. Трос разворачивают петлей к себе, чтобы пряди находились справа. Первая ходовая прядь проводится против спуска троса под три коренные пряди, вторая и третья соответственно под две и одну. Затем огон поворачивают на 180° и пробивают четвертую и пятую ходовые пряди под две и одну коренные соответственно. Вновь огон поворачивают и пробивают шестую прядь под одну коренную, но уже по направлению спуска троса. Последующие пробивки выполняются по правилу: через одну под две и против спуска троса. Всего выполняют 3—4 пробивки, которые в дальнейшем клетнюют. Простые огоны изготовляются на швартовах.

О г о н с к о у ш е м на р а с т и т е л ь н о м т р о с е (рис. 6.9). После выполнения подготовительной работы трос вкладывается в кип коуша и прихватывается к нему линем или шкимушгаром. Затем ходовые пряди вплесниваются в трос, как и при изготовлении простого огона. Коуш предохраняет трос от перетирания и крутого изгиба, а следовательно, увеличивает срок его службы.

Рис. 6.9. Огон с коушем на растительном тросе

О г о н с к о у ш е м н а с т а л ь н о м т р о с е начинается с наложения на трос клетня. Отклетневанный трос изгибают с помощью такелажных тисков вокруг коуша, плотно вгоняя его в кип, и прихватывают к коушу линем или шкимушгаром. Затем трос маркируют и распускают на пряди, которые также маркируют. Вплеснивание ходовых прядей в трос производят по правилам изготовления короткого сплесня на стальном тросе. По окончании пробивки сплесень клетнюют. Огон с коушем на стальном тросе может быть также изготовлен с помощью специальных приспособлений (бугелей, зажимов и т. д.).

Огоны с коушами широко применяются в снастях бегучего и стоячего такелажа, испытывающих большую нагрузку (вантах, штагах, буксирах, топенантах и т. д.).

П о д к о в о в и д н ы й о г о н делают вплесниванием в петлю троса перемычки из троса такой же толщины по правилам изготовления короткого сплесня.

Р а з р у б н о й о г о н изготовляют на середине троса. Для этого трос либо разрубают, либо укладывают двумя концами. Концы тросов распускают на пряди и маркируют. Затем тросы вплескивают своими ходовыми прядями в необходимом месте. Всего делают по три пробивки на каждом тросе, которые затем клетнюют.

В зависимости от характера сплесней практикой определено число пробивок (табл. 6.1) на стальных тросах.

Т а б л и ц а 6.1
Изготовление кнопов и мусингов
. Чтобы предотвратить развивание прядей троса или прикрепить его к какой-либо снасти, на конце троса вяжется узел, называемый к н о п о м. Кнопы вяжутся только на растительных тросах (рис. 6.10).

Рис. 6.10. Кнопы и мусинг: 1 — простой кноп; 2 — стопорный кноп; 3 — талрепный кноп; 4 — сдвижной кноп; 5 — репка; 6 — мусинг

П р о с т о й к н о п вяжется из полуколеса, которое является его основой. Чтобы изготовить полуколесо, на некотором расстоянии от конца троса накладывают марку, трос распускают на пряди, которые маркируют. Затем пряди поочередно обносят вокруг троса против часовой стрелки, так чтобы каждая из них входила в петлю, образованную предыдущей прядью. Заделывая повторно поверх полуколеса второе, получают простой кноп (колесо). Простой кноп делается на сорлинях, брасиках румпелей, тросовых ручках пожарных ведер и т. д.

С т о п о р н ы й к н о п вяжется также на основе полуколеса. Пряди троса равномерно обтягивают и переплетают в виде креста. Затем шлаги полуколеса удваивают, для чего каждая прядь проводится параллельно своей уже заплетенной части. После пробивки пряди троса пробивают параллельно шлагам креста. Если надо изготовить стопорный кноп большего диаметра, следует выполнить еще одну пробивку. Стопорный кноп делают на переносных стопорах, буйрепах, концах шкентелей и т. д. Разновидностью стопорного кнопа является ф а л р е п н ы й к н о п, который заделывают на фалрепах забортных трапов и обшивают цветным сукном.

Т а л р е п н ы й к н о п вяжут из подготовленного троса (распускают на пряди и накладывают марки). Каждая прядь обводится вокруг троса против часовой стрелки, перекрывая ближайшую прядь и проходя снизу вверх в петлю, образованную следующей прядью. Таким образом проводят все три пряди. При обтягивании прядей необходимо сдвинуть петли кнопа на нераспущенную часть троса, что значительно увеличивает прочность его шейки. В дальнейшем ходовые пряди пробивают в кноп параллельно своим частям под пересекающие их пряди. Если нужно получить кноп больших размеров, делают еще одну пробивку аналогично предыдущей, Талрепный кноп вяжется на концах лопарей талей и тросовых талрепов, при изготовлении штормтрапов, шкентелей и т. д.

С д в и ж н о й (в а н т о в ы й) к н о п используют для сращивания лопнувшего стоячего такелажа. Так как кноп вяжется короткими концами, трос укорачивается мало и при натяжении кноп еще более затягивается. Для заделки кнопа концы тросов маркируют, распускают на пряди, которые также маркируют. Затем тросы сдвигают, как при сплеснивании, и делают на каждом полуколесо. Обтянув пряди верхнего и нижнего тросов, их клетнюют.

Р е п к а используется для заделки концов троса. Для изготовления репки распущенные пряди переплетаются в виде креста, а затем пробиваются в нераспущенную часть троса по правилу изготовления короткого сплесня. Чтобы избежать утолщения троса, первую прядь обрезают после второй пробивки, вторую — после третьей и третью — после четвертой.

М у с и н г является разновидностью кнопа, но заделывается на середине троса. Для изготовления мусинга из троса или линя вырезают три одинаковые по длине пряди (для трехпрядного троса), концы которых маркируют. Подготовленные пряди в необходимом месте вводят в трос. На трехпрядном тросе мусинг вяжут шестью концами, на четырехпрядном — восемью. Введенные в трос пряди обводят вокруг троса против часовой стрелки и в петлю, образованную соседней прядью, равномерно обтягивают и получают полуколесо. Затем пряди подобным же образом переплетают в обратном направлении. В дальнейшем пряди пробивают в нижнее и верхнее полуколесо параллельно самим себе. После пробивки концы прядей обрезают или распускают на каболки и заклетневывают под мусингом. Мусинги обычно оплетают. В простейшем виде мусинг может быть изготовлен в виде узлов на самом тросе. Мусинги изготовляют на шкентелях выстрелов и шлюпбалок, на шторм-трапах для крепления нижних ступеней.

Плетение матов

. Матами называются коврики или дорожки, изготовленные из растительных тросов. Их широко применяют при приеме и выгрузке боезапаса, для предохранения тросов от перетирания, стелют у входов в корабельные помещения и т. д. По способу изготовления маты бывают: тканые, шпигованные, плетеные (рис. 6.11).

Рис. 6.11. Изготовление матов: 1 — тканого мата; 2 — шпигованного мата; 3 — плетеного мата

Т к а н ы й м а т изготовляется из смоленого или несмоленого шкимушгара с помощью берды и трепала.

Берду подвешивают к горизонтальной перекладине станка так, чтобы она могла перемещаться в вертикальной плоскости. На предполагаемой длине мата укрепляют два горизонтально расположенных рейка. Основу мата заводят от одного рейка к другому через все просветы и очки берды. Взяв уток (нить, пропускаемую поперек основы), крепят его коренной конец к крайней нити основы и поднимают берду. В результате нити основы, проходящие в очки, поднимаются над нитями основы, проходящими в просветы, и образуют пасть основы, Между верхними и нижними нитями которой продевают уток. Берду опускают и трепалом околачивают нити основы, прижимая их вплотную к утку. Эти действия повторяют до тех пор, пока не будет соткан мат необходимой длины.

Закончив изготовление мата, основу обрезают на 15—20 см от последнего шлага утка, а концы пробивают (3—4 раза) в мат.

Ш п и г о в а н н ы й м а т изготовляется из трех- или пятикаболочного шкимушгара и распущенных на каболки прядей манильского троса. Мат плетут в деревянной раме, вдоль которой между ее основаниями натягивают нити основы.

Между шкимушгаром основы ввязывают петлей сложенные вдвое короткие каболки, концы которых образуют равномерный плетеный слой шпиговки. Для увеличения прочности мата между нитями основы и рядами каболок шпиговки с помощью деревянной иглы вводят шкимушгар, образуя уток мата.

П л е т е н ы й м а т изготовляется из плетенок**** длиной в два с лишним раза более длины изготовляемого мата, а также одной длинной плетенки, которая будет служить утком мата. Плетенки основы укладывают на палубу вплотную и перекрывают утком, разделяющим их пополам. Верхние концы плетенок отводят вниз, а нижние вверх. После этого нить утка вновь укладывают перпендикулярно к основе и опять накрывают плетенками. После изготовления мата нужных размеров концы плетенок пробивают в его средней части (3—4 раза) и околачивают мушкелем. В ряде случаев плетеные маты шпигуют каболками манильского или сизальского троса. С помощью свайки каболки пробивают под плетенками основы и обносят вокруг деревянного бруска, положенного на мат в поперечном направлении сверху. Шлаги каболок над бруском перерезают острым ножом, в результате чего образуется слой шпиговки. Подобным образом шпигуют тканые маты.

Изготовление оплеток

. Чтобы концы толстых растительных тросов не распускались, применяются оплетки. Оплетками также покрывают сплесни, кранцы, легости и т. д. По способу выделки оплетки подразделяются на татарские, фалрепные, трех-, четырех-, пяти- и шестишлажные и оплетки одним концом (рис. 6.12).

Рис. 6.12. Оплетки: 1 — татарская; 2 — основа трех- шлажной оплетки; 3 — оплетка одним концом

Т а т а р с к а я о п л е т к а наиболее применима для оплетения концов троса. Трос распускают до марки (примерно на 40—50 см) на каболки и отделяют необходимое число каболок, кратное четырем (у троса диаметром 75 мм — 24; у троса диаметром 100 мм — 40). Для того чтобы в месте оплетки не получилось утолщения, из внутренних каболок у марки вырезают третью часть, несколько ниже — половину оставшихся. Затем двумя-тремя каболками делают редьку, обматывая остальные крест-накрест.

Татарскую оплетку накладывают вдвоем. Каболки разделяют на 4 равные части и берут в обе руки. Один накладывает правые каболки на левые, другой — наоборот. Затем первый работающий передает правую каболку второму, который накладывает ее поверх своих левых каболок параллельно правым и ниже их, второй передает крайнюю левую каболку первому, которую тот укладывает поверх своих правых параллельно левым каболкам и ниже их. После этого второй передает первому свою правую крайнюю каболку и т. д. Оплетку оканчивают маркой и околачивают мушкелем со всех сторон, придавая ей круглую форму.

Ф а л р е п н а я о п л е т к а выполняется подобно татарской с той лишь разницей, что вместо одной каболки, передаваемой то с правой, то с левой стороны, передают сразу по две.

Т р е х ш л а ж н а я о п л е т к а , подобно четырех- пяти- и шестишлажной, применяется для оплетения мусингов. Оплетка делается несмоленым линем или меловой ниткой. Основа оплетки надевается на мусинг серединой. Затем концы основы проводят навстречу друг другу, пока мусинг не будет полностью оплетен. В процессе работы необходимо хорошо обтягивать шлаги оплетки.

Четырех-, пяти- и шестишлажную оплетку выполняют подобным образом. Они различаются только основой. Следует иметь в виду, что чем больше шлагов в основе, тем тоньше должен быть линь, которым она вяжется, и тем красивее оплетка.

О п л е т к а о д н и м к о н ц о м применяется для оплетения кранцев, мусингов, легостей и т. д. На конце линя или шкимушгара делают очко, в которое продевают ходовой конец, слабо затягивая петлю на шейке стропа кранца, на шкентеле около мусинга или на шейке стропа легости. Ходовым концом троса делают полуштыки, пропуская линь сверху вниз направо вокруг петли пока не окончат первый ряд, затем подобным же образом плетут второй ряд и т. д.

Когда в предыдущем ряду при увеличении предмета не хватает петель, ходовой конец пропускают два раза в петлю предыдущего ряда. С уменьшением предмета соответственно уменьшают количество полуштыков, пропуская через промежутки по одной петле. Оканчивают оплетку, пропустив дважды линь в одну петлю (выбленочный узел) и сделав 3—4 пробивки в оплетку, после чего обрезают ходовой конец.

Ш к е н т е л ь с м у с и н г а м и (рис. 6.13) изготовляется из троса необходимой длины, на концах которого заделываются коуши. Вдоль шкентеля на расстоянии 50—60 см вяжут мусинги. Вместо коуша на одном из концов шкентеля могут быть заделаны храпцы для крепления его к выстрелу или топрику шлюпбалки. Шкентель с мусингами широко применяется вместо трапа для спуска с корабля в плавсредства, стоящие у борта.

Рис. 6.13. Шкентель с мусингами

Ш т о р м — т р а п из р а с т и т е л ь н о г о т р о с а (рис. 6.14) — лестница из растительных тросов (тетевины) с деревянными ступенями (балясинами) для подъема людей на корабль с плавсредства, стоящего у борта, и их спуска, а также для различных забортных работ.

Рис. 6.14. Шторм-трап из растительного троса

Шторм-трапы из растительных тросов изготовляют из тросов окружностью 50—75 мм. В середине троса соответствующей длины заделывают коуш и ниже его накладывают бензель шкимушгаром или тонким линем. Тросы, идущие от коуша, обтягивают и вводят в них балясины с кипами на обоих концах на расстоянии 30 см одна от другой. С каждой стороны балясины на трос накладывают бензель шкимушгаром, одновременно прихватывая с двух сторон крест-накрест балясины к тросу.

Шторм-трапы могут быть и с плоскими балясинами, имеющими боковые овальные планки с кипами. В этом случае балясины крепятся с помощью двух тросов (тетевин). На концах шторм-трапы имеют коуши или храпцы.

Ш т о р м — т р а п и з с т а л ь н о г о т р о с а удобнее всего сделать из шестипрядного троса, чтобы балясины с каждой стороны охватывались равным количеством прядей. Введенные в трос балясины укрепляют бензелем из линя. В нижней части трапа с помощью бензеля заделывают коуш, в верхней — храпцы.

Г р у з о в о й с т р о п (рис. 6.15) изготовляют из короткого растительного или стального троса, концы которого соединены коротким сплеснем. Грузовой строп может быть изготовлен и из полотнища толстой парусины, окантованного растительным тросом. В этом случае края парусины загибают и подшивают обметочным швом, а окантовывающий полотнище трос пришивают вощеными или смоляными нитками, пропуская нитку в каждый промежуток между прядями троса.

Рис. 6.15. Грузовой строп

Г р у з о в ы е с е т к и (рис. 6.16) изготовляют из смоленого пенькового или манильского троса. Трос складывают в виде квадрата, а в его углы с помощью бензелей заделывают коуши. Параллельно боковым сторонам квадрата натягивают трос, образующий основу. Крепление троса к верхней и нижней шкаторинам выполняют путем пробивки. Поперечные нити сетки также изготовляют из одного длинного куска троса. Подобно основе уток пробивается через боковые шкаторины, пряди основы, образуя клетки. Концы тросов, образующих основу и уток, вплеснивают в шкаторины сетки. Грузовая сетка, которая не имеет коушей, подвешивается к грузовому гаку с помощью петель, образованных шкаторинами.

Рис. 6.16. Грузовая сетка

Б е с е д к а для н а д п а л у б н ы х р а б о т (рис. 6.17) изготовляется из деревянной доски и стропа (пеньковый смоленый трос), продетого в специальные отверстия в доске. В верхней части стропа делают огон с коушем.

Рис. 6.17. Беседка для надпалубных работ

Б е с е д к а д л я з а б о р т н ы х р а б о т (рис. 6.18) изготовляется из доски, двух поперечных упоров и двух стропов. Упоры крепятся к доске шурупами. В верхней части стропов с помощью бензеля с крыжом делается огон с коушем для подвешивания беседки на тросах.

Рис. 6.18. Беседка для забортных работ

М я г к и й к р а н е ц используется для предохранения борта корабля от повреждений при швартовке. Основу его составляет мешок, который сшивают из толстой парусины и набивают пробкой, обрывками тросов, паклей или опилками. Мешок обвязывают распущенным на пряди тросом с огоном в средней части. На огон кранца надевают кренгельс-строп и делают оплетку кранца (рис. 6.12).

П а л у б н а я ш в а б р а (рис. 6.19) изготовляется из прямослойного деревянного бруска круглого сечения с двумя канавками по окружности в нижней части. Пряди троса, распущенные на каболки, укладывают плотным слоем вдоль бруска и крепко привязывают у верхней канавки. Затем брусок ставят вертикально и каболки привязывают у нижней канавки.

Рис. 6.19. Палубная швабра

Иногда швабры изготовляют без штока, они имеют в верхней части оклетневанную петлю.

Меры безопасности при такелажных работах

. При выполнении различных такелажных работ, прежде всего работ со стальными тросами, необходимо строго соблюдать меры безопасности. Все предметы такелажного оборудования и инструмент должны быть в исправном состоянии; предметы такелажного оборудования, используемые при производстве работ (рымы, гаки, скобы и т. д.), должны иметь сертификат об испытании и клеймо рабочей нагрузки. Такелажные работы можно проводить только под руководством опытного специалиста на верхней палубе или в достаточно освещенном внутреннем помещении корабля (такелажной мастерской).

Личный состав, участвующий в работах, должен иметь рабочее обмундирование, рукавицы и очки с металлической сеткой. При рубке троса зубилом стоять нужно сбоку линии троса, поскольку мелкие обрубки проволок летят вдоль троса. Особенно важно это соблюдать при рубке надраенного троса. При работах с распущенными прядями необходимо оберегать лицо и руки от травм. При такелажных работах необходимо следить за тем, чтобы не повредить палубу или окраску переборок.

Соединение двух предметов рангоута рассматриваемыми способами называется найтовом. Найтовами также называют тросы, которыми к палубе крепят грузы.

Чтобы предотвратить самопроизвольное распускание синтетического троса, его концы оплавляют.

*** Малая петля, изготовленная на конце троса для коуша, называется очком.

**** Плетенки выделываются из девяти каболок пенькового или манильского троса, взятых по три в группу и сплетенных, как обыкновенная коса.

Вперед Оглавление Назад

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]