Зажимная гайка под ключ Metabo. Фото ВсеИнструменты.ру
Расходные материалы для УШМ (отрезные диски, шлифовальные круги и другие) во время выполнения своих функциональных задач должны быть надежно закреплены. В конструкциях болгарок качественное крепление обеспечивается специальными прижимными гайками.
Из-за чего заклинивает круг и почему не получается открутить диск?
Чаще всего неисправность проявляется при соприкосновении с материалом. В режиме холостого хода таких проблем не прослеживается, поскольку количество оборотов инструмента остается стабильным. Но, когда мы начинаем шлифовку или резку металла, тогда начинается увеличение количества оборотов, что отражается на работе диска и угловой шлифовальной машины.
Распознать заклинивание диска можно по следующим признакам:
- у круга инструмента резко снижается количество оборотов и даже могут прослеживаться торможение, заклинивание;
- диск может поддаваться деформации из-за еще более сильного зажима гайки;
- увеличение диаметра и глубины прорезания.
В этом случае вам нужно вовремя отреагировать на сложившуюся ситуацию и принять меры. В этом случае обязательно нужно снять зажатый диск с болгарки, попробовать решить проблему с наименьшими затратами времени и сил.
Одной из наиболее распространенных причин заклинивания гайки считается то, что вы долгое время не пользовались болгаркой, а гайка, болт или шайба заржавели. Следовательно, это становится причиной неисправности инструмента. Если вы столкнулись с такой ситуацией, нужно выполнить ряд действий:
- Для начала отключите угловую шлифовальную машину от питания.
- Распылите на конструктивные детали болгарки антикоррозийное средство или специальную растворяющую жидкость. Средство обязательно должно попасть на шайбу, гайку, болты.
- После этого можно переходить к снятию защитного кожуха и отдельных деталей, которые поддаются раскручиванию.
Если же специальные средства не помогают справиться с проблемой, тогда нужно переходить ко второму способу. Его суть заключается в предварительном нагреве воском, после чего можно воспользоваться гаечным ключом для откручивания гайки. Контролируйте усилие, чтобы не сломать шлифовальный диск.
Иногда колесо не получается открутить из-за неправильного направления откручивания гайки. Убедитесь, что вы откручиваете в нужную сторону. Если гайка не откручивается простым ключом, тогда можно приложить усилия молотком. Но, в этом случае важно аккуратно регулировать силу, чтобы не повредить детали болгарки.
Способ, с помощью которого вы сможете открутить гайку и устранить проблему, во многом зависит от типа шлифовальной машины. Также играет роль способ фиксации диска на болгарке. Чаще всего для того, чтобы снять диск с болгарки, понадобятся гаечный ключ или отвертка.
Если вы решились самостоятельно снять диск с болгарки или заменить его, обязательно продумайте систему безопасности. Шлифовальные машины и их режущие части очень острые, поэтому нужно быть предельно аккуратными и не забывать о средствах защиты. Помимо спецодежды потребуются защитные очки. Если колесо сломается, его частицы могут отлететь и попасть в лицо. Если же колесо застряло, и у вас не получается решить проблему, придется прибегать к более трудоемким методам.
Срыв фиксации перфоратором или дрелью
При сильном «закусывании» фиксирующей гайки её можно сорвать при помощи перфоратора или электродрели в режиме долбления. Достоинством этого способа является то, что УШМ при этом никак не страдает, и доработка каких-либо инструментов не требуется. Для срыва в инструмент вставляется бур на 6 мм. Его следует упереть в край зажима, и кратковременными включениями сорвать соединение. При этом шпиндель болгарки должен быть зафиксирован. Это, пожалуй, самый хороший способ, если зажим никак не поддаётся снятию.
Как снять шлифовальный диск: важные моменты
Без инструмента снять шлифовальный диск на болгарке практически нереально. Для снятия круга нужно ослабить большое количество винтов, гаек, что вручную сделать очень сложно. Гайки, шайбы, винты очень затянуты и не поддаются ручному раскручиванию.
Чтобы снять круг с болгарки, нужно:
- отключить шлифовальную машину из сети;
- дождаться полной остановки шлифовального диска;
- используйте гаечный ключ, чтобы повернуть гайку на болгарке против часовой стрелки;
- снимите защитный кожух;
- установите новое колесо и затяните гайку.
При обработке несоответствующего материала на неправильном шлифовальном круге вы можете столкнуться с двумя потенциальными рисками — диск может треснуть или сломаться с образованием огромного количества кусков шлифовального круга. Обратите внимание на соответствие материалов, из которых изготовлены диски, и сферу их применения:
- диск из оксида алюминия предназначен для стали, твердосплавной стали, железа. Легированная сталь, быстрорежущая сталь и аналогичные металлы по составу;
- диск для болгарок из карбида кремния работает с латунью, чугуном, бронзой и другими мягкими металлами. Он также предназначен для обработки камня и цветных металлов;
- керамический оксид алюминия очень абразивен и используется для стали, твердых металлов. Основная задача дисков — точное шлифование;
- циркониевый глинозем — еще одна разновидность шлифовального круга, предназначенного для стали и большинства твердых металлов.
Причины закусывания
Обычно, такая неувязка встречается на УШМ с поперечником рабочей поверхности в спектре 150-180 мм. При появлении сильного вращающего момента диск закусывает. Это приводит к тому, что насадку нереально снять при помощи обыденного ключа даже с приложением суровых физических усилий.
2-ая всераспространенная причина – внедрение диска для болгарки, который не соответствует заводским характеристикам инструмента. Это приводит к нарушению процесса работы всего механизма и заклиниванию. В редчайших случаях гайка
не поддается откручиванию при возникновении ржавчины на ее резьбе. В большинстве случаев это встречается при продолжительном использовании инструмента либо хранении без смены насадки.
Как снять шлифовальный круг с болгарки: советы экспертов
Чтобы понять, как быстро и без повреждений снять шлифовальный круг, ознакомьтесь с советами специалистов. Возьмите на заметку следующие важные знания, которые помогут вам справиться с поставленной задачей:
- проложите тряпку или ткань в отверстие шлифовального круга, чтобы оно не прокручивалось при ослаблении гайки на болгарке;
- не перетягивайте гайку слишком сильно и контролируйте усилия, которые вы прилагаете для достижения цели. Вращающееся колесо должно держать гайку хорошо и крепко;
- используйте масла для смазки вала, чтобы упростить процесс замены круга;
- если гайка сильно затянута, используйте молоток, с которым вы сможете приложить немного усилий и раскрутить гайку;
- проверьте состояние шлифовального круга. Специалисты советуют просто постучать по нему металлическим инструментом. Если прослеживается глухой звук, это говорит о поломке. Звонкий звук – показатель исправного диска;
- после замены шлифовальных дисков обязательно проверяйте работоспособность болгарки, находясь сбоку от инструмента. Исключите возможные травмы;
- внимательно прочитайте инструкцию по эксплуатации. В ней содержится много полезной информации, которая поможет вам правильно пользоваться настольной шлифовальной машиной, включая замену круга;
- способ раскручивания гайки во многом зависит и от типа угловой шлифовальной машины, особенностей ее конструкции.
Использование разводного ключа
Использование разводного ключа типа «жабка», для того чтобы открутить зажатый диск на УШМ, имеет своё преимущество благодаря увеличенному рычагу. Однако следует учитывать, что приложение слишком большой силы может привести к повреждению стопора шпинделя и прижимного фланца.
Как не допустить заклинивание диска?
Поскольку проблема достаточно актуальна и с ней сталкивались многие мастера, важно понимать, как предупредить заклинивание и не допустить такой поворот событий. К мерам предосторожности относят:
- Лучше всего использовать картонные или пластиковые шайбы для установки между самим диском и головкой шпинделя. За счет этого инструмент не будет заклинивать. Если же это случится, будет легко открутить застрявшую гайку и заменить диск.
- Придерживайтесь правил установки абразивного круга. Яркая сторона с картинкой должны быть близки к редуктору. При этом не должно быть контакта с зажимной гайкой. Центральное кольцо предотвратит заклинивание.
- На фланец можно наварить гайку. Даже если случится внештатная ситуация, решить ее можно будет с помощью обычного гаечного ключа без особых усилий.
- Всегда регулируйте силу затяжки. Не прилагайте слишком много усилий при установке круга для болгарки. Если же вы пережали гайку, при увеличенных нагрузках будет прослеживаться заклинивание. При холостом ходе определить неисправность не удастся.
Причины закусывания
Как правило, такая проблема встречается на УШМ с диаметром рабочей поверхности в диапазоне 150-180 мм. При возникновении сильного крутящего момента диск закусывает. Это приводит к тому, что насадку невозможно снять с помощью обычного ключа даже с приложением серьезных физических усилий.
Вторая распространенная причина – использование диска для болгарки, который не соответствует заводским параметрам инструмента. Это приводит к нарушению процесса работы всего механизма и заклиниванию. В редких случаях гайка
не поддается откручиванию при появлении ржавчины на ее резьбе. Чаще всего это встречается при длительном использовании инструмента или хранении без смены насадки.
Вывод: трудности при замене шлифовального круга
Перед снятием шлифовального круга лучше постараться раскрутить все детали и убрать лишние предметы, которые могут быть препятствием. Это облегчает процесс замены шлифовального круга.
Насколько часто нужно менять круг для болгарки, это зависит от того, сколько часто вы используете свою болгарку. Если вы будете часто его использовать, то ваше колесо будет изнашиваться быстрее, и вам придется менять шлифовальный круг чаще.
Старайтесь не допускать неисправностей и вовремя менять шлифовальный круг. Чтобы обезопасить себя и не подвергать опасности свое здоровье, перед любыми манипуляциями убедитесь, что к вашей шлифовальной машине не подключен источник питания.
Трудности при замене колеса возникают, когда гайки, шайбы, винты и заклинивают или заржавеют. В этом случае придется испытать несколько способов снятия круга и приложить немало усилий. Важно также учитывать, что шлифовальные круги могут быть очень хрупкими. Если вы не хотите поломок и деформаций, вы должны быть крайне осторожными, когда прилагает силу для их снятия. Не забывайте, что под конкретные металлы подходят определенные шлифовальные круги. Выбор неправильного шлифовального диска – одна из причин поломок и неисправностей.
Прогрев
Прижимную гайку нужно нагреть термофеном или газовой горелкой, чтобы металл стал податливее. Затем выкрутить ее универсальным ключом или руками. Но риск такого способа заключается в том, что можно испортить детали из пластика и элементы редуктора.
Sources:
https://oxmetall.ru/rezka/kak-snyat-disk-s-bolgarki https://2lzz.ru/elektroinstrument/bolgarka/kak-otkrutit-gajku https://mytooling.ru/instrumenty/ne-otkruchivaetsja-gajka-na-bolgarke-chto-delat
Методы снятия диска при заклинивании гайки
Если у вас заклинило гайку, можно попробовать раскрутить ее рожковым ключом. На торцевой головке нужно проделать 4 выступа. Таким образом, получится соответствие со структурой отверстия фланца. Тогда рожковый ключ размещаем под диск и начинаем вращать по направлению круга.
Еще одним популярным методом считается термическая обработка. В ходе нагрева прижимной гайки металл размягчается и становится более «послушным». После этого можно попробовать открутить гайку вручную или же воспользоваться ключом. Минус такого способа в рисках деформации редуктора. Если на болгарке есть пластиковые элементы, они могут оплавиться.
Если использовать газовый ключ, увеличивается сила воздействия на гайку. Здесь важно контролировать силу упора, поскольку в противном случае есть риски погнуть фланец или сломать фиксатор, отвечающий за вращение шпинделя. Сдвинуть гайку с одной точки можно и с помощью перфоратора.
Самый кардинальный способ – умышленно разрушить диск. Если он немного треснут, его просто доламываем и убираем остатки круга с болгарки. В результате остается только центральное металлическое кольцо. Саму металлическую деталь извлекают тисками, плотно прижимая в них кольцо.
Независимо от выбранного способа решения проблемы заклинивания важно помнить о системе безопасности и не подвергать опасности свое здоровье.
Почему происходит затягивание гайки-фиксатора?
Болгарка в зависимости от марки и диаметра рабочего диска развивает от 6 000 до 12 000 оборотов в минуту. Когда вращающийся диск резко касается обрабатываемой поверхности, происходят следующие быстропротекающие процессы.Отрезной диск, врезаясь в материал, испытывает большое сопротивление и несколько затормаживается, но ротор электродвигателя еще несколько мгновений вращается по инерции с прежней скоростью и буквально вкручивает резьбу шпинделя в гайку-фиксатор, впрессовывая ее в отрезной круг. Открутить теперь ее будет нелегко, тем более родным ключом.
Существуют различные способы избавления от этого дефекта. Не все они проходят бесследно для инструмента. Здесь мы рассмотрим один из них, который можно назвать авто термическим.
Меры безопасности
Шлифовальные угловые машины относятся к группе опасных электроинструментов, поэтому важно придерживаться правил безопасности и бережно обращаться с ручным оборудованием для резки, шлифовки. Придерживайтесь следующих правил работы с кругом для болгарки:
- Всегда применяйте диск по назначению. Обратите внимание на инструкцию от производителя, чтобы определить технические особенности диска и использовать диски для определенного материала.
- Никогда не используйте абразивные инструменты после истечения указанного срока годности. Такие диски непригодны и могут стать причиной несчастных случаев. Чаще всего срок годности указывают на металлическом кольце внутри диска.
- Всегда храните шлифовальные круги в сухом месте при комнатной температуре.
- Перед использованием проверьте круг для болгарки на наличие возможных повреждений.
- При замене диска обязательно отключите болгарку от источника питания.
- Всегда носите защитную одежду, маску или очки, поскольку при неисправности диска сколы могут навредить вам.
- Придерживайтесь максимально допустимых оборотов инструмента. Их значение указано на диске.
- Убедитесь, что шлифовальный диск установлен правильно. Убедитесь, что диаметр отверстия для диска соответствует диаметру крепления на вашей шлифовальной машине.
- Оба зажимных фланца должны быть одинакового диаметра.
- Работайте только с болгарками, в которых есть защитных кожух. Он предназначен для защиты в работе.
- Никогда не используйте отрезные круги для шлифования, если это явно не разрешено пиктограммой.
- Используйте только те диски, которые явно подходят для поставленных целей. Соблюдайте все ограничения по использованию, инструкции по технике безопасности или другую доступную вам информацию.
- Работа с высокоскоростными абразивными дисками требует особой осторожности.
- Избегайте чрезмерного давления на угловую шлифовальную машину.
- Все манипуляции с сухими абразивными методами шлифовки должны проводиться в местах с оборудованной системой пылеудаления. Это должны быть специальные фильтры, способствующие качественной очистке воздуха.
В какую сторону должны лететь искры от болгарки
Также спорный вопрос, который волнует многих. На самом деле, каких-то прописных правил по этому поводу нет, и резать болгаркой можно как от себя, так и на себя. Единственное что хочу сказать, так это то, что в процессе резки металла болгаркой от себя, удержать инструмент в руках при заклинивании, очень и очень сложно.
Поэтому я режу только на себя, таким образом, чтобы искры летели мне под ноги. Ничего страшного в этом нет, и не происходит, штаны не горят, а ноги до сих пор целые. Зато я полностью контролирую инструмент, держу его левой рукой за боковую рукоятку, и медленно прижимаю по мере распиловки. В любой момент я готов отпустить правой рукой кнопку включения, ну а если что серьёзное, то и быстро отвести болгарку в сторону.
Кстати, при работе с болгаркой многие новички допускают одну грубейшую как, на мой взгляд,Они так сильно давят на диск во время резки, что двигатель болгарки не справляется с возросшей нагрузкой. В итоге, обмотка якоря подгорает, а болгарку приходится нести в утиль, поскольку легче купить новую, чем поменять в ней двигатель.