В нашей статье мы подробно в режиме онлайн покажем таблицы и размеры шариковых подшипников в миллиметрах по ГОСТУ. Эти детали являются промежуточными звеньями между вращающимися осями и валами. Также берут на себя радиальную или продольную нагрузки и передают их на другие части механизма. При их помощи обеспечивается вращение, покачивание или регулярное перемещение с небольшим коэффициентом трения.
Виды
Они классифицируются по типу передачи усилия, по конструкции опорных элементов (шарики, ролики, иголки и другие сложные геометрические формы). Все узлы, данного назначения, построены по принципу качения.
Шариковые делятся на:
- • радиальные;
- • самоцентрирующиеся;
- • опорные;
- • радиально-упорные.
Роликовые:
- • радиальные и упорные с цилиндрическими элементами качения;
- • с коническими вращающимися частями.
Подбор подшипника по параметрам
Технические характеристики изделий не ограничиваются только перечисленными величинами. На выбор влияет и множество других данных:
- • Максимальная величина нагрузки по ее характеру и направлению. Некоторые детали могут воспринимать только радиальное и осевое давление, в то время как другие успешно справляются со смешанными нагрузками.
- • Число выдерживаемых оборотов в минуту. Наилучшие показатели здесь свойственны узловым опорам качения.
- • Класс точности, от которого зависит вращение устройства, а значит и общая работа конструкции.
- • Используемый тип смазки (жидкий, газообразный и так далее).
- • Момент усталости, то есть максимальный ресурс работы изделия.
- • Уровень шума и вибрации.
- • Собственно габариты, о которых уже рассказывалось ранее.
Важно также учитывать условия эксплуатации подшипника, в то числе температурный режим, возможность использовать в воде и другие особенности. Простому обывателю бывает трудно определиться с конкретным типом опоры, а форма подбора в интернете сильно ограничена и не учитывает большинства из перечисленных параметров. Так что без дополнительной консультации специалистов обойтись бывает трудно, особенно если изделие приобретается для работы дорогостоящей машины.
Реестр:
Разберем подробнее технические параметры.
Таблица посадочных размеров и серий шариковых радиальных однорядных подшипников
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
6003 | 103 | 17 | 35 | 10 | 0,04 | |
6004 | 104 | 20 | 42 | 12 | 0,07 | |
6005 | 105 | 25 | 47 | 12 | 0,08 | |
6006 | 106 | 30 | 55 | 13 | 0,12 | |
6007 | 107 | 35 | 62 | 14 | 0,15 | |
6008 | 108 | 40 | 68 | 15 | 0,19 | |
6009 | 109 | 45 | 75 | 16 | 0,24 | |
6010 | 110 | 50 | 80 | 16 | 0,26 | |
6011 | 111 | 55 | 90 | 18 | 0,38 | |
6012 | 112 | 60 | 95 | 18 | 0,41 | |
6013 | 113 | 65 | 100 | 18 | 0,44 | |
6014 | 114 | 70 | 110 | 20 | 0,6 | |
6015 | 115 | 75 | 115 | 20 | 0,64 | |
6016 | 116 | 80 | 125 | 22 | 0,85 | |
6017 | 117 | 85 | 130 | 22 | 0,89 | |
6018 | 118 | 90 | 140 | 24 | 1,17 | |
6019 | 119 | 95 | 145 | 24 | 1,22 | |
6020 | 120 | 100 | 150 | 24 | 1,27 | |
6021 | 121 | 105 | 160 | 26 | 1,59 | |
6022 | 122 | 110 | 170 | 26 | 1,95 |
Этот тип наиболее распространен и используется в механизмах, где имеются вращающиеся детали: в электродвигателях, в редукторах, в ременных и цепных передачах различных габаритов от наручных часов до силовых установок океанского лайнера.
Специфическая маркировка, таблица размеров и номеров подшипников по диаметру для всех видов совпадает. Отличаются по технологическим особенностям, уровню защиты и наличию монтажных пазов узла.
С одной защитной шайбой
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
6003 Z | 60103 | 17 | 35 | 10 | 0,04 | |
6004 Z | 60104 | 20 | 42 | 12 | 0,07 | |
6005 Z | 60105 | 25 | 47 | 12 | 0,08 | |
6006 Z | 60106 | 30 | 55 | 13 | 0,12 | |
6007 Z | 60107 | 35 | 62 | 14 | 0,16 | |
6008 Z | 60108 | 40 | 68 | 15 | 0,2 | |
6009 Z | 60109 | 45 | 75 | 16 | 0,25 | |
6010 Z | 60110 | 50 | 80 | 16 | 0,26 | |
6011 Z | 60111 | 55 | 90 | 18 | 0,39 | |
6012 Z | 60112 | 60 | 95 | 18 | 0,42 | |
6013 Z | 60113 | 65 | 100 | 18 | 0,44 | |
6014 Z | 60114 | 70 | 110 | 20 | 0,62 | |
6015 Z | 60115 | 75 | 115 | 20 | 0,64 |
Параметры и вес этих деталей совпадают с приведенными выше данными. Единственное отличие для ISO является добавочная буква z. Например, 6321 Z. По ГОСТу перед номером ставится цифра 60.
С двумя защитными шайбами
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
6003 ZZ | 80103 | 17 | 35 | 10 | 0,04 | |
6004 ZZ | 80104 | 20 | 42 | 12 | 0,07 | |
6005 ZZ | 80105 | 25 | 47 | 12 | 0,08 | |
6006 ZZ | 80106 | 30 | 55 | 13 | 0,12 | |
6007 ZZ | 80107 | 35 | 62 | 14 | 0,16 | |
6008 ZZ | 80108 | 40 | 68 | 15 | 0,2 | |
6009 ZZ | 8109 | 45 | 75 | 16 | 0,25 | |
6010 ZZ | 80110 | 50 | 80 | 16 | 0,26 | |
6011 ZZ | 80111 | 55 | 90 | 18 | 0,39 | |
6012 ZZ | 80112 | 60 | 95 | 18 | 0,42 | |
6013 ZZ | 80113 | 65 | 100 | 18 | 0,44 | |
6014 ZZ | 80114 | 70 | 110 | 20 | 0,62 | |
6015 ZZ | 80115 | 75 | 115 | 20 | 0,64 | |
6016 ZZ | 80116 | 80 | 125 | 22 | 1,86 |
Данные для этого вида узлов такие же, как и в первой ведомости. Только отличаются прибавлением символа ZZ для ISO и для ГОСТа – добавочная 80.
С односторонним уплотнителем
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
6003 RS | 160103 | 17 | 35 | 10 | 0,04 | |
6004 RS | 160104 | 20 | 42 | 12 | 0,07 | |
6005 RS | 160105 | 25 | 47 | 12 | 0,08 | |
6006 RS | 160106 | 30 | 55 | 13 | 0,12 | |
6007 RS | 160107 | 35 | 62 | 14 | 0,16 | |
6008 RS | 160108 | 40 | 68 | 15 | 0,2 | |
6009 RS | 160109 | 45 | 75 | 16 | 0,25 | |
6010 RS | 160110 | 50 | 80 | 16 | 0,26 | |
6011 RS | 160111 | 55 | 90 | 18 | 0,39 | |
6012 RS | 160112 | 60 | 95 | 18 | 0,42 | |
6013 RS | 160113 | 65 | 100 | 18 | 0,44 | |
6014 RS | 160114 | 70 | 110 | 20 | 0,62 | |
6015 RS | 160115 | 75 | 115 | 20 | 0,64 | |
6016 RS | 160116 | 80 | 125 | 22 | 1,86 | |
6017 RS | 160113 | 85 | 130 | 22 | 0,89 | |
6018 RS | 160113 | 90 | 140 | 24 | 1,16 |
Параметры этих узлов совпадают с приведенным выше реестром, за исключением букв в маркировке ISO и цифр в ГОСТе. Вместо Z пишутся RS, а перед четырехзначным числом вставляется 10.
С двухсторонним
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | D1 мм | a мм | b мм | Вес кг | Схема |
6003 2RSТ | 750103 | 17 | 35 | 10 | 33,17 | 2,06 | 1,35 | 0,04 | |
6004 2RSТ | 750104 | 20 | 42 | 12 | 39,75 | 2,06 | 1,35 | 0,07 | |
6005 2RSТ | 750105 | 25 | 47 | 12 | 39,75 | 2,06 | 1,35 | 0,08 | |
6006 2RSТ | 750106 | 30 | 55 | 13 | 52,6 | 2,08 | 1,35 | 0,12 | |
6007 2RSТ | 750107 | 35 | 62 | 14 | 59,61 | 2,08 | 1,9 | 0,15 | |
6008 2RSТ | 750108 | 40 | 68 | 15 | 64,82 | 2,49 | 1,9 | 0,19 | |
6009 2RSТ | 750109 | 45 | 75 | 16 | 72,83 | 2,49 | 1,9 | 0,24 | |
6010 2RSТ | 750110 | 50 | 80 | 16 | 76,81 | 2,49 | 1,9 | 0,25 | |
6011 2RSТ | 750111 | 55 | 90 | 18 | 86,79 | 2,87 | 2,7 | 0,37 | |
6012 2RSТ | 750112 | 60 | 95 | 18 | 91,82 | 2,87 | 2,7 | 0,4 |
Данные для таких деталей являются аналогом приведенного материала в прошлом заголовке. Только перед RS вставляют цифру 2, а перед номером пишется 180.
С канавкой на наружном кольце
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | D1 мм | a мм | b мм | Вес кг | Схема |
6003 N | 50103 | 17 | 35 | 10 | 33,17 | 2,06 | 1,35 | 0,04 | |
6004 N | 50104 | 20 | 42 | 12 | 39,75 | 2,06 | 1,35 | 0,07 | |
6005 N | 50105 | 25 | 47 | 12 | 39,75 | 2,06 | 1,35 | 0,08 | |
6006 N | 50106 | 30 | 55 | 13 | 52,6 | 2,08 | 1,35 | 0,12 | |
6007 N | 50107 | 35 | 62 | 14 | 59,61 | 2,08 | 1,9 | 0,15 | |
6008 N | 50108 | 40 | 68 | 15 | 64,82 | 2,49 | 1,9 | 0,19 | |
6009 N | 50109 | 45 | 75 | 16 | 72,83 | 2,49 | 1,9 | 0,24 | |
6010 N | 50110 | 50 | 80 | 16 | 76,81 | 2,49 | 1,9 | 0,25 | |
6011 N | 50111 | 55 | 90 | 18 | 86,79 | 2,87 | 2,7 | 0,37 | |
6012 N | 50112 | 60 | 95 | 18 | 91,82 | 2,87 | 2,7 | 0,4 |
В маркировке ISO пишется 6003 N, по ГОСТУ 50103.
С канавкой и одной защитной шайбой
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | D1 мм | a мм | b мм | Вес кг | Схема |
6003 ZN | 150103 | 17 | 35 | 10 | 33,17 | 2,06 | 1,35 | 0,04 | |
6004 ZN | 150104 | 20 | 42 | 12 | 39,75 | 2,06 | 1,35 | 0,07 | |
6005 ZN | 150105 | 25 | 47 | 12 | 39,75 | 2,06 | 1,35 | 0,08 | |
6006 ZN | 150106 | 30 | 55 | 13 | 52,6 | 2,08 | 1,35 | 0,12 | |
6007 ZN | 150107 | 35 | 62 | 14 | 59,61 | 2,08 | 1,9 | 0,15 | |
6008 ZN | 150108 | 40 | 68 | 15 | 64,82 | 2,49 | 1,9 | 0,19 | |
6009 ZN | 150109 | 45 | 75 | 16 | 72,83 | 2,49 | 1,9 | 0,24 | |
6010 ZN | 150110 | 50 | 80 | 16 | 76,81 | 2,49 | 1,9 | 0,25 | |
6011 ZN | 150111 | 55 | 90 | 18 | 86,79 | 2,87 | 2,7 | 0,37 | |
6012 ZN | 150112 | 60 | 95 | 18 | 91,82 | 2,87 | 2,7 | 0,4 | |
6013 ZN | 150113 | 65 | 100 | 18 | 96,8 | 2,87 | 2,7 | 0,42 |
Здесь обозначения такие: 6003 ZN или 150103.
С канавкой и двумя защитными шайбами
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | D1 мм | a мм | b мм | Вес кг | Схема |
6003 ZZN | 450103 | 17 | 35 | 10 | 33,17 | 2,06 | 1,35 | 0,04 | |
6004 ZZN | 450104 | 20 | 42 | 12 | 39,75 | 2,06 | 1,35 | 0,07 | |
6005 ZZN | 450105 | 25 | 47 | 12 | 39,75 | 2,06 | 1,35 | 0,08 | |
6006 ZZN | 450106 | 30 | 55 | 13 | 52,6 | 2,08 | 1,35 | 0,12 |
ISO – 6003 ZZN, ГОСТ – 450103.
С канавкой с двухсторонним уплотнением
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
6003 2RS | 180103 | 17 | 35 | 10 | 0,04 | |
6004 2RS | 180104 | 20 | 42 | 12 | 0,07 | |
6005 2RS | 180105 | 25 | 47 | 12 | 0,08 | |
6006 2RS | 180106 | 30 | 55 | 13 | 0,12 | |
6007 2RS | 180107 | 35 | 62 | 14 | 0,16 | |
6008 2RS | 180108 | 40 | 68 | 15 | 0,2 | |
6009 2RS | 18109 | 45 | 75 | 16 | 0,25 | |
6010 2RS | 180110 | 50 | 80 | 16 | 0,26 | |
6011 2RS | 180111 | 55 | 90 | 18 | 0,39 | |
6012 2RS | 180112 | 60 | 95 | 18 | 0,42 | |
6013 2RS | 180113 | 65 | 100 | 18 | 0,44 | |
6014 2RS | 180114 | 70 | 110 | 20 | 0,62 |
Канавка обозначается буквой N, а уплотнение – RS или 2RS.
Условное обозначение подшипника
Условные обозначение подшипника наносят на торцы колец клеймением, травлением или электроискровым способом. На наружной поверхности наружного кольца — электрохимическим травлением. Смотрите подробнее о методах нанесения маркировки на подшипник.
Условное обозначение на кольцах не наносят в ряде случаев для миниатюрных и прецизионных подшипников. Их записывают в сопроводительной документации и на упаковке.
В магазинах и на заводах встречается широкий ассортимент сборочных узлов. Каждый из них предназначен для своей задачи, отвечает ряду требований, а также подходит по размеру к указанным запчастям. В статье дадим расшифровку условных обозначений и номеров подшипников.
Радиально-упорные шариковые подшипники
Этот вид обеспечивает реакцию в двух плоскостях вдоль оси и перпендикулярно ей. При использовании двухрядной модели происходит фиксация вала в пространстве.
Размеры в таблице радиально-упорных шарикоподшипников неразъемных однорядных
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
7203 B | 66203 | 17 | 40 | 12 | 0,07 | |
7204 B | 66204 | 20 | 47 | 14 | 0,11 | |
7205 B | 166205 | 25 | 52 | 15 | 0,14 | |
7206 B | 66206 | 30 | 62 | 16 | 0,2 | |
7207 B | 66207 | 35 | 62 | 17 | 0,29 | |
7208 B | 66208 | 40 | 72 | 18 | 0,37 | |
7209 B | 66209 | 45 | 85 | 19 | 0,43 | |
7210 B | 66210 | 50 | 90 | 20 | 0,48 | |
7211 B | 66211 | 55 | 100 | 21 | 0,63 | |
7212 B | 66212 | 60 | 110 | 22 | 0,81 | |
7213 B | 66213 | 65 | 120 | 23 | 1 | |
7214 B | 66214 | 70 | 125 | 24 | 1,1 |
Типоразмеры и вес подшипников шариковых радиально-упорных двухрядных в таблице
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
3203 B | 3056203 | 17 | 40 | 17,5 | 0,1 | |
3204 B | 3056204 | 20 | 47 | 20,6 | 0,17 | |
3205 B | 3056205 | 25 | 52 | 20,6 | 0,19 | |
3206 B | 3056206 | 30 | 62 | 23,8 | 0,3 |
Как устроен упорный шарикоподшипник
Основные элементы упорных шарикоподшипников – кольца, шарики и сепараторы. Одинарный узел состоит из двух колец – тугого и свободного, между которыми помещены тела качения, зафиксированные в сепараторе. Тугое кольцо насаживается внатяг на вал механизма, а свободное устанавливается в корпус. Каждый шарик детали находится в отдельном гнезде сепаратора, штампованного или литого, что обеспечивает им сохранение конструктивного положения в процессе работы. Упорный двойной подшипник также не может воспринимать радиальный тип нагрузки, но зато может применяться там, где усилие действует с двух сторон. Этот тип опоры имеет три кольца – одно из которых тугое, а два свободных. Шарики находятся по разные стороны тугого кольца, благодаря чему узел работает с упорно ориентированными силами в обе стороны. Как однорядный, так и двухрядный подшипник для осевых нагрузок изготавливаются разборными, для максимально удобного монтажа и обслуживания.
Упорные шариковые
Такая серия деталей обозначаются двумя видами.
Одинарные
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | d мм | d1 мм | D мм | D1 мм | T мм | Вес кг | Схема |
51104 | 8104 | 20 | 35 | 35 | 20,2 | 10 | 0,04 | |
51105 | 8105 | 25 | 42 | 42 | 25,2 | 11 | 0,06 | |
51106 | 8106 | 30 | 47 | 47 | 30,2 | 11 | 0,07 | |
51107 | 8107 | 35 | 52 | 52 | 35,3 | 12 | 0,08 | |
51108 | 8108 | 40 | 60 | 60 | 40,2 | 13 | 0,12 | |
51109 | 8109 | 45 | 65 | 65 | 45,2 | 14 | 0,15 | |
51110 | 8110 | 50 | 70 | 70 | 50,2 | 14 | 0,16 | |
51111 | 8111 | 55 | 78 | 78 | 55,2 | 16 | 0,24 | |
51112 | 8112 | 60 | 85 | 85 | 60,2 | 17 | 0,29 | |
51113 | 8113 | 65 | 90 | 90 | 65,2 | 18 | 0,34 | |
51114 | 8114 | 70 | 95 | 95 | 70,2 | 18 | 0,36 | |
51115 | 8115 | 75 | 100 | 100 | 75,2 | 19 | 0,42 |
В маркировке ISO нет английских букв, а цифры начинаются с 511. По государственному стандарту – четырехзначные цифры с приставкой из 81.
С подкладным кольцом
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | d мм | D мм | d1 мм | D2 мм | D3 мм | C1 мм | R мм | S мм | T мм | Вес кг | Схема |
53203+U203 | 18203 | 17 | 35 | 35 | 38 | 26 | 4,00 | 32 | 16 | 15 | 0,071 | |
53204+U204 | 18204 | 20 | 40 | 40 | 42 | 30 | 5,00 | 36 | 18 | 17 | 0,102 | |
53205+U205 | 18205 | 25 | 47 | 47 | 50 | 36 | 5,50 | 40 | 19 | 19 | 0,155 | |
53206+U206 | 18206 | 30 | 52 | 52 | 55 | 42 | 5,50 | 45 | 22 | 20 | 0,182 | |
53207+U207 | 18207 | 35 | 62 | 62 | 65 | 48 | 7,00 | 50 | 24 | 22 | 0,279 | |
53208+U208 | 18208 | 40 | 68 | 68 | 72 | 55 | 7,00 | 56 | 28,5 | 23 | 0,35 | |
53209+U209 | 18209 | 45 | 73 | 73 | 78 | 60 | 7,50 | 56 | 26 | 24 | 0,388 | |
53210+U210 | 18210 | 50 | 78 | 78 | 82 | 62 | 7,50 | 64 | 32,5 | 26 | 0,464 | |
53211+U211 | 18211 | 55 | 90 | 90 | 95 | 72 | 9,00 | 72 | 35 | 30 | 0,752 | |
53212+U212 | 18212 | 60 | 95 | 95 | 100 | 78 | 9,00 | 72 | 32,5 | 31 | 0,817 | |
53213+U213 | 18213 | 65 | 100 | 100 | 105 | 82 | 9,00 | 80 | 40 | 32 | 0,912 | |
53214+U214 | 18214 | 70 | 105 | 105 | 110 | 88 | 9,00 | 80 | 38 | 32 | 0,967 | |
53215+U215 | 18215 | 75 | 110 | 110 | 115 | 92 | 9,50 | 90 | 49 | 32 | 1,018 |
Упорные шариковые подшипники двухрядные
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | d мм | d1 мм | D мм | D1 мм | T мм | S мм | Вес кг | Схема |
29428 | 9039428 | 140 | 257 | 280 | 198 | 85 | 86 | 24,1 | |
29436 | 9039436 | 180 | 342 | 360 | 250 | 109 | 110 | 52,6 | |
29452 | 9039452 | 260 | 460 | 480 | 346 | 132 | 154 | 107,8 | |
29488 | 9039488 | 440 | 745 | 780 | 576 | 206 | 260 | 413 |
Обозначение конических роликов ГОСТ
1 символ | 2 символ | 3 символ | 4 символ | 5 символ |
Номинальный диаметр (меньший) | (знак множителя) | Номинальный диаметр (больший) | (знак множителя) | Номинальная длина |
3,65×4,2×7,14,79×5,53×10,044,92×5,61×7,945,12×5,5×10,945,52×6,08×8,15,82×6,5×10,55,95×6,5×12,546,3×7,06×12,46,34×7,1×9,666,34×7,1×10,86,36x7x11,046,76×7,5×12,046,78×7,03×9,516,8×7,2×15,417,18×8,22×14,957,2×7,8×13,647,26×8,35×15,677,27×8,32×10,17,42×8,4×147,49×8,22×10,457,5×8,6×14,967,54×8,05×14,627,61×8,4×11,277,7×8,4×14,847,7×8,4×14,97,75×8,4×14,98,12x10x13,58,31×9,65×19,28,36×9,45×17,78,44x9x10,88,58×9,42×12,068,63×9,5×118,76×9,6×16,18,8×10,03×17,678,81x9x14,529,04×9,6×16,19,14×9,34×15,59,16×10,3×16,39,16×10,3×16,49,29×9,58×11,19,34×10,5×26,459,371×10,9×229,47×10,63×16,669,57×10,51×13,599,57×10,77×22,259,59×10,49×12,869,77×10,5×14,039,93×12,2×16,410,13x11x16,5410,17×11,05×33,5310,43x11x20,9110,45x11x20,9110,6x11x15,3210,61×12,33×3110,74×11,5×29,0210,76×11,6×19,2610,83×12,397×22,510,96×12,09×18,410,99×12,23×20,311,19×12,2×14,5111,2×12,7×21,811,31×12,2×20,2411,32×12,37×15,111,4×12,8×22,811,49×12,65×16,6611,7×12,82×21,5611,73×13,8×33,912,12x13x25,0412,3×13,76×25,512,35×13,7×25,912,63×13,6×15,912,7×14,14×23,612,79×14,4×26,412,85×14,87×33,1113,19x14x23,0413,19x14x24,0413,53x15x28,113,62×15,73×30,3513,64×14,8×19,113,65×15,7×33,513,72×14,8×17,713,78×14,6×23,5413,78×15,44×23,8813,8×15,01×17,3913,85×15,38×25,1114,13×14,6×18,0414,39×15,55×26,5614,9×15,55×26,5615,28×16,9×26,615,94×17,4×20,915,94×18,1×35,416,09×17,4×18,816,18×18,59×34,6116,24x18x33,616,32x18x32,116,34×18,15×29,716,34×18,5×29,716,44×17,5×30,316,5×17,62×31,2916,8×17,6×30,316,8×18,2×22,316,83×18,15×30,2616,85×17,6×28,416,94×18,54×22,9816,94×18,546×22,9817,06x20x42,217,38×19,55×35,517,4×19,55×35,517,48×18,4×3517,48×18,4×35,117,57×18,8×35,118,04×20,8×45,3618,09×19,5×2318,16x20x35,118,16×20,18×33,118,195×19,5×23,118,47×20,9×37,618,77x20x36,0819,2×20,75×35,519,45×20,5×40,0619,648×21,47×26,2319,648×21,57×26,2319,9x22x40,120,08×22,53×40,120,23x23x45,4320,76×23,71×48,322,5×24,3×29,322,69x24x3022,88×25,2×14,322,88×25,2×44,323,1×24,65×44,3323,41×26,23×46,923,41×26,23×46,9123,41×26,26×46,923,48x25x43,523,53x25x42,123,61×27,6×33,0223,86x26x49,123,93×27,04×5124,33×25,6×29,124,91×29,6×33,925,42×28,5×44,2525,53x28x47,225,83×28,6×52,9326,64x29x45,226,67x28x50,5926,74×28,6×53,326,74×28,6×53,3226,75×28,8×29,526,97×30,91×56,6727,02x28x28,127,14×30,6×56,827,76x30x3227,87×30,85×57,1428,2x31x40,228,77×31,1×53,428,932×30,71×29,8229,05x31x44,7329,12x30x25,129,36×31,2×30,2330,06×31,4×38,3330,12x32x43,3230,21x32x41,1731,34×36,8×4531,5x33x57,331,5x35x50,231,52×33,6×59,6431,64x38x52,5831,95×35,9×64,7732,12x35x66,132,32x34x36,132,87×36,52×62,832,92x34x41,1133,66×36,3×60,4434,66x37x67,134,66x37x67,1634,76x37x64,135,78x38x5136,03x39x68,2137,8x40x63,1738,28x40x49,138,28x40x49,1738,95x40x30,1739,8x44x60,340,05×41,9×42,440,05×41,9×42,5840,47x45x74,340,71x43x52,5340,77×43,75×57,0842,41x45x74,1942,8x48x85,3642,82×44,6×5142,82×44,6×51,0443,44x46x42,1545,38x48x60,245,38x48x60,2645,69x48x66,148,29×55,2×50,249,17x52x54,3450,3×58,5×59,650,97x54x58,150,97x54x58,1552,46×54,8×6755,35×58,5×60,3855,72x60x70,555,8×64,3×66,0563,7×67,2×80,365,61×68,6×68,867,97x80x8771,2x75x87,373,7x78x82,51 |
Цилиндрические роликоподшипники
Эти детали выгодно отличаются от шариковых повышенной нагрузкой на ось. Площадь соприкосновения ролика гораздо шире, чем у шаровидной опоры. Некоторые модификации позволяют продольное смещение вдоль оси.
Мы покажем таблицы, по которым можно определить размер по номеру подшипника:
Без бортов на наружном кольце
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
N 1007 | 2107 | 35 | 62 | 14 | 0,18 | |
N 1008 | 2108 | 40 | 68 | 15 | 0,22 | |
N 1009 | 2109 | 45 | 75 | 16 | 0,29 | |
N 1110 | 2110 | 50 | 80 | 16 | 0,31 |
С однобортным внутренним кольцом
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
NJ 1034 | 42134 | 170 | 260 | 42 | 8,2 | |
NJ 1036 | 42136 | 180 | 280 | 46 | 10,1 |
С одним встроенным и одним свободным бортом на внутреннем кольце
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
NUP 305 | 92305 | 25 | 62 | 17 | 0,24 | |
NUP 306 | 92306 | 30 | 72 | 19 | 0,36 | |
NUP 307 | 92307 | 35 | 80 | 21 | 0,48 |
Плюсы и минусы использования
Конструктивные особенности деталей напрямую влияют на их полезные свойства и недостатки. Рассмотрим их по отдельности.
Качения
Среди безусловных достоинств этого типа устройств можно выделить:
- • Низкую стоимость. Этот фактор особенно актуален, учитывая, что в некоторых сложных механизмах одновременно можно использовать до нескольких сотен опорных узлов.
- • Слабое трение не приводит к серьезным потерям и сильному нагреву. Да и в целом опоры одинаково хорошо ведут себя как в момент начала эксплуатации, так и в уже установившемся стабильном режиме работы.
- • Широкое разнообразие не исключает взаимозаменяемости деталей, а легкий монтаж позволяет сделать ремонт быстро и качественно.
- • Для нормального функционирования практически не нужны смазочные материалы.
- • В целом требуется гораздо меньше ухода и внимания к запчастям, в которых установлены эти изделия.
Что касается минусов, то устройства качения довольно восприимчивы к ударным и вибрационным нагрузкам из-за своей жесткой конструкции. Это исключает их использование в некоторых машинах. По своим габаритам изделия, обеспечивающие покачивание, крупные, работа проходит в довольно большом шуме.
Скольжения
Среди преимуществ использования выделяют:
- • Небольшой размер.
- • Конструкция может быть как разъемной, так и сборной.
- • Показатели работы в высокоскоростных механизмах значительно лучше, чем у других устройств.
- • Спокойно относятся к ударной волне и вибрациям, что увеличивает возможности эксплуатации.
- • Работает в самых неблагоприятных окружающих условиях.
Среди минусов можно назвать:
- • Необходимость постоянного контроля за уровнем смазочного материала, поскольку без него технические характеристики значительно ухудшаются.
- • Во время пуска происходят большие потери.
- • КПД ниже, чем в опорах качения.
- • Для производства используется дорогостоящее сырье, из-за чего повышается общая цена.
- • Комплектующие вырабатываются неравномерно, что усложняет обслуживание всей машины в целом.
Поиск подшипника по размерам можно провести онлайн, но множество других ключевых параметров все равно придется определять дополнительно. При правильном выборе можно обеспечить стабильную работу машины, сократить необходимость обслуживания. Иногда лучше обратиться за помощью к профессионалам, которые ответят на интересующие вопросы и посоветуют на каком варианте следует остановиться.
В магазинах и на заводах встречается широкий ассортимент сборочных узлов. Каждый из них предназначен для своей задачи, отвечает ряду требований, а также подходит по размеру к указанным запчастям. В статье дадим расшифровку условных обозначений и номеров подшипников.
Конические роликоподшипники
Имеют такие же преимущества, как и цилиндрические: высокую нагрузку, возможность разборки. Кроме этого, они позволяют регулировать зазор между поверхностями качения после выработки. К ним относятся следующие виды.
Однорядные
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина Т в мм | Вес в кг | Схема |
30204 | 7204 | 20 | 47 | 15,25 | 0,12 | |
30205 | 7205 | 25 | 52 | 16,25 | 0,15 | |
30206 | 7206 | 30 | 62 | 17,25 | 0,24 |
С большим углом конуса
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина Т в мм | Вес в кг | Схема |
— | 27305 | 25 | 62 | 18,25 | 0,26 | |
— | 27306 | 30 | 72 | 20,75 | 0,39 | |
— | 27307 | 35 | 80 | 12,75 | 0,52 |
Двухрядные
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр мм | Наружный диаметр мм | Ширина Т в мм | Ширина B в мм | Вес в кг | Схема |
— | 9716 | 340 | 520 | 180 | 135 | 118 | |
— | 9717 | 360 | 540 | 185 | 140 | 132 | |
— | 9718 | 380 | 560 | 189 | 141 | 169 |
Четырехрядные
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина Т в мм | Ширина B в мм | Вес в кг | Схема |
— | 2077140 | 200 | 310 | 275 | 10 | 75,8 | |
— | 2077144 | 220 | 340 | 305 | 10 | 10,4 | |
— | 2077148 | 240 | 360 | 310 | 10 | 108,7 |
Обозначение сферических роликов ГОСТ
1 символ | 2 символ | 3 символ |
Номинальный диаметр | (знак множителя) | Номинальная длина |
4×45×55×7,55,9×8,56×106,48×11,56,5×10,58,5×8,58,6×1010×1311×911×13,30911×13,31212,5×12,4313,5×11,64214×12,0614×12,06114×16,54515×12,17415×12,615×14,9416×13,9816,5×16,73216,5×21,05817×15,08117×15,45717×19,65517,5×22,89218×15,18518×17,94718×23,05418,5×16,79319,5×16,16819,5×17,49920×16,70420×25,45620,5×19,19921×20,1822×28,58622×30,09923×18,5823×19,3423×20,14423×23,10923×28,0623×32,123,5×23,73124,4×19,73824,5×19,73824,5×22,1124,5×26,65325×21,426×23,34326×33,06626×33,12426×36,07226,5×27,02827×23,23927×25,24927×29,829×29,55829×31,31629×36,129,5×24,76529,5×24,76630×41,5830×42,74331×26,57231×26,67731×32,51932×29,0632×44,14833×36,10233×45,19434×29,19835×29,235×31,45635×33,7635×37,9135×40,1535,5×31,28936×31,2136×42,61737×33,39737×5838×31,54138×44,78538×62,03838,5×55,17239×35,60839×43,73539×43,74140×50,13140×51,12140×52,10340×54,24542×37,1842×37,18442×39,35243×52,8144×39,0444×45,30545×41,57846×43,7248×43,45848×53,15748×55,06648×63,150×46,11350×48,58350×48,68350×56,64852×47,0652×47,08452×50,59152×59,5556×52,60356×68,15256×70,07158×72,1958×75,25258×78,3460×56,22960×75,1764×5965×90,28468×63,46169×61,35869×90,4675×98,40176×67,38585×110,585×115,3790×135,32992×87,582100×130,17110×100,197150×200 |
Сферические роликоподшипники
Они совмещают в себе способность выдерживать высокие нагрузки и имеют отклонение в осях посадки и вращения. Их еще называют, как самоцентрирующиеся.
Двухрядные с бортами на внутреннем кольце
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
22208 | 3508 | 40 | 80 | 23 | 0,58 | |
22209 | 3509 | 45 | 85 | 23 | 0,6 | |
22210 | 3510 | 50 | 90 | 23 | 0,65 |
С безбортовым внутренним кольцом
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
22208 | 53508 | 40 | 80 | 23 | 0,58 | |
22209 | 53509 | 45 | 85 | 23 | 0,6 | |
22210 | 53510 | 50 | 90 | 23 | 0,65 |
Сферические двухрядные с бортами на внутреннем кольце с посадочным конусом 1:12
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
22208 CCK | 153508 | 40 | 80 | 23 | 0,58 | |
22209 CCK | 153509 | 45 | 85 | 23 | 0,6 | |
22210 CCK | 153510 | 50 | 90 | 23 | 0,65 | |
22211 CCK | 153511 | 55 | 100 | 25 | 0,88 | |
22212 CCK | 153512 | 60 | 110 | 28 | 1,2 |
Сферические двухрядные с бортиками на внутреннем кольце с конусом 1:30
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
24024 K30 | 4113124 | 120 | 180 | 60 | 5,4 | |
24026 K30 | 4113126 | 130 | 200 | 69 | 7,95 | |
24028 K30 | 4113128 | 140 | 210 | 69 | 8,45 | |
24030 K30 | 4113130 | 150 | 225 | 75 | 10,5 |
Сферические двухрядные с безбортовым кольцом с отверстием конусностью 1:30
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
24024 CCK30 | 4153124 | 120 | 180 | 60 | 5,4 | |
24026 CCK30 | 4153126 | 130 | 200 | 69 | 7,95 | |
24028 CCK30 | 4153128 | 140 | 210 | 69 | 8,45 | |
24030 CCK30 | 4153130 | 150 | 225 | 75 | 10,5 |
Безбортовые с внутренним кольцом с посадочным конусом 1:12
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр d мм | Наружный диаметр D мм | Ширина в мм | Вес в кг | Схема |
22208 CCK | 153508 | 40 | 80 | 23 | 0,58 | |
22209 CCK | 153509 | 45 | 85 | 23 | 0,6 | |
22210 CCK | 153510 | 50 | 90 | 23 | 0,65 | |
22211 CCK | 153511 | 55 | 100 | 25 | 0,88 |
Упорные сферические однорядные
Маркировка ISO | Аналог ГОСТ | d мм | d 1 мм | D мм | D 1 мм | Т мм | S мм | Вес в кг | Схема |
29428 | 9039428 | 140 | 257 | 280 | 198 | 85 | 86 | 24,1 | |
29436 | 9039436 | 180 | 342 | 360 | 255 | 109 | 110 | 52,6 | |
29452 | 9039452 | 260 | 460 | 480 | 346 | 132 | 154 | 107,8 |
Дополнительные обозначения
Различают две категории:
- префикс;
- суффикс.
Начнем с приставки. Она находится перед цифровым кодом и составляется по правилам:
- запись начинается справа;
- отсутствующие позиции отбрасываются, а если совсем нечего писать в дополнении, то и тире, разделяющие части кодировки, не нужно.
Рассмотрим составляющие справа налево:
- Класс точности. К самым высоким относятся аббревиатуры «5», «4», «Т» и «2». Немного хуже – «0», «6», «6Х», остальные показывают, что показатель совсем плохой. Тогда можно признать изделие низкокачественным. Это происходит, когда соотношение всех элементов не точно выверено. Так как маркируются подшипники после их изготовления, то при найденной погрешности, указывается плохой префикс.
- Радиальный зазор. Классифицируется по шкале от 0 до 9, измеряется в десятых частях миллиметра и показывает расстояние между шариками, то есть между элементами качения. Оптимальными считаются срединные значения. Нормальный показатель может никак не отображаться в записи.
- Ряд момента трения. В основную, часто используемую группу входят – 1, 4 и 7. Остальные нужно сверять по документу РД ВНИПП.021-01.
- Категория А, В или С. Последняя – стандартная, она не имеет особенных требований, поэтому часто даже не указывается. А вот если вы имеете дело с А или В, то рядом будут проставлены цифровые значения, обозначающие класс.
Справа, в суффиксе, идет необязательная, но важная информация о дополнительных указаниях. Обычно она нужна тем, кто имеет дело с нестандартными моделями. Указывается кириллическими буквами. Запрос можно сделать в целой системе нормированных списков: ГОСТы 5721, 24696, 24850 и 7872.
Шарнирные подшипники
Этот узел не имеет элементов качения. Характеристики его такие: внутренняя и внешняя обоймы сделаны по одному радиусу. Поэтому ось, относительно оправки, имеет несколько степеней свободы. Чаще всего они применяются в шарнирных сочленениях.
Подшипники шарнирные с отверстием и канавками для смазки во внутреннем кольце с одноразломным кольцом
Альтернативная маркировка ISO | Аналог ГОСТ | d мм | D мм | B мм | C мм | Угол поворота град | d1 мм | d2 мм | Вес в кг | Схема |
GE 10 EC | ЕШСП 10 | 10 | 19 | 9 | 6 | 12 | 13 | 16 | 0,01 | |
GE 12 EC | ЕШСП 12 | 12 | 22 | 10 | 7 | 10 | 18 | 10 | 0,02 | |
GE 15 EC | ЕШСП 15 | 15 | 26 | 12 | 9 | 8 | 18 | 22 | 0,04 | |
GE 17 EC | ЕШСП 17 | 17 | 30 | 14 | 10 | 10 | 20 | 25 | 0,05 |
С двухразломным наружным кольцом
Альтернативная маркировка ISO | Аналог ГОСТ | d мм | D мм | B мм | C мм | Угол поворота град | d1 мм | d2 мм | Вес в кг | Схема |
GE 20 EXC | ШСЛ 20 | 20 | 35 | 16 | 12 | 9 | 24 | 29 | 0,07 | |
GEH 20 EXC | 2ШСЛ 20 | 20 | 47 | 26 | 15 | 22 | 23 | 35 | 0,19 | |
GE 25 EXC | ШСЛ 25 | 25 | 42 | 20 | 16 | 7 | 29 | 35 | 0,12 | |
GEH 25 EXC | 2ШСЛ 25 | 25 | 52 | 28 | 15 | 22 | 28 | 40 | 0,26 |
С отверстиями и канавками во внутреннем кольце
Альтернативная маркировка ISO | Аналог ГОСТ | d мм | D мм | B мм | C мм | Угол поворота град | d1 мм | d2 мм | Вес в кг | Схема |
GE 10 C | ЕШС 10 | 10 | 19 | 9 | 6 | 12 | 13 | 16 | 0,01 | |
GE 12 C | ШС 12 | 12 | 22 | 10 | 7 | 10 | 18 | 10 | 0,02 | |
GE 15 C | ЕШС 15 | 15 | 26 | 12 | 9 | 8 | 18 | 22 | 0,04 | |
GE 17 C | ЕШС 17 | 17 | 30 | 14 | 10 | 10 | 20 | 25 | 0,05 |
С канавками на внутреннем и внешнем кольцах
Альтернативная маркировка ISO | Аналог ГОСТ | d мм | D мм | B мм | C мм | Угол поворота град | d1 мм | d2 мм | Вес в кг | Схема |
GE 10 S | ЕШС 10K | 10 | 19 | 9 | 6 | 12 | 13 | 16 | 0,01 | |
GE 12 S | ШС 12K | 12 | 22 | 10 | 7 | 10 | 18 | 10 | 0,02 | |
GE 15 S | ЕШС 15K | 15 | 26 | 12 | 9 | 8 | 18 | 22 | 0,04 | |
GE 17 S | ЕШС 17K | 17 | 30 | 14 | 10 | 10 | 20 | 25 | 0,05 |
Без отверстий и канавок с одноразломным кольцом
Альтернативная маркировка ISO | Аналог ГОСТ | d мм | D мм | B мм | C мм | Угол поворота град | d1 мм | d2 мм | Вес в кг | Схема |
GE 10 E | ЕШП 10 | 10 | 19 | 9 | 6 | 12 | 13 | 16 | 0,01 | |
GE 12 E | ШП 12 | 12 | 22 | 10 | 7 | 10 | 18 | 10 | 0,02 | |
GE 15 E | ЕШП 15 | 15 | 26 | 12 | 9 | 8 | 18 | 22 | 0,04 | |
GE 17 E | ЕШП 17 | 17 | 30 | 14 | 10 | 10 | 20 | 25 | 0,05 |
С отверстиями и канавками на внешних и внутренних кольцах с одноразломным кольцом
Альтернативная маркировка ISO | Аналог ГОСТ | d мм | D мм | B мм | C мм | Угол поворота град | d1 мм | d2 мм | Вес в кг | Схема |
GE 10 ES | ЕШCП 10 | 10 | 19 | 9 | 6 | 12 | 13 | 16 | 0,01 | |
GE 12 ES | ШCП 12 | 12 | 22 | 10 | 7 | 10 | 18 | 10 | 0,02 | |
GE 15 ES | ЕШCП 15 | 15 | 26 | 12 | 9 | 8 | 18 | 22 | 0,04 | |
GE 17 ES | ЕШCП 17 | 17 | 30 | 14 | 10 | 10 | 20 | 25 | 0,05 |
С двухразломным наружным кольцом
Альтернативная маркировка ISO | Аналог ГОСТ | d мм | D мм | B мм | C мм | Угол поворота град | d1 мм | d2 мм | Вес в кг | Схема |
GE 10 EXS | ЕШCЛ 10 | 10 | 19 | 9 | 6 | 12 | 13 | 16 | 0,01 | |
GE 12 EXS | ШCЛ 12 | 12 | 22 | 10 | 7 | 10 | 18 | 10 | 0,02 | |
GE 15 EXS | ЕШCЛ 15 | 15 | 26 | 12 | 9 | 8 | 18 | 22 | 0,04 | |
GE 17 EXS | ЕШCЛ 17 | 17 | 30 | 14 | 10 | 10 | 20 | 25 | 0,05 |
Далее мы приведем таблицы закрытых размеров шариковых подшипников качения и скольжения.
Система обозначения по ГОСТ
Мы привели подробное объяснение про внутренний размер и условные обозначения подшипников качения. Но в маркировке шариковых деталей важную роль играет 2-я позиция записи – серия диаметров. Их проставляют согласно таблице:
0 | нулевая |
7 | сверхлегкая |
8 | сверхлегкая |
9 | особо легкая |
1 | особо легкая |
2 | легкая |
5 | легкая широкая |
3 | средняя |
6 | средняя широкая |
4 | тяжелая |
Но если нет указаний серии шин, то и здесь будет стоять 0. Дополнительные характеристики несут следующие знаки на этом месте:
- 7 – нестандартный внешний размер;
- 8 – неклассическая ширина;
- 9 – ненормализованный радиус внутренней окружности.
Но кроме основного ядра, согласно требованиям ГОСТ, есть также обозначения, приведенные в крайних правой и левой частях маркировки закрытых подшипников. Рассмотрим эти правила.
Таблица размеров игольчатых подшипников
Международное обозначение | Российское обозначением(ГОСТ) | Размеры (мм) | Грузоподъемность (кН) | Масса (кг) | ||||
d | Fw | D | B | Динамич. | Статич. | |||
NK 32/20 | 524706 | 32 | 32 | 42 | 20 | 23,3 | 40,5 | 0,068 |
RNA 49/28 | 42549/28 | 32 | 32 | 45 | 17 | 25,1 | 36,5 | 0,073 |
RNA 69/28 | 62549/28 | 32 | 32 | 45 | 30 | 39,6 | 65,5 | 0,14 |
Подшипников скольжения
Международное обозначение | Российское обозначением(ГОСТ) | Размеры (мм) | Грузоподъемность (кН) | Масса (кг) | ||||
d | Fw | D | B | Динамич. | Статич. | |||
RNA 4010V | 4024110 | 62 | 62 | 80 | 30 | 59,6 | 153 | 0,44 |
RNA 4911 | 4254911 | 63 | 63 | 80 | 25 | 57,2 | 106 | 0,26 |
RNA 6911 | 6254911 | 63 | 63 | 80 | 45 | 89,7 | 190 | 0,47 |
Упорно-радиальных роликовых
Международное обозначение | ГОСТ | Размеры (мм) | Масса (гр) | ||||
d | D | de | De | Bx | |||
AXK 2035 | 999904 | 20 | 35 | 22 | 34 | 2 | 5 |
AXK 2542 | 999905 | 25 | 42 | 29 | 41 | 2 | 7 |
AXK 3047 | 219806 | 30 | 47 | 34 | 46 | 2 | 8 |
Поля таблиц
Они отображают названия главных параметров и их геометрические размеры.
Маркировка ISO
Является стандартной для большинства стран мира, которая указывает номер, особенности исполнения.
ГОСТ
Представляет собой российский аналог и выполняет такие же функции.
Внутренний диаметр узла
Измеряется в миллиметрах (мм) и обозначается английской буквой d.
Наружный диаметр
Обозначается, как D.
Ширина
Измеряется в мм и определяется большой буквой B.
Вес
Мера – в килограммах (кг).
Схема
Поясняет принципиальное устройство.
Основная цифровая маркировка и схема
Главное, что нужно узнать у продавца, – какая страна изготовила изделия. Дело в том, что принятые нормы и стандарты у российских изготовителей и у зарубежных отличаются. Для первых прописан отечественный знак качества – ГОСТ 3189-89. Он всегда соблюдается, за этим строго следят надзорные службы, так как невыполнение требований производства грозит не только несоответствием заказа (а он может быть и государственный) с итоговым результатом, но и аварийными ситуациями на производстве.
Указанная деталь является одним из очень важных узлов фактически в каждом устройстве, где важны механические вращательные движения. С его деформацией обычно связаны значительные поломки. Поэтому можете быть уверены, что, покупая подшипники с нумерацией, вы полностью можете на нее полагаться.
Сначала будем рассматривать отечественные изделия, так как они более доступны и достаточно надежны, поэтому используются чаще. Выглядят они приблизительно так:
Y – XXXXXX – Z
Любой номер имеет три составляющие:
- Ядро (X). Располагается в центре, представляет собой базу с основными данными о детали. Выражается только цифрами. Шесть знаков обозначают пять показателей. С двух сторон заключается в дефисы.
- Префикс (Y). По названию понятно, что это препозиция, то есть, стоит опознавательный знак в самом начале. Может комбинировать в себе различные знаковые системы. Выражает три взаимосвязанных значения.
- Суффикс (Z). Завершает комбинацию и содержит множество информации. Состоит в основном из букв кириллического алфавита (по российскому ГОСТ), но может уточняться цифрами.
Приведем схему с расшифровкой маркировки подшипников качения (ее ядра)
Х(5) ХХ(4) Х(3) 0Х(2) Х(1)
где под цифрами имеется ввиду:
- диаметр отверстия – о нем более подробно ниже;
- размер серии, то есть габариты – помноженные координаты и их значения;
- тип узла – от 0 до 9, но весь перечень ниже будет представлен в виде таблицы, потому что без нее трудно запомнить эту классификацию;
- конструкция изделия – для этой категории дано очень много кодов, до 99 штук, подробно их перечислять не будем, но укажем, что полностью список находится в документе ГОСТ 3395-89;
- размерная категория – самая начальная цифра отвечает за серию ширин или высот, сильно зависит от радиусов и не всегда может быть проставлена, особенно когда этот показатель нестандартный.
Основные трудности возникают, когда мы говорим о размере внутреннего кольца. Что если он больше 9 мм? Ведь на этот показатель отведена только одна цифра. А что делать, если, напротив, радиус так мал, что помноженный на 2 он не доходит даже до минимальной единицы, чтобы заполнить указанную ячейку номера? Рассмотрим ниже.
Определение изделия по размеру
В быту или производстве эти параметры измеряются определенными инструментами: штангенциркулем, микрометром, нутромером.
Измерение внешнего диаметра
Параметры при изготовлении выдерживаются достаточно точно. Поэтому не стоит доверять показаниям штангенциркуля. Если он показывает нестандартную величину, то настоящими данными будут ближайшие показатели, указанные в реестре.
Как измерить внутренний диаметр изделия
В строительных магазинах продается специальный прибор нутромер. Но за истинное значение лучше принять ближайшую цифру из классического табеля.
Достоинства и недостатки шариковых однорядных радиальных опор
К неоспоримым преимуществам радиальных однорядных шариковых подшипников стоит отнести их высокие скоростные характеристики. Эти опоры отлично показали себя в механизмах с большой частотой вращения вала. Также привлекает потребителей и умеренная цена этих деталей, обусловленная относительно простой технологией производства, а также возможность выбрать размер и исполнение из множества предложенных вариантов. Но есть у этих изделий и ряд важных недостатков: • Подшипники, использующие шарик, плохо переносят моментные нагрузки; • Однорядный тип опор не обладает достаточной осевой жесткостью; • Грузоподъемность изделий ограничена; • Восприимчивость к загрязнениям; • Опоры плохо переносят вибрационные воздействия и удары. В некоторых случаях выручает двухрядный подшипник, более жесткий и грузоподъемный. Но, если условия эксплуатации узла достаточно суровые и есть сомнения по поводу надежности шарикового исполнения, эксперты рекомендуют применять роликовые модели, внутренний диаметр и внешний размер которых соответствует параметрам радиальных опор качения с шариками.