Работает на бензине | 26.07.2020
В некоторых ситуациях у обладателей бензопил может возникать некая путаница в понимании всех обозначений маркировки цепей для этих инструментов. По итогу это приводить к неудачным покупкам. Выбор бензопил зачастую определяется всего лишь несколькими основными критериями, одним из которых является шаг цепи. Данный показатель помогает выделить будущие возможности инструмента, в том числе его скорость распила, а также по нормам должен соответствовать уровню мощности двигателя. Как же маркируются цепи? Давайте разберёмся!
Маркировка цепей для бензопил
В некоторых ситуациях у обладателей бензопил может возникать некая путаница в понимании всех обозначений маркировки цепей для этих инструментов. По итогу это приводить к неудачным покупкам. Выбор бензопил зачастую определяется всего лишь несколькими основными критериями, одним из которых является шаг цепи. Данный показатель помогает выделить будущие возможности инструмента, в том числе его скорость распила, а также по нормам должен соответствовать уровню мощности двигателя. Как же маркируются цепи? Давайте разберёмся!
Сколько звеньев должно быть в велосипедной цепи?
Хочется остановиться на одном моменте. Часто можно услышать вопрос: «Сколько звеньев должно быть в велосипедной цепи?«
Ответить на него однозначно нельзя. Их должно быть столько — сколько нужно для нормальной езды.
Прежде всего нужно четко определиться, что подразумевается под термином звено цепи.
Напоминаем, что у всех велосипедных цепей одинаковый размер полного звена – один дюйм (25,4 мм) и, следовательно, одного полузвена в 1/2″ или 12,7 мм. А есть еще и Халфлинк цепи (по английски Half-link, где half — половина, link — звено), у которых длина звена составляет 1/2″ (12,7 мм.). Это рассмотрено в статье об устройстве велосипедной цепи.
Поэтом длина цепи зависит от типа рамы велосипеда, размера перьев и т.д. Обычно на шоссейных или гибридных велосипедах от 114 до 116 полузвеньев или чуть меньше. У горных велосипедов рама меньше и цепи обычно от 106 до 108 полузвеньев или немного больше. Ну а как правильно определять длину цепи для Вашего конкретного велосипеда было описано выше.
Если точно нужно знать сколько звеньев именно в цепи Вашего велосипеда есть два способа: просто их пересчитать или измерить длину цепи рулеткой (сантиметром) и разделить это число выраженное в мм на 25.4 — длину одного звена (или 12,7 для Халфлинк цепи).
Основные параметры цепей
Нанесение маркировка цепи предполагает наличие следующих параметров:
- Шаг:
- «0,325» – самый распространённый и минимальный размер шага, который используется в полупрофессиональных и бытовых бензопилах с малыми мощностями. Стандартная величина мощности под такой шаг колеблется в пределах от «0,325» до «3л.с.», но не выше «3,5л.с». При работе с таким типом цепи распил проходит более плавно, комфортно, без «порывов» обрабатываемых изделий.
- «0,375» («3/8») – наносится на бензопилы с мощностью в «4л.с». Такая цепь применяется при распиловке древесины средней и малой толщины.
От значения шага зависит точность и качество создаваемого пропила. В случаях отсутствия важности достижения высокого качества при работе бензопилой иногда особое значение имеет точность реза. Для этого необходимо обязательно учитывать зависимость шага на роспуск древесины по заранее нанесённым разметкам.
- Толщина ведущих звеньев (хвостиков). При работе бензопилы на её цепь приходится большая часть всех нагрузок. Учитывая это, ещё одной главной характеристикой работы пилы является толщина элементов звена, которое входит в пазы шины. Этот параметр также определяет общую толщину скрепляющих звеньев, которая измеряется с помощью обычного штангенциркуля. К стандартным значениям толщины относят:
- «1,1 мм» («0,043») и «1,3 мм» («0,05») – используются при производстве цепей начального уровня, которые предназначены для осуществления незначительных объёмов работ. Зачастую при таких значениях толщины звеньев длина шага цепи может составлять «0,325», что предполагает наличие невысоких нагрузок и щадящего режима работы. Поэтому их используют в бытовых и полупрофессиональных аппаратах;
- «1,5 мм» («0,058») – самая распространённая величина толщины на рынке бензопил и комплектующим к ним. Такое значение способно обеспечить безопасную работу при величине шага в «3/8». Цепь с толщиной 1,5мм не предназначена для распила профессионального уровня;
- «1,6 мм» (0,063) и «2,0 мм» (0,08) – предназначаются для проведения самых сложных работ. Металлом при изготовлении таких цепей служит сталь особых марок, а в конструкцию закладываются характеристики повышенной прочности.
Чем большей будет толщина звена и шире паз шины, тем высококачественнее считается бензопила, поскольку она способна выдерживать большие нагрузки.
- Глубина реза – является отличительной особенностью производимых цепей и характеризуется высотой профиля режущих зубьев. Измеряется она промежутком между ограничителями и режущей верхней кромкой. На рынке могут быть представлены, как высокопрофильные (0,762 мм), так и низкопрофильные (0,635 мм) виды цепных изделий.
Количество звеньев
При использовании одной шины и постоянном значении шага количество звеньев в цепи также должно строго соблюдаться при подборе. Если ошибиться с этим параметром, цепь просто нельзя будет надеть — она будет либо болтаться, либо будет слишком маленькой. Число звеньев производители обычно указывают на коробке. Этот параметр вы всегда сможете уточнить по телефону, если нет возможности вживую ознакомиться с товаром.
Для того, чтобы выяснить, сколько же звеньев в цепи конкретной бензопилы, нужно снять её и выровнять на поверхности.
Счёт производят по ведущим звеньям, то есть по хвостовикам, которые цепляются за звёздочку и выступают на внутренней части полотна. Все звенья при этом считать не нужно.
Чтобы не запутаться и облегчить себе задачу, на первом посчитанном хвостовике делают отметку маркером. Дойдя до него, не забудьте, что считать его уже не надо. Число элементов может варьироваться в пределах от 40 до 84. Самые ходовые модели оснащаются полотнами длиной от 52 до 64 звеньев.
Из чего состоит
Современная пильная цепь сделана из звеньев трех типов:
Рабочие зубья делятся на левосторонние и правосторонние. Ведущие, их еще называют хвостовиками, устанавливаются между соединительными и рабочими с определенным шагом, который зависит от размеров звеньев. Соединительные, как понятно из названия, объединяют рабочие и ведущие звенья.
Два основных вида, которые сейчас можно встретить в продаже: чипперные и чиззельные цепи. Разделение основано на индивидуальных параметрах и форме рабочего зуба.
Чипперные — более универсальные.
Они могут применяться, как обычными пользователями для работы в быту, так и профессионалами для продольного пиления. Наиболее часто профессионалы используют пильные цепи такого вида на бензопилах, работающих в пилорамах типа LOGOSOL. Они, при условии соблюдения необходимого угла заточки (10 0 ), способны быстро пилить вдоль волокон, что в пилораме самое важное, при этом их работоспособность и высокая производительность сохраняется длительное время. При необходимости цепи такого вида, как и остальные, можно затачивать, применяя для этого напильник или заточной станок.
Чиззельные – показывают большую производительность при поперечном резе.
Используются профессионалами при валке и раскряжевке. Углы атаки такой цепи агрессивные, она легко врезается и быстро режет, но только поперек волокон. Скорость реза вдоль, даже при условии правильной заточки, у такой гарнитуры меньше.
Ниже представлено видео о видах цепей и критериях выбора для бензопилы. В нем подробно рассказывается об основных параметра гарнитуры. Показывается, как выглядят звенья разных типов и размеров. Большое внимание уделяется шагу и ширине.
Специальные
Отдельным видом цепей для бензопил являются твердосплавные, специального назначения. К таким относятся цепи для резки бетона, газобетона или аварийно-спасательных работ. Конструкция зуба в такой гарнитуре включает в себя победитовую напайку, которая и позволяет пилить бетон, тонкий металл, арматуру, стекло.
Стоят подобные цепи очень дорого. Рядовому пользователю покупать их не целесообразно.
Сферы использования бензопил
Перед тем как определиться, какую марку бензопилы выбрать, необходимо продумать области последующего ее применения. Неоспоримым преимуществом цепной бензопилы является в первую очередь многофункциональность и мобильность. Вне зависимости от производителя и модели пила может применяться:
- Лесниками для расчистки леса, валки деревьев;
- Кровельщиками для распиловки строительного материала;
- Владельцами загородных домов и дач с целью возведения небольших сооружений из бруса (бани, беседки);
- Скульпторами для создания художественных форм из древесины, льда и других материалов;
Какая лучше
С параметрами разобрались, теперь посмотрим, какая цепь для бензопилы лучше и почему. Вопрос этот актуальный, т.к. всем хочется использовать только самое лучшее, но по каким критериям определить какая цепь лучше, а какая хуже. Лучше, значит быстрее, или лучше – безопаснее?
У всех видов есть как преимущества, так и недостатки. Например, чизельная с размером посадочного 1,5 мм и шагом 0,404 дюйма, самая опасная. У нее высокая отдача, её тяжело контролировать, но в тоже время, она отличается от других лучшими показателями скорости реза и производительности.
Мы думаем, что решать какая цепь для бензопилы лучше, а какая хуже, должен потребитель, основываясь на свой опыт. Мы можем только рассказать о фактах.
Цепь (1.6 мм; 64 звена; 0.404″) для пил Урал, Дружба Rezer ACS-10-1,6-64
Цепь Rezer ACS-10-1,6-64 универсальная используется с цепными пилами Урал, Дружба 404. Рекомендуется для интенсивных работ по валке леса, раскряжевке, строительства деревянных конструкций, распила древесины. Создает малую вибрацию за счет специальной конструкции средних звеньев, а также низкий шум и отдачу. Режущие зубья изготовлены из специальной стали, их геометрия позволяет делать мягкий, ровный и чистый срез. Необходимо помнить, что для нормальной работы цепи и увеличения срока эксплуатации ей требуется постоянная смазка и заточка. Для заточки необходим напильник диаметром 5.5 мм.
Как подобрать
Вопрос подбора актуален для малоопытных пользователей. Профессионалы знают о гарнитуре практически все и умеют выбирать то, что им нужно. По этой причине, наши советы будут ориентированы именно на любителей, а не на профи. Итак, приступим.
Для того чтобы правильно выбрать нужно:
- Знать характеристики бензопилы, а именно шаг и длину шины. Опираться на название и модель бензопилы при выборе не стоит, т.к. на одну бензопилу могут устанавливаться шины различной длины и ширины посадочного звена.
- Заранее определиться с объемом и видом работ, для которых планируется её использовать. Если пилить поперек, то выбираем чизельные, вдоль – чипперные.
Важно! Затачивать под продольный рез (10 0 ) придется самостоятельно или в сервисном центре. Гарнитура, заточенная для продольного реза, в продаже встречается редко.
Отдельно нужно упомянуть о выборе гарнитуры Штиль. Если вы планируете купить цепь этого производителя (они на сегодняшний день считаются самыми качественными), то для выбора лучше воспользоваться специальной формой поиска, которую можно найти на сайте компании.
Введя в форму поиска данные бензопилы, программа автоматически выберет и предложит вам подходящие варианты. Сервис удобный, но имеет один большой минус, подбор ведется только по моделям бензопил Штиль. Для того чтобы подобрать цепь для пил других брендов, придется вооружиться каталогом.
Обсуждения
Нашли ошибку в описании?
© 2006 — 2022. ВсеИнструменты.ру
Email Тел. ( с 07:00 до 22:00 ) 8 ( с 07:00 до 22:00 ) Звонок бесплатный
Вся информация на сайте – собственность интернет-магазина Vseinstrumenti.ru. Публикация информации с сайта vseinstrumenti.ru без разрешения запрещена. Все права защищены.
Информация на сайте www.vseinstrumenti.ru не является публичной офертой. Указанные цены действуют только при оформлении заказа через интернет-магазин www.vseinstrumenti.ru.
Цены в пунктах выдачи заказов и розничных магазинах компании ВсеИнструменты.ру могут отличаться от указанных на сайте.
Вы принимаете условия политики конфиденциальности и пользовательского соглашения каждый раз, когда оставляете свои данные в любой форме обратной связи на сайте ВсеИнструменты.ру.
Источник: www.vseinstrumenti.ru
Как посчитать звенья
Многие пользователи не знают, как правильно посчитать количество звеньев цепи, хотя делается это достаточно просто. Считать лучше по хвостовикам. Для того чтобы не сбиться при подсчете, хвостовик с которого начинаете считать, нужно пометить. Сделать это можно маркером или приклеив на него бумажку.
Второй вариант подсчета — считать количество соединительных звеньев. Быстрее считать парно, для этого цепь нужно размотать, сложить пополам и разложить на ровной поверхности, например, на столе.
Важно! При подсчете не критично ошибиться на одно звено в большую сторону. Если недосчитаться одного звена, то при выборе и покупке запасной цепи можно сделать ошибку и приобрести короткую цепь, установить которую на бензопилу будет невозможно.
Устройство бензопилы и принцип работы
Вне зависимости от производителя, мощности и назначения современные бензопилы состоят из следующих основных узлов и агрегатов:
- Двигатель (двух- или четырехтактный);
- Трансмиссия (механизм передачи вращательного движения от коленчатого вала к приводной муфте);
- Направляющая шина для размещения цепи;
- Пластиковая защита, бачки для заливки топлива и смазочной жидкости;
- Рукоять с кнопкой управления дроссельной заслонкой.
https://www.youtube.com/watch?v=
При резком рывке рукоятки стартера создается искра, которая воспламеняет проходящую через заслонку карбюратора воздушно-топливную смесь. В результате ее сгорания создается сильное давление на поршень, который придает вращение возвратно-поступательными движениями коленчатый вал двигателя. После отключения мотора искра пропадает и пила глохнет.
Большинство современных бензопил оборудуются автоматическим фрикционным сцеплением, которое исключает движение цепи при холостом ходу. Благодаря этому решению удается избежать травматизма при эксплуатации агрегата. В случае, если при пилении древесины шина застревает, фрикционная муфта сбавляет обороты двигателя, вплоть до полной остановки.
Как узнать какая гарнитура на бензопиле
Определить тип цепи, которая установлена на бензопиле, можно несколькими способами. Если пила новая, только купленная, то тип и размер цепи указываются в документах (руководстве пользователя, в разделе характеристики). Если пила уже успела поработать и не известно, менялась ли гарнитура за время эксплуатации, то определить тип цепи можно проведя следующие действия:
- Снять гарнитуру и посчитать количество звеньев.
- При помощи штангенциркуля померить ширину хвостовика.
- Визуально определить тип режущего зуба. Острые боковые грани — чизельный, плавные грани — чипперный.
- Линейкой или штангенциркулем померить шаг цепи.
Для чего нужна таблица, определяющая размеры цепей
Причины, уменьшающие производительность пил с двигателем внутреннего горания — неверный подбор размера, высоты профиля и шага цепи. Покупая её нужно внимательно изучить маркировку, нанесённую на замыкающие звенья, а также рабочие характеристики, указанные на упаковке. В случае, если невозможно расшифровать маркировку и нет упаковки к товару, лучший способ — выбор изделия по размерной таблице. Их можно найти на официальных сайтах известных производителей, таких как ускварна, штиль, орегон. Рассмотрим такие таблицы, которые помогут подобрать цепь нужного размера к вашей бензопиле. В левой колонке расположены наиболее распространённые в нашей стране модели мотопил. В следующих колонках — основные параметры пильных узлов. Отыскав нужную модель, вы быстро узнаете, какая цепь подойдёт на ваш инструмент. Для бензопил, выпущенных одной фирмой, могут подойти цепи, произведённые другими компаниями.
Размерная таблица для бензопил Stihl
Модель | Шаг | Глубина реза | Длина шины | Количество звеньев | Изделие компании Stihl | Цепь фирмы Husqvarna |
MS 180, 230, 250 | 3/8 | 0,013 см | 0,3 метра | 55 | 63 PM 50 /55 | H 3550 /55 |
MS 260, 280 | 0,325 | 0,016 см | 0,38 / 0,4 метра | 62 | 26 RMC 62 /67 | H 2562 / 67 |
MS 650, 880 | 0,404 | 0,016 см | 0,4 / 1,5 метра | 60 / 173 |
Таблица размеров для пил Husqvarna
Модель | Шаг | Глубина реза | Длина шины | Изделие фирмы Stihl | Цепь производства Husqvarna | Изделие компании Oregon |
236 | 3/8 | 0,013 см | 0,35 метра | 63 PM 52 | H 3552 | 91 P 52 |
137, 235, 345, 353, 440, 450 | 0,325 | 0,013 см | 0,38 метра | 23 RMC 64 | H 3064 | 95VPX 64 |
262, 272, 365, 395, 570, 576 | 3/8 | 0,013 см | 0,45 / 0,5 метра | 35 RM 68 / 72 | H 42 68 / 72 | 73 LPX68 / 72 |
55, 257, 359, 460, 555 | 0,325 | 0,015 см | 0,38 метра | 25 RMC 64 | H 25 64 | 21 LPX 64 |
3120 | 0,404 | 0,016 см | 0,61 метра | 46 RM 76 | H 6476 | 59 L 76 |
Таблица определения цепей для инструмента Champion
Модель | Шаг | Глубина реза | Длина шины | Цепь производства Stihl | Изделие компании Husqvarna | Цепь фирмы Oregon |
137, 240 | 3/8 | 0,013 см | 0,4 метра | 63 PM 56 | H 3556 | 91 VXL 52 |
55, 250 | 0,325 | 0,013 см | 0,45 метра | 25 RMC 72 | H 2372 | 20 LPX 72 |
254 | 0,325 | 0,015 см | 0,45 метра | 26 RMC 72 | H 25 72 | 21 LPX 72 |
В заключение статьи надо сказать, что правильный подбор цепных изделий — важная задача, которая повышает производительность бензопилы и увеличивает срок её службы. Пользуясь размерной таблицей, вы купите нужную цепь хорошего качества.
Все, что вам нужно знать о цифрах на шине для бензопилы?
Доброго времени суток, дорогие читатели!
Дачный и строительный сезон в некоторых местах набирает обороты, а в некоторых местах он кипит вовсю уже не первый месяц. И в это время особую популярность набирают определенные инструменты. Один из них — бензопила. Что представляет из себя инструмент, мы поговорим в другой раз.
А пока хочу рассказать
все, что вам нужно знать о цифрах на шине для бензопилы.
Шина
, если выражаться простым и понятным языком — это металлическая пластина с выемкой вдоль всей площади.
Форма пластины: овальная плоская.
Если выражаться еще проще, то шина — это то, на чем держится и вращается цепь
.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О МАРКИРОВКЕ НА ШИНЕ
Всего несколько основных моментов:
Чем больше звеньев, тем длиннее цепь. популярные значения: 50, 52, 55, 56, 57, 62.
Шаг показывает на каком расстоянии находится звено цепи от другого звена. Чем чаще зуб, тем чище и дольше будет пилить.
Толщига цепи влияет на производительность пилы. Но чем толще цепь, тем мощнее должен быть инструмент.
Длина шины определяет на какое расстояние способна пилить цепь. Опять же, длинные шины ставят на более мощные пилы.
Из качественных и профессиональных: OREGON(США), STIHL (Германия). Из бытовых: CHAMPION, например.
По большому счёту, это все, что вам необходимо знать, чтобы подобрать нужную вам шину и цепь к ней.
Рассмотрим какие значения имеет каждый пункт на примере.
Это «выбито» на самой шине. Но для большего удобства иногда основные значения пишут на коробке или картонном вкладыше. Пример изображён ниже.
Итак, все значения по порядку:
- 16′
— это 16 дюймов или
45 сантиметров
— длина шины. - 0,50′
или
1.3мм
обозначают толщину цепи и, соответственно, выемки под цепь на шине. - 3/8
или
0,375
— это шаг цепи (расстояние между склепанными местами цепи) - 56
— это количество звеньев цепи. Мерится по внутренней части цепи.
Ниже ещё добавлено количество зубок на звёздочке — 9Т
.
Вот это основные значения, которые вам нужно знать.
Если понравилась моя статья, ставьте лайки. А также подписывайтесь на канал.
Классификация пильных шин
Пильной гарнитурой называются рабочие элементы бензопилы, которые предназначены для непосредственного выполнения распила: цепь и шина.
Одним из моментов, влияющих на выбор той или иной модели, является тип шины и ее длина. Пильные шины для бензопил классифицируются следующим образом:
- узкая плоская – работает в паре с низкопрофильной цепью непрофессиональной бензопилы бытового уровня, минимизирует опасность получения травм за счет практического отсутствия эффекта «обратного удара», что особенно важно для новичков бензопиления;
- облегченная – выполняется из двух стальных, соединенных полиамидной прослойкой пластин. Такое конструктивное исполнение значительно снижает общий вес самой бензопилы, что может послужить серьезным преимуществом при выполнении некоторого рода работ;
- шина с заменяемой головкой – устанавливается на профессиональных бензопилах средней и высокой мощности, используемых для большого объема длительных работ.
Тип шины – серьезная характеристика, но не единственная, которую необходимо учесть при покупке бензопилы.
Конструкция традиционных велоцепей
Две внутренние пластины в традиционной вело цепи между собой соединены стаканом (втулкой) — он подобен полой оси. Если разобрать звено такой цепи, то снаружи внутренних пластин можно увидеть развальцованный край стакана.
Наружные пластины в собранном состоянии закрывают стакан — его внешняя часть также не видна, ее закрывает ролик. Заклепки, которые соединяют пластины цепи проходят внутри стаканов, ролики находятся снаружи. При этом внутренняя и внешняя стороны стакана подвергаются износу.
Цепи без стаканов
В таких вело цепях внутренние пластины не плоские. Вместо обыкновенного отверстия для запресовывания стакана на каждом отверстии внутренней пластины имеется кольцевой выступ в половину внутренней ширины цепи. Край этого выступа имеет фаску, благодаря которой цепь перемещаться более гладко при перекосе, чем традиционная велоцепь. Возможно из-за этого переключение также происходит легче. Из-за того, что «стакан» в цепи без стакана состоит из двух половинок, не соединенных непосредственно между собой, то такая цепь в поперечном направлении изгибается лучше — между половинками «стакана» имеется небольшой зазор.
Места смазки
Я считаю, что основной причиной увеличенного ресурса цепей без стаканов является лучшая смазка цепи в ее уязвимых местах.
Есть три точки, где должна находится смазка. Первая и самая важная точка — это место, где заклепки трутся о внутренние пластины, в то время, когда звенья цепи поворачиваются относительно друг друга. Вторая — это внутренняя поверхность ролика, смазка в этом месте обеспечивает свободное вращение ролика при попадании его на зубья и во время схода с них.
Когда ролик не вращается, то он скользит по зубьям и вызывает увеличенный износ звезд. Третья точка — это место соприкосновения внешних и внутренних пластин, хотя место их контакта намного меньше нагружено, чем другие места.
В традиционных вело цепях, чтобы масло попало на заклепку, ему необходимо пройти внутрь стакана между пластинами — внутренней и внешней. Если использовать спрей, то масло внутрь звена проникает с двух сторон одновременно. Воздух, оставшийся внутри стакана может закупорить вход для дальнейшей смазки. К тому же в открытое пространство между внутренней и наружной пластинами попадает дорожная пыль и сильно загрязняет цепь. Поэтому, если все же масло попадает внутрь стакана, то уже загрязненным.
В цепи без стаканов смазка попадает по другому. Когда масло попадает на ролик, то просачивается внутрь с двух сторон и вытесняет воздух через зазор между двумя половинами стакана. Капнув масло на такой цепи только на ролик, оно попадает и на внутреннюю поверхность ролика и на заклепку, а по ней к зазоры между пластинами. Так как боковые пластины смазываться изнутри, то поток смазки вымывает грязь наружу. Ролики цепи очищаются сами, при при контакте с зубьями звезд.
Шелдон Браун
Еще почитать на эту тему:
Заедание звеньев цепи велосипеда. Бывает, что вы при езде на велосипеде регулярно чувствуете, что педали проскакивают или делают рывки через каждые три или четыре оборота. Это говорит о том, что…
Проскакивание цепи велосипеда. Проскакивание цепи вызывает одно из двух не связанных между собой явлений – непосредственно проскакивание и самопроизвольное переключение передач. Главное, чтобы решить проблему, необходимо определить, что именно происходит из двух случаев…
Износ цепи велосипеда. Берём участок цепи с количеством звеньев в нём – 20. Умножив количество звеньев на длинну стандартного звена 12,7 мм, получим размер участка новой цепи из 20-ти звеньев, равным 254 мм. Берём линейку и меряем…
Блочная цепь велосипеда. В конце 70-х годов блочные цепи окончательно исчезли из продажи. Их заменили современные цепи шагом 1/2 дюйма и шириной 3/32 дюйма, которые использовались с переключателями скоростей. Но, трековые велосипедисты все равно предпочитали использовать более широкие цепи…
Устройство велосипедной цепи
Любая велосипедная цепь (кроме Half-Link) состоит из нескольких элементов, а именно:
- Внешняя пластина звена.
- Внутренняя пластинка.
- Ролик.
- Втулка (стакан).
- Пин.
- Полное звено цепи.
- Зазор для изгиба в стороны.
1 звено состоит из 2 полузвеньев. Они соединены между собой при помощи пина, помещенного в «стакан». На него надевается ролик. Ролик необходим для удержания на зубьях звездочек велосипеда (куда цепочка и надевается). Длина одного полного звена составляет 1 дюйм, что в переводе на миллиметры 25,4. Длина всей цепи определяется тем, сколько в ней звеньев.
Для взрослого велосипеда с 12 скоростями обычно используется цепь со 126 звеньями. Вариаций множество, количество звеньев варьируется от 110 до 126 штук. Велосипеды для горного спорта (МТБ) используют цепочки на 106 или 108.
Если после покупки выяснилось, что цепочка слишком длинная, ее можно укоротить. Это делается путем разъединения замка (если он есть) и выбиванием пина. После этого все соединяется обратно и устанавливается на байк. Так можно подогнать слишком длинную цепь под свой велосипед.
Что это такое
Для улучшения качества реза, а также продления периода от одной заточки до другой, были придуманы твердосплавные цепи. В распиловке древесины использование твёрдых сплавов — не новость. Технология композитного соединения уже давно и успешно применяется в производстве дисков для циркулярных пил.
Твердосплавная цепь не является однородной по своей структуре. Она представляет собой соединение двух металлов: обычной инструментальной стали и особого сплава повышенной твёрдости. Из первой делаются ведущие, режущие и соединительные звенья, а также заклёпки. Сплав наносится на режущую кромку и верхнюю плоскость рабочего звена в виде тонкой пластины. Метод крепления — пайка. Это значит. что для присоединения твёрдой части и стального основания применяются медно-никелевые и медно-латунные припои. Выбор именно этих материалов неслучаен: они обладают хорошей текучестью, адгезией, а также имеют температуру плавление, примерно на 300 градусов отличающуюся от рабочего разогрева цепи. Именно поэтому перегревать пильную гарнитуру не стоит.
Победит — это народное название сплавов на основе карбида вольфрама, который составляет до 90% от общей массы вещества. Остальные 10% — это кобальт, который необходим как связующее, и совсем немножко углерода. Фактически карбид вольфрама — это металлокерамический материал, обладающий чрезвычайной твёрдостью и превосходной температурной стойкостью.
Цепи бывают нескольких типов
Цепь для односкоростных велосипедов (Single-speed)
Как видно из названия стоит на односкоростных городских велосипедах без переключения передач, на детских и подростковых велосипедах, а так же у велосипедов с планетарной втулкой. У этих велосипедов на заднем колесе одна звездочка, а переключение скоростей происходит внутри задней втулки.
Single-speed цепь при грамотной эксплуатации практически не изнашивается до полной «смерти» и «живет» столько же, сколько и сам велосипед. Это обусловлено тем, что цепь на односкоростном велосипеде представляет собой прямую линию от передней к задней звезде и не испытывает нагрузок на поперечный изгиб как в случае с многоскоростными велосипедами.
Их изготавливают из более толстых и соответственно прочных и жестких пластин, подвергают термической и химической обработке для увеличения износоустойчивости.
Обратите внимание, что зубцы односкоростных звезд захватывают звено цепи на всю высоту ролика и более крепко ее держат. Нагрузка на ролик равномерная и постоянная. Это одна из причин, почему они практически не растягивается, в отличие от многоскоростной велоцепи
Это одна из причин, почему они практически не растягивается, в отличие от многоскоростной велоцепи.
Ширина Single-speed (сингл-спид) цепи, измеряемое как расстояние между пластинами внутреннего звена, от 8.7 до 11.0 мм.
Кстати, эффективность педалирования на прямой цепи выше, чем на перекошенной многоскоростной — нет потерь энергии на преодоление трения, возникающее при её изгибе.
Цепь для многоскоростных велосипедов
Многоскоростная велоцепь предназначена для велосипедов с переключением скоростей. Отличается от односкоростной наличием зазора между пластинами звена. Он позволяет цепи изгибаться вбок (см. на рисунке выше). Еще они обычно меньше по ширине, так как толщина звезд кассеты велосипедов с переключением скоростей меньше чем на односкоростных моделях.
Обратите внимание, что зубцы звезд кассеты и передних звезд на многоскоростных велосипедах захватывают звено цепи не на всю высоту ролика, а приблизительно на половину. Их зубцы ниже, так как цепь при переключении передач перескакивает с одной звезды на другую. Из-за этого нагрузка на ролики цепи не такая равномерная, как на односкоростных моделях
Из-за этого нагрузка на ролики цепи не такая равномерная, как на односкоростных моделях.
В статье «Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать» уже упоминалось о рекомендуемых и не рекомендуемых вариантах включения передач. Они обусловлены сильным перекосом цепи, что ведет к быстрому износу не только её самой, но и задних (на кассете) и передних (в системе) звезд. Приведем эти варианты еще раз:
Цепь многоскоростного велосипеда практически всегда имеет перекос, что снижает эффективность педалирования и приводит к износу элементов трансмиссии: цепи, передних и задних звезд.
Так же как и предыдущий тип состоят из внутренних и внешних звеньев.
Облегченные велосипедные цепи.
У них пустотелые пины и с перфорация в пластинах.
Они часто легче своих стандартных собратьев на 20-25 процентов, однако и дороже при меньшей прочности. Используются велосипедистами, которые борются за каждый грамм лишнего веса. В основном это гонщики.
В силу конструктивных особенностей такие велоцепи больше растягиваются и в целом не такие крепкие, как рассмотренные выше виды.
4. Велосипедные цепи Халфлинк (Half-link)
Цепи с одним повторяющимся звеном называются Халфлинк цепи (по английски Half-link, где half — половина, link — звено).
Здесь особенность в том, что у них нет внутренних и внешних звеньев, а все звенья одинаковые. При этом длина звена составляет 1/2″ (12,7 мм.). Их легче подгонять под нужную длину, т.к. можно укорачивать по одному звену. Однако опыт эксплуатации показывает, что из-за особенностей конструкции, они чаще рвутся и сильнее растягиваются.