Рым-болт – это приспособление, которое используют для захвата, транспортировки и подъёма грузов, такое универсальное приспособление называют, грузозахватным. Выглядит он в виде длинного болта с круглым кольцом на конце. Конструкция изделия произведена из высокопрочных металлов, особо прочно устанавливается и фиксируется внутри, благодаря углублённым прорезям, которые не прогибаются. Само кольцо не подвержено разрывам, трещинам, гнутости.
Рым-болт очень востребован на рынке сбыта и его практически невозможно заменить, какими-нибудь другими изделиями.
Применяется рым-болт в следующих отраслях:
- машиностроении;
- сельском хозяйстве;
- строительстве;
- судоходном деле.
Конечно, главное предназначение рым-болта – это надёжность и безопасность крепления грузов, перемещения и подъёма на борт.
Особенности рым-болтов
Прежде чем установить рым-болт необходимо подготовить отверстие, которое проделывается с помощью специальных свёрл, а потом вкрутить сам рым-болт. Но он должен быть вкручен максимально крепко. Чтобы рым-болт был установлен правильно и надёжно, необходимо подбирать идентичное сверло.
Особенностью рым-болта является то, что крепления, предназначенные для переправы или подъёма грузов, могут двигаться в разных направлениях, или ели это необходимо стоять на месте (плотно держаться). Это происходит благодаря круглой форме конечности рым-болта. Поэтому грузы можно поднимать, передвигать или тянуть с помощью рым-болта.
Типы
Данные стандартные изделия можно классифицировать следующим образом:
- с поворотной петлёй;
- удлиненные;
- рым-болты DIN 580.
Рассмотрим каждый из видов более подробно.
Рым, имеющий длинную резьбовую часть, может вкручиваться в тело детали. При этом сам болт можно без проблем затянуть монтировкой или даже обычным металлическим прутом, поскольку кольцо расположено перпендикулярно к оси резьбы.
Так называемые такелажные точки (болты, снабженные поворотной петлёй) активно используются в условиях ограниченного пространства. Важно знать, что грузоподъемность находится в прямой зависимости от угла наклона петли непосредственно к оси пальца. Применение изделий возможно в любой сфере промышленности.
Что касается болтов DIN 580, то их эксплуатация не требует от обслуживающего персонала наличия специальных навыков. Достаточно просто вкрутить эту стандартную единицу в тело подготовленного к подъёму/опусканию объекта и провести обвязку на основании схемы строповки.
Производство рым-болта
Применяются две технологии для производства рым-болтов: ковка изделий или штамповка. Особую роль играет при изготовлении обработка стали, она может быть углеродистая или легированная. В том и другом случае – это высокопрочная сталь, очень высокого качества. Отличие лишь в том, что одни рым-болты применяют в любом направлении, другие лишь там, где они не подвергаются влаге.
Проходящие углеродистую обработку рым-болты – это оцинкованные изделия. Они не ржавеют, стойки к погодным условиям, легко применяются в воде и при перевозках морских, речных грузов.
Легированные рым-болты – это не оцинкованные изделия, которые не менее прочные, чем оцинкованные, но они могут быть подвержены коррозии и рже. Поэтому их применяют там, где они не взаимодействуют с осадками и прочими неблагоприятными для них условиями.
Рым-болт – с чем работать при транспортировке грузов?
Такие приспособления используют для крепления каких-либо деталей к различным механизмам, конструкциям. Стандартный рым-болт с поворотной петлей имеет следующие элементы: металлический стержень или болт без шляпки и монтажное кольцо. Для изготовления таких крепежей используют легированную или углеродистую сталь, затем она дополнительно проходит оцинкование. Так как это приспособление используется в качестве крепежных элементов, то они должны быть прочными, надежными. Конструктивное решение данных приспособлений очень просто и удобно.
Это делает их особо популярными и незаменимыми во многих работах. Их активно используют в портовых, строительных и других работах. Часто при применении кольцевых болтов нужно пользоваться различными переходниками. Они могут быть как с внутренней, так и с наружной резьбой, либо с фланцами. Переходники подбираются с учетом типа болта. Так как такие приспособления используются либо при такелажном, либо при тросовом монтаже, они могут быть с жестко соединенным или с вращающимся на шарнире кольцом. Для каждого вида работ подбирают определенный вариант.
В последнее время часто изготавливают и нестандартные приспособления для определенных работ. Также кольцевые болты различаются в зависимости от размера. Выпускаются такие приспособления с разными диаметрами и разной длиной стержня. Чем выше вес груза, тем длиннее стержень и больше диаметр кольца. Диаметр резьбы может быть от 8 и до 100 мм, и маркировка обозначается на таре, имеет вид М8, и так далее до М100. Производители маркируют свою продукцию ударным способом либо штамповкой. Так как данные приспособления пользуются ощутимым спросом, то производители идут на встречу и учитывают все пожелания и требования.
Как появляется на свет каждый болт?
Для стандартных приспособлений обычно используется сталь марки 20 либо 25. При изготовлении этих видов болтов используют штамповочный метод либо ковку. Метод ковки является более сложным, но изделия получаются более точными и прочными. Единственным недостатком такого метода может быть то, что болты могут отличаться на несколько миллиметров, но это отклонение допускается ГОСТом. Метод штамповки – более простой за счет механизации. Изделия изготавливаются на специальных станках. Сталь разогревается до высоких температур и далее заливается в специальные формы.
На кольцах болтов могут быть некоторые заусеницы или лыски, это допустимо по нормам, и в процессе изготовления можно устранить. Устраняются такие мини-дефекты зачисткой или заточкой, только ни в коем случае не варкой. Такой способ недопустим. Далее все болты нужно очистить от окалин и привести в нормальный вид. На производстве такого приспособления для крепежа вполне возможна дополнительная термическая обработка. Это делает данные элементы более прочными. Нельзя, чтобы на данных приспособлениях были различные центровые отверстия. Это скажется не только на качестве, но и на прочности. Также не должно быть каких-либо трещин либо надрезов на хвостовике.
В отличие от кольца, на стержне не должно быть ни вмятин, ни заусенец, ни сорванных ниток. Это брак, и данный показатель отразится на креплении в будущем.
Обычно перед продажей вся продукция должна проходить испытания на прочность под нагрузками. Часто для этого берется несколько кольцевых болтов, и на кольцо подвешивается определенный груз, в таком состоянии их нужно оставить на несколько часов. Величину нагрузки используют намного больше запланированной. Если после определенного времени не произошло деформации, то приспособления считаются соответствующими нормам и стандартам, и такой рым-болт (ГОСТ 4751-73) поступает в продажу.
Грамотное обращение с крепежом для успеха работы
Перед работой важно обращать внимание на качество крепежных элементов. Как и любое приспособление, они должны быть не только прочными, но и безопасными. Их используют с большими грузами, поэтому нужно соблюдать некоторые несложные, проверенные профессионалами правила. Необходимо перед использованием оценить качество крепежа, не следует применять изношенные либо поврежденные кольцевые болты. Также не стоит использовать приспособления согнутые, либо с деформированными проушинами.
Важно, чтобы перед применением отверстия и резьба были чистыми. Нельзя пользоваться переделанными, укороченными или измененными другим способом болтами. Кроме осмотра, необходимо соблюдать еще определенные правила и при выполнении монтажных работ. При использовании элементов нельзя превышать допустимую рабочую нагрузку (обычно это можно проверить в специальных таблицах, которые имеются в упаковке). Не следует использовать обычные болты с гайками, когда требуется выполнять боковые нагрузки. Для боковых нагрузок нужно использовать только кольцевые болты либо с гайками, либо с опорами.
Важно применять данные приспособления при допустимых рабочих нагрузках: обычно если угол к вертикали составляет около 90 градусов, то допустимая нагрузка может быть 30 процентов в линии, а при наклоне в 90 градусов допустимая рабочая нагрузка не должна превышать 25 процентов. Нельзя укорачивать такие болты при прикреплении к грузам, и перед креплением нужно высверливать правильно отверстия, чтобы они соответствовали подготовленным крепежам, или нужно использовать шайбы. Важно вкручивать не только сами болты, но и гайки до конца, до упора.
Даже если крепеж прикреплен по всем правилам и проверен на качество, все равно при перемещении груза нужно соблюдать следующие правила безопасности: во время работы нельзя стоять под грузом, а поднимать его нужно равномерно, без рывков, важно в такой работе контролировать подъем. Нагружать кольцевые болты нужно в плоскости проушины, под углом этого делать не допускается. Если при работе с ними используются двухветвенные или более разветвленные стропы, важно, чтобы нагрузка рассчитывалась с учетом угла наклона стропы. Конечно, это уже наука не для бытового уровня, а для крупных строительных проектов или логистических центров, где и грузы потяжелее, и ответственность побольше.
Классификация
Размеры гаек устанавливаются также по стандартам DIN582.
На боковой части кольца рым-гайки наносится маркировка, в которой указана информация о размерах, материале и заводе-изготовителе.
Размер резьбовой поверхности варьируется и может быть М6, М8, М10, М12, М16, М18, М20, М24, М26, М30, М36, от М42 до М48. А также выпускают метизы нестандартных размеров, например, М4, М5, М7, М22, М27, М33, М39, М39х2, М100. По DIN такие параметры не рекомендуется изготавливать, и приобрести их можно только на заказ. Самыми распространенными стали метизы с размерами М8-М16.
А также гайки классифицируются:
- по виду кольца – круглой формы, овальной или в форме закругленного прямоугольника;
- по размеру втулки – низкая или высокая (удлиненная);
- по нагрузке – несиловые и силовые;
- по типу резьбы – с мелкой метрической резьбой, то есть когда размер указан в миллиметрах, или с дюймовой резьбой, соответственно, здесь размер будет в дюймах.
Дюймовая размерность впервые начала набирать популярность в Соединенных Штатах и Великобритании, в то же время в Европе и Азии распространенной была метрическая система. Соответственно, появилась проблема с совместимостью различного рода крепежей. В дальнейшем Великобритания приняла метрическое измерение, отказавшись от дюймового.
По внешнему виду отличить американскую систему измерения резьбы от метрической невозможно, так как угол профиля у них идентичен – 60 градусов. Различить возможно по маркировке: в метрической системе класс прочности обозначается цифрами, в дюймовой – линиями. Крепежи с разным типом резьбы никогда не будут взаимозаменяемыми, так как при свинчивании в конструкции образуется зазор или промежуток. Единственная трудность, возникающая во время монтажа рым-гайки – это правильное соединение двух элементов.
По виду головки рым-гайки она может быть трех модификаций:
- А – головка в форме петли;
- В – силовой вариант, увеличенная головка;
- D – уменьшенная головка.