В наши дни подшипники радиальные шариковые с одним рядом тел качения являются наиболее распространенным видом опор валов и осей. Эти изделия используются в самых различных узлах и механизмах, где вращение происходит с достаточно высокой частотой, а значения радиальных сил относительно невелико. Подшипники шариковые такого типа востребованы в автомобилестроении и машиностроении, приборостроении, пищевой и фармацевтической отрасли, в энергетике и при изготовлении бытовой техники. Простая неразборная конструкция делает эти детали доступными по цене и неприхотливыми в обслуживании. Если такой шарикоподшипник изготовлен в соответствии с высокими требованиями качества, правильно установлен и смазан, то его рабочий ресурс очень высок.
Устройство и особенности шариковых однорядных подшипников
Состоит подшипник шариковый однорядный радиальный из наружного и внутреннего кольца, шарообразных, тел обеспечивающих качение и удерживающего их сепаратора. Шарики в таких опорах перемещаются по дорожкам значительной глубины, что обеспечивает повышенную площадь их соприкосновения с поверхностью колец. Нагрузка, передаваемая опоре валом, распределяется внутри узла достаточно равномерно, благодаря чему такую деталь можно использовать и как радиально-упорный подшипник, если осевая нагрузка невелика. Сепараторы деталей этого типа могут изготавливаться из стали, сплавов цветных металлов, полимерных материалов. Они могут быть как штампованными из тонкого листа, так и литыми, предоставляющими максимально прочную фиксацию тел качения. Штампованные детали занимают в объеме узла минимум места, что дает возможность поместить между кольцами больше смазочного материала. Но при этом не стоит забывать, что наиболее прочными являются литые сепараторы из стали или латуни. Шариковый радиальный узел может быть как открытым, так и закрытым. Защитный элемент, который выглядит как шайба, закрывает торцы изделия, предотвращая попадания во внутренний объем узла загрязнений и влаги. Но основной плюс закрытых моделей заключается в том, что они менее требовательны в обслуживании. Консистентная смазка в них защищена от внешних неблагоприятных факторов и ее случайная потеря в ходе эксплуатации невозможна. Многие компании предлагают купить необслуживаемый тип опор, в который смазка вносится на заводе на весь срок службы изделия. Такая серия продукции отлично зарекомендовала себя в автомобилестроении и пищевой отрасли, где вытекание смазки недопустимо по санитарным соображениям. Так как спрос на шариковые подшипники открытого и закрытого типа в разных сферах производства стабильно растет, многие бренды с мировым именем, такие как SKF, NSK и Timken постоянно расширяют ассортимент, предлагая разные необычные варианты продукции. Сегодня не составит труда приобрести подшипники с квадратным отверстием, гибридные модели с керамическими и полимерными элементами и даже полностью пластиковые варианты. Огромный спрос на мировом рынке имеют подшипники из нержавеющей стали, способные работать во влажной среде и под воздействием некоторых агрессивных веществ, например растворов кислот и щелочей или морской воды. Миниатюрные подшипники из нержавеющей стали незаменимый компонент стиральных машин, кухонных комбайнов и другой популярной бытовой техники. Выпускаются также и термостойкие опоры для эксплуатации в условиях повышенных температур. Кольца, шарики и сепараторы этих моделей изготавливают из сплавов с минимальным коэффициентом температурного расширения. Подшипники шариковые радиальные однорядные ГОСТ предлагает в самом широком размерном ряде. Производители выпускают как шариковые опоры больших диаметров для нужд машиностроения и энергетики, так и миниатюрные подшипники для использования в приборах, оборудовании для дома и индивидуальных транспортных средствах. Можно с уверенностью говорить о том, что шариковые подшипники по размерам самая разнообразная группа опор.
Упорные роликовые
Еще один вид подшипников, их названия и параметры мы видим на картинке:
Предназначены для осевых нагрузок, как и все конструкции на роликах. Между двумя кольцами есть тела вращения, которые находятся в сепараторах. Есть две разновидности, в зависимости от формы этих элементов, рассмотрим подвиды.
Роликовые цилиндрические
Ролики имеют форму цилиндра. Они устойчивые и очень плотные, за счет того, что держатся устойчиво на своем месте и предлагают большую долю соприкасающейся поверхности, в отличие от шарикоподшипников, они работают с крупногабаритными деталями.
Плюсы:
- Максимальная грузоподъемность.
- Широкий ассортимент – бывают однорядные и двухрядные.
- Высокая жесткость.
- Возможность изготовления в очень небольших размерах.
Минусы:
- Заметно реагируют на сдвиги.
- Плохо приспособлены к высоким скоростям.
Роликовые конические
Аналог предыдущим, но имеет тела катания не цилиндры, а конусы. Это очень практичная конструкция, применяется пока редк. Ее преимущества:
- При движении нет проскальзывания элементов.
- Они могут воспринимать одновременно и радиальную и осевую нагрузку.
- Стабильное положение роликов, без сдвигов.
- Эффективное распределение напряжений.
Недостаток в основном в цене, потому что конструкция еще не очень обширно производится.
Достоинства и недостатки шариковых однорядных радиальных опор
К неоспоримым преимуществам радиальных однорядных шариковых подшипников стоит отнести их высокие скоростные характеристики. Эти опоры отлично показали себя в механизмах с большой частотой вращения вала. Также привлекает потребителей и умеренная цена этих деталей, обусловленная относительно простой технологией производства, а также возможность выбрать размер и исполнение из множества предложенных вариантов. Но есть у этих изделий и ряд важных недостатков: • Подшипники, использующие шарик, плохо переносят моментные нагрузки; • Однорядный тип опор не обладает достаточной осевой жесткостью; • Грузоподъемность изделий ограничена; • Восприимчивость к загрязнениям; • Опоры плохо переносят вибрационные воздействия и удары. В некоторых случаях выручает двухрядный подшипник, более жесткий и грузоподъемный. Но, если условия эксплуатации узла достаточно суровые и есть сомнения по поводу надежности шарикового исполнения, эксперты рекомендуют применять роликовые модели, внутренний диаметр и внешний размер которых соответствует параметрам радиальных опор качения с шариками.
Маркировка и размеры по ГОСТу
Требования к узлам и деталям формулирует ГОСТ. Подшипники качения описывает ГОСТ 520-2002.
В основу условных обозначений легли следующие их параметры:
- диаметр, который имеет отверстие подшипников;
- серии ширин (или высот) и серии диаметров;
- типы подшипников;
- техническая реализация.
Как правильно по маркировке определить размеры подшипников качения? Таблица обозначений поможет справиться с этой задачей.
Все приведенные выше параметры обозначаются знаками (или цифрами). То, из каких цифр состоит маркировка подшипника, зависит от занимаемых ими мест в его условном обозначении, если читать слева направо:
ГОСТ для подшипников скольжения
Первая и вторая цифры обозначают диаметр отверстия (если речь идет о диаметре отверстия больше или равном 10 мм). |
Третья цифра указывает серию диаметров. |
Четвертая цифра определяет тип подшипника. |
Пятая и шестая цифры дают представление о конструктивном исполнении. |
Седьмая цифра указывает серию ширин (или высот). |
Подбор подшипников
В современной промышленности подшипники шариковые радиальные однорядные таблица размеров серий представлена огромным количеством вариантов. Для того, чтобы выбор деталей был максимально простым, их маркировка выполняется в строгом соответствии с отечественными стандартами ГОСТ и общемировыми ISO. Системы обозначений, как отечественная, так и глобальная, предоставляют исчерпывающую информацию о детали, включая ее размеры, класс точности, особенности исполнения и рекомендуемые условия эксплуатации. Маркировка подшипника наносится на наружное кольцо таким образом, чтобы ее можно было легко обнаружить и прочитать. Исключением являются миниатюрные детали, на поверхности элементов которых недостаточно места для надписей. У этих подшипников вся необходимая информация нанесена на упаковку. Иногда опоры большого диаметра также лишены маркировки на кольцах. Это характерно для прецизионных подшипников самой высокой точности, любые неровности на поверхности которых, в том числе тисненые символы, недопустимы. Подбор шариковых подшипников – это непростая задача даже для опытного механика. Огромный выбор вариантов, представленных популярными брендами, может заставить растеряться даже сурового профессионала. Чтобы облегчить выбор деталей для разных видов использования, на нашем сайте размещена таблица аналогов, с которой можно подобрать альтернативу даже редкому или снятому с производства изделию. Менеджеры нашего интернет-магазина всегда рады прийти к вам на помощь в случае появления любых затруднений в выборе продукции. Множество компаний и частных лиц из разных уголков России, а также Беларуси и Казахстана предпочитают приобретать продукцию именно у нас. Приятные цены, рекомендованные производителями, огромный выбор, официальная гарантия и оперативная доставка делают нашу фирму идеальным поставщиком подшипников для любых областей применения.
ПРИЛОЖЕНИЕ. (Введено дополнительно, Изм. № 1).
Редактор М.И. Максимова Технический редактор О.Н. Власова Корректор В. И. Варенцова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной
Изд. лиц. № 02354 от 14.07.2000. Сдано в набор 27.08.2003. Подписано в печать 22.10.2003. Уел. печ. л. 1,40. Уч.-изд.л. 0,95.
Тираж 91 экз. С 12440. Зак. 324.
ИПК Издательство стандартов, 107076 Москва, Колодезный пер., 14. https://www.standards.ru e-mail Набрано и отпечатано в ИПК Издательство стандартов
Т аблица 1
Сверхлегкая серия диаметров 8, нормальная серия ширин 1 и широкая серия ширин 2
Размеры, мм
Обозначение подшипни ков | d | D | В | Г | Масса, кг = | Обозначение подшипни ков | d | D | В | Г | Масса, кг = |
1000083 | 3 | 1 | 2 | 0,3 | 0,0003 | 1000817 | 85 | 110 | 13 | 1,5 | 0,29 |
2000083 | 3 | 1 | 2,5 | 0,3 | 0,0004 | 1000818 | 90 | 115 | 0,30 | ||
1000084 | 4 | 9 | 0,0007 | 1000819* | 95 | 120 | 0,32 | ||||
1000085 | 5 | 11 | 3,0 | 0,0012 | 1000820 | 100 | 125 | 0,34 | |||
1000086 | 6 | 13 | 3,5 | 0,0020 | 1000821* | 105 | 130 | 0,45 | |||
1000087 | 7 | 14 | 0,0022 | 1000822 | 110 | 140 | 16 | 0,60 | |||
1000088 | 8 | 16 | 4,0 | 0,4 | 0,0030 | 1000824 | 120 | 150 | 0,65 | ||
1000089 | 9 | 17 | 0,0034 | 1000826 | 130 | 165 | 18 | 2,0 | 0,93 | ||
1000800 | 10 | 19 | 5,0 | 0,5 | 0,0055 | 1000828 | 140 | 175 | 1,08 | ||
1000801 | 12 | 21 | 0,007 | 1000830 | 150 | 190 | 20 | 1,43 | |||
1000802 | 15 | 24 | 0,008 | 1000832 | 160 | 200 | 1,49 | ||||
1000803 | 17 | 26 | 0,009 | 1000834 | 170 | 215 | 22 | 2,00 | |||
1000804 | 20 | 32 | 7,0 | 0,020 | 1000836 | 180 | 225 | 2,03 | |||
1000805 | 25 | 37 | 0,022 | 1000838 | 190 | 240 | 24 | 2,5 | 2,6 | ||
1000806 | 30 | 42 | 0,027 | 1000840 | 200 | 250 | 2,7 | ||||
1000807 | 35 | 47 | 0,031 | 1000844 | 220 | 270 | 3,0 | ||||
1000808 | 40 | 52 | 0,035 | 1000848 | 240 | 300 | 28 | 3,0 | 4,5 | ||
1000809 | 45 | 58 | 0,043 | 1000852 | 260 | 320 | 4,8 | ||||
1000810 | 50 | 65 | 0,057 | 1000856 | 280 | 350 | 33 | 7,4 | |||
1000811 | 55 | 72 | 9,0 | 0,091 | 1000860 | 300 | 380 | 38 | 3,5 | 10,5 | |
1000812 | 60 | 78 | 10 | 0,12 | 1000864 | 320 | 400 | 11,8 | |||
1000813 | 65 | 85 | 1,0 | 0,13 | 1000868 | 340 | 420 | 12,0 | |||
1000814 | 70 | 90 | 0,18 | 1000876 | 380 | 480 | 46 | 20,0 | |||
1000815 | 75 | 95 | 0,19 | 1000892 | 460 | 580 | 56 | 4,0 | 36,3 | ||
1000816 | 80 | 100 | 0,22 |
Сверхлегкая серия диаметров 9, нормальная серия ширин 1
Размеры, мм
Таблица 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особолегкая серия диаметров 1, узкая серия ширин 7
|
Установка
Рекомендации при монтаже:
- проверьте узел на визуальные дефекты, повращайте его;
- измерьте радиальный зазор;
- вал требуется посмотреть на его прямолинейности осей;
- соосность не должна превышать допустимую в технической сопровождающей документации;
- сопрягаемые поверхности должны быть чистыми, сухими, при необходимости – обработанными смазкой.