Чеканка — трудоемкое тысячелетнее искусство художественной обработки металла

Чеканка по металлу – разновидность декоративно-прикладного искусства и вид холодной обработки металла. Представляет собой процесс нанесения рисунка плоского или объемного типа на металлический лист с помощью специального инструмента и приемов выполнения.

По своей сути это процесс художественной обработки металла. Обе разновидности используются для украшения фасадов и интерьеров общественных и частных домов, картин, оружия, кухонной утвари, предметов повседневного быта, изделий из драгоценных металлов.

Чеканку по металлу в своей работе широко используют дизайнеры и строители. В наше время это популярный вид художественных изделий, который востребован и поражает своим разнообразием. Требует высочайшего мастерства от исполнителя.

Выполнить чеканку своими руками нетяжело, если знать разновидности мастерства, нюансы изготовления, используемые материалы и выработать свой почерк.

Основы процесса

Изображение создают ударами молотка по инструменту, приложенному к поверхности металла. Конфигурация оттиска зависит от формы рабочей части инструмента. Затем его последовательно переставляют и повторяют операцию до тех пор, пока не будет выбит весь рисунок. Сложные изображения чеканят несколькими инструментами с рабочей частью разной формы.

В зависимости от предпочтений чеканку металла выполняют в разных стилях:

  • историческом;
  • древнерусском;
  • восточном;
  • грузинском;
  • марокканском;
  • узбекском;
  • современном.

Качество изображений зависит от степени подготовки чеканщика.

Независимо от стиля у каждого мастера свой «почерк» выполнения работы. Несмотря на кажущуюся сложность освоить чеканку по металлу своими руками нетрудно.


Сложные изображения чеканятся разными инструментами

Сущность процесса

Сущность техники чеканки заключается в воздействии на инструмент для чеканки ударами разгонного молотка. На металле остается отпечаток, соответствующий его типу.

Выполняя многократные удары, получают рельеф, который соответствует эскизу. Форма рисунка передается с большой выразительностью и точностью, зависит от используемых в процессе работы инструментов, которыми пользуется чеканщик. При этом качество работы зависит от его квалификации и мастерства.

Каждый мастер имеет свой стиль работы. Металлическое тиснение на цветном и черном металлах различается по виду и технологии выполнения.

Виды чеканки

В зависимости от формы предмета и сложности рисунка чеканка бывает:

  1. Ажурной, по виду похожей на металлические кружева. Работу начинают с высечения фона, затем по подготовленным линиям проводят завершающую высечку. Поскольку толщина ажурных перегородок невелика, при проведении отжига необходимо следить, чтобы они не расплавились. Ажурную чеканку часто наносят на объемные предметы как финишную отделку.
  2. Контурной, которая чеканится на листовом металле без заранее нанесенного рельефа. Визуально такая чеканка схожа с гравировкой, но отличается от нее выпуклыми или вогнутыми формами. Этот способ применяют для изготовления декоративных элементов интерьеров и для нанесения орнамента на плоские поверхности.
  3. На объемных предметах. Самый трудный по выполнению вид чеканки, так как рисунок выбивают на изогнутой поверхности. Однако опытные мастера справляются с работой без особых затруднений.
  4. Рельефной. Ее также относят к категории сложных видов. Работу начинают с выколачивания контуров рисунка, затем изображение делают рельефным. На завершающем этапе выравнивают детали изображения и полируют.

Чеканка

Искусство чеканки восходит своими корнями во времена древнего мира, как пример, можно привести золотую маску из Микен.


Чеканка — ручная работа

Рисунок чеканят на листе металла, предварительно уложив его на березовый или липовый кряж. Кроме них, в качестве подложки для выполнения применяют резину, мешок с песком. Некоторые мастера применяют из свинца.

Кстати, без чеканки не обошлись монетные дворы, на которых чеканили монеты. Их изготавливают из металла толщиной более 1 мм. Для получения качественного и точного рельефа используют специальные прессы,с предустановленным штампом, на который нанесены рисунки и необходимые надписи. Пресс обеспечивает силу необходимую для удара, деформирующую поверхность до необходимого состояния.

Кстати, вне зависимости от вида чеканки, ее завершает отделка.

Используемые материалы

Ювелирные изделия с чеканкой традиционно делают из серебра и золота. Большинство же мастеров работают с более дешевыми металлами:

  1. Медью толщиной от 0,3 до 1,5 мм. Она пластична, легко обрабатывается, в зависимости от марки со светлым или темным оттенком красного цвета. Медь и ее сплавы чаще других металлов используют для декорирования помещений.
  2. Красной медью, листы которой можно раскатывать до толщины 0,05 мм. За счет мягкости легко выполняется рельефная чеканка даже на объемных изделиях сложной формы. Высокая стойкость к коррозии позволяет устанавливать декоративные элементы из чеканной меди на фасадах домов.
  3. Латунью различных марок с золотисто-желтым цветом разных оттенков. Высокое (до 50%) содержание цинка повышает твердость, снижает податливость. Однако, несмотря на меньшую чем у меди пластичность латунь легко чеканится.
  4. Томпаком ― разновидностью латуни с низким (до 10%) содержанием цинка. Из-за большой доли меди металл получается красного цвета с желтым оттенком. Сплав с добавкой алюминия до 5% приобретает окраску, неотличимую от цвета золота. Из томпака делают значки, медали к юбилеям, дешевую бижутерию, декоративные элементы интерьеров.
  5. Алюминием и его сплавами. Металл легко чеканится, но из-за низкой температуры плавления нужно соблюдать осторожность при термообработке, чтобы рисунок не деформировался. Дюралюминий хорошо имитирует серебро, однако работать с ним сложно, так как из-за малой податливости при выбивании рельефа возможно растрескивание металла.
  6. Жестью, на которой начинающие отрабатывают навыки чеканки. Однако мастера также не пренебрегают этим доступным материалом.
  7. Черными низкоуглеродистыми металлами. Заготовки предварительно отжигают и протравливают для получения декопира, на котором чеканят изображения с крупным рельефом или рисунки с мелкими деталями.
  8. Кровельным железом для чеканки контурных изображений с неглубоким рельефом без фона и мелких деталей.
  9. Нержавеющей сталью толщиной от 0,5 до 0,8 мм. Металл красиво смотрится, однако из-за высокой прочности и плотной структуры трудно поддается выбиванию. Высокая стойкость к коррозии позволяет делать из нержавейки чеканные мемориальные доски и таблички на монументы, памятники.
  10. Мельхиором и нейзильбером ― никелевыми сплавами с большим содержанием меди (81 и 65% соответственно), поэтому они пластичны, легко полируются. Химической обработкой поверхность делают золотистой, серебристой или имитацию под старинную бронзу.

Разнообразные виды изделий

Чеканку широко применяют при производстве изделий разного назначения, из листов металла разных марок. Ее широко используют при оформлении зданий внутри, и снаружи. Эту операцию используют при производстве металлической посуды, декративных манелей , украшений.

Изделия ковки

При создании изделий мастера применяют специальные приемы, например, чеканка винограда. В этом деле существует множество секретов, которые часто передаются из поколения в поколение.

В мастерских по выполнению чеканных работ выполняют картины, элементы интерьера. Кроме того, некоторые мастера выполняют работы по изготовлению картин, которые состоят из нескольких слоев, в том числе и тех, которые состоят из нескольких металлов. Такая комбинация придает композиции многоцветность.

Чеканка на объемных изделиях

В мастерских по выполнению чеканки выполняют и фрагменты, которые могут быть установлены в мебель, выполненную и из массива, и разного вида панелей.

Особый вид чеканки это оклады для икон, кроме, рисунков на их поверхности закрепляют драгоценные камни.

За все время, пока существует чеканка, выработались отдельные стили (кавказский, восточный и пр.). Современные мастера применяют все наработанные ранее стили и одновременно с этим разрабатывают свои собственные.

Оборудование и инструменты

Рабочее место чеканщика кроме верстака оборудуют слесарными тисами, электрическим точилом, шкафом или стеллажом для складывания инструментов, материалов, реактивов и пр. Набор оборудования дополняют:

  • емкостью и электроплиткой для нагрева битума;
  • двумя мешками 0,5х0,5 м из брезента с сухим мелкозернистым песком;
  • ванночками для химических растворов;
  • ящиком с древесными опилками для сушки заготовок;
  • паяльной лампой для проведения отжига;
  • резиновыми перчатками для проведения химической обработки;
  • брезентовыми рукавицами для работы с горячими заготовками;
  • металлической плитой для правки.


Основные инструменты для чеканки по металлу
Основные инструменты для чеканки называют чеканами. Их делают из высокоуглеродистой стали в виде квадратных или круглых стержней длиной 12 — 18 см разного сечения. Нижнюю часть называют боем. Средний участок утолщают, чтобы было удобней удерживать в руке. В зависимости от формы боя чеканам даны названия:

  • трубочками создают округлые углубления;
  • обводными проводят линии в виде ряда точек;
  • канфарниками наносят контуры изображения;
  • лощатниками с шероховатым или гладким боем выравнивают фон;
  • пурошниками выполняют выколотку с задней стороны;
  • сечками с полукруглым или прямым боем набивают фон;
  • фигурными наносят отпечатки нестандартной формы.

Чеканы из твердой древесины выполняют те же функции что и металлические, но по размерам больше. Для работы с ними потребуется деревянный молоток (киянка). Такие чеканы используют для создания крупных рисунков с глубоким рельефом. Металлическими молотками выбивают крупные изображения и наносят удары по чекану. Поэтому одну сторону делают сферической, а другую плоской.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧЕКАНКА и ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА

ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ

— сложный и трудоемкий процесс, при котором подвергается обработке каждый миллиметр металлической поверхности.

ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ

включает такие понятия как двусторонняя ковка чеканами-пуансонами, выколотка, обжиг, полировка, травление, чернение.

Наши мастера чеканщики

работают в станковой
чеканке
и применяют пуансонную
технику чеканки
. Для чеканных работ, как правило, мы применяем листовые материалы: медь, алюминий, латунь, малоуглеродистая нержавеющая сталь толщиной от 0,2 до 1 мм.

Используя индивидуальную ТЕХНОЛОГИЮ ЧЕКАНКИ

еще с древнейших времен
мастера чеканки
из листового металла, обладавшего высокой пластичностью, изготавливали боевые доспехи, посуду и различные декоративные украшения. Особенно разнообразной была кухонная и столовая утварь — котлы, братины, ковши, черпаки, блюда, кувшины, вазы, чайницы и многое другое.
Чеканщики
не только стремились сработать добротную и удобную посуду, но и старались сделать ее эстетически привлекательной. Среди различных приемов декоративной отделки посуды значительное место занимала
чеканка
, с помощью которой на поверхности изделий создавались орнаментальные и сюжетные рельефы. Древние
мастера чеканки
знали множество приемов
чеканки
и обладали своей
техникой чеканки
, позволявшей создавать как низкий, так и высокий рельеф. При отделке чеканного рельефа и фактуры
чеканщики
умело сочетали гладкие блестящие элементы узора или сюжетного изображения с матовым «канфаренным» фоном, гравировкой, чернью и золотой наводкой.

Пришедшая из глубокой древности техника чеканки

и
ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ
широко и разнообразно применяется нашими
мастерами чеканки
при создании декоративных панно и посуды, художественной чеканки и чеканки на заказ, служащих достойным украшением интерьера.

ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ

передается из поколения в поколение, от мастера к мастеру.
ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ
имеет свои секреты, которые каждый
мастер чеканщик
бережно и надежно хранит от посторонних.

Наши чеканщики

всесторонне изучили историю чеканного ремесла, его применения,
технику чеканки
, начиная от Византии, иранского художественного серебра, русских чеканных окладов и т.д., что позволило проникнуть в сокровенную тайну металла и создавать непревзойденные по тонкости, красоте и силе орнаменты чеканки по металлу.

Использую уникальную технику чеканки

, наши чеканщики могут
изготовить чеканку
, сочетающую довольно большие размеры изделий (от 100 кв. см и больше) с филигранной отделкой деталей.

Наиболее трудный из всех видов художественной чеканки


чеканка
по листовому металлу, так как при работе по листовому металлу нужно создавать и рисунок, и рельеф, и фактуру материала в процессе
изготовления чеканки
. А при
чеканке
по литью происходит только выявление и завершение ранее созданной формы, отлитой из различных металлов.

ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ

по металлу состоит из следующих этапов:

1. Подготовка рисунка — без детализации

Для того чтобы продемонстрировать образец выполненного рисунка для чеканки

, первоначальные эскизы для
изготовления чеканки
мы выполняем либо в натуральную величину, либо в масштабе (для больших изделий) без подробной детализации, в декоративно-обобщенном виде. Предполагаемые на
чеканке
выпуклости на рисунке заштриховываются.

2. Выполнение эскизов в натуральную величину с детализацией

На этом этапе изготовления чеканки

на листе мы выполняем эскиз (шаблон
чеканки
) в натуральную величину и тщательно прорисовываем композицию с фактурой и орнаментацией.

Для выполнения чеканки

на объеме мы делаем на бумаге развертку рисунка
чеканки
: целиком — для простых форм, имеющих один радиус кривизны (конус, цилиндр), на которые бумага легко накладывается, или по частям — для шарообразных и сложно профилированных форм, имеющих несколько радиусов кривизны.

3. Выбор и подготовка заготовки

Исходя из размера и конфигурации рисунка чеканки

, от листового металла ножницами
чеканщик
отрезает прямоугольную заготовку с таким расчетом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и еще кругом оставался небольшой свободный край шириной 30-40 мм. Этот край необходим для более прочного удержания заготовки на смоле в процессе
изготовления чеканки
, особенно при выколотке высокого рельефа близко от краев.

По технологии чеканки

завершает данный этап отжиг и декапирование (обработка поверхности металла для удаления грязи, ржавчины, окалины и окислов).

4. Насмолка

Благодаря насмолке заготовка прочно фиксируется, что необходимо при работе чеканщика

. Кроме того, отпечаток от удара чеканом получается четким и определенным. Объемные формы — стаканы, вазы, круглые скульптуры, а также глубокие барельефные и горельефные формы чеканят, наполнив их смолой.

5. Перевод рисунка на металлическую поверхность и закрепление изображения

На этом этапе наши чеканщики

снимают дубликат с эскиза
чеканки
на копировальную или папиросную бумагу, который наклеивается на металл резиновым клеем.

По наклеенному дубликату эскиза чеканки

тончайшим чеканом-канфарником точками пробивается контур композиции, и рисунок закрепляется на пластине пунктиром.

6. Выполнение расходки рисунка

Выполнение расходки рисунка чеканки

– нанесение контура сплошной линией. Все повороты, изгибы контура
чеканщик
проходит с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. На стальной полированной плите лист металла многократно проковывается с обеих сторон чеканами-пуансонами, выявляя филигранную фактуру и орнаментацию барельефа.

Следующий этап выколотки проводится чеканщиком

уже на смягченной основе, где происходит уже выявление перспективно-скульптурных планов
чеканки
, а орнаментальная поверхность, наоборот, выглаживается и становится похожей на пластину, обработанную тончайшими резцами.

7. Опускание фона вокруг рисунка

Эта работа выполняется чеканом-лощатником на более твердой поверхности для выравнивания всех участков фона.

8. Отжиг

Если предусматривается дальнейшая работа с рельефом, то чеканщик

выполняет отжиг, т.к. после обводки контура и опускания фона металлическая пластина после множества ударов потеряла пластичность. Для этого ее нагревают до темно-красного цвета и дают остыть, после чего повторно декапируют. В процессе нагрева металл вновь приобретает вязкость и пластичность.

9. Подъем рельефа и выколотка рельефа

Эта операция технологии чеканки

заключается в дальнейшем подъеме рельефа (если это предусмотрено рисунком).
Чеканщик
выколачивает рельеф с обратной стороны на резине или на мешках с песком. При этом мастер стремится приподнять рельеф возможно точнее, в соответствии с рисунком чеканки. Иногда подъем рельефа
чеканки
делают немного выше, чем следует, с некоторым запасом, с расчетом на последующую доработку на смоле.

После выколотки рельефа и выравнивания фона чеканщик

вновь отжигает пластину, отбеливает, промывает и высушивает ее для вторичной насмолки и окончательной доработки на смоле.

10. Вторичная насмолка и окончательная доработка рельефа

Окончательная прочеканка рельефа заключается в детальной проработке всех форм, выявлении их характерных особенностей и, в то же время, соподчинении деталей главному, созданию общего цельного впечатления от всего рельефа чеканки

.

В ТЕХНОЛОГИИ ЧЕКАНКИ

большую роль в окончательной отделке играет рельеф и фактура чеканных поверхностей. Сочетание гладких, кованых и матовых (шероховатых) элементов рельефа помогает при незначительных разностях в высотах рельефа получать большой декоративный эффект. Значительно обогащает
чеканку
применение различных рисунчатых чеканов, придающих отдельным участкам рельефа полосатую, решетчатую, ямчатую или ячеистую фактуру.

Техника чеканки

с едва уловимыми штрихами или рассечками, нанесенными расходником, подчеркивают ту или иную форму. Наши
чеканщики
уделяют большое внимание отделке фона
чеканки
— его делают или гладким, кованым, или матовым, пестрым и рисунчатым. Иногда фон
чеканки
канфарят, а иногда совсем просекают (при тонком листе) или выпиливают лобзиком (при более толстом листовом металле).

11. Чеканка с просечкой

Если композиция чеканки

предусматривает просечной, сквозной фон, то он выполняется после окончания работы над рельефом. При этом
чеканщик
использует технологию сверления, рубки и опиливания металла.

12. Отделка изделия

После механической обработки металл чеканки

подвергается отжигу, травлению азотной кислотой, чернению, отмывке, патинированию, шлифовке абразивами, окончательному шлифованию и полировке. Возможно также и закрепление защитных пленок лаком.

13. Завершение

Завершает весь процесс изготовления чеканки

— изготовление подрамника-основы, на который набиваются обработанные листы металла, и окончательная сборка всех деталей композиции
чеканки
.

Рис. Схема ТЕХНОЛОГИИ ЧЕКАНКИ

на смоле.

Кроме основных процессов и очередности их выполнения в ТЕХНОЛОГИИ ЧЕКАНКИ

существует большое разнообразие в последовательности работ и приемах
чеканки
. В зависимости от конкретных условий, материала и задач применяют различные варианты технологии и
техники чеканки
.

Можно выделить следующие виды чеканных работ

, отличающиеся по своей технологии и дающие различный художественный эффект:

  • плоскостная чеканка по металлу, выполненная расходкой
  • чеканка
    объемных форм
  • расходка с просечкой или выпиловкой фона
  • чеканка
    без узоров, не изобразительная — набивка фактуры пурошником, бобошником или рисунчатыми чеканами
  • расходка с опусканием фона
  • расходка с легкой выколоткой рельефа с изнанки
  • рельефная чеканка
    с полной обработкой рельефа различной высоты и степени деталировки
  • чеканка
    без насмолки крупных обобщенных декоративных рельефов из листового алюминия, меди или железа — современный прием
  • чеканка
    объемных изделий скульптурного типа
  • чеканка
    по литью

Обработка металла — чеканка

— является действительно сложным процессом, как с технической, так и художественной точки зрения.

Знание разнообразных приемов чеканки по металлу и владение техникой чеканки

позволяет нашим
чеканщикам
создавать изящные художественные
чеканные
работы, сложные декоративные узоры, орнаменты и надписи на плоской
чеканке
.

Наши декоративные произведения, выполненные в очень сложной и трудоемкой пуансонной технике чеканки

, отличаются особой прочностью и долговечностью. При этой
технике чеканки
мастер обрабатывает каждый миллиметр поверхности металла, выколачивая фактуру фона и орнамента, а затем на смоле выбивает рельефное изображение фигур людей, животных, растений. Одна из особенностей нашей работы — филигранная обработка чеканами каждого сантиметра рельефа.

Освоенные техники чеканки

дают возможность нашим
чеканщикам
при изготовлении изделий использовать как традиционный материал для
чеканки
— медь, так и мягкий алюминий или жесткий материал латунь.

С помощью сочетания техник чеканки

мы можем, как подчеркнуть и выделить отдельные элементы, так выполнить всю композицию в едином стиле.

При изготовлении чеканки

использование приемов и уникальной
техники чеканки
позволяет выполнять нам очень сложные процессы, такие как чернение, канфарение, патинирование, искусная имитация драгоценных металлов.

Эти и многие другие технические приемы создают сложную фактуру и неповторимый колорит чеканки по металлу — поверхность рельефа мерцает сеточкой тончайших узоров, сверкает зернами жемчуга, блестит золотой чешуей. Металл может принимать различные оттенки золота, тон старого серебра или бархатисто-зеленоватой, потемневшей от времени бронзы.

Наши профессиональные чеканщики

с успехом применят свой опыт и знания
ТЕХНОЛОГИИ ЧЕКАНКИ
при создании красивых художественных произведений для Вас.

Закажите изготовление чеканки

у нас, и Вы получите лучшее качество и авторское исполнение.
Похожие статьи:

  • Влияние окружающей среды на ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА Течение времени всегда оставляет следы, которые проявляются на металлах как результат естественных хим…

    «>Патина и воронение на ЧЕКАНКЕ и ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЯХ ИЗ МЕТАЛЛА

  • ПАТИНИРОВАНИЕ и ОКСИДИРОВАНИЕ Готовую чеканную композицию можно оставить в натуральном металлическом цвете исходной бляшки, но можно и «состарить» ее…

    «>Финишная обработка чеканки — ПАТИНИРОВАНИЕ и ОКСИДИРОВАНИЕ

  • Название книги: Художественная обработка металлов Год выпуска: 1988 Автор: Лямин И. В. Издательство: Машиностроение Язык: русский Количество стра…

    «>Художественная обработка металлов

  • Название книги: Орнамент стиля модерн Год выпуска: 2007 Автор: В. И. Ивановская Издательство: В. Шевчук Язык: русский Количество страниц: 94 Фор…

    «>Орнамент стиля модерн

  • Название книги: Двенадцать техник работы по металлу Год выпуска: 2004 Автор: Тим МакКрайт Издательство: Экспринт Язык: русский Количество страниц…

    «>Двенадцать техник работы по металлу

Последние статьи:

  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧЕКАНКА по металлу Один из самых старинных и красивых способов получения рельефных фигур и изделий из металла — это ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧЕК…

    «>ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧЕКАНКА

Прошлые статьи:

  • ЧЕКАНКА — ГЛОССАРИЙ Абразивный порошок — шлифовальный порошок, состоящий из толченого стекла, наждака, окиси хрома и других веществ определенной зе…

    «>СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ по чеканке

  • ФОТО ЧЕКАНКИ — наши работы Оценить качество чеканки Вы можете по нашим работам, представленным в этом разделе. В данном разделе показаны лишь некото…

    «>ФОТО ЧЕКАНКИ

  • ЧЕКАНКА НА ЗАКАЗ — высокое качество и индивидуальность Наша компания изготавливает ЧЕКАНКУ НА ЗАКАЗ. При ЗАКАЗЕ ЧЕКАНКИ Вы получаете чеканку авторск…

    «>ЗАКАЗ ЧЕКАНКИ и ЧЕКАНКА НА ЗАКАЗ

  • СТОИМОСТЬ ЧЕКАНКИ — особенности расчета Оценка СТОИМОСТИ ЧЕКАНКИ — процесс индивидуальный. ЦЕНА ЧЕКАНКИ зависит от многих факторов и той исходной ин…

    «>СТОИМОСТЬ ЧЕКАНКИ и ЦЕНА ЧЕКАНКИ

  • ЧЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ ЧЕКАНКА — один из видов древнейшего декоративно-прикладного искусства и художественной обработки металла. ЧЕКАНКА — технологическ…

    «>ЧЕКАНКА и ЧЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ

Технология чеканки

Работу выполняют в следующем порядке:

  • на бумаге рисуют изображение в натуральную величину;
  • по размерам эскиза от металлического листа отрезают пластину с припусками, которые нужны для крепления на подложке или при оформлении в рамке;
  • заготовку отжигают с последующим выравниванием;
  • на лицевую сторону наносят слой белой гуаши или краски;
  • через копирку изображение наносят на металл, затем обводят чертилкой;
  • на заготовке, закрепленной на подложке, сначала выбивают внешний контур рисунка и внутренние линии, затем детали рельефа.

На завершающем этапе проводят декоративную отделку:

  • шлифовку, чтобы удалить неровности и шероховатости;
  • полировку, после которой изделие приобретет законченный вид, а у металла повышается стойкость к коррозии;
  • патинирование (состаривание) ― обработку сернистыми и хлорными растворами для имитации старины;
  • окраску латунных и медных изделий металлизированными красками;
  • оксидирование химическими растворами для придания поверхности цвета от зеленых до черных тонов;
  • эмалировку стеклянными сплавами разных цветов применяют для декорирования небольших изделий или отдельных деталей;
  • тауширование ― вбивание тонкой проволоки из другого металла, чтобы выделить контур или детали изображения.

Важно!

До начала декоративной обработки изделие промывают, обезжиривают, сушат в древесных опилках.

Технологический процесс

Работа по выполнению чеканки начинается с подготовки рисунка, который выполняют в натуральную величину. Рисунок должен быть выполнен в контурной манере, то есть предметы необходимо изображать без теней. На листе необходимо оставить поля, необходимые для фиксации его на металле.

Технологический процесс чеканки

Для переноса рисунка, на предмете обработки выполняют его развертку на бумаге. Исходя из последнего, из металла вырезают контур. Его размер должен немного, на 3 — 4 см, превышать площадь изображения, нанесенного на бумагу. Эта полоса металла необходима для крепления металла на рабочем месте. Кстати, для усиления фиксации металлического листа применяют смолу.

Процесс чеканки своими руками

Учиться искусству чеканки начинают с простых изображений, которые нетрудно найти через интернет в свободном доступе. После освоения навыков работы с разными типами чеканов переходят к сложным композициям. Для выполнения первых объемных изображений лучше выбрать медь.

Важно сразу научиться правильно вести чекан. Его держат, немного отклоняя назад, пальцами левой руки, не используя мизинец. Чтобы не ограничивать свободу движений руку держат на весу, не опираясь локтем на столешницу. Инструмент продвигают вперед после нанесения отпечатка нужной глубины. При выполнении чеканки по меди своими руками рекомендуют наносить на поверхность заготовки тонкий слой пластилина, чтобы чекан лучше скользил.

Чтобы улучшить пластичность, лист металла отжигают. Чеканку начинают с нанесения наружных контурных линий на лицевой поверхности. С изнанки контур вытягивают после набивки внутренних линий. Затем набивают и выравнивают основной рельеф. Работу завершают декоративной обработкой.

Поскольку финишную отделку выполняют токсичными веществами при работе в домашних условиях необходимо соблюдать правила техники безопасности обращения и хранения агрессивных жидкостей. Обработку проводят внутри вытяжного шкафа или обеспечивают эффективную вентиляцию помещения. Емкости с реактивами закрывают хорошо притертыми пробками.

В настоящее время чеканка очень популярна. Поэтому после освоения этого вида художественной обработки металла можно организовать прибыльное дело. Тематические рисунки можно легко найти в интернете и на их основе создавать оригинальные композиции.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]