Воздушный поршневой компрессор – один из самых простых в использовании аппаратов, но в то же время требующий пристального внимания к обслуживанию. Правильный уход и эксплуатация сохранят рабочий ресурс оборудования и продлят его жизнь на долгие годы.
Почти в 100% случаев первые проблемы с компрессором возникают из-за отсутствия опыта в обращении, игнорирования инструкции и рекомендаций производителя. Чаще всего новоиспеченные владельцы жалуются на:
- Отключение компрессора после запуска
- Нехватку давления для работы пневмоинструмента
- Срабатывающую по непонятным причинам термозащиту
Всего этого можно избежать – давайте узнаем, как это сделать.
Подготовка к работе – первый запуск воздушного поршневого компрессора
Инструкция – всегда начинайте именно с нее. Даже если у вас большой опыт в обращении с компрессорным оборудованием, информация о конкретной модели не станет лишней. Новичкам пригодится наглядное руководство по основным процессам, как это реализовано в инструкциях FUBAG, а опытным пользователям – рекомендации по обслуживанию, подбору масла для поршневого компрессора и нюансам эксплуатации.
Перейдем к подготовке аппарата:
1. При наличии транспортных колес начните с их установки после распаковки.
2. Проверьте уровень масла с помощью щупа или глазка.
3. Не хватает масла – доливаем. Хватает – пропускаем пункт и переходим к следующему.
4. Теперь нужно правильно установить компрессор. Позаботьтесь о том, чтобы он стоял на ровной поверхности, чтобы исключить неравномерную смазку рабочих элементов. Предстоит работать внутри помещения? Тогда стоит выдержать расстояние в полметра от аппарата для свободного притока воздуха к двигателю компрессора.
5. Установите воздушный фильтр.
6. Поставьте сапун (здесь как раз таки пригодится инструкция к вашему компрессору). 7. Вот и все аппарат готов к работе.
Куда же без мер предосторожности. Предстоит работа на улице? Тогда обязательно позаботьтесь о защите от влаги.
Итак, аппарат собран, можно подключать к электросети и запускать:
1. Переведите реле давления в положение ВЫКЛ. 2. Проверьте и закройте воздушный кран. 3. Подсоедините электропитание. 4. Переведите реле давления в положение ПУСК.
Компрессор начнет работать и будет поддерживать давление, достигая попеременно, то верхнего, то нижнего предела. Фактическое значение показано на манометре. Для отключения автоматического режима попеременного пуска и паузы достаточно отключить реле давления.
*Перед повторным включением следует подождать не менее 10 секунд.
Проверка автокондиционера на герметичность
Проверить автокондиционер на герметичность самостоятельно можно не только при покупке автомобиля, но и при возникновении признаков, указывающих на данную неисправность. Об утечке можно судить по таким признакам:
- снижение производительности кондиционера (агрегат недостаточно охлаждает воздух в салоне);
- обмерзание внешних стенок магистралей системы кондиционирования;
- появление масляных пятен на трубах системы кондиционирования.
При критически низком уровне фреона в системе кондиционер невозможно будет включить, поскольку его будет автоматически отключить система на основе данных от соответствующего датчика.
Как проверить фреон в кондиционере автомобиля
Первым делом нужно проверить наличие хладагента в автокондиционере визуальным методом. Самый простой метод контроля уровня фреона в кондиционере — просто воспользоваться смотровым глазком на верхней части ресивера-осушителя. Он специально предназначен для визуального контроля наличия и уровня хладагента.
В некоторых случаях этот глазок банально залеплен грязью и/или пылью. Соответственно, его нужно протереть ветошью.
Для проверки фреона необходимо запустить двигатель и включить кондиционер на полную мощность. После этого через упомянутый выше глазок нужно посмотреть на состояние фреона. Возможна одна из описанных ниже ситуаций.
- В жидкости появляются пузырьки, которые через короткое время пропадают. Вывод — количество фреона достаточное для нормальной работы кондиционера.
- Пузырьки в жидкости вначале имеются в большом количестве, но потом их становится меньше, но они НЕ пропадают полностью. Значит, фреон находится на критически малом уровне. Необходима заправка.
- Жидкий фреон имеет молочно-белый цвет, и на ее поверхности постоянно имеются пузырьки. Уровень фреона ниже допустимой нормы. Кондиционером пользоваться нельзя до заправки системы фреоном.
Вместе с дозаправкой фреоном желательно также проверить систему на герметичность с тем, чтобы не допустить утечку хладагента в будущем.
Проверка автокондиционера азотом
Визуальный контроль уровня фреона — метод весьма условный. Это обусловлено тем, что современный фреон марки R134А при смешивании с синтетическим компрессорным маслом не оставляет масляных следов. Поэтому для диагностики лучше воспользоваться специальной аппаратурой, и замерить давление газа в системе кондиционирования.
Места утечки — это обычно места соединений различных элементов системы кондиционирования. Однако утечки возможны и через стенки резиновых шлангов или сальник компрессора (при их механическом повреждении или просто по старости, когда резина теряет эластичность).
Тест проводится в системе под давлением, значение которого должно быть минимум 3,5 атмосферы. Если же фреона в системе мало, то его нужно полностью извлечь, а тест проводить азотом (полное название газа — OFN, oxygen freenitrogen — азот без примеси кислорода). Такая проверка герметичности азотом проводится только на СТО. Этим методом нужно проверить следующие места в системе кондиционирования:
- все трубки и места соединений;
- вал компрессора;
- сервисные клапаны и уплотнительные прокладки компрессора;
- трубки конденсора и испарителя;
- соединения ресивера/осушителя;
- датчики давления;
- парные соединения пружинного замка;
- шланги.
Перед проверкой необходимо приготовить мыльный раствор. Для этого лучше использовать кусковое мыло и «нежесткую» воду (без значительных примесей солей металлов). Раствор должен иметь такую консистенцию, чтобы на поверхности воды легко образовывались мыльные пузыри. Алгоритм проверки с помощью азота следующий:
- Если в системе имеется фреон, его нужно извлечь.
- Баллон с OFN нужно подсоединить к специальному сервисному разъему системы кондиционирования в автомобиле.
- Открыть на баллоне клапан и установить в системе давление в диапазоне 10…15 атмосфер, после чего закрыть клапан.
- С помощью кисти или тряпки нанести мыльный раствор на предполагаемые места утечек, указанные выше. Если под давлением из системы будет выходить азот — это будет явно видно по образовывающимся на поверхности детали мыльным пузырям. Соответственно, чем пузыри больше и интенсивней образовываются — тем значительнее в этом месте утечка.
- После выполнения тестирования весь азот из системы необходимо удалить.
В процессе работы нельзя превышать максимально допустимое давление (обязательно использовать манометр и регулятор давления). Кроме этого, нельзя включать кондиционер в то время, когда в системе находится азот.
Самостоятельное тестирование с помощью азота в условиях гаража вряд ли имеет смысл, поскольку дополнительное оборудование стоит достаточно дорого. Соответственно, лучше обратиться за выполнением подобного тестирования в специализированный автосервис. По состоянию на лето 2022 года цена подобной процедуры находится в районе 800…1200 рублей в зависимости от самого сервиса, используемого оборудования, а также типа кондиционера (объема используемого азота).
Проверка на утечку с помощью электронного течеискателя
Течеискатель — предназначенный для поиска даже самых незначительных утечек. Аппарат это достаточно специфический и дорогой, соответственно, ими пользуются, в основном, профессиональные мастера в автосервисах. Алгоритм использования течеискателя следующий:
- Проверку необходимо проводить в закрытом помещении, без сквозняков, и желательно предварительно это помещение проветрить.
- Система кондиционирования должна быть заправлена фреоном, даже частично.
- Течеискатель имеет специальный тестовый сенсор, который необходимо подносить к местам предполагаемой утечки хладагента.
- Проверку необходимо выполнять с верхней точки к нижней, так как фреон тяжелее воздуха, и соответственно, его основная масса находится внизу.
- При выявлении в воздухе значительной концентрации фреона тестовый прибор издает звуковой сигнал. В зависимости от модели и настроек звуковой и/или световой сигнал будет варьироваться в зависимости от концентрации обнаруженного газа.
- Если утечку фреона невозможно обнаружить с выключенным кондиционером (особенно при частичной заправке системы хладагентом), то можно включить агрегат с тем, чтобы увеличить давление в системе. После этого повторить тестирование с помощью течеискателя.
Проверка утечки ультрафиолетовой лампой
Чтобы использовать для проверки системы кондиционирования на утечку ультрафиолетовую лампу, необходимо предварительно добавить во вновь заправляемый фреон специальный краситель с флуоресцентными свойствами. Он продается отдельно в автомагазинах. Добавлять его нужно в магистраль низкого давления в соответствии с прилагаемой с упаковкой инструкцией.
Соответственно, при утечке подкрашенного таким образом фреона его отлично видно под воздействием ультрафиолетовой лампы (обычно он имеет фиолетовый, красный или зеленый оттенок). Данный способ проверки прост и недорого стоит, поэтому всем автовладельцам можно посоветовать при заправке нового фреона добавлять к нему также соответствующий краситель. И тогда буквально осветив места соединения трубок ультрафиолетовым фонариком можно увидеть где течь.
Компрессор и пневмоинструмент – подключение за 3 простых ШАГа
Кто же желает «гонять» компрессор в холостую. Сразу же после сборки и предварительной проверки, можно подключать пневмоинструмент и на деле испытывать мощь поршневого воздушного компрессора.
Для этого делаем 3 ШАГа:
1. Перекрываем воздушный кран.
2. Крепим к воздушный шланг к компрессору и рабочему инструменту.
3. Настраиваем давление на выходе с помощью регулятора монометра.
Это и все. Достаточно открыть воздушный кран, чтобы приступить к работе.
Функции компрессорного масла
Материал для смазки решает ряд задач, направленных на обеспечение стабильной работы компрессора:
- смазывает трущиеся детали, тем самым продлевая срок их службы;
- охлаждает поршневую группу, нагревающуюся во время эксплуатации;
- уплотняет зазоры;
- снижает детонацию;
- обеспечивает герметичность рабочей камеры.
Недостаточный уровень или отсутствие масла приводят к снижению герметичности камеры сжатия и ухудшению производительности компрессора.
Периоды обслуживания компрессора и тонкости ухода
После первого запуска следует остановить компрессор и дать ему охладиться через 1-2 часа работы. У остывшего оборудования стоит протянуть болты крепления головы.
Что же касается дальнейшего обслуживания, стоит выделить следующие рекомендации:
- Спустя 50 часов работы – замените масло (затем масло меняется каждые 200-300 часов) и протяните резьбовые соединения, проведите тщательный технический осмотр.
- Периодически проверяйте уровень масла в картере. Своевременный контроль существенно снизит износ поршневого компрессора.
- Не смешивайте различные типы масла и лучше всего используйте рекомендованное производителем (у FUBAG – это масло для поршневых компрессоров VDL 100).
Бытует миф, что для компрессора можно использовать автомобильные масла. Это категорически не так! Масла для двигателей и для компрессоров имеют разные характеристики и предназначены для совершенно разных условий работы.
- Цвет масла может стать явным признаком для замены рабочей жидкости. Если оно стало светлее (попала вода) или темнее (перегрелось) – замените.
- Не забывайте, что помимо масла необходимо чистить и менять воздушные фильтры.
- После окончания работы не забывайте спустить остатки сжатого воздуха и избавить от конденсата.
В качестве дополнительных мер по уходу могут быть: чистка компрессорной группы, подтяжка болтов и устранение утечек масла.
Перечисленных рекомендаций, вполне хватит для того, чтобы продлить жизнь пневмооборудованию.
Как устранить неисправности воздушного компрессора
Неполадки в работе поршневого компрессора происходят не часто и, как уже говорилось ранее, по вине невнимательности хозяина. Чтобы быстро устранить их, следует знать о возможных причинах появления неисправности:
- Компрессор пытается запуститься, но глохнет.
Частой причиной становится пониженное напряжение в сети. Просто перезапустите оборудование. Также возможно дело в электроцепи, а точнее в использовании нескольких удлинителей. - Компрессор полностью выключается – защита от перегрева.
Эта мера предосторожности предусмотрена производителем и срабатывать она может в случаях, если: используется неправильный удлинитель, засорен воздушный фильтр, не хватает воздушного охлаждения, возникла проблема с регулировкой реле давления. Также защита от перегрева срабатывает в случае высокой температуры окружения или чрезмерной нагрузки на поршневой компрессор. - Не хватает мощности для пневмоинструмента
– вы выбрали слишком тонкий шланг или возможно он пережат; некорректно подобран инструмент (его производительность не соответствует компрессору).
Существуют и другие неполадки, но лучше их решать с помощью специалистов сервисного центра. Это позволит сэкономить время и уберечься от больших проблем после «самостоятельного» ремонта.
Рекомендуем вам ознакомиться с нашим видео, где найдется больше советов по уходу и эксплуатации воздушных поршневых компрессоров:
Основные характеристики, учитываемые при выборе компрессорных масел
Основные свойства смазочных материалов для компрессоров, работающих на электрическом двигателе или ДВС:
- Вязкость. Характеризуется значениями 1-15. Оптимальная величина – 10-12. Такой состав хорошо удерживается в зоне смазки. Продукт с меньшей вязкостью расходуется очень быстро. Вязкость также характеризует склонность смазки к потере рабочих характеристик при высоких температурах. Чем выше значение вязкости, тем устойчивее продукт к нагреву.
- Наличие присадок. В качественных смазочных материалах от известных производителей всегда присутствуют присадки, повышающие ценные рабочие свойства – антиокислительные, противопенные, противокоррозионные, температурную стабильность. В отечественной маркировке на наличие присадок указывает буква «П», в зарубежной – I.
- Температура самовоспламенения. Для воздушных компрессоров рекомендуются смазочные материалы, у которых этот параметр не ниже +350 °C.
- Температура застывания. Это важное качество, учитываемое при необходимости эксплуатации компрессорного оборудования в зимних условиях.