Возможные проблемы
Главная проблема, возникающая во время ремонта — отсутствие необходимой информации по проведению ремонта. Это объясняется тем, что многие зарубежные производители считают, что пила должна быть утилизирована после определенного срока и выработки. Поэтому у многих мастеров возникают определенные сомнения, особенно при ремонте бюджетных моделей.
Но и дорогостоящие профессиональные модели создают определенные трудности:
- Первая проблема — поставить дорогие запасные части.
- Для обслуживания и ремонта некоторых узлов пригодиться специальное оборудование.
Конечно, можно провести замену оригинальных запчастей на китайские аналоги, но судя по отзывам, такой способ себя мало оправдывает. Такие комплектующие вырабатывают ресурс лишь наполовину.
Характеристики
За 60 лет выпуска конструкция бензопилы Дружба и характеристики ее менялись несущественно.
Общие параметры такие:
- вес при полной комплектации — 12,5 кг;
- габариты — 865х460х500 мм;
- длина пильной шины — 450 мм;
- емкость топливного бака рассчитана на 1,5 л топливной жидкости;
- свеча зажигания — любая с диаметром 17 мм.
Основное отличие модификаций — в мощности. Она указана цифрой в лошадиных силах в конце названия моделей.
Дружба 2
Технические характеристики этой модели такие:
- мощность двигателя — 2,2 кВт;
- тип запуска пилы — ручной;
- отсутствие поворотного редуктора.
От первой модели Дружба 2 отличается наличием приспособления для торможения цепи, что сделало ее более безопасной: инструмент не сможет случайно поранить работающего или окружающих его людей. Материал, из которого сделан корпус, надежный и выдерживает любые перепады температур.
Дружба 4
Эта модель получила золотую медаль на Всемирной выставке техники в Брюсселе в 1958 г.
Технические характеристики бензопилы такие:
- мощность — 2,94 кВт;
- объем бака моторного масла — 150 мл;
- общая скорость вращения вала — 5000-5400 оборотов в минуту;
Бензомоторная пила может перепилить ствол диаметром до 50 см за 1 минуту.
Дружба 4М электрон
Бензопила Дружба 4М электрон отличается тем, что на этой модели установлена система электронного бесконтактного зажигания, что существенно повышает надежность двигателя.
Технические характеристики 4М такие:
- мощность — 3 кВт;
- расход топлива — 720 г/кВт ч;
- расстояние между электродами зажигательной свечи — в пределах 0,6-0,7 мм.
Внутренние стенки гильзы алюминиевого цилиндра покрыты хромом для увеличения износостойкости. Модель оснащена резиновыми амортизаторами, уменьшающими передачу вибрации двигателя на рукоятки. В модели Дружба-4М применен карбюратор КМП-100У, а с модификации Дружба 4А началось использование принудительной смазки цепи благодаря установке масляного насоса. Это позволило намного увеличить срок службы цепи и направляющей шины.
Обзор модельного ряда
Все выпускавшиеся бензопилы Дружба оснащались мотором МП-1 с воздушным охлаждением; воздух подавался маховиком, на котором выполнены лопатки. Для питания использовали карбюратор с диафрагмой, который обеспечивал подачу смеси независимо от положения инструмента. Высокая мощность и вес оборудования ограничивали сферу использования инструмента, который поставлялся в лесозаготовительные предприятия. Для работы силового агрегата использовалась смесь бензина и масла для двухтактных двигателей (которое заменялось моторным М8).
Дружба 2
Ранний образец пилы, оснащенный мотором мощностью 3 л.с. Рукоятки, изготовленные из стальной трубы, прикручены болтами к картеру маховика двигателя. В конструкции не предусмотрены демпфирующие прокладки в точках крепления мотора, тормоз цепи. Смазка инструмента производится вручную, централизованная подача жидкости не установлена. Выпуск инструмента продолжался несколько лет, после чего на смену пришли бензопилы с усовершенствованной конструкцией.
Дружба 4
Рукоятка закреплена на отдельном литом хомуте, надетом на картер мотора. Объем двигателя МП-1 остался прежним (94 см³), но доработка схемы газораспределения и установка модернизированного карбюратора повысили мощность до 4 л.с. Также возросло допустимое количество оборотов (до 5200 в минуту), при этом масса инструмента осталась неизменной (12,5 кг). Система смазки цепи на заводе не устанавливалась, владельцы впоследствии самостоятельно дорабатывали инструмент.
Дружба 4-А
Недостатки, выявленные в процессе промышленной эксплуатации ранних моделей пил Дружба, привели к созданию очередной модификации 4-А. В конструкцию ввели систему подачи масла на полотно (самотеком), стали использоваться усиленные подшипниковые опоры коленчатого вала. На бензопиле появился аварийный тормоз, который включается при разрыве цепи. Двигатель оснастили улучшенным карбюратором КМП-100 и модернизированным магнето. Мощность и остальные технические характеристики пилы остались неизменными.
Дружба-4А-Электрон
Для повышения эксплуатационных характеристик на пиле установили транзисторный блок зажигания, который обеспечивал устойчивое искрообразование. Мотор стал запускаться при низкой температуре воздуха без предварительного прогрева. Остальное устройство инструмента изменений не претерпело.
Дружба 4М Электрон
Модификация Дружба М получила блок автоматической смазки рабочей цепи. Доработкам подверглись демпфирующие элементы, на рукоятках стали применяться резиновые накладки с увеличенной толщиной стенки. Для подготовки рабочей смеси используется мембранный карбюратор КМП-100У, подача топливной жидкости осуществляется самотеком. Вес gbks составляет 12,5 кг; для валки деревьев применяется шина длиной 450 мм.
Дружба-5Э
Бензопила отличается применением двигателя с повышенной до 5 лошадиных сил мощностью. В конструкции применена коническая главная пара, позволившая передавать возросший крутящий момент и одновременно снизившая до 11,7 кг вес оборудования. Точки крепления силового агрегата к раме оборудованы резиновыми втулками, снизившими уровень вибраций при работе. Введена система автоматической смазки цепи при помощи помпы, подающей жидкость из отдельного бачка.
Дружба-Алтай
Пила представляет собой установку 4М, собранную на производственной площадке (Алтай). Оборудование оснащалось модернизированным карбюратором КМП-100У и бесконтактной системой зажигания. Для подачи топлива применен насос. Внешних отличий оборудование не имеет, кроме применения защитного кожуха для воздушного фильтра. Бензопила отличается улучшенными характеристиками запуска. Выпуск изделий прекратился во второй половине 90-х гг.
Дружба 60
Пила оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем с мощностью 3 л.с. при рабочем объеме 94 см³. Применен тросовый стартер с принудительным возвратом шнура на катушку, регулятор частоты вращения вынесен на правую рукоятку. Для привода цепи применен редуктор с передаточным числом 0,319. Крутящий момент от коленчатого вала передается к шестерням автоматической центробежной муфтой, требующей регулировки в процессе эксплуатации.
Как отрегулировать карбюратор на бензопиле Дружба-4
Регулировка карбюратора бензопилы Дружба-4 требуется, когда двигатель начинает работать некорректно – глохнет на холостых, при подаче газа не набирает обороты, «проваливается».
Для доступа к регулировочным винтам карбюратора КМП-100 не надо снимать крышку корпуса, они всегда открыты и доступны. На корпусе карбюратора нет маркировки винтов, как на современных бензопилах. Первый винт, который находится ближе к цилиндру, регулирует подачу топлива на малых и средних оборотах. Второй винт – главный, он регулирует подачу топлива на максимальных оборотах
Необходимые инструменты
Для работы требуется отвертка (минус). При желании можно использовать электронный тахометр. Он покажет число оборотов до и после регулировки.
Общий алгоритм регулировки
Карбюратор регулируют разными способами. Самая простая и эффективная — текущая регулировка в процессе работы.
Много бензина — закручивают
- Двигатель прогревают в течении 5-10 мин.
- Если в режиме «газ на всю» двигатель работает как на холостых (не развивает обороты из-за излишка бензина в топливно-воздушной смеси), второй (дальний от цилиндра) винт закручивают по часовой стрелке на 1/4 оборота.
- Если двигатель стал работать лучше, закручивают ещё по 1/4 оборота. Если двигатель начинает глохнуть при подаче газа на всю, винт откручивают назад.
Мало бензина — откручивают
Если двигатель глохнет в режиме «газ на всю» (мало бензина в топливно-воздушной смеси) регулировку начинают с того, что второй винт, наоборот, откручивают на 1/4 оборота и тестируют работу двигателя. Если стало лучше, откручивают ещё, до тех пор, пока двигатель не начнет «захлебываться» и работать как на холостых при полном газе. Тогда винт закручивают назад.
После регулировки второго винта проверяют, как работает двигатель на переходе от холостых оборотов к средним и максимальным. Если есть провалы, откручивают на 1/4 оборота первый винт и тестируют изменения в работе двигателя.
В итоге оптимальный режим работы двигателя находится путем такого пробного регулирования.
Регулировка холостого хода на бензопиле Дружба-4 выполняется с помощью винта, расположенного на ручке газа. Его положение определяет, насколько сильно приоткрыта дроссельная заслонка в карбюраторе на холостом режиме.
Холостой ход регулируют, исходя из двух требований:
- Двигатель не должен глохнуть.
- Цепь не должна прокручиваться.
Возможна регулировка в другой последовательности. Винты сначала закручивают до конца, затем выкручивают на 0,5 – 3 оборота (в разных источниках указывают разное число оборотов).
На видео показан простой и понятный процесс регулировки карбюратора КМП-100 на бензопиле Дружба-4 из положения винтов «закручены полностью, а потом вывернуты»:
Для новичков рекомендуем посмотреть более подробное видео про регулировку карбюратора КМП-100У бензопилы Дружба-4. Автор видео рассказывает все что пригодится, и все что нужно знать. Прям целое пошаговое руководство от А до Я.
Пошаговый алгоритм
- Откручиваем винт крепления.
- Снимаем топливный шланг.
- Откручиваем верхнюю крышку заслонки.
- Снимаем карбюратор.
- Снимаем крышку мембраны для регулировки уровня. Нужно открутить 6 винтов по кругу.
- Половиним корпус и оцениваем состояние мембраны, она должна быть целой — это главное, трещины, задиры, порывы не допускаются.
- Оцениваем работоспособность механизма отвечающего за работу клапана.
- Продуваем все отверстия, очищаем от мусора если он есть.
- Выставляем уровень регулируя высоту язычка, он должен находится на одной грани с корпусом.
- Если все сделано правильно, то приложив, например линейку, вы увидите, что язычок и грани корпуса находятся на одном уровне.
- Выкручиваем винт с иглой из центрального жиклера и оцениваем ее состояние, чистим все от грязи, если есть, продуваем в любом случае. Винт расположенный выше, на фото его также видно, отвечает за холостой ход, его также нужно выкрутить, оценить состояние и продуть воздухом.
- На этом чистка закончена, собираем все в обратной последовательности и ставим карбюратор обратно на бензопилу.
- Не забываем поставить на место воздушный фильтр и перед запуском подкачать топливо.
- Пробуем заводить бензопилу.
Возможные нюансы и проблемы
В любом случае, заворачивая винты до упора, надо запоминать число сделанных оборотов для каждого винта. Это даст возможность вернуться к исходной регулировке, если вдруг бензопила, отрегулированная по рекомендациям, не заведется совсем.
Электронный блок зажигания для бензопилы
Несмотря на широкое распространение импортных бензопил, у населения, особенно в сельских районах, находится в пользовании еще много отечественных аппаратов “Дружба” и “Урал”. И у той, и у другой пилы есть общий недостаток, с которым пришлось столкнуться и мне, – недолговечность электронного блока зажигания. Проблема эта не нова – см. статью П. Иванова “Ремонт блока зажигания бензопилы” в “Радио”, 2003, № 2, с. 45. В настоящее время купить блок несложно, но стоит он дорого, а служит недолго. Я решил заняться разработкой собственной конструкции, которую и предлагаю Вашему вниманию. В отличие от упомянутого выше блок зажигания не содержит выносных элементов и целиком вмещается в исходные габариты заводского блока. Плату старого блока надо удалить. Схема блока представлена на рис. 1. Катушка генератора L1, катушка зажигания (высоковольтный трансформатор) Т1, конденсатор С1, индукционный датчик импульсов зажигания L2 и дюралюминиевое основание использованы от старого блока зажигания. Остальные элементы – вновь вводимые. Рис. 1 Принципиальная схема устройства При вращении маховика генераторная катушка L1 вырабатывает переменный ток, который после выпрямления диодным мостом VD1-VD4 заряжает конденсатор С1. При определенном положении маховика на выводах катушки датчика L2 появляется короткий импульс положительной полярности, который, пройдя через диод VD5 и токоограничительный резистор R1, открывает тринистор VS1. Конденсатор С1 разряжается через открытый тринистор и первичную обмотку катушки зажигания Т1. Ее вторичная обмотка формирует импульс высокого напряжения, подаваемый далее на свечу зажигания. На транзисторе VT1, резисторе R2 и стабилитроне VD6 собран ограничитель амплитуды открывающего импульса. Пока напряжение на управляющем электроде тринистора VS1 не превышает напряжения стабилизации стабилитрона VD6, транзистор VT1 закрыт и не оказывает влияния на цепь управляющего электрода. При открывании стабилитрона VD6 через него и резистор R2 начинает протекать ток. На резисторе R2 возникает напряжение, которое приоткрывает транзистор VT1, шунтирующий цепь управляющего электрода тринистора VS1. В результате амплитуда импульса ограничивается на уровне около 4 В при указанном на схеме стабилитроне. Этого напряжения достаточно для уверенного открывания тринистора. Чтобы описываемая конструкция вмещалась в габариты заводского блока зажигания, необходимо доработать тринистор. Для уменьшения его длины укорочен резьбовой хвостовик (оставлены 1-2 нитки резьбы), катодный и управляющий выводы также укорочены до длины 4…5 мм. Перед тем как укоротить вывод, его нужно сжать в двух местах вблизи корпуса бокорезами с затупленными режущими кромками. Затем выше этих мест вывод откусывают и опаивают срез припоем. Сжимать вывод можно не ближе 2 мм от корпуса тринистора, в противном случае растрескивается изолятор. Это сжатие нужно для увеличения площади контакта между внутренним проводником, идущим от кристалла, и внешним выводом тринистора. Монтаж блока ведут жестким медным проводом диаметром 0,4-0,45 мм в виниловой изоляции. Диоды VD1 – VD4 собраны вплотную в блок и их выводы спаяны таким образом, чтобы с одной стороны блока получились выводы переменного тока, а с другой – постоянного. Транзистор крепят винтом, которым была закреплена заводская плата. Под транзистор помещают лепесток, к которому припаивают выводы, соединяемые с корпусом. Резисторы, диод VD5 и стабилитрон VD6 распаивают на выводах транзистора VT1 навесным монтажом. Конденсатор С1 располагают на прежнем месте, в этом же отсеке помещают мост VD1-VD4. Провода от катушки L1 к мосту – гибкие, такого же сечения. Провод, идущий к аноду тринистора, припаивают к его корпусу. До заливки компаундом тринистор удерживается “на весу” на жестких проводах таким образом, что не выступает за габариты блока, и между корпусом тринистора и дюралюминиевым основанием генератора остается зазор около 2 мм. Собранный блок после проверки на работоспособность заливают эпоксидным компаундом, следя за тем, чтобы близкие к краям части всех элементов и корпус тринистора были покрыты слоем компаунда. После затвердевания компаунда тринистор оказывается жестко закрепленным на основании генератора. Вид готового блока показан на рис. 2. Рис. 2 Вид готового блока При установке блока в бензопилу, возможно, потребуется корректировка угла опережения зажигания. На практике чаще приходилось устанавливать более раннее относительно заводской метки. Если планируется устанавливать блок в бензопилу “Урал”, перед сборкой нужно удалить часть посадочного выступа с тыльной стороны основания, окрашенную на рис. 3 синим цветом, заподлицо с плоскостью основания. Под оставшиеся части выступа при установке блока на место желательно подложить прокладки из теплоизоляционного материала, например асбестокартона, толщиной не более 0,5 мм. При большей толщине маховик, возможно, будет задевать детали блока. Прокладки нужны потому, что конструкцией бензопилы “Урал” предусмотрена установка блока электронного зажигания непосредственно на стенку картера двигателя, которая при длительной работе сильно нагревается. Рис. 3 Обратная сторона детали В вышеописанном блоке вместо указанных на схеме можно использовать диоды КД105Г, КД209 с любым буквенным индексом, а также другие подходящие по габаритам с обратным напряжением не менее 400 В и средним прямым током не менее 0,3 А. Стабилитрон КС133А заменим на КС 139, КС 147, КС 156 с буквенными индексами А, В, Г или их импортные аналоги, при условии, что сумма напряжения стабилизации стабилитрона VD6 и напряжения иБЭ транзистора VT1 не превышает допустимого напряжения на управляющем выводе тринистора. Тринистор КУ202Н можно заменить на КУ202М, КУ205В, КУ205Г. Не следует использовать три-нисторы в пластмассовом корпусе из-за их недостаточной стойкости к перегреванию. В заключение добавлю, что по представленному описанию было собрано более 20 блоков и они долго и надежно работают. Блок, собранный мной и установленный 6 лет назад на мою бензопилу, ни разу не отказал
Технические характеристики и описание
В данном пункте вы сможете ознакомиться с каждой моделью в отдельности, и для себя определить, какая именно вам больше всего подходит. Итак, приступим.
Мощность пилы «Дружба – 2»
Данная модель укомплектована двигателем, который работает на бензине и двухтактным двигателем. Обладает она достаточно высокой мощностью, которая составляет около 2,2 кВт, благодаря чему вращательная скорость достигает 8700 оборотов в минуту (что в два раза меньше чем у бензопилы Урал). Именно эта особенность позволяет производить высокого уровня производительность за достаточно короткий временной диапазон.
Более того она является новинкой которая обладает высочайшим качеством и прекрасной сборкой. Сама модель имеет достаточно презентабельный вид, так как выполнена по последним современным наработкам производителя. К тому же ее владелец сможет насладиться специально разработанными возможностями, которые ранее не применялись в иных моделях. Это преимущество способствует высокой балансировке бензопилы.
Бензопила дружба 2
Если говорить о внешних наработках, то можно с полной уверенностью сказать что в эксплуатации она очень удобная, благодаря встроенной в ее дизайн рукоятке с великолепным захватом. Функциональность пилы разработана таким образом, что вы не сможете обжечься об работающий горячий двигатель, что имеет место у большинства других бензопил иных производителей, так как во время эксплуатации он самолично охлаждается.
Корпус изготовлен из высококачественного материала, на который не действует повышение температуры воздуха, а также он не меняет своих характеристик на протяжении многих лет, поэтому бензопила данной модели десятки лет будет выглядеть прекрасно. Более того абсолютно все внутренние запчасти и детали надежно спрятаны внутри инструмента, тем самым они защищены от коррозии и внешнего воздействия.
Немаловажным является так же то, что данная модель оснащена цепным механическим тормозом, основная цель которого защитить вас от случайного отброса цепи. Так как он за секунды способен остановить работу техники. Тем самым оберегая вас от несчастных случаев.
Бензопила дружба 2 м прекрасно подойдет вам для работ на дачном участке, так как с ее помощью вы с легкостью справитесь с распилкой и заготовкой дров, с сухими ветками сучками на деревьях, а также с небольшого диаметра деревьями.
Так же стоит отметить, что оснащена она амортизаторами из резины, благодаря которым максимально снижается вибрационная отдача и различные колебания. Данная модель является настоящей находкой для дачников, фермеров, людей занимающихся профессиональной деятельностью касающейся работы с пилой.
Бензопила «Дружба – 4» – инструкция по эксплуатации
Данная модель предназначена для качественного и скоростного процесса распилки деревянных материалов. Обладает такого рода бензопила усовершенствованным и новейшим современным дизайном.
Более того она достаточно мощная и при этом ее вес относительно не высокий. Так же модель располагает системой быстрого и легкого старта, системой быстрой остановки цепи и заглушения вибраций. Так же в комплекте для вас и вашей безопасности находятся очки и перчатки.
Бензопила дружба 4
Бензопила располагает великолепным весовым распределением, благодаря чему работа с ней становится настоящим удовольствием, так как она эффективна и удобна. Благодаря особенности мгновенной остановки цепи инструмент не сможет случайно поранить вас или окружающих вас людей.
Так же модель располагает своеобразным приводом, выходящим из двигателя (бензинового) с ручной системой начала работы. А благодаря антивибрационной возможности вы сможете комфортно работать с пилой.
Технические характеристики | Бензопила «Дружба – 2» | Бензопила «Дружба – 4» |
Класс бензопилы | Бытовая | Бытовая |
Тип двигателя | Двухтактный бензиновый | Двухтактный бензиновый |
Длина шины | 45 см | 45 см |
Рабочий объем | 45 см. куб | 45 см. куб |
Мощность двигателя | 2,1 кВт | 2,6 кВт |
Шаг цепи | 1,5/0,325 дюйм | 1,5/0,325 дюйм |
Тип топлива | Бензин (А-92) + масло для двухтактных двигателей | Бензин (А-92) + масло для двухтактных двигателей |
Тип запуска | Ручной | Ручной Объем топливн. бака:520 мл |
Размер масляного бака | 260 мл | 260 мл |
Объем топливного бака | 550 мл | 550 мл |
Смазка цепи | Автоматическая | Автоматическая |
Масса | 4,5 кг | 4,5 кг |
Гарантия | 12 месяцев | 12 месяцев |
Как устроен завод инструмента?
Бензопила оборудована карбюраторным двухтактным двигателем, который практически является ее основным элементом. Его мощность зависит от модели техники и ее прямого назначения.
В пильную гарнитуру бензопилы входит:
- режущая цепь;
- цепное колесо;
- звездочки;
- шины.
Чем большим шагом обладает гарнитура, тем мощнее и продуктивнее она будет, а значит и глубже будет надрез. Поэтому двигатель не должен уступать ей по мощности, иначе работа инструмента будет неполноценной.
Смазка бензопилы производится специальным маслом непосредственно из находящегося на ручном блоке второго бака. Его масса имеет такие особенности, что предназначенное для двигателя топливо и масло заканчиваются одновременно.
С основными элементами инструмента ознакомились, теперь будет легче разобраться в причинах, по которым бензопила может перестать работать и как их устранить.
Эксплуатация, обслуживание и ремонт
Чтобы обеспечить бесперебойную работу пилы, ее необходимо периодически настраивать. Прилагаемая к технике инструкция по эксплуатации описывает особенности настройки модели. Неправильная настройка приведет к разбалансировке работы узлов.
Как отрегулировать карбюратор
Сбои происходят, когда поступает недостаточно или слишком много топлива, а также если нарушаются пропорции при смешивании горючего с воздухом.
Регулировка карбюратора проводится так:
- Регулирующий топливо винт сначала поворачивают до упора, а затем назад (против часовой стрелки) на 1,5-2 оборота.
- Заводят двигатель, прогревают его 1-2 минуты и поворотами винта Т в ту или иную сторону добиваются его устойчивой работы на максимальных оборотах. Цепь на холостом ходу не должна перемещаться по шине.
- Проверяют и при необходимости уплотняют соединение карбюратора с цилиндром.
Проще отрегулировать карбюратор, пользуясь тахометром, но в домашних условиях работу двигателя в большинстве случаев настраивают на слух. Когда и количественная, и качественная подача топлива в норме, мотор не перегревается, не захлебывается, работает ровно, без резких звуков. При настройке винты поворачивают медленно, без рывков.
Как выставить зажигание
Стабильную работу двигателя обеспечивает правильно отрегулированное зажигание — бензопила Дружба 4 в этом случае будет потреблять минимальное количество топлива. Зажигание пилы происходит благодаря магнето при помощи зажигательной свечи и специального провода.
Чтобы отследить качество искры для зажигания бензопилы, свечу кладут на корпус цилиндра и дергают стартер. Если свеча в рабочем состоянии, между электродами будет проскакивать искра. Слабая искра не вызовет воспламенение топлива, такую свечу надо заменить.
Контактное зажигание бензопилы лучше заменить на электронное. Это избавит от постоянных проблем с его регулированием. Надо следить за тем, чтобы винты крепления катушки зажигания не ослабевали.
Основные неисправности и их устранение
Если знать, почему происходит сбой в работе инструмента, можно самостоятельно отремонтировать его в домашних условиях.
Когда двигатель бензопилы Дружба 4 заводится и глохнет, причины могут быть такие:
- Не хватает топлива в бензобаке. Надо долить смесь согласно прилагаемой к инструменту инструкции.
- Произошло забрызгивание свечи топливом. Это не дает образоваться искре. Свечу надо вынуть, просушить, прокалить на газовой горелке.
- Плохой контакт между свечей и проводом. Это происходит из-за увеличенного зазора (больше 0,5 мм) между наконечником свечи и проводом. Свечи надо отчистить от нагара проволочной щеткой, продувая воздухом. Периодически их надо менять.
Если происходят сбои в работе двигателя на холостых оборотах, ремонт бензопилы Дружба 4 сводится к следующему:
- замене топливной смеси с уменьшением количества масла;
- чистке воздушного фильтра и глушителя (из-за его засорения двигатель работает, но не развивает обороты);
- проверке топливопровода и замене при необходимости трубки.
Если снизилась скорость реза, шину «водит», обратите внимание на остроту зубьев пилы. Хорошо заточенная цепь важнее сильного двигателя
Лучше всего сдавать ее мастеру на заточку или применять станок с поворотным заточным диском. Скос лезвия пилы Дружба на нижней кромке составляет 45°, а на боковой — 60°. Высота ограничительных выступов относительно зубьев цепи должна быть одинаковой и проверяться через 3-4 заточки цепи.
Причины, по которым пила Дружба не заводится, могут быть следующими:
- Топливная смесь не соответствует инструкции по ремонту и эксплуатации модели.
- Заводской брак. Ремонт проводится в гарантийной мастерской.
При сборке, даже если детали садятся с натяжкой, нельзя применять силу, например, стучать по ним молотком. Заменив изношенные элементы, можно восстановить работоспособность бензопилы или продлить ее ресурс.
Ремонт системы зажигания
Детская болезнь бензопилы Дружба 4 – сложность запуска горячего двигателя при остановке в работе. Причиной тому – слабая и морально устаревшая система зажигания. Чтобы увеличить мощность искры на свече, необходимо отремонтировать зажигание. Такой ремонт исправит ситуацию даже в случае отсутствия стандартной катушки.
Пошаговый алгоритм ремонта зажигания бензоинструмента Дружба 4
- Со стандартной катушки зажигания убираются высоко- и низковольтная обмотки.
- Взамен низковольтной обмотки спецпроводом (для трансформаторов) наматывается на нашу катушку 250 витков. Использовать можно провод ПЭВ2, с сечением 0,8-1 мм. Нужно не забывать про межслойную изоляцию – новый слой спецпроводов прокладывается бумагой. Начало всей обмотки пайкой соединяется со стандартным выводом к магнитному сердечнику, другой конец обмотки соединяется монтажным спецпроводом к прерывателю. Потом катушка заматывается изолентой или покрывается другим изолятором. Участок цепи конденсатора, запитанного на катушку и прерыватель, не подвергается изменениям.
- С помощью двух проводов через кусок изоляционной трубки делаются концы подключений. Чтобы не допустить замыкания всю получившуюся проводку можно поместить в одну изоляционную трубку.
- В виде трансформатора идеально подойдет катушка зажигания типа Б-115 с убранным боковым резистором. Это вид катушек используется в зажигании стареньких советских Москвичей. Не рекомендуется использовать зажигание от мотоциклов, они недостаточно мощны, чтобы дать необходимую искру. Катушку можно зафиксировать на раме бензопилы с помощью монтажного хомута в любом подходящем месте.
- Провода из внутренностей ДВС коммутируются по следующей схеме: первый провод, который соединяет воедино прерыватель, конденсатор и вывод катушки соединяется с выводом Б-115 с обозначением «ВК», второй провод, который идет «от массы», соединённый с винтом крепления магнето – соединяется с выводом Б-115 без опознавательных обозначений. Для удобства чтения схемы лучше использовать разноцветные провода.
- В завершении катушка зажигания с помощью высоковольтного провода коммутируется с запалом свечи двигателя.
О технике безопасности
Перед тем как начинать работу бензопилой, необходимо осуществить ряд мероприятий, направленны на безопасную эксплуатацию устройства:
- проверка герметичности топливной системы;
- проверка закрепления цилиндра;
- проверка закрепления карбюратора;
- проверка закрепления глушителя;
- проверка затяжки стального крепежа снаружи;
- смазка ведомой шинной звездочки посредством погружения на несколько минут в масло;
- смазка троса стартера литолом-24;
- очистка сетки воздушного фильтра на карбюраторе.
При работе необходимо помнить о строгом и обязательном соблюдении следующих правил техники безопасности:
запрещается осуществлять работы одной рукой; рабочая одежда должна быть прочной и включать в себя перчатки, рабочую обувь, а также защитную каску и специальный щиток; перед топливной заправкой крышку бензобака нужно открывать предельно осторожно, что связано с возможным наличием бензиновых паров; работы должны осуществляться на полностью расчищенных площадках, при наличии надежной и крепкой опоры; необходимо убедиться, что бензопила в процессе работы не коснётся посторонних предметов.
Нельзя производить топливную заправку при включенном двигателе. Транспортировать пилу следует после того, как на шину будет надет защитный чехол.
Инструкция по эксплуатации бензиновой пилы “Дружба”
Данный документ содержит следующую информацию:
- Устройство, схема сборки мотопилы “Дружба”.
- Технические характеристики бензомоторной пилы.
- Меры безопасности при работе и обслуживании цепной пилы.
- Подготовка к запуску.
- Обкатка.
- Техническое обслуживание цепной бензопилы “Дружба”.
- Неисправности бензопилы “Дружба”.
Кратко пройдемся по разделам:
Безопасность при работе с бензопилой
- не работать с пилой при снятом воздушном фильтре;
- держать инструмент двумя руками;
- использовать спецодежду и средства защиты;
- не регулировать карбюратор при отсутствии навыков;
- пользоваться только качественной смесью;
- не работать с пустым масляным бачком;
- не работать с пилой, если она неисправна;
- обеспечить отсутствие посторонних на рабочем месте;
- через каждые 45 минут работы делать 10-ти минутные перерывы;
- не работать на чистом бензине, только в смешении бензина и масла;
- при замене гарнитуры выключать мотор пилы.
Как завести бензопилу без стартера
Многих в интернете интересует вопрос, как можно запустить бензопилу без стартера. Не будем давать надежду нашим читателям, завести бензопилу, любую, речь касается не только Дружбы 4, нельзя.
Завод-изготовитель не предусматривает возможность запустить двигатель внутреннего сгорания каким-либо альтернативным способом, кроме как через стартер. Если его демонтировать и вместо него заставить свечу дать искру, приложив внешнее вращательное воздействие, запустив мотор на холостых оборотах, долго такой двигатель не проработает, бензопила останется без системы охлаждения.
В штатном стартере мотопилы Дружба 4 имеется охлаждающая улитка, крыльчатка которой направляет поток холодного воздуха к цилиндру.
Чем хороша «Дружба-4» и ее главные недостатки
Разработанный для этой бензопилы в 1953 году на запорожском «Прогрессе» двухтактный двигатель МП-1, мощностью 4 л.с., что и дало ей цифру 4 в названии, был, и остается, настолько простым в ремонте и обслуживании, что обеспечил ей успех на долгие десятилетия.
Но не единым двигателем «Дружба-4» заслужила свою популярность. Удобная для длительной работы компоновка, позволяющая вальщику работать стоя, в удобной позе, срезая деревья практически у самой земли, не повторяется ни в одной другой пиле, кроме тех, что являются лишь ее модификациями. А сколько их было? Существенная – реально одна, когда пила обрела новый, более мощный (5 л.с.) двигатель, редуктор с системой смазки пильной цепи и название «Урал». О мелочах, типа формы бака, говорить не стоит. Да и снижение веса, являющегося и на сегодня едва ли самым большим недостатком этой конструкции, с 12,5 до 11 кг, существенным достижением не назовешь.
Пила, получившая золотую медаль на брюссельской выставке 1958 года, выпускалась серийно до конца 90-х годов с небольшими изменениями:
- в 60-х годах было осуществлено изменения крепления ручки;
- в 80-х был заменен карбюратор («Дружба-4А») и установлено электронное зажигание («Дружба-4А-Электрон»);
- в 90-х установлен очередной новый карбюратор («Дружба-4М»).
Ремонт и обслуживание бензопилы Дружба
Надежные запчасти и долговечные механизмы бензопилы Дружба не способны защитить инструмент от поломки. Чаще всего причинами неисправности инструмента служит неправильное обращение с ним или банальный износ механизмов.
Чтобы снизить риск преждевременной поломки бензопилы, следует использовать для ее заправки качественные бензин марки не ниже АИ-80, в котором следует разбавлять масло для 2-тактных моторов. Пропорция бензина и масла должна составлять 1:25, то есть, в 1 литре горючего следует разбавлять 40 мл моторного масла.
Масло для смазки цепи также должно обладать высоким качеством. Ни в коем случае не заливайте в масляный бачок бензопилы Дружба отработанный материал, иначе это приведет к поломке системы смазки инструмента. Чтобы цепь бензопилы не поддавалась чрезмерному трению, используйте только свежее масло от проверенных производителей.
Следует отметить, что использование качественной топливной смеси и смазочного средства еще не гарантирует постоянную бесперебойную работу бензопилы Дружба. Однако даже если вы обнаружили неисправность – не стоит сразу расстраиваться. Некоторые поломки довольно просто устранить своими руками. Ниже перечислим типичные неисправности отечественного инструмента и способы их самостоятельного устранения.
Регулировка карбюратора бензопилы Дружба
- Для поиска самых высоких оборотов мотора в режиме холостого хода необходимо медленно поворачивать винт, имеющий маркировку «L», по часовой стрелке. Как только вы найдете максимальные обороты, поверните этот же винт на ¼ оборота назад. Если после этого цепь на шине продолжает вращаться, то поверните винт с маркировкой «T» против стрелки часов до момента полной остановки пильного элемента;
- Поворачивание винта, обозначенного буквой «H» позволит настроить необходимую мощность и частоту оборотов. Для этого к бензопиле Дружба нужно подключить тахометр и путем поворачивания винта «H» найти указанное в инструкции оптимальное количество оборотов. Сразу после этого поверните винт «H» на ¼ оборота против стрелки часов;
- Затем необходимо выполнить точную регулировку оборотов мотора на холостом ходу. Для этого винт «T» следует повернуть до момента начала вращения пильной цепи. Сразу после этого поверните винт «T» в обратном направлении до момента полной остановки цепи.
Выполненная по указаниям регулировка карбюратора позволит вам снизить расход топлива бензопилой Дружба, и защитить ее детали от чрезмерного износа.
Как выставить зажигание на бензопиле Дружба?
Чтобы правильно произвести ремонт инструмента, нужно внимательно изучить руководство по его эксплуатации. Как указывает инструкция по ремонту бензопилы Дружба, для установки зажигания нужно снять крышку, к которой крепится стартер, и повернуть магнето так, чтобы отметки на нем и переходнике совпали. После этого бензопила Дружба будет заводиться гораздо легче.
Преимущества и недостатки
Преимущества бензиновых пил серии Дружба:
- использование алюминиевого сплава для изготовления корпуса;
- съемные элементы конструкции, зафиксированные резьбовыми соединениями;
- высокая мощность и повышенный крутящий момент двигателя;
- при заклинивании цепи мотор не останавливается;
- допускается применение бензина с октановым числом менее 80;
- конструкция рукояток позволяет распиливать древесину стоя;
- высокое качество сборки (особенно продукция ранних модификаций);
- предусмотрено хромирование рабочей поверхности цилиндра.
Недостатки оборудования:
- не предусмотрена кнопка аварийной остановки мотора, при падении оборотов вал разъединяется с шестерней цепи центробежным сцеплением;
- большой вес пилы, затрудняющий переноску изделия;
- самопроизвольное отворачивание резьбовых соединений;
- высокий уровень шума при работе и выброс масла из выхлопного патрубка;
- применение двигателя внутреннего сгорания накладывает ограничение на использование инструмента в помещениях.
Устройство
Основные части бензопилы следующие:
- двигатель;
- пильный аппарат;
- рама с рукоятками;
- бензобак.
Двигатель — одноцилиндровый двухтактный карбюраторный. Охлаждается потоком воздуха, создаваемым центробежным вентилятором. Двигатель и пильный аппарат — независимые узлы, соединенные в 1 блок фланцевым крепежом и зафиксированные хомутом.
При открытии топливного крана горючее поступает в диафрагмовый карбюратор, который обеспечивает бесперебойную его подачу в двигатель при любых углах наклона и сильной вибрации. Устройство бензопилы не позволяет останавливаться двигателю при заклинивании цепи в стволе во время резки древесины.
Рукоятки расположены высоко, что обеспечивает такие возможности:
- не наклоняться во время работы и меньше утомляться;
- работать в условиях глубокого снежного покрова;
- повысить безопасность пользователя.
Регулировка карбюратора бензопилы Дружба
К основным причинам необходимости срочной настройки карбюратора бензопил марки Дружба относятся:
- перебои в подаче топлива;
- излишние объемы подаваемого карбюратором горючего;
- сбои в процессе приготовления смеси горючего и воздуха – в этих случаях топливная система всасывает слишком большое или недостаточное количество воздуха.
О порядке действий во время регулировки карбюратора бензопилы Дружба подскажет ее инструкция по ремонту. Алгоритм действий оператора должен быть таким:
- На пиле с заглушенным и остывшим мотором винты, отвечающие за количество горючего и воздуха, нужно поочередно повернуть до упора. После этого каждый из винтов необходимо повернуть на 2–3 полных оборота в обратном направлении;
- После прогрева силового агрегата на слух или при помощи тахометра нужно выставить те положения винтов, которые обеспечат максимально стабильную работу двигателя;
- В результате мотор бензопилы Дружба должен работать тихо, без перебоев и рывков, а цепь не должна произвольно вращаться на шине.
Чтобы снизить периодичность настройки карбюратора, нужно заправлять бензопилу правильно приготовленной топливной смесью. Пропорция бензина и масла для бензопилы Дружба должна составлять 1:20, то есть в 1 л горючего нужно разбавлять не менее 50 мл моторного масла.
Инструкция по эксплуатации
При работе с пилой Дружба необходимо соблюдать правила эксплуатации:
- запрещается пуск и работа при поврежденном или снятом воздушном фильтре;
- инструмент удерживается двумя руками;
- для защиты оператора используется специальная одежда и очки;
- в момент пуска пильная цепь не должна касаться грунта, камней или других предметов;
- не допускается распиловка древесины без заправки бачка маслом;
- категорически запрещается заправлять пилу чистым бензином;
- при длительной работе пилы необходимо делать перерывы для охлаждения мотора (через каждые 40-45 минут);
- периодически проверяется затяжка резьбовых соединений;
- при повреждении деталей пилы эксплуатация инструмента приостанавливается.
Перед началом применения пилы следует изучить инструкцию от производителя. Чтобы сделать топливную смесь, необходимо подготовить бензин и специальное масло. Половина объема приготовленного бензина заливается в чистую емкость, затем вносится смазочная жидкость, которая тщательно размешивается. Потом в смесь вливается оставшийся бензин, раствор дополнительно перемешивается и заправляется в бачок. При обкатке мотора (после замены колец) рекомендуется вводить дополнительное масло, обеспечивающее приработку трущихся поверхностей.
При валке древесины сначала выполняется подпил, расположенный с той стороны, куда должен упасть ствол. Затем ствол перепиливается с другой стороны; в радиусе 50 м от спиливаемого дерева не должно находиться посторонних лиц. Оператор переходит от ствола к стволу с пилой, работающей на холостых оборотах (без вращения цепи) или с заглушенным двигателем. Инструкция по эксплуатации не допускает распиловки стволов, связанных в хлысты или уложенных штабелем.
В процессе эксплуатации требуется регулировка холостых оборотов двигателя и настройка карбюратора на достижение максимальной мощности. Оборудование требует регулировку муфты сцепления, которая перегревается при длительной работе и теряет изначальные характеристики. Поскольку пильная цепь при работе вытягивается, то необходимо корректировать натяжение элемента. Корректно натянутая цепь перемещается по шине от руки и не имеет провиса нижней ветви.
Доработка Дружбы 4
Многие западные производители бензопил производят для своих пил комплекты тюнинга для увеличения мощности, а в сервис центрах существует отдельный прейскурант со списком возможных доработок. В основном встречается в сервис-центрах бензоинструмента США и Германии.
Провести модернизацию, заменить комплектующие, с целью улучшить характеристики можно и для пил семейства Дружба.
Примеры того, что можно сделать:
- Установить турбированный наддув для увеличения скорости поступления топливной смеси;
- Установить более современный карбюратор;
- Увеличить компрессию топливной смеси;
- Поставить электростартер;
- Расточить ДВС и поставить увеличенный поршень;
- Установить декомпрессионный клапан;
- Оставить одно поршневое кольцо для снижения сопротивления хода цилиндра.
Причины неисправностей и способы их устранения
Практически каждый владелец бензопилы хоть раз сталкивался с тем, что инструмент или совсем не заводится, когда нажимаешь на газ, или заводится и через некоторое время глохнет. Причин сбоя в работе устройства может быть множество. Некоторые из них являются довольно простыми и легко устраняются. Поэтому стоит изучить основные причины, чтобы при элементарной поломке не нести инструмент в сервис по ремонту бензопил.
Почему бензопила заводится и сразу глохнет?
Причин этому может быть несколько:
- Недостаточно топлива в бензобаке. Если инструмент сразу после завода перестал работать, то в первую очередь необходимо проверить наличие в бензобаке топлива. Если его недостаточно, то нужно долить топливную смесь, которая готовится строго по приложенной к инструменту инструкции. Состоит топливо для бензопилы из бензина с максимально возможным октановым числом и масла, марка которого должна быть прописана в техпаспорте инструмента.
- Плохой контакт между свечей и высоковольтным проводом. Зазор между наконечником свечи и проводом должен быть не более 0,5 мм. Если на свече образовался нагар, то ее необходимо почистить и высушить. Специалисты рекомендуют периодически обновлять свечи, даже если старые еще исправно работают.
- Заливание свечи. Большое количество топлива собирается между электродами свечи, поэтому если свеча будет залита, искра не образуется. Чтобы устранить такую поломку, достаточно вынуть свечу и просушить ее. Нелишним будет с помощью газовой горелки произвести накалку.
- Загрязнение жиклера карбюратора или топливного фильтра. Почистить бензофильтр достаточно просто самостоятельно, а чистку карбюратора лучше доверить специалистам.
Сбой в работе бензопилы на холостых оборотах
Причиной такой неисправности может стать грязный глушитель. Поэтому чтобы инструмент нормально заработал, иногда просто нужно очистить глушитель от выхлопных смоляных отложений. Довольно часто в инструменте засоряется воздушный фильтр, поступление воздуха в систему засоряется и это приводит к тому, что устройство глохнет на холостых оборотах.
Наиболее распространенные неисправности
- Не заводится двигательПроверьте наличие искры на электродах свечи зажигания. Убедитесь в отсутствии повреждений изоляции проводов, при необходимости почистите или замените свечу.
- Убедитесь в герметичности топливного бака, перебои в работе мотора довольно часто вызываются попаданием влаги и конденсата в топливную смесь.
- Отрегулируйте карбюратор
- Чаще всего причина перегрева вызвана отсутствием смазки. Устраните неисправность.
- Проверьте исправность глушителя. Его конструкция достаточно проста, ремонт возможен в домашних условиях.
- Причина может быть в неполадках модуля зажигания, а также нарушении промежутка между ним и магнитопроводом в маховике. Длина зазора – от 0,2 мм. до 0,5 мм.. Данная величина выставляется, используя специальную прокладку, которая находится между бобышкой маховика и модулем зажигания. Сломанный модуль заменяется. Кроме того, можно заменить свечу.