Почему сильно искрят щетки электродвигателя пылесоса

Самое неприятное, бытовая техника временами не просто выходит из строя, мотор дымит, искрит, возможен пожар. Пылесосы не исключение. Поэтому в правилах технической эксплуатации предписано, никогда не оставлять включенный в сеть инструмент без присмотра. Каковы признаки, предшествующие тому, что двигатель вашего пылесоса сгорел?

Профилактика загрязнений электромотора

Графитовые или металлические частички от щеток с течением времени загрязняют ламели коллектора. Это становится причиной появления большого количества искр, перегрева и образования нагара, а также смещения щеток от рабочего (первоначального) положения.

Пыль может накапливаться между контактами на роторе. Необходимо периодически производить очищение поверхности при помощи мелкой наждачной бумаги и обезжиривание посредством протирки спиртом или бензином.

Проверка контактов щеточно-коллекторного блока

Причиной искрения исправных деталей блока может быть плохой контакт из-за недостаточного соприкосновения с ламелями коллектора. В ходе эксплуатации пылесоса на поверхностях коммутирующих деталей двигателя образуются шероховатости, которые препятствуют необходимому контакту. Устранить бугорки, канавки и царапины на коллекторе поможет шлифовка при помощи мелкой наждачной бумаги – «нулевки».

Совет! Если щетки излишне искрят, то следует их плотнее прижать к коллектору за счет пружин. При этом нельзя нарушать свободный ход элементов блока.

Замена щеток

Самая простая и очевидная причина возникновения искр — это износ щеток. Несмотря на то, что коллекторные моторы оборудуются специальными искрогасящими конденсаторами, которые кроме функции увеличения срока службы данных элементов, также уменьшают радиопомехи, со временем щетки стираются, и их необходимо заменить.

Для замены щеток сначала нужно добраться до электродвигателя. Для этого придется разобрать пылесос. В большинстве случаев, сделать это с помощью отвертки довольно просто, но не забудьте отключить прибор от сети. Разобрав пылесос и обеспечив удобный доступ к двигателю, находим щеткодержатели. В зависимости от конструкции, для извлечения щеток из щеткодержателя, нужно обычно оттянуть защелки, для этого может понадобиться отвертка.

Читайте также: Зачем и почему у пауков много глаз?

В последние годы многие производители снабжают свои пылесосы комплектом запасных щеток. Но если вам довелось приобрести прибор без дополнительных запчастей, то их можно приобрести в магазинах, где продают электроинструменты.

При покупке новых щеток нужно обратить внимание на их размер и материал.

Щетки бывают графитовые и медно-графитовые. Будет лучше, если вы заранее снимете старые элементы с электродвигателя вашего пылесоса и отправитесь в магазин вместе с ними, чтобы не ошибиться в выборе.

Проверяем износ скользящих контактов

Чаще всего причиной обильного искрообразования при работе электромотора могут быть выработавшие свой ресурс или поврежденные щетки. Извлечь эту пару деталей для осмотра несложно. Скользящие контакты крепятся в зависимости от модели при помощи зажимов или болтов.

Важно! Визуальный осмотр дает понять, насколько сильно торцы контактов обуглены, каково состояние пружин, чтобы принять решение о замене новыми.

Если на торце хотя бы одного извлеченного элемента прослеживаются явные повреждения, следы того что они горели, потребуется не только их замена. Также нужен будет визуальный осмотр следующих деталей:

  • коллектора;
  • обмоток ротора или статора.

Совет! Менять щетки следует парами. В некоторых моделях предусмотрена замена элементов в комплекте со щеткодержателем.

Другие досадные мелочи

Случается, что искры сыплются, если изношены подшипники, так что не забудьте проверить, в каком они состоянии. Если пылесос у вас давно, то вполне может быть, что подшипники истерлись, в результате — ротор перестал работать равномерно.

Осмотрите и сам коллектор, в особенности пластины – нет ли там неровностей или выступающих участков изоляции, царапин. Неровности нужно ликвидировать, то есть просто заполировать. Выручит абразивная бумага или опять же мелкая наждачка.

Вопросы и ответы

Не получается найти щётки нужной длины. Те, которые есть в магазине – слишком длинные или короткие.

Длинные угольно-графитовые пятаки можно укоротить при помощи надфиля или напильника, постепенно стачивая контактный торец. Если щётка слишком короткая, придется или ставить более длинную пружину, или искать другие пятаки.

После снятия щёток выяснилось, что пружина сильно ослабла. Сам угольный пятак изношен незначительно.

Требуется заменить пружинку

Важно обеспечить плотное прилегание графита к коллектору

Есть щётки нужного размера, но замки-пластины совсем другие. Зафиксировать угольный пятак в гнезде не удается.

Можно аккуратно перепаять латунные пятачки со старых щёток на новые.

Щётки каких брендов лучше?

Мастера-ремонтники чаще используют детали известных производителей: Bosch, Makita, Hammer и других. Они служат в 2-3 раза дольше, чем щётки неизвестных фирм.

После замены щёток болгарка все равно не работает.

Необходимо проверить, исправна ли кнопка, ещё раз осмотреть плоскости коллектора. Они должны быть чистыми. Во время ремонта могли быть повреждены тонкие проводки. Их нужно прозвонить мультиметром.

Почему искрят щетки после отключения двигателя от сети?

Основой устройств с электрическими двигателями переменного тока является щёточно-коллекторный модуль, который обеспечивает электроконтакт ротора со статической частью электроприбора. Данный модуль состоит из двух частей: коллектора, находящегося на роторе и щёток — скользящих контактов, расположенных за пределами роторной части и прижатых к коллектору.

Так как мы платим им за это! Выяснить подробности.Чтоб это могло означает, начали очень искрить щетки в дрели и при всем этом появился противный запах, а так же сама дреля растеряла в мощности.

Чтобы он прошёл быстрее, первое время, рекомендуется стирать при неполной загрузке и отжимать на средних оборотах.

Причины поломок пылесосов:

  • Подшипники
  • Провод
  • Щетки
  • Конденсатор (выход из строя)
  • Выход из строя регулятора мощности
  • Предохранитель
  • Нет контакта в выключателе
  • Обмотка двигателя

Меры безопасности при работе с двигателем пылесоса

Бытовой прибор не значит безопасный. Пылесос – инструмент повышенной опасности для того, кто занимается его ремонтом.

  • Все операции с разборкой инструмента вести только с видимым разрывом – вилка выключена и отодвинута от розетки.
  • Когда мотор вынут из корпуса, при включении его с крыльчаткой возникнет момент инерции, сильный рывок в противоположную строну. Перед испытанием статор должен быть закреплен в тисах или прижат к станку жестким изолятором. Испытания вести только вдвоем, чтобы мгновенно отключить ток.
  • Коллекторный двигатель, включенный совсем без нагрузки, пойдет вразнос в секунды. Без крыльчатки включать сборку вообще нельзя. Проверять искрение можно с крыльчаткой и жестким закрытием на 80 % поступающего потока воздуха.

Эти требования необходимо соблюдать, чтобы не получить токовую, механическую травму и не наделать бед.

Неправильный угол наклона щеток и износ подшипников

В идеале скользящие контакты должны быть расположены прямо на одной линии по обе стороны от оси вращающегося коллектора. При длительной эксплуатации они могут сместиться, заняв перекошенное положение из-за ослабленного или деформированного крепления, а также вследствие вращения ротора с биениями из-за плохого состояния подшипников.

Важно! Для устранения искрения следует отрегулировать расположение элементов узла посредством предусмотренных производителем креплений (обычно винты).

Щетки, держатели и крепления с механическими повреждениями, со следами коррозии, а также изношенные подшипники подлежат замене. На схематическом рисунке ниже показан коллекторный узел с правильно установленными щетками. Для эксплуатируемой модели техники также можно найти видео в интернете, показывающее весь ремонтный процесс с электродвигателем.

Причины аномального искрения электродвигателя

Интенсивные проблески на щетках могут возникать по ряду причин:

  • выработан ресурс скользящих контактов (изношены пружины или сами щетки);
  • запыленность стенок и контактов на коллекторе и роторе;
  • неисправность в обмотке ротора или статора.

Для определения конкретной неисправности необходимо провести диагностику электродвигателя. Это поможет устранить причину.

Устраняем загрязнение

Поверхность коллектора в точке контакта с щетками должна быть чистой. Пагубное влияние на контакт может оказать угольная или металлическая пыль, образующаяся при трении щеток об кольца или коллектор. Загрязнение последнего вызывает искрение, от которого и образуется нагар. Самостоятельный ремонт пылесоса в данном случае предполагает обычную чистку. Если поверхность имеет следы загрязнения, необходимо избавиться от них с помощью мелкой шкурки, а затем обезжирить, протерев спиртом или бензином. Также следует обратить внимание на пространство между контактами на роторе. Если они забиты грязью или графитовой пылью, их тоже следует очистить и обезжирить.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗБОРНО-СБОРОЧНЫХ РАБОТ

В электропылесосах и электрополотерах применяются коллекторные двигатели, требующие специального ухода в период эксплуатации. При осмотре пылесоса необходимо обращать внимание на состояние и степень искрения угольных щеток, состояние пластин коллектора, герметизацию корпуса, исправность замков, шланга и пылефильтра, герметичность соединений шланга и удлинительных труб с корпусом пылесоса.

Степень искрения на коллекторе (класс коммутации) должна быть равна двум (слабое искрение под большой частью щетки). Состояние коллектора и щеток характеризуется наличием следов почернения на коллекторе, легко удаляемых протиранием поверхности спиртом или специальными синтетическими моющим средством, а также следов нагара на щетках.

Для устранения неисправностей во многих случаях достаточно выполнить мелкий или средний ремонт. Мелкий ремонт характеризуется устранением несложных дефектов, затяжкой ослабленных креплений, регулированием легкодоступных сборочных единиц. Средний ремонт связан с заменой вышедших из строя сборочных единиц, их регулировкой. В остальных случаях выполняют капитальный ремонт: полную разборку агрегата, его испытания и регулировку.

Пылесосы и полотеры, отремонтированные на дому у заказчика, проверяют визуально. Осматривают корпус, воздуховсасывающего агрегат, электродвигатель, приводной ремень, соединительный шнур и места пайки. Затем отремонтированный прибор включают в электросеть и проверяют его работу.

Характерные неисправности пылесосов и способы их устранения приведены в табл. 4.6, а аналогичные сведения о полотерах – в табл. 4.7.

Как исправить и что делать, если искрят щетки электродвигателя пылесоса

Если бытовой агрегат начал хуже работать, и стандартная прочистка от засоров не приносит результата, необходимо, прежде всего, разобрать двигатель. Что делать, если искрит мотор пылесоса, зависит от вида неполадки.

Как заменить изношенные щетки

Чаще всего двигатель пылесоса искрит в районе щеток именно по причине естественного износа последних. Хотя в современных моделях предусмотрены специальные конденсаторы, замедляющие истирание, рано или поздно контакт между элементами приводит к появлению неприятных неполадок.

Изношенные детали нуждаются в замене. Чтобы извлечь их, необходимо снять заднюю крышку пылесоса, найти щеткодержатели и оттянуть защелки руками или отверткой. Дальше остается только приобрести точно такие же элементы.


Старые щетки могут стереться до самых пружин

Чтобы не ошибиться с выбором, можно отправиться со старыми снятыми деталями в магазин и при помощи консультанта купить аналогичные. Дальше их устанавливают на старое место, закрепляют защелками и собирают пылесос в обратном порядке.

Как устранить плохой контакт новых щеток

Если пылесос совсем новый, или недавно проводилась замена щеток, а двигатель все равно искрит, причина может состоять в плохом прилегании к коллектору. Решается неполадка достаточно просто. Отсек с двигателем открывают, извлекают мотор и снимают с него защитный кожух.


Полировать щетки пылесоса необходимо самым мелким абразивом-нулевкой

По установленным щеткам необходимо пройтись наждачной бумагой, чтобы устранить мельчайшие шероховатости. Также абразивной шкуркой можно обработать пластины коллектора, если на них есть царапины. Чем ровнее будут соприкасающиеся поверхности, тем меньше вероятность, что пылесос начнет искрить.

Как поменять угол наклона щеток

Если щетки после длительного использования пылесоса перекосились относительно коллектора, при работе двигателя будут возникать искры. Для устранения неполадки необходимо:

  • извлечь двигатель из пылесоса;
  • визуально определить, насколько правильно расположены щетки относительно оси коллектора;
  • подкрутить при помощи отвертки два винта, фиксирующие щеткодержатель, чтобы выровнять элементы.

В старых пылесосах нужно внимательно изучить состояние соединительных узлов между коллектором и щетками. Если на них заметны следы коррозии и даже трещины, такие элементы нужно заменить на новые.


При сбитой оси щетки начинают контактировать с коллектором неплотно

Как очистить загрязнения

Угольная пыль и образующийся нагар ухудшают трение между щетками и коллектором и приводят к тому, что двигатель искрит. Устранить проблему можно при помощи обычной чистки. Мотор извлекают из агрегата и снимают кожух, после чего отсоединяют щетки и открывают доступ к коллектору. Если на поверхности деталей заметны загрязнения, их обрабатывают мелкой наждачной бумагой до полной чистоты.


На щетках и коллекторе скапливается налет, поэтому при очистке их дополнительно обезжиривают спиртом

Как устранить замыкание в обмотке

Иногда замена щеток и другие действия не дают никакого результата, и пылесос продолжает сильно искрить. Обычно проблема состоит в межвитковом замыкании коллектора. Существует два выхода из ситуации — нужно либо полностью поменять обмотку, либо заменить мотор агрегата.


При замыкании на пластинах коллектора появляются заметные почернения

Перемотка якоря требует определенного опыта и специализированных познаний в электротехнике. Поэтому проще отдать мотор в сервис или сразу приобрести новый двигатель. Это обойдется дорого, однако покупать один только якорь обычно нет смысла. Его цена составляет около 80% от стоимости всего мотора.

Целостность обмоток ротора и статора

Более серьезными неприятностями, вызывающими сильное искрение электромотора являются межвитковые замыкания обмоток ротора или статора. Такую поломку самостоятельно устранить проблематично. Признаки проблемы с обмоткой такие:

  • работа двигателя сопровождается хлопками;
  • искры разлетаются по кругу;
  • на ламелях коллектора наблюдается почернение;
  • упали обороты электродвигателя.

Совет! Если при визуальном осмотре места повреждения обмотки найти не удается, то можно прибегнуть к помощи электрических измерений посредством мультиметра.

Опытным мастерам-электрикам не составит труда разобраться, как провести электрические замеры:

  • на парных выходах обмоток на пластины коллектора;
  • между коллектором и корпусом ротора (якоря);
  • между корпусом статора и выводом обмоток;
  • прозвонить на целостность обмотку статора.

Важно! Замеры сопротивления и напряжения помогут определить вышедшую из строя комплектующую деталь электромотора. Пылесос с неисправной обмоткой электромотора эксплуатировать нельзя.

Домашним мастерам без специального оборудования делать перемотку неисправного элемента электромотора весьма проблематично. Поэтому необходимо обратиться в сервисную мастерскую. При обращении в ремонтный центр, например, с пылесосом Samsung, могут предложить замену его обмотки или приобретение нового двигателя.

Как заменить

Для того, чтобы правильно заменить щётки для электродвигателей пылесоса, важно правильно снять мотор. Нужно открутить винты у основания пылесоса, и вытащить корпус пылесоса. Двигатель находится в пластиковой защитной оболочке. Необходимо её открутить и достать мотор, взять двигатель в руки и посмотреть, нет ли на нём повреждений. По двум сторонам от шахты видны прямоугольники. Это щётки. Если они повреждены, то нужно поставить новые. Следует также осмотреть и протереть коллектор. Затем необходимо вставить новые щётки и все действия повторить в обратном порядке.

Важно! При разборке пылесоса записывайте или снимайте на видео все свои действия, чтобы потом правильно собрать пылесос.

Самая распространённая причина плохой работы пылесоса – износ внутренних его деталей. Иногда необходимо обращаться в сервисный центр, но вначале можно попробовать выполнить ремонт своими руками. Удачи вам с вашим пылесосам.

Благодаря бытовой технике владельцы жилища обретают полноценный комфорт. Использование тех же пылесосов существенно снижает физическую нагрузку, затрачиваемую на уборку. Между тем даже супернадежная техника, к примеру от фирмы Samsung, не вечна, что говорит об одном: когда-то приходит время ремонта или замены.

Однако удобные и практичные агрегаты быстро заставляют пользователей привыкнуть к работе с ними. Поэтому большинство их владельцев предпочитают восстанавливать работоспособность устройств, а не покупать новые. Мы расскажем о том, какой ремонт пылесосов Самсунг можно успешно провести собственными руками.

Первый способ.

Прежде всего, требуется грубая подгонка щеток по коллектору – ее проводят с помощью напильника и крупнозернистой бумаги. Затем:

  • Щетки устанавливаются на место, и под них подкладывается специальная шлифовальная стеклянная бумага (№ 00). Ее рабочая поверхность должна быть обращена к щеткам. Отрезок бумаги отмеряется таким образом, чтобы по длине он был равен приблизительно 1.5 длине окружности коллектора.
  • Якорь поворачивается вручную до того момента, когда бумага станет соприкасаться со всей поверхностью щеток и шлифовать ее.
  • Механизм очищается от угольной пыли и продувается сильной струей сжатого воздуха.
  • Двигатель включается с нагрузкой 25-30 % от номинальной для более тщательной пришлифовки щеток.

Так как наличие в двигателе пыли и продуктов износа щеток может привести к замыканию на массу кронштейна щеткодержателя, после выполнения притирки необходимо продуть сжатым воздухом генератор.

Схема двигателя

Для более наглядного понимания принципа работы коллекторного мотора существует два визуальных типа представления – упрощённый и подробный. Первый формат (рис. ниже) представляет собой обычную схему, акцентирующую внимание на подключении обмоток к сети.

Более сложные конструкции (рис. ниже) имеют дополнительные отводы на роторе и статоре. К примеру, для питания автоматики или регулировки оборотов. Наличие термозащиты позволяет минимизировать вероятность перегрева верхнего слоя обмотки агрегата. Этот элемент уводит напряжение при срабатывании реле, останавливая работу вала.

Тахогенератор отражает скорость вращения двигателя. В качестве альтернативы на некоторых моделях устанавливают датчик Холла. Прибор получает сигналы посредством контактов коллекторных панелей.

Что такое щётки

В современных электроприборах часто используют коллекторные электродвигатели — электромашины, которые преобразовывают электрическую энергию в механическую, и наоборот. Коллекторный узел электродвигателя передаёт электроэнергию на обмотку якоря. Во время работы мотора при вращении якоря производится большое количество оборотов, что приводит к сильному трению. В качестве контакта используют не металл, который при трении о другой металл производил бы дополнительное трение и приводил к износу коллектора, а уголь или графит. Такой скользящий контакт, переводящий механическую энергию в электрическую, называется электрощёткой.

  • А – коллектор (механический коммутатор).
  • В – щёткодержатель (подающий напряжение на обмотки якоря).
  • С – сердечник статора (сделан из электротехнической стали).
  • D – обмотки статора (относятся к индуктору).
  • Е – вал якоря.

Это интересно: Скинали для кухни — разновидности и советы по выбору

Почему щётки искрят

Щётки можно назвать самым слабым элементом коллекторного двигателя: в момент работы агрегата они подвергаются постоянному трению, что приводит к их износу. Этот момент особенно заметен на медных поверхностях, где в процессе эксплуатации щёток скапливается слой угольной пыли.

Особенности конструкции

В штатном режиме скольжения происходит небольшой разрыв в цепи электротока. Появляются микроскопические дуги, а это верный спутник искр. Сюда же можно добавить приличное индуктивное сопротивление обмоток двигателя.

При максимальной нагрузке на агрегат даже с новыми щётками искра будет всегда. Визуально это может быть не так заметно, особенно на маломощных моделях, но чувствительная техника, находящаяся в комнате с работающим пылесосом, даст знать об этом специфическим фоном. Поэтому на телевизоры, персональные компьютеры и другие устройства устанавливают фильтры для устранения подобных помех.

Износ

Та часть щётки, которая соприкасается с коллектором, изготовлена из угля. Со временем её длина уменьшается, так же как и общий объём. Как следствие, нажим пружины ослабевает, и появляются зазоры, а с ними и искры.


Графитовые щетки для пылесоса

Самодельная щётка

Элемент должен плотно входить в пазы и располагаться строго перпендикулярно оси роторного вала. Если щётка будет меньше положенных размеров, то появится перекос. Это опять-таки приведёт к искрению, а вместе с тем и снижению эксплуатационных качеств двигателя. Поэтому здесь лучше отдать предпочтение промышленным вариантам, а не самодельным.

Дальнейшие действия

После того, как гайка выкручена, несложно будет вытащить шайбу, а также крыльчатку, находящуюся под шайбой. Далее извлекается циклонный механизм и уже видны якорные подшипники. Осталось вывинтить четыре удерживающих пластины и слегка стукнуть по коллектору с оборотной части, чтобы отсоединить от него вращающийся механизм. Амортизированные подшипники можно определить с первого взгляда на них, а также прокручивая их. В циклонных пылесосах, зачастую, при долгой эксплуатации, разрушаются шарики внутри подшипников. В таком случае, единственным выходом является приобретение и установка новых вариантов.

Почему искрят щетки, основные причины

Щетки – самая слабая деталь. Искрит мотор пылесоса чаще всего именно от них. Вот несколько причин искрения.

Износ деталей

Внутри щеток расположен металлический держатель. Когда графитовый слой истирается до металла, происходит соприкосновение меди коллектора со сталью держателя. Отсюда и искры.

Неправильный угол наклона

В конструкцию щеток входит пружина. Со временем ее прижимная способность ослабевает. Это приводит к перекосу. То есть щетки смещаются относительно плоскости соприкосновения с коллекторными элементами.

Держатель закреплен на корпусе двумя винтами. Они также в процессе долгой работы пылесоса могут ослабнуть. И это опять приведет к изменению угла наклона.

Плохой контакт

Две предыдущие причины становятся следствием неплотного контакта между графитовой поверхностью щеток и медной коллектора. Происходит разрыв электрической цепи. Он кратковременный, но его достаточно, чтобы электродвигатель стал работать скачкообразно. То есть, рывками.

Попадание грязи

Еще одна причина – почему горят щетки на пылесосе. Грязь собирается на поверхности коллектора. Обычно это пыль и остатки графита от работы старых щеток. Контакт между двумя проводниками ослабевает, что приводит к прерыванию электрической цепи.

Внимание! Решается эта проблема просто – коллекторную поверхность надо почистить наждачной бумагой «нулевкой».

Замыкание двигателя

Искры внутри пылесоса могут возникнуть не только по причине неисправности щеток или их плохого контакта с коллектором. Искрит обмотка – это медные провода, обработанные специальным лаком, не пропускающим электричество.

Искрение – это нарушение изоляции. При этом искры разлетаются по направлению движения якоря, то есть по кругу. Сам мотор начинает гудеть, появляются хлопки, мощность пылесоса падает.

Определить эту неисправность можно только с помощью мультиметра. Этим прибором замеряют напряжение и сопротивление обмотки.

Внимание! Эксплуатировать пылесос с такой неисправностью нельзя.

Самодельная щетка

Ни в коем случае нельзя устанавливать в бытовую технику, особенно в пылесосы, самодельные узлы и детали, связанные с электропитанием. Сделать своими руками графитовую щетку можно. Но подогнать ее под требуемые технические и электрические параметры практически невозможно.

Мотор пылесоса выполняет функции компрессора. Поэтому он работает все время под нагрузкой. И для него неважно, с какой частотой на него подается напряжение. Для электродвигателя важно, чтобы все время присутствовало равновесие между нагрузкой и мощностью прибора.

  1. И если нагрузка будет отсутствовать, то движок пойдет «в разнос». Его просто сорвет с креплений за доли секунды.
  2. Если будет снижена мощность, а это связано напрямую с щетками, то пылесос теряет свои функциональные качества. То есть он просто перестает всасывать пыль.

Самодельные щетки как раз и приведут ко второму пункту. То есть велика вероятность, что прибор будет просто бесполезен в хозяйстве. К тому же никто не отменял технику безопасности. С самодельными деталями ее требования снижаются до минимума.

Дрель искрит на щетках — что делать

Итак, у вас дрель искрит на щетках и вы не знаете, что делать в такой ситуации. Эта статья расскажет, из-за чего это происходит, нужно ли это исправлять, а если нужно, то как.

Сразу стоит отметить, что наличие указанного искрения во время работы — это вполне допустимое явление. Правда только в том случае, если искры небольшие и их не так уж и много. Если же они прямо сыпятся, то это может свидетельствовать о неисправности.

Заметим, что на новом исправном электроинструменте щетки могут первое время тоже сильно искрить, так как им необходимо сначала притереться. На притирку обычно хватает 10-15 минут работы. Если после этого все осталось как было, то лучше отнести инструмент обратно в магазин с претензией.

Если же ваша дрель уже негарантийная, то можно попробовать исправить все самому.

Но сначала опишем причины данного явления.

Почему искрят щетки в электродвигателе

Искры, в том числе и на исправном движке, появляются из-за механического воздействия между щетками и коллектором. Щетка, двигаясь по коллектору от одного его контакта к другому, поочередно образует и разрывает соединение с каждым из них. А теперь вспомните, что бывает, если из розетки выдернуть любой работающий электроприбор — обычно в такой момент между вилкой и розеткой проскакивает искра. В случае щеточным двигателем это такое же явление.

Поэтому небольшое искрение даже на исправном электродвигателе допустимо, поскольку соединение и разрыв здесь постоянно возникают.

Причины сильного искрения и способы их устранения

Теперь перейдем к сильному искрению. Оно возникает в основном по следующим причинам:

  1. загрязнение контактов коллектора нагаром
  2. попадание графитовой пыли между контактами коллектора
  3. межвитковое замыкание в обмотке якоря

Пройдемся по каждому пункту отдельно.

1) Загрязнение нагаром получается в результате перегрева двигателя. Наличие нагара приводит к еще большему трению, что ведет к еще более быстрому перегреванию и еще большему образованию нагара. Что очень быстро приводит к поломке.

Излишнее искрение же здесь получается из-за того, что нагар образует дополнительное сопротивление, при котором искра при разрыве получается более крупной и мощной.

В общем нагар следует незамедлительно удалить.

Делается это нулевой наждачной бумагой. То есть надо извлечь коллектор вместе с якорем и аккуратно его зачистить. В идеале желательно проводить зачистку на токарном станке, чтобы не нарушить правильность окружности. Но, как правило, такой возможности нет, поэтому можно обойтись и ручной зачисткой. Главное при этом не переусердствовать.

2) При работе дрели щетки стираются, из-за чего образуется графитовая пыль. Она запросто может скапливаться между контактами коллектора и приводить к замыканиям между ними, так как она является проводником электричества и имеет свое сопротивление. Из-за этого ток распределяется неравномерно, что приводит к возникновению крупных искр в некоторых местах.

У исправной дрели стирание происходит довольно медленно, поэтому графитовая пыль почти не скапливается. Соответсвенно ее накопление сигнализирует о том, что щетки при работе занимают неправильное положение. Обычно такое бывает, когда они стоят не вплотную в своем пазе, а, наоборот, имеют некоторый люфт.

Часто такое происходит при замене щеток, когда их подбирают не совсем подходящими по размеру

Поэтому при замене этому моменту следует уделять пристальное внимание

Ремонт такой неисправности осуществляется путем удаления пыли каким-либо заостренным инструментом и замены щеток на более подходящие по размеру.

3) В случае возникновения межвиткового замыкания в якоре, ток поступает в большем значении на одни контакты и в меньшем на другие. Из-за этого в некоторых местах проходит ток большего значения, чем нужно, в результате чего образуются крупные искры.

Выявлением такого замыкания нужно заниматься, когда два предыдущих пункта не дали особого эффекта. Оно производится на специальном приборе, который создает переменное магнитное поле. При помещении в это поле якоря он начинает дребезжать, так как в нем появляются наведенные токи.

Такой прибор некоторые изготавливают сами из силового трансформатора, в сердечнике которого делается вырез, куда и помещается якорь.

Если причина оказалась в межвитковом замыкании, то нужно перемотать обмотку либо полностью заменить якорь.

Таковы причины возникновения чрезмерного искрения на щетках дрели. Помните, если ничего с этим не делать, то, скорее всего, двигатель в скором времени сломается. Поэтому не ленитесь и проделай указанные в статье рекомендации.

instrument-tehnika.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]