Индустриальное масло И 40 разработано по примитивной технологии перегонки сырой нефти. Однако, несмотря на простоту формулы, лубрикант отличается высокими эксплуатационными характеристиками, что стало причиной массового применения в промышленном оборудовании. Готовая жидкость причисляется к категории легированных смазок, изготовленных из сернистой нефти. Для потребителя, изделие представляется в качестве дистиллята. Технология перегонки подразумевает использование селективного метода очистки сырья.
Область применения
Масло И 40 используется для обслуживания производственных станков, смазывания направляющих, легко, средненагруженных агрегатов косозубых, прямозубых шестерен. Формула используется в качестве основного лубриканта при обслуживании механизмов, подверженных воздействию природных факторов.
Пользователи отмечают пригодность к заливке в моторы, коробки передач легковых автомобилей. Отдельно выделяется бытовое назначение – обслуживание швейных машинок, часовых механизмов, смазки дверных навесов, петель, замков.
Также существует технология создания сложных смазочных смесей, где в качестве основы используется И-40.
Важно! Недопустима эксплуатация в высоконагруженных узлах. Рабочие характеристики смазки не рассчитаны на критические перепады давления, температур, что может стать причиной отказа механизма или поломки.
Чем отличается от синтетических масел?
Часть оборудования имеет открытые пары трения с расчётом на систематическую смазку с соответственно повышенным расходом масла.
В целом это создаёт предпосылки к использованию более дешёвых и простых в производстве масел.
При этом такие масла не содержат синтетические компоненты и высококачественные присадки.
Эксплуатация промышленного оборудования в помещениях со щадящими температурными условиями в большой мере снимает проблему «всесезонности» масла, характерную для транспорта.
Параметры
И-40 технические характеристики:
Показатель | Значение |
Вязкость кинематическая при +40˚С | 51-75 |
Кислотный индекс | До 0,05 мгКОН/г |
Зольность | До 0,01% |
Содержание примесей | 0% |
Номинальная плотность при +20 ˚С | 0,89 г/см³ |
Порог кристаллизации ˚С | -15 |
Порог вспышки в открытом тигле ˚С | +200 |
Содержание смолистого осадка | 3% |
Предельная температура эксплуатации ˚С | +70 |
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и оНефтяные топлива и смазочные материалы», Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Туркмения | ТМ | Главгосслужба «Туркменстандартлары» |
(Поправка. ИУС N 12-2021).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2015 г. N 2153-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 17479.1-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2022 г.
5 Настоящий стандарт соответствует международному документу SAE J300:2013* «Наземные транспортные средства. Классификация моторных масел по вязкости» («Surface vehicle standard. Engine oil viscosity classification», NEQ)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
6 ВЗАМЕН ГОСТ 17479.1-85
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2022 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2022 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Достоинства и недостатки
Среди плюсов индустриального масла И-40 выделяются такие факторы.
- Купить масло И-40 можно по доступной цене.
- Возможность использования в качестве основы сложной формулы.
- Многообразие емкостей – масло разливается в тару от 5г. до 208 литров.
- Совместимость с автомобильными агрегатами.
- Широкая область применения.
- Противоокислительная стабильность.
- Стойкость к образованию эмульсии.
- Полное соответствие ГОСТ 20799-88.
К недостаткам И40 пользователи относят непродолжительный срок эксплуатации, большое количество подделок. Также выделяется малый отрицательный порог рабочей температуры, для условий зимней работы – это критически важный фактор.
Примечание! В 2022 году на рынке присутствует большое количество импортных аналогов. Однако все предложения уступают отечественной жидкости в цене.
Оборудование для очистки и регенерации индустриального масла
Для решения данной задачи компания GlobeCore разработала и поставляет станции фильтрации масла типа ЦФУ-М и масляные мобильные станции типа СММ-ЦМ. ЦФУ-М используют термовакуумную обработку индустриального масла, а СММ-ЦФ – сорбентную.
Применяя оборудование нашей компании, вы без проблем сможете очистить свои индустриальные масла от механических примесей, воды, сажи, водорастворимых кислот и щелочей. Своевременное обслуживание смазочных масел позволит существенно продлить срок их службы, гарантируя при этом работоспособность и долговечность технологических машин и оборудования.
ПРИЕМКА
2.1. Индустриальные масла принимают партиями. Партией считают любое количество масла, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве.
2.2. Для проверки качества масла проводят приемосдаточные испытания. Объем выборки — по ГОСТ 2517.
2.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от той же выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
2.4. Периодические испытания по показателю «Стабильность против окисления» допускается проводить один раз в квартал по согласованию с потребителем.
При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемосдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.
4 Классы моторных масел
4.1 В зависимости от температурных пределов работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.
4.2 Основным эксплуатационным параметром для всех моторных масел является кинематическая вязкость, которую определяют при температурах плюс 100°С и минус 18°С.
В зависимости от величины кинематической вязкости моторные масла подразделяют на классы:
— к зимним относят масла классов вязкости 3з, 4з, 5з, 6з, 6, 8;
— к летним относят масла классов вязкости 10, 12, 14, 16, 20, 24;
— к всесезонным относят масла, класс вязкости которых обозначают дробью — 3з/8; 4з/6; 4з/8 и т.д. Цифра в числителе указывает на принадлежность к одному из зимних классов, в знаменателе — к одному из летних классов. Буква «з» указывает на то, что масло содержит загущающую присадку.
4.3 Для каждого класса вязкости моторных масел указаны пределы кинематической вязкости при температуре плюс 100°С. Кинематическую вязкость при температуре минус 18°С нормируют для зимних и всесезонных моторных масел.
В таблице 1 приведены классы вязкости моторных масел и значения кинематической вязкости при температурах плюс 100°С и минус 18°С.
Таблица 1 — Классы вязкости моторных масел
Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм/с (сСт), при температуре | |
плюс 100°С | минус 18°С, не более | |
3з | Не менее 3,8 | 1250 |
4з | Не менее 4,1 | 2600 |
5з | Не менее 5,6 | 6000 |
6з | Не менее 5,6 | 10400 |
6 | Св. 5,6 до 7,0 включ. | — |
8 | Св. 7,0 до 9,3 включ. | — |
10 | Св. 9,3 до 11,5 включ. | — |
12 | Св. 11,5 до 12,5 включ. | — |
14 | Св. 12,5 до 14,5 включ. | — |
16 | Св. 14,5 до 16,3 включ. | — |
20 | Св. 16,3 до 21,9 включ. | — |
24 | Св. 21,9 до 26,1 включ. | — |
3з/8 | Св. 7,0 до 9,3 включ. | 1250 |
4з/6 | Св. 5,6 до 7,0 включ. | 2600 |
5з/10 | Св. 9,3 до 11,5 включ. | 6000 |
5з/12 | Св. 11,5 до 12,5 включ. | 6000 |
5з/14 | Св. 12,5 до 14,5 включ. | 6000 |
6з/10 | Св. 9,3 до 11,5 включ. | 10400 |
6з/14 | Св. 12,5 до 14,5 включ. | 10400 |
6з/16 | Св. 14,5 до 16,3 включ. | 10400 |
Примечание — При определении класса моторных масел в соответствии с классификацией SAE J 300:2013 следует использовать таблицу А.1, приложение А. Примерное соответствие классов вязкости моторных масел по настоящему стандарту классификации SAE J 300:2013 приведено в таблице А.2, приложение А.
Другие ГОСТы
ГОСТ IEC 61198-2014 Масла изоляционные нефтяные. Методы определения 2-фурфурола и родственных соединений ГОСТ Р МЭК 60666-2013 Масла изоляционные нефтяные. Обнаружение и определение установленных присадок ГОСТ IEC 60666-2014 Масла изоляционные нефтяные. Обнаружение и определение установленных присадок ГОСТ 13003-88 Масла изоляционные. Метод определения газостойкости в электрическом поле ГОСТ Р 55494-2013 Масла изоляционные. Обнаружение коррозионной серы. Испытание на серебряной полоске ГОСТ 33254-2015 Масла изоляционные. Обнаружение коррозионной серы. Испытание на серебряной полоске ГОСТ 20799-75 Масла индустриальные общего назначения. Технические условия ГОСТ Р 51634-2000 Масла моторные автотракторные. Общие технические требования ГОСТ 6457-66 Масла МК-8. Технические условия ГОСТ 28640-90 Масла минеральные электроизоляционные. Метод определения ароматических углеводородов ГОСТ 32852-2014 Масла косметические. Общие технические условия ГОСТ 1861-73 Масла компрессорные. Технические условия ГОСТ 30142-94 Масла каменноугольные. Метод определения массовой доли фенола ГОСТ 30141-94 Масла каменноугольные. Газохроматографический метод определения основного компонентного состава
Гидравлические масла
МГЕ46В используется для узлов и механизмов сельскохозяйственной техники, тракторов, комбайнов, работающих при стабильном давлении 35Мпа и повышении до 42Мпа. Рабочие температуры составляют от 10 до 80 градусов.
МГЕ10А – для гидравлики наземных оборудований при рабочих температурах от -60 до +79 градусов.
ГТ50 – для смазывания гидравлической передачи дизель-поездов и турбированного редуктора.
ЭШ – для гидравлических механизмов и высоконагруженных узлов, таких как экскаваторы и аналогичная техника.
Функции гидравлических масел
Составы востребованы для производственного оборудования, автомобильного транспорта, передвижных систем, судовой и авиакосмической техники. Соответственно, рабочие смазки должны обладать следующими функциями:
- выполнять передачу гидравлической энергии через контур к механическим деталям;
- выполнять смазывание деталей гидравлики, для уменьшения трения и механического износа;
- предохранять системы от коррозийного воздействия;
- охлаждать системы с гидравлическими механизмами;
- стабилизировать температуру, снижать влажность и обеспечивать условия для эксплуатации;
- отделять воду, проходить фильтрационную очистку и сепарирование;
- иметь гидролитическую стабильность.
Масла не должны:
- создавать шлаки, твердые и нерастворимые частицы отложений в системном контуре;
- вспениваться и взаимодействовать с водой.
Согласно международной классификации, рабочие масла принято разделять на 3 типа:
- водно-гликолевые;
- нефтяные;
- синтетические.
Основная часть производится из очищенных индустриальных жидкостей, полученных методом нефтяной переработки с гидрокаталитической и экстракционной очисткой. Для стабилизации физико-химических и рабочих параметров в гидравлические смазки добавляют присадки.
Свойства и характеристики
Использование гидравлических масел производится согласно температурным условиям.
Фильтрационная очистка и устранение отложений. Присутствие твердых частиц в гидравлике приведет к износу и деформации системы. Для выполнения прочистки от твердых отложений рекомендуется применять фильтры.
В момент проникания влаги детали начинают окисляться, в результате чего формируются шлаки и отложения. Таким образом, забиваются фильтрующие механизмы, и нарушается работа системы. Чтобы сократить количество отложений и твердых частиц в жидкостях, специалисты используют дисперсанты и присадки. Эти добавки способны удерживать загрязнения путем их растворения в суспензию. Деэмульгаторы используются для расщепления и сокращения воды в гидравлическом масле.
Уровень пенообразования. Если гидравлическое масло начинает вспениваться, тогда нарушается циркуляция в системе, происходит окисление деталей и механизмов, уменьшаются свойства теплопроводности, что в итоге приводит к износу и перегреву системы. Пена образуется благодаря работе механизмов на повышенных оборотах, в результате чего повышается скорость циркуляции смазки. Чтобы уменьшить пенообразование специалисты применяют химические добавки. Присадки уменьшают поверхностное натяжение воздуха в пене и поэтому ее слои начинают расщепляться и разрушаться.
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ
3.1. Отбор проб — по ГОСТ 2517.
3.2. Стабильность масел против окисления определяют по ГОСТ 18136 при следующих условиях: температура (100 ± 0,5) °С; время испытания 40 ч; скорость подачи воздуха 5 дм3/ч; катализатор — медь марки М0 по ГОСТ 859.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.3. (Исключен, Изм. № 4).
3.4. При определении приращения смол после окисления масса навески масла 1 г.
(Введен
дополнительно, Изм. № 1).
Где используется?
Технические характеристики предполагают широкий спектр узлов и агрегатов. Основная область применения этого продукта – антифрикционная.
- шестеренчатые и цепные редукторы с малой и средней степенью загруженности: при сильном давлении на сопрягаемые поверхности смазка выдавливается из зоны контакта;
- зубчатые передачи в механических коробках станков и другого оборудования (кроме автомобильных КПП);
- узлы скольжения: салазки, направляющие;
- узлы качения: рельсовые и профилированные направляющие для роликовых платформ со средним весом.
Дополнительная область применения: гидравлика.
- при соблюдении технических требований производителей оборудования допускается использование масел И-40А в цилиндрах управляющей гидравлики;
- применение в силовых гидравлических системах разрешено только при соответствии допусков на механическое разрушение состава смазки.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 33 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
________________
В Российской Федерации действует ГОСТ 33-2016 «Нефть и нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической и динамической вязкости».
ГОСТ 20303 Масла моторные. Метод оценки моющих свойств на установке ИМ-1
ГОСТ 20457 Масла моторные. Метод оценки антиокислительных свойств на установке ИКМ
ГОСТ 20991 Масла моторные. Метод оценки склонности масел к образованию отложений при высоких температурах
ГОСТ 20994 Масла моторные. Метод оценки склонности масел к образованию отложений при низких температурах
ГОСТ 33111 Масла моторные. Метод определения кажущейся вязкости в интервале температур от минус 5°С до минус 35°С с использованием имитатора холодной прокрутки
ГОСТ 33155 Масла моторные. Метод определения предела текучести и кажущейся вязкости при низкой температуре
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.