Нанесение лакокрасочного материала на поверхность имеет определенные особенности, от соблюдения которых зависит общее качество нанесенного покрытия. При работе пневматическим краскопультом, следует придерживаться наработанной последовательности действий, позволяющей обеспечить наилучший результат, без подтеков, разводов или отслоений материала. Если Вы затеяли краскораспылительные процедуры, но пока не имеете опыта их проведения, данная публикация поможет понять технологию процесса и приблизит Вашу работу к профессиональному уровню. Надеемся, что представленная теоретическая база, станет хорошей основой для Вашего дальнейшего развития в области покраски.
Виды краскопультов и их отличия
Прежде чем говорить о том, как пользоваться краскопультом, давайте разберёмся, какие они могут быть и для чего используются. В первую очередь они предназначены для нанесения лакокрасочного материала, а вот применяемость ЛКМ по видам и качество выполнения работ будет отличаться.
Пневматический краскопульт
Окрашивание пневматическим краскопультом Источник 1pofasadu.ru
Самый востребованный тип краскопультов в профессиональной среде. Работает в комбинации с компрессором, нагнетающим нужное значение давления. Отличается высококачественным результатом. Принцип работы построен на подаче ЛКМ в сопло, через которое проходит мощный воздушный поток. При встрече он разбивает структуру краски в мелкую дисперсную пыль и распыляет через так называемый факел.
Пневматические пульверизаторы могут быть с верхним или нижним расположением рабочей ёмкости. Остальные особенности конструкций на большинстве моделей практически идентичны.
Полезно! Преимущество таких краскопультов заключается в минимальном расходе краски, которая наносится тончайшим и ровным слоем.
Последовательность полной наружной окраски
Полную наружную окраску автомобиля лучше начинать с крыши. Если крышу оставлять напоследок, то окрасочная пыль может подпортить уже окрашенные капот и крышку багажника. Опыл же на крыше не так заметен. Одна из последовательностей полной окраски автомобиля изображена на рисунке ниже.
Давайте немного подытожим и выделим несколько основных моментов касательно техники покраски автомобиля:
• Краскопульт держим прямо (под прямым углом), наклон допускается лишь в исключительных случаях.
• Среднее расстояние от краскопульта до поверхности составляет 15-20 см. Стараемся от него не отходить.
• Скорость движения краскопульта в среднем составляет 40-50 см/сек. Один проход от края до края занимает около 2 секунд.
• Проход начинаем и заканчиваем немного в стороне от детали, и ни в кое случае не над самой деталью.
• Проходы делаем горизонтальными движениями слева-направо.
• Степень перекрытия факела — не меньше чем 50%. То есть каждый проход должен перекрывать предыдущий не меньше чем на половину.
• При распылении нельзя описывать краскопультом слишком большую дугу.
Порядок работы с краскопультом
Окрашивание поверхности с использованием электрического или пневматического краскопульта осуществляется в следующей последовательности:
- Подготовка основания. На этом этапе поверхность очищается от старого слоя краски, ржавчины, штукатурится, грунтуется, обезжиривается, сушится. Выполняются другие подготовительные работы, порядок и продолжительность которых оцениваются в индивидуальном порядке.
- Приготовление раствора краски. Вязкость состава подбирается согласно рекомендациям производителя инструмента. Вязкость должна соответствовать диаметру сопла.
Полезно! В большинстве наборов для этого есть специальная мерная воронка. С её помощью можно легко и быстро определить текучесть лакокрасочного материала. Пользоваться достаточно просто: нужно налить указанное количество разведённой краски и засечь за какое время она из него вытечет.
- Осмотр и сборка краскопульта и пробное окрашивание с оценкой качества полученной поверхности.
- Основной этап нанесения краски.
- Чистка инструмента. Ответственный момент, игнорирование которого приведёт к негодности краскопульта.
Преимущества изделия
Предварительно выбранный краскопульт для компрессора обладает такими достоинствами:
- Сокращение времени на проведение ремонтных работ.
- Высокое качество покрытия.
- Существенное увеличение площади обрабатываемой поверхности.
- Отсутствие необходимости в профессиональных навыках.
- Уменьшение расхода лакокрасочного материала.
- Доступная стоимость аппарата.
- Разнообразие типов конструкции, позволяющее выбрать самый подходящий вариант для работы.
Однако прежде чем купить аппарат, нужно правильно подобрать краскопульт для компрессора.
Общий вид и конструкция инструмента
Перед тем, как пользоваться краскопультом, следует разобраться в его конструкции. Как упоминалось ранее, устройство электрических и пневматических приспособлений практически одинаково. Поэтому рассмотрим ситуацию на одной из наиболее популярных версий, предназначенных для работы с компрессором.
Общий вид и конструкция инструмента Источник instrumentoria.ru
Руководство по эксплуатации
Регулярно перед началом работ проверяйте затяжку болтовых соединений. В первую очередь это касается регулировочных винтов и гайки приёмника воздуха. Ремонт и техническое обслуживание осуществляется только на обесточенном устройстве. Нарушение техники безопасности может привести к тяжёлым последствиям.
Порядок работ с краскопультом начинается с подготовки устройства к выполнению задачи. Для этого потребуется:
- Выставить дюзу, соответствующего заданной цели размера.
- Продуть и убедиться в целостности шланга для подачи воздуха. Соединить с его помощью компрессор с краскопультом.
- Включить устройство и подобрать соответствующий оттенок, отрегулировать подачу воздуха, краски и ширину факела. Делается это не на обрабатываемой поверхности, а на шаблоне. Приступать к окрашиванию рекомендуется только после того, как были выполнены все упомянутые настройки.
Как правильно работать с краскопультом Источник evrotek.spb.ru
Чтобы не допустить перераспыл, соблюдайте расстояние между факелом и обрабатываемой поверхностью в диапазоне 15-25 см. Распылять состав нужно равномерно, передвигая краскопульт перпендикулярно поверхности, как это показано на изображении.
Ответ на вопрос, как правильно пользоваться краскопультом, останется незавершённым, если не упомянуть об обязательной чистке инструмента после завершения работ. Очистка осуществляется растворителем, уайт-спиритом, сольвентом или иным составом с аналогичными характеристиками. Для этого следует открутить все элементы, соприкасающиеся с красящим составом и тщательно промыть их. Самым простым способом чистки краскопульта является купание в растворе, налитом в небольшую ёмкость (в среднем на помывку инструмента уходит около 300-400 г. уайт-спирита).
Полный разбор и чистка краскопульта Источник kraskistroi.ru
Полезно! Перед тем, как воспользоваться нашим советом, внимательно прочтите руководство по эксплуатации вашего устройства. Некоторые производители категорически не рекомендуют класть пистолет в растворитель.
Застывшие участки оттираются вручную. Применять для этих целей жесткие предметы не рекомендуется. Для чистки форсунок дюз можно использовать иголки, сечение которых соответствует диаметру отверстий.
Важно! Промывайте краскопульт сразу по завершении лакокрасочных работ (пока не начала затвердевать краска) и никогда не оставляйте его замоченным в растворителе или его аналогах.
Каким должен быть размер факела
Для достижения максимальной эффективности при покраске специалисты рекомендуют производить нанесение лакокрасочного слоя при помощи факела максимального размера. Чем больше ширина факела, тем более равномерным получается слой наносимой на поверхность краски. Для достижения максимальной ширины факела, необходимо регулировочный винт открутить на максимум в сторону «+».
Если необходимо покрасить мелкую деталь или часть кузова автомобиля, тогда следует уменьшить размер факела. Немаловажно помнить, что положение регулировочного винта на «—» обеспечивает нанесение лакокрасочного слоя в форме круга. Когда регулятор накручивается на «+», то получается овальная форма нанесения лакокрасочного слоя с увеличенной шириной.
Приготовление краски
Небольшой электрический краскопульт для дома Источник i1.wp.com
Особенностью распыления краски краскопультом являются строгие требования к используемому составу. Консистенция должна иметь заявленную производителем инструмента вязкость. Слишком густой состав приведёт к неравномерному распределению, увеличению срока высыхания и перерасходу материала. При нанесении на наклонные или вертикальные поверхности это негативно отразится на качестве покраски. Окажутся неравномерно покрыты микротрещины, шероховатости.
Краска, разведённая очень жидко, не сможет полностью перекрыть поверхность и потребует наложения второго слоя. Результатом станет увеличение объёма и времени, потраченного на выполнения работ.
Для достижения заданной густоты лакокрасочного материала в него добавляется жидкость, рекомендованная производителем ЛКМ. Это может быть растворитель, уайт-спирит, бензин, сольвент, вода.
Важно! Тип разбавителя краски для краскопульта подбирается в соответствии с используемым ЛКМ.
Подготовка поверхности
Прежде чем разбираться, как правильно красить пулевизатором, следует уделить внимание более раннему этапу работ. Подготовка поверхности перед покраской имеет основополагающее значение во всем процессе, от которого зависит надежность прилегания материала и финишный внешний вид. Несмотря на свою важность, процесс подготовки достаточно прост, и требует лишь немного внимания.
Хорошая поверхность для покраски должна быть вымытой (не жирной), отшлифованной и сухой. Если на обрабатываемом элементе будет присутствовать грязь или жир, плотность склейки ЛКМ с её поверхностью будет минимальной, что приведет к легкому стиранию материала и образованию пузырей. Шлифование мелкозернистой наждачной бумагой образует на поверхности мельчайшие бороздки, а заодно и выравнивает её до, практически, идеального (для человеческого глаза) состояния. Легкая шероховатость позволяет краске проникнуть в “поры” обрабатываемого элемента, что значительно повышает прочность склейки. Лишняя влага, как грязь и жир, не способствует общей картине и влечет за собой отслаивание нанесенного материала.
Настоятельно рекомендуем отнестись к этапу подготовки поверхности с ответственностью, так как от неё зависит 80% успеха.
Особенности работы с краскопультом
Стандартный набор для компрессора Источник kontrast-kraski.ru
С помощью краскопульта можно распылять различные виды лакокрасочных материалов: масляные, латексные, акриловые, алкидные и другие типы красок. Единственное условие, которое должно соблюдаться – это текучесть состава. Его значение подбирается индивидуально, в зависимости от характеристик инструмента. Найти точное значение для каждой модели можно в руководстве по эксплуатации.
Курок краскопульта надавливается равномерно Источник vmirekraski.ru
Как построен принцип забора краски в краскопульте Источник idoallsam.ru
Кроме этого, при работе с краскопультом следует обратить внимание на ряд других, не менее важных аспектов:
- При проведении внутренних работ, нужно подготовить помещение к окраске: закрыть или вынести предметы интерьера, не подлежащие окрашиванию. При укрывании зафиксируйте материал малярным скотчем.
- Состав должен распыляться так, чтобы пролитые капли и частицы, пролетающие мимо окрашиваемой поверхности, не попадали на те, которые остались не закрытыми.
- При проведении работ снаружи выбирайте положение, ориентируясь на ветер, его возможные порывы.
- Работать с краскопультом рекомендуется в средствах индивидуальной защиты: перчатки, защитные очки, респиратор.
- При использовании застоявшейся краски процедите её через марлю. Это очистит состав от комочков, которые могут стать причиной засорения инструмента.
- Не накладывайте обильное количество краски сразу. Это станет причиной образования потёков, капель.
- Каждый последующий ряд слегка накладывается на предыдущий, что минимизирует вероятность образования не прокрашенных участков.
- Второй и последующие слои наносятся после полного высыхания предыдущего (продолжительность зависит от температурных условий и вида используемой краски).
Совет! Если у вас нет опыта работы с краскопультом, начинайте окрашивание с «задней», «менее заметной, значимой» зоны. Лицевую пока не трогайте. В ходе выполнения работ вы получите определённые навыки и сможете создать более качественное покрытие, нежели в самом начале окрашивания (на «менее значимой стороне»).
Как работает краскопульт Источник avtograph-oem.ru
Как правильно красить автомобиль
Перед тем, как настроить краскопульт для покраски авто следует изучить весь алгоритм подобных действий. Для того чтобы качественно покрасить свой автомобиль необходимо для начала протестировать сопло. Для этого необходимо факел настроить на распыление в горизонтальном положении и на полную мощность открыть винт подачи воздуха.
Затем отрегулировать винт расхода краски, чтобы при очередном нажатии курка точно получилась бы правильная форма цветового пятна. Для получения тонкого и равномерного заключительного слоя нужно производить местные круговые напыления не применяя при этом распыления одной направленности.
Нанесение краски должно происходить равномерными круговыми движения и перпендикулярно поверхности с радиусом менее 8 см. Курок следует отпускать после каждого локального напыления, что обеспечит качество покраски.
Для начала лучше окрашивать мелкие и едва заметные детали, потому что в последствии их покрасить будет намного сложнее. Перед финишной покраской следует убедиться в том, что основной слой уже засох и стал однородным по своей структуре.
Для точного соблюдения пропорции необходима мерная линейка. Также можно использовать специальный пластиковый сосуд, который следует равномерно проградуировать. Это позволит точно отметить порцию краски, отвердителя и растворителя.
схема краскопульта
При покраске автомобиля с эффектом металлика или со специальной защитой от воздействия факторов внешней среды необходимо двухслойное покрытие. Для начала наносят основную краску, а затем акриловый лак.
Все части состава обязательно должны смешиваться согласно инструкции, которая должна быть указана на пачке. Активация для краски не понадобиться, так как она высыхает под воздействием испаряющегося растворителя.
Регулирование подачи основывается на том, что винт регулировки работает в качестве ограничителя при действии иглы сделанной из нержавейки. Из-за такой конструкции игла не до конца перекрывает выходное отверстие для лакокрасочных материалов.
При такой конструкции работающий с этим инструментом человек имеет возможность приноравливаться, открывая винт на полную мощность и вручную нажимая на курок с различной силой.
Для того чтобы не получились подтеки краски у кромок поверхности, лучше нажимать на курок пульверизатора прежде чем перемещать его вдоль детали. Затем, начав переход, уже не отпускать курок до полного завершения.
При окраске внутреннего угла, для предотвращения скапливания краски, нужно направлять центр факела, смещая его в одну сторону. Окраску производят в два приема, по разу для каждой стороны угла. Иногда при окраске внутренних углов отделка создает туманное облако. Чтобы избежать этого, необходимо снизить подачу краски и давление воздуха.
При окрашивании внешних углов практически невозможно предотвратить появление лишней краски на уже прокрашенной поверхности. Лучше окрашивать все стороны угла за один раз. Красить угол необходимо начинать сверху.
Если соблюдать все перечисленные выше пункты, то проблем при покраске возникнуть не должно. Поверхность должна получиться ровной и гладкой. Если же их не соблюдать, то избежать неровностей вряд ли удастся, и покрытие будет сохнуть гораздо дольше.