На рым-болт ART 580 А2 (или А4) нужно рассчитать нагрузку. По каким нормативным документам можно это сделать?


1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. Конструкция и основные размеры рым-болтов должны соответствовать указанным на чертеже и в табл.1.

Таблица 1

Размеры в мм

Условное обозначение резьбы Приме- няемость , не менее Масса 1 шт., кг
М8 36 20 8 20 10 12 6 18 12 2 4 0,05
М10 45 25 10 25 12 16 8 21 15 0,12
М12 54 30 12 30 14 18 10 25 19 6 0,19
М16 63 35 14 36 16 20 12 32 25 0,31
М20 72 40 16 40 19 24 14 38 29 3 8 0,50
М24 90 50 20 50 24 29 16 45 35 12 0,87
М30 108 60 24 63 28 37 18 55 44 15 1,58
М36 126 70 28 75 32 43 22 63 51 4 18 2,43
М42 144 80 32 85 38 50 25 72 58 20 3,72
М48 162 90 36 95 42 52 30 82 68 22 5,54
М56 180 100 40 105 48 60 34 95 78 5 25 8,09
М64 198 110 44 115 52 65 40 110 93 10,95
М72х6 234 130 52 135 62 75 45 115 98 35 18,54
М80х6 270 150 60 160 70 88 50 125 108 25,40
М100х6 324 180 72 190 85 105 60 150 133 40 43,82

Пример условного обозначения рым-болта с резьбой М8 без покрытия:

Рым-болт М8

ГОСТ 4751-73

То же, с мелкой резьбой М100х6, с покрытием 01 (цинковое с хроматированием), толщиной 9 мкм:

Рым-болт М 100 х 6.019

ГОСТ 4751-73

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

1.2. Грузоподъемность рым-болтов должна соответствовать указанным в табл.2.

Таблица 2

Условное обозначение резьбы Грузоподъемность на 1 рым-болт, кг, +
при направлении строп
по вертикальной оси рым-болта под углом 45° от вертикальной оси рым-болта
в плоскости кольца с отклонением от плоскости кольца
М8 120 80 40
М10 200 125 65
М12 300 175 90
М16 550 250 125
М20 850 325 150
М24 1250 500 250
М30 2000 700 350
М36 3000 1000 500
М42 4000 1300 650
М48 5000 1650 800
М56 6200 2000 1000
М64 7500 2500 1250
М72х6 10000 3500 1750
М80х6 14000 4500 2250
М100х6 20000 6500 3250

Примечания:

1. При подъеме груза направление строп под углом от вертикальной оси рым-болта свыше 45° не допускается.

2. Для установки в одной плоскости колец двух ввинченных до упора рым-болтов допускается применение плоских шайб толщиной:

— до 1 мм — под рым-болты с резьбой М8-М12;

— не более половины шага резьбы — под рым-болты с резьбой свыше М12.

1.3. Конструкция и размеры гнезд под рым-болты приведены в приложении.

Как делают рым-болты

Их производят либо штамповкой, либо литьем. В качестве материала используют углеродистую или легированную сталь высокого качества, но есть изделия из низкоуглеродистой стали. Последние должны быть оцинкованы в обязательном порядке, что защищает их от коррозии. Это является достаточно важным, так как обычно их используют под открытым небом. Оцинковку делают четырьмя способами:

  • Холодным, где на уже готовые изделия наносят раствор. Самый простой способ, защита от коррозии хорошая, но не лучшая.
  • Гальванический – более сложный способ, при котором готовые изделия помещают в емкости с раствором солей цинка, после чего их подвергают воздействию электричества и происходит цинкование.
  • Диффузный, при котором чаще всего рым-болты обрабатывают парами цинка при высоких температурах. В результате получается хорошая защита от коррозии, правда такие изделия выглядят не очень хорошо, но в данном случае это мало кого волнует.
  • Горячий, который является самым распространенным, потому что он прост и дает самый оптимальный вариант. Готовые рым-болты помещают в цинк, температура которого около 460 градусов по Цельсию.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Рым-болты должны быть изготовлены из стали марки 20 или 25 (подгруппа а) по ГОСТ 1050 штамповкой. Допускается изготовление ковкой.

Соответствие материала предусмотренным маркам должно быть подтверждено сертификатом предприятия-изготовителя металла.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.2. (Исключен, Изм. N 1).

2.3. Технические требования к штампованным поковкам по ГОСТ 7505, класс точности — II, степень сложности — С3.

Примечание. При изготовлении рым-болтов свободной ковкой в подкладных штампах допускается увеличивать плюсовые допуски в 2 раза.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.4. На внутренней окружности кольца допускается лыска, получаемая после зачистки заусенцев, при условии сохранения размера в пределах допусков п.2.3.

2.5. Заварка или заделка дефектов не допускается.

2.6. Рым-болты после штамповки или ковки должны быть нормализованы и очищены от окалины.

2.7. Твердость нормализованных рым-болтов должна соответствовать указанной в табл.3.

Таблица 3

Марка стали Твердость НВ рым-болтов с размером резьбы
от М8 до М64 от М72х6 до М100х6
20 105-149 95-121
25 134-187 105-149

Допускается одна повторная термообработка.

2.8. На кольце рым-болта центровые отверстия не допускаются.

2.9. Надрезы на обработанной части хвостовика не допускаются.

2.10. Резьба — по ГОСТ 24705 с полем допуска 8g по ГОСТ 16093.

Размеры фасок и сбегов резьбы — по ГОСТ 10549. Величина сбега резьбы для угла заборной части инструмента — 20°.

Примечание. При применении покрытия должны быть обеспечены указанные размеры и шероховатость.

2.11. Резьба не должна иметь сорванных ниток, заусенцев и вмятин.

2.12. Допуск перпендикулярности оси резьбы на длине 100 мм относительно опорной плоскости кольца:

0,10 мм — для рым-болтов с резьбой от М8 до М16;

0,05 мм » » » » » от М20 до М100х6.

2.13. Допуск симметричности оси резьбы относительно общих плоскостей симметрии рым-болта:

Т 1 мм — для рым-болтов с резьбой от М8 до М12;

Т 2 мм » » » » » от М16 до М48;

Т 4 мм » » » » » от М56 до М100х6.

2.12-2.13. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.14. Рым-болты должны выдерживать испытание на прочность нагрузкой, равной удвоенной номинальной грузоподъемности.

Допускаемое отклонение этой нагрузки ±5%.

2.15. Рым-болты могут изготовляться с покрытием. Виды и условные обозначения покрытий — по ГОСТ 1759.0.

Технические требования к покрытиям и качеству поверхности рым-болтов перед покрытием — по ГОСТ 9.301.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Виды стальных рым-креплений

Кроме прямого назначения крепления специальной конструкции также используются при формировании нестандартной грузоподъемной системы. Такими изделиями являются рым-болты с шарниром (вертлюгом), предотвращающим вращение груза с продольными кольцами или стержнями в момент подъема тяжелых, негабаритных и легких объектов.

Любая новаторская конструкция изготавливается по условиям государственного стандарта, обеспечивающего безопасность персонала и целостность груза. ТУ и ГОСТ в разных странах производителях отличаются, но основным показателем надежности изделия считается соответствие «Международному стандарту DIN 580», адаптированному к межгосударственному ГОСТу 4751−73. Все изделия должны иметь буквенно-цифровую маркировку и товарный знак производителя на дужке головки (М8, М16 и т. д. ).

Технические характеристики болтов формируются способом изготовления:

  1. Штамповка
  2. Ковка.

Готовое изделие подвергается обжигу при высокой температуре.

При маркировке используется метод:

  1. Штамповки
  2. Ударное нанесение.

Каждая партия изделий оснащается Сертификатом соответствия с логотипом завода изготовителя, номером партии, количеством креплений, результатом экспертизы. Упаковка продукции должна осуществляться послойно, с прокладкой промасленной бумагой между слоями.

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные испытания рым-болтов. При приемо-сдаточных испытаниях рым-болты проверяют:

до механической обработки:

— на соответствие требованиям п.1.1 в части размеров, получаемых объемной штамповкой или ковкой и пп.2.3, 2.4: в случае изготовления свободной ковкой в подкладных штампах — каждый рым-болт; в случае изготовления объемной штамповкой — 5% от партии, но не менее 5 шт.;

— на соответствие требованиям пп.2.5 и 2.6 каждый рым-болт;

— на соответствие требованиям п.2.7 10% от партии, но не менее 5 шт.;

после механической обработки:

— на соответствие требованиям п.1.1 (размеры , и и ) пп.2.8-2.14 каждый рым-болт;

— на соответствие требованиям п.2.15 — по ГОСТ 9.301.

Примечание. Партия состоит из рым-болтов одного размера, изготовленных из стали одной марки, совместно прошедших термообработку.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2. При получении неудовлетворительных результатов испытаний рым-болтов хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания удвоенного числа образцов, взятых от той же партии, по полной программе. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

Обозначение и упаковка

Для идентификации рым-болты снабжают штампованной маркировкой, в которой указывается номер резьбы и эмблема (товарный знак завода-изготовителя). Каждая партия изделий поступает потребителю упакованной в деревянный (пластиковый ил картонный) ящик весом до 60 кг. Количество изделий в упаковке определяется изготовителем.

В сопровождающем документе с эмблемой завода-изготовителя отмечаются данные об изделиях с указанием количества, результатов испытаний и контрольных проверок. Перед применением изделия необходимо проверить на наличие коррозии, которая способна серьезно ухудшить их рабочие качества.

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. На соответствие требованиям п.2.3 проверяют внешним осмотром без применения увеличительных приборов.

Допускается применение луп до трехкратного увеличения.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.2. Твердость (п.2.7) определяют по ГОСТ 9012 на образующей опорной части кольца.

4.3. Резьбу (п.2.10) проверяют предельными калибрами.

4.4. Отклонение от перпендикулярности оси резьбового хвостовика к опорной поверхности кольца (п.2.12) проверяют угловым шаблоном или щупом по просвету между опорной поверхностью кольца и торцевой поверхностью контрольного калибра.

4.5. Соответствие рым-болтов требованиям п.2.4 проверяют испытанием на растяжение с выдержкой под нагрузкой в течение 10 мин.

Нагрузка должна быть приложена по оси стержня рым-болта.

Приложение нагрузки должно быть плавным, без рывков.

После снятия нагрузки в рым-болтах не должно быть остаточных деформаций, трещин и надрывов.

Отсутствие остаточных деформаций определяют контролем размеров по оси рым-болтов до и после испытания.

Отсутствие трещин и надрывов проверяют внешним осмотром с помощью лупы, имеющей не менее чем четырехкратное увеличение.

4.6. Толщину слоя покрытия (п.2.15) проверяют на кольце рым-болта. Методы проверки качества и толщины покрытия — по ГОСТ 9.302.

4.7. (Исключен, Изм. N 2).

Назначение и область применения рым-болтов

Дословно с ирландского ring (рым) переводится как кольцо, которое приварено к обуху. В это кольцо можно ввести и завязать веревку, тросик, крюк, монтажные трубы и другие приспособления, которое можно использовать. С обратной стороны болт вкручивают в специальный паз, который плотно захватывает крепеж. После такого скрепления можно проводить другие манипуляции с грузом. Можно поднимать ли перетаскивать груз на площадке и на более дальние расстояния. В некоторых ситуациях использование рым-болта нельзя исключить и этот элемент является незаменимым.

Что такое рым по стандартам ГОСТ, ISO и DIN:

Рым-болт DIN 580 / ISO 3266 / ГОСТ 4751-73 — кольцо из металла, которое жёстко соединено с цилиндрическим стержнем. Последний оснащается на конце резьбой, предназначенной для оптимального крепления к конструкциям, механизмам, агрегатам разного типа. Резную стержневую часть можно ввернуть в:

  • закладные элементы конструкций судов,
  • крышку машины,
  • корпус двигателя.

Рым-гайка DIN 582 — конструкция, похожая на рым-болт, лишь нарезной цилиндрический стержень заменен на сквозное аналогичное отверстие с резьбой, служащей для накручивания на закладной болт.

Частный случай — якорный рым, предназначенный для удобства фиксирования троса или веревки на судне. Фиксация возможна при любом положении и всего за несколько секунд, а не только при нахождении якоря на дне. В силу особенностей конструкции рыма, руки во время рыбалки могут оставаться свободными, что обеспечивает моментальное фиксирование якоря, независимо от положения.

Назначение

Предназначена рым-гайка для поднятия различных габаритных конструкций, удерживания предметов на весу, перемещения конструкций, для грузоперевозок или такелажных работ.

А также у данного метиза довольно широкая сфера применения. Они используются:

  • в строительстве (чаще всего особую роль играют при выполнении высотных работ);
  • в судостроении;
  • в производстве автотранспорта (например, при помощи такого крепежа можно отбуксировать неработающий автомобиль);
  • в промышленности;
  • в быту;
  • в сельском хозяйстве.

При эксплуатации крепеж накручивается на резьбовой стержень шпильки или винта, размер которого должен соответствовать размеру втулки гайки.

Как установить рым-болт

Устанавливая рым болт, важно учитывать его специфику, технические характеристики, прямое предназначение. Во время монтажа следует придерживаться простых правил по эксплуатации:

  • к одному креплению разрешается крепить один трос;
  • крепление должно быть плотно затянутым;
  • относительно отверстия ось болта должна находиться под прямым углом;
  • при появлении любых визуальных дефектов крепёж срочно меняют;
  • заваривать или заделывать дефекты нельзя;
  • перед установкой все детали приспособления должны быть чистыми.

ВалераГолос строительного гуру Выполняя строительные работы, длину крепежа подбирают, учитывая толщину поверхности. Место, куда планируется устанавливать крепеж, необходимо разметить заранее, так как демонтаж проводится крайне трудно.

Крепежное приспособление рассчитано на определённые рабочие нагрузки. Перед началом эксплуатации необходимо изучить технику монтажа устройства, проконтролировать соответствие посадочного места конкретному изделию. Поле установки грузоподъемных крепежей следует выполнить плавный подъем без резких движений и рывков. Контролировать процесс нужно на безопасном расстоянии от груза.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]