Набор головок (55 фото): руководство по битам и торцевым головкам с трещоткой. Состав комплекта, маркировки и применение


Торцевая головка является сменной рабочей оснасткой сборного монтажно-слесарного инструмента для присоединения/разъединения резьбовых контактов посредством раскручивания/закручивания гаек, болтов и иных фиксирующих приспособлений с определенным типом головки. В сравнении с гаечным ключом, головка не считается самостоятельным инструментом, а представляет собой рабочую насадку, которая применяется совместно с трещотками, воротками, удлинителями, различным пневмоинструментом, в общем со всем, что предназначено обеспечить надлежащее позиционирование головки в фиксирующим изделии и создающим нужное рабочее усилие.

Виды торцевых головок и их классификация

Сама по себе их конструкция достаточно проста и выглядит как деталь цилиндрической формы из стали (либо сплава), у которой один торец предназначен для работы, а второй – для присоединения к крепежному инструменту. Со стороны рабочей части имеется углубление определенной формы, которое призвано обеспечить захват головки фиксирующего элемента. С противоположной стороны находится сокет (присоединительный квадрат внутреннего профиля), в котором закрепляется соответствующий внешний элемент инструмента (переходника, воротка и т.п.). Также существуют и головки с особой конструкцией, типы которых будут рассмотрены ниже.

Рассматриваемые приспособления могут различаться по габаритам и типу рабочего профиля, размеру профиля для соединения, углубления в рабочей части, наличием возможности применяться вместе со специнструментарием (например, гайковертами), а также сферой применения.

Как правило, они могут выполняться с несколькими рабочими профилями:

  • Профиль шестигранный – представляет собой классическую головку, которая может использоваться только лишь с фиксирующими приборами, обладающими шестью гранями. Подобный профиль способен обеспечить надежный захват крепежа (ибо обладает большей контактной площадью), а также осуществить полноценную и осторожную передачу на него рабочего усилия. Однако, размещение и применения такой головки в условиях ограниченного пространства будет затруднено в силу того, что для перестановки воротка (либо иного приспособления) необходимо будет провернуть инструмент не менее, чем на 60 градусов. Здесь можно дополнительно подключить трещотку или попросту использовать двенадцатигранное приспособление.
  • Профиль двенадцатигранный – является усовершенствованной моделью и обладает 12 гранями. Применять его возможно с двенадцатигранными и с шестигранными головками. Отлично подходит для работы в условиях стесненного пространства, что обеспечивается небольшим углом поворота для перестановки воротка – всего 30 градусов. Однако, стоит отметить, что головка на 12 граней не обеспечивает надежную фиксацию с головкой фиксирующего приспособления, что увеличивает риск деформации вплоть до полного сглаживания граней крепежа. Это свойство будет уменьшаться с увеличением размера профиля и при достижении 20 миллиметров прочти не возникает.
  • TORX-профиль — это специализированный профиль Евростандарта, имеющий 6 особых лучей и который возможно использовать лишь для винтов и болтов, использующих подобную форму.
  • SL-профиль – этот шестигранный профиль характеризуется универсальностью и немного схож с предыдущим вариантом. Однако, головки данной формы подойдут для работы с крепежами, выполненными как в дюймовой, так и в метрической системе. Одновременно ими возможно работать с болтами и гайками, у которых ребра или грани оказались сглаженными или деформированными. Невзирая на их универсальность, SL-головки следует тщательно подбирать по габаритам, ибо в противном случае появляется высокий риск деформации крепежного инструмента.
  • Профили 12-гранные универсальные (SuperTech и Spline) – они могут обладать прямыми или закругленными гранями, которые чередуются друг с дружкой и расположены в специальном порядке. Возможно их использование с шести- или двенадцатигранными крепежными инструментами, выполненными в метрическом или дюймовом стандарте. Кроме того, некоторые образцы позволяют использовать и трех- и четырехгранный фиксатор, а также модели стандарта TORX. В силу собственной универсальности, они не в каждом случае способны обеспечить плотный контакт с крепежной головкой и требует подбора габаритов с максимальной точностью.

Вне зависимости от профильного типа, рассматриваемые приспособления подразделяются на две группы по рабочей части:

  1. Классические – с глубиной от 25 до 38 миллиметров;
  2. Удлиненные (т.е. с большей высотой) – с глубиной от 50 и более миллиметров.

Классификация по конструкции и применению

Помимо прочего, торцевые головки еще подразделяются согласно их конструкционным особенностям и типу применения:

  • Стандартные – представляют собой удлиненные или обычнее приспособления, которые возможно применять с любыми видами крепежа: воротки, трещотки, пневмоинструмент. Стандартные, в свою очередь, делятся на ударные (работают с электрическими или пневматическими гайковертами) и обычные (предназначены для установки в инструмент ручного действия). Данные образцы имеют классическую квадратную форму для профильного соединения, а поверхность покрыта хромовым составом. Ударные образцы сверху (в части присоединительного элемента) обладают сквозным отверстием для штифта, посредством которого данная оснастка надлежащим образом укрепляется на шпинделе инструмента. В целях уверенной идентификации ударные модели имеют черное покрытие.
  • С карданным шарниром – эти модели обладают шарниром, который ответственен за передачу крутящего момента от поворотного инструмента под углом. Также является отличным решением при проведении работ в условиях стесненного пространства.
  • Свечные – эти специализированные образцы имеют увеличенную длину (не менее 65 миллиметров) и их рабочий профиль имеет маркировку 12,16 и 21, что как нельзя лучше подходит для демонтажа свечей зажигания в автомобиле. Обычно, их присоединительный размер составляет 0,5 или 3/8 дюйма. Они могут комплектоваться магнитом или вкладышем из резины, что обеспечивает легкое извлечение свечей из колодца.
  • «Лапа ворона» — еще один представитель специализированной группы с открытым профилем. По своей сути, они представляют собой рожковые ключи со стандартным квадратным, шестигранным или двенадцатигранным спецпрофилем и их возможно применять с воротками или трещотками под эти размеры.
  • Вырезные головки – на торце данных моделей присутствует особый вырез, то делает возможным проведение операций с деталями, у которых в верхней части расположены провода, контракты, различные трубки.
  • Проходные – особый тип головок для операций с гайками на шпильках и иных с аналогичным крепежом. Они дополнительно обладают наружным присоединительным спецпрофилем для особых моделей трещоток, воротков или ключей.
  • С раскрывающимся кольцом – особое приспособление, в котором рабочая часть располагается в раскрывающемся кольце. Отлично подойдет для операций в условиях стесненного пространства, а также в иных случаях, когда стандартную головку невозможно использовать.

ВАЖНО! В приведенном выше разделе описаны лишь самые распространенные типы головок, но на деле их существует гораздо больше. Однако, речь идет о крайне специализированных моделях, используемых в точном машинном производстве или в лабораторных условиях, из-за чего в практической жизнедеятельности мастера они не встречаются.

Основные комплектующие

Комплектация набора головок, как уже было сказано, может быть самой различной. Выбор чемоданчика по его наполнению зависит только от личных предпочтений и того, для чего он будет задействован.

  1. Шестигранник. Более востребованное, современное, часто используемое приспособление. Имеется устойчивость перед скруглением граней при постоянной эксплуатации.
  2. Двенадцатигранник. Усовершенствованная модель шестигранника, имеющая 12 граней. Изделие обладает совместимостью с зажимами шестигранного типа. Менее востребован, есть вероятность срыва при задействовании.
  3. Ключ типа SL. Предназначен для того, чтобы снимать головки, имеющие сточенные грани. По внешним данным схож с шестигранником, однако, может обхватить крепеж более плотно, без вероятности срыва во время откручивания.
  4. Универсальный ключ.
  5. Ключ с удлинением. Позволяет сделать высоту головок больше на 4-5 см. Часто применяется, чтобы открутить болты, заглубленные в конструкцию крепежного элемента.

Использование механических инструментов вкупе с торцевыми головками

Существующие на сегодня гайковерты чаще всего оснащены переключателем для направления вращения вала и регулятором крутящего момента. Таким образом, используя настройки давления на головочном входе возможно контролировать момент затягивания. В большинстве моделей пневмоинструмента, давление воздуха установлено на показателе в 6,3 атмосферы при расходе воздуха от 500 до 1200 литров в минуту. Однако, при расчете расхода воздуха, измерения стоит проводить по-разному, учитывая следующие показатели:

  1. Показатель количества объема воздуха, который проходит через пневмоинструмент за одну минуту при нажатом пуске;
  2. Показатель количества технических пауз (во избежание перегрева).

Также, подготавливая пневмоинструмент к работе, стоит определиться с необходимыми размерами шпиндельного отверстия и резьбой для соединения. Последняя измеряется или в метрической, или в дюймовой системе. Различные размеры шпиндельного квадрата способны создать некоторые затруднения с надлежащим подбором торцевых головок, особенно данная ситуация характерна для российских приборов. У иностранного пневмоинструмента такая проблема возникает нечасто, ибо их аппараты, в большинстве своем, четко унифицированы и стандартизированы под имеющиеся размеры.

Отдельно стоит упомянуть об ударных головочных образцах для гайковетров – они могут быть и удлиненными и иметь стандартный размер. Их отличительная особенность – наличие выемок на внутренних гранях, что позволяет равномерно распределить прилагаемое рабочие усилие. Количество граней варьируется от четырех до двенадцати. Кроме того, ударные модели выполняются из высокопрочных материалов – это либо хромованадий, либо хромомолибден. Первый является несколько менее прочным.

По количеству граней головки делятся на 6 и 12 гранные

Шестигранный профильголовки — классический выбор, так как повторяет профиль гайки и болта. И прикладывается ближе к центру граней и увеличивает прочность крепежа.Такая головка считаться хорошей и долговечной.

Головки с двенадцатигранным профилем подходят для использования в труднодоступных местах, в работе с резьбовыми соединениями. Профиль равномерный, без резких переходов от толстых к тонким граням. Применяются в работе, как и шестигранный. Однако стоить учитывать, что 12-гранный формат может сглаживать грани головок крепежа и деформировать со временем.

Присоединительный квадрат (сокет)

Так именуют размер квадратного отверстия на тыльной части головки. Именно с помощью данной части торцевая головка устанавливается в воротки, трещотки, удлинители или же в пневмо- и электроинстирумент. Всего существует пять видов стандартных размеров посадочного квадрата, которые маркируются в дюймовой системе. Вне зависимости от того, какая система применяется на головке или крепежном инструменте, все размеры градируются следующим образом:

  1. 25, 4 миллиметра = 1 дюйм;
  2. 19,05, миллиметров = ¾ дюйма;
  3. 12,7 миллиметров = ½ дюйма;
  4. 9,53 миллиметра = 3/8 дюйма;
  5. 6,35 миллиметров = ¼ дюйма.

Обзор бюджетных наборов стоимостью от 40 рублей

STAYER 27758-H10

Качественный, недорогой инструмент, который прекрасно подойдет для выполнения задач любой сложности в небольших мастерских, гараже. Прекрасно подойдет для повседневного бытового применения и выполнения ремонтных работ техники и оборудования. При его изготовлении использовалась инструментальная сталь. Благодаря наличию хромированного покрытия, вся оснастка надежно защищена от воздействия коррозии. Для более удобного хранения, а также транспортировки, инструментарий комплектуется специальным пластиковым рельсом.

Набор состоит из 10 предметов следующего диаметра – 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 мм (система измерения является метрической). Показатель используемой посадки равен ¼ дюйма (шестигранник внутренний). Страна родина бренда – Германия.

STAYER 27758-H10

Достоинства:

  • Цена (средняя стоимость – 329 рублей);
  • Качество (все элементы изготовлены из инструментальной стали);
  • Компактность;
  • Наличие специального рельса для транспортировки.

Недостатки:

  • Отсутствует держатель;
  • Подходит для выполнения простых задач.

MATRIX 13559

Является одним из лучших, по мнению покупателей, наборов инструмента для проведения несложных ремонтных работ разнообразного оборудования и бытовой техники. Состоит из 10 предметов разного размера (система используемого измерения является метрической). Форма наконечника, которым оснащаются элементы, является шестигранной. Посадка под квадрат равна ¼ дюйма.

Комплект состоит из предметов следующих размеров – 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 мм. Каждый элемент изготовлен их хром-ванадиевой стали и покрыт хромоникелевым покрытием. Для более удобного хранения и транспортировки изделия оснащаются специальной плашкой – держателем, сделанной из металла. Страна – производитель Китай.

MATRIX 13559

Достоинства:

  • Наличие антикоррозийного покрытия;
  • Приемлемая цена (378 рублей);
  • Удобно транспортировать и хранить;
  • Хорошо выдерживает повышенные нагрузки;
  • Держатель имеет яркий красный окрас, благодаря чему его легко отыскать в мастерской.

Недостатки:

  • Не комплектуется воротком (этот элемент придется приобретать отдельно).

НИЗ 13440

По мнению большинства покупателей, является одним из лучших, недорогих, бюджетных вариантов ручного инструмента отечественного производства. Состоит из 8 предметов с шестигранной формой наконечника. Размеры элементов – 10,11,12,13,14,17,19 мм (система используемого измерения – метрическая). При изготовлении всех элементов использовалась углеродистая сталь. В поставку входит кейс, сделанный из прочного пластика и скользящий вороток. Посадка под квадрат равна ½ дюйма.

НИЗ 13440

Достоинства:

  • Невысокая цена (средняя стоимость 422 рубля);
  • Качество изделий;
  • Выдерживает сильные нагрузки;
  • Наличие воротка в стандартной комплектации;
  • Наличие кейса.

Недостатки:

  • Хлипкий кейс (по утверждению большинства покупателей из строя быстро выходит пластиковая защелка);
  • Отсутствует финишная обработка элементов;
  • Большой вес.

Airline AT – 12 – 24

Качественные, недорогие торцевые головки китайского производства. Прекрасно подойдут для выполнения слесарных работ любой сложности, домашнего применения. Этот инструмент также может применяться при выполнении ремонтных, а также разнообразных монтажных работ. При изготовлении оснастки использовалась хром – ванадиевая сталь. Все элементы обладают хромированным покрытием с частично выполненной полировкой. Уровень твердости инструментария равен 45-48 HRC.

Поставка состоит из 12 изделий, размер которых равен – 4,4.5,5,5.5,6,7,8,9,10,11,12,13 мм. (минимальный размер равен 4 мм, максимальный – 13 мм). Посадки изделий составляет ¼ дюйма. Масса всего инвентаря составляет 230 грамм. Дополнительно оснащается пластиковой плашкой, которая применяется в качестве держателя.

Airline AT – 12 – 24

Достоинства:

  • Цена (455 рублей);
  • Комплектация (наличие большого количества элементов разного и даже «нестандартного» размера);
  • Небольшие габариты;
  • Поставляется с держателем;
  • Приемлемое качество стали.

Недостатки:

  • Отсутствует вороток;
  • Не выдерживает сильных, больших нагрузок (лучше всего использовать для выполнения несложных задач).

TUNDRA 881854

Недорогой комплект головок, состоящий из 40 элементов, является превосходной альтернативой обыкновенным, громоздким гаечным ключам. Он может активно использоваться как на разнообразных предприятиях, например, в автосервисах либо СТО, мастерских, так и в быту. Является прекрасным вариантом для индивидуального использования для лиц, которые владеют транспортными средствами.

Этот универсальный набор может активно применяться для выполнения разнообразных работ по монтажу, а также демонтажу разных резьбовых соединений. Весь инструментарий сделан из качественной инструментальной стали повышенной прочности, твердость закалки которой соответствует стандарту 45 HRC. Дополнительно комплектуется кейсом, для хранения и транспортировки, трещоткой (1/4 дюйма), удлинителем (3/8 дюйма). Количество головок в кейсе – 35 штук. Наконечники – шестигранные. Посадка – ¼, а также 3/8 дюйма. Страна – производитель Китай.

TUNDRA 881854

Достоинства:

  • Доступная стоимость (от 636 рублей);
  • Большая комплектация;
  • Наличие трещотки и держателя;
  • Хорошее качество стали.

Недостатки:

  • Некоторые пользователи сетуют на низкое качество исполнения трещотки (при выполнении сложных задач, где необходимо большое усилие для демонтажа соединений, лучше всего использовать вороток).

Используемая маркировка

Различные аббревиатуры и сокращения используются изготовителями для конкретизации свойств того или иного образца слесарно-монтажного инструментария. Таким образом, взглянув на набор цифр и букв, возможно достаточно быстро подобрать нужную модель, согласно ее технических характеристик. В частности, для торцевых головок обозначаются следующие параметры:

  • Размер модели;
  • Вариант посадочного квадрата (сокета);
  • Профильные данные;
  • Необходимая глубина посадки;
  • Примененный тип сплава;
  • Наименование изготовителя.

Стоит обратить пристальное внимание на тот факт, что размер модели будет указан для той страны, для которой изготовлен инструмент, т.е. в дюймовой системе или метрической. В то же время, даже при наличии таблицы конвертации размеров из одной системы в другую, совсем уж полностью они никогда не совпадут. Таким образом, для головок, выполненных в дюймовой системе предпочтительнее использовать инструментарий, который также подготовлен для рабочих элементов с дюймовой системой. Соответственно, аналогичное правило будет касаться и метрических инструментов.

Дополнительные параметры набора головок

Чтобы набор головок смог действительно оправдать вложенные средства, помимо выше перечисленных критериев обращают внимание на:

  • Бренд;
  • Стоимость;
  • Качество исполнения;
  • Отзывы потребителей;
  • Оценки экспертов;
  • Рекомендации по эксплуатации;
  • Технические характеристики;
  • Эксплуатационные свойства.

Преимущества использования торцевых головок

К таковым качествам рассматриваемых приспособлений возможно отнести:

  • Экономию – наличие наборов с головками позволит быстро и качественно отвинтить/завинтить любую гайку, при этом, обладание множеством различных видов отверток не потребуется;
  • Универсальность – применять набор с головками можно в разных областях – от ремонта бытовой техники до профессионального обслуживания автомобиля;
  • Оперативность – благодарю набору головок различного типа не придется подолгу искать нужный инструмент или обращаться к мастеру – большинство работ можно выполнить самостоятельно;
  • Удобство хранения и транспортировки – как правило любой описываемый набор поставляется в удобном кейсе, в котором комфортно переносить и хранить ремонтные изделия. В нем, обычно, все элементы рассортированы по размерам и имеют соответствующую градацию, так что найти нужную модель не составит труда.

Специальные головки

Являются специнструментом для работы с отдельными узлами или агрегатами автомобилей. Представлены во множественных вариантах и используются исключительно для определённых работ с конкретной моделью или маркой машины. Таких как ремонт генераторов, откручивание ступичных подшипников, замена амортизаторов, работ по замене цепей или ремней ГРМ и т.д. В основном используются на станциях технического обслуживания автомобилей, реже — автолюбителями с опытом слесарных работ.

Среди специальных, пожалуй, стоит выделить головки для демонтажа/монтажа кислородных датчиков (лямда-зонд), которые также применимы для форсунок и датчиков давления масла. Это, пожалуй, наиболее популярный специнструмент среди торцевых головок в виду их универсальности. Небольшой набор подходит для работ практически со всеми современными автомобилями. Используется с ручным инструментом и в основном на СТО или людьми с опытом ремонта автомобилей. Помимо наборов продаются и поштучно.

Трудности выбора

Как правило, рассматриваемые приспособления редко приобретаются в единственном экземпляре – куда проще купить сразу нужный набор и в дальнейшем не мучиться с поиском нужных изделий. Коль скоро требуется совершить нужный выбор, то перво-наперво нужно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Комплектация набора и широта его использования – для единичных работ бытового характера подойдет недорогой набор, где головочные приспособления присутствуют в своих самых распространенных и классических вариациях, и выполнены под традиционные габариты посадочного квадрата. Вкупе к основным элементам, в наборе может идти ключ-трещотка, различные удлинители и воротки, а также шарнирный карандаш. Это уже более сложные наборы, поставляют в довольно-таки немаленьких кейсах и применяются для работ более сложного рода;
  2. Отдельно стоит уделить вниманию материала, из которого изготовлены приобретаемые приспособления. От качества материала в полной мере будет зависеть срок их службы. Самые долговечные торцевые модели изготавливаются из хромванадиевой стали. Помимо отличных прочностных свойств, они не обладают большой массой, что бывает очень удобно для работы вручную и «на весу». Также, большим спросом пользуются образцы, обладающие оцинкованным покрытием, что является неплохой гарантией от возникновения следов коррозии. Все же, даже недорогие модели из мягких металлов способны достаточно неплохо справляться с поставленными задачами, однако, их эксплуатационный срок не будет сильно велик;
  3. Размер – больше имеет значение для узкоспециализированных мастеров, имеющих постоянное дело с ремонтом бытовой техники от различных производителей, где применяются различные по раздеру гаечные, винтовые и иные крепежные элементы. Для такого рода работы присутствие в наборе расширенного диапазона моделей будет значительно упрощать операции по сборке/разборке.

Ударные головки

Предназначены для работы с пневоминструментом или электроинструментом. Отличаются от вышеперечисленных типов головок материалом изготовления, применяемом при производстве. Простые головки изготовлены из хромованадиевого сплава. Ударные головки — из хром молибденового сплава. Результатом использования молибдена при производстве становится эластичность и упругость головки. Это и позволяет использовать её с пневмоинструментом. Принцип действия ударного инструмента основан на множестве коротких, но довольно сильных толчков. При воздействии таких толчков обычная головка может разлететься не несколько маленьких осколков и причинить травму. Хром молибден при таких условиях чувствует себя лучше и благодаря упругости и эластичности выдерживает нагрузки от ударного инструмента. При запредельных нагрузках такие головки не разлетаются, а просто трескаются «по шву», что исключает возможность травм. В основании головки есть отверстие под фиксирующий шплинт для фиксации её на ударном валу и канавка под резинку для фиксации шплинта. Самый распространенный посадочный квадрат — 1/2, то также есть и 3/4 дюйма или 1 дюйм. В основном, все головки такого типа имеют шестигранный профиль, изредка встречаются двенадцатигранные ударные головки, но они уже идут как специальный инструмент.

Среди ударных существуют головки для литых дисков. Они имеют меньший диаметр и помещены в защитный пластиковый чехол. Бывают разных цветов для различия их размера. При откручивании гайки или болта колёсного диска ударным инструментом, такая головка вращается внутри пластикового чехла, он же, в свою очередь, остаётся неподвижным относительно диска, что и предотвращает возможность поцарапать его. Для узких отверстий колёсных дисков были разработаны специальные тонкостенные суперпрочные ударные головки. Их диаметр ещё меньше, но за счёт посаженного на них прочного кованного кольца они выдерживают большие нагрузки, а, если головка лопнула, то кольцо не даёт ей раскрыться внутри диска и поцарапать его. Защитный чехол можно снять и тогда диаметр головки станет ещё меньше.

Набор головок для скругленного (слизанного) крепежа

Наборы изготовляются из твердой низколегированной стали для демонтажа резьбового крепежа ручным инструментом. Применяется для разборки узлов автомобиля с различным профилем крепежа. Используется при демонтаже «закисшего» или «зализанного» крепежа, который невозможно открутить с помощью обычного инструмента. За счёт сплава из низколегированной стали дают приложить больший момент силы при срыве крепежа. За счёт увеличенного пятна контакта скругленный профиль головки позволяет срывать даже сильно поврежденный крепёж. Работают только на откручивание и применяются для работы с крепежом, закрученным по часовой стрелке. Не предназначены для использования вместе с ударным инструментом. Редко встречаются поштучно.


Набор глубоких головок для скругленного (слизанного) крепежа, секреток

Предназначены для откручивания слизанных колесных болтов или сорванных секреток. В отличии от предыдущих головок имеют особую конструкцию — 6 специальных, высокопрочных граней и возможность применения как с ручным, там и с ударным инструментом. Работают только на откручивание и применяются для работы с крепежом, закрученным по часовой стрелке.

Небольшой обзор производителей

Честно говоря, определить явного лидера в данном вопросе практически невозможно. Для разных групп потенциальных покупателей существуют собственные критерии – кому-то важно качество и мало важна цена, другим важна низкая стоимость и не столь высокое качество, ибо предполагаемый объем работ не является сильно масштабным. Однако, уверенно можно выделить большинство иностранных марок:

  • «Джонсвэй»;
  • «Гросс»;
  • «Спарат»;
  • «Матрикс»;
  • «Форс»;
  • «Миол».

Продукцию данных фирм отличает сравнительно высокое качество при достаточно разумной цене.

Головка двигателя с воздушным охлаждением [ править | править код ]

Независимо от других особенностей, имеет развитое оребрение вместо рубашки охлаждения. Наиболее распространённый в этом случае материал – силумин, так теплопроводность его выше (двигатели бензопил, культиваторов, маломощных электростанций, а/м , Д-37/Д-144), однако встречаются и чугунные на стационарных и тракторных двигателях (где вес не влияет на показатели техники). Основным показателем оребрения является отношение высоты рёбер к их ширине у основания, при его росте охлаждение улучшается.

Вместо эпилога

Проведенным анализом рынка рассматриваемых изделий установлено, что бюджетный сегмент полностью занят российским производителем. При том, что цены в данном сегменте куда более чем адекватные, однако изделия из него не могут похвастаться особым качеством. Данное обстоятельство связано с тем, что в них чаще всего применяется хром-молибденовая база, которая не отличается особой долговечностью. Что касается среднего сегмента – то он принадлежит азиатского производителю и способен показать должный уровень соотношения цены и качества. Самым невостребованным является премиум-класс, в котором большинство представленных моделей считаются слишком узкоспециализированными и обладают чрезвычайно завышенной стоимостью.

Материал ГБЦ, её крепление к блоку [ править | править код ]

Лёгкие автомобильные двигатели могут иметь головку из алюминиевого сплава, особенно это относится к искровым двигателям. Обычно такую деталь получают литьём в кокиль, либо под давлением (с последующей обработкой каналов), могут использоваться стержневые формы.

Тяжёлые двигатели, и значительная часть автомобильных дизелей имеют чугунную головку, также получаемую литьём. Сёдла клапанов (при их наличии) запрессовываются с предварительным их охлаждением в парах жидкого азота; вихрекамеры, втулки клапанов также устанавливают с натягом. Головка имеет обычно ходы для газов, охлаждающей жидкости, масляные каналы, и большое количество сквозных отверстий под болты/шпильки, которые притягивают головку к блоку.

Крепление головки к блоку осуществляется силовыми болтами или шпильками с гайками и шайбами (в случае болтов они также имеют шайбы). Как индивидуальные, так и общие для ряда цилиндров, головки монтируют с затяжкой по указанному заводом способу [1] (последовательность, усилие затяжки, довороты на угол). Это необходимо для гарантии герметичности газового стыка и сохранности болтов. Упругость крепежа должна быть достаточна для сохранения затяжки при осадке прокладки газового стыка. Но превышение толщины металлоасбестовой (паронитной) прокладки или её просаживание (низкое качество, перегрев мотора) могут вызвать пробитие газового стыка головки, то есть выход двигателя из строя. Чтобы увеличить жёсткость прокладки, и тем гарантировать прижим, на современных дизелях чугунные головки монтируют с прокладками из мягкого железа.

Для дизелей толщина прокладки во многих моторах подбирается в соответствии с выступанием поршней. Если толщина окажется меньше необходимого, двигатель может начать стучать, больше – мощность до предела дымления уменьшится (т.к. объёмная доля воздуха в вихрекамере/камере в поршне будет меньше, а паразитный объём больше). Поэтому монтаж головки блока является ответственной операцией.

Техническое обслуживание и диагностика

Как известно, все механизмы транспортного средства рано или поздно будут нуждаться в диагностике и техническом обслуживании. В этом случае ГБЦ не является исключением. Первоочередной задачей любого автомобилиста в этом вопросе является периодическая диагностика тех компонентов головки, которые нуждаются в этом больше всего. В частности, тех, которые подвержены наибольшим нагрузкам.

  • работоспособности клапанов;
  • проверке работоспособности сальников клапанов;
  • сальников распределительного шкива;
  • и, разумеется, самой прокладке ГБЦ.

Пробитая прокладка ГБЦ может стать причиной появления масла в охлаждающей жидкости. И наоборот — попадании антифриза в масляную систему. В результате попадания масла в охладительную систему антифриз будет бурлить (но не кипеть), что приведет к троению двигателя, а со временем — невозможности его запуска. При это хладагент будет выходить из расширительного бачка, а датчик температуры мотора на приборной панели будет показывать кипение двигателя. В свою очередь, попадание хладагента станет причиной заливания свечей зажигания, о чем можно будет догадаться, выкрутив свечку и оценив ее состояние.

В целом на выход из строя элементов головки и на их корректную работу влияют многие факторы, но большинство из них касаются своевременной диагностики и ремонта. Даже такая мелочь, как затяжка штифтов ГБЦ (неправильный момент затяжки или несоблюдение порядка) может стать причиной деформации головки, что может привести и к поломке двигателя.

Головка нижнеклапанного двигателя [ править | править код ]

Отличается максимальной простотой – имеет лишь ходы для охлаждающей жидкости, сверления под шпильки, и резьбу под свечи. Всегда групповая, для ряда цилиндров. Сейчас применяется редко, ввиду низкой экономичности таких двигателей. Пример двигателей: ЗИЛ-157, ГАЗ-А, ГАЗ-51.

В этом случае все клапана с их приводом монтируются в блоке.

Такое же устройство имеют головки двухтактных двигателей с кривошипно-камерной петлевой или дефлекторной продувкой. Плюсами также является лёгкость разборки и обслуживания, минимальная стоимость. Клапана в головке также отсутствуют.

Понятие ГБЦ

Для начала обратимся к расшифровке. ГБЦ — это головка блока цилиндров, которая представляет собой основной узел любого транспортного средства. Его предназначение заключается в контроле происходящего в двигателе процесса сгорания топливной смеси и выводе отработанных газов. По сути ГБЦ — это конкретно крышка, которая закрывает непосредственно блок цилиндров.


Схема всех компонентов ГБЦ

ГБЦ может изготавливаться из алюминиевого сплава или легированного чугуна. Когда процесс литья ГБЦ завершен, она подвергается процедуре искусственного старения, это делается с целью избавления компонента от остаточного напряжения. В том случае, если мотор однорядный, то на нем будет установлена одна головка блока цилиндров. Если же он W-образный, то на каждый отдельный ряд цилиндров будет установлена отдельная головка блока.

Очень важно, чтобы головка блока была надежно уплотнена непосредственно с блоком. Именно для этого нижняя часть элемента делается чуть шире, чем верхняя. Прокладка головки блока цилиндров используется для уплотнения двух частей блока.

Монтаж и фиксация ГБЦ происходит при помощи направляющих штифтов, предназначенных для закрепления головки. Непосредственно монтаж является особо важной процедурой, которая осуществляется согласно регламенту, указанному для каждого отдельного авто. Этот регламент является индивидуальным, поэтому устанавливать головку на «Жигули» и пользоваться инструкцией от иномарки крайне не рекомендуется. Что касается непосредственно штифтов, то они должны устанавливаться и затягиваться в определенной последовательности, при этом должен соблюдаться момент затяжки. Для этой цели используется специальный динамометрический ключ.

Помните о том, что при затяжке винтов необходимо руководствоваться технологией, а не применять грубую силу, поскольку это может привести к необратимым последствиям.

Это может стать причиной деформации ГБЦ. Внутри головки установлено множество различных элементов, которые скрыты крышкой, но о них мы расскажем далее. Работоспособность этого элемента определяет функционирование двигателя автомобиля в целом, это нужно знать и понимать.

Какую задачу выполняет головка блока цилиндров

Без лишнего пафоса и преувеличения можно сказать, что основную. Об этом можно судить по тем механизмам и деталям двигателя, которые размещает в себе головка блока цилиндров.

  • Камера сгорания.
  • Место для ГРМ (газораспределительный механизм).
  • Рубашка охлаждения.
  • Места для форсунок либо свечей зажигания.
  • Смазочные каналы.
  • Впускные и выпускные клапаны.

Выполняется головка блока цилиндров двигателя из алюминиевого сплава, и крепится к блоку цилиндров специальными болтами. К раскрутке и затяжке болтов ГБЦ существуют определенные требования, так как от правильности соблюдения технологии зависит герметичность соединения ГБЦ и блока.

С учетом того, что ремонт ГБЦ зачастую выполняется в гаражных условиях своими руками, нужно знать, что слабая затяжка болтов крепления ГБЦ приводит к пробою прокладки, что чревато не только потерей масла и охлаждающей жидкости, но и приводит к снижению компрессии в цилиндрах двигателя.

А слишком большое усилие при затяжке ГБЦ может вызвать деформацию корпуса головки, и тогда придётся восстанавливать плоскость ГБЦ.

Основные требования к затяжке болтов ГБЦ, это соблюдение схемы затяжки, технологии и момента затяжки болтов. Как правило, для каждого типа двигателей существуют свои параметры затяжки, которых нужно строго придерживаться.

Размещение цепного привода распредвала и натяжителя цепи, предусмотрено в специальной полости в передней части головки блока цилиндров.

Для свечей зажигания выполняются резьбовые соединения в необходимом количестве. Справа ГБЦ выполняются резьбовые отверстия для шпилек крепления коллекторов: выпускного и впускного.

Для таких деталей, как корпуса подшипников распредвала, втулок опор рычагов, опорных шайб клапанных пружин и направляющих втулок клапанов сверху головка блока цилиндров имеет отверстия и площадки.

В месте соединения блока цилиндров и головки блока цилиндров двигателя устанавливается металлоасбестовая прокладка.

Для однорядных двигателей предусматривается одна, общая головка блока цилиндров, для многорядных ГБЦ по количеству рядов.

Сверху ГБЦ закрывает крышка головки блока цилиндров укомплектованная резиновой прокладкой.

Галерея [ править | править код ]

ГБЦ с двумя распредвалами и гидрокомпенсаторами

Двигатель любого транспортного средства представляет собой достаточно сложный технический агрегат, состоящих из многих механизмов. И каждый из них выполняет свою функцию, направленную на обеспечение движением авто. Предлагаем вам узнать, что представляет собой головка блока цилиндров, зачем она нужна и из каких элементов состоит.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]