Обработкой древесины человек занимается с самых древних времён. Изделия из дерева стали первыми предметами домашнего обихода и пользовались заслуженной любовью. Одновременно с их появлением зарождалась и резьба по дереву.
Народные мастера умело пользовались спецификой материала, показывая его скромную красоту и практичность. Они придавали своим изделиям удобные формы с художественной завершённостью. В большей своей части умельцы старались совместить красивый декор с практическим бытовым и хозяйственным предназначением.
Резьба по дереву практически сгруппировалась в несколько видов:
- домовая;
- объёмная;
- контурная;
- геометрическая;
- плоскорельефная;
- рельефная;
- резьба на пряничных досках.
Самые древние столярные мастера использовали весьма примитивные орудия: топор, долото, струг, ложкарь и тесло. Первыми образцами народного искусства резьбы по дереву были уточки и деревянные кони. Создавались и целые скульптурные произведения. До наших дней дошёл деревянный олень, изготовленный в 5-2 в.в. до н.э.
В средневековье резьба имела растительные орнаменты, украшавшие жилые дома, алтари, иконы. Нередко встречались сказочные мотивы. С 16 века искусство обработки дерева принимает объёмные формы, высокие и живописные. В более поздний период деревянные украшения стали основой убранства соборов, церквей, богатых домов. В 18-19 веках практически каждый дом имел индивидуальный характер, благодаря искусной резьбы по дереву.
Домовая резьба
Основной характеристикой домовой резьбы по дереву является её крупномасштабность. Она выполняется с помощью простейшего инструмента: топора, долото и пилы. Используется дерево хвойных пород.
Резьба по дереву для украшения домов была хорошо развита уже более пяти веков назад. На севере России сохранились самые древние деревянные постройки, украшенные резьбой. Много деревянных резных домов встречается и в Поволжье.
Многие исследователи считают, что искусство украшать жилые постройки резьбой перешло из кораблестроения. Часто домовая и корабельная резьба подразумевает под собой одно и то же. Домовая резьба подразделяется на объёмную, рельефную и прорезную.
Вероятно, первой объёмной резьбой были украшены носовые части кораблей. На них присутствовали фигуры птицы, коня, оленя. Рельефная резьба украшает фронтоны домов, окна, наличники. Прорезной вид появился в 19 веке. Ажурные украшения выпиливались лобзиком и украшали дома, перила, входы в помещения.
С корабля на бал
Глухая резьба на воротах дома Павловой середины XIX века в Музее деревянного зодчества в Нижнем Новгороде. Фото И. Бобыльковой
Наличники и лобовая доска с глухой резьбой на доме комплекса «Город мастеров» в г. Городце Нижегородской области
Глухая резьба берегиня (русалка) на карнизной доске и лев на лобовой доске дома Павловой середины XIX века в Музее деревянного зодчества в Нижнем Новгороде. Фото И. Бобыльковой
У нижегородской глухой резьбы, пожалуй, самая интересная история. На дома она перекочевала прямо с Волги-матушки. Такую резьбу называют еще «корабельной», ведь именно ею украшали расшивы — суда, на которых по Волге переправляли множество товаров. Расшивы издавна покрывали самой причудливой, самой искусной резьбой. Исследователи считают, что у этой тяги к прекрасному было самое что ни на есть практическое обоснование.
Начиная с конца 1740-х годов целая серия царских указов запрещала использовать где бы то ни было доски, тесанные топором. Лес тогда — главный ресурс, его берегут и экономят, ведь чаяниями Петра I вокруг всех крупных городов леса выкосили чуть не до нитки. Плотникам велят бросить топоры и браться за пилы. Поскольку «из одного бревна пиленых досок может быть пять, а по крайней мере четыре или три доски, а топорных одна или по нужде две выходит». Судовладельцев это не могло радовать: считалось, что именно доска из-под топора наиболее пригодна для кораблестроения. Сильный удар как бы запечатывал волокна дерева, и такая доска становилась для воды неуязвима. А пиленые доски «мочалились», «подпускали воду». Однако из-за не тех стройматериалов можно было попасть не то что под санкции, а даже и под репрессии: штрафы, изъятие, битье кнутом.
Объёмная резьба
Объёмная резьба по дереву наиболее сложный вид обработки древесины. Ещё её называют – скульптурной. Этот вид характеризуется тем, что изготавливаемое изображение как бы отдалено от общего фона. Образует рельеф, скульптуру или целую скульптурную группу.
Объёмная резьба требует от резчика настоящего мастерства. Ошибки здесь не прощаются. Для изготовления применяются специальные инструменты.
Фигурками из дерева украшали жилища ещё в Древней Руси. Мастерили так же игрушки, фигурки животных, вырезали свистульки. Объёмная резьба широкое применение нашла в церкви, где ею украшали алтари, вырезали образа святых, вырезали кресты.
К объёмной резьбе относиться и корнепластика. Для неё берут нижнюю часть дерева, имеющую самые разнообразные формы, и создают оригинальные образы.
Мастер-класс формочки для печатного печенья
Чтобы сделать формочку для печатного печенья, сначала необходимо обрезать заготовку. Ширина и длина болванки зависит от размеров будущих кондитерских изделий. Можно ориентироваться на общепринятые стандарты и померить обычное юбилейное или кофейное печенье, купленное в магазине. Что касается выбора древесины, то для этих целей подойдет лиственница, бук, дуб. Заготовку вырезают из доски с помощью электролобзика. Далее ее закрепляют на рабочей поверхности и переносят заранее подготовленный эскиз изображения. Все детали композиции на печенье должны быть выпуклыми, соответственно фон обрабатывать не нужно. Набор инструментов для работы варьируется в зависимости от ее сложности. Чтобы резать было проще, нужно выбрать картинку-исходник, нарисованную с полутонами. Тогда мастеру будет легче ориентироваться с глубиной прорезания элементов. Для печатного печенья часто выбирают надписи, простенькие пейзажи с деревьями и птичками, животных, цветочные композиции, «букеты» колосьев.
Контурная резьба
Контурная резьба относится к орнаментной резьбе. С 15 века она широко представлена в народном искусстве. Выполняется контурная резьба по дереву в виде прямолинейных линий, прорезаемых по контуру прилагаемого рисунка.
Отдалённо такая резьба напоминает гравировку. Она имеет чётко обозначенный рисунок, довольно сухой и простой. Композицию часто несколько оживляют разнообразные прорезки и окрашивание.
Для такой резьбы применяют специальный нож и изогнутую стамеску. Со стороны видится простота резьбы, но это не так. Она требует большого мастерства, так как здесь необходимо обходиться без зарезов и сколов древесины.
Контурная резьба по дереву наиболее распространена в Поволжье и северных областях.
Геометрическая резьба
Этот вид резьбы по дереву наиболее простой и доступный многим умельцам. Геометрическая резьба представляет собой особые клинорезные выемки, различной направленности и глубины. Количество граней, в каждой отдельной выемки, также может быть различным. Но, наиболее распространённые – это с двумя и тремя выемками.
Трёхгранная резьба даёт наибольшее количество возможных узоров. Меньше композиций можно создать с помощью четырёхгранной резьбы, и она требует особого мастерства от резчика.
К геометрической резьбе можно и отнести скобчатую резьбу. Рисунок в ней изготавливается полукруглой стамеской, сначала под прямым углом, а затем, под острым. Для резьбы по дереву геометрической берут древесину липы, осины, хвойных пород.
Инструменты для работы
К специализированным инструментам резчика предъявляются поистине высокие требования. Мастерство исполнителя играет немаловажную роль. Но лишь с правильно подобранными и тщательно наточенными инструментами мастер сможет продемонстрировать свои умения в полную силу.
И если профессионал легко и с первого взгляда определяет качество приспособлений для работы, то новичок неизменно теряется и может совершить оплошность.
В первую очередь следует приобрести:
- качественные ножи;
- стамески (несколько штук);
- надфили;
- ножовки, режущие металл;
- приспособление для зажима;
- наждачку разной зернистости;
- дрель и несколько видов свёрл;
- деревянные бруски.
Ножи
Ножи лучше всего купить в специализированном магазине товаров для творчества и хенд-мейда. Они должны быть произведены из стали высокого качества. Если средства ограничены, можно на время приобрести ножи попроще, но хорошо их наточить.
Специалисты положительно отзываются об инструментах брендов «Татьяна», «Narex» и «Kogatana».
Стамески
Первое время вместо стамесок можно применять остро наточенные отвёртку и напильник.
Закупая стамески, обратите внимание на следующие разновидности:
- Плоская – стамеска в форме удлинённого стержня с режущей кромкой в торцевой части, она нужна при первоначальной обработке дерева.
- Полукруглая – один из самых востребованных видов, может быть различной по степени округлости: средней, круглой или отлогой.
- V-образная – необходима при выполнении геометрической резьбы.
Станок
В резьбе на станке заложен огромный потенциал, упрощающий этот труд и превращающий его в удовольствие. Современные модели стоят совсем недёшево, но профессионалы характеризуют их с наилучшей стороны.
Станки способны упростить множество знакомых резчикам трудоёмких операций:
- обработка поверхностей под разными углами;
- сверление углублений, пазов и канавок;
- фрезеровка;
- собственно резьба.
Есть огромные различия и в размерах моделей станков, и в технологии их работы:
- ручные;
- фрезерно-гравировальные;
- лазерные;
- станки с ЧПУ.
Для упрощения многих операций именно художественной резьбы профессионалы советуют приобрести станок с ЧПУ. Но если начинающий мастер просто хочет попробовать себя и проверить, подходит ли ему это хобби, вполне достаточно ручного станка.
Плоскорельефная и рельефная резьба
Плоскорельефная резьба так же очень распространена. Отличительной её особенностью является орнамент одинаковой высоты. Часто композиции создаются простым рисунком: геометрические фигуры, листья растений, изображения зверей и птиц.
Резьба по дереву такого вида потребует от мастера усидчивости, богатой фантазии и разнообразного инструмента: ножей, стамесок, чеканов, скребков, рашпилей и др.
Этот вид резьбы различают по подвидам:
- подушечный фон;
- подобранный фон;
- заоваленный контур.
В рельефной резьбе рисунок заметно выделяется на общем фоне. В этом виде практически нет плоских поверхностей. Узор содержит точки различной высоты и формы. Рельефной резьбой украшают мебель, стены, делают изящные панно.
Рельефная резьба по дереву делиться на два подвида: барельефную и горельефную. Для резьбы выбирают твёрдое дерево: дуб, бук, кедр, пихту.
Характеристика видов резьбы по дереву. Элементы резьбы. Терминология
Резьбу по дереву по ее виду и технике исполнения трудно разделить на строгие, отличающиеся друг от друга группы и дать им точное название или определение. Поэтому количество видов и подвидов резьбы по дереву в литературе еще не устоялось, также и названия имеют иногда синонимы, а иногда и противоречия.
Для резчика по дереву это большого значения не имеет, он применяет тот или иной вид или прием резьбы в зависимости от своего художественного замысла.
Наша задача здесь заключается в том, чтобы познакомить самодеятельного резчика с наиболее распространенными названиями видов резьбы и с их характеристикой.
Чаще всего резьбу подразделяют на пять-шесть видов: плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, прорезная, скульптурная, комбинированная.
1. Плосковыемчатая резьба по названию происходит от двух характеристик: плоскость и выемки, сделанные на ней.
Основной ее признак — контуры в виде выемок, которыми обрисовываются фигуры изображения, или иные, четко ограниченные выемки на поверхности. Она подразделяется на два подвида: геометрическую и контурную.
Геометрическая резьба. В ней изображаемые фигуры имеют геометрическую форму и выполняются, как правило, в виде прямолинейных и дугообразных элементов.
К геометрической также относится резьба, где признак контурности может отсутствовать, но элементы резьбы носят явно выраженный геометрический характер: кубики, крестики, ромбики в виде выемок, ноготки, треугольники и т. д. (рис. 138).
Рис. 138. Элементы геометрической резьбы |
Элементы геометрической резьбы (по рис. 138).
1. Треугольники — треугольные углубления. Сначала прорезается сквозная линия всех оснований треугольников с наклоном резака, затем делаются боковые срезы.
2. Треугольники с зубчиками. Средняя линия зубчика (линия надколки) делит угол между основанием треугольника и боковой стороной пополам.
3. Ромбы. Два ряда треугольников с сомкнутыми вершинами.
4. Цепочка. Два ряда треугольников с сомкнутыми основаниями.
5. Витейка. Мелкие треугольники в два ряда, как в ромбах, но со смещением одного ряда на полшага.
6. Змейка. Два ряда треугольников, как в витейке, но один ряд вдвинут в другой.
7. Елочка. Два ряда разных по размеру треугольников.
8. Елочка. Ряд маленьких треугольников п. 7 заменен на ноготки — полукруглые вырезы.
9. Куличики. Контуры ромбов — канавки; куличики — спаренные треугольники (бусы) долевого и поперечного расположения.
10. Сколышки. Комбинация треугольников, вписанных рядами в большой треугольник или ромб. Сначала прорезаются с наклоном резака сквозные линии контура, а затем — параллельные им линии.
11. Чешуйка прямая. Сначала прорезаются сквозные линии сетки без наклона резака, затем делаются вырезы сторон каждой чешуйки.
12. Глазки. С наклоном на обе стороны от средней линии делаются резаком сквозные прорезы, образующие грани выступающего ребра глазков. Потом делаются вырезы полукруглой стамеской.
13. Фонарики. Режутся канавки сетки, затем — одиночные глазки долевого и поперечного направлений. От глазков отходят прорезные поперечные канавки лучей.
14. Лесенка плоская. Треугольники, соединенные прорезными линиями поперек ленты.
Лесенка простая. Сначала делаются все надрезы с одной стороны.
Лесенка обрезная. Лента надрезается с обеих сторон, и сверху прорезается глубокая линия. Режется лесенка, затем она обрезается снизу.
15. Лесенка с зубчиками прямая. Сначала надкалываются зубчики, после чего режется лесенка.
Лесенка с зубчиками наклонная. Образует вид двухзаходной винтовой линии.
16. Кустики. Полуглазки в сочетании с бусами (спаренными треугольниками).
17. Соты. Сочетание рядов углублений в виде четырехугольной пирамиды вершиной вниз. Сначала прорезаются сквозные линии, параллельные сторонам ромба с наклоном резака в 50°. Потом вырезается каждый ромбик отдельно носком резака или ножа.
18. Кубики. Пересекающиеся лесенки. Резаком, с наклоном в 30°, режутся стороны ромба, затем, с наклоном в 50°, прорезаются более глубокие канавки одного и второго рядов попеременным приемом пяткой или носком вперед.
19. Сияние с зубчиками.
20. Сияние обрезное (по контуру).
Контурная резьба включает в себя виды резьбы, где контурная обрисовка изображаемых фигур линией-выемкой резко выражена (рис. 139). Чаще всего это бывают изобразительные мотивы: анималистические (фигуры животных) и растительные, но могут быть мотивы и геометрической формы (иногда нет резкой разницы между геометрической и контурной резьбой). Сюда же относится и контурная резьба в виде тонких, часто очень узорных линий, называемая гравировкой (см. рис. 141).
Плосковыемчатая резьба вследствие своей четкости и жесткости контуров применяется для декорирования слабо освещенных мест. В некоторых случаях геометрическая резьба при многократном повторении одинаковых элементов имеет интересную игру граней, создает кружевной узор.
Рис. 141. Фрагменты скульптуры юноши. Разновидность резьбы с подобранным фоном: а — мелкий, четкий рисунок резьбы выполнен контурной линией и усилен очень неглубокой выборкой и чеканкой фона (орнамент на груди скульптуры); б — рисунок резьбы выявлен неглубокой подборкой и чеканкой фона, на розетке выполнена разживка — тонкие канавки гравировки (подставка к скульптуре) |
Рис. 139. Контурная резьба: а — дверей, б — фриза на карнизе мебели (фон тонирован) |
2. Плоскорельефная резьба. Название получила оттого, что фигуры изображения, оставаясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает иллюзию рельефа. Является развитием контурной резьбы.
Подвиды этой резьбы следующие.
Рис. 140. Плоскорельефная резьба на поделке в поперечном разрезе: а — контурная; б — с заоваленными контурами; в — заоваленная с подушечным фоном; г — заоваленная с подобранным фоном; д — рельефно-заоваленная резьба |
а) Резьба с заоваленными контурами (иногда ее называют резьбой с завальными контурами от слов «завалить», «закруглить»). Со стороны орнамента контурная линия (канавка) закругляется более круто, а со стороны фона — более полого. Это дает интересную игру светотени (рис. 140, б).
б) Заоваленная резьба с подушечным фоном — то же самое, что и заоваленная резьба, но фон ее нигде не остается плоским, иногда он несколько ниже уровня плоскости орнамента.
в) Заоваленная резьба с подобранным фоном. Контуры орнамента такой резьбы заовалены, а фон выбран (углублен) до плоскости так, что орнамент кажется наложенным на плоскость.
Иногда фон для контраста чеканится (см. рис. 140, г и 141).
г) Рельефно-заоваленная резьба. Фон резьбы заовален, но орнамент не плоский, а обработан рельефно (см. рис. 140).
3. Рельефная резьба. Рельефной называется резьба, где изображение является выпуклым по отношению к фону и полностью художественно обработано в пределах глубины фона. Рельеф называется вогнутым, если изображение углублено по отношению к фону. Рельефная резьба подразделяется на барельеф и горельеф.
а) Барельеф — низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона не более чем на половину своего объема (см. рис. 1, 35).
Рис. 1. Барельеф виноградной кисти (махагони, бук). Одна из возможных первых поделок начинающего резчика | Рис. 35. Барельеф с Венерой (красное дерево, золоч. бронза) |
б) Горельеф — высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона более чем на половину своего объема (рис. 142).
Рис. 142. Примеры горельефной резьбы | |
4. Прорезная резьба — это резьба на деревянном слое любой формы, где элементы изображения взаимно связаны и вместо фона окружены прорезами. В зависимости от формы и обработки поверхности сквозную резьбу можно представить как плоскорельефную или рельефную, где удален фон.
Рельефную прорезную резьбу принято называть ажурной, особенно если она искусно и тонко сделана, как кружево («ажурная» в переводе с французского означает «сквозная») (см. рис. 86).
Рис. 86. Композиция для ажурной резьбы | Рис. 13. Колонна для скульптурного бюста |
Рис. 88. Накладной ажурный орнамент | |
Рис. 38. «Вакханка» — бюст для колонны (эвкалипт) |
Если прорезная резьба наклеена или смонтирована каким-либо другим способом на поверхности основы (изделия), она называется накладной или наклейной (см. рис. 88 и 13.
5. Скульптурная резьба — это художественно обработанная со всех сторон объемная фигура, полностью или в основной массе оторванная от фона (см. рис. 38).
6. Комбинированная резьба (рис. 143) — это резьба, включающая в себя детали или элементы основных видов резьбы, изложенных выше, а также иные формы, в том числе и перечисленные далее (см. также рис. 13, 21, 24). Резчик работает в основном в технике комбинированной резьбы.
К перечисленным видам резьбы добавим еще некоторые понятия и названия, встречающиеся в практике резьбы.
Рис. 143. Комбинированная резьба: а — резьба барельефная и плоскорельефная с подобранным фоном, с чеканкой и гравировкой на груди скульптуры юноши ; б— сочетание барельефной резьбы с гравировкой и разживкой, а также с плоскорельефной резьбой на спинке стула | |
Рис. 21. Рыба и осьминог — скульптурная композиция (эвкалипт). Фрагменты композиции | ||
Рис. 24. Столик на витой подставке. Резьба, интарсия (тонир. сосна, акажу, лимонная и другая древесина). Фрагменты столика | ||
Домовая резьба применяется для украшения деревянных построек. Крупные формы и обозрение такой резьбы с расстояния оправдывают применение в качестве инструмента для ее выполнения топора, пилы, долот, стамесок, сверл, а также накладок из реек, дощечек и т. д. По исполнению может быть прорезной, рельефной, объемной (рис. 144).
Рис. 144. Орнаменты домовой резьбы: сверху — глухая домовая резьба, снизу — накладная резьба из реек (решетка) и досок, выполненных по профилю (показан поперечный разрез) | |
Витье — чередование винтовых выступов и впадин, вырезаемых на поверхности вращения детали: цилиндрической, конической, сферической, купольной. Витье может выполняться в одну нитку, в две, три и более ниток (см. колонну на рис. 13, а также рис. 195 и 196).
Рис. 195. Построение на луковичной главе левой винтовой линии на 1/4 оборота (построение двух других линий не показано) | Рис. 196. Построение на луковичной главе левой винтовой линии на 1/6 оборота |
Кривье — кривые, изогнутые детали, обработанные со всех сторон: ножки мебели, опоры, бра, консоли и др.
Профильные работы — вырезанные по контуру поделки или только снаружи, или и снаружи, и внутри: стенки и кронштейны полочек, спинки прялок и т. д. (рис. 145).
Глухая резьба — рельефная домовая резьба, выполненная не в виде накладной прорезной резьбы, а на целиковом материале (см. рис. 144) (по типу: отверстие не сквозное, а глухое).
Теперь познакомимся с некоторыми терминами, которые встречаются и в практике резьбы по дереву, и в специальной литературе.
Акант — травянистое растение с фигурными листьями. В стилизованном виде акант применялся для декорирования в архитектуре и резьбе по дереву во все времена и в различных стилях (см. рис. 103).
Рис. 145. Спинка стула. Профильная и контурная резьба | Рис. 103. Акантовый лист в резьбе по дереву. Разновидность акантового листа в натуре. Деталь рамы | |
Амур: 1) древнеримский бог любви (соответствует греческому Эроту), изображавшийся в виде крылатого мальчика с луком и стрелами; 2) ангел; 3) изображение обнаженного ребенка в искусстве (рис. 146).
Архитектоника: 1) строительное искусство; 2) художественное выражение закономерностей строения или соединения деталей предмета (рис. 147, 148), например, соединение деревянных деталей шурупами и гвоздями будет нетектоническим, а на шипах или цапфах — тектоническим.
Атлант (аналогия: см. Кариатида):
1) в греческой мифологии титан Атлас, поддерживающий небесный свод;
2) мужская статуя в роли колонны в мебели или зданиях.
Балясина — элемент балюстрады (ограждения лестниц, террас, балконов) в виде резного столбика (рис. 149).
Рис. 146. Скульптура ребенка. Ракурс модели, варианты резьбы подставки и волос. Компактность и упрощенная форма скульптуры облегчает ее выполнение в дереве | Рис. 147. Принципиальный пример тектонически правильного (а) выбора направления волокон древесины при изготовлении или фанеровке вытянутых предметов и тектонически неправильное (б) решение |
Рис. 148. Примеры тектонических соединений и облицовки деталей в резьбе: менее удачное (1) и более удачное (2) наращивание поля за счет облицовки шпоном. Долевое склеивание фанерок (3) оправдано, когда они берутся из одной пачки (кноля). Соединение полос шпона (4) через контрастные прожилки. Правильный (5) и неправильный (6) подбор древесины при вставке пробок или заплаток на месте сучков. Облицовка фанеркой скругленных углов (7). Облицовка прямых углов и цилиндрических поверхностей (8) | |
Рис. 149. Примеры резных и точеных балясин | |
Бусы: 1) кант, тонкая полоска из шаров и продолговатых элементов (рис. 150);
2) набор одинаковых элементов в резной полосе геометрической резьбы (см. рис. 138).
Венок — круглый или прямолинейный растительный орнамент, иногда обвитый лентой, включающий фрукты, иные элементы (рис. 151).
Рис. 150. Примеры бус в резьбе | |
Рис. 138. Элементы геометрической резьбы | Рис. 151. Венок. Примеры выполнения в резьбе |
Рис. 152. Геридон — круглый столик на центральной ножке. Примеры |
Винтовая: линия, поверхность, резьба — см. с 223.
Выразительные искусства — см. Пластические искусства.
Галтель (от нем. «выемка», «желобок»): 1) скругление внутренних или внешних углов; 2) профиль в форме желобка — см. Профиль; 3) столярный фигурный рубанок для выстругивания профиля галтели.
Геридон — столик на одной ножке (рис. 152).
Герма — четырехугольная колонна, завершающаяся скульптурой головы, первоначально — головой Гермеса.
Грифон — фантастическое животное: крылатый лев с головой орла (иногда льва), ушами лошади и спинным плавником рыбы. В декоративном искусстве встречается в видоизменениях.
Гротеск — орнамент, в котором декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, маски, формы человека) представлены в причудливой форме (рис. 153, 154).
Гусек — профиль, состоящий из вогнутой и выгнутой дуги (см. рис. 161).
Рис. 153. Гротеск в плоскорельефной резьбе: справа — рисунок по римскому орнаменту, слева — домовая резьба | Рис. 154. «Сплетницы» — гротеск, сюжет для маркетри, плоскорельефной или барельефной резьбы |
Рис. 161. Профили окантовочных реек, карнизов, гладких багетных кантов и других линейно вытянутых обрамлений: 1 — полувалик; 2 — четвертной валик; 3 — обратный полувалик (канавка); 4 — полочки; 5 — выкружка; б — гусек; 7 — каблучок | |
Дельфин — стилизованное изображение рыбы в орнаменте, фризе и т. д. (рис. 155).
Дракон — фантастический образ крылатого, иногда многоголового огнедышащего змея (рис. 156).
Изобразительные искусства — см. Пластические искусства.
Кабриоль — изогнутые мебельные ножки.
Калевка: 1) фигурный профиль; 2) фигурный рубанок для получения калевки.
Камея (рис. 157 и рис. 36 вклейки) — небольшое овальное или круглое изображение с выпуклым рельефом, обычно из камня (с вогнутым рельефом — инталия, камеи и инталии называют геммами).
Рис. 155. Примеры стилизованного изображения дельфина в прикладном искусстве | Рис. 156. Примеры стилизованного изображения дракона: а — изображение дракона в эпоху Ренессанса; (б, в — драконы в парке Петродворца; г — один из парных драконов над дверью зала в большом дворце Петродворца |
Рис. 157. Камея (увеличено). Слоновая кость, перламутр, золоченая бронза | |
Рис. 36. Барельеф с камеями | |
Каннелюры — вертикальные желобки на колонне или пилястре, примыкающие друг к другу.
Капитель колонны — верхняя выступающая часть колонны.
Кариатида (аналогия: см. Атлант) — колонна в форме женской статуи.
Карниз — горизонтальная выступающая полоса, часто фигурная или резная, защищающая сверху стену или окно от дождя, или полоса, делящая стену на пропорции. В мебели карниз делается на границе крышки и боковых стенок (рис. 158).
Кима (набегающая волна) — украшение в виде каймы на карнизе.
Консоль — выступ в стене; кронштейн, служащий опорой, а также для размещения на нем украшений. Примыкающий к стенке столик (рис. 41 вклейки).
Крабб (готика) — деталь в виде стилизованных листьев или цветов, образующих зубчатообразный вертикальный или наклонный фриз (рис. 159).
Рис. 158. Резьба карниза и гуська восьмиугольного цоколя на подставке для скульптуры юноши. | Рис. 41. Морской конек — консоль для полки (махагони) | Рис. 159. Примеры резного ступенчатого фриза, называемого краббом |
Купол.
Луковичная глава — также см. с. 221.
Масверк.
Рис. 160. Меандр: прямоугольный, косоугольный (с углом наклона 60°) и криволинейный, основанный на спирали Архимеда. В криволинейном меандре расстояние между центрами окружностей построения (раппорт) диктуется точкой К, расположенной на перпендикуляре к 0—14 |
Маска: 1) в рисунке и живописи — лицо человека; 2) в архитектуре и резьбе — стилизованное или гротескное лицо или голова человека.
Маскарон — маска, декоративный рельеф в виде лица человека.
Меандр — геометрический орнамент, имеющий вид непрерывной кривой ломаной линии. Получил название от извилистой реки в Малой Азии (в настоящее время — река Б. Мендерес в Турции) (рис. 160).
Медальон: 1) изображение в круглом или овальном обрамлении; 2) круглая или овальная ювелирная коробочка для хранения портрета, реликвии.
Напильники — подразделяются по числу насечек на 1 см:
драчевые (4,5—12), личны?е (13—26), бархатные и надфили (42—80).
Неизобразительные искусства — см. Пластические искусства.
Патина: 1) пленка на поверхности изделия, образующаяся под действием атмосферы и времени или специальной обработкой; 2) налет на поверхности произведения искусства, говорящий о его благородной старине.
Пилястра — плоский вертикальный выступ стены.
Пластика: 1) то же, что скульптура; 2) лепка скульптуры из пластичного материала.
Пластические искусства — виды искусства, воспринимаемые зрением, называемые также пространственные искусства. Они делятся на изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика, фотография), воспроизводящие реальный мир, и неизобразительные или выразительные искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование).
Резкой разницы между этими частями пластического искусства нет.
Такая область, как орнамент или плакат, пользуется как изобразительными, так и неизобразительными мотивами. В живописи и рисунке также встречаются элементы неизобразительного творчества. Резьба по дереву, маркетри, интарсия, относящиеся к пластическому искусству, могут примыкать как к одной, так и к другой его ветви, в зависимости от характера изображения и включаемых мотивов.
Пластичность — выразительность объемной формы; гармония, изящество.
Профиль: 1) вид лица или предмета сбоку; 2) то же, что силуэт, например профиль окна, ниши; 3) поперечное сечение длинной детали типа рейки, балки, карниза и т. д. (рис. 161).
Рис. 161. Профили окантовочных реек, карнизов, гладких багетных кантов и других линейно вытянутых обрамлений: 1 — полувалик; 2 — четвертной валик; 3 — обратный полувалик (канавка); 4 — полочки; 5 — выкружка; б — гусек; 7 — каблучок |
Разживка — нанесение на резьбу, обычно плоскорельефную, дополнительных украшений в виде гравировки, канавок, сетки и др. Разживка всегда делается более мелко, чем линии контура (см. рис. 141 и 143).
Ремешок — ленточный орнамент в виде узкой полоски (см. рис. 17).
Рис. 17. Резной ремешок — деталь рамы | Рис. 162. Рог изобилия в резьбе по дереву |
Рис. 225. Стеки (а), кольца и петли (б) для работы с глиной и пластилином | |
Рог изобилия: 1) в греческой мифологии рог козы Амалфеи, вскормившей своим молоком Зевса; обладал волшебным свойством давать все, что пожелает его владелец; 2) источник изобилия, богатства; 3) декоративный элемент всех стилей, начиная с древних римлян (рис. 162).
Сирена: 1) в греческой мифологии полуптица-полуженщина; сирены завлекали моряков своим пением и губили их.
Станковое искусство — род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (в живописи — картины, в скульптуре — статуи, бюсты, группы, станковые рельефы, в графике — эстампы, станковые рисунки). Название происходит от станка, на котором создаются произведения искусства: мольберт, скульптурный станок.
Стека — см. рис. 225.
Стела — вертикально стоящая каменная плита с надписью или изображением.
Стилизация: 1) свободное, с вольным трактованием, подражание какому-либо стилю; 2) обобщенное изображение реальных предметов, например с целью получения узоров (в орнаментах) или читаемых символов (в плакатах).
Стиль — общие черты художественного решения, а также творческого подхода в отдельном произведении искусства, или в произведениях отдельного автора, или целых эпох, художественных направлений и т. д.
Стусло — см. рис. 104.
Текстура дерева, древесины — естественный рисунок породы дерева, обусловленный его анатомическим строением.
Тектоническая конструкция — см. Архитектоника.
Ус. Соединение на ус — соединение двух реек рамы или каркаса под прямым углом со спиливанием каждого конца из них под углом 45° (рис. 163 и 164).
Рис. 104. Стусло для распиливания реек под прямым углом и под углом 45° | |
Рис. 163. Вязка брусков рамы на ус | Рис. 164. Вязка брусков рамы на ус примыканием |
Фальц — прямоугольная выборка с тыльной стороны рамы, каркаса, доски щита. Квадратная выемка на половину толщины доски называется четверть (обычно служит для соединения досок друг с другом: сплачивание, настил).
Фестон — провисающая гирлянда из листьев, цветов, фруктов.
Фиала, фиал — наконечник колонны, сосуда, стойки в форме заостренной башенки (рис. 165 и 166).
Филенка: 1) тонкая доска или фанеpa, вставленная в паз дверной рамы, спинки стула и т. д.; 2) часть двери, пилястры, какого-либо поля, обведенная рамкой или углубленная. Филенки иногда бывают резными (рис. 167).
Рис. 165. Венчающая часть резного изделия (фиала) | |
Рис. 166. Ручка крышки в виде трех сплетенных хвостами дельфинов (сложная форма фиалы) | Рис. 167. Пример резной филенки, которая может быть использована как рама |
Фриз — орнаментальная полоса, идущая по кромке мебели или стены.
Фурнитура — вспомогательные, подсобные материалы. В резьбе по дереву в фурнитуру могут входить: накладные металлические элементы декора, петли и накладки на замочные скважины дверей, ключи, застежки крышек альбомов и т. д. (рис. 168). Стиль и характер фурнитуры увязываются в композиции с резьбой.
Химера: 1) в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона; порождение стоглавого огнедышащего чудовища Тифона и полуженщины-полузмеи Эхидны; 2) фантастическое чудовище.
Цезура — пропуск, интервал, пустота.
Цоколь — нижняя, выступающая опорная часть здания или массивная опора, заменяющая ножки в мебели (может быть и углубленной).
Рис. 168. Фурнитура как декор резных изделий и как вспомогательные детали: 1 — дверца на задней стороне миниатюрной рамки; 2— шарнирные петли из полоски бронзовой фольги (впрессовываются при склеивании на столярном клею двух заготовок дверцы из шпона); 3 — петля для подвески — бронзовая проволочка; 4 — запор — деталь из бронзовой пластинки. 5 — шарнирная петля во всю длину крышки шкатулки; материал: бронзовая фольга, спица. Изготовление: изгиб полоски фольги вдвое вокруг спицы-оси, пропил напильником в тисках пазов на одной половинке петли, разметка пазов второй половинки и их пропил, сборка с осью и обжим, засверливание отверстий, шлифовка и полировка; 6 — ушко для подвески картины с расширенным отверстием для прохода головки гвоздя и щелью для ее запора; ушко может быть повернуто относительно крепящего его шурупа для возможности поиска центра тяжести картины; 7 — скоба из проволоки с подвеской на крючок; имеется свобода маневрирования влево и вправо в поисках точки подвески; 8 — отверстие для подвески в самом изделии, выбранное резцом; наклон отверстия фиксирует шляпку гвоздя, протяженность в горизонтальном направлении позволяет правильно найти точку подвески; 9 — ушко со сквозным пазом для надевания на гвоздь со шляпкой; 10 — подвеска на один гвоздь наклонной рамы: длина верхнего шнура регулирует угол наклона рамы |
Как вам поделка?