Один из самых эффективных приемов повышения эффективности работы любого оборудования без существенных вложений – использование для его обслуживания инновационных смазочных материалов. Эта тенденция особенно характерна для узлов, работающих в сложных условиях – при повышенных нагрузках, температурах, трении и т.д.
В последнее время высокой популярностью среди таких материалов пользуются разнообразные продукты, получившие неофициальное обобщенное название «медная смазка».
Что такое медная смазка?
Медной смазкой обычно называют составы с добавлением мелкодисперсных частиц медного порошка. Эти составы представляют собой пластичные (консистентные) смазки или пасты как в обычных упаковках, так и в форме спреев.
Таким образом, в состав паст входят базовое масло, загуститель, медный порошок, различные присадки.
В пастах, по сравнению с пластичными смазками, концентрация медных частиц значительно выше и может достигать 60 % от объема. Наличие этого вида твердых смазок придает смазочному материалу ряд свойств и возможность работать в таких условиях, с которыми традиционные смазочные материалы справиться не в состоянии.
Виды
Медные смазки продаются в разном виде:
- Существуют жидкие смазки в виде спрея. С помощью аэрозоля можно смазать труднодоступные места в разных механизмах, в том числе автомобильных. Такие смазки отлично справятся с консервацией резьбовых соединений и предотвратят прикипание. Для габаритных нагруженных механизмов же спрей — не лучший вариант.
- В большинстве случае медную смазку продают в консистентном (пластичном) виде. Такая смазка универсальна и подходит для работы с любыми деталями, где ее использование целесообразно.
- Также существует медная смазка в виде твердой пасты. Такая смазка используется в конструкциях, которые часто подвергаются воздействию воды, воздуха.
Разные производители могут добавлять некоторые добавки в стандартный состав медной смазки для того, чтобы придать ей новые свойства. К примеру: увеличить пороговые температуры, уменьшить влияние внешней среды на работу и т.д. Также производители могут разделять смазку по фракциям меди — есть смазки с грубыми частицами меди и смазки с очищенными частицами. Это оказывает значительное влияние на работу некоторых узлов и механизмов.
В каком виде медную смазку используете Вы?
В жидкомВ пластичном
Преимущества медной смазки
Медь в составе смазок позволяет получить ряд преимуществ, среди которых можно выделить следующие.
- Широкая область применения смазок с добавлением меди
- Эффективность в высоконагруженных узлах
- Повышенная термостойкость
- Высокая адгезия к металлическим поверхностям
- Хорошие гидрофобные свойства
- Снижение коэффициента трения
- Защиты от образования коррозии даже в агрессивных химически активных средах
- Облегчение монтажа и демонтажа узлов оборудования
- Защита от прикипания, предотвращение свариваний и заеданий трущихся поверхностей
- Предохранение от износа
- Снижение шума и вибрации
- Увеличение продолжительности межсервисных интервалов при обслуживании оборудования
- Повышение надежности и ресурса резьбовых соединений
- Обеспечение равномерности усилий затяжки резьбовых соединений
- Электропроводные свойства позволяют использовать медь-содержащие составы в электро- и энергетическом оборудовании
Применение медных смазок
Область применения медных смазок необычайно широка. Они используются на производстве и в быту. Особенно популярен этот вид продукта у автомобилистов и автосервисных организаций.
Пасты на основе меди способны работать в условии агрессивных сред при экстремально высоких температурах, доходящих до +1400 °C.
Особенностью таких материалов является то, что при нагревании до определенной температуры они проявляют свойства традиционных смазочных материалов. При дальнейшем повышении температуры базовые масла выгорают или испаряются, а оставшиеся частицы медного порошка начинают работать как твердые смазки.
Благодаря термостойкости медные пасты широко применяются для самых разнообразных резьбовых соединений, шпилек, винтов, подшипников, электрических клемм, трубопроводной арматуры, штифтов фланцев и других узлов, подвергающихся воздействию высоких температур.
При сборке коллекторов, узлов турбин и других нагревающихся поверхностей сервисные службы предприятия применяют операцию смазывания, для чего часто нужна медная смазка.
Материалы на медной основе меди завоевывают признание автосервисных и обслуживающих предприятий в качестве смазок для резьбовых соединений — при ремонте их демонтаж занимает по статисике до 60 % общего времени. Заблаговерменное нанесение паст на поверхность резьбы позволяет предотвратить прикипание, обеспечить легкий монтаж и демонтаж болтов, шпилек, гаек без разрушения или повреждения витков.
При активной езде температура в механизмах тормозной системы может достигать достаточно высоких значений. Обычные смазки в этих условиях высыхают, коксуются и могут со временем привести к нарушению подвижности и плавности хода деталей. Термостойкая медная паста используется для смазки суппортов и предотвращает опасное заклинивание тормозной системы.
Кто когда-нибудь пробовал открутить форсунку или свечи накаливания дизельных двигателей, знает, как тяжело это сделать даже спустя небольшой период эксплуатации автомобиля. Медная смазка, нанесенная перед установкой этих узлов на их резьбовую часть, позволит без труда произвести демонтаж даже спустя 100 000 км пробега.
Опыт эксплуатации автомобилей по всему миру показал, что медные смазки оказались необычайно эффективными в качестве антискрипных материалов.
Используют их также при выполнении сервисных работ в автоцентрах для обработки болтов ступицы и фланцев полуосей с тормозами барабанного типа.
Классификация
По составу и областям применения высокотемпературные смазки можно разделить на следующие:
Смазки на силиконовой основе. Производятся из синтетических масел, загущенных при помощи силикагеля. Имеют относительно невысокие температурные показатели – в среднем, от 180 до 250ºC.
Идеально подходят для пластиковых узлов трения, применяются в швейных машинках, вентиляторах, бытовых духовках, офисной оргтехнике. Также применяются для герметизации узлов в системах водоснабжения.
Основным достоинством силиконовых смазок является создание прочного влагонепроницаемого слоя на поверхностях. Помимо этого, они малочувствительны к резким перепадам температуры.
Смазки на литиевой основе. Используются, в основном, для автомобильных, или мотоциклетных подшипников, имеют высокий класс вязкости. Раньше в этой сфере применялись жидкие смазки, однако они имели небольшой ресурс, и подшипники требовали более частой профилактики.
Продолжительность действия современных литиевых смазок гораздо выше. Помимо смазывающих свойств, они обладают противозадирными свойствами, благодаря соответствующим присадкам, а также защищают подшипники от попадания в них пыли и прочих мелких частиц.
Также литиевые составы обладают хорошими токопроводящими характеристиками, что позволяет использовать их в производстве электродвигателей и для защиты электрических контактов в условиях высоких температур. Литиевые смазки сохраняют свои рабочие качества до температуры 250ºC, а некоторые марки – до 350ºC.
Графитовые смазки. Основа – синтетические или органические масла с добавлением большого количества измельченного графита. Выглядят, как густая мазь черного цвета.
Применяются в горячих цехах, например, при производстве хлебо-булочных изделий. Помимо этого, востребованы на кирпичных заводах, а также в оборудовании для добычи нефти и газа.
Хорошо подходят для водопроводной арматуры в условиях высокой температуры – в котельных и на распределительных станциях горячего водоснабжения. Температурные показатели этого вида смазок высоки – до 400ºC. Следует отметить, что при 250ºC масляная основа смазки начинает выгорать, остается только графит, который и обеспечивает защиту и смазывание рабочих поверхностей. В процессе выгорания масла возможно выделение дыма, поэтому использовать такие смазки можно только в помещениях с хорошей вентиляцией.
Медные смазки. Производятся на основе меди из минеральных, синтетических, и полусинтетических масел. Применяются для защиты резьбовых соединений, в низкооборотных узлах трения, работающих при высоких температурах, для смазки форм прессов в литейных цехах.
Используются в автомобилестроении. Обладают хорошими водоотталкивающими свойствами, не изменяют своих свойств при взаимодействии с различными типами металлов. Защищают поверхности от задиров и агрессивных сред. Благодаря присутствию в составе частиц меди, имеют высокую электропроводность. Переносят температуры до 1100ºC.
Керамические смазки.
Основные плюсы:
- устойчивы к воде и прочим влажным средам;
- не меняют свой состав и свойства при взаимодействии со щелочами, кислотами и прочими агрессивными веществами;
- не воздействуют на резину и пластик, защищают от коррозии и смазывают.
Обладают хорошими диэлектрическими показателями. В качестве керамической составляющей наиболее часто применяется нитрид бора, смазывающие характеристики которого в некоторых составах лучше, чем у дисульфида молибдена.
Нитрид бора – порошок белого цвета, смазки на его основе, соответственно, имеют белый цвет. Кристаллическая решетка нитрида бора схожа по своей структуре с алмазной.
Керамические смазки применяются в обслуживании автомобилей, в частности, для обработки резьбовых соединений, подвергающихся воздействию высоких температур – гнезда свечей зажигания, а также болты крепления тормозных колодок. После такой обработки резьба не подвергается коррозии и не «закисает», что обеспечивает легкое отвинчивание. Также керамические смазки применяются в нефтеперерабатывающей и сталепрокатной промышленности. Температурная устойчивость керамических составов очень высока и достигает 1500ºC у некоторых марок.
Несмотря на свою специфичность, высокотемпературные смазки обладают разнообразными качествами и применяются в самых различных областях. Практически у всех производителей различных масел, среди всего разнообразия ассортимента, обязательно присутствует линейка высокотемпературных смазок.
Особенности нанесения
Перед нанесением медной пасты поверхность резьбового соединения, подшипника или другого узла следует хорошо очистить от остатков старых смазочных материалов, пыли и грязи. Материал наносится на поверхность небольшими количествами при помощи кисти (предпочтительно из синтетических материалов), тампона, шприца. Излишки смазки можно удалить ветошью.
Обработка подшипников качения медной смазкой имеет одну особенность. Большое количество медной пасты в этом узле недопустимо и может привести к его выходу из строя или резкому снижению уровня эксплуатационных свойств. Нанесение смазки должно производиться на дорожки качения тонким слоем. После этого рекомендуем произвести приработку – провернуть смазанный подшипник несколько раз в обе стороны и удалить лишнюю смазку.
Инструкция по применению
Инструкция по использованию этого средства отличается в зависимости от его формы. Так, LIQUI MOLY Kupfer-Paste наносится кисточкой, щеточкой или с помощью мягкой тряпочки непосредственно на детали. Аэрозоль же распыляется, что делает его удобнее для труднодоступных мест.
Общее правило для нанесения – это то, что использовать смазку следует только на тщательно очищенные поверхности. Их необходимо освободить от следов предыдущей смазки, коррозии, окисления и прочих загрязнений. Только в этом случае продукт будет эффективен.
Для прочистки распылителя после использования, спрей взять дном вверх, несколько раз нажать, до тех пор, пока не произойдет очистка головки.
Чем смазать резьбу?
Резьбовые соединения, изготовленные из обычных сталей, частоподвергаются воздействию коррозии. Образуясь на витках резьбы, она намертво скрепляет детали. При попытке их демонтажа возникают большие затруднения, вполть до разрушения деталей или необходимости применять специальные инстурменты.
Медная смазка обладает отличными защитными функциями и является одним из самых действенных средств для предотвращения коррозии и позволяет легко разобрать соединения даже спустя многие годы эксплуатации.
Конечно, этот материал дороже, скажем, обычных материалов на основе графита, зато и действовать он может в гораздо более сложных условиях. При высокотемпературных режимах эксплуатации медная смазка не имеет конкурентов.
Отзывы
«Медная смазка – незаменимый продукт. Я использую его практически везде. Могу сказать, что медная смазка значительно облегчает жизнь любого человека. Например, я наношу ее на ступицы перед установкой зимних или летних колес. После этого никаких проблем при демонтаже у меня не возникает, как у других автомобилистов. Могу сказать, что никаких проблем после применения смазки у меня не возникает».
«Если вы хотите приобрести универсальную смазку, то обратите внимание на медную. Я обрабатываю ею различные резьбы, соединения. Кроме того, могу наносить на металлические детали, чтобы предотвратить коррозию».
Медная смазка — достаточно распространенный состав в автомобильной индустрии. Ее часто используют на заводе в процессе сборки автомобиля, а также в сервисных центрах при ремонте. Медная смазка, как можно понять из названия, изготавливается на основе меди, которая имеет высокую термическую стойкость, что позволяет ей защищать от сваривания, износа, заедания и других дефектов резьбовые соединения. Также медная смазка используется и в других автомобильных элементах.
Читать также: Как проверить силовой транзистор мультиметром
Медная смазка и шиномонтажные работы
Наверняка некоторые автовладельцы сталкивались с проблемой с прикипанием дисков к колесным ступицам. Нанесение медной смазки на поверхность ступицы облегчит снятие дисков при шиномонтаже. Некоторые скептически относятся к такому применению.
Конечно, при регулярном обслуживании и трепетном отношению к автомобилю прикипания дисков обычно не происходит, но если автомобиль долгое время эксплуатируется в тяжелых условиях бездорожья, пыли, воды, грязи, то, вполне возможно, медная смазка окажет вам неоценимую услугу.
И уж тем более нанесение смазки на поверхность ступицы защитит ее от образования коррозии.
Колесные гайки и болты с нанесенной при их монтаже медьсодержащей смазкой также не преподнесут вам в дальнейшем неприятных сюрпризов.
Как правильно применять?
Конечно, выбор хорошей медной смазки дело непростое. Однако, чтобы она принесла положительный результат при использовании, ее необходимо правильно применять. Только в таком случае материал будет защищать поверхность в течение длительного времени. При нанесении очень важно соблюдать следующие правила:
- Прежде, чем смазывать рабочую поверхность, ее необходимо тщательно обработать. Для этого очистите ее от грязи, остатков грязи, влаги, химических компонентов.
- Для нанесения медной смазки необходимо использовать кисть или кусок ткани – категорически запрещено делать это чистыми руками.
- Излишки проникают через капиллярные отверстия. Поэтому удалять их совсем необязательно.
- Если наносить медную смазку на подшипники, то перед закреплением их необходимо тщательно проработать. Для этого повращайте ими несколько раз в каждую сторону.
Смазка для суппортов
Тормозные суппорты работают в тяжелых условиях. Это, в совокупности с особенностью конструкции, приводит к появлению скрипа, ускоренному износу колодок, нагреву. Эти процессы протекают неконтролированно, на разных суппортах с разной степень интенсивности. В результате тормозные усилия на колесах распределяются неровномерно, что может привести к заносу даже при легком торможении.
Указанные проблемы предотвращаются путем использования специальных материалов. Однако традиционные смазки для тромозных суппортов не подходят — они вымываются водой, выгорают или коксуются, что лишь усугбляет ситуацию и приводит к еще большему износу деталей тормозных механизмов.
Для смазки противоскрипных пластин, направляющих пальцев, тыльных и торцевых поверхностей колодок удачным решением стали медные смазки (пасты). Они эффективно гасят вибрации и обеспечивают отличное смазывание поверхностей при малых возвратно-поступательных перемещениях в условиях агрессивных факторов окружающей среды.
Следует помнить, что многие медные пасты изготовлены на минеральных маслах, которые могут вызывать разрушение или набухание резиновых элементов. Контакт таких паст с резиновыми колпачками, манжетами, пыльниками, установленными в тормозных механизмах, необходимо исключить.
Использование пневматического ударного гайковерта при затяжке деталей недопустимо
Две трети механиков закручивают колесные болты пневмогайковертом — это ошибка. Даже если после этого механик берет в руки динамометрический ключ — это уже бесполезно, болты гарантированно перетянуты. Металл колесного диска в месте контакта с болтом избыточно сминается, резьбовая часть болта или шпильки вытягивается, появляются микротрещины в металле. Результат — неплотное прижатие колесного диска, биение, отрыв колеса.
В технической документации каждого автопроизводителя указывается момент затяжки колесного крепежа, и задача каждого механика — всего лишь правильно воспользоваться данной информацией. Закручивание колесного крепежа выполняется с применением механического инструмента до момента касания крепежа колесного диска, с дальнейшим использованием динамометрического ключа.
Как подобрать медную смазку?
Подбор стоит производить отталкиваясь от ваших потребностей. Важно понимать при каких температурах будет работать медная паста? Будете ли вы закладывать ее во вращающийся узел или в статическое резьбовое соединение, например свечей зажигания (в первом случае для вас важна вязкость базового масла, во втором случае она не столь критична). Насколько высокие температуры в вашем узле трения (температура среды и подшипника не одинакова).
Обращайте внимание на то есть ли в составе ингибитор коррозии – это как продлит срок службы самой смазки так и защитит ваш узел от коррозии, а так как многие пакеты современных присадок помимо антикоррозионной стойкости улучшают и трибологические характеристики то скорее всего это повысит и нагрузочную способность пасты.
Применение медных смазок и паст для обслуживания промышленного оборудования или автотранспортных средств позволяет с минимальными затратами решить множество задач, которые не под силу обычным смазкам. Высокая термостойкость и несущая способность – основные достоинства, которые позволяют эффективно использовать медьсодержащие материалы в самых различных отраслях и находить им множество применений.
Свойства и характеристики
Учитывая возможность применения качественной автомобильной медной смазки для колодок и прочих узлов тормозной системы, будет совсем не лишним держать ее под рукой при проточке барабанов или в рамках проверки износа тормозного диска.
Важными свойствами состава считается его хорошая электропроводность и способность снижать силы трения. Смазка хорошо защищена от воздействия влаги, не вымывается, не испаряется в процессе эксплуатации.
ВАЖНО! В составе медных смазок нет свинца. Это позволяет применять средство при обработке резьбовых соединений.