Углошлифовальные машины (УШМ) — довольно популярные инструменты, часто использующиеся в домашнем хозяйстве. Как и любые другие устройства, они периодически сбоят во время работы. Чаще всего такое случается из-за того, что пересохла смазка редуктора для УШМ. Поэтому люди, которые собираются применять такие электроинструменты, должны ознакомиться с особенностями их смазывания.
Редуктор УШМ — важнейшая деталь, от которой зависит работа электроинструмента
Роль смазки и её характеристики
Отличительной чертой болгарки выступает редуктор, который состоит из шестерёнок, имеющих косозубую структуру. При работе инструмента этот узел берет на себя значительную нагрузку и больше других подвергается износу. Ротор УШМ создаёт вращательный момент, проходящий от малой шестерни с косыми зубами до своего большого аналога. Последняя зубчатка имеет вал, на который крепится рабочий инструмент (фреза, наждачный круг, щётка).
При движении у зубьев шестерёнок с трением друг об друга повышается температура. А это приводит к ослаблению металла и к скорейшему износу. Для предотвращения негативных последствий в трущиеся узлы вводят специальные составы, которые значительно уменьшают деформацию и не дают деталям интенсивно нагреваться.
Смазка для редукторов электроинструмента должна иметь следующие параметры:
- Её вязкость обязана быть не больше 800 единиц.
- Предел прочности превышать показатель в 120 паскаль.
- Состав должен входить в разряд тугоплавких (свыше +100°C).
Тугоплавкая фирменная смазка Источник besplatka.ua
При этом смесь должна:
- иметь водоотталкивающие свойства;
- прочно держаться на деталях;
- не вызывать коррозийных процессов;
- не содержать механических добавок.
Но кроме редуктора у болгарки есть два вида подшипников, которые также нуждаются в смазке. Один из них помогает электродвигателю. Другой служит опорой для шпинделя большого зубчатого колеса в редукторе. Эти подшипники работают в разных условиях и для них необходимы разные составы масел.
Порядок нанесения
Процесс обслуживания болгарки состоит из нескольких шагов. Для начала вам потребуется вскрыть редуктор, затем удалить старую смазку, заложить новую и проверить правильность нанесения.
Удаление старой смазки – обязательный этап, потому что при смешивании со свежей она не даст ей работать правильно, и вся процедура не принесет желаемого результата.
Чтобы разобрать редуктор УШМ, потребуется открутив 4 винта на его крышке.
После снятия крышки вы увидите две конических косозубых шестерни – большую и малую. Малая находится на якоре и приводит в действие большую. Последняя, в свою очередь, посажена на вторичный вал, к которому крепится отрезной или шлифовальный диск.
Разобранный редуктор необходимо хорошо очистить от старого лубриканта. Он уже не выполняет свои функции и накопил твердые частицы износа движущихся частей.
Отработавшую смазку удаляют ветошью или бумажным полотенцем. Можно также снять детали и промыть их в бензине или растворителе, а затем тщательно высушить.
При очистке и промывке корпуса редуктора будьте осторожны с задним подшипником шпинделя. Если он игольчатый, не промывайте его и не смазывайте. Иголки могут выпасть из изношенного сепаратора или наружной обоймы. Таким образом может возникнуть масса проблем – вплоть до необходимости замены подшипника.
Промывая корпус редуктора, держите болгарку двигателем вверх, чтобы грязный раствор не затекал по валу ротора в подшипники и электрические элементы.
Перед тем, как нанести, новую смазку, ее необходимо перемешать – комочков или посторонних примесей в ней быть не должно. На шестерни смазочный распределяют тонким слоем так, чтобы он полностью покрывал зубья.
Внутрь подшипников смазку удобнее вводить с помощью шприца. Состав также набивается в корпус редуктора – это необходимо для «подстраховки». Если смазка слетит с шестерен или ее окажется слишком мало, детали не будут работать на сухую.
Последним шагом во время обслуживания углошлифовальной машины является проверка правильности нанесения и распределения внутри редуктора смазочного материала. Когда редукторный узел собран, электроинструмент включают без нагрузки на несколько минут, при этом следят, чтобы не было посторонних звуков, запаха и прочего. При их возникновении болгарку сразу же отключают от сети.
Кроме того, проверяется нагрев редуктора. Смазочный материал должен распределять тепло равномерно, поэтому температура редукторного узла не должна быть слишком высокой.
После непродолжительной работы УШМ крышку редуктора снова снимают и осматривают шестерни на предмет наличия смазки. Если ее нет, значит было заложено слишком мало и стоит внести еще, если смазка выдавливается из щелей – нужно удалить излишки.
Рекомендации зарубежных производителей
Коммерческая политика штука хитрая. Поэтому все заграничные производители, разрабатывающие электроинструмент, выпускают «специальные» смазки только для своих изделий. Естественно, что подобные составы значительно различаются по цене в большую сторону с обычными смесями. Но, практически, ничем серьёзным от последних не выделяются.
Между тем производители импортных углошлифовальных машин рекомендуют пользоваться только специализированной смазкой их производства. Обосновывая это тем, что уникальный разработанный состав значительно продлевает срок службы механизмов и поэтому гарантийное обслуживание растягивается на более большой срок.
Фирменная бошевская смазка Источник stroyinstrument.by
А в случае несоблюдения условий отказывают в бесплатном обслуживании при поломках. Мотивируя, что они возникли из-за применения некачественной и дешёвой смазки. А, чтобы оправдать высокую стоимость своих расходных материалов, вносят в составы дорогие и редкие компоненты.
Расшифровка маркировки, которые имеет фирменная смазка для УШМ:
- Если в качестве присадки введён молибден, то ставят маркировку MOS2.
- Когда повышают класс вязкости до второго, то указывают NLGI2.
- Чтобы подтвердить стандарт ISO, ставят ISOL-XBCHB 2.
- На немецкое качество указывает маркировка DIN.
- На особый стандарт из Германии по типу «К» прописывают цифры 51825.
Такими приёмами пользуются буквально все знаменитые бренды. От Makita и Bosch до Hitachi и Интерскола.
Смотрите также: Каталог компаний, что специализируются на лакокрасочных материалах и сопутствующих работах
Смазки отечественного производства
Российские производители электроинструмента стараются не отставать от зарубежных лидеров индустрии. А вот в плане создания смазочных материалов уже составляют достойную конкуренцию. Отечественная продукция на основе машинных масел по качеству мало чем отличается от импортных аналогов. Но по цене значительно дешевле.
Отечественная смазка для буров и редукторов Источник levsha24.ru
Поэтому для наших потребителей есть смысл пользоваться российской продукцией, которая отлично подходит как отечественному инструментарию, так и всему западному. Например, отлично себя зарекомендовала смазка редуктора болгарки от Нанотех. Серия «МеталлПлак Электра» стала популярна благодаря своей невысокой стоимости и отличному качеству.
Для подшипников
При изготовлении углошлифовальной машины в неё устанавливаются подшипники уже заполненные смазывающим составом. Но интенсивный нагрев при работе переводит смесь в жидкое состояние, и она вытекает. Поэтому при запланированном техническом обслуживании необходимо каждый раз заполнять подшипники.
Нужно подбирать состав, чтобы он соответствовал требованиям:
- усиливал скольжение;
- уменьшал трение;
- выполнял охлаждение;
- препятствовал коррозии;
- защищал от пыли;
К тому же необходимо, чтобы свойства смазки оставались неизменными при температуре до +150°C. И лучше других для деталей в редукторе себя зарекомендовали литиевые составы. Также хороши смеси ЦИАТИМ-203 и ВНИИНП-242.
Термостойкая смазка для подшипников Источник stpulscen.ru
А вот у подшипника, который устанавливается в помощь электродвигателю, другой температурный режим. Также отличается скорость вращения и нагрузка. Поэтому при выборе смазки учитываются не только общие защитные факторы, но и эти показатели. И здесь понадобятся пигментные смазки ВНИИНП-246 и ВНИИНП-235.
Способы
В современных механизмах применяют следующие способы охлаждения редуктора.
- Водяное охлаждение – конструктивное проектное решение (искусственное водяное охлаждение). Применяется в специальных редукторных механизмах в 1 из 2 вариантах.
- В первом случае предусмотрена перфорация корпуса (устройство нескольких каналов, через которые подается вода).
- Во втором водяное охлаждение осуществляется с помощью змеевика (устанавливается в блок картера, заполненный смазочным веществом).
- Воздушное охлаждение редуктора. Может быть искусственным или естественным.
- При искусственном воздушном охлаждении на червяк устанавливается крыльчатка вентилятора (центробежного). Крепление осуществляется через кожух, в который помещена крыльчатка. При этом корпусные ребра должны идти вдоль оси коробки. Искусственное воздушное охлаждение актуально для обеспечения работы мощных габаритных редукторов.
- Система воздушного охлаждения самоотводом строится на использовании алюминиевых коробов с ребрами вертикального расположения. Такой подход хорош для легких приборов небольших размеров.
Правильный процесс замены смазки
Работоспособность углошлифовальной машины напрямую зависит от технической грамотности её владельца. Чтобы электроинструмент прослужил как можно дольше и не сбоил при работе, необходимо выполнять определённые правила. И они касаются не только условий, но и применения знаний. А непосредственно – когда, куда и сколько нужно распределить смазки.
Периоды замены
Смазка болгарки полностью меняется в трёх случаях:
- Согласно составленному графику профилактических работ.
- Когда требуется замена вышедших из строя деталей редуктора.
- При установке новых подшипников на ротор.
Определить необходимость замены можно и визуально. Когда смазка почернеет от пыли и мельчайшей металлической стружки – значит время настало.
Чем смазать редуктор болгарки
Существует несколько вариантов применяемого смазывающе-охлаждающего вещества. В угловых шлифовальных машинах применяется достаточно широкий перечень веществ. Какой из них считается подходящим в определенных условиях, решает пользователь. Чем смазать редуктор?
- специальные лубриканты для конкретного бренда или модели болгарки;
- обыкновенные солидол или литол;
- составы, подходящие под любой электрический инструмент;
- самостоятельно изготавливаемая смесь.
Каждый производитель выпускает для своей техники определенные расходники, в том числе – смазку. Оптимальна она тем, что подходит под конкретные материалы редуктора и корпуса. Она также создается с учетом условий работы устройства. Стоимость может казаться значительной, однако она меньше стоимости новой УШМ.
Литол (солидол), имеющиеся в каждом гараже, не считаются правильным решением. Они не рассчитаны на температуры, до которых нагреваются зубчатые передачи. Поэтому смазка не работает, и вместо положительного эффекта создает трудности. При работе будет подтекать из корпуса, а трущиеся части будут быстрее выходить из строя.
Универсальные смазки также могут не учитывать определенные скорости и температуры работы редуктора. Также этот вариант плох тем, что такая смазка может не работать по конкретной используемой стали. Определенный эффект появится, но не более лучшего, чем от специальных смазок для болгарок.
Вручную создаваемая смазка выручит при срочной необходимости в смазывании. За основу советуют брать автомобильная смазка для ШРУС – она стойка к нагрузкам, влажности, колебаниям нагрева. С целью получения нужной плотности добавляется масло – например, МС-20. Смесь вымешивается до полного взаимного растворения. Альтернатива: «Циатим» + ТАД-17. Разные мастера и тематические форумы могут предложить массу составов, применять которые следует с осторожностью. Покупка нового электроинструмента, особенно – профессионального уровня, станет значительным вложением средств и времени. Дешевле будет купить соответствующий состав.
Коротко о главном
Смазка выступает важным звеном в грамотном обеспечении работоспособности подвижного электроинструмента. Но каждый из их видов имеет свои требования. Для болгарки нужны тугоплавкие смазки с вязкостью до 800 паскаль в секунду. Способные превысить предел прочности в 120 единиц.
Хоть западные производители электроинструмента требуют, чтобы для их изделий применяли только фирменные смазки, часто рекомендациями можно пренебречь. Потому что отечественные фабрики поставляют на рынок более дешёвую продукцию, которая не уступает импортным аналогам.
Производя полную замену смазки в УШМ, необходимо проследить, чтобы старый состав был полностью удалён с поверхности деталей. Свежую смесь наносят без переизбытка, равномерным тонким слоем. По завершении операции проводится проверка работы инструмента на холостых оборотах.
Оценок 0
Самодельные смеси
Люди, которые не знают, чем смазать редуктор УШМ, могут воспользоваться самодельными смесями. Довольно часто люди перемешивают вместе несколько составов.
Например, чтобы обеспечить нужный уровень адгезии, можно воспользоваться смазкой для ШРУСов. Прежде чем добавлять ее в редуктор, ее перемешивают с маслом МС-20 для получения нужной консистенции.
Редуктор — важная деталь, которая отвечает за работоспособность УШМ. Его нужно регулярно смазывать, чтобы шлифовальная машина хорошо работала. Однако прежде чем это сделать, надо разобраться, сколько масла добавлять и как им правильно пользоваться.