Пневматический ударный гайковерт (воздушная затяжка крепежей)

Для современного слесаря компактный пневматический гайковерт – незаменимый и удобный инструмент, когда требуется быстрая разборка или фиксация резьбовых соединений. Существует множество моделей этого устройства для ремонта личных бытовых механизмов, использования в строительстве, машиностроении.

Принцип работы пневматического гайковерта

Как и любой пневматический инструмент, пневмогайковерт работает от сжатого воздуха, подаваемого из компрессора. Минуя шланг, подключенный к гайковерту, воздух попадает в устройство и начинает раскручивать лопасти ротора, который передает вращение на шпиндель (упор), насадку и в конце концов на крепеж. Функция реверса меняет направление потока воздуха в инструменте, в следствии чего меняется направление вращения ротора, и гайка откручивается за несколько секунд.
По типу работы, пневматические гайковерты бывают ударными и безударными. Наличие ударного механизма в гайковерте повышает его крутящий момент, но вместе с этим увеличивается и риск срыва резьбы или шляпки болта. Ударно-вращательное движение создается при помощи специального молоткового механизма, расположенного перед шпинделем. Устройства без ударной функции зачастую выдают меньшую силу вращения, и применяются в основном при работе с крепежами до 12 мм.


Углубляясь в детали, можно обрисовать устройство пневматического гайковерта следующим образом. Внутри корпуса инструмента располагается задняя панель, цилиндр с ротором и лопастями, ударный механизм, упор. На внешней части корпуса располагается пусковая кнопка, штуцер для подключения компрессора, реверс и регулятор (на большинстве моделей).

Настоящим или будущим владельцам, рекомендуем ознакомиться с материалом, где мы рассказываем и показываем, как проводить обслуживание и ремонт пневматического гайковерта.

Пневматический гайковерт с регулировкой момента затяжки

Большинство современных ударных гайковертов оснащаются функцией регулирования затяжки. Главная задача данной функции заключается в предотвращении крепежа от перетягивания, срыва резьбы или шляпки. Регулировка будет полезна для затяжки относительно небольших гаек и болтов, инструментом с высоким крутящим моментом. Крепеж на М8 скорее всего будет испорчен, если закручивать его инструментом без регулятора, с максимальным крутящим моментом в 1000 Нм.


Принцип работы пневматического гайковерта с регулировкой заключается в ограничении подаваемого воздуха, в следствии чего уменьшается крутящий момент. К примеру: если на пневмогайковерте Fubag на 900 Нм, установить режим номер №3, его крутящий момент снизиться до 450 Нм, что позволит уверенно затянуть крепеж М14. Количество режимов на различных инструментах может различаться, но в среднем их бывает от 3-х до 5-ти. Информация о режимах работы, указывается в прилагаемой к инструменту документации. Каждое отдельное устройство имеет свои характеристики регулируемых мощностей.

Правила нанесения смазки

Если по какой-либо причине вы не имеете возможности установить лубрикатор на ваш агрегат, то, из ситуации можно выйти следующим способом.

  1. Непосредственно перед запуском гайковерта необходимо открутить от него шланг и закапать в штуцер инструмента от 3 до 5 капель смазки.
  2. Далее, следует вернуть шланг на прежнее место и ненадолго включить агрегат (тридцати секунд будет достаточно). Благодаря данной операции произойдет равномерное распределение масла по всем подвижным узлам устройства.

Смазку таким способом необходимо проводить и перед длительным хранением инструмента. При использовании агрегата в интенсивном режиме масло следует закапывать в штуцер каждые 3-4 часа.

Хотя данный способ и помогает продлить срок службы гайковерта, он очень неудобен. Приходится прерывать работу и тратить время на очистку инструмента от загрязнений в районе штуцера, на подготовку смазки. Также во время проведения процедуры следует внимательно следить за тем, чтобы в агрегат не попала пыль. Именно по этим причинам рекомендуется устанавливать в систему лубрикатор, который всегда будет своевременно подавать смазку в инструмент.

Как выбрать пневматический ударный гайковерт


Прежде чем идти в магазин за пневмогайковертом, следует задать себе несколько важных вопросов, ответы на которые помогут совершить удачную покупку. Данный инструмент имеет множество особенностей и сфер применения, поэтому показатели рабочих характеристик разных моделей может существенно меняться. Один определенный гайковерт, может успешно применяться в одном типе работ, но совершенно не подходить для другого. Что же необходимо учесть при выборе:

  • Сфера применения
    . Определите для себя, в каких типах работ будет использоваться инструмент. Нужен ли Вам пневматический гайковерт для гаража, компактное устройство для монтажа вентиляций или крупный агрегат для откручивания колес грузовиков.
  • Размеры гайки
    . Чем компактнее крепеж, тем меньше он требует силы затяжки. Если Вам предстоит крутить гайки с размером резьбы от М6 до М10, подойдет посадочный квадрат на 1/2. Гайковерт с квадратом 3/4 подойдет для крепежей с резьбой М10 – М18. Для гаек больших размеров, будет оптимален квадрат в 1 дюйм.
  • Крутящий момент
    . Исходя из определенного типа работ, подбирается инструмент с подходящим показателем крутящего момента, который обычно находиться в диапазоне от 300 Нм до 3000 Нм (не учитывая гигантов отрасли). Колеса легкового автомобиля могут срываться с места при 300-400 Нм, Камаза при 800-1000 Нм, а экстремально нагруженные соединения поддадутся только инструменту с показателем в несколько тысяч.
  • Регулятор затяжки
    . Немаловажный фактор, добавляющий инструменту универсальности. Регулировка расширяет диапазон закручиваемых крепежей, но на пневматических гайковертах имеет погрешность в 10%.
  • Вес устройства
    . Длительная работа тяжелым инструментом с вибрацией, может изрядно осложнить жизнь. Если выбирать пневматический гайковерт для гаража и мелких домашних работ на несколько минут в день, то подойдет агрегат с цельнометаллическим корпусом. Для более длительного применения лучше взять инструмент полегче, с корпусом из композитных материалов.

Осторожно, пневмогайковерт!

Вы никогда не читали на автофорумах удивленных отзывов автолюбителей о том, что через десяток километров пробега после того, как был посещен шиномонтаж или СТО, они обнаруживают, что болты на одном (или нескольких) колесе не просто не затянуты – а попросту откручены или даже потеряны? И самое странное, что колеса прикручивали в присутствии «потепевшего»! Поэтому подобные ситуации обычно списывают на злобных соседей. На самом деле, причина у этого явления в большинстве случаев – пневмогайковерт .

Пневмопистолеты

(пневматические гайковерты), благодаря своей невысокой стоимости, в последние годы прочно вошли в перечень инструмента, имеющегося в наличии практически в любой шиномонтажной мастерской или СТО. Пневмогайковерт действительно существенно ускоряет процесс демонтажа/монтажа колеса и заметно облегчает работу мастера. Правда, лишь не многие автолюбители знают, что закрутка и затяжка колесных болтов (гаек) пневматическим гайковертом строго запрещена!

Как устроены пневмогайковерты?

Конструкция пневматических гайковертов, которые используют в шиномонтажах, достаточно проста: пневмопистолет подключается к шлангу компрессора и приводится в действие воздухом под высоким давлением. Важным элементом конструкции пневмопистолета является возможность регулировки максимального усилия, передаваемого на патрон пневмогайковерта, благодаря чему, в частности, можно регулировать момент затяжки болтов (гаек). Именно это и является основным аргументом мастеров шиномонтажа в пользу использования пневматического гайковерта при затяжке болтов – момент затяжки выставлен на минимум, а значит болты (гайки) не будут «перетянуты».

На самом же деле, пневматические устройства

не могут быть использованы при креплении колеса к ступице совсем не из-за силы затяжки, хотя, учитывая тот факт, что в подавляющем большинстве случаев пневмогайковерты в шинных центрах – это дешевая китайская продукция и регулировка момента затяжки – это первое, что в них ломается (если она работала вообще), доверять этим устройствам нет абсолютно никаких оснований и ситуация, когда при следующем демонтаже колеса возникнут проблемы более чем вероятна и жизненна. Но дело даже не в том, что болты при монтаже колеса Вам могут слишком сильно (или слишком слабо) затянуть.

Почему крепежные болты (гайки) имеют конусное основание?

Вы наверняка обращали внимание на то, что болтовые отверстия на дисках имеют намного больший диаметр, чем резьба болтов (шпилек), которыми диск крепится к ступице? И, соответственно, сами болты (гайки), имеют шляпку с конусным основанием? Не задумывались, зачем так сделано? А сделано так потому, что производитель автомобиля вынужден очень точно рассчитать посадку колесного диска на ступицу с тем, чтобы ось вращения диска точно совпала с осью вращения ступицы. Если эти оси не совпадают – колесо будет бить, в буквальном смысле слова уничтожая ступичный подшипник и прочие несущие элементы подвески. Причем, задача состоит не только в том, чтобы правильно «посадить» колесо на ступицу, но и надежно закрепить его в этом положении во всех осях нагрузки. Именно поэтому существуют центровочное отверстие диска (для правильной посадки) и правила поочередной и поэтапной затяжки колесных болтов — для надежной фиксации в правильном положении. Больше о предназначении центровочного отверстия и конусов — в статье о центровочных кольцах.

Затягивая болты (гайки) по правилам, т.е. вручную, с использованием профессионального инструмента , не спеша, по принципу звездочки и в несколько этапов, Вы обеспечиваете максимально точную центровку болтовых отверстий диска на конусных основаниях болтов (гаек), и, соответственно, максимально надежное крепление диска на ступице автомобиля в нужном положении. Что же происходит при закрутке болтов пневмогайковертом? Под большим давлением и с высокой скоростью закручивается (и затягивается) один болт (гайка), и, независимо от того, правильно ли он «сел» в болтовое отверстие диска и правильно ли «встали» другие отверстия по отношению к шпилькам (резьбовым отверстиям) ступицы. И после этого, все остальные болты уже вынужденно затягиваются исходя из положения, которое заняло колесо относительно ступицы при затяжке первого болта.

Ради интереса, попробуйте одеть колесо на ступицу и закрутить только один болт (гайку), но не затягивая до конца – вы увидите, что колесо при этом будет иметь достаточно серьезный «люфт»

Какие могут быть последствия пневматической затяжки болтов (гаек)?

Если колесо село на ступицу неправильно, это означает, что неправильно «сели» в отверстия на диске и конусные основания болтов или гаек. А это, в свою очередь, означает, что в движении автомобиля столкнутся две силы: либо бьющее колесо разобьет подшипник (актуально для случаев, когда диаметр центровочного отверстия диска точно не совпадает с диаметром посадочного цилиндра ступицы), либо колесо таки сместится (например, при экстренном торможении) и встанет на место (зависит от реального момента затяжки болтов). В первом случае последствия ясны, а во втором, когда болты встанут на место, окажется, что они… недотянуты! Ну а дальше вибрация колеса и центробежная сила неизбежно сделают свое дело – болты (гайки) рано или поздно открутятся. Хорошо, если Вы успеете это заметить…

Компрессор для пневматического гайковерта


Важнейшим оборудованием, необходимым для работы пневмоинструмента, является воздушный компрессор. Данное устройство, с помощью двигателя, нагнетает в себе воздух и по специальному шлангу направляет его в инструмент. Давайте рассмотрим, как подобрать компрессор к гайковерту, чтобы удовлетворить все потребности.

  • Давление
    . От данной характеристики зависит сила выхода сжатого воздуха, а следовательно и рабочие показатели инструмента. Для большинства средних гайковертов достаточно компрессора низкого давления, выдающего не менее 6.3 атмосфер.
  • Максимальная производительность
    . Немаловажный показатель, от которого зависит темп работы инструмента. Если на пневматическом гайковерте указан расход 360 литров в минуту, а компрессор за это же время накачивает только 330, о бесперебойной работе в такой связке можно забыть. Производительность компрессора должна быть выше потребностей гайковерта.
  • Объем ресивера
    . Довольно спорный показатель, определяющий длительность автономной работы инструмента, при отсутствии постоянной подкачки воздуха. Компрессоры с малым объемом воздуха (50 л) быстро теряют давление и для непрерывной работы инструмента, должны постоянно нагнетать воздух. При более внушительных объемах (100-200 л.) оборудование может немного отдохнуть, несмотря на продолжающуюся работу пневматики. Для удобной работы в домашней мастерской, компрессору для гайковерта хватит 100 литров.
  • Тип соединения
    . Чтобы доставить сжатый воздух в редуктор пневматического гайковерта, требуется специальный герметичный шланг, способный выдержать подаваемое давление. Перед приобретением такого шланга, следует узнать к какому размеру штуцера он подходит (1/4, 1/2 или 3/4). Эти данные производитель указывает на самом инструменте, в документации или на коробке.

статья из рубрики Рейтинг

  • 40

Пневмоинструменты Слесарные инструменты

Сохраните эту страницу в своей соц. сети и вернитесь к ней в любое время.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Выбор шланга

Следует знать, что шланг, которым комплектуется компрессор, особенно китайского производства, не подойдет для эффективной работы гайковерта. Чаще всего данные шланги имеют внутреннее сечение около 6 мм. Такой пропускной способности шланга будет недостаточно, чтобы подать необходимый объем воздуха на пневмоинструмент. Им, разве что, можно сдувать пыль, применять для краскопульта, но не более. Даже накачка шин с его помощью забирает много времени.

Поэтому необходимо обзавестись другим шлангом с большей пропускной способностью. В идеале, это может быть газовый шланг, который приобретают в магазине газового оборудования. На нем будет видна маркировка (Пропан-Бутан), а также указано максимальное давление, которое он выдерживает, значение внутреннего диаметра.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]