Опубликовано:
20.01.2016
Домкрат хайджек является незаменимым аксессуаром для любителей езды по бездорожью наряду с лебёдкой или грязевыми шинами. Название Hijack происходит от сокращённого Hilftjack. Этот инструмент был создан инженером Филлипом Харра в далёком 1905 году. Некоторые ошибочно полагают, что инструмент был изобретён неким американцем по имени Джек. Конечно же, это ошибочно. Интересно, что первоначально такой домкрат носил название «домкрат овцевода». Это название было присвоено, естественно, неспроста. Изобретение часто использовалось фермерами в хозяйстве, отсюда и подобное название.
Конструкция
Конструктивно домкрат крайне прост, поэтому обладает очень высокой надёжностью. В его конструкцию не входят детали, которые могут выйти из строя или просто сломаться. Реечный домкрат можно охарактеризовать как плотно сбитый инструмент, у которого подхват может осуществляться во всех плоскостях. В основе конструкции находится рейка, изготовленная из чугуна или стали, на которую нанесены отверстия или зубцы. В движение подхват приводится с помощью вращения или рычага с ручкой в зависимости от механизма, который предусмотрен конструкцией. Кроме того, реечный хайджек включает в себя опорный башмак, подъёмный механизм и так называемый клюв.
Конструкция устройства в целом довольно простая. По этой причине, наверняка, найдутся те, кто захотят изготовить домкрат своими руками. Как правило, он будет сделан из остатков чего-либо. Как показывает практика, подобные устройства, созданные гаражными «Кулибинами», подводят в самый неподходящий момент. Поэтому мы настоятельно вам советуем приобрести домкрат в магазине и быть твёрдо уверенным в его надёжности.
Принцип работы домкрата
Подъем происходит за счет работы храпового механизма, передвигаемого по металлической рейке. При помощи рычага передвигается корпус домкрата, в котором находятся упоры, и груз движется по дырчатой рейке. Когда в начале движения рычаг находится строго параллельно рейке, нагрузка приходится на большую площадку. Когда рычаг опускается, шатун упирается в малую площадку, нагрузка приходится на верхний упор до тех пор, пока он не защелкнет отверстие в рейке. Далее ручка поднимается обратно, и нижний упор перемещается ровно на одно отверстие. Это составляет один цикл подъема.
При опускании все выполняется в обратном порядке.
Состав реечного домкрата
- Скобы верхней.
- Болта скобы.
- Планки с отверстиями.
- Переключателя.
- Фиксатора.
- Болта переключателя.
- Рычажка.
- Упора.
- Оси шатуна.
- Шатуна.
- Болта с гайкой.
- Подъёмной площадки с «клювом».
- Пружины.
- Рейки возвратной.
- Пальца перекрестного.
- Пальца подъемного.
- Пружины пальца подъемного.
- Площадки
- Болта шатуна.
- Пятки со шплинтом.
Способы применения
Особый интерес к этому инструменту проявляют любители езды по бездорожью. Чаще всего хайджек применяется для максимально возможного подъёма внедорожника, увязшего на дороге. Подняв колесо «железного коня», можно подложить что-нибудь под него и вызволить машину из снежной или грязевой ловушки. Универсальная инструкция по применению для хайджека ещё не создана. Всё зависит от того, как застрял автомобиль, конструктивных особенностей внедорожника и т. п. Существует несколько способов подъёма, которые рассмотрим далее.
1) Подъём за силовые конструкции. Суть этого способа заключается в упоре реечного «спасителя» в силовые элементы кузова. Ими может быть бампер, пороги, кенгурятник и т. п. Этот способ самый простой и, пожалуй, самый универсальный. С его помощью можно немного приподнять машину спереди и вытянуть с помощью лебёдки.
2) Подъём за бампер. Этот способ может быть полезен, когда автомобиль нужно приподнять в случае повреждения колеса для его дальнейшей замены. Возможны случаи, когда бампер не может попросту выдержать вес всего автомобиля. На этот случай создан аксессуар BamperLift. Он крепится к клюву домкрата и включает в себя цепь и крюк, с помощью которых можно уцепиться за силовые элементы, находящиеся под бампером. Уцепиться также можно за мосты или раму. Вообще уцепиться можно за любой элемент, который обладает достаточной прочностью. При покупке аксессуара необходимо обратить внимание на его грузоподъёмность. Например, для Нивы подойдёт хайджек Hi-lift 485 длиной 120 см, который влезет в багажник при расположении по диагонали.
На практике же не всё так просто, как это звучит в теории. Если машина крепко улеглась на брюхо, то подцепиться за что-либо снизу будет очень и очень сложно. Единственным доступным средством в этом случае могут стать буксировочные проушины. Если цепляться за них, то следует быть очень осторожным, так как в этом случае можно легко уложить машину набок.
3) Подъём за колесо. Отсутствие силовых элементов на кузове ещё не делает хайджек бесполезным. Поддомкрачивать автомобиль можно за колесо. Но для этого требуется специальный аксессуар под названием LiftMate. По своей конструкции он такой же простой, как и сам хайджек. LiftMate крепится к клюву реечного домкрата. Далее, хайджек крепится к диску, после чего можно смело поднимать автомобиль. Если автомобиль находится в колее, то для его подъёма рядом с колесом необходимо выкопать ямку под упор домкрата, что для любителей бездорожья не составит большого труда. При покупке LiftMate рекомендуется сразу же сделать тестовый подъём. Лучше проверить всё заранее, чем выяснить, что приспособление совсем не подходит в «боевых» условиях. Для того чтобы не поцарапать или не повредить диск, при подъёме рекомендуется использование аксессуара с прорезиненными крюками.
Ещё одним аксессуаром является подставка под хайджек. Этот аксессуар представляет собой площадку для упора намного большего размера, чем пятка самого хайджека. Наиболее полезной эта подставка будет на скользких или слабых грунтах. За счёт увеличения площади опоры снижается риск того, что пятка соскользнёт или провалится в грунт. Подобную площадку можно без труда изготовить своими руками.
4) Подъём за фаркоп также требует специального переходника. Его можно купить в специализированных магазинах. Интересно, что этот аксессуар не имеет какого-либо англоязычного названия. Поэтому можно предположить, что был он изобретён отечественными умельцами. Если стоит выбор между подъёмом за буксировочную проушину или фаркоп, то второй вариант более предпочтителен. Но стоит соблюдать осторожность, так как всё же есть риск нарушения равновесия.
5) Хайджек может использоваться как лебёдка. Нередки ситуации, когда, чтобы вызволить автомобиль из западни, достаточно сдвинуть автомобиль буквально на 40–50 сантиметров. Домкрат в этом случае может легко выполнить задачу. Универсальность такого использования состоит в том, что хайджек может тянуть машину в любую сторону. Домкрат обладает достаточным запасом мощности, чтобы справиться со сложными задачами.
6) Помимо всего перечисленного, домкрат можно использовать и не по основному назначению, а в качестве пресса, струбцины или тисков. Универсальность один из наиболее весомых плюсов этого устройства. Будет неудивительно, что на вопрос, как пользоваться хайджеком, найдётся ещё множество вариантов ответа.
Дайте мне точку опоры!
Еще Архимед говорил, что если ему дать точку опоры, то он передвинет Землю. Чтобы использовать хай-джек вместо лебедки, необходимо прицепить его к какому-то креплению на земле. В полевых условиях это чаще всего ствол дерева, хотя может быть и камень, плита или неведомо каким путем оказавшийся на вашем пути бетонный блок.
Если нет деревьев, пней или камней, на выручку придет… запаска. Ее можно закрепить за неровности рельефа (например, в яме или на бугре со старыми корнями), а лучше всего на каких-нибудь кустарниках (конечно, не занесенных в Красную книгу). Главное, чтобы конструкция выдержала вес автомобиля и тягу хай-джека. Надевается запасное колесо отверстиями в диске на эти кусты — и замена дереву готова.
Выбор и покупка
Как выбрать хайджек? Перед покупкой домкрата сначала необходимо определиться с условиями использований, надёжностью, качеством и ценой. Сейчас на рынке представлено множество вариантов. Среди аналогов не имеет конкурентов оригинальный хайджек и от Hi-Lift, выпускаемые американским производителем, в то же время их стоимость наиболее высока. Если домкрат будет часто использоваться в «боевых» условиях, то лучше всего остановиться на этом бренде.
Хайждек – «палочка-выручалочка» в условиях бездорожья
В том случае, если, например, вы ездите по бездорожью редко и не пытаетесь усложнить свой путь, то выбор можно остановить и на китайских брендах. Оптимальный вариант предлагается фирмой Matrix. Но всё же стоит помнить, что домкрат подбирается под конкретные нужды каждого автовладельца.
Несмотря на массу достоинств, которыми обладает реечный домкрат, есть и один минус, о котором нельзя не упомянуть. Он заключается в больших размерах домкрата. По этой причине просто поставить его в багажник нельзя. Есть и небольшие модели, которые имеют длину чуть более метра. Их каким-то образом можно расположить в багажнике. Однако, с такой относительно небольшой длинной не всегда можно будет вызволить машину из западни. По этой причине очень часто используют крепление хайджека к багажнику на крыше автомобиля.
Возможные поломки и их устранение
Оригинальный хай-джек считается очень надежным устройством и крайне редко ломается. Наиболее часто случаются силовые поломки от плохого закрепления или повышенного веса. В таком случае необходимо менять рейку или другую сломанную часть.
Рекомендуется использовать только оригинальные запасные части. Можно приобрести более дешевые китайские аналоги, но прослужат они крайне мало.
Домкрат Hi-Jack является очень популярным инструментом среди любителей внедорожников. Благодаря качеству и надежности является обязательным аксессуаром для всех, кто регулярно делает офф-роуд вылазки.
Итог
Реечный домкрат или по-другому хайджек очень полезное приспособление, которое в условиях тотального бездорожья будет надёжным и незаменимым помощником. В каком-либо особом уходе домкрат не нуждается. Достаточно простой смазки маслом, можно также воспользоваться всеми любимым средством WD-40. При работе с хайджеком обязательно необходимо соблюдать технику безопасности, иначе вы рискуете в худшем случае лишиться пальцев, а в лучшем случае получить пару синяков на своём лице. О других нестандартных способах хайджека вы можете поделиться в комментариях к этой статье.
С хай-джеком и…
Лебедка ручная из реечного домкрата — это простое приспособление. Данное устройство состоит из:
- главной цепи;
- соединительных звеньев;
- цепных укоротителей;
- шаклов;
- текстильного стропа.
Если же ваша задача — участие в соревнованиях, то комплект, для того чтобы использовать хай-джек вместо лебедки, можно собрать самому. Цепь желательно покупать даже не в крепежном магазине, а в компаниях, занимающихся продажей такелажных товаров. Ее рабочая нагрузка должна составлять 4-5 тонн. Рабочая нагрузка крюков и шаклов — от 1,5 тонны.
Якорь нужен не только кораблю
Не стоит забывать о закреплении на месте и самого автомобиля, чтобы он при использования хай-джека как лебедки не свалился обратно, и облегчении пути вперед, а точнее туда, куда вы его собираетесь вытянуть. Для этого под колеса, если это возможно, следует подложить доски, ветки, кирпичи (без колюще-режущих фрагментов). Это нужно проделывать как при начале лебежения хай-джеком, так и после того, как вы немного вытянули автомобиль. Упор подкладывается под задние колеса. Можно и под передние, если он при трогании с места не будет дальше мешать движению. Все манипуляции сильно облегчат вам использование хай-джека как лебедки. Эти процедуры необходимо производить не только в начале процесса, но и по его ходу — по ситуации. К тому же при лебежении хай-джеком нередки случаи, когда машину вытягивают не вперед, а вверх и вбок или даже назад. Тогда и упор машины необходимо делать по ситуации.