Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Myavto.net В данной статье поговорим об одном из главных инструментов авто маляра это краскопульт для покраски автомобиля
. Рассмотрим основные виды покрасочных пистолетов, как правильно регулировать, настраивать и как выбрать подходящий краскораспылитель.
Немного истории создания. Покрасочный пистолет появился задолго до создания автомобиля. В 1907 годы был представлен первый краскопульт. А сам принцип воздушного распыления был разработан американским врачом Алленом Девилбисом. Он применял эту технологию для введения лекарства в нос. Так известная фирма DeVilbiss названная в честь своего изобретателя, стала лидером в производстве покрасочных пистолетов.
Краскопульт для покраски авто это высокотехнологичный инструмент, служит для переноса лакокрасочного покрытия на кузов автомобиля. В профессиональной окраске качество используемого пульверизатора играет важную роль, чем лучше распыление, тем качественней результат. Для новичка разница будет не столь заметна, так как у них нет навыка работы с пистолетом. Учиться и достойно красить возможно и с бюджетным оборудованием.
Строение и принцип работы пневматического краскопульта для покраски авто
Финишным этапом при производстве автомобиля, а также его ремонте является нанесение лакокрасочного покрытия. Невозможно представить автомастера, осуществляющего данную работу с использованием кисти – такой процесс окажется длительным, а расход краски – колоссальным. Сегодня покраска машин происходит при помощи краскопульта – специального устройства, распыляющего лакокрасочный материал.
Внешне краскораспылитель напоминает рукоять пистолета. Он состоит из следующих основных элементов:
- рукоятка – с ее помощью инструмент удерживается в руке;
- бачок для материала;
- курок – отвечает за начало процесса распыления;
- окрасочное сопло (дюза) – создает направление струи для покраски автомобиля краскопультом;
- регулятор давления – контролирует поток сжатого воздуха и изменяет его напор.
Кислород, попадающий в краскораспылитель через специальный шланг, блокируется заслонкой. После нажатия на курок, сжатый воздух начинает перемещаться по внутренним каналам устройства. Так как подача кислорода заблокирована, воздушный поток выталкивает лакокрасочные частицы из бачка через дюзу.
Внешний вид краскопульта
Чтобы повысить или уменьшить скорость распыления, мастера меняют размер сопла при работе краскопультом. Принцип действия устройства можно сравнить с бытовым пульверизатором, однако вместо воды аппарат распыляет краску.
Давление воздуха
Увеличение давления воздуха при заданном диаметре сопла ведёт к:
В свою очередь, производительность и коэффициент переноса определяют экономичность использования оборудования.
Рис. 1. Настройка краскопульта, основные узлы краскопульта |
К чему приводит повышение давление воздуха на входе в краскопульт?
Повышение давления воздуха на выходе на 0.5 атм. приводит к увеличению потерь на образование тумана до 10-20%.
При повышении давления выше оптимального уровня размеры отпечатка жидкой фазы практически не растут, а размеры туманного отпечатка могут увеличиться значительно. При уменьшении давления ниже оптимального падает производительность, весь отпечаток «съёживается».
Оптимальное расстояние можно приближённо выразить зависимостью: L(см)=10хР (атм.). Например, при давлении 2.5 атм. это 25 см.
Виды пневматических краскопультов
Производители на российском рынке предлагают большой выбор краскораспылителей. Они отличаются по цене, внешнему виду, характеристикам. Но главное их отличие – это тип. Существует 3 основных вида окрасочных пистолетов:
- HP – бюджетное, но устаревшее устройство, которое использует систему высокого давления. Из-за мощного потока воздуха происходит сильный выброс краски. Только 40% раствора достигает поверхности, 60% – превращается в красочный туман.
- HVLP – вид окрасочного пистолета с низким давлением, но высоким объемом сжатого воздуха. Дюза, используемая в этом краскопульте, уменьшает струю для покраски автомобиля, сокращая образование тумана до 30-35%.
- LVLP – инновационный агрегат, созданный по технологии «малый объем воздуха при низком давлении». Устройство обеспечивает высококачественное покрытие краской. 80% раствора достигает поверхности.
Выбирая пневматический краскораспылитель, каждый покупатель учитывает его назначение, параметры, а также свои финансовые возможности.
Сборка самодельного устройства
Краски на водной основе чаще используют для отделки стен и потолков. Площадь конструкций, как правило, не маленькая, поэтому желательная производительность инструмента должна быть близка к 150 квадратов в час.
Для самодельного краскопульта низкого давления для водоэмульсионной краски актуальным будет использование пылесоса (мощностью 1,5 кВт) с функцией выдува воздуха. Если таковой нет, то можно подключить шланг к выходному отверстию. Нужно будет только установить герметичную заслонку-переходник с одного на другой диаметр. Также понадобятся:
- ПВХ-тройник с отворотом в 45 градусов;
- патрубок 35-40 и 72 мм (диаметр как у тройника – 32 мм);
- вентиль к бескамерной шине;
- заклёпка на вытяжку;
- пульверизатор ручной;
- трубка диаметром 4-6 мм;
- резервуар для краски с пробкой.
С какой дюзой брать краскопульт для покраски авто
Мастера используют краскораспылитель не только для финишного окрашивания автомобиля, но и для его шпатлевки, грунтовки. Дюза подбирается в зависимости от цели использования, а также вязкости и состава материала. Например, для покраски авто базовой эмалью диаметр сопла на краскопульте нужен минимального размера, для шпатлевки – максимального.
Новички могут подобрать универсальное устройство с монолитной дюзой 1,4 мм. Она годится для нанесения грунтовой смеси, разбавленной чуть выше нормы, а также для окрашивания элементов авто различными лакокрасочными материалами. Но следует учитывать, что результат распыления может оказаться некачественным: возможен перерасход краски из-за тумана или появление подтеков.
В продаже имеются краскораспылители с набором съемных сопел. Профессиональные мастера рекомендуют брать для покраски авто краскопульт с дюзой, которую можно снять. Это позволяет менять насадку для нужных целей.
Рекомендации от мастеров
Покраска потолка краскопультом предполагает направление форсунок в вертикальном или наклонном положении. В этом случае выбор стоит делать в пользу электрических моделей. С их помощью результат получается равномерным, без капель и пропусков.
Если решать, какой краскопульт лучше для покраски стен и потолков для дома, то стоит рассматривать устройства, в которых нагнетается давление от 4 Атмосфер. Если предполагается проводить работы с разными материалами, то нужно выбирать приборы со сменными соплами. Относительно резервуара практичнее будет металлический из-за долговечности, надёжности и более простой очистки (то же касается корпуса). Правда пластик легче и позволяет контролировать заполненность ёмкости из-за относительной прозрачности стенок.
Необходимый диаметр сопла для покраски автомобиля краскопультом
Дюза подбирается исходя из используемого окрасочного материала, а также способа нанесения краски. Грамотно выбрав диаметр сопла краскопульта для покраски авто, процесс распыления станет максимально эффективным, а расход раствора – рациональным. При неподходящем размере дюзы состав смеси будет распыляться с образованием излишков тумана либо с подтеками. Кроме того, неправильная эксплуатация способна привести к засору отверстия и выходу из строя самого устройства.
Сопла в устройствах пневматического распыления
После нажатия на курок затворная игла в краскораспылителе открывает отверстие, через которое сжатым воздухом выталкивается краска. В зависимости от консистенции раствора и диаметра сопла краскопульта, используемого для покраски автомобиля, задается производительность устройства. Оптимальный размер дюзы для нанесения лакокрасочного материала пневматическим распылителем:
- 1,3-1,4 мм – базовая эмаль;
- 1,4-1,5 мм – акриловая краска, бесцветный лак;
- 1,3-1,5 мм – первичная грунтовая смесь;
- 1,7-1,8 мм – грунт-наполнитель, краска «Раптор»;
- 0-3.0 мм – жидкая шпатлевка.
Для качественной покраски авто нужен определенный диаметр сопла на краскопульте. Некоторые мастера предпочитают использовать универсальный размер дюзы. Опыт позволяет им сокращать расход краски и добиваться хорошего результата вне зависимости от используемого раствора. Но для работы с грунтовочной смесью и шпатлевкой универсальное сопло не подойдет – потребуется купить дополнительный набор насадок.
Сопла безвоздушного распыления
Покрасочные пистолеты, работающие от электромотора, обладают высокой производительностью. Чаще всего они применяются в крупносерийном производстве автомобильной техники, а не в бытовых целях. Для покраски авто краскопульт нужен с маленькой дюзой, которая предназначена для агрегата безвоздушного распыления. Размер насадки зависит от вязкости используемой смеси (в дюймах):
- 0,007″ – 0,011″ – жидкий грунт, лак, морилка;
- 0,011″ – 0,013″ – смесь низкой вязкости;
- 0,015″ – 0,017″ – масляные краски, грунт;
- 0,019″ – 0,023″ – антикоррозийное покрытие, фасадное ЛКМ;
- 0,023″ – 0,031″ – огнезащитный материал;
- 0,033″ – 0,067″ – пастообразная смесь, шпатлевка, вязкий и тягучий состав.
Покупая безвоздушный краскопульт для покраски авто, не все могут разобраться с соплом и определить, какой нужен размер, и что он обозначает. Маркировка изделия содержит 3 цифры:
- 1-я – угол распыления, рассчитанный путем умножения числа на 10;
- 2 и 3-я – размер отверстия.
В качестве примера рассмотрим сопло XHD511. Цифра 5 означает угол раскрытия факела – 50°, который оставит отпечаток шириной примерно в 2 раза меньше – 25 см.
Электрический краскопульт
Число 11 отвечает за диаметр сопла краскопульта, необходимый для покраски авто. В маркировке он указывается в тысячных долях дюйма (0,011). То есть с дюзой XHD511 можно покрасить поверхность смесью низкой вязкости.
Лучший пневмокраскопульт по технологии распыления
Теперь будьте предельно внимательны. Каждая технология имеет свои плюсы и минусы.
Пневматические краскопульты HP.
Устройства отличаются высоким давлением на выходе, которое может достигать до 1,5 атм. Такая особенность при водит к большому расходу воздуха. Тем не менее, образующийся факел достаточно широк. Он позволяет быстро и равномерно нанести лакокрасочное покрытие.
Пневмокраскопульт LVLP часто выбирают опытные мастера автосервиса из-за экономии, возможности нанесения краски вблизи и отсутствие необходимости в полировке, что не является редкостью.
Говоря о HLVP отметим, что такие пневматические устройства – нечто среднее между HP и LVLP.
Какой краскопульт выбрать
Выбирая краскораспылитель, необходимо понимать, с какой целью он будет использоваться. Краскопульты безвоздушного типа необходимы для покраски крупной техники: грузовиков, товарных вагонов, кораблей. Для легковых машин и отдельных деталей целесообразно выбирать пневматическое устройство. Далее следует определиться с типом распыления, обращая внимания на плюсы и минусы окрасочного пистолета:
- HP – подходит для домашнего пользования. Подобрав соответствующий диаметр сопла краскопульта, мастер может использовать агрегат для покраски авто металликом или лаком своими руками. Краска хорошо и быстро наносится на поверхность. Но глянцевые материалы требуют дополнительной полировки, так как из-за избытка красочного тумана покрытие может оказаться не идеально ровным.
- HVLP – в сравнении с предыдущим краскораспылителем данное устройство красит лучше, меньше расходует лакокрасочного материала. Но этот тип устройства требует наличия мощного и недешевого компрессора, а также проведения работ в определенных условиях. Необходимо исключить попадание пыли и грязи на рабочую поверхность.
- LVLP – самый лучший агрегат, с которым нет необходимости полировать автомобиль после покраски. Но такой краскопульт стоит дорого. А мастер, который будет с ним работать, должен быть профессионалом. Ошибки в работе и неуверенное управление окрасочным пистолетом приведут к образованию подтеков.
Если вы новичок, то отдавайте предпочтение недорогим моделям, которые помогут вам набраться опыта и набить руку. Также, если вы планируете использовать агрегат в редких случаях, целесообразно приобретать краскораспылители HP или HVLP. А профессионалам, которые регулярно окрашивают автомобили, стоит присмотреться к моделям типа LVLP.
И еще немного советов:
- Для удобства и более тонкой работы выбирайте краскопульты оснащенные регулировками – расхода воздуха, расхода ЛКМ, формы факела. Например, настройка факела на краскораспылителе поможет получить более широкое покрытие.
- Работа краскораспылителем требует тщательной очистки выходящего из компрессора воздуха от масла, которое неизбежно в нем будет. Если ваш компрессор не безмаслянный, нужно озаботиться очисткой воздуха от масла – установить на выходе фильтр
Пополнив багаж знаний, можно смело отправляться за краскопультом. Для закрепления, лучшего понимания и запоминания рекомендуем ознакомиться со специально подготовленным видео, которое поможет определить какой краскопульт лучше:
Изменение методов покраски в зависимости от типа пистолета
Общий принцип покраски распылением требует держать краскопульт перпендикулярно окрашиваемой поверхности. Сделать это довольно трудно, особенно — в труднодоступных местах и при работе снизу вверх (например, в колесных арках). На практике опытный мастер не задумывается о положении краскопульта в руке, ориентируясь на форму факела. Огрехи любительской покраски из наклоненного пульверизатора проявляются в виде полос и «облаков» (на металлике) или ряби (на обычных автоэмалях).
Правильное положение краскопульта относительно окрашиваемой поверхности.
Расстояние до кузовного металла зависит от типа краскопульта. Конвенциональный краскопульт высокого давления дает конусный факел, который эффективен на расстоянии 25–30 сантиметров. На более коротких расстояниях частицы краски ударяются о металл и отскакивают от него, что приводит к окрасочному туману, перепылению и потекам.
Для пистолетов низкого давления (HVLP, RP, LVLP) с чашеобразным факелом оптимальное расстояние составляет от 10 до 20 см. При передвижении краскопульта нужно стараться держать его параллельно поверхности кузова, избегать дугообразных и круговых движений. Полосы эмали старайтесь перекрыть на две трети, соблюдайте постоянную скорость перемещения пистолета (40–50 сантиметров в секунду). При покраске демонтированных деталей (крыльев, капотов, дверей) пользуются специальными поворотными стендами, позволяющими сначала прокрасить внутренние поверхности, углы, торцы кузовного элемента. После этого окрашивается лицевая поверхность.
Опытные мастера применяют метод непрерывной покраски детали, при этом краскопульт движется волнообразно. При любительской окраске на первых этапах лучше использовать горизонтальные проходы, при которых пистолет подводится и отводится с частично нажатым курком. Этим вы избегаете «сухого» края.
Способ «брызгового» распыления, при котором краска наносится точечно, короткими нажатиями курка, применяется только для труднодоступных мест внутренних поверхностей. При таком методе распыления неизбежны недостаточная прокраска или наплывы. Его применяют, чтобы избежать перерасхода краски. Для цилиндрических, решетчатых деталей факел по размеру подгоняют к ширине (диаметру) элемента, окрашивают его в 3-4 вертикальных или горизонтальных прохода.
Требования к инструменту
Насколько часто пульверизатор будет задействован в работе? Если он нужен, чтобы покрасить один автомобиль или несколько, то для таких объемов нет нужды в приобретении дорогого профессионального устройства. Но при этом всё же необходим пистолет для покраски, который сможет хорошо справиться со своими задачами. Для таких целей подойдут недорогие устройства типа HVLP с необходимыми характеристиками.
Чтобы выбирать инструмент, следует также определить задачи, которые придется решать. Есть распылители, где разные системы распыления. Чтобы сделать правильный выбор, следует познакомиться с теорией и разобраться во всем разнообразии инструментов и их характеристиках. Только так можно сделать правильный и грамотный выбор.
Для покраски машины подойдет любое приспособление, но чем выше качество устройства, тем лучшим будет конечный результат покрытия. Для начинающих специалисты рекомендуют приобретать максимально бюджетное, но качественное решение, а затем, когда накопится опыт, можно купить и более профессиональный пульверизатор.
Компрессор
Пульверизатор рекомендуется выбирать под характеристики компрессора. Можно и по-другому – после приобретения пистолета выбирать компрессор под него. Компрессор должен выдавать необходимый объем под давлением постоянно в процессе работы с покрасочным пистолетом.
Основное правило, которое влияет на выбор краскопульта для покраски автомобиля – компрессор обязан выдавать объем в 1,5 раза больше, чем требуется для нормальной работы пистолета при давлении.
Если производительность компрессора будет недостаточной, хорошего распыления не получится. Компрессор обязан выдавать характеристики выше необходимого давления, но количество воздуха должно быть достаточным.
Не менее важны для качественного результата шланги и фитинги. Если используется шланг ¼ дюйма, тогда прохождение воздуха будет ненормальным. Следует найти шланг, внутренний диаметр которого составляет 3/8 дюйма.
Шланг должен быть укомплектован фитингами и муфтами, способными пропускать быстрый воздушный поток.
Материал сопел 3D-принтера
Сопла могут быть сделаны из различных материалов: латунь, закаленная сталь и нержавеющая сталь. Каждое сопло подходит для плавления разных типов волокон.
Латунное сопло для 3D-принтера
Сопло для 3D-принтера из латуни является наиболее распространенным соплом для всех FDM-принтеров. Это стандартный вариант сопла, оно стоит почти на всех принтерах. Основная причина его популярности — низкая стоимость. Такое сопло обеспечивает хорошую теплопроводность. Латунь, хотя и является наиболее распространенной, ограничена типом волокон, которые она может плавить.
Читать также: 5 популярных технологий 3D-печати: FDM, SLA, SLS, PolyJet, DMLS
Сопла из латуни идеально подходят для печати неабразивными волокнами, такими как PLA, ABS, нейлон, PETG, TPU и другими.
Тем не менее, такие сопла быстро изнашиваются при использовании углеродного волокна, нити с металлическим напылением или нити из стекловолокна. Это со временем приведет к ухудшению качества печати.
Таким образом, латунные сопла должны печатать только неабразивными материалами, чтобы обеспечить стабильную печать в течение длительного срока эксплуатации.
Сопло для 3D-принтера из закаленной стали
Одна из проблем латунных сопел — их долговечность. Сопла из латуни быстро изнашиваются, что влияет на качество печати. Эту проблему легко решить, используя сопла из закаленной стали, так как они примерно в 10 раз превосходят износостойкость латуни. Но сопло из закаленной стали также имеет некоторые недостатки, такие как более низкая теплопередача и возможное присутствие свинца. Свинец делает его бесполезным для печати моделей, контактирующих с кожей и / или продуктами питания. Более низкая теплопередача означает, что такие сопла обычно требуют более высоких температур нагрева, чем латунь.
Таким образом, для печати с использованием абразивных материалов, таких как углеродное волокно, стекловолокно, нити с металлическим наполнением, вы должны будете использовать сопло из закаленной стали.
Сопло для 3D-принтера из нержавеющей стали
Сопла из нержавеющей стали также довольно популярны, особенно потому, что их можно использовать с легкими абразивными материалами. Кроме того, поскольку сопла из нержавеющей стали не содержат свинца, такие сопла могут использоваться для продуктов, контактирующих с кожей и / или продуктами питания. Для 3D-печати любых моделей, сопло должно быть бессвинцовым.
Ширина факела
Регулировка ширины факела пистолетов осуществляется за счёт перераспределения воздуха в отверстия «рожек» распылительной головки.
Какая форма сечения факела краскопульта оптимальная?
Самый экономичный факел имеет минимальную ширину, при которой удается добиться равномерности нанесения, обычно это 12-15 см.
Рис. 5. Правильная и неправильные формы факела краскопульта |
Диагностика краскопульта по форме факела
К Вашему вниманию интересная схема, которая позволяет по дефекту формы факела определить неисправности окрасочного пистолета.
Источник