Что такое шарико-винтовая передача? Принцип работы и типы ШВП


Spread the love

Шарико-винтовая передача, как и ходовой винт, преобразует вращательное движение в поступательное. Устройство состоит из вала с резьбой и шариковой гайки. Последнее устройство движется на винте, поддерживаемом серией шарикоподшипников, которые обеспечивают поверхность качения, а не поверхность скольжения ходового винта. Шарики катятся между гайкой и валом. Поскольку скольжение отсутствует, ШВП работают более эффективно, чем ходовые винты. Это их большое преимущество. КПД ШВП относительно постоянен и обычно лучше 90%.

Шарико-винтовые передачи часто являются первым выбором для решений с линейным перемещением, в частности на станках с ЧПУ, поскольку использование шарикоподшипников с рециркуляцией обеспечивает высокую эффективность, грузоподъемность и точность позиционирования. Кроме того, ШВП обычно обеспечивают равную или лучшую грузоподъемность, чем ходовые винты, и поэтому являются лучшим выбором, когда требования к нагрузке превышают возможности ходового винта.

Одним из недостатков ШВП является то, что они требуют высокого уровня смазки. ШВП всегда следует смазывать надлежащим образом с правильным составом, чтобы предотвратить коррозию, уменьшить трение, обеспечить эффективную работу и продлить срок службы. Люфт, небольшой люфт между несколькими механическими компонентами, можно устранить с помощью предварительной нагрузки.

Характеристики ШВП

Некоторые термины для шарико-винтовой передачи, такие как цепи, повороты, шаг, шаг и начало, широко используются — и используются неправильно — для количественной оценки различных аспектов узлов шарико-винтовой передачи. Хотя эти термины связаны между собой, каждый из них имеет уникальное значение и значение для конструкции и характеристик.

Шаг оборота и шаг резьбы связаны, но имеют разные характеристики. Шаг оборота — это линейное расстояние, пройденное за каждый полный оборот винта, а шаг — это расстояние между резьбой винта. Эти термины часто используются как взаимозаменяемые, и для однозаходных винтов они эквивалентны. Однако для винтов с несколькими заходами не равны. ШВП обычно доступны со средними шагами от 0,200 до 0,500 дюйма / об, хотя существуют изделия с частой спиралью.

Принимая во внимание геометрию винтового узла, имеет смысл, что по мере увеличения шага винта количество дорожек внутри шариковой гайки становится меньше, поэтому меньшее количество шариков несет нагрузку. Хотя более крупные ходовые винты обеспечивают больший ход на оборот и более высокие скорости, их способность обеспечивать высокую грузоподъемность находится под угрозой. Теоретически количество шариковых дорожек может быть увеличено за счет удлинения шариковой гайки, но производственные ограничения и ограничения на длину шариковой гайки делают это решение непрактичным.

Цепи и повороты — тоже связанные понятия. Шаровая цепь — это замкнутая цепь рециркулирующих шаров. «Обороты» относятся к количеству ходов, которые шарики совершают вокруг вала шнека перед рециркуляцией. На соотношение цепей и витков влияет метод рециркуляции. Возврат шарика, использующий дефлектор или метод перехода от резьбы к резьбе, рециркулирует каждый виток шариков индивидуально. Следовательно, количество витков равно количеству цепей.

Когда шарики возвращаются по внутреннему каналу или внешней трубе, рециркулирующие шарики могут пересекать несколько ниток, поэтому одна цепь может иметь несколько витков шарика. То есть шарики совершают несколько обходов вокруг вала шнека перед тем, как рециркулировать. В сборках многозаходной шарико-винтовой передачи обычно используется метод рециркуляции с внутренним каналом (на фото). Они могут быть разработаны для нескольких контуров за счет включения более одного внутреннего рециркуляционного канала в корпусе гайки.

Метод рециркуляции с внутренним каналом

КАК РАБОТАЕТ ШВП?

Шарико-винтовая передача в сборе

Узел шарико-винтовой передачи состоит из винта и гайки, каждая из которых имеет соответствующие винтовые канавки, и шариков, которые катятся между этими канавками, обеспечивая единственный контакт между гайкой и винтом. При вращении винта или гайки шарики отклоняются дефлектором в систему возврата шариков гайки, и они проходят через систему возврата к противоположному концу шариковой гайки по непрерывному пути. Затем шарики выходят из системы возврата шариков в дорожки качения ШВП и гайки, чтобы рециркулировать в замкнутом контуре.

Узел шариковой гайки

Шариковая гайка определяет нагрузку и срок службы шарико-винтовой передачи. Отношение количества резьбы в контуре шариковой гайки к количеству резьбы шарико-винтовой передачи определяет, насколько раньше шариковая гайка достигнет усталостного разрушения (износа), чем шарико-винтовая передача.

Шариковые гайки изготавливаются с двумя типами систем возврата шара.

(а) Внешняя система возврата шарика. В системе возврата этого типа шар возвращается к противоположному концу контура через трубку возврата шара, которая выступает над внешним диаметром шариковой гайки.


Внешняя система возврата шарика

(b) Внутренняя система возврата шара (существует несколько вариантов системы возврата этого типа) Шарик возвращается через стенку гайки или вдоль нее, но ниже внешнего диаметра.

Пример (1): У некоторых производителей есть схемы с одним оборотом, в которых шарики вынуждены перевыливаться через гребень резьбы на винте системой возврата. Это известно как система внутреннего возврата с перекрестным дефлектором. В шаровых гайках с перекрестным дефлектором шарики совершают только один оборот вала, и цепь замыкается шаровым дефлектором (B) в гайке (C), позволяя шарику проходить между соседними канавками в точках ( А) и (D).


Схем с одним оборотом

Пример (2): Внутренняя система возврата шара.


Внутренняя система возврата шара в ШВП

В системе возврата этого типа шар возвращается к противоположному концу контура через стенку гайки или вдоль нее, но ниже внешнего диаметра через V-образный колпачок.

Пример (3): тангенциальная система внутреннего возврата шара.


Тангенциальная система внутреннего возврата шара в ШВП

Для работы на высоких скоростях или высоких нагрузках используется система тангенциального шарикового возврата. Это обеспечивает очень плавный поток шариков на любой скорости в ограниченном пространстве. Это очень прочная система возврата шара, которая также используется в решениях с высокими нагрузками.

D. Узел вращающейся шариковой гайки

Когда длинная шарико-винтовая передача вращается с высокой скоростью, она может начать вибрировать, как только коэффициент гибкости достигнет естественной гармоники для этого размера вала. Это называется критической скоростью и может сильно сказаться на сроке службы ШВП. Безопасная рабочая скорость не должна превышать 80% критической скорости винта.

Тем не менее, для некоторых задач требуются валы большей длины и высокие скорости. Вот где нужна вращающаяся шариковая гайка. Как правило для этого изготавливаются специальные системы ШВП.

На главную Продукция Передачи ШВП HIWIN

Шарико-винтовые передачи

HIWIN

Шарико-винтовые передачи HIWIN отличаются высокой производительностью при сравнительно низком износе. Это связано с особенностями конструкции и обработки поверхностей шарико-винтовых передач (ШВП). Легкость и скорость передвижения в передаче достигается с помощью тел качения между гайкой и винтом. ШВП служит для преобразования крутящего момента электропривода в поступательное перемещение исполнительного механизма. Шарико-винтовые шлифованные и катаные (накатные) передачи производства HIWIN это компоненты из высококачественного материала, выполненные с высокой точностью, в соответствии с международными стандартами ISO, JIS и DIN. Компания HIWIN предлагает шлифованные и накатные (катаные) шарико-винтовые передачи. Высокоточные, прецизионные шлифованные шарико-винтовые передачи с нанесением резьбы шлифовкой с помощью абразива серий FSV, FSW, FDV, FDW, FSI, FDI, RSI, RDI, PFDW, PFDI, OFSW, OFSI, FSH, DFSV, PFDW с диаметром от 15 мм до 100 мм и бюджетные накатные (катаные) шарико-винтовые передачи (ШВП) производства HIWIN с нанесением резьбы при помощи ролика, серии FSI, FSС с типоразмером от 8 до 63. ШВП применяются в робототехнике, в станках с ЧПУ: токарных станках, фрезерных станках, шлифовальных станках, в линиях сборки оборудования. Позволяют использовать для запуска оборудование меньшей мощности, сократить энергозатраты производства, уменьшить затраты на простой, ремонт и техническое обслуживание оборудования, а также к увеличить срок службы оборудования в целом.

    Общее описание Открыть PDF
  • Шарико винтовая передача производства HIWIN отличается высоким качеством, точностью перемещения и отсутствием люфта. Это достигается за счет готической дорожки качения для тел качения и преднатяга. Низкое трение в ШВП дает механическую эффективность до 90%, а прилагаемое усилие для вращения гайки, при этом составляет всего 1/3, в сравнении с однотипным трапецеидальным винтом, того же типоразмера.

    Детально ›››

  • Катаные ШВП склад Открыть PDF

  • Катаные ШВП имеют класс точности C7 по ISO, DIN (накопительная погрешность перемещения 0,052 мм на длине 300 мм). Поставляются со склада без обработки торца с фланцевыми гайками (DIN 69051) типов FSI, FSC. Имеется возможность обработки концов винтов ШВП по чертежам заказчика. Катаные ШВП подходят для использования в большинстве задач, преимущественно в бюджетных решениях станков с ЧПУ.

    Детально ›››

  • Опоры для ШВП Открыть PDF

  • Подшипниковые опоры всегда необходимы для фиксации шарико-винтовых передач относительно своей оси и свободного вращения винта ШВП вокруг своей оси. Опоры для ШВП классифицируются по способу монтажа шариковинтовой передачи — горизонтальные (типы опор — BK, BF), вертикальные (типы опор — FK, FF).

    Детально ›››

  • ШВП серии Super-S

  • Основными преимуществами серии SUPER S является низкий уровень шума (на 5 ~ 7 дБ ниже, чем у традиционных серий). В серии применяется запатентованная конструкция возвратного устройства, которая может поглощать шумы, вызванные ударами стальных шариков, что значительно снижает интенсивность шума и повышает прочность конструкции, достигнув значения Dm-N до 220 000.

    Детально ›››

  • ШВП серии Super-T Открыть PDF

  • Серия Super-T шарико-винтовых передач HIWIN разработана специально для высокоскоростных и бесшумных перемещений. Оптимальный дизайн системы ротации шариков позволяет уменьшить уровень шума, вызываемый столкновением шариков при работе.

    Детально ›››

  • ШВП серии Super-Z

  • Серия Super-Z

    Детально ›››

  • ШВП c наружной рециркуляцией Открыть PDF

  • ШВП c наружной рециркуляцией шариков применяют для станков с ЧПУ, в промышленном оборудовании, в электронном оборудовании, в прецизионных станках и другом высокоскоростном оборудовании

    Детально ›››

  • ШВП с внутренней рециркуляцией

  • ШВП с внутренней рециркуляцией

    Детально ›››

  • ШВП с концевой рециркуляцией

  • ШВП с концевой рециркуляцией

    Детально ›››

  • ШВП со смазочным картриджем

  • ШВП со смазочным картриджем

    Детально ›››

  • ШВП для высоких нагрузок Открыть PDF

  • ШВП могут использоваться в силовых цилиндрах, для замены гидроцилиндров в прессах, в любых других системах с предельными нагрузками. Гайки данной серии способны выдерживать нагрузки в 2-3 раза выше, чем гайки в стандартных сериях ШВП.

    Детально ›››

  • ШВП серии R1 и R2 Открыть PDF

  • ШВП серии R1 – это шарико-винтовая передача с вращающейся гайкой. В конструкцию передачи вошли гайка и радиальный подшипник как единая система. Применение данного типа ШВП распространяется в полупроводниковой промышленности, в робототехнике, в деревообрабатывающей промышленности, в лазерных системах, в транспортном оборудовании.

    Детально ›››

  • ШВП с охлаждением Cool Type Открыть PDF

  • ШВП Cool Type — это шарико-винтовые передачи HIWIN с системой охлаждения, предназначенные для высокоскоростных перемещений с высоким значением динамической нагрузки и точной системой позиционирования. Производится с полым винтом для дополнительного охлаждения.

    Детально ›››

  • ШВП серии Ball Spline Открыть PDF

  • Шарико-винтовые передачи HIWIN серии Ball Spline

    Детально ›››

  • ШВП c защитой от пыли Открыть PDF

  • Шарико-винтовые передачи HIWIN с защитой от пыли предназначены для предотвращения попадания мелких частиц, железных опилок и другого производственного мусора под корпус гайки.

    Детально ›››

  • Шприц для смазки HIWIN GN-400C Открыть PDF

  • Пистолет (шприц) HIWIN GN-400C применяется для заправки и пополнения консистентной смазкой картриджей линейных направляющих, гаек шарико-винтовых передач, подшипниковых узлов и др.

    Детально ›››

Специальные ШВП

Характеристики шарико-винтовой передачи продолжают улучшаться благодаря усовершенствованию методов производства и материалов. ШВП нового поколения имеют более высокую грузоподъемность, а это означает, что они все чаще используются для приложений с более высокими нагрузками, а также в более сложных условиях окружающей среды. Следовательно, рост числа приводов с шариковинтовой передачей, заменяющих традиционные методы гидравлического привода в некоторых приложениях с большим усилием.

Новые конструкции шарико-винтовой передачи также могут лучше противостоять суровым условиям, таким как экстремальные температуры, высокий уровень твердых частиц, воздействие химикатов и промывки под высоким давлением, а также удары и вибрация.

С ростом количества вариантов продукции инженеры ищут новые инструменты и услуги, которые помогут упростить процесс выбора шарико-винтовой передачи. Производители предлагают инструменты для определения размеров и выбора продукта, а также услуги по индивидуальному дизайну.

Характеристики ШВП для оборудования с ЧПУ

Как ранее было отмечено, довольно часто рассматриваемый привод применяется для обеспечения надежной работы станка ЧПУ. Основными характеристиками можно назвать следующие моменты:

  1. Протяженность ходового стержня. Как показывает практика, в большинстве случаев достаточно стержня длиной около 2-х метров. Крайне нежелательно проводить установку варианта исполнения с большой длиной, так как оказываемая нагрузка может стать причиной деформации и снижения основных эксплуатационных характеристик.
  2. Линейное скоростное передвижение. При производстве станков с ЧПУ уделяется внимание тому, чтобы основные элементы перемещались с высокой скоростью. За счет этого существенно повышается КПД и скорость обработки, а также расширяется область применения устройства.
  3. Наиболее важными параметрами можно назвать диаметр и шаг винта. Именно эти характеристики определяют то, какая нагрузка может оказываться на устройство.
  4. При производстве довольно много внимания уделяется точности. Этот показатель может варьировать в диапазоне от С1 до С10.

Двигатель может передавать вращение напрямую или через предохранительные элементы, к примеру, специальные муфты. Они позволяют существенно снизить вероятность появления дефектов.

Условия работы ШВП

Ходовой винт с шарикоподшипником работает практически без трения. Нагрузка между винтом и гайкой осуществляется шарикоподшипниками, которые обеспечивают единственный контакт между гайкой и винтом. Узел шарико-винтовой передачи будет работать либо с гайкой, вращающейся вокруг винта, либо с винтом, вращающимся через гайку. На вашем предприятии можно выполнить простую проверку работоспособности:

  1. Убедитесь, что винт чистый и слегка смазан маслом.
  2. Вручную поверните гайку вокруг фиксированного винта. Гайка должна вращаться плавно, без заедания и зависания. Не следует путать заедание с шариками, которые сжимаются, когда они входят в дорожку качения, проходя под нагрузкой между гайкой и винтом из возвратной системы. Заедание или зависание (трапеция) приводит к скольжению мячей, образованию плоских пятен на шарах, и гайка в конечном итоге блокируется. В тяжелых случаях шарики скольжения могут повредить дорожки качения винта и не подлежат ремонту.

Крутящий момент и предварительная нагрузка

Крутящий момент для привода нагрузки так же важен, как и все другие факторы, связанные с конструкцией шарико-винтовой передачи. Эти факторы взаимосвязаны в исходном макете дизайна.

Высокая предварительная нагрузка обеспечивает более высокую точность позиционирования и высокую жесткость системы, но увеличивает момент сопротивления. Превышение предварительного натяга увеличивает момент сопротивления быстрее, чем жесткость, и приводит к снижению срока службы винта. Высокий предварительный натяг может привести к неточному позиционированию. Высокая предварительная нагрузка также будет способствовать сбоям в электросети. Низкий предварительный натяг обеспечивает низкую жесткость системы и низкий крутящий момент сопротивления, что приводит к низкой точности системы.

Преимущества шарико-винтовых передач

Есть довольно большое количество преимуществ, которыми можно охарактеризовать рассматриваемый привод. Наиболее значимыми назовем следующие:

  1. Низкий коэффициент трения можно назвать основным преимуществом шарико-винтовой передачи. Этот показатель достигается за счет применения специального материала, а также добавления смазывающего вещества в зону контакта.
  2. Высокое значение КПД также является наиболее важным преимуществом, по которому шарико-винтовая передача обходит многие другие конструкции. Примером можно назвать то, что в большинстве случаев показатель составляет 90%, у метрических ходовых винтов он всего 50%.
  3. Отсутствие скольжения существенно увеличивает эксплуатационный ресурс шарико-винтового устройства. Подобное явление становится причиной сильного трения, который повышает износ и повышает температуру конструкции.
  4. Провести ремонт и обслуживание можно самостоятельно, для этого не требуется специальное оборудование. За счет этого снижается простой оборудования при ремонте, а также выполнении периодической смазки.
  5. Более высокая скорость ходового винта существенно расширяет область применения конструкции.
  6. Более низкие требования к мощности электрического привода винта.

Все приведенные выше преимущества определяют то, что многие не уделяют внимание стоимости и проводят установку конструкции. При выборе уделяется внимание типу применяемого материала при изготовлении, точности и многим другим моментам.

Центровка ШВП, несоосность и приложение нагрузки

Точное совмещение крепления шейки шарико-винтовой передачи с шариковой гайкой необходимо для длительного срока службы и точности позиционирования. Радиальные, изгибающие или опрокидывающие нагрузки, прикладываемые к ШВП, сокращают срок службы узла и его упорных подшипников. Радиальное смещение шарико-винтовой передачи приводит к увеличению крутящего момента по мере приближения шариковой гайки к опорам подшипника. Изгибающие или опрокидывающие нагрузки вызывают грубую работу и шум. Радиальные, изгибающие или переворачивающие нагрузки отрицательно влияют на точность позиционирования.

Неправильная регулировка следующего приведет к перегрузке шарико-винтовой передачи и гайки в сборе и будет способствовать отказу шарико-винтовой передачи и низкой точности позиционирования.

Техническое обслуживание ШВП (смазка и чистота)

ШВП должен быть должным образом смазана и всегда содержаться в чистоте. В противном случае его жизнь сократится. Когда шарико-винтовые пары не смазываются, срок службы уменьшается на 85 процентов. Смазка снижает трение, предотвращает коррозию и позволяет ШВП работать более эффективно. И масло, и консистентная смазка используются для смазки. Смазка обычно не используется при низких температурах или высоких скоростях. Графитовая смазка или консистентная смазка со взвешенными твердыми частицами никогда не используются, потому что они имеют тенденцию засорять систему возврата шара.

Подача масла должна всегда обеспечивать легкую пленку чистого масла с уровнем фильтрации три микрона или меньше. Смазка, загрязненная грязью и стружкой, увеличивает трение. Шарики, перемещающиеся по металлической стружке в дорожке качения резьбы шара, вызывают «растрескивание» и выход из строя шарико-винтовой передачи.

Используйте смазочные материалы, рекомендованные производителем станка. Как и в случае любой высокоточной сборки, загрязнение стружкой, грязью или другими посторонними предметами вызовет и, в конечном итоге, вызовет выход из строя шарико-винтовой передачи. Ограниченную защиту обеспечивают уплотнения или сальники. Если в окружающей среде высока концентрация загрязняющих веществ, рекомендуется использовать сильфоны или телескопические крышки. Периодическая проверка чистоты и смазки продлит срок службы ШВП.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]