Технические характеристики
Преимущества мотоблока Целина НМБ-603 от других производителей: пониженный уровень шума и малое количество вредных веществ в выхлопах. Допускается использование мотоблока в местах общего пребывания: парках, садах, дачных кооперативах.
Характеристики мотоблока Целина НМБ-603:
- Размеры агрегата: длина 110 см, ширина 50 см, высота 90 см с учетом рукоятки.
- Вес конструкции составляет 100 кг.
- Диаметр цилиндра двигателя 68 мм.
- Количество оборотов мотора — 3600 в минуту, объем — 196 см.куб.
- Шестеренчатый редуктор, запуск мотоблока — ручной.
- Колеса размером 4.00-10.
- При желании можно установить колеса большего диаметра.
- Общее количество передач: 4, из них заднего хода — 1.
- Масло для заправки: для бензиновых двигателей, 4тактных. Масло необходимо выбирать по сезону — синтетическое зимой, полусинтетическое или минеральное — летом.
- Бензин: АИ-92, АИ-95.
Установка
Если пользователь приобрел фрезы без сборки, надлежит их правильно собрать. Сегодня это несложно, поскольку в распоряжении покупателя имеется не только подробная инструкция производителя, но и широкий спектр видеоматериала, которым можно обзавестись в интернете
Собирая изделие, важно следить за тем, чтобы активная часть агрегата входила в почву во время работы. Боковые варианты устанавливают по обе стороны мотоблока, работают они от приводных валов и колес
При таком положении фрезы являются практической заменой колес мотокультиватора, именно они и приводят мототехнику в движение.
Фрезы, работа которых осуществляется за счет вала отбора мощности, располагаются позади культиватора. Они не принимают участия в движении устройства.
Для установки фрез на культиватор необходимо пользоваться особенными деревянными козелками с высотой около 50 см. Также при этом технику нужно не только приподнять, но и опереть на сошник, а также наклонить под углом 45 градусов. Затем с мотокультиватора снимают колеса и на это место ставят фрезы. Далее на внешние концы с двух сторон надлежит установить специальные тарелки, за счет которых ход устройства будет плавным и устойчивым.
Дополнительные секции устанавливают к основным за счет применения штифтов. Ограничительный металлический диск соединяют с каркасом посредством болтов. При этом количество лопастей надлежит подбирать для культиватора, опираясь на его мощность. Чтобы собрать режущие лопатки, позволительно применять одну либо несколько осей
Собирая фрезу с четырьмя лепестками, важно учитывать последовательность правого и левого лезвий, которые размещены на крепежной пластине
Классификация фрез
По расположению фрезы бывают боковые и навесные. Боковые устанавливаются по обе стороны на мотоблок, работают от приводных валов колес. По сути, при подобном расположении эти фрезы заменяют колеса и приводят технику в движение.
Второй вид – фреза, работающая от вала отбора мощности, расположена сзади агрегата и не участвует в движении. Мотоблоки брендов Целина, Нева МБ-1 и МБ-2, МТЗ имеют именно такое устройство фрез.
По конструкции ножей выделяют два вида фрез – саблевидную (активную, стандартную) и так называемые гусиные лапки.
Активные фрезы
Активная фреза состоит из набора четырех мощных ножей, установленных под углом 90° относительно друг друга. Таких комплектов на одной оси может быть от двух и более. Количество дополнительных фрез, а также величина их ножей зависит напрямую от производительности мотоблока. Ножи у данной фрезы в виде изогнутых полос, загнутых поочередно в разные стороны. Их конструкция и прочность позволяют без опаски обрабатывать целину, а также участки, где попадаются камни и корни.
Гусиные лапки
Второй конструктивный тип фрез – гусиные лапки. Свое название изделие получило за необычную форму режущих элементов, напоминающих лапки гуся. Они имеют форму треугольника и расположены на краях стоек. Количество режущих элементов и размер данного модуля также зависит от мощности мотоблока. Чем больше стоек с ножами – тем качественнее обработка.
Данная фреза способна обрабатывать тяжелые целинные и глинистые грунты, но на участках с повышенной растительностью и корнями, скорее всего, изделие будет забиваться.
Особенности и предназначение
По своей конструкции фреза к мотоблоку представляет собой несколько почвообрабатывающих ножей, установленных на оси вращения. Для их производства используют 2 вида стали: легированную и высокоуглеродистую, причём вторая проходит обработку током высокой частоты и обязательную термическую закалку. Благодаря использованию таких материалов изделия получаются очень прочными и долговечными.
С помощью данного приспособления осуществляется рыхление грунта, удаление сорняков, вспашка целинных земель и перекапывание огорода весной и осенью. Кроме того, использование фрез эффективно при внесении минеральных и органических удобрений, когда необходимо глубокое и тщательное перемешивание почвы с препаратами. Благодаря тщательной вспашке удаётся достичь оптимальной плотности грунта, увеличить его химическую и биологическую активность, а также заметно повысить урожайность сельскохозяйственных культур, произрастающих на обрабатываемой почве.
Помимо входящего в комплект модуля, возможно приобретение и размещение дополнительных пар фрез. С их помощью удаётся улучшить управляемость агрегатом и повысить качество обработки почвы. Однако особенно перегружать мотоблок не следует, это может вызвать перегрев двигателя и привести к его поломке. Кроме того, с установкой дополнительных комплектов связаны некоторые ограничения. Например, при распашке целины использование дополнительного оборудования не рекомендуется. Для такой обработки будет достаточно одного модуля, входящего в основной комплект.
Особенности ножей фрезы культиватора
Фреза для мотоблока (почвофреза) – приспособление для обработки почвы. На легкие культиваторы их устанавливают вместо колес. Для тяжелых моделей мотоблоков или минитракторов их изготавливают по типу навесного оборудования. Применяют почвофрезы для измельчения, рыхления или выравнивания земли. Хорошо зарекомендовало себя навесное оборудование при разработке целины. А также его используют для внесения удобрений и запахивания сидератов.
Виды ножей для фрез мотоблока
Прежде всего, конструктивные особенности ножей определяют глубина и тип обрабатываемой почвы. Для плотной и жесткой земли, а также целены применяют более толстые. Если планируют обрабатывать пахотный слой большой глубины, используют длинные лезвия. Для улучшения захвата режущий инструмент имеет изогнутую форму. Направление загиба бывает в правую или левую сторону. 7 полезных приспособлений для современного дачникаСуществует мнение, что работа на даче – это достаточно утомительное занятие, которое отнимает много сил и времени….
Режущий орган по способу крепления к корпусу фрезы может быть разборным или монолитным. Последний представляет собой цельносварную конструкцию без возможности замены поврежденных деталей. Более практичным является разборной вариант. В такой конструкции есть возможность поменять вышедший из строя компонент. К тому же, имея комплект сменных ножей различной длины, можно быстро выполнить настойку устройства для обработки почвы на разную глубину.
Материал для изготовления ножей
Для того чтобы выдерживать большие нагрузки при работе, а также быть стойкими к истиранию, режущее полотно фрезы изготавливают из качественной углеродистой стали. Такой материал хорошо переносит термообработку для повышения прочности и твердости. Закалка на порядок увеличивает износостойкость инструмента. Некоторые производители изготавливают режущую часть методом ковки. Такая деталь имеет большую долговечность.
Воздействие на сталь давления при ковке вызывает в нем эффект наклепа – упрочнение поверхностного слоя металла. Это делает режущую кромку более твердой, а затачивать такой инструмент нужно реже, чем штампованный.
Типы фрез для мотокультиватора
Если правильно подобрать фрезу, можно не покупать плуг. При фрезеровании управлять культиватором очень легко, нет большой нагрузки на оператора. Выбираются фрезы на культиватор в зависимости от мощности техники и типа вспахиваемой почвы.
Выделяют три основных вида почвофрез:
- Заводские. Ими комплектуется большинство машин. Они бывают собранного и разобранного типа. Ось с приваренными пластинами и прикреплёнными саблевидными ножами. Две-три идентичные секции соединяются болтами. От их количества зависит ширина культивирования. Заводские фрезы справятся с предварительно обработанными участками;
- Гусиные лапки. Конструкция неразборная – количество секций подбирается под себя. С помощью таких фрез обрабатываются твёрдые грунты, перебиваются остатки растений. Снижена нагрузка на редуктор. Культиватором легко управлять. Фреза «гусиные лапки» отлично подходит для техники с системой охлаждения воздухом;
- Целина. Фреза отлично подходит для обработки целины, вспахивания грунта на большой глубине, разрыхления почвы. Конструкция надёжная и прочная.
Зачастую заводской фрезы недостаточно. Для повышения урожайности, снижения нагрузки на технику и экономии времени стоит приобрести «Гусиные лапки». Для тяжёлой разработки целины больше подойдут почвенные фрезы «Целина».
Как точить фрезы
Прежде всего, отметим, что заточка почвофрез далеко не во всех случаях является необходимой. К примеру, в случае, если производится обработка тяжелого грунта мощным агрегатом, на котором установлены усиленные фрезы, в заточке нет никакого смысла — разницы в качестве культивации вы не заметите, только напрасно потратите усилия на заточку.
В то же время при работе с более легкой техникой заточенные режущие приспособления могут на некоторое время повысить эффективность культивации. Но нужно быть готовым к тому, что надолго заточки не хватает, через несколько часов активного использования ножи тупятся, и придется точить их заново, что довольно трудоемко. Кроме того, слишком острые ножи дробят корневые системы сорных растений, что не помогает борьбе с ними, а, наоборот, ускоряет их размножение.
Однако при желании точить почвенные ножи можно. Для этого следует снять фрезу с мотоблока, очистить от загрязнений и аккуратно произвести заточку каждого ножа при помощи наждачной бумаги.
Это интересно: способы вспашки земли с помощью мотоблока.
Как собрать фрезы на мотоблок пошагово
Сборка фрезы для мотоблока занимает 1-2 часа, но может затянуться на долгое время и стать проблемой, если вдруг не окажется полного комплекта крепежа.
Вот из таких комплектов собираются фрезы:
Несмотря на кажущуюся простоту, это довольно сложный узел, в котором крайне важно правильное расположение лопастей. На разных сборках их может быть от 6 (две фрезы по 3 лопасти) до 32 (8 фрез по 4 лопасти).
Видео покажет, как собрать фрезы для мотоблока:
Все лопасти разделяются на левые и правые. У одних режущая заточенная кромка загнута в одну сторону, у других – в другую. Иногда есть сборки, на которых стоят 3 левых и 1 правая лопасти, или другие комбинации. Встречаются сборки с 1 укороченной лопастью.
При неправильной сборке возникают следующие проблемы:
- мотоблок при работе прыгает, движется рывками (одна или несколько лопастей повернуты тупой стороной к земле);
- одну полосу обрабатывают две лопасти, но рядом остаётся не пропаханная полоса (все лопасти повернуты в одну сторону);
- если все лопасти установлены режущей заточенной кромкой в обратную сторону, мотоблок не сможет пахать совсем;
- неправильно установленная лопасть может ударить по редуктору. На малых оборотах двигатель просто заглохнет, на больших редуктор может быть пробит, а лопасть согнута.
После любой сборки и установки на мотоблок, необходимо провернуть фрезы без запуска двигателя и проверить, что лопасти не цепляются за детали мотоблока.
Сборку новых лопастей можно провести без проблем, если перед глазами лежит старая заводская фреза. В этом случае новые лопасти устанавливают, глядя на правильный образец.
Если установка новых лопастей проводится на старый вал и фланцы, перед съемом старых лопастей можно сфотографировать их положение на смартфон или зарисовать. Можно просто запомнить, если разбирать последовательно одну фрезу за другой, а не снимать все лопасти сразу.
Разобраться по мануалу, как должны располагаться лопасти, может быть проблемой. На картинке не всегда видно правильное положение. Перевод с китайского языка может быть непонятен. Многочисленные видео на эту тему в сети могут не помочь, так как (см. выше) сборки все разные. Иногда на видео попадаются просто неправильные сборки. Правильную информацию придется собирать по частям.
Если старые фрезы были разобраны давно, в мануале не все понятно, внятного видео с подходящей моделью нет, сборку проводят по следующим общим правилам:
- крайние лопасти всегда крепятся внутри площадки фланца (со стороны мотоблока), а не снаружи;
- на большинстве моделей левых и правых лопастей поровну. На 4-лопастной сборке – 2 левых и 2 правых;
- левые/правые лопасти чередуются, повернуты в разные стороны. Но обязательно режущей кромкой навстречу земле.
Напомним, есть модели и комплекты с другими комбинациями.
Но независимо от того, какие лопасти и в какой комбинации стояли на мотоблоке, можно приобрести стандартный комплект (пример на фото выше) и собрать его. При этом главное, чтобы он подходил к модели мотоблока по размеру, диаметру вала и т.д.
Как правильно пахать мотоблоком с фрезами
Как уже было сказано выше, один из важных факторов эффективности обработки грунта почвофрезами — это уровень заглубления сошника. Второй не менее важный момент — это правильный выбор скорости движения агрегата. Опытные пользователи рекомендуют использовать вторую передачу, поскольку это увеличивает количество оборотов и повышает качество измельчения грунта и погружения на нужную глубину.
Отзывы
Виктор Семенович
«Работаю на мотоблоке больше 30 лет. Фрезы делал сам, поскольку все, что есть в продаже, меня не устраивает. Использую тип «гусиная лапа», четыре раза модифицировал под свои требования. После перехода на современный мотоблок вижу тот же отличный результат».
Сергей
«Почвофрезы собирал самостоятельно, но с недостаточным вниманием отнесся к рекомендации точно следовать чертежу — посчитал, что смогу получить желаемый результат «на глаз». Из-за этого пришлось несколько раз разбирать и собирать заново, пришлось повозиться
Очень рекомендую всем, кто будет собирать фрезы самостоятельно, не повторять мою ошибку и не пренебрегать точностью».
Инструкция по эксплуатации
В комплекте к мотоблокам Целина поставляется также инструкция. Этот документ необходимо сохранять в течение всего срока эксплуатации.
Устройство мотоблока Целина
С помощью инструкции производят сборку и первый запуск мотоблока. Далее — подробнее о запуске и функционировании мотоблока.
Первый запуск и обкатка
Первый пуск мотоблока «Целина» выполняется после сборки агрегата. Для сборки используйте комплект инструментов (если он входит в комплектацию). После сборки мотоблок следует заправить бензином, а также залить масло в редуктор и картер двигателя. Включите мотоблок и дайте двигателю поработать на холостом ходу, без нагрузки. Через 15 минут можно приступать к работе с навесным оборудованием.
После обкатки можно использовать мотоблок для тяжелых работ, например, для распахивания целины или перевозки тяжелых грузов. Не превышайте грузоподъемность, максимальную для вашей модели техники.
Техобслуживание
Производитель заправляет некоторые модели мотоблоков масло еще на производстве. В качестве рекомендуемых укзано масло Равенол для бензиновых/дизельных четырехтактных моторов.
Для редуктора: мало ТАД17 или аналоги по вязкости. Бензин АИ-92 или АИ-95, как и у других бензиновых мотоблоков. Не следует использовать дешевый бензин, такое топливо негативно скажется на качестве работы двигателя, увеличит вероятность поломки.
Консервация
Если зимой мотоблок не используется, зимнее хранение называют «консервацией»
Обращаем внимание на то, что мотоблоки «Целина», согласно инструкции по эксплуатации, созданы для работы в температурном режиме от минус 5 до плюс 35 градусов
Также при температуре ниже нуля можно произвести запуск мотоблока в теплом помещении, например, в гараже, и только затем выйти работать на улицу.
Основные неисправности и их устранение
Как изготовить фрезы для мотоблока своими руками
Фрезы устроены несложно. Перед тем как собирать их, стоит ознакомиться с уже существующими деталями и их конструктивными особенностями.
Подходящие чертежи содержатся в тематических изданиях и на форумах в сети Интернет. После определения модели необходимо подготовить материалы для сборки. Если будут использованы фигурные детали, их следует заказать у мастера или выковать самостоятельно, если есть определенные навыки и доступ к специальному оборудованию.
Материалы, которые понадобятся
Перед сборкой следует замерить участок, который планируете обрабатывать, и на основании полученных данных начинайте собирать механизм. Чтобы получить максимально правильную конструкцию понадобятся:
- сварочный аппарат,
- болгарка,
- детали, которые будут выполнять роль разрыхлителей;
- длинная металлическая трубка диаметром 42 мм.
Основой для рыхлителей могут быть автомобильные рессоры, которые загибают и под углом приваривают к главной трубе.
Советы относительно изготовления
В первую очередь обратите внимание на правильность сборки. Избегайте любых отклонений, даже самых незначительных. Если проявить невнимательность, то нарушится ось. Устанавливая самодельные фрезы для мотоблока и фрезы для культиватора, важно не перепутать направление вращения зубьев.
Рекомендуется изготавливать элементы с диаметром, не превышающим 500 мм. Это значит, что инструмент сможет войти в почву на 260 мм и захватить примерно метр за один подход.
Саблевидные ножи менее опасны в сравнении с другим. С ними опасность получить серьезную травму минимальна. Поочередное расположение ножей делает их вхождение в землю последовательным, удары и рывки отсутствуют.
Чтобы максимально продлить срок эксплуатации самодельных приспособлений, необходимо придерживаться нескольких простых правил, в частности, при запуске фризы должны находиться над землей, после этого запускаются обороты, медленно опускаются лопасти в почву, — так начинается обработка.
Процесс сборки
Как уже говорилось, работы начинаются с проведения замеров участка. После того как все вычисления произведены, можно приступать непосредственно к сборке. Используя сварочный аппарат, соедините ножи с заранее подготовленной трубой. Перед этим можно заточить кромки элементов под нужным углом.
Полученное приспособление нужно зафиксировать на узле сцепки — и работа может считаться выполненной. Чтобы убедиться в исправности системы, проведите пробный запуск и проведите регулировку.
Легко смогут собрать фрезы для мотоблока «Нева» люди, имеющие опыт работы с металлами. Упростить монтаж позволяют предварительно составленные схемы, а также набор качественных инструментов и материалов.
Собрать такой механизм, как фреза для мотоблока, можно и собственными руками, только необходимо ознакомиться с рекомендациями и неуклонно придерживаться последовательности в работе. Тогда устройство будет служить десятилетиями.
Саблевидные модели
Подобные элементы считаются очень долговечными и надёжными благодаря тому, что в процессе их производства используется только сталь. Кроме того, такие модели могут похвастаться уникальной конструкцией, которая делает их стойкими к любым механическим повреждениям. Саблевидные модели входят в стандартный комплект большинства мотоблоков европейского и американского производства. Эффективность подобных элементов проверена на участках с любым видом почв, что выгодно выделяет их на фоне других моделей. Данные фрезы отличаются повышенным качеством и высокой прочностью, что позволяет проводить высококлассную обработку почвы.
Главная особенность саблевидных ножей в том, что для изготовления рабочих органов применяется углеродистая сталь, что гарантирует надёжность каждой детали даже спустя год активной эксплуатации. Кроме того, ножи подвергаются специальной обработке и закалке при помощи высокочастотных токов, благодаря чему они могут похвастаться невероятно высокой прочностью.
«Гусиные лапки»
Вторым типом фрез является модель «гусиные лапки», получившая такое оригинальное название за счёт треугольной формы режущих деталей. Аналогично с саблевидным типом устройства, размер и количество режущих компонентов зависит от веса основного агрегата. Например, для мотоблока МТЗ рекомендуется устанавливать четыре и больше деталей, а для других схожих моделей всего три. По сути, вы можете поставить неограниченное количество ножей, как сочтёте нужным, но необходимо учитывать, что мощность мотоблока со слабым двигателем существенно упадёт.
При помощи «гусиных лапок» чаще всего обрабатывают сложные виды грунтов и целинные земли. Но стоит отметить, что в случае, если почва содержит большое количество корней разветвлённой формы, система может забиваться и давать сбои.
Любой тип фрезы требует первичной проверки и дальнейшего бережного отношения
Широкое применение данный тип фрез получил в восьмидесятые годы во времена СССР, когда началось активное развитие самодельных приспособлений в хозяйственном секторе. Фермеры были вынуждены искать способы, как увеличить производительность на своих участках и по этой причине учились создавать фрезы для мотоблоков собственными руками. Следует сказать, что с тех пор конструкция агрегата не изменилась, что ещё раз доказывает его неподвластную времени эффективность.
Как собрать «гусиные лапки»
Основным элементом почвенного устройства является приводная втулка, параметры которой должны быть не меньше пяти мм длины стенки, а оптимальным показателем считается примерно семь мм. Далее необходимо проточить внутренность так, чтобы она легко одевалась на вал, и сделать специальное отверстие под осевую трубу глубиной тридцать или сорок мм.
Что касается самой осевой трубы, то она, как правило, изготавливается на основе стандартной модели АЕ25-32, но допускается применение и других аналогичных деталей. Существует два вида готовой трубы: разборный и неразборный, все зависит от ваших ожиданий. Но если верить отзывам фермеров, то разборный вариант всё же считается наиболее эффективным, так как всегда есть возможность добавить или убрать ножевые установки. Как будет вести себя мотоблок на определённом участке предугадать невозможно, и по этой причине лучше на всякий случай иметь запасной вариант модификации.
Обязательно почитайте: Ротационная косилка КРН
Выбрав подходящий тип осевой трубы, необходимо установить на неё специальный фланец для дальнейшего крепежа ножевых установок. Общая длина такого приспособления будет зависеть от ширины ножей и их отдалённости друг от друга. Оптимальная ширина треугольных ножей равняется примерно 60-80 мм, так как более крупные размеры заметно увеличивают сопротивление агрегата земле и ухудшают его работу. Сами ножевые вставки должны быть изготовлены из плотной стали и иметь толщину 3-5 мм. Далее следует собрать стойку режущего элемента, которая состоит из изогнутой полосы и заточенной кромки.
«Гусиные лапки» хорошо обрабатывают каменистые грунты и уничтожают сорняки
Соединив ножевую установку и осевые трубы, вы получите общую конструкцию модульного элемента. Собственно, это и есть финальная стадия создания «гусиных лапок» и вы можете провести первый «обкат» самодельной установки. Также, перед тем как начинать процедуру изготовления фрезы, стоит предварительно сделать небольшой чертёж, чтобы уменьшить риски порчи деталей. Нужный чертёж можно найти во многих автомобильных изданиях или же на просторах интернета, если вы имеете техническое образование и понимаете конструкцию фрезы, можно изготовить примерный план самостоятельно.