Коуш для троса и каната – надежная защита от повреждений

Стальные канаты используются в грузоподъемных механизмах и в такелажных работах. Но невозможно жесткий трос продернуть в петлю крюка подъемника или закладной детали и завязать его узлом как тонкую веревку. В таких соединениях всегда образуется петля, а свободный конец загнутого троса фиксируется с помощью опрессовки гильзой, зажимов или вплетанием в следующий за петлей участок каната.

Именно в таких соединениях при формировании петли используется дополнительный элемент, коуш. Это также стальная деталь с желобком на внешней стороне, в который укладывается загнутый трос. Форму ее можно посмотреть здесь www.ropesystems.ru. Для чего нужна дополнительная деталь?

Коуш для стальных канатов и для троса – надежный огон

Внешне коуш для каната представляет собой оправу треугольной, каплевидной или круглой формы, которая изготавливается путем ковки или литья из высокопрочной углеродистой стали. Изделия вставляются внутрь петли – огона, и не выскальзывают благодаря желобу, идущему по наружной стороне. Размеры такого изделия, как коуш, могут впечатлить – некоторые кованые судовые экземпляры весят сами по себе почти 37 кг и способны выдерживать огромную нагрузку. Конечно, в строительстве и быту используют экземпляры поменьше – все зависит от диаметра каната или троса, который необходимо укрепить на изгибе петли.

Так, при диаметре каната в пределах 2,5 мм вам понадобится коуш с диаметром в 10 мм и радиусом канавки в 1,5 мм. Под диаметром коуша в данном случае понимается расстояние между двумя самыми крайними точками круга внутри изделия. Если же толщина каната 10-12 мм, уже понадобится вариант с диаметров в 40 мм и радиусом канавки около 7 мм. То есть какой бы трос или канат вы ни выбирали, согласно требованиям, диаметр внутреннего круга коуша должен быть в 4 раза больше, а канавка должна быть такого размера, чтобы изделие «утопало» практически на 2/3 в ней. Благодаря этому вы обеспечите максимальную безопасность при работе и продлите жизнь тросу.

Существуют судовые, круглые, вантовые, стальные и кислоустойчивые коуши, а также клиновые гнезда.

  • Судовые коуши для троса, как правило, изготавливаются путем горячей ковки и имеют каплевидную форму. Существует два типа судовых изделий – тип С используют при креплении стальных канатов, тогда как тип Р предназначен для растительных. Оба типа могут быть изготовлены как из углеродистых, так и из маломагнитных сталей. Самый большой представитель типа С предназначен для троса толщиной в 66,5 мм в диаметре. Цифры в маркировке после буквы обозначают, какую нагрузку способен выдержать крепеж, например С400 способен выдержать нагрузку в 40 тс, а Р20 выдержит нагрузку в 2 тс.
  • Вантовые варианты также пришли к нам из морской тематики, однако сейчас они чаще используются в сфере строительства в различного рода растяжках, поддержках, телескопировании и для соединения частей механизмов и металлоконструкций. Отличительной чертой вантовых изделий является меньший внутренний диаметр.
  • Кислостойкие элементы изготавливаются из коррозионно- и кислотоустойчивой стали М1-М12. Это обеспечивает дополнительную надежность креплений на производстве. Такие изделия легко узнать по блестящей поверхности.
  • Полу-коуши – применяемые для предотвращения изнашивания и залома канатов большого диаметра на небольших радиусах изгиба, что характерно при подъеме или буксировке грузов.
  • Круглый оцинкованный коуш – цельное круглое изделие, благодаря которому внутри петли троса или каната образуется ровный круг.
  • Клиновые варианты – обоймы для закрепления стальных канатов в грузоподъемных механизмах. Устройство состоит из обоймы, вставки и клина, который и заклинивает канат между стенками обоймы, вставкой и самим клином.
  • Коуш для синтетического троса характерен тем, что его канавка по бокам закрыта, что предотвращает выскальзывание мягкого синтетического материала.

Применение коуша для повышения надежности тросов

Петлеобразные концы тросов и канатов (огоны) надеваются на коуш и надежно удерживаются на нем за счет формы его сечения, которое имеет конфигурацию желоба. В зависимости от сферы применения, размеров огона и испытываемых нагрузок, коуш для канатов или тросов может иметь различные размеры. Некоторые модели коушей для судовых канатов, к примеру, могут весить до 40 кг, а устройства, используемые в строительной сфере и быту, отличаются небольшими габаритами и весом. Основной технологией, используемой при производстве коушей, является ковка.

На выбор размера коуша основное влияние оказывает диаметр троса, для которого он будет использован. К размерам такого устройства относится его диаметр, равный максимальному диметру круга, который можно вписать в его внутреннюю часть, а также радиус канавки его желобка, измеряемый в поперечном сечении коуша.

Существуют общепринятые рекомендации, согласно которым диаметр коуша должен в 4 раза превышать диаметр самого троса, а радиус канавки желобка следует выбирать таким образом, чтобы трос в таком желобке утопал на 2/3 своего диаметра.

Где купить стальные коуши?

Несмотря на появление высокопрочных полимеров, основным материалом для изготовления коушей остаётся сталь. Отличные эксплуатационные характеристики стальных коушей обуславливают высокий спрос на стропы из проволочных канатов. ТД «Стропкомплект» реализует широкий ассортимент профессионального оборудования для такелажных работ в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, с доставкой в любой регион России по разумной, доступной стоимости. Уточнить детали, оформить заказ можно по бесплатному телефону 8 (800) 550-93-95 или по почте

Способы фиксации троса на коуш

Коуши для каната или троса будут бесполезны, если сам огон не обладает достаточной надежностью. Формировать петли на концах тросов можно различными способами. Если нагрузки, приходящиеся на трос, будут незначительными, то сформировать петлю можно при помощи обычного хомута или металлической трубки, которая расплющивается после того, как с ее помощью на конце троса сформирован петля. Посмотреть подробности такой несложной технологической операции можно на фото, которые не составит труда найти в интернете.

Для того чтобы сделать более надежную петлю на конце троса, вам потребуется расплести его на две части, приблизительно равные друг другу по толщине и количеству волокон. Распустить конец троса необходимо на длину приблизительно 30 см. Такую процедуру следует выполнять в перчатках, чтобы не поранить руки стальными волокнами. Две распущенные половинки троса перекрестно помещаются в желобок коуша и соединяются с нераспущенной частью троса. Самое главное, обеспечить такое соединение высокой надежностью. Для этого каждая половинка распущенной части пропускается между витками нераспущенной, для чего используется отвертка, с помощью которой витки раздвигаются, и в полученный просвет пропускается распущенная часть. Для большей надежности полученное плетеное соединение можно дополнительно усилить хомутами, расплющенной трубкой или проволочными закрутками.

Один из способов фиксации троса с коушем

Разновидности коушей

Конструктивно коуши разделяются на несколько вариантов, которые рассмотрим далее.

Круглый коуш представляет собой стальное изделие, обработанное методом цинкование. Он выполнен в форме кольца, поэтому петля троса образует ровный круг.

Судовой коуш изготовлен в виде капли с помощью горячей ковки. Предусмотрено два основных варианта:

  • для применения со стальными канатами (С);
  • для применения с растительными канатами (Р).

В маркировке предусмотрен показатель максимально допустимой нагрузки.

Вантовый коуш имеет небольшой диаметр и широко распространен в строительной сфере. Он используется для фиксации различных конструкций и механизмов.

Кислотостойкий коуш примечателен благодаря блестящей поверхности. Он применяется на различных производствах, где присутствует агрессивная среда. Для производства используется сталь М1-М12, устойчивая к коррозии и другим воздействиям.

Полу-коуш подходит для крупных тросов с большим диаметром. Клиновые гнезда обеспечивают надежную фиксацию за счет заклинивания обоймы в механизме. Также существуют варианты для тросов, изготовленных из синтетических материалов.

Как сделать коуш своими руками.

Иногда в быту возникает необходимость в
изготовлении зажимом своими руками
. Сделать самому зажим совсем не сложно. Для этой цели вполне подойдет небольшой кусок алюминиевой трубы подходящего диаметра, в которую можно было бы вставить два конца троса.

Трубу необходимо согнуть по дуге, на расстоянии не менее 120 мм. В эту дугу просовывают трос, концы которого перекрываются алюминиевыми скобами и фиксируются болтами с гайками. Если нужно нарастить трос, диаметр трубы подбирают такой чтоб в нее можно было просунуть оба куска троса.

При использовании самодельных зажимов, надежность и износостойкость будет, конечно же ниже чем у заводских изделий. Поэтому их лучше не использовать при больших нагрузках, но для бытовых нужд их использование вполне оправдано.
Tweet

Не коушом единым – подбираем трос по назначению

Вместе с коушем подобрать по назначению нужно и современный трос. Это изделие в большинстве случаев состоит из проволоки, навитой на сердечник. Чем больше волокон будет на одну и ту же толщину троса, тем большей гибкостью он будет обладать. В качестве сердечника могут использоваться как органические материалы, так и металлические. Органические сердечники зачастую вымачиваются в специальной пропитке, которая постепенно выделяется в процессе эксплуатации каната и уменьшает трение между отдельными прядями и волокнами в самом тросе, тем самым продлевая срок эксплуатации.

По типу конструкции стальные канаты имеют множество различий, не заметных глазу. Например, только типов свивки существует целых три: одинарная, двойная и тройная. В случае с одинарной свивкой вокруг центральной проволоки или сердечника стальные проволоки свиваются по спирали в несколько слоев, причем если первый слой завит в одну сторону, то последующий завивают в другую. Когда же делают двойную свивку, то сначала проволоки свивают в пряди, и уже эти пряди завивают в трос, при тройной свивке процесс еще больше усложняют. Самая высокая жесткость – у одинарных, однако они и снашиваются быстрее в результате повышенного трения между волокнами.

При выборе очень важно учитывать максимальное усилие на разрыв, которое способен выдержать тот или иной канат. Например, оцинкованные изделия диаметром 2,2 мм обладают усилием на разрыв в пределах 300 кг, тогда как трехмиллиметровый канат практически удваивает этот показатель. Изделия диаметром в 5 мм способны выдерживать усилие на разрыв до 1800 кг!

  • Распечатать

Это интересно: Требования ГОСТ 3262-75 к стальным водогазопроводным трубам

Обжимные рукава

Обжимные гильзы для стальных кабельных сборок, являются одной из часто выполняемых функций оснастки, для более легких условий эксплуатации.

Часто встает вопрос, что лучше, обжимные окончания или зажимы для проволочной веревки ?


Зажимы стального троса и обжимные рукава

Обжимные рукава, сильнее и эффективнее. Не требуют технического обслуживания в будущем, или повторной затяжки гаек. Оно имеет обтекаемую форму, чем зажимы для металлических канатов.

Под обжимкой, понимается, процесс использования инструмента, или машины для приложения усилия к втулке или обойме. В результате этого процесса, муфта уплотняется на части кабеля и вокруг нее.


Обжим рукава

Алюминиевая обжимная арматура

Чаще всего, зажим алюминиевый для троса, применяется с оцинкованным стальным тросом, для формирования кабельных сборок.


Алюминиевая гильза, надетая на оцинкованный кабель

Алюминий мягкий. При сжатии, с помощью обжимного инструмента, он будет вдавливаться в углубления каната, фиксируя алюминиевую втулку на месте.


Алюминиевая гильза в кабеле

Установка

Пропустив стальной канат, через рукав.


Пропускаете трос через рукав

Перед обжимкой убедитесь, что «обрезанный конец» стального каната, торчит на длину не менее 2 диаметров кабеля. Это обеспечивает полный контакт с тросом, когда муфта расширяется во время обжима.


Два диаметра кабеля

Поместите гильзу в губки инструмента.


Рукав правильно в инструменте


Рукав неправильно в инструменте

Обратите внимание на правильную ориентацию полости инструмента для обжима с алюминиевой втулкой.

Рукав всегда должен быть выровнен по вертикали, а не горизонтально.

Держа гильзу в правильном положении, сделайте свой первый обжим, сжимая рукоятки обжимного инструмента вместе до полного закрытия губок.


Ковка

Обжим в рукаве

Для каждого размера рукава существует предписанное количество обжимов, которые необходимо выполнить.

Оставьте небольшое пространство между каждым обжимом. Ваша законченная сборка должна выглядеть так, как показано на рисунке.


Расстояние между обжимами


Для рукавов размером 1/16 и 3/32 дюйма, потребуется 2 обжима


Для рукавов размером 1/8 и 5 / 32 дюйма, потребуется 3 обжима


Для рукавов размером 3/16 и 1/4 дюйма, потребуется 4 обжима


Для рукавов размером 5/16 и 3/8 дюйма, потребуется 5 обжимов

Манометр

Чтобы убедиться, что обжимы выполнены правильно, используйте калибратор.


Манометр

Используя, соответствующую измерительную полость, наденьте датчик на гильзу.

Если манометр свободно поворачивается вокруг зоны обжима, то все сделано правильно.


Манометр свободно поворачивается вокруг зоны обжима

Если датчик не проскальзывает в области обжима, используйте инструмент для повторной обжимки, чтобы убедиться, что муфта была полностью сжата.

Канат стальной с полимерным покрытием

Рекомендуется обрезать винил достаточно далеко, чтобы убедиться, что муфта соприкасается с кабелем напрямую.


Кабель с виниловым покрытием

Используя тот же метод обжимки, можно выполнить соединение колен, чтобы соединить два куска кабеля.


Соединение колен

Не забудьте оставить небольшую область между рукавами.


Небольшая область между рукавами

Выдвиньте конец металлического троса за внешний край муфты как минимум на 2 диаметра кабеля.


Конец кабеля

Цинковые медные рукава

Цинковые, медные и стеклянные гильзы, рекомендуется использовать, для стальных канатов из нержавеющей стали.


Цинковые и медные рукава

Алюминиевые гильзы, не рекомендуется использовать с тросом из нержавеющей стали, из-за возможности коррозии алюминия, при контакте с нержавеющей сталью. Со временем это может привести к ослаблению контакта, между муфтой и кабелем.

Какие преимущества дает коуш?

  • Каплевидный коуш позволяет сформировать концевую петлю с плавным изгибом, что предохраняет канат от изломов и чрезмерного натяжения.
  • Обеспечивает удобство продевания в огон других такелажных приспособлений (крюков, скоб, талрепов, карабинов, соединительных звеньев).
  • Предотвращает истирание волокон (проволок) каната во время его интенсивной эксплуатации.
  • Благодаря оправке из металла удается существенно увеличить срок службы канатного изделия и повысить безопасность такелажных работ.

Наибольшее применение коуши для троса получили в грузоподъемных устройствах, используемых на стройках, складах, лесозаготовках, производстве и в портах. Они являются важным элементом концевой заделки грузовых строп, буксировочных тросов, растяжек, канатной оснастки судового такелажа и подъемно-транспортных машин.

В канатных стропах в петлю с заделанным коушем монтируются различные концевые захватные и соединительные элементы. Металлическая оправка защищает трос от износа в самом уязвимом месте, принимая на себя истирающие нагрузки. По форме усилители петель могут быть круглыми, треугольными, ромбовидные, но самый распространенный вариант – каплевидный, изготовленный по ГОСТ 2224-93, DIN 6899 и DIN 3090 (усиленные).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]