Руководство по выбору и использованию стальных круглозвенных цепей

Распечатать

Цепью называют гибкое длинномерное изделие из звеньев, соединенных последовательно и подвижно. Это гениальное изобретение человечества в современных реалиях не утратило былой популярности и широко используется на судах, в портах, на лесозаготовках, при грузоперевозках, на производстве, в горной промышленности, сельском хозяйстве, быту, интерьерах и ландшафтном дизайне.

Цепи различают по назначению, конструкции, материалу, размеру звеньев, прочности и многим другим признакам, которые и определяют сферу их применения. Среди огромного разнообразия звеньевых конструкций можно выделить четыре основные группы.

Цепи общего назначения

В эту группу входят стальные круглозвенные цепи нормальной прочности с калибром от 2 до 16 мм со сварным соединением звеньев. Они изготавливаются в соответствии с DIN 763, DIN 5685 Form C (длиннозвенная) и DIN 766, DIN 5685 Form A (короткозвенная) из низкоуглеродистой стали класса 2. Их используют для растяжек, подвесов и в других системах крепления, не работающих в условиях динамических нагрузок и не связанных с подъемом грузов. В домашнем хозяйстве их применяют для привязки животных, подъема колодезной воды изготовления качелей. Цепные ветви, состоящие из длинных звеньев, обладают лучшей подвижностью, но уступают аналогам с коротким звеном в прочности.

Сравнение короткозвенной и длиннозвенной цепи общего назначения

Приготовление топливной смеси для цепной пилы.

Поскольку на большинство цепных пил, доступных потребителю, производитель ставит двухтактные моторы, не предусматривающие отдельной смазки трущихся деталей, очень важно при обкатке приготовить правильную топливную смесь. Готовится она из бензина и двухтактного моторного масла в определенной пропорции, рекомендуемой заводом изготовителем бензопилы

Какой бензин брать для топливной смеси?

За основу берется бензин с октановым числом не менее 90. Для России, Беларуси, Казахстана и других стран СНГ оптимальным вариантом топлива будет марка АИ-92. Избегайте применения сомнительных видов топлива, а так же использования каких либо присадок, повышающих октановое число. Со временем присадки теряют свои свойства, а бензин становится низкомарочным.

Использование топлива с низким октановым числом при обкатке и эксплуатации цепной бензопилы вызывает неравномерную работу двигателя и его постукивание. При этом наблюдается повышение температуры мотора и увеличение нагрузки на коренные подшипники. Мнимая экономия чаще всего приводит к выходу из строя цилиндро-поршневой группы, требующей существенных средств для ее восстановления.

Часто у новоиспеченных владельцев бензопил возникает вопрос, какой бензин лить в бак инструмента: этилированный или неэтилированный? Этилированное топливо применяется для пуска двигателя без катализатора. Если же Ваша пила с катализатором (зеленая крышка бензобака), то используйте неэтилированный вид топлива.

Какое масло использовать в топливной смеси, и в каких пропорциях?

Как для обкатки, так и для постоянной эксплуатации бензопилы используется двухтактное моторное масло. Если не хотите рисковать и экспериментировать, то приобретайте смазку рекомендуемую производителями инструмента. Как правило, для них ГСМ изготавливают под заказ крупные компании. Это позволяет производителю цепных пил и прочего бензоинструмента гарантировать надлежащий пуск и безотказную работу своих изделий.

Поскольку фирменные масла для бензопил Husqvarna, Stihl, Partner, Oregon, Jonseredразливают из одной бочки, то обкатать инструмент можно любом из указанных

При этом очень важно учитывать рекомендации как на инструкциях к маслам, так и рекомендации производителей цепных пил. Используя фирменные ГСМ, при приготовлении топливной смеси, придерживайтесь инструкции по эксплуатации бензоинструмента

Рекомендуемые пропорции ГСМ при приготовлении топлива
Обкатываемая бензопилаПропорцияБензин, (литры)Масло, (литры)
Husqvarna до 1,5 кВт1:4010,025
Husqvarna свыше 1,5 кВт1:5010,020
Stihl до 1,5 кВт1:4010,025
Stihl свыше 1,5 кВт1:5010,020
Partner1:4010,025
Partner1:3310,030

В случае отсутствия фирменных масел обкатывать новую бензопилу можно используя смазочные материалы сторонних производителей класса JASOFB или ISOEGB. Согласно инструкции соотношение компонентов берется из расчета 1:33. При этом производитель инструмента не рекомендует брать четырехтактные моторные масла и двухтактные для лодочных моторов с водяным охлаждением, маркируемые как TCW.

Готовить топливную смесь для обкатываемой бензопилы следует в чистой емкости, предназначенной для хранения ГСМ.

  1. Отлейте в тару половинную порцию необходимого бензина;
  2. Добавьте требуемое количество масла;
  3. Аккуратно смешайте компоненты;
  4. Влейте оставшийся бензин и перемешайте.

Грузовые и тяговые цепи нормальной прочности

Это изделия с классом качества 2, 2.5, 3.5, 5, 7, 8, с напряжением при минимальной разрывной нагрузке от 240 до 800 Н/мм². Они идут на изготовление цепных строп и используются в составе различных подъемно-транспортных машин и механизмов. С их помощью крепят габаритные и тяжелые грузы на водном и сухопутном транспорте. Используются преимущественно с блоками и лебедками, для обвязки, подвески, подъема и удержания грузов; тяговые — для перемещения грузов. Изготавливаются по ГОСТ 2319 или ТУ (внутренним стандартам изготовителя).

Как классифицируют пильные цепки

Качество и скорость распила зависит от вида пильной цепи, расположения и общего числа составляющих её звеньев. Производители выпускают чипперные и чизельные изделия, различающиеся формой режущего зубца.

Цепи первого типа устанавливают на профессиональные и бытовые мотопилы. Название она получила по форме режущего элемента. Слово chipper в переводе с английского языка означает «рубящий в щепу». Действительно, серпообразные резцы, закруглённые сверху, позволяют пилить с большой скоростью. Однако такие цепи менее эффективны в работе, поскольку у них увеличена площадь контакта режущей кромки с древесиной. Их удобно затачивать, так как не требуется соблюдать чёткий угол.

Чизельные изделия (chisel в переводе означает «долото) чаще устанавливают на профессиональное оборудование. Более острый угол атаки рабочего зуба позволяет агрессивней врезаться в древесину, что увеличивает производительность пилы, но снижает скорость реза. При их заточке необходимо чётко выводить правильный угол.

Пильные детали для бензопил также классифицируют по назначению. Для спила деревьев и раскряжёвки стволов применяют поперечную цепку, угол заточки режущей кромки которой составляет от 5 до 15 ̊. Для распила вдоль волокон нужны продольные цепи, которые надо затачивать под углом от 25 до 30 ̊. Чем твёрже дерево, тем острее его затачивают напильником или станком.

Грузоподъемные цепи повышенной прочности

В эту группу входят высокопрочные каленые цепи класса Т(8) с пределом прочности при разрушающей нагрузке 800 Н/мм² и выше. Изготавливаются из круглого стального прутка с диаметром сечения от 4 до 20 мм из высоколегированной стали. Место смыкания колец заваривается электросваркой и обрабатывается от грата. Готовые изделия проходят высокотемпературную закалку для повышения грузоподъемности, усталостной прочности, стойкости к абразивным материалам и чрезмерному трению. Калибровка каждого звена гарантирует высокую точность форм и размеров и позволяет использовать их для работы на звездочках грузоподъемных и тяговых устройств. Технические требования к ним устанавливают стандарты ГОСТ 30188-97 и ГОСТ 25996 (для горного оборудования).

Стандарты, определяющие размеры приводных роликовых цепей

Для стандартизации размеров цепей в разных регионах и странах разработаны собственные Стандарты, которые регламентируют параметры и характеристики не только приводных цепей, но и других видов, а также звездочек для них. Отсутствие единого мирового Стандарта, а также импорт оборудования и техники, накладывает ряд сложностей в подборе цепей по размеру.

Наиболее известные стандарты: ГОСТ (ГОСТ 13568-97 — российский стандарт по приводным цепям, применяемый и в странах СНГ), ISO, DIN (ISO 606, DIN 8187, DIN 8188 – стандарт, применяемый в европейских странах), ANSI (ANSI B29.1M — стандарт, который применяется в США). Все стандарты описывают типы, параметры и размеры цепей, особенности выбора шага цепей и их маркировки, марки стали, а также множество других вопросов. Главным вопросом остается размерный ряд цепей и их соответствие в разных Стандартах (аналоги цепей).

Так как первые стандарты роликовых цепей создавались в дюймовой системе, то ряд размеров цепей соответствует долям дюйма, а уже затем он переводится в международную метрическую систему и указывается в миллиметрах.

Декоративные цепи

Данная группа изделий поражает многообразием форм, размеров, цветов и используемых материалов, что предполагает множество вариантов их применения. Благодаря различным покрытиям они отлично имитируют цветные и драгоценные металлы, что позволяет реализовать любой творческий замысел в оформлении интерьеров и ландшафтном дизайне. Декоративные цепочки часто используют дизайнеры бижутерии, одежды и галантереи. Пластиковые цепи со звеньями ярких сигнальных цветов применяются для зонирования общественных помещений, парковок, спортплощадок.

Наиболее распространенные размеры

При выборе байка учитывают 3 главные величины, значения которых указывают на различия между велоцепями.

  1. Расстояние между пинами (шаг).

Нет необходимости измерять показатель самостоятельно, т.к. по ГОСТу на всех современных двухколесных транспортных средствах стандартный шаг равен 12,7 мм (1/2”).

  1. Ширина цепи.

Норматив определяется замером между внутренними плоскостями пластин. Самые распространенные размеры по ширине (мм):

  • одна скорость − 8,7-11;
  • 7 скоростные кассеты − 7,3;
  • 11 звезд в кассете − 5,5.

Чем больше число передач, тем меньше расстояние между звездочками и шириной велосипедной цепи.

  1. Длина.

Для комплектации трансмиссии велосипеда чаще всего изготавливают цепи из 110-118 звеньев. Для 12-скоростной кассеты показатель увеличивается до 126 звеньев. Величина связана с типом велосипеда. Например, на обычные горные модели потребуется 106-108 звеньев; на новые найнеры − 112. Рабочую длину можно определить самостоятельно.

Для Дабл или Трипл системы:

  • открыть замок (сжать руками одно звено навстречу другому, покачивая из стороны в сторону);
  • не продлевая цепь через переключатели, надеть спереди и сзади на самую большую звезду;
  • соединить в замкнутый круг, добавив 1-1,5 звена.

Такой замер актуален, если на велосипеде установлены 2 или 3 звездочки.

Если установлена Сингл система (одна звезда спереди и 9-11 сзади), длину цепи увеличивают на 2 звена.

Классификация сварных круглозвенных цепей

В зависимости от соотношения шага к калибру цепи делятся на:

  • короткозвенные (тип А)
  • длиннозвенные (тип Б)

Выбирая цепь для тех или иных задач, потребители часто задаются вопросом: – «В чем разница между короткозвенной и длиннозвенной цепью, кроме очевидного размера звеньев?»

Конструкция с короткими звеньями (P/d < 3,5) делает цепь более удобной в обращении, она не склонна к спутыванию при укладке в емкость для хранения, но не такая подвижная, как длиннозвенная. Главное ее преимущество в показателях прочности: при одинаковом калибре цепь с коротким звеном выдерживает большие нагрузки, чем с длинным звеном. Ее сложнее повредить при затягивании на острых углах. Короткие звенья плотнее прилегают к захватным крюкам, поэтому меньше риск их соскакивания.

Конструкция из длинных звеньев (P/d ≥ 3,5) обладает большой степенью свободы во всех направлениях и лучше подходит для закрепления, наращивания, укорачивания. Из нее легко сделать петлю, продев звено в звено. Но главное ее преимущество перед короткозвенной в меньшем весе и цене, поскольку на каждый метр приходится меньшее число колец.

Вывод:

Тип цепи нужно выбирать в зависимости от возлагаемых на нее задач. Если подвижность и вес являются менее важными критериями, чем прочность, то следует остановить выбор на коротком звене. В грузоподъемных механизмах с блоками и барабанами для работы используют исключительно короткозвенные цепи, чтобы не допустить возникновения большого изгибающего момента.

Важно:
При покупке, убедитесь, что внутренние размеры звена достаточны, для того, чтобы продеть через него крюк или другие соединительные элементы (скобы, кольца, карабины, рымы и т.д.).
По точности исполнения круглозвенные цепи делятся на:

  • калиброванные (исполнение 1)
  • некалиброванные (исполнение 2)

Рекомендации по продлению эксплуатационного ресурса

Примерный срок эксплуатации фирменной шины равняется суммарному ресурсу 3-х качественных пильных цепей, приводная звездочка меняется по состоянию. Специалисты рекомендуют использовать в работе комплект из нескольких цепей.

Основные факторы досрочного выхода шины из строя:

  • инициирующее быструю выработку паза и хвостовиков чрезмерное натяжение цепи или несоответствие ее шага характеристикам венца ведущей звездочки;
  • приложение значительных усилий при распиловке твердой или мерзлой древесины;
  • греется шина и интенсивно изнашивается из-за отсутствия подачи смазки, вследствие неисправности или неправильной регулировки штатного маслонасоса;
  • экономия средств на применении некачественного цепного масла или масляных суррогатов типа отработки.

Форсированный расход ресурса пильной гарнитуры имеет место при попадании в нее грунта или песка, работе новой цепи на изношенном венце ведущей звездочки.

Дополнительно: Бензопила MAKITA EA3202S40B, отзывы владельцев

Чем отличаются калиброванные цепи от некалиброванных?

Калиброванная цепь изготавливается из круглой калиброванной стали и имеет высокую точность исполнения в пределах заданного жесткого допуска по шагу, диаметру сечения, ширине звена, внешней и внутренней длине. Предельное отклонение от регламентированных размеров составляет ±3%. Калиброванные цепи после термической обработки обязательно подвергаются растяжению калибровочной нагрузкой для получения заданных предельных отклонений шага и длины отрезка.

Некалиброванные цепи имеют нормированное предельное отклонение ±10%, поэтому предназначены для работы на гладких барабанах или в статических системах крепления.

Где применяются калиброванные цепи?

Откалиброванная цепь применяется в качестве гибкого подъемного и тягового органа цепных конвейеров, элеваторов, лебедок, талей и других механизмов, имеющих зубчатые барабаны или цепные блоки-звездочки. Она работает в составе ковшовых транспортеров, грузоподъемной техники, тяговых и подъемных механизмов с ручным и механическим приводом. Звездочки или барабаны обычно проектируются и изготавливаются таким образом, чтобы гарантировать совместимость с заданным размером и калибровкой цепи для оптимального зацепления.

Примечание:
В качестве грузовых можно использовать цепи обоих видов.

Конструкция и элементы приводной роликовой цепи

Отличительной особенностью конструкции роликовой цепи, что и выделяет ее в отдельный вид приводных цепей, является наличие роликов, которые снижают трение цепи о звездочку. Это позволило увеличить КПД этого вида приводных цепей.

В основе конструкции приводной роликовой цепи лежит базовая цепь, состоящая из двух видов последовательно чередующихся звеньев: внутреннего и внешнего. Размеры звеньев по длине подобраны для обеспечения равномерного шага приводной цепи. Соединение осуществляется соединительным или переходным звеном.

Основными элементами роликовой цепи являются пластины (внутренняя и внешняя для внутреннего и внешнего звена соответственно), валик или штифт, соединяющий звенья, втулка и ролик, обеспечивающие скольжение цепи.

Благодаря своей конструкции роликовая цепь имеет большую износостойкость при высоких нагрузках, а также устойчивее к загрязнению. Недостатком конструкции является больший вес за счет дополнительного элемента – ролика.

Как выбрать цепь, которая не будет заедать или проскальзывать на звездочках?

Недостаточно правильно подобрать калибр и шаг, важно, чтобы цепь была откалибрована в соответствии с жесткими допусками, иначе она будет «подпрыгивать» под нагрузкой. Когда шаг звеньев имеет отклонения от допусков более 3%, это трудно определить визуально, но легко подтверждается при практических испытаниях. Проблема проскальзывания или заклинивания обычно возникает после того, как цепь прошла несколько оборотов под нагрузкой.

Как проверить калибровку цепи?

Если вы подбираете калиброванную цепь для якорной лебедки и сомневаетесь в качестве калибровки, есть простой способ проверить ее соответствие допускаемым предельным отклонениям и вашему лебедочному барабану.

Для этого надо купить метровый отрезок цепной ветви и измерить длину 11 звеньев. Почему именно 11 звеньев? – потому, что это общепринятая стандартная длина. Определите линейкой расстояние от внутренней части первого до внутренней части последнего звена. При этом убедитесь, что цепь натянута, чтобы обеспечить точное измерение.

Важно!

Предельное отклонение шага для калиброванной цепи не должно превышать ±3% от регламентированного значения!

Таблица 1. Нормальные результаты измерений калиброванной короткозвенной цепи DIN 766

Калибр, ммШаг, ммДлина 11 звеньев, мм
618,5203,5
722242
824264
1028308
1236396
1336396

Совет:

Для якорных лебедок европейского производства выбирайте откалиброванные короткозвенные цепи стандарта DIN 766, так как они полностью подходят к установленным на них барабанам.

Разновидности и основные различия

Цепь с направляющей шиной – это сменное оборудование, а значит, например, решая, какая цепь для бензопилы штиль бюджетного класса лучше, можно рассматривать и резные элементы другого класса. Другими словами, владельцы бюджетных бензиновых цепных пил могут выбрать на свой инструмент долговечный пильный комплект, более износостойкий.

Пытаясь разобраться, какие цепи лучше для бензопилы, можно ориентироваться на отзывы владельцев разных силовых агрегатов. Можно поступить и иначе, обратившись к специалистам за профессиональной консультацией. Реально сделать верный выбор, ориентируясь на рейтинг и характеристики сменного оборудования. Чтобы подобрать идеальные комплектующие, которые не снижают производительность инструмента и становится причиной его неисправностей, учитывайте ряд критериев, по ним резной элемент отличается:

  • качество материала, из которого изготовлена цепь;
  • длина цепи;
  • шаг цепи;
  • толщина сменной гарнитуры;
  • особенности паза;
  • особенности звеньев (всего выделяют два типа).

По ряду характеристик фирменные и бюджетные цепи отличаются существенно. Тем не менее некоторым операторам достаточно мощных бюджетных бензиновых пил удается совмещать агрегат с совершенной пильной гарнитурой, выпущенной компаниями Орегон, Хускварна, Штиль. Если верить неофициальным данным, в последнее время на лидерские позиции в рейтингах потребительского спроса на такую продукцию, вышли модели компании Хаммер, а также Power Sharp.

Чем выше ценовой диапазон, тем больше вероятность, что фирменная цепь компенсирует технические несовершенства инструмента за счет улучшения результатов работы даже при выполнении сложных распиловочных работ, за счет увеличенного ремонтного ресурса, за счет стабильности ряда эксплуатационных характеристик.

Оценка прочности круглозвенных цепей

В характеристиках изделия производители указывают три вида нагрузки. Максимальные рабочие нагрузки основаны на контрольных испытаниях и никогда не должны превышать номинальные рабочие нагрузки, предлагаемые производителем цепи, индивидуальными спецификациями или испытательным бюро для рассматриваемого размера и сорта цепи.

Рабочая нагрузка (грузоподъемность) – максимальная нагрузка, которой может быть подвергнуто изделие при эксплуатации. Она представляет собой разрушающую нагрузку, деленную на коэффициент запаса прочности. Этот коэффициент варьируется от 3 до 8 в зависимости от назначения цепи и производителя. Обычно он равен 4, в этом случае рабочая нагрузка составляет четверть от нагрузки на разрыв.

Пробная нагрузка – это контрольная испытательная нагрузка на растяжение, которой был нагружен образец на заводе во время процедуры тестирования. Как правило, она в два раза превышает предельную рабочую нагрузку, что составляет половину разрывной нагрузки. Это очень важное испытание, доказывающее, что каждое звено было качественно сварено.

Разрывная нагрузка – это предел прочности на разрыв, превышающий в 4 раза предел рабочей нагрузки. Стандарты требуют определенного уровня разрушающей нагрузки для каждого размера, калибровки и сорта цепи. У некоторых производителей она может превышать минимальный стандарт, что отражается в сертификате испытаний.

Пример расчета цепи:

При выборе сварной круглозвенной цепи для механизма подъема выполняют несложный расчет по заданной нагрузке и коэффициенту безопасности.

Например:

Для тали с ручным приводом необходимо подобрать размер калиброванной цепи. Предполагаемая максимальная рабочая нагрузка: S = 12 кН (1200 кгс).

В соответствии с нормами Гостехнадзора принимаем запас прочности равный 4,5:1.

Рассчитываем разрывную нагрузку по формуле P = 4,5 х 12 кН = 54 кН (5400 кгс)

.

По таблице 2 (источник: ГОСТ 2319-81) выбираем короткозвенную калиброванную цепь размера 13х36 мм, для которой предел прочности на разрыв составляет 66 кН (6600 кгс).

Таблица 2. Размеры и нагрузки на грузовые и тяговые цепи, тип А, исполнение 1

Калибр, d ммШаг, p ммШирина, b ммПред. отклон. длины участка l=11pНагрузка, кН
номин.пред.отклон.номин.пред.отклон.номин.пред.отклон.пробнаяразрушающая
5±0,418,5±0,517±0,5+1,5 -0,55,010,0
618,5 (19)20 (21)±0,67,014,0
72223±0,79,018,0
823 (24)±0,626 (27)±0,813,026,0
9±0,52732±0,9+2,5 -0,816,032,0
9,52731±1,017,034,0
102834±1,120,040,0
1131±1,036±1,323,046,0
133644 (43)±1,6+3,8 -1,333,066,0
16±0,845 (4453 (54)±1,851,0102,0
185060±2,063,0126,0
2056±1,567±2,3+5,5 -1,880,0160,0
23±1,06477±2,6100,0200,0
2673±2,087126,0252,0
287894150,0300,0
3084101170,0340,0
33±1,592112200,0400,0
36101122250,0500,0
39109132280,0560,0
42118142340,0680,0

Толщина составляющих звена (хвостов)

На этот элемент бензопилы падает основная часть нагрузки. Для измерения толщины соединяющих элементов цепи, входящих в шину, используют штангенциркуль.

Перечислим стандартные показатели:

  • 1,1-1,3 мм — чаще встречаются в изделиях для нечастого домашнего применения и щадящего режима работы. Такая толщина хвостиков подходит для небольших нагрузок.
  • 1,5 мм — самый распространенный вариант, встречающийся в бытовых пилах, но неподходящий для трудных задач.
  • 1,6-2,0 мм — вариант для сложной работы. Такая ширина хвостиков встречается у профессиональных пил, элементы которых выполнены из особой стали.

Что такое класс качества цепи?

Класс качества – это характеристика, позволяющая оценить прочность цепи. Она зависит от механических характеристик готового изделия, а не от предельной прочности сплава, идущего на его изготовление. Класс качества обычно обозначается цифрами от 2 до 12. Некоторые стандарты, например, ГОСТ 29996-97, устанавливают буквенное обозначение класса – В, C, D.

Цепи нормальной прочности (грузовые, тяговые и общего назначения) в зависимости от механических свойств имеют соответствующий класс качества – 2; 2,5; 3; 3,5; 5; 7, а высокопрочные (грузоподъемные) класс 8, 10, 12 (Т8, Т10, Т12).

Таблица 3. Показатели прочности для цепей различных классов качества

Класс качества22,53,55B78 (С)10 (D)
Напряжение при пробной нагрузке, Н/мм75-120120240315500600640800
Напряжение при разрушающей нагрузке, Н/мм150-2402403605006307508001000

При одинаковом номинальном диаметре звеньев грузоподъемность цепи 8-го класса качества на 50% превышает грузоподъёмность цепей 5-го классов качества, а 10 класса на 25% выше значений, чем у изделий класса качества 8. Соответственно, грузоподъемность у класса 12 на 25% выше, чем у класса 10.

Использование высокопрочных цепей в грузоподъемных и такелажных операциях позволяет снизить вес цепных стропов. При равной грузоподъемности масса цепи 8 класса качества составляет 30% от массы 3 класса. Чем выше класс качества, тем выше поверхностная твердость смычек и тем выше износостойкость и восприимчивость к повреждению об острые края.

Соответствие мощности двигателя и расстояния между режущими зубьями цепи бензопилы

На основе данных, полученных опытным путем, рекомендуется производить выбор бензопилы, рассматривая соотношение мощности привода и расстояния между режущими кромками. Известно, что чем выше шаг, тем больше силы нужно приложить для вращения приводной звездочки и тем больше должен быть максимальный крутящий момент, развиваемый бензиновым двигателем.

Чтобы правильно подобрать нужную конфигурацию инструмента, необходимо использовать данные минимальных значений мощности для каждого из трех типовых шагов цепей.

Критические показатели мощности бензиновых двигателей, вращающих привод:


Значение шага цепи.

  • шаг 0.325” – мощность не менее 1.8 л.с. (1.47 кВт);
  • шаг 3/8” – мощность не менее 3 л.с. (2.21 кВт);
  • шаг 0.404” – мощность не менее 4.5 л.с. (3.31 кВт).

Если мощность приводящего двигателя будет меньше указанных значений, то при процессе роспуска возможны следующие явления: заклинивание цепи в дереве, снижение скорости вращение привода, приводящее к перегреву мотора, увеличению времени распиловки и повышенным эксплуатационным расходам на топливо.

Использование мощных моторов с цепью, имеющих небольшой шаг, нецелесообразно, так как это также увеличит время на роспуск и увеличение затрат на топливо. Однако данное сочетание допускается при потребности совершать точные работы с древесиной.

Указанные минимальные значения характеристики приводов показывают способность уверенной работы оборудования, но не показывают время его беспрерывного использования в профессиональной среде. Скорее, эти значения приведены как рекомендации для осуществления эпизодических работ или для условий эксплуатации инструмента с длительными перерывами. Для долговременного использования оборудования, которое подразумевает профессиональный режим, требуются следующие соответствия технических данных:

  • шаг 0.325” – мощность 2.5 л.с (1.84 кВт);
  • шаг 3/8” – мощность 4 л.с. (2.94 кВт);
  • шаг 0.404” – мощность 6 л.с. (4.41 кВт).

И если она, к примеру, будет использоваться эпизодически или для проведения дачных работ, то такой выбор является нецелесообразным.

Какие цепи используют на автомобильных шинах?

Для обеспечения устойчивости автомобиля при движении на льду, рыхлых грунтах и заснеженных зимних дорогах применяют цепи противоскольжения. Это готовые цепные изделия, которые одеваются на колеса автомобилей и позволяют с легкостью преодолеть даже самые непроходимые участки. Для их изготовления используют высокопрочную закаленную оцинкованную сталь, что гарантирует особую стойкость к абразивному истиранию, надежность и долговечность.

Модельный ряд цепей противоскольжения перекрывает практически все возможные типоразмеры колес. Специальный рисунок цепного протектора типа «лесенка», «ромб» или «соты» обеспечивают оптимальное сцепление с поверхностью и комфортное передвижение.

Подготовительные работы

В пакетном варианте изготовления ножа из цепи, изделие подойдёт от различных механизмов: мотоцикла, автомобиля, велосипеда или бензопилы. Определившись со способом изготовления, необходимо подготовить инструмент и материалы:

  • наковальня, два молота – большой и малый;
  • печь или горн;
  • тиски, УШМ с дисками различного назначения;
  • тетраборная кислота (бура);
  • гидравлический пресс;
  • шлифовальный станок;
  • сварочный аппарат, стальная цепь;
  • пластина высокоуглеродистой стали;
  • моторное масло и ёмкость с водой;
  • дрель, деревянный брусок, эпоксидный клей;
  • малярный скотч, наждачка разного зерна;
  • пропитка для рукояти из натуральных масел.


Нож из цепи. Инструменты и материалы носят профессиональный характер. С самого начала озвучивалось – работа для опытных мастеров. Начинающим, не следует пробовать этот материал. Экспериментировать необходимо начинать с простых заготовок.

Инструкция по изготовлению ножа из цепи

Отличительной чертой процесса пакетной ковки, является работа с несколькими пластинами металла. Имея всё необходимое, нужно приступить к первичной проковке клинка:

  1. Отрезным кругом на УШМ, разрезаем цепь на несколько одинаковых по длине кусков. Сложив их в единую форму, при помощи сварки, «прихватываем» для получения цельной заготовки.
  2. К получившемуся прямоугольнику приваривается пруток, для удобства удержания. Разогрев печь, укладываем заготовку в неё и греем до 1100-1200 °С.
  3. Металл, достигнув ярко-красного оттенка, вынимаем и обильно посыпаем бурой. Это позволит надёжнее скрепить куски цепи между собой и избавиться от пустот в звеньях. Отправляем в печь для дальнейшего разогрева.
  4. Вынимаем в очередной раз, посыпаем бурой и быстро перемещаемся к прессу. При его помощи постепенно сжимаем заготовку со всех сторон. Следим за температурой, деталь остыла – опять в печь. Процесс, проделанный прессом, поможет избавиться от пустот в заготовке и сварить её кузнечной сваркой в монолит.
  5. Убедившись в достаточном сваривании, большим молотом расплющиваем заготовку в одну пластину. Остужаем изделие на воздухе, отрезаем с помощью УШМ пруток. И этим же инструментом располовиниваем пластину.
  6. Промеж получившихся половинок прокладываем углеродистую сталь, просыпав слои бурой. Аккуратно «прихватываем» сваркой, пруток возвращаем на место. Помещаем в печь, и греем до ярко-красного оттенка. Вынув пластины, проковываем большим молотом. Пластины должны свариться между собой ковочным методом.


Ножи из цепи бензопилы.

Как выбрать цепи на колеса?

На готовых цепных протекторах производители указывают размер шин и тип транспортного средства, для которого они предназначены. Для тех, кто планирует сделать цепи на колеса своими руками, рекомендуем использовать следующий калибр и шаг звена:

  • для легковых автомобилей: 3,5х12 мм
  • кроссоверы, внедорожники, коммерческие автомобили: 4,5х16 мм
  • грузовики, автобусы и спецтехника: 7х24 мм

Расход цепи зависит от диаметра колеса, ширины протектора и высоты профиля шины, а также от выбранного рисунка. Например, чтобы «обуть» два колеса легкового автомобиля в грунтозацепы с рисунком «лесенка» потребуется приблизительно 15 метров.

Как выбрать противоугонную цепь для велосипеда или мотоцикла?

Один из самых надежных способов защитить от угона оставленный без присмотра мотоцикл или велосипед – это цепной велозамок. Его легко сделать самостоятельно. Для этого вам потребуется отрезок цепи и навесной замок (с ключом или кодовый). Не стоит искать старую цепь в гараже или приобретать ее в строительном магазине. Для противоугонной цепи-замка нужна не хозяйственная, а высокопрочная твердая каленая цепь.

Цепь от угона изготовлена из термически закаленной стали и имеет повышенный класс прочности Т-8. Ее трудновато распилить и практически невозможно перекусить даже мощным болторезом. А далеко не каждый вор носит с собой в кармане гидравлические ножницы или болгарку. Звенья цепи прочно заварены, поэтому их нельзя разогнуть гаечными ключами. С

такой цепью придется повозиться даже опытным угонщикам, а это даст вам время или злоумышленник поищет другого, менее защищенного кандидата на угон.

Система смазки пильных цепей

От качества смазки цепи и шины мотопилы напрямую зависит надежность и эффективность последней. С целью обеспечения нормальной работы инструмента производители снабжают его масляным насосом, который подает масло на режущую систему через специальные отверстия. За равномерное распределение масла отвечает сама цепь – ее хвостовики, проходя через звездочку, захватывают смазку, которая в результате движения гарнитуры растекается по ней и шине пилы. Нередко для повышения эффективности смазывания в ведущих звеньях с помощью фрезы или сверла выполняются специальные каналы, а в соединительных – дополнительные углубления.

Система смазки мотопилы работает на снижение разрушающего эффекта трения и, конечно же, нагрева. Это значительно увеличивает срок службы как цепной гарнитуры, так и инструмента в целом. Поэтому пользователь должен контролировать процесс смазывания. Если при разгоне цепи на линии распила отсутствует масляный след, это означает, что пила перегревается, а сама цепь может достаточно быстро затупиться, а то и вовсе лопнуть.

С целью повышения смазывающего эффекта мировые производители выпускают масла для пил на органической основе. Стоят они несколько дороже, однако обеспечивают в четверть меньший расход, а при выделении в окружающую среду саморазлагаются в течение нескольких часов.

Типы соединения

Для облегчения установки и демонтажа цепи применяют соединительные замки. Деталь составлена из двух складывающихся пластинок. В одну из сторон запрессован металлический стерженек (штырь). Производители выпускают модели с разным видом соединения. Например, SRAM Power Link и КМС выпускают байки с соединительным замком. Shimano и Campagnolo изготавливают велоцепи без связующего звена. Замки для односкоростной и многоскоростной цепи различают по способу блокировки. Так, в многоскоростную заклепки «вмонтированы» в конструкцию и не выступают над боковыми пластинами. Современные изобретатели пробуют установить на соединения уплотнения, напоминающие мотоциклетное устройство.

Как работает цифровой штангенциркуль?

Существует три модификации штангенциркуля, их разделили по способу снятия размеров.

  1. Простейшими нониусными моделями можно пользоваться для домашних нужд. Целые значения снимаются со штанги, доли определяют по нониусу — это основные правила, как пользоваться штангенциркулем.
  2. Механический принцип замера используется в циферблатных моделях. Через зубчатую передачу со шкалы штанги доли миллиметра переносятся на циферблат, целые значения берутся со штанги.
  3. Самым удобным и точным считается цифровой вариант, где все результаты получают с экрана дисплея. Сама электронная часть может настраиваться, пользоваться еще удобнее.

Чтобы понять, как пользоваться, следует разобраться с тем, как устроен цифровой штангенциркуль. В основе работы используется цифровой емкостный нониус: внутри устройства емкостная матрица, несколько пластин, основными из них являются статор и ползунок. При снятии расчетов они выводятся на дисплей, статор располагается на механической линейке, а ротор — под самим дисплеем.

Как работать штангенциркулем?

Перед тем, как пользоваться, всегда следует проверить штангенциркуль визуально, оценить его механическое состояние. Если подвижные детали перекошены, имеются зазубрины или явные царапины с ржавыми участками, пользоваться таким прибором нельзя. Показания будут неточными. Перед тем, как мерить штангенциркулем что-либо, необходимо взглянуть на расположение деталей: торцы штанги с линейкой после совмещения губок обязательно должны совпасть. Сама шкала должна оставаться чистой, все цифры на ней должны быть хорошо видными.

Как пользоваться штангенциркулем и как проверить точность прибора?

Вопрос, как пользоваться штангенциркулем, актуален для каждого домашнего мастера, ведь этот измерительный прибор выручает практически в любой ситуации. С его помощью можно определить основные размеры всех деталей, подобрать нужную исходя из сделанных замеров. Правильный уход за прибором обеспечит долговечность и точность в работе.

Как выглядит штангенциркуль?

Универсальный и незаменимый, проверенный не одним поколением домашних мастеров, метрический прибор внешне немного напоминает молоток, скрещенный с линейкой. Перед тем, как выбрать штангенциркуль, следует знать следующее: модификаций несколько, но все они состоят из одного набора конструктивных особенностей.

  1. Штанга или измерительная линейка, на которой нанесена шкала разметки. Стандартной считается длина 150 мм, она же определяет максимальную величину измерения. Для замеров с большим значением есть специальные штангенциркули с более длинной измерительной линейкой.
  2. Подвижная часть штангенциркуля — измерительная рамка. Она перемещается вдоль по измерительной линейке. За счет пружины внутри рамка плотно прижимается к штанге, а специальный винт фиксирует ее на нужном положении. На самой рамке нанесена шкала нониуса, на ней определяют десятые и сотые доли миллиметра.
  3. На штанге жестко закреплены неподвижные губки штангенциркуля. Эта часть предназначена для определения внешних размеров, ее рабочая поверхность расположена внутри.
  4. Подвижные губки размещены с другой стороны штанги и предназначены для измерения внутреннего размера. Рабочая поверхность расположена снаружи.
  5. С двигающейся рамкой жестко соединена выдвижная планка, с помощью которой определяют глубину.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]