Поверка манометров: методика, периодичность, правила и требования

Манометры (устройства для измерения давления), как и все точные приборы, должны проходить контроль и поверку. Это важно, поскольку они используются на агрегатах, представляющих опасность в случае неправильной эксплуатации: газовых баллонах, котлах, производственном оборудовании. Контроль исправности работы манометра ведется при помощи специализированных метрологических систем; важно, чтобы процедуру проводил компетентный специалист. Поверка манометра проводится в аккредитованной организации в лабораторных условиях с применением аттестованных эталонов.

Как и зачем поверять

Поверка показаний манометров состоит из внешнего осмотра (наличие трещин стекла, сколов и вмятин на корпусе и т.п.) и сравнения показаний прибора с эталонными.

Если прибор используется в одной из сфер, попадающих под ГРОЕИ – государственное регулирование в области единства измерений, то регулярное проведение поверки манометра обязательно.

Что касается частных домов и в других сфер, не входящих в список ГРОЕИ, то поверка манометров здесь производится по инициативе владельцев или руководителей, чтобы убедиться, что прибор в порядке.

Каталог

Предлагаем ознакомится с ответами госстандарта на часто задаваемые вопросы.

ВОПРОС: Какие средства измерений относятся к сфере законодательной метрологии? а какие — вне сферы?

ОТВЕТ от 28.12.2012:

Сфера законодательной метрологии распространяется на измерения, выполняемые при:

  • осуществлении торговли и расчетов между покупателем и продавцом;
  • определении налоговой базы;
  • осуществлении таможенных и банковских операций;
  • обеспечении защиты жизни и охраны здоровья человека;
  • проведении государственного технического осмотра транспортных средств, диагностике технического состояния транспортных средств;
  • обеспечении промышленной безопасности опасных производственных объектов, пожарной безопасности и радиационной безопасности;
  • осуществлении геодезической и картографической деятельности;
  • осуществлении гидрометеорологической деятельности;
  • оказании услуг почтовой связи и электросвязи;
  • проведении испытаний и осуществлении контроля за соответствием продукции и сырья требованиям законодательства Республики Беларусь;
  • проведении экспертиз;
  • обеспечении обороны и безопасности государства;
  • обеспечении охраны окружающей среды;
  • обеспечении охраны труда;
  • осуществлении государственного метрологического надзора;
  • осуществлении метрологического контроля;
  • осуществлении контроля за соблюдением требований, предъявляемых к фасованным товарам;
  • проведении лабораторно-диагностических исследований ветеринарной службой;
  • производстве и применении игровых автоматов и устройств с денежным выигрышем;
  • регистрации международных и национальных спортивных рекордов.

Законодательными актами Республики Беларусь сфера законодательной метрологии может распространяться на измерения, выполняемые в иных сферах деятельности.

Если рассматриваемое средство измерений попадает в одну из вышеуказанных областей, следует провести анализ:

– требований нормативно правовых актов и технических нормативно-правовых актов, касающихся конкретной области применения средства измерений и иных распорядительных документов, регулирующих применение СИ.

Комментарий: При отнесении средства измерений к СЗМ, следует проверить наличие прямых указаний НПА и ТНПА и др. на поверку этих средств измерений в органах Государственной метрологической службы (ГМС). Такое требование подразумевает применение СИ в СЗМ и его вывод из СЗМ возможен только после изменения соответствующих требований НПА и ТНПА. Например, Постановление Минсельхозпрода требует проведения поверки в ГМС термометров на овощехранилищах. В данном случае контроль температуры является технологической операцией, не попадающей ни в одну из областей СЗМ, и поверку могли бы делать иные юридические лица.

– наличия дублирующих средств измерений и устройств, выполняющих ту же функцию и подпадающих под метрологический или иной вид контроля;

Комментарий: Как правило, на опасных технологических объектах (см. области 4, 6, 14) предусмотрены дублирующие схемотехнические решения, обеспечивающие безопасность с вероятностью 99,9%. Например, в водонагревательных котлах наряду с манометрами установлены предохранительные клапаны давления. В таком случае п. 4, 6, 14 обеспечиваются именно клапанами, которые проходят отдельную проверку, а манометры выполняют второстепенную роль — контроля изменения температуры и могут быть выведены из СЗМ. Показывающие манометры также могут быть выведены из СЗМ.

– возможность выполнения метрологического контроля средства измерений.

Комментарий: Средство измерений, например, датчик вибрации, термопара, датчик давления и т.п., предназначенные для контроля критических нагрузок (см. области 4, 6, 14) установлены в таком месте технологического оборудования, которое не позволяет провести его метрологический контроль. В данном случае необходимо определиться, есть ли на оборудовании а) средства измерений, дублирующие указанные функции и обеспечивающие безопасность технологического оборудования в целом. Например, на узле подшипника парогенератора установлен бесконтактный термометр или накладной термопреобразователь, позволяющий проводить корреляцию значений температуры, регистрируемой недоступной для снятия термопары и генерировать управляющий сигнал. В некоторых случаях б) возможно проведение внешнего периодического контроля условий эксплуатации технологического оборудования. В указанных случаях средства измерений, установленные в труднодоступных местах, могут быть исключены из перечня, подлежащего контролю в сфере законодательной метрологии.

ВОПРОС: Просим дать разъяснения по вопросу правомерности применения термина «поверка» к средствам измерений, применяемых вне сферы законодательной метрологии, эксплуатируемых на предприятии, в том случае, если данные работы проводятся силами работников предприятия (поверителями) без аккредитации поверочной (калибровочной) лаборатории; или же в соответствии с п.4.1 ТКП 8.003-2011 термин «поверка» применим только к СИ, поверяемым в аккредитованных поверочных лабораториях. Некоторые предприятия вышеуказанную процедуру обозначают а своих СТП как,например, «поверка», выполняя фактически все технические операции по методикам поверки. Правильно ли это?

ОТВЕТ от 05.08.2013:

В соответствии с определением, данным в Законе Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» (в редакции Законов Республики Беларусь от 20.07.2006 № 163-З, от 09.11.2009 № 53-З, от 04.01.2010 № 109-З), поверка представляет собой совокупность работ, в ходе которых подтверждаются метрологические характеристики средств измерений и определяется соответствие средств измерений требованиям законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений.

Поверка средств измерений, применяемых вне сферы законодательной метрологии, проводится для средств измерений, в отношении которых осуществлено утверждение типа средств измерений (они внесены в Госреестр средств измерений, имеется методика поверки). Поверка указанных средств измерений осуществляется юридическими лицами, аккредитованными для ее осуществления, либо юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство средств измерений, их ремонт, реализацию, применение, передачу в аренду (прокат), а также на основе договора иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (статья 25 Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений»). Поверка должна осуществляться непосредственно поверителями при условиях, определенных методиками поверки средств измерений, с применением эталонов, поверенных юридическими лицами государственной метрологической службы.

В ТКП 8.003-2011 (пункт 4.1) указано, что Госстандарт, в случае необходимости, может предоставлять аккредитованным поверочным лабораториям других юридических лиц право поверки средств измерений, указанных в Перечне областей в сфере законодательной метрологии, в которых применение средств измерений допускается после их поверки с установленной периодичностью юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу.

Законом Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон) определено, что средства измерений, применяемые вне, сферы законодательной метрологии, могут подвергаться поверке или калибровке либо в отношении этих средств измерений могут применяться иные способы обеспечения единства измерений, определенные юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, применяющими эти средства измерений (статья 13 Закона), при этом иной способ обеспечения единства измерений может быть назван, в том числе, «проверкой».

Раз в год или раз в пять лет?

Периодичность поверки манометров указана в их техническом паспорте. Она зависит от конструкции и от модели прибора. Обычно сроки поверки манометров составляют 1 раз в год для старых моделей и 1 раз в 2-5 лет — для моделей, разработанных после 2000 года. Это связано с тем, что новые приборы более технологичны.

Периодичность поверки манометров устанавливается производителем и должна строго соблюдаться, если организация попадает под ГРОЕИ. Срок проведения поверки может быть меньше, если сферы применения манометров попадают под различные нормативные документы по безопасности или внутренние регламенты предприятия.

Порядок процедуры

Если по итогу поверки манометров необходимо Свидетельство о поверке, протокол поверки прибора, проводить ее может только аттестованный специалист. Организация, оказывающая услуги, должна быть внесена в Росреестр.

Поверка манометров проводится в лаборатории при соблюдении нормальных условий окружающей среды при помощи аттестованного метрологического оборудования с соблюдением требований Методики поверки.

Порядок проведения поверки манометра:

  1. Внешний вид.
  2. Опробование: Поверяемый манометр устанавливается на оборудование подаётся максимальное давление, манометр выдерживается на максимальном давлении, затем давление плавно снижают до 0.
  3. Контроль показаний: Проводится сравнение показаний эталона и поверяемого манометра.
  4. По проведенным процедурам делается вывод о пригодности или непригодности применения

Как определить, кому можно доверить поверку бытовых счетчиков

Росаккредитация настоятельно рекомендует всем потребителям, перед тем как обратиться по вопросу поверки приборов учета в выбранную компанию, тщательно проверять информацию о ней в Реестре аккредитованных лиц

на своем сайте. Тем более что это достаточно просто и легко – нужно только уточнить точное название компании или узнать ее ИНН. После этого надо зайти в Реестр аккредитованных лиц, который является открытым и доступен для каждого гражданина России. Далее, вводится соответствующая информация в поля «название и после этого потребитель получает всю нужную ему информацию, которую следует правильно «расшифровать». Если рядом имеется пиктограмма зеленого цвета, то эта метка свидетельствует о том, что аккредитация действительна. Красная пиктограмма говорить о прекращении аккредитации, а если вдруг рядом обнаружится желтый значок, то это значит, что деятельность компании приостановлена. Соответственно, имея такую важную информацию, определиться с выбором компании, которой можно доверить поверку приборов учета, не является никакой проблемой. Важно знать, что только компания, обладающая действующей аккредитацией, имеет право вносить данные в единый электронный Реестр Росстандарта.

Самостоятельная проверка манометра

Если ваша задача — не зафиксировать сроки поверки манометра документально, а убедиться в его работе, то можно провести проверку манометра самостоятельно. Для этого понадобится контрольный прибор.

Проверка исправности манометра:

  • Установите манометр для проверки в емкость. Дождитесь, пока стрелка остановится.
  • Удалите устройство. Установите туда же контрольный манометр.
  • Сопоставьте полученные показания.
  • Если они не совпадают, необходимо произвести ремонт манометра или заменить его.

Периодичность проверки манометров в домашних хозяйствах и на предприятиях не из сфер, попадающих под ГРОЕИ, также следует установить в соответствии с техпаспортом приборов.

Преимущества новых правил поверки счетчиков

Введение электронного документооборота позволяет упростить процедуру поверки для потребителя, но не только. Также в этом случае исключаются возможности для применения различных мошеннических схем и, кроме того, при необходимости, процедура сверки данных не представляет проблем и осуществляется в оперативном режиме. Но, обязательно нужно знать, что требования к проверяющим остаются прежними, то есть: они должны предоставить официальный документ

, подтверждающий их личность и полномочия. Также надо обращать внимание и на поведение специалистов: их действия должны быть четкими и понятными потребителю, задаваемые вопросы не должны выходить за рамки их компетенции, а также – они не имеют права требовать дополнительную оплату. Важно помнить и о своей личной безопасности. Поэтому не рекомендуется принимать проверяющих в одиночку, предпочтительнее привлечь для этого близких родственников, соседей. Особенно этот совет важен для одиноких пожилых людей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]