Требования, предъявляемые к средствам индивидуальной защиты при работе на высоты

Пояс для работы на высоте до недавнего времени не имел альтернативы для защиты от падения. Применение поясов при высотных работах осуществлялось практически во всех отраслях народного хозяйства и было основой «системы обеспечения безопасности» от падения с высоты.

Но, пояса не закрывали проблему, связанную с обеспечением безопасности работ на высоте, ввиду повышенного травматизма в случае остановки падения. Практика показывала, что работники, падающие в поясах, получали травмы несовместимые с дальнейшей трудоспособностью.

Так, в 2010-ых годах начинается активный поиск более безопасных альтернатив обеспечения безопасности работ на высоте на законодательном уровне. Переводятся на русский язык межнациональные стандарты на страховочные привязи — ГОСТ Р ЕН 361-2008 ССБТ. Переводится ГОСТ Р ЕН 358-2008 ССБТ привязи для удержания. Вступает в силу Технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТС ТР 019/2011.

Окончательную точку в судьбе поясов поставили действующие до 1 января 2022 года Правила охраны труда при работе на высоте [Приказ Минтруда №155н]. Которые законодательно ограничили использование поясов для обеспечения безопасности работ на высоте. Проще говоря, с 2015 года «падать в поясе» ЗАПРЕЩЕНО!

Таким образом, появилась некоторая двоякость в статусе поясов для работы на высоте, как средства индивидуальной защиты от падения. То есть, пояса не запрещены к использованию, но применять их как средство остановки падения запрещено. В связи с этим мы подготовили небольшой обзор.

Итак, прежде всего, нам необходимо понять, что же из себя представляет пояс для работ на высоте в 2022 году. Какие виды поясов существуют.

Страховочный, предохранительный строительный или монтажный пояс?!

В настоящее время существует только две категории изделий, которые можно назвать поясами для работы на высоте. Остальные эволюционировали в страховочную привязь.

Поясной ремень ГОСТ Р ЕН 358-2008 ССБТ

Поясной ремень – устройство, охватывающее тело за талию, предназначенное для организации удерживающей системы. То есть системы, при которой падение ИСКЛЮЧЕНО! Поясной ремень также может быть интегрирован в страховочную привязь. В таком случае поясной ремень применяется не только для удерживающей системы, но и системы позиционирования.

Подробнее данное изделие описано в ГОСТ Р ЕН 358-2008 ССБТ.

Предохранительный строительный пояс ГОСТ 32489-2013

Предохранительный строительный пояс – средство индивидуальной защиты, закрепляемое на теле пользователя и применяемое автономно или совместно с другими средствами для фиксации рабочей позы и защиты пользователя, в случае его падения с высоты. Согласно ГОСТ 32489-2013 предохранительный пояс применяется для работы на высоте в ЖКХ и строительной отрасли.

Использовать безлямочные предохранительные пояса для остановки падения запрещено п. 132 новых Правил охраны труда при работе на высоте:

Использование безлямочных предохранительных поясов в страховочных системах ЗАПРЕЩЕНО ввиду рисков травмирования или смерти вследствие ударного воздействия на позвоночник работника при остановке падения.

Однако, предохранительный пояс, оснащенный надплечными и ножными лямками использовать для остановки падения с высоты допустимо. Подробнее данное изделие описано в ГОСТ 32489-2013.

На первый взгляд, оба определения одинаковы, однако разница есть:

Поясной ременьПредохранительный пояс
Внешний вид

СтандартГОСТ Р ЕН 358-2008 ССБТГОСТ 32489-2013
Особенности Ширина не менее 43 мм

Высота не менее 80 мм

Механизм регулировки пояса и фиксации на теле может быть выполнен только в одном виде
Отрасли примененияВсеЖКХ, строительство
ПрочностьНе менее 15 kNНе менее 10 kN
ПредназначениеНедопущение паденияНедопущение падения и/или (если пояс оснащен лямками на плечах и ногах) безопасная остановка падения.

В целом, на основе анализа представленных в межнациональных стандартов можно сделать вывод о том, что предохранительный пояс по ГОСТ 32489-2013 является «адаптацией» европейского подхода к поясным ремням от падения с высоты к условиям отечественных реалий. Напоминаем, что безлямочные варианты поясов разрешено применение только в качестве компонента удерживающей системы.

Что касается страховочного пояса! Изделия, выдаваемые за страховочный пояс, не имеют никакого отношения к страховочной системе. Так как страховочная система и пояс понятия взаимоисключающие.

Требования, предъявляемые к средствам индивидуальной защиты при работе на высоты

По данным Департамента государственной инспекции труда, в организациях республики, выполняющих строительные и строительно-монтажные работы, основным видом происшествия, приводящим к несчастному случаю, является падение потерпевшего с высоты, поэтому к средствам индивидуальной защиты, которые должны защитить работника о неблагоприятных последствий, предъявляются определенные законодательством требования, о них и пойдет речь в предлагаемой статье.

Документ: постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 №52 «Об утверждении правил охраны труда при работе на высоте» (далее- Правила охраны труда при работе на высоте)

Рабочие места и проходы к ним, расположенные на высоте более 1,3 м и расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, ограждаются временными инвентарными ограждениями в соответствии с ГОСТ 12.4.059-89 «Система стандартов безопасности труда. Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные. Общие технические условия».(п.61 Правила охраны труда при работе на высоте)

К средствам индивидуальной защиты от падения с высоты относятся: предохранительные пояса, предохранительные верхолазные устройства, ловители с вертикальным канатом или с другими устройствами, канаты страховочные, каски строительные, карабин предохранительный.

Средства индивидуальной защиты от падения с высоты как отечественные, так и приобретенные за рубежом должны иметь сертификаты качества.

При невозможности применения защитных ограждений или в случае кратковременного периода нахождения работников допускается производство работ с применением предохранительного пояса.

В этой связи используется такое понятие, как «средство индивидуальной защиты работающего» – это средство защиты, надеваемое на тело человека или его части или используемое им.

Справочно: средства индивидуальной защиты следует применять в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты (п.п. 2.5 п. 2 ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация» )

Требования к поясам предохранительным.

В соответствии с Правилам охраны труда при работе на высоте к средствам индивидуальной защиты от падения с высоты предъявляются следующие требования.

Справочно: предохранительные пояса (далее – пояса) подразделяют на предохранительный безлямочный пояс – пояс, имеющий один элемент, охватывающий талию или грудную клетку человека и предохранительный лямочный пояс – пояс, имеющий два и более элементов (лямки), охватывающие тело человека.

Предохранительные пояса должны соответствовать требованиям технических условий на пояса конкретных конструкций.

Пояса должны регулироваться по длине и обеспечивать обхват талии от 640 до 1500 мм. Типоразмеры поясов устанавливаются техническими условиями на пояса конкретных конструкций. Ширина лямок пояса, несущих нагрузки, должна быть не менее 50 мм, безлямочного пояса в спинной части – не менее 80 мм. Длина стропа (фала) пояса устанавливается техническими условиями на пояса конкретных конструкций. Масса пояса должна быть не более 2,1 кг.

Статическая разрывная нагрузка для пояса должна быть не менее 7000 Н (700 кгс). Пояс должен выдерживать динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг с высоты, равной двум длинам стропа (фала). Динамическое усилие при защитном действии для безлямочного предохранительного пояса и для предохранительного лямочного пояса, имеющего только плечевые лямки, не должно превышать 4000 Н (400 кгс), для предохранительного лямочного пояса с плечевыми и ножными лямками – не более 6000 Н (600 кгс).

Карабин стропа (фала) предохранительного пояса должен обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление одной рукой при надетой утепленной рукавице. Продолжительность цикла «закрепление-открепление» должна быть не более 3 с. Карабин должен иметь предохранительное устройство, исключающее его случайное раскрытие. Замок и предохранитель карабина предохранительного пояса должны закрываться автоматически. Усилие для раскрытия карабина должно быть не менее 29,4 Н (3 кгс) и не более 78,4 Н (8 кгс).

Строп (фал) пояса для электрогазосварщиков и других работников, выполняющих огневые работы, должен быть изготовлен из стального каната или цепи. Условия безопасного применения стропа (фала) должны быть указаны в технических условиях на пояса конкретных конструкций.

Металлические детали предохранительного пояса не должны иметь трещин, раковин, надрывов и заусенцев.

На каждом поясе должны быть нанесены: товарный знак предприятия-изготовителя, размер и тип пояса, дата изготовления, клеймо отдела технического контроля, обозначение стандарта или технических условий.

Предохранительные пояса перед выдачей в эксплуатацию, а также через каждые 6 месяцев должны подвергаться испытанию статической нагрузкой по методике, приведенной в стандартах или технических условиях на пояса конкретных конструкций (на безлямочные и лямочные предохранительные пояса, применяемые для защиты работающих при падении с высоты при производстве строительно-монтажных работ распространяется ГОСТ 12.4.089-86 «Система стандартов безопасности труда. Строительство. Пояса предохранительные. Общие технические условия»). После испытания под нагрузкой проводится тщательный осмотр пояса и при отсутствии видимых повреждений он допускается в эксплуатацию.

Требования к предохранительным верхолазным устройствам.

Справочно : Предохранительное верхолазное устройство – это устройство защиты работника при падении с высоты плавным торможением страховочного каната.

Предохранительные верхолазные устройства должны обеспечивать плавное торможение страховочного каната при скорости извлечения его из устройства, превышающей 1,5 м/с.

Предохранительное верхолазное устройство должно иметь элемент для закрепления его на опоре или к иному надежно закрепленному конструктивному элементу здания, сооружения.

Выходной конец страховочного каната предохранительного верхолазного устройства должен быть оформлен в виде петли или оснащен кольцом или карабином, к которым работник прикрепляет стропы (фал) предохранительного пояса.

Барабанная система предохранительного верхолазного устройства, оснащенная храповым устройством с пружиной, должна обеспечивать намотку страховочного каната определенной длины, выдерживающего динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг в процессе торможения до полной остановки его падения на длине тормозного пути от 0,6 до 1,5 м.

При массе предохранительного верхолазного устройства 8 кг страховочный канат имеет длину 5 м, при массе 9,4 кг – 10 м, 11 кг – 12 м, 14 кг – 20 м, 21 кг – 30 м.

Исходя из конкретных условий работ необходимо применять предохранительное верхолазное устройство с необходимой длиной страховочного каната, позволяющего работнику относительно свободно передвигаться в процессе выполнения рабочих операций на расстоянии до 5 м и даже до 30 м (в зависимости от применяемого предохранительного верхолазного устройства) вниз от места закрепления предохранительного верхолазного устройства, не производя при этом перезакрепления карабина стропа (фала) предохранительного пояса.

ВАЖНО! Работник, использующий предохранительное верхолазное устройство, при падении должен остерегаться ударов о конструкции при маятниковом качании сработавшего предохранительного верхолазного устройства.

После каждого случая срабатывания, а также периодически в процессе эксплуатации через каждые 6 месяцев должны проводиться освидетельствование и испытание предохранительного верхолазного устройства по методике, указанной в технических условиях предприятия-изготовителя.

Требования к ловителям с вертикальным канатом

Существуют различные конструкции ловителей, обеспечивающих защемление страховочного вертикально расположенного каната.

Ловители с вертикальным страховочным канатом применяются для обеспечения безопасности работника при подъеме и спуске по вертикальной и наклонной (более 75 градусов к горизонту) плоскостям.

Ловители с вертикальным страховочным канатом должны обладать статической прочностью 7 кН (700 кгс) и динамической прочностью, выдерживающей падение груза массой 100 кг, прикрепленного к петле амортизатора предохранительного пояса, с высоты 0,8 м. Для работы в системе с ловителем с вертикальным страховочным канатом предохранительный пояс должен быть оснащен амортизирующим устройством, а длина стропа должна быть 0,4 м.

Работник перед подъемом или спуском заводит вертикальный страховочный канат в ловитель поворотом его подвижной щеки и приводит ловитель в рабочее положение, затем производит закрепление карабина стропа (фала) предохранительного пояса за соосные отверстия щек ловителя, и система готова к работе.

При срыве работника под его весом через систему пояс-строп корпус ловителя поворачивается и страховочный канат защемляется между подвижным и неподвижным кулачками, стопоря ловитель на страховочном канате и удерживая работника от перемещения вниз.

Справочно: Ловители с вертикальным страховочным канатом играют значительную роль в обеспечении безопасности работников, поднимающихся или спускающихся по вертикальным лестницам, так как дуговые ограждения на вертикальных лестницах или скобах недостаточно эффективны по своему основному функциональному назначению и создают неудобства при перевозках и складировании лестниц

Требования к канатам страховочным.

Для безопасного перехода на высоте с одного рабочего места на другое при невозможности устройства переходных мостиков или при выполнении мелких работ применяются страховочные канаты, расположенные горизонтально или под углом до 7 градусов к горизонту.

Справочно: канат страховочный – это устройство, предназначенное для закрепления одного или более работников карабином стропа предохранительного пояса при выполнении рабочих операций на высоте, состоящее из гибкого стального каната, расположенного горизонтально или с наклоном до 7 градусов, концы которого неподвижно закреплены к конструктивным элементам зданий и сооружений непосредственно или через специальные элементы.

Справочно: Общие технические требования к страховочным канатам (далее – канаты) и условия их применения устанавливает ГОСТ 12.4.107-82 «Система стандартов безопасности труда. Строительство. Канаты страховочные. Общие технические требования».

Канаты конкретных конструкций должны отвечать требованиям технических условий на них предприятий-изготовителей, определяющих специфику их применения, установки и эксплуатации.

Канат должен быть снабжен устройством для его крепления к конструктивным элементам здания, сооружения и его натяжения, обеспечивающим удобство установки, снятия, перестановки и возможность изменения длины каната в зависимости от расстояния между точками крепления.

Конструкция деталей каната должна исключать возможность травмирования рук работника. Детали каната не должны иметь надрывов, заусенцев, острых кромок, трещин и раковин.

Масса каната в целом должна устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций, при этом каждая сборочная единица или деталь каната должна иметь массу не более 20 кг.

ВАЖНО! Канат следует устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступней ног.

При переходе работающего по нижним поясам ферм и ригелям канат должен быть установлен на высоте не менее чем 1,5 м от плоскости опоры для ступней ног, а при переходе по подкрановым балкам – не более 1,2 м.

Длина каната между точками его закрепления (величина пролета) должна назначаться в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий, сооружений, на которые он устанавливается. При длине каната более 12 м должны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которыми должно быть не более 12 м; при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок. Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку не менее 500 кгс. Статическое разрывное усилие каната, устанавливаемого на высоте более 1,2 м от плоскости опоры ступней ног работающего, не должно быть менее 40400 Н (4040 кгс), а каната, устанавливаемого на высоте до 1,2 м, – менее 56000 Н (5600 кгс).

Канаты, устанавливаемые на высоте более 1,2 м от плоскости опоры для ступней ног работника, должны быть изготовлены из стального каната диаметром 10,5 мм или 11,0 мм. Стальные канаты должны быть в основном маркировочной группы не ниже 1558 МПа (160 кгс/кв.мм). При установке каната выше плоскости опоры для ступней ног его необходимо предварительно (до установки на промежуточные опоры) натянуть усилием от 1000 Н (100 кгс) до 4000 Н (400 кгс) в зависимости от расстояния между точками закрепления каната. Усилие на рукоятке при натяжении каната не должно превышать 160 Н (16 кгс).

ВАЖНО! Величину предварительного натяжения рекомендуется контролировать величиной провисания в середине пролета натянутого каната.

При установке каната на уровне плоскости опоры для ступней ног не следует предварительно натягивать его, при этом длина каната должна быть подобрана таким образом, чтобы закрепленный на концах и натянутый посередине усилием 100 Н (10 кгс) канат не выходил за габаритные размеры конструктивных элементов, на которые он устанавливается.

Детали крепления стального каната, а также конструктивные элементы зданий или другие устройства, к которым его крепят, должны быть рассчитаны на горизонтально приложенную нагрузку 22000 Н (2200 кгс), действующую в течение 0,5 с.

Детали каната должны сохранять свои защитные и эксплуатационные свойства при температуре от минус 45 до плюс 50 °С и относительной влажности до 100 процентов.

Детали крепления каната, которые могут быть подвержены коррозии, должны иметь антикоррозионные покрытия. Сигнальная окраска – по ГОСТ 12.4.026-76 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности».

Справочно: В организации на канаты разрабатываются и утверждаются в установленном порядке инструкции по эксплуатации.

Канат перед эксплуатацией, а также через каждые 6 месяцев испытывается статической нагрузкой по методике, изложенной выше.

Соответствие установленного в рабочее положение каната предъявляемым к нему требованиям следует определять путем его статического нагружения в середине пролета грузом массой 400 кг, который прикладывают к установленному в рабочее положение канату. Канат считается выдержавшим испытание, если в результате внешнего осмотра не обнаружены разрушения или трещины в его деталях. При этом эксплуатация каната разрешается в том случае, если в конструктивных элементах зданий, сооружений или других устройствах, к которым закреплен канат в процессе эксплуатации, также не обнаружены разрушения или трещины.

ВАЖНО! Каждый канат должен иметь маркировку, включающую: товарный знак (или краткое наименование организации-изготовителя), значение статического разрывного усилия, дату изготовления (месяц, год), дату испытания (месяц, год), обозначение стандарта или технических условий, по которым изготовлен канат.

Требования к каскам строительным.

Для защиты головы работника от механических повреждений падающими сверху предметами или при соударении с конструктивными и другими элементами, для защиты от воды, поражения электрическим током при работах на высоте по строительству, монтажу, демонтажу, выполнении ремонтных, наладочных и других работ должны применяться каски по ГОСТ 12.4.087-84 «Система стандартов безопасности труда. Строительство. Каски строительные. Технические условия».

Каски выпускаются двух размеров (I – от 54 до 58 см, II – от 58 до 62 см) со ступенями регулирования длины несущей ленты не более 10 мм.

Каски должны обеспечивать максимальное передаваемое усилие при номинальной энергии удара 50 Дж – не более 5 кН (500 кгс) для касок первой категории качества и не более 4,5 кН (450 кгс) для касок высшей категории качества.

В зависимости от условий эксплуатации каски имеют следующую комплектацию:

А – для работающих в помещениях: каска;

Б – для работающих на открытом воздухе в жаркой климатической зоне: каска и пелерина;

В – для работающих на открытом воздухе в умеренной климатической зоне: каска, пелерина, подшлемник на вате;

Г – для работающих на открытом воздухе в холодной климатической зоне: каска, пелерина, подшлемник шерстяной;

Д – для работающих в особом климатическом поясе: каска, пелерина, подшлемник на вате, подшлемник шерстяной.

Справочно: Каска состоит из корпуса, внутренней оснастки и подбородочного ремня, а также по требованию потребителя может быть снабжена устройствами для крепления щитков, противошумных наушников и других средств индивидуальной защиты.

Справочно : Корпус касок выпускается четырех цветов:

белого цвета – для руководящего состава, начальников цехов, участков, работников службы охраны труда, государственных инспекторов органов надзора и контроля;

красного – для мастеров, прорабов, специалистов, главных механиков и главных энергетиков;

желтого и оранжевого – для рабочих и младшего обслуживающего персонала.

Детали внутренней оснастки каски изготавливаются из прочных и эластичных материалов. Несущая лента (кроме ее затылочной части) должна иметь покрытие из натуральной или перфорированной искусственной кожи или другого пористого материала, защищающего кожу от натирания.

Внутренняя оснастка каски обеспечивает возможность регулирования ее размера при необходимости использования подшлемника и не должна допускать перемещения каски при повороте головы и выполнении работ в наклонном положении. Конструкция несущей ленты и амортизатора обеспечивает регулирование глубины посадки каски на голове. Внутренняя оснастка и подбородочный ремень должны быть съемными и иметь устройства для крепления к корпусу каски. Подбородочный ремень должен регулироваться по длине, а способ крепления должен обеспечивать возможность его быстрого отсоединения.

Наружная поверхность корпуса каски должна быть гладкой, без трещин и пузырей. На поверхности корпуса каски допускаются включения другого цвета в количестве, допустимом нормами на материалы.

Внутренняя поверхность корпуса каски, а также наружная и внутренняя поверхности оснастки должны быть гладко обработаны, а края и кромки притуплены.

Боковые поверхности корпуса каски должны иметь вентиляционные отверстия общей площадью не менее 200 кв. мм, герметично перекрываемые вращающимися щитками.

ВАЖНО! Каски должны сохранять защитные свойства в течение всего срока эксплуатации при температуре окружающей среды от минус 50 до плюс 40 °С.

ВАЖНО! Периодические проверки состояния касок, находящихся в эксплуатации, должны проводиться не реже одного раза в полугодие.

Справочно: Каждая каска должна быть маркирована: на внутренней стороне козырька или корпуса методом литья или формования должно быть нанесено: товарный знак предприятия-изготовителя, обозначение стандарта, размер каски, дата выпуска (месяц, год).

Каски должны подвергаться ежедневному осмотру в течение всего срока эксплуатации с целью выявления дефектов. Каски, подвергшиеся ударам, а также имеющие повреждения корпуса или внутренней оснастки, должны быть заменены. Ремонту каски не подлежат.

В процессе эксплуатации при необходимости каски могут подвергаться санитарной обработке путем погружения в 3-5-процентный раствор хлорамина или 3-процентный раствор хлорной извести на 30-60 мин с последующей промывкой в холодной воде и естественной сушкой.

Гарантийный срок хранения и эксплуатации касок устанавливается по техническим условиям заводов-изготовителей.

Приведенные требования являются обязательными для всех находящихся на территории Республики Беларусь нанимателей независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Иван Данелюк, инженер по охране труда

Пояс и страховочная привязь

Теперь необходимо сказать пару слов о различиях между предохранительным поясом или поясным ремнем и страховочной привязью. Самое главное отличие заключается в их предназначении!

Страховочную привязь мы можем применять для безопасности остановки падения в случае срыва. Так как привязь даже в «минимальной комплектации» это лямки на плечах и лямки на ногах. Применять безлямочные пояса или пояса только с наплечными или только с ножными лямками в случае, если срыв работника возможен, недопустимо.

Таким образом, краткий алгоритм принятия решения о выборе предохранительного пояса, поясного ремня или страховочной привязи.

  1. Существует ли вероятность срыва работника с высоты? да – страховочная привязь или предохранительный пояс с наплечными и ножными лямками нет — предохранительный безлямочный пояс или поясной ремень
  2. Работы на высоте проводятся в отрасли ЖКХ или строительной отрасли?

Вы вправе применять для целей недопущения падения и поясной ремень и предохранительный пояс. В любом случае, выбор из этих изделий осуществляется по критериям экономическим и на основе предпочтений работников.

Требования к страховочным поясам

Помимо комфорта и удобства при эксплуатации, страховочный пояс должен быть весьма надежным – как материалы изготовления, так и элементы крепления. Материалы, из которых изготавливаются все элементы страховочного пояса, должны быть безопасными и соответствовать ГОСТам.

Все элементы страховочного пояса должны быть надежно соединены между собой и не должны причинять неудобства и боли при использовании данного средства защиты. Лямки должны иметь обязательную регулировку по длине. При этом система застежек и подгона длины должна обеспечивать возможность регулировки без необходимости снятия пояса, а также во время работы в рабочих перчатках. Кушак предохранительного пояса должен быть изготовлен из согревающих натуральных материалов и его конструкция должна способствовать равномерному распределению нагрузки по всей его ширине.

Цвет материала изготовления лямок и цвет ниток их пошива должны отличаться друг от друга в контрастной форме, что даст возможность качественного визуального осмотра швов на отсутствие повреждений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]