Как собрать пескоструйный аппарат в домашних условиях
Пескоструйная обработка позволяет качественно и быстро очистить поверхности от загрязнений, матировать стекло. Первый тип операций весьма востребован в маленьких автомастерских и даже частных гаражах. Проблема в том, что предлагаемые на рынке комплекты оборудования стоят дорого. При этом, допустим, в наличии у домашнего мастера есть достаточно производительный компрессор. В этом случае можно собрать пескоструйный аппарат своими руками, используя, в буквальном смысле, выброшенные вещи и детали, которые можно купить в любом магазине хозтоваров.
Конструкция и принцип работы пескоструйного аппарата
Пескоструй своими руками можно собрать на основе двух конструкционных схем, отличающихся физикой подачи абразивного материала в выходной тракт. Однако они будут иметь практически одинаковый список значимых узлов.
- Компрессор — основное устройство для нагнетания воздуха.
- Ресивер, который можно сделать из газового баллона.
- Емкость для абразивного материала достаточно малого объема, которая делается из фреонового баллона или огнетушителя.
- Пистолет, основной инструмент оператора установки.
- Соединительные шланги.
Важно! Чтобы обеспечить долгую работу и стабильные параметры абразивной смеси устройство пескоструйного аппарата должно обязательно включать влагоотделитель. Если используется поршневой компрессор, рекомендуется устанавливать на входном тракте подачи воздуха систему фильтрации масла.
Любое самодельный пескоструй должен формировать на выходе поток воздушно-абразивной смеси. При этом напорная схема использует подачу абразива давлением в выпускной патрубок, где он смешивается с потоком воздуха от компрессора. Бытовой пескоструйный аппарат эжекторного типа использует эффект Бернулли для создания вакуума в тракте забора абразива. Последний поступает в зону смешивания под действием атмосферы.
Чертежи и схема самодельного пескоструя, по которым можно собрать аппарат в домашних условиях, отличаются огромным разнообразием. Причина в том, что мастера-кустари используют для своих изделий то, что под рукой. Поэтому разумно рассматривать общие принципы, по которым строится самодельное пескоструйное оборудование.
Какие инструменты и материалы потребуются
Набор материалов и инструментов для пескоструйного аппарата зависит от того, из каких подручных средств предстоит делать приспособление. Чтобы сконструировать агрегат на основе продувочного пистолета, понадобится подготовить:
- пластиковую бутылку на 1-1,5 л;
- компрессор, рассчитанный на давление около 5 бар;
- продувочный пистолет;
- армированный шланг;
- клеевой пистолет;
- дрель;
- напильник;
- острый нож;
- маркер для разметки.
Если делать пескоструйный аппарат предстоит на базе компрессора и обычного распылителя, список инструментов и материалов будет немного другим. Потребуется взять:
- клеевой пистолет;
- пластиковую бутылку 0,5 л;
- компрессор с небольшими показателями мощности;
- дрель;
- недорогой распылитель;
- тефлоновую ленту;
- напильник;
- муфту для перехода с наружной на внутреннюю резьбу;
- нож.
Во всех случаях при создании домашнего аппарата для снятия коррозии необходимо также заранее подготовить абразивный материал. Для самодельных устройств применяют обычно песок.
Из чего можно собрать пескоструй
Чтобы понять, насколько просто сделать пескоструй своими руками, достаточно остановиться на особенностях работы каждого узла конструкции. В этом случае подбор доступных деталей или готовых изделий становится очевидным.
- Узел смешивания. Сюда с двух шлангов поступает песок для пескоструя, сжатый воздух из компрессора. На выходе — готовая воздушно-абразивная смесь. При этом никаких требований, например, объема камеры смешивания, к узлу не предъявляется. На этом основании для его изготовления можно использовать обычный сантехнический тройник.
- Устройства регулирования. Нормальный ручной пескоструйный аппарат должен иметь возможность настраивать поток воздуха и интенсивность подачи абразивного материала. При этом никаких требований к устройству регулирования не предъявляется. В домашних условиях эту роль хорошо выполняют водяные шаровые краны из стали.
- Точки подключения. Для присоединения шлангов на портативный пескоструйный аппарат устанавливаются обычные штуцеры. Они могут оснащаться хомутами для надежного крепления. Все эти компоненты нетрудно купить в магазинах.
- Ресивер. Эта часть конструкции нужна для облегчения работы компрессора и стабилизации давления. Ресивер обязательно потребуется, если хочется получить мощный пескоструй своими руками. Изготовить это устройство можно из огнетушителя порошкового типа с большой емкостью корпуса. Еще один вариант — сделать ресивер из газового баллона.
- Камера абразива. Компоненты для ее изготовления могут отличаться в зависимости от типа создаваемой установки. Например, мини пескоструйный аппарат эжекторного типа собирается с пластиковой бутылкой для абразива. Напорная же установка потребует прочной емкости, сделанной из огнетушителя или фреонового баллона.
Важно! Схема соединения устройств влагоотделения и маслоулавливания зависит от конкретного изделия, купленного для этой цели. Однако большинство представленных на рынке моделей потребует изготовить только отвод из сантехнического тройника, на который монтируются штуцеры шлангов.
Дополнительное оборудование
При работе с пескоструйным оборудованием нельзя забывать об опасности накопления ржавчины и других наслоений. Поэтому важно вовремя проводить очистку оборудования от загрязняющих частиц, от пыли, песка и других загрязнений. Также нужно не забывать о возможной влажности атмосферы, где кроме воды могут содержаться и различные масла, которые могут помешать работе устройства и сократить срок его функционирования.
Для того, чтобы предотвратить возникновение такого рода загрязнений создана особая система фильтрации, которая состоит из следующего оборудования:
- Масловлагоотделитель – обеспечивает отсутствие воды и масла в воздухопроводе. Устанавливают его в воздухоприемнике пескоструйного аппарата;
- Коалесцентный фильтр – защищает аппарат от попадания воды, благодаря тому, что удерживает водяные пары и объединяет их в капли. Устанавливают это устройство в выходном отверстии компрессора;
- Охладитель воздуха – охлаждает воздух для конденсации влаги.
Все это оборудование рекомендовано к установке, чтобы ваш пескоструйный аппарат и компрессор прослужили гораздо дольше.
Популярные бренды
Достаточно много компаний предлагают компрессоры для пескоструя:
- Atlas Copco Компрессоры этого бренда отличаются надежностью и энергоэффективностью. В их ассортименте есть линейки, идеально подходящие для выполнения окрасочных и пескоструйных работ. Это линейки XAMS, XAHS, XATS и XAVS: Характеристиками моделей XAMS 287 Dd, XAMS 407 Cd, XAMS 527 Cd являются давление, равное 8.6 бар и мощность, которая, в зависимости от модели, может быть от 128-224 кВт.
- У моделей XAVS 166 Dd, XAVS 307 Cd давление равно 14 бар, а мощность 104-186 кВт.
Со всеми этими моделями и многими другими вы можете ознакомиться в нашем интернет-магазине. Если у вас возникли любые вопросы, вы можете обращаться к нашим менеджерам.
Алгоритм изготовления пескоструя из газового баллона или огнетушителя
Наиболее простая конструкция пескоструя, которую можно сделать самому, представляет собой установку напорного типа. Для ее изготовления понадобятся (принципы выбора и назначение компонентов описаны выше):
- краны шаровые, 2 шт;
- баллон из-под фреона, газовый или огнетушитель;
- отрезок трубы для создания воронки засыпа абразива в камеру;
- тройники, 2 шт;
- шланги с внутренними диаметрами 10 и 14 мм для выпуска абразива и подачи воздуха от компрессора соответственно;
- фитинги и хомуты для крепления шлангов;
- сантехническая фум-лента для соединения элементов конструкции.
Из чего сделать сопло и пистолет
Самодельный пистолет для пескоструя также не представляет сложности. Его можно изготовить, используя насадку на шаровый водяной кран, установленный на конце шланга подачи воздушно-абразивной смеси. Данный выходной элемент представляет собой зажимную гайку, фиксирующую сопло для выброса абразива.
Последний элемент конструкции – сопло — можно выполнить из металла, выточив деталь на токарном станке. Однако более разумно сделать сопло из свечи зажигания. Для этого старую деталь режут болгаркой, отделяя прочный керамический столб от металлических элементов конструкции и формируя подходящую длину.
Важно! Процесс отделения нужной части свечи — это неизбежное образование огромного количества пыли и неприятного запаха. Поэтому, если нет навыков работы с болгаркой и мастерской, рекомендуется купить керамическое сопло в магазине.
Стоит особо отметить: самодельные конструкции зачастую показывают лучшие результаты, чем готовый пистолет из пескоструя, множество моделей которого представлены в розничной продаже. Поэтому разумно потратить время на создание собственного решения, для которого не потребуется заметных финансовых вложений.
Альтернативные методы изготовления
Множество вариантов самодельных пескоструев обусловлено потребностями владельцев и разными доступными материалами. Сделать собственную эффективную установку можно с использованием изделий, предназначенных для иных работ. К примеру, собрать беспылевой пескоструйный аппарат своими руками поможет агрегат для мойки высокого давления. Ниже приведено несколько рабочих и эффективных вариантов самодельных установок.
Из мойки высокого давления
Собрать пескоструй можно из Керхера. Эта мойка для машин создает высокое давление воды при малом ее расходе. Для получения эффективно работающей беспылевой установки всего лишь нужно собрать специальную насадку на выходную трубку. Потребуется:
- самостоятельно изготовленное или приобретенное в магазине керамическое сопло;
- армированный шланг;
- блок смешивания, подойдет тройник с подходящим диаметром посадки;
- узел регулировки подачи, дозатор с цилиндрического типа;
- трубка для забора абразива, оснащенная трактом подачи воздуха в закрытую емкость с песком или иным материалом.
Водяной пескоструй из Керхера работает на эжекторной схеме. Вода под высоким давлением, проходя через блок смешивания с большой скоростью, создает вакуум в тракте подачи абразива. Песок поступает и выбрасывается с жидкостью под высоким давлением.
У водяного пескоструя данной конструкции есть некоторые особенности.
- Интенсивность потока велика при малом расходе воды. Это позволяет применять установку для стекла, матирования или иной обработки.
- Для стабильной подачи должен использоваться абразив равномерной дисперсии и малой фракции. В бытовых условиях подойдет мелкий, просеянный речной песок.
Из продувочного пистолета
Маленький и эффективный — так можно описать пескоструй из продувочного пистолета. Это устройство позволит с достаточно высокой эффективностью проводить, например, кузовные работы. Однако производительность полностью зависит от используемого компрессора. Для сборки аппарата потребуется:
- готовый пневматический продувочный пистолет;
- сантехнический тройник;
- шаровый кран для регулировки подачи абразива;
- выходное сопло с прижимной гайкой.
Конструкция не отличается сложностью. Как ее собрать — видно на следующем фото.
Гидропескоструйка
Гидропескоструйная обработка может производиться регулярно в обычных гаражных условиях или на площадке, с использованием также обычных СИЗ. Кузова старых автомобилей после очистки гидропескоструем вполне пригодны под покраску; удаление площадки или мастерской от указанных выше объектов – от 50 м. Гидропескоструй задействуется без компрессора от портативной автомойки или бытовой «брызгалки» для окон и витрин
Поэтому гидропескоструйной обработке следует уделить особое внимание
Схема устройства гидропескоструйной установки с приводом от портативного моечного аппарата дана слева на рис.:
Схема устройства гидропескоструйной установки и простая насадка для гидропескоструйной обработки
Чертеж простейшей насадки из деталей водопровода для гидропескоструя – справа; на врезке – ее внешний вид. Принцип действия эжекционный. Однако такая насадка с одними мойками работает, с другими – нет, а пределы регулировки плотности струи и расхода абразива и с подходящим приводом недостаточны. Причина – косая сосредоточенная подача абразивовоздушной смеси в эжектор.
Стабильно работает с любыми авто- и бытовыми моечными установками насадка с коаксиальной подачей воды и абразивовоздушной смеси. Напр., насадка, чертежи которой даны на рис., первоначально разработана для автомойки Кёрхер. Но она годится и для любой другой с резьбой под штатный наконечник G1/4”. А если штатная посадка другая, то достаточно сделать присоединительное гнездо под нее (см. поз. 1).
Чертежи универсальной гидропескоструйной насадки для портативных моечных аппаратов
Как сделать гидропескоструйную насадку к портативной автомойке, см. также ролик:
Конструкции компрессоров для самостоятельного изготовления
Основными типами воздушных компрессоров, которые можно изготовить своими руками, являются:
- Поршневые – в них поршень совершает возвратно-поступательное движение. Работу регулируют впускной и выпускной клапаны. Такие устройства получили наибольшее распространение.
- Винтовые – сжатие и проталкивание газа осуществляется двумя винтами, которые вращаются навстречу друг друга. Пространство между вращающимися валами уменьшается, поэтому поступивший в него газ сжимается.
- Мембранные – в них имеется кривошипно-шатунный механизм, он действует на мембрану через приводную жидкость. Как и в поршневых устройствах за всасывание и нагнетание газа отвечают клапаны. Производительность у подобных установок небольшая, хотя они могут создавать довольно сильное давление.
- Зубчатые имеют камеру, в ней вращаются шестерни навстречу друг другу. Сжимаемый газ перемещается по периферии. Подобные устройства обладают хорошей производительностью, но высокое давление могут развивать только при работе с жидкостями.
- Роторно-лопастные – в них имеется ротор и статор. Статор – это пустотелый цилиндр с полированными внутренними поверхностями. В роторе имеются пазы, в них перемещаются пластины. При его вращении постоянно меняется объем в пространстве между подвижными и неподвижными элементами. Сжатый газ проталкивается в подающую магистраль. Пока подобные установки не получили широкого распространения. Проблема в уплотнении между пластинами и стенками.
Самодельный компрессор для пескоструя
Уж не знаю, сюда это — и ли в «законченные проекты» …
В общем для периодического баловства с пескоструем нам естественно нужен мощный компрессор. Всякий гаражный китай хоть и на два цилиндра отметаем сразу…как и батарею рессиверов на 5кубов объема: компрессор должен дуть как ураган сам по-себе, без всяких рессиверов! Оно,конечно, в черметах периодически возникают и исчезают готовые компрессорные головы весьма серьезных размеров( не считая банальных СО 7Б) — но такой размер нам пока ни к чему…да и геморой с транспортом того монстра, привод на него, место занимает…Вобщем нужно что-то мобильное и доступное( а то на те-же убитые СО7Б даже в черметах повадились цены загибать совсем не в две цены лома… о покупке какого б\у ломья типа «мэйд ин Итали» со СТО за пару косарей вечнозеленых вообще говорить не хочется: пусть работают ими дальше сами — предварительно починив..
Итак, как же быть?
И тут на помощь приходит давнее увлечение отечественным тяжелым мотоциклом, благодаря которому мы знаем, что «Днепр» лучше «Урала» — а его основе можно сделать все что угодно….Даже компрессор… Ведь это мы, столичные, избалованы широким ассортиментом выбора железа в чермете — а как же провинция?… Ведь там даже зачуханый тремя поколениями колхозников СО 7 председатель отдаст, только если на его дочке женишься…
Но ближе к делу!
Никаких записей и чертежей не вел — толковый все поймет по фото
Берем двигатель от Днепра .Выкидываем все лишнее: распредвал,толкатели, сцепление….оставляем только ЦПГ, маховик и маслонасос.Из негодных дисков сцепления и упругой муфты кардана делаем привод — все видно по фото — под движок от фрезера(на 3 Ф естественно) 1500 об\мин и кажись2.8(3.8?) Квт…Никаких шкивов — прямой привод.Соблюдаем вращение в нужную сторону — что бы маслонасос правильно качал.
Родные головки вон сразу — даже не пытайтесь их приспособить. пустая трата времени.
Далее берем поршни от мотора мотоцикла «Урал»(они с плоским донышком) — и соотв укорачиваем под них днепровские цилиндры, что бы поршень в ВМТ оказался вровень\чуть ниже торца цилиндра.Это для максимальной производительности.
Далее дерем два банальных железных блина,растачиваем расточку для посадки на поясок цилиндра и отверстия под шпильки.
сверлим два отверстия: у меня на выпуск 18 мм — на впуск 20мм
Вокруг этих отверстий сооружаем произвольную систему клапанов. В моем случае выпуск просто пятачок из миллиметровой нержавейки(китайские шпатели 0.35мм долго не продержались…резина тут тоже не держится) диаметром 33 мм с ограничением хода в 6мм(возвратную пружину пока не ставил) — ну а впуск уже из 3мм резины диаметром 45 мм и ходом в 5мм
Точим необходимые седла, где надо закаливаем и привариваем.
Собираем и радуемся.
Получается компрессор с примерной производительностью 1000 литров в мин, легкий, мобильный, надежный,ремонтопригодный ..Давление в 10 атм набивает легко.Тенет пескоструй с соплом в 5мм(для 3мм сопла даже перебор с производительностью)
При правильном расчете даже не нуждается в принудительном охлаждении, ибо если обеспечить достаточные сечения для выпуска, нагрева практически не происходит: выпускной штуцер и детали седла греются в данном варианте максимум на 80 -100 град(примерно) даже после часовой непрерывной работы — а вот промежуточный вариант с алюминиевыми самодельными головками — но неуклюжими клапанами — грелся гораздо сильнее: аж резиновый приемный шланг от перегрева раздувало.Теперь же все отлично,вероятно прикупленная гофра из нержавейки и не понадобиться. Ну а желающие работать круглые сутки например могут и водяное охлаждение организовать простенькое — и автоматику…
Ну а воздушные фильтры конечно же поставлю — но чуть позже
Изменено 28 сентября, 2014 пользователем храбрый
Из чего можно сделать компрессорную установку?
В составе установки применяется ряд вспомогательных устройств. Они нужны для регулирования рабочего процесса и подачи сжатого воздуха.
1 – трубопровод для заполнения масла; 2 – реле пусковое; 3 – поршневой компрессор; 4 – омедненные трубопроводы; 5 – армированные шланги; 6 – воздушный фильтр; 7 – фильтр для жидкостей и ГСМ; 8 – всасывающее отверстие; 9 – реле контроля давления; 10 – распределитель; 11 – предохранительное устройство; 12 – тройник; 13 – ресивер (емкость для аккумулирования сжатого газа); 14 – манометр, установленный на редуктор давления; 15 – осушитель сжатого воздуха (конденсатор масла и влаги); 16 – пневматический автомат включения двигателя.
Собрать компрессорную установку можно из отдельных узлов, ими укомплектовывают создаваемое устройство. Стоит рассмотреть, из чего и как выполняется сборка конструкции.
Рекомендации по эксплуатации компрессоров в зимних условиях
Те, кто собирается использовать компрессор в составе системы для пескоструйной обработки, обязательно должны знать о том, как избежать образования и концентрации в магистралях влаго-масляного конденсата, который не только снижает производительность работы аппарата, но и может привести к его полной остановке. Наличие в подающих магистралях подобного конденсата приводит к намоканию абразивного материала, его слипанию и образованию комков, а если в качестве такого материала используется металлическая дробь, то конденсат способствует ее коррозии и, как следствие, снижению ее качественных характеристик. Компрессорное масло, которое также присутствует в конденсате, при попадании на обрабатываемую поверхность негативно влияет на качество проводимой очистки.
При эксплуатации компрессора в зимний период замените «летнее» масло на масло с температурой застывания не менее 25 градусов
Для того чтобы удалить из системы уже образовавшийся конденсат, используются специальные влагомаслоотделители, работающие по принципу циклонного сепаратора, однако они неспособны остановить процесс его образования. Для решения этой задачи в системах пескоструйной очистки могут быть использованы различные устройства, к наиболее распространенным из которых следует отнести:
- охладители сжатого воздуха;
- коалесцентные фильтры;
- рефрижераторные осушители.
Влагоотделитель можно сделать и самостоятельно, например, из маслофильтра от «волговского» двигателя
При эксплуатации компрессорных установок в условиях низких температур (от минус 5 градусов) их необходимо дополнительно оснащать предпусковыми подогревателями и системами «холодного старта». Естественно, что масло, используемое в компрессорах в таких случаях, также должно быть рассчитано на зимнюю эксплуатацию.